Как сделать мостик на берегу озера

Устройство деревянных мостков и причалов: варианты конструктивных решений

Строительство деревянных мостков и причалов всегда организуется с целью обеспечения удобного и безопасного доступа людей к воде. С течением времени к способам возведения данных надводных сооружений, добавляются новые технологии, основанные на применении современных строительных материалов. Сейчас можно выбирать, построить деревянный причал на свайном фундаменте, который прослужит не один год, или возвести за пару дней понтонную конструкцию для сезонного использования. На выбор конструкции причала и способа ее возведения оказывают влияние особенности грунта в прибрежной зоне водоема, рельеф береговой линии, скорость течения реки, а также нагрузки, создаваемые в весенний период таящим ледовым панцирем. Габариты сооружения зависят от его назначения и интенсивности эксплуатации.

Пристани и причалы можно использовать для купания и загорания, швартовки маломерных судов (весельных и моторных лодок, катамаранов, водных мотоциклов, катеров), романтического отдыха на воде в беседках, установленных прямо на деревянном настиле.

Участок берега водоема, оборудованный специальными приспособлениями для швартовки маломерных судов, а также их стоянки, ремонта и технического обслуживания, называют причалом. С точки зрения инженерного устройства данные сооружения подразделяются на следующие подвиды:

  • причальные стенки, возводящиеся вдоль берега водоема из габионов и железобетонных изделий;
  • понтонный причал, устраивающийся на плавучей платформе из пластиковых бочек, труб, специальных емкостей;
  • причал на деревянных или металлических винтовых сваях, вбитых или вкрученных в дно водоема;
  • пирс – причал, располагающийся перпендикулярно к береговой линии водного объекта.

Оформление спуска к водоему с помощью сооружения пристаней и причалов увеличивает привлекательность места отдыха и обеспечивает необходимый уровень безопасности

Строительство причалов на свайном фундаменте

В русских деревнях, раскинувшихся по берегам полноводных рек, можно увидеть деревянные причалы для рыбацких лодок, построенных на свайном фундаменте. Ранее в качестве свай использовались твердые породы дерева. Чаще всего в ход шли лиственничные, дубовые или ольховые бревна. В настоящее время предпочтение больше отдается металлическим сваям, которые могут быть забивными и винтовыми. Данные виды свай отличаются друг от друга строением, а также способом установки.

Вариант #1 – забивные сваи

Забивные сваи изготавливают в виде стальных труб, снабженных заостренным наконечником. В грунт данные сваи забиваются копрами (сваебойными машинами). Подобный способ монтажа может негативно отразится на состоянии металла. Сваю может «повести» и даже скрутить спиралью. В случае такой деформации металла свая не дойдет слоя твердого грунта, а значит, не сможет быть полноценной опорой для сооружаемого причала. Не всегда спецтехника может подъехать к месту строительства причального сооружения. Поэтому при устройстве свайного фундамента своими руками используют винтовые сваи.

Вариант #2 – винтовые сваи

Винтовая свая, как и забивная, изготавливается из металлической трубы. Около ее нижнего конусообразного конца приваривается лопасть определенной конфигурации, а на другом конце – оголовок, необходимый для крепления основы будущего причала. Благодаря этой лопасти-винту свая легко вкручивается в донный грунт, при этом не приходится прикладывать слишком больших физических усилий. Во время плавного вращения винтовая свая равномерно входит в грунт. Риск деформации стенок трубы при этом минимален. Длина винтовых свай может достигать 11 м. При необходимости труба может наращиваться или, наоборот, обрезаться.

Монтаж деревянного причала сложной формы в зимнее время существенно упрощает ведение работ. По льду можно легко добраться до любого места строительства

Чем большую нагрузку должна выдерживать свая, тем больше должен быть диаметр ее ствола. При этом имеет значение и толщина ее стенок.

