Как найти «Васюткино озеро»?
Школьное сочинение «Жив», написанное учеником Игарской 12 школы Виктором Астафьевым в сентябре 1939 года в его взрослой жизни стало рассказом «Васюткино озеро». Это произведение ныне всемирно известного писателя знакомо каждому российскому школьнику. Да и взрослые, особенно мужчины, нет-нет, да и заглянут в тоненькую книжонку. Но рассказ интересен и иностранным читателям, он, пожалуй, чаще всех издаваемый и у нас в стране, и за рубежом.
Моим землякам — игарчанам всё в повествовании узнаваемо: и местность, и род занятий взрослых, и смекалистость, присущая северянам: рыбакам и охотникам. Какое же из многочисленных озёр, названо Васюткиным. Ответом на этот вопрос и я задалась, проводя расследования накануне Дня рождения писателя.
Вот как знакомит нас сам В.П.Астафьев с Васюткиным озером: «Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем!», так начинается рассказ.
Рассказ – художественный, значит, и сам герой, и описываемые события и место действия – вымышленные. Да и сам писатель прямо указывает: «Это озеро не отыщешь на карте». Но всё-таки вычислить о каком месте идёт речь, я думаю, возможно.
После трагической смерти матери (она утонула в Енисее, переплавляясь на гружёной лодке из Овсянки до Красноярска с передачей в тюрьму к отцу и свёкру), освободившийся из заключения отец, с новой женой и новорождённым сыном Николаем, поехали на Север. Ехали не просто «за длинным рублем», хотели воссоединиться с высланными туда ранее родственниками. Взяли с собой и малолетнего сироту.
Но не смогла молодая мачеха заменить ребёнку мать. Подросток первое время жил в семье деда, а потом голодал и скитался по городским трущобам, пока не оказался больной, полуголодный и замёрзший в Игарском детском доме. Всё это ярко будет описано потом в «Последнем поклоне» в главе «Без приюта».
Отец Астафьева Петр Павлович с новой семьёй, вкусив городской жизни и неудачно выстроив карьеру продавца овощного магазина, переселился в глушь, подальше от властей — в станок Карасино Игарского района Красноярского края.
В тридцатые годы по Енисею станки – именно так назывались поселения – были на расстоянии сорока километров друг от друга. Появились почти все с освоением зимнего почтового тракта ещё в 19-ом веке. Тогда местное население осуществляло государеву повинность — гоньбу: от станка к станку, меняя лошадей и ямщиков, перевозило почту и редких пассажиров: в основном, ссыльных и служилых людей.
Станок Карасино находился между Ермаково и Сушково. Первая же аналогия, как только озвучишь название станка, возникает с озёрной рыбой – карасём. Редко на Севере, но всё же, пузатая рыбёшка попадается. В местах с суровым климатом караси впадают в зимнюю спячку, при этом выдерживают и полное зимнее промерзание водоёма до дна.
Но есть и другая версия. Старожил Игарки, «Почётный гражданин города» Борис Фёдорович Мельков считал, что название станка, должно быть, совсем не «рыбное». «Карась» – каменный бык: станок Карасино и берег Енисея в том месте весь в стоящих на попа камнях. Названия всех северных станков, считал старожил, – русские, поскольку основаны были не коренными северными народами, а именно русскими.
В книге Ивана Пестова «Записки об Енисейской губернии. 1831 год» в главе «Путь к Северному Ледовитому океану от Туруханска» сказано, что в зимовье Карасино — это три дома, живут в них крестьяне, есть казённый хлебный магазин.
Хлебные запасные магазины в Туруханском крае — склады хлеба, устраиваемые местными властями на случай голода, свидетельствовали о социально значимом для правительства поселении, некоем центре, хотя засвидетельствовано, что в 1859 году в Карасино было всего четыре дома, а в них четыре жителя: мужчина и три женщины.
