Как решил действовать васютка когда понял что заблудился васюткино озеро

Как решил действовать васютка когда понял что заблудился васюткино озеро

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?

Мальчик Васютка заблудился в тайге и нашел неизвестное никому озеро, полное рыбы, открыл его людям. По имени мальчика и назвали это озеро.

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?

Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?

Васютка заблудился, когда погнался за глухарем и перестал наблюдать, куда идет. Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, терпение и упорство.

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?

День, когда поднялся ветер и начался дождь, был для Васютки самым трудным. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?

Васютка вспоминал рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы выбраться из тайги. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
В первую ночь в тайге мальчик особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень. Сначала он разговаривал с этим пнем, думая, что это кто-то притаился, укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем, потому что нашел его именно Васютка.

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?

Можно нарисовать широкий Енисей, по которому плывет пароход, и мальчика на берегу. Можно нарисовать к этому рассказу избушку на берегу Енисея и рыбаков, которые чинят сети. Или Васютку с ружьем и его мать, которая дает ему с собой хлеб. Можно нарисовать Васютку, который сидит у костра, разговаривает с белкой, оглядывает тайгу с верхушки дерева или стреляет в уток. Или большое озеро, в котором сквозь воду видна рыба, а над водой летят утки.

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»? Как связаны начало и конец этого рассказа и какую роль играет их связь?

Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается обращением к карте. В начале автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка».

Стр. 145. Литература и изобразительное искусство

Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации, помещённой в учебнике.

Васютка увидел на ели кедровку. Рис. Е. Мешкова.
«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».

Васютка у костра. Рис. Е. Мешкова.
«Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Стр. 145-146. Обогащаем свою речь

1. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?

Читайте также:  Все крупные озера северной америки

Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Она понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички». Таежные законы сложились из опыта многих и многих охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.

2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.

Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых.
Были — правдивые рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — выдуманные рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеей — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка.
Хлопец — парень.
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.

5. Устал, притомился, изнемог. — придумайте предложения с этими словами.

Мальчик устал, пробираясь сквозь тайгу. Отец притомился от долгой работы. Кот изнемог от жары.

Источник

Как решил действовать васютка когда понял что заблудился васюткино озеро

1. Определите тему рассказа «Васюткино озеро».

Тема рассказа — это взаимоотношения человека и природы взаимосвязи человека, как части природы. Главная мысль-тайга слабых не любит, человек должен обладать силой воли, познаниями и опытом, чтобы считаться по праву «хозяином тайги». Васютка смог выжить, так как любил свой край, знал природу и соблюдал её законы.

2. Чему мать учила Васютку, провожая его в тайгу?

Мать учила всегда иметь с собой хлеб и спички,первая наука в тайге. Учила делать зарубки-затеси и не отходить от них далеко, чтобы не потеряться.

3. Охарактеризуйте поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста ключевые слова, передающие состояние Васютки.

Как заблудился — погнался за глухарём. Почему заблудился — потерял осторожность и внимание от радости и азарта, забыл о то, чему его учили взрослые. Что почувствовал, когда понял, что заблудился -отчаяние, панику, страх, затем оцепенение и отрешённость. Паника сменилась вопросом — что же делать, как выживать ночью в тайге, тогда Васютка почувствовал надежду и развёл костёр.

4. Что помогло Васютке не пропасть в тайге?

Васютка заблудился в тайге, погнавшись за глухарём. Сначала у него началась паника, когда он понял, что заблудился, но потом он взял себя в руки и стал вспоминать всё, чему его учили взрослые, что говорили о тайге и как себя вести — это и помогло ему не пропасть, а выжить и вернуться домой.

5. Какие моменты сюжета являются ключевыми в раскрытии характера героя?

Ключевые моменты в раскрытии характера героя:
-Помощь взрослым говорит о заботливости, растёт помощник.
-Смог взять себя в руки — сила характера, смелость.
-Нашёл дорогу к реке — целеустремлённость, знание тайги, умение выживать.
-Сумел показать озеро — хозяйственность, не прошёл мимо рыбы, прекрасная память и понимание природы.

6. Назовите художественные средства, которые использует Астафьев в рассказе. В чем их роль?

В своём произведении Астафьев использует множество художественных тропов, делая рассказ образнее, пейзаж ярче, характеры людей полнее, передавая эмоциональное состояние героев.

Тайгу автор делает действующим лицом, роль пейзажа в рассказе занимает важное место. Автор рисует красоту родного края, незабываемость и особенность природы, с помощью сочных эпитетов, выразительных сравнений.