Правила монтажных работ

Перед началом монтажных работ необходимо рассчитать точное количество свай, подобрать нужный диаметр с учетом нагрузки. Вычислить минимальное расстояние между соседними сваями, при котором материал ростверка не будет провисать. Длина свай подбирается исходя из типа грунта и глубины его промерзания в данной местности.

После завинчивания винтовой сваи на определенную глубину в полость ее ствола заливают бетон (марка М300 и выше). Этот прием увеличивает несущую способность опорного элемента. При монтаже свайного фундамента в зимнее время в бетонный раствор добавляют специальные присадки. Кстати, установку свай для причала предпочтительнее проводить зимой. На льду гораздо удобнее и дешевле проводить работы, чем в воде. Если грунт неоднороден по структуре, то сваи устанавливают на различную глубину, после чего выравнивают по заданному уровню.

Читайте также:  Красивые озера подмосковья для купания

Схематичное изображение деревянного причала, построенного на свайном фундаменте. Длина винтовых свай определяется методом пробного бурения, во время которого можно узнать глубину залегания твердых слоев грунта

Винтовые сваи подходят для многоразового использования. Их можно вкручивать, а при необходимости демонтажа надводной конструкции – выкручивать. Правда, при этом заливать бетоном ствол сваи не рекомендуется. Прослужить винтовые сваи могут несколько десятилетий, особенно, если их поверхность обработана специальным химическим составом. Это значит, что причал, возведенный на свайном фундаменте, можно будет эксплуатировать в течение длительного времени.

Отдельно стоящие сваи объединяют в единую конструкцию с помощью швеллера, приваренного к их оголовкам. Иногда в качестве связующего звена используется брус. Все сварочные швы нуждаются в обработке специальной составом, изготовленным на основе эпоксидной смолы, эмали или краски. Данное покрытие защищает швы, находящиеся во влажной среде, от коррозии.

На грунтах из скальных пород монтаж свайного фундамента произвести невозможно. В этом случае рассматриваются иные варианты устройства причалов и пирсов.

В качестве материалов, используемых для укладки настилов на причалах и пирсах, применяется водостойкая древесина ценных пород (лиственница, акация, ипе, кумару, гарапа, бангирай, массарандуба, мербау). Каждый сорт дорогостоящей древесины обладает своим неповторимым цветом и особенной текстурой. Удешевить строительство можно за счет использования современных водоотталкивающих полимерных и древесно-полимерных материалов, на основе которых изготавливаются специальные палубные и террасные доски. Эти материалы идеально подходят для строительства надводных сооружений, так как:

  • не поддаются процессу гниения и разложения от воздействия влажности и атмосферных осадков;
  • не подвержены деформации, потому что не усыхают, не разбухают, не выгибаются и не перекашиваются, не коробятся и не растрескиваются (в отличие от многих сортов натуральной древесины);
  • способны без потерь декоративных качеств переносить значительные перепады температур, воздействие ультрафиолетового излучения;
  • обладают высокой стойкостью к истиранию;
  • выдерживают большие ударные нагрузки;
  • имеет нескользящую рифленую поверхность, позволяющую безопасно передвигаться по причалу во время или после дождя.

Полимерная палубная доска, используемая для монтажа настилов на причалах и пирсах, не нуждается в защите лаками и маслами, что значительно упрощает уход за ее поверхностью.

Монтаж деревянного настила на жесткий каркас, закрепленный на свайном фундаменте. Обработка досок защитными составами, предохраняющими их от преждевременного износа

Монтаж деревянного настила проводят путем использования технологии скрытого крепежа. При отделке готового причала устанавливают перильные ограждения, спуски в воду, а также швартовые кранцы и другие приспособления, необходимые для эксплуатации маломерных судов.

Пример сборки простейшего понтонного причала

Для построения небольшого причала понтонного типа приобретают деревянный брус, строганные доски, гвозди, саморезы, металлические уголки, 200-литровые бочки и веревки для их закрепления. Квадратный каркас конструкции собирают из бруса сечением 100 на 50 мм на берегу. Длина стороны квадрата равна 2,5 метра. Рама усиливается по углам с помощью деревянных брусков, устанавливаемых дополнительно. Углы рамной конструкции должны быть прямыми (90 градусов).