Казённый хлебный магазин в станке Карасинском увидел и Енисейский губернатор Л.К.Теляковский, находившийся в инспекторской поездке по Туруханскому краю в 1893 году.
Есть упоминание о станке Карасино и в «Лоции реки Енисей от Енисейска до Дудинки», 1953 года: «Станок Карасино расположен на возвышенном крутом яру, переходящем в своём нижнем конце в пологое закругление берега, оканчивающееся у разлога речки Малая, впадающей в Енисей со стороны Карасинской протоки». (стр.384). Ныне Карасино – необжитый, заброшенный посёлок. Последний раз он упоминался в избирательных документах в 1966 году.
В устной беседе с журналистом, директором краеведческого комплекса «Музей вечной мерзлоты» Марией Вячеславовной Мишечкиной по его приезду в Игарку в августе 1999 года, перед началом телевизионного интервью, Виктор Петрович совершенно неожиданно вспомнил: «Как хорошо стоит Карасино, я сегодня посмотрел. Удобно, замечательно стояла деревня».
Вся местность на севере покрыта озёрами и болотами, их такое обилие, что каждый рыбак впору считает полюбившееся ему для лова – своим. В районе Карасино озёра носят названия Лебяжье, Щучье, Тайменье, Окунево, Карасино – как же без него. Понятно, что каждый из природных водоёмов прославился наиболее часто вылавливаемой там рыбой: где, щука, где окунь, а где и ценный таймень.
Как-то в разговоре со мной Виктор Петрович признал, что таймень по вкусу более ценная рыба, и её можно было бы тоже считать царской, но редко кому удаётся поймать тайменя в сети – настоящая удача для рыбака и радость для семьи, особенно, ребятишек. Но такого захватывающего сюжета с тайменем вряд ли получилось. Осётр более живуч, более значителен по размерам, и на примере его хищнического истребления Астафьеву в знаменитом романе «Царь-рыба» удалось наиболее остро поднять проблемы экологии в природе.
Залетали далеко на Север, в Заполярье, и лебеди. Мы видели их в детстве. Видимо, селились на одном из озёр, тем и знаменито оно оказалось, зовётся Лебяжьим. Есть в районе Карасино и озёра с более загадочными названиями: Большая Макута, Куняково, Афанасьево.
А вот Васюткиного озера на карте нет, но автор рассказа там провёл не один день, не одну страшную ночь.
В Карасино на лето 1938 года отец, работавший в рыболовецкой артели, и привёз к себе сына, находившегося на каникулах, да к тому же и сломавшего себе зимой ногу. Мальчик, как мог, старался помогать семье. Рыбачил, когда вместе со взрослыми, но чаще уходил из дома один, ища уединения и защиты у природы. Так глубочайшие мальчишечьи страдания вылились у уже взрослого человека в рассказ, написанный ярко, захватывающе, но вызывающий грусть и сострадание к судьбе сироты.
Один их героев рассказа «Васюткино озеро» носит фамилию Шадрин. Перепись населения, проведённая 23 августа 1918 года, зафиксировала в Карасино три семьи Тукуреевых, по одной Селивановых, Каргополовых и Шадриных.
Действительно, среди карасинских жителей времён Астафьева была семья знаменитого рыбака Николая Александровича Шадрина. О нём я недавно нашла очередное упоминание: в газете «Красноярский рабочий» за 5 мая 1942 года очерк «Отец воина». Его сын Павел Николаевич Шадрин воевал, а отец с невесткой рыбачили.
67-летний рыбак был лучшим стахановцем. Газета «Большевик Заполярья» тоже не раз писала о трудовых успехах пожилого рыбака. К примеру, годовой план вместе со своим напарником Тукуреевым трудяга-рыбак выполнил уже 28 июля 1942 года. Рыбачил он на озере Сухое. Может, там же, где и Витёк Астафьев в свое время?! И это озеро – Васюткино?