Эпитеты: «взлохмаченная ель»,»тихий лес»,»молчаливая тайга»,»неподвижный туман»,»мохнатые тучи»,»редкие облака»,»таинственный шорох»,»сонная тайга»,»тайга равнодушная, глухая, угрюмая»,»чуткий клюв»,»таинственные звёзды»,»кровянистое небо»,»большой ход(рыбы),»велика наша Родина»,»скучное житьё»,»памятное озеро»,»потрясающее открытие»,»трудовое веселье»,»счастливый Васютка».

Сравнения: «белка, будто пушинка», «веки, будто грузила», «бесшумно, как сова», «орехи, как пчёлки», «сук, как тупой пилой срезанный», «голос упал кедровой шишкой в мешок», «тропинки, что морщинки на лбу деда», «кедровки (кричали) на манер базарных торговок», «облака спрессованной ватой,»месяц, как ноготок», «середина озера-раскалённая сковородка», «глухарина, как леший», «тайга как тёмное, зелёное море», «щёлкнул языком, будто спуск нажал», «красные листья, будто пластины свёклы».

Читайте также:  Платные озера подмосковья для купания

Природа оживает в произведении с помощью олицетворений, звери, птицы, рыбы становятся безмолвными участниками диалогов Васютки с тайгой.

Олицетворения: «ветер разгладил» (лица людей), «звёзды перемигивались», «темень прячется», «разбушуется осень», «плакала сойка, стонали гагары», «осинник разделся донага», «небо прижималось», «костёр чихнул, зашипел, защёлкал», «плакала сойка».

Метафоры показывают величия края, добавляют образность, помогают разгадать скрытый смысл произведения.
Метафоры: «тайга кормилица», «озеро кляксочка», «выполз туман», «табун птиц», «клейкий туман», «звук растаял», «лес в унылой задумчивости», «рыба тучами (ходила), «шершавая складка коры», «озеро подёрнулось морщинками», «начали прорезаться звёзды», «по-детски заплакала желна».

Автор использует и перефраз, заменяя названия на образные выражение,усиливая образные черты и добавляя новый смысл , сухие имена собственные оживают и преображаются.
Перифраз:»глухарь-огромная птица»,»утка-небольшой комочек»,»Васютка-лихорадка болотная»»кедровка-нахальная птица,ведьма проклятая,птица полезная».

Диалектными словами, просторечием изобилует речь людей. С их помощью автор показывает местную жизнь, даёт почувствовать читателям особый колорит, характер жителей Заполярья.

7. Определите значение следующих слов: рассолодели от безделья; нету . фарту; осеннюю путину; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку . птицу; заполошной стаей закружились . листья.

Рассолодели от безделья — располнели; нету. фарту — нет везения, удачи; осеннюю путину — осенний рыбный промысел, ловля; привыкли парнишкой помыкать — привыкли командовать мальчиком; посадить на мушку. птицу — прицелиться, взять в прицел; заполошной стаей закружились. листья — листья закружились от порыва ветра, как всполошённая стая птиц.

8. Сформулируйте идею произведения и запишите ее. Как с ней связано название произведения?

Идея автора — показать единство человека и природы. Прекрасен окружающий мир, а мы живём в этом мире. Человек — это часть природы. Любя и понимая природу, человек выживает в тайге. Охранять и бережно относиться к природным богатствам — это наша обязанность. У каждого из нас в жизни есть своё «озеро», главное не пройти мимо, а открыть его, осознав простые жизненные ценности.

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

вторник, 1 февраля 2022 г.

В. Астафьев «Васюткино озеро», ответы на вопросы учебника, 5 класс

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 2 часть, Коровина, страницы 152-153

Виктор Астафьев «Васюткино озеро»

Размышляем о прочитанном

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?

Рассказ получил такое название, потому что открытое Васюткой озеро стало символом мужества и стойкости маленького мальчика, заблудившегося в тайге.

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?

Писатель рассказывал о том, что рыбаки работали бригадами, чтобы рыбы каждый год становилось всё меньше и идти за ней приходилось в низовья Енисея. В ожидании осенней путины рыбаки занимались подготовкой — чинили лодки и сети, проверяли поставленные перемёты и спаренные сети.

В ловушки попадалась разная рыба: осётр, стерлядь, таймень, налим.

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?

Васютка пошёл за шишками, погнался за глухарём и заблудился.

Выжить и найти дорогу из лесу мальчику помогли его смелость, знание леса, смекалка, настойчивость, любовь к родителям.

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?

Самым трудным для мальчика оказался тот момент, когда он понял, что заблудился. Он испугался, побежал куда глаза глядят, отчаяние охватило его и сразу не стало сил.

Васютка знал, что даже взрослые, заблудившись в тайге, часто погибают. И поэтому он испугался, а испуг лишил его сил. Когда мальчик успокоился, поел и поспал, он принял верное решение.

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?