Конструкция, собранная из деревянного бруса и герметичных бочек, является примером простейшего причала понтонного типа, обеспечивающего подход к водоему

Плавучесть причала обеспечивается четырьмя 200-литровыми бочками, используемыми ранее для хранения нефтепродуктов. Бочки должны быть абсолютно герметичными. Для обеспечения этого требования вокруг пробок наносят герметик или силикон, предотвращающий попадание вовнутрь емкостей воды. Для лучшего крепления бочек к рамной конструкции используйте дополнительные бруски (50 на 50 мм), которые прикрепите к основному каркасу с помощью металлических уголков. В данных брусках сверлят отверстия, через которые протягивают веревки для надежного закрепления бочек, расположенных по обеим сторонам каркаса, параллельно друг другу.

Перевернутая рама, готовая к спуску на воду, переносится в водоем без настила, который утяжелит ее вес в несколько раз

Затем деревянную раму прямоугольной формы переворачивают, при этом бочки оказываются снизу сооружения. В таком положении конструкция устанавливается в водоеме около берега. Для ее крепления используется якорная система. Можно также привязать конструкцию к свае, ввинченной в грунт на берегу водоема, или столбу, вкопанному в землю и забетонированному. На последнем этапе прибивается к каркасу настил из строганных досок. Также сооружается небольшой мостик, обеспечивающий доступ к причалу с берега водоема.

Окончательный вид понтонного причала, используемого в летний период. С наступлением холодов надводное сооружение разбирается и убирается на хранение до следующего сезона

Читайте также:  Как клюет на лемболовском озере

Еще один вариант устройства мостков

Из грузовых автошин, отработавших свой срок, сооружают столбы. Для этого резиновые покрышки связывают друг с другом тросами или прочными веревками. Затем связанные шины закатывают в воду и устанавливают на дно водоема. Импровизированные столбики должны торчать из воды. Устойчивость столбов в воде обеспечивается с помощью речных булыжников, закидываемых внутрь покрышек. Затем на сооруженные столбы устанавливают деревянные мостки.

Что делать, если ваш причал уплыл?

Простые надводные сооружения владелец участка, выходящего к реке или озеру, может построить своими силами. Пирсы, уходящие на несколько метров от берега вглубь водоема, должны возводить компании, располагающие компетентными специалистами и профессиональным оборудованием. Если сэкономить на проектировании и строительстве причала, пригласив сомнительные фирмы для выполнения работ, то можно «потерять» надводное сооружение. Оно просто уплывет от берега.

Источник

Декоративный мостик в ландшафтном дизайне

Отправим материал на почту

Мостик на даче – экзотичное и оригинальное решение, которое может быть выполнено из камня, дерева, металла или железобетона. Рассмотрим каждый из существующих вариантов, проанализируем их применимость для наиболее популярных стилей ландшафтного дизайна.

Материалы для возведения

Декоративный мостик через пруд изготавливается по принципу, аналогичному возведению капитальных сооружений. Таким образом, для его возведения используются любые строительные материалы: дерево, металл, бетон, натуральный камень.

Деревянные

Кроме перечисленных ранее, к достоинствам мостиков из дерева относят:

  • Возможность лёгкого изменения внешнего вида конструкции. Например, достаточно сменить перила и приспособление примет совершенно иной облик.
  • «Воздушность» дерева в сравнении с «тяжелым» металлом или камнем искусственного либо натурального происхождения.

Для возведения изогнутого мостика лучше использовать клееную древесину. Её не придётся гнуть, а только вырезать соответствующую дугу из листового материала. Она не так восприимчива к воздействию влаги, что значительно продлит срок службы вашего сооружения.

Для настила используют предварительно обработанные доски, толщиной не менее 25 мм. Желательно, чтобы в них не было трещин, выпадающих сучков, следов загнивания и других элементов, ослабляющих несущие характеристики конструкции.