Внучка рыбака Галина Павловна Шадрина, ныне живущая в Красноярске, конечно, знает только уже взрослого, состоявшегося писателя. В 1938 ей было всего лишь три года. Но, став учителем литературы в одной из игарских школ, она не раз говорила своим учащимся, что рассказ «Васюткино озеро» повествует о «каникулах» Витька Астафьева в Карасино.
Виктор Петрович, взрослым, не один раз приезжал в Игарку, тянуло его сюда, давало новый всплеск эмоциям, подсказывало сюжеты произведений. Не раз летал он на озёра. Однажды, он с юмором заметил в письме другу и литературному критику Валентину Курбатову «Ездил на юбилей в Игарку, много видел, много слышал, ещё больше подсмотрел и, главное, был на рыбалке в том месте, где зимогорили Эля и Аким. И пилот, что нёс меня по небу на вертолёте, и все попутчики были совершенно уверены, что «так оно и было» и я чуть ли не третьим спал в мешке с ними. Смешная, наивная и святая вера в нашу литературу, ротозейское простодушие в восприятии словом…» (Астафьев В.П. Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001, издатель Сапронов, Иркутск, 2009, стр.290).
Но это о героях другого произведения – повествования в рассказах «Царь-рыба».
Занимаясь изучением творчества Виктора Петровича, особенно тщательно перечитывая всё, что касается города его детства Игарки, в его автобиографическом очерке «Сопричастный» (замечу, что не в художественном, а документальном) я нашла упоминание об озере, где рыбачил мальчонка: «В трёх километрах от Енисея, на Маковском озере отец соорудил мне плотик, выложил на нём очаг из камней, принесённых с берега реки, и вот на этом плотике стал я жить и рыбачить… Я рыбачил на вечерней и утренней зорьке удочкой и жерлицей. Рыбы было так много, что за вечер я набрасывал почти полный мешок окунями, сорогой и щуками. На берегу я высыпал рыбу из мешка под большой пень, на желтоватую мерзлоту, и рыба сохранялась до прихода отца. Он оставлял мне хлеба, соли, иногда и сахарку под пнём, а рыбу уносил и продавал подешёвке на пароходы». (Астафьев В.П. «Сопричастный» «Посох памяти», стр.22-23).
Значит ли это, что именно Маковское озеро стало местом действия знаменитого рассказа? Наверное, нет. Его площадь 163 квадратных километра, размеры 20 на 15 километров. Маковское тоже относится к бассейну Енисея и Нижней Тунгуски, но гораздо южнее Карасино.
Впрочем, Маковское – довольно распространённое название озёр в Красноярском крае – больших и малых. Вот и мой отец, сменившись после дежурства, в бытность его работы капитаном пожарного катера на лесокомбинате, уходил пешком из города на озёра. Возвращался довольный, с полным рюкзаком окуней, вываливал их в таз и заставлял нас с сестрой идти во двор чистить непокорную рыбу. Стояла жара. Чешуя на рыбёшках сидела прочно. Пропущенные и не обстриженные жёсткие иголки, спрятанные под красного цвета плавниками, больно вонзались в ладони. Холодильников тогда ещё практически не было. Надо было срочно очистить рыбу, чтобы она не испортилась в летней жаре. До сих пор помнятся эти окуни.
Отец тоже упоминал озеро Маковское, хотя было оно в окрестностях самой Игарки — недалеко от Гравийки.
Вновь неудача в поиске?
Приехавшего в августе 1999 года в последний раз в Игарку, Виктора Петровича вместе со съёмочной группой Ленинградских кинодокументалистов, и я сопровождала в поездке на озеро. Виктор Петрович тогда хотел хоть на время уединиться от назойливых киношников, попытался уйти по топкому берегу подальше, посидеть с удочкой у воды.
Когда ничего не поймав, вернулся, стоявшие на озере рыбаки взяли его в лодку, завели мотор и выехали на средину озера. Вся группа осталась на берегу. Пробыл он там менее часа. Вернулся, как мне казалось, ни с чем – без улова.