Прежде всего, Васютка вспоминал родителей. Слова отца: «тайга хлипких не любит», слова деда: «вызвездило — к холоду», думал, что мамка плачет. Он вспоминал школу и учительницу Ольгу Фёдоровну.

Первую ночь он испуганно слушал шорохи, боялся корня. Он слушал жужжание паука и гудок теплохода.

Мальчик разговаривал с белкой, рассказав той, как он заблудился. Потом говорил с глухарём, показав ему кукиш и сказав, что больше не станет с ним связываться.

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Есть традиция называть географические объекты по имени первооткрывателя. Это озеро открыл Васютка и оно оказалось очень богатым рыбой, то есть не бесполезным. Поэтому озеро получило имя.

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?

Я бы нарисовала мальчика на берегу озера. Он бы стоял возле воды и смотрел на летающих уток. А под ногами, в озере, бурлила бы рыба.

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

Этот рассказ начинается и заканчивается описанием того, что это озеро трудно отыскать на карте, оно очень маленькое.

Читайте также:  Метеорит на озере телецкое озеро

Литература и изобразительное искусство

Подберите текст из рассказа к иллюстрации, помещённой в учебнике.

На странице 129 мы видим иллюстрацию, на которой изображено дерево, взлетающая с него птица, и стоящий рядом Васютка.

Для неё подходит текст: «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку».

Обогащаем свою речь

1. Обратите внимание на детали рассказа, например, почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Что значат её слова?

Мать настаивала, чтобы Васютка взял краюшку, потому что таковы были таёжные законы. Краюшка мала и не задавит человека, но может случится так, что она спасёт ему жизнь. Ведь в тайге каждый кусок хлеба важен.

Трепет перед драгоценным припасом (порохом и дробью) был вбит в сибирских охотников потому, что без этого припаса они были обречены на смерть от голода. Без припаса не добудешь пищу, не отобьёшься от диких животных.

Васютка стал разговаривать вслух, чтобы думать, что он не один. Слыша свой голос, он воображал, что рядом товарищ, который поддержит, поможет, который уговаривает не бояться.

3. Пошёл, ковыляя, передвигался, поплёлся — какие из этих слов вы часто используете в своей речи?

Я часто говорю слово Пошёл. Бабушка часто говорит слово Поплёлся, Ковыляя.

4. Замёрз, продрог, окоченел — когда используется каждое из этих слов? Приведите примеры.

Замёрз — так говорят, когда человек долго был на холоде, испытывает холод.

Продрог — так говорят, когда холод пробрался под одежду и заставляет человека дрожать.

Окоченел — так говорят, когда человек замёрз так сильно, что не может двигаться, его члены утратили гибкость и подвижность.

5. Устал, притомился, изнемог — придумайте предложения с этими словами.

Мальчик долго думал над задачей и сильно устал.

Дедушка шёл в магазин, но притомился и сел на скамейку.

Андрей изнемог от ожидания и уже не мог сидеть на одном месте.

Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу. Расскажите об этом, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения рассказа «Васюткино озеро».

Как я заблудилась в лесу, рассказ для 5 класса

Однажды я тоже заблудилась в лесу. Мы только что переехали в новый дом, друзей на новом месте у меня ещё не было и мне было скучно. Я решила сходить в лес, благо он начинался в ста метрах от дома.

Сперва я шла по тропинке, потом увидела на полянке красивые цветы и свернула к ним. Я их фотографировала и забиралась всё дальше в лес. Каждый раз, когда я хотела повернуть обратно, я вдруг замечала новые цветы и шла к ним.

Вдруг под ногами захлюпала вода. Я зашла в какое-то болотце. Я оглянулась и увидела, что вокруг стоят мрачные чёрные деревья, а тропинки давно не видно. Я торопливо повернула назад и пошла, как я думала, к тропинке. Время шло, но тропинки не было. Я поняла, что заблудилась и испугалась, отчаяние охватило меня и я сразу ослабла.

Я посмотрела на солнце и поняла, что иду куда-то не туда. Дом был на севере, но сейчас я шла к солнцу, а значит на юг или юго-запад. Я вспомнила, что лес очень маленький, и за ним начинается другой посёлок, с одной стороны течёт река, а с другой не минуешь автомобильной дороги. Поняв, что рано или поздно всё равно куда-то приду, я приободрилась и зашагала быстрей.

Вдруг я вышла к заросшему кустами косогору и услышала наверху голоса. Там кто-то шёл. Мне было стыдно звать на помощь и я просто полезла вверх через кусты. Вскоре я стояла на широкой тропе. Сориентировавшись, в какую сторону надо по ней идти, я пошла домой. И вскоре стала узнавать знакомые места. А там показалась и крыша моего дома.

Я вышла из леса, но никто не стал называть найденное мною болото Юлькиным.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24