Важно! Укладывая деревянный настил делайте небольшой зазор между досками. Это обеспечит мгновенный сток дождевой воды и ускорит проветривание материала.

Разновидностей мостиков из дерева много. Это могут быть сооружения из досок, бруса, бревен, воздушные подвесные конструкции или что-то иное.

Металлические

Эта категория мостиков также относится к группе «воздушных» сооружений. Работать с металлом сложнее, чем с древесиной, но если у вас есть сварочный аппарат и трубогиб, то задача окажется по силам.

Конструкции могут быть различной конфигурации, начиная с простых прямых и заканчивая сложными, наполненными мельчайшими декоративными фрагментами. Причем элементы художественного декора (завитки, узоры) могут изготавливаться самостоятельно или быть купленными в магазине. В итоге вам только останется приварить их на место и покрасить.

Считается, что металл долговечнее древесины, но без должного ухода поверхность за 2-3 года покроется коррозией. Поэтому вне зависимости от того, из какого материала изготовлен ваш мостик, уход за ним должен осуществляться регулярно.

Часто вышеупомянутые материалы комбинируются с целью создания оригинального визуального облика или упрощения монтажных работ. К примеру, металлокаркас обшитый доской, деревянные поручни на перилах или наоборот, древесные балясины с витой трубой в качестве опоры для рук.

Полезно! Металлические кованые конструкции потребуют большего времени для сборки, но и прослужат гораздо дольше дерева. Кроме того, сделать их своими руками без навыков работы со сваркой не удастся.

Каменные

Каменный мостик на даче – одна из наиболее сложных и массивных конструкций. Необходимо учитывать, что даже возведение небольшого сооружения над ручейком потребует колоссального вложения средств и усилий. Однако после того, как вы осуществите задуманное, результатом станет долговечный и внушительный (с визуальной точки зрения) мост, не требующий дополнительного ухода.

Ландшафтные мостики из камня отлично смотрятся в интерьере сада, выполненного в одном из европейских стилей (английском, скандинавском, французском провансе). В качестве примера приведём 2 наиболее популярных варианта, представленных на фото далее:

  • Кусок огромной каменной плиты, переброшенной через водоём, овраг, сухой ручей, как это сделано в данном случае.
  • Массивное сооружение, сложенное по принципу возведения мостов эпохи средневековья. Такие сооружения могут полностью выкладываться из камня или отливаться из железобетона, а затем облицовываться декоративными материалами. Эффект в обоих случаях поразительный.

Полезно! Проектируя будущий каменный мостик необходимо учитывать внушительную массу сооружения. Для него понадобится прочное основание и не исключено, что потребуется оплачивать аренду спецтехники.

Бетонные

Аналогично каменному, бетонный декоративный мостик относится к массивным и долговечным конструкциям. Его отличительной особенностью является возможность воссоздания абсолютно любых форм и конфигураций. Изготавливается путем выполнения 3 действий:

  • Вязания или сваривания металлокаркаса из арматуры.
  • Подготовки опалубки.
  • Заливки бетона.
Читайте также:  Когда произошло ледовое сражение на чудском озере

Обустройство соответствующей заданному проекту опалубки является одной из сложнейших задач. Поэтому, если вы запланировали сложную конструкцию с мощными перилами и нестандартными формами – скорее всего придётся обращаться к специалистам

Аналогично каменному, железобетонный мостик имеет огромную массу и требует создания капитального основания. В противном случае структура растрескается под воздействием зимнего пучения грунта (вне зависимости от марки бетона и качества армирующего каркаса).

Интересно! С помощью железобетона можно получить самые невообразимые конфигурации мостиков. Открываются возможности для создания прямолинейных современных или многоступенчатых, относящихся к эпохе Микеланджело или Леонардо да Винчи.

Полезно! Часто железобетонные плиты выступают в качестве основания для последующего обустройства деревянного или металлического мостика.

Бетонные и каменные сооружения производят неизгладимое впечатление. Для возведения потребуют колоссального вложения сил и времени.

Внешний вид

Следующая классификация связана с конфигурацией мостиков. По этому признаку они могут быть:

  • Прямыми. Самый простой вариант, который подойдёт для любого стиля. Иногда они даже не имеют перил.
  • Арочными или японскими. Небольшой изгиб и этнический узор станут отличным дополнением для восточного сада.
  • Ступенчатые. Часто устанавливаются в качестве нивелира при соединении берегов, расположенных на разном уровне. Отличительная особенность заключается в том, что у таких мостиков, с одной или двух сторон (в зависимости от сложности рельефа), имеется 1-2 ступени.
  • Пошаговыми. Такие своеобразные «мостики» используются для декора «сухого ручья». Изготавливаются из округлых камней, уложенных в виде брода через реку.
  • Ассиметричными. Одна из наиболее сложных конструкций. Может быть выполнена в свободной форме и выглядеть в виде зигзагообразной конструкции, арки или иной конфигурации.

Интересно! Максимальный визуальный эффект произведёт подвесной мостик через пруд. Однако недостатком конструкции является сложность их безопасной эксплуатации.

Возможные варианты

Чтобы разбавить ландшафтный дизайн декоративным мостиком не обязательно выкапывать в саду котлован для пруда, ручья или иного водоёма. Сооружение будет отлично смотреться над клумбой или сухим ручьём. Поэтому можно рассматривать такой приём как универсальный. Единственным ограничением в данной ситуации будет служить обязательное соответствие стилю, в котором выполнен ваш садовый участок. В качестве примера приведём такие варианты:

  • Прямой мостик из рубленой древесины – рустикальный (рустик) стиль, имитирующий древнерусский склад.
  • Зигзагообразный – отличный вариант для японского сада.
  • Прямой мостик, изготовленный из бруса прямоугольного сечения, окрашенного в яркий цвет – прованс, классика, неоклассика.
  • Металлический с многочисленными коваными элементами – подойдёт для модерна или западноевропейской готики.

Важно! Примеры приведены с осведомительной целью. В некоторых случаях конструкции мостиков могут использоваться в сочетании с другими стилями ландшафтного дизайна.

Декоративное оформление

Для того, чтобы мостик гармонично «влился» в ландшафт сада, необходимо заранее определить его функциональную особенность и расположение. Он может выступать не только в качестве элемента декора, но и выполнять практичную функцию. Например, (как уже упоминалось) нивелировать перепады грунта, покрывать естественные углубления, служить связующим звеном разных частей участка.

Полезно! Место для декоративного мостика найдётся практически в любом саду.

После того, как установка мостика через пруд завершена, нужно позаботиться о его декоративном оформлении. Для этого рекомендуем воспользоваться приведёнными далее примерами:

  • Разместите в воде, с одной стороны крупные валуны с закругленными, словно обточенными водой, боками.
  • Подход к мостику присыпьте цветной (крашеной) галькой.
  • Отличным вариантом станет разбитая рядом клумба или отдельно стоящее дерево, куст. Однако не закрывайте его чрезмерным количеством растительности, иначе он может утратить все эстетические свойства
  • В тёмное время суток отличным, акцентирующим внимание декором станут светильники. Для их работы не обязательно протягивать световой кабель, достаточно разместить элементы, работающие на солнечных батареях.

Важно! Не перегружайте мостик через пруд светильниками. Подбирайте их количество в соответствии с размерами сооружения.

Заключение

Мостик на пруду, через ручей или совсем без воды – любое такое сооружение станет излюбленным местом для романтических встреч, вечерних прогулок или просто, модным элементом декора сада. Конструкция способна оживить ландшафт участка, скрыть проблемный водоём, низменность, перепады рельефа. Для его возведения не нужно огромных территорий. Например, элегантный деревянный мостик вполне способен «уложиться» всего на 10 сотках.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24