Спустя год в новом сборнике писателя «Пролётный гусь», вышедшем в 2001 году в Иркутске, я увидела затесь «Кетский сон» об этой поездке. За несколько часов на озере Хетском, приехавший в края детства писатель, впитал в себя столько эмоций, что их хватило на новый рассказ.
Только и это озеро оказалось отнюдь не Васюткиным, а впечатления от увиденного теперь жёсткими, не детскими: «…во всей красе увядания расстелилась по низу осенняя смиренная тундра, всегда мне напоминающая молодую солдатскую вдову, только-только вкусившую ласкового любовного тепла, радости цветения, порой даже и не отплодоносив, вынужденную увядать, прощаться с добрым теплом и ласковым летом. (…) в углах и заостровках большого озера застрявший туман, так и не успевший пасть до полудня, лишь лёгкой кисеёй или зябким бусом, простирающийся полосками, приникший к берегам».(Астафьев В.П. «Пролётный гусь», Иркутск, издательство «Вектор», 2001 год, стр.376-380)
Между этими двумя рассказами – вся жизнь писателя. Жажда жизни, стремление найти свой правильный путь — в «Васюткином озере» и осознание приближения неизбежного завершения земного пребывания – в «Кетском сне»: «Когда мы уплывали из Игарки, огибая мыс Полярного острова, в ту сторону, где за короткие дни почти отпылали леса, где ещё пространственней покоился северный простор, глубже и глубже погружаемый в печальную тишину осени, я подумал: «Прощая, Кетское озеро! … Суждено ли мне ещё раз внять тишине этого прекрасного мироздания?» (стр.380)
Виктор Петрович был прав: тщетно искать «Васюткино озеро» на карте, даже если ты и старожил тех мест.
Берите томик произведений писателя, открывайте его на любой странице, начните с первого попавшего вам рассказа, можно с самого раннего – «Васюткиного озера». Но обязательно прочтите и главные произведения писателя: «Кражу», «Последний поклон», «Царь-рыбу», «Прокляты и убиты».
Читайте Астафьева!
Фото: Ивана Табакаева, Сергея Остроумова, Михаила Литвякова. Последний снимок: август 1999 года, Хетское озеро: В.К.Сергейкин, В.П.Астафьев и М.С.Литвяков.
Источник
Анализ художественного текста по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Цели урока: (слайд 2)
- Способствовать формированию умения анализировать художественный текст; развитие внимания к тексту.
- Формирование навыков самообладания, умения справляться с трудными жизненными ситуациями.
- Воспитывать нравственные качества: любовь и к природе, внимательное и вдумчивое отношение к ней, забота о близких.
Задачи урока: (слайд 3)
- Учить работе с изобразительно-выразительными средствами языка, помогающими понять сюжетную основу произведения.
- Анализ эпизодов рассказа, описывающих переживания Васютки, осмысление их психологической составляющей как попытки перебороть свой страх.
- Словесное рисование эпизодов рассказа, раскрывающих внутренние переживания мальчика с использование образных слов и выражений из текста
- Учить умению делать выводы, производить рефлексию по прочитанному произведению.
Техническое обеспечение урока: медиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Чтение и обсуждение эпиграфов. (слайд 4)
Природа –не только источник жизни. Она и воспитатель души.
Мир природы всегда отражает мир человека.
Природа — одна для всех. Она нужна всем.
В.П. Астафьев
2.1. Вступительное слово учителя: (слайд 5)
Виктор Петрович Астафьев – писатель, который пишет “для детей и о детях”. Он любим разными поколениями людей. В своих произведениях он глубоко исследует внутренний мир человека на переломе жизненных обстоятельств. Автор показывает нам, как человек, попадая в невообразимо сложные перипетии жизни, испытывая страдания, изо всех сил сопротивляясь невзгодам, все-таки побеждает.
2.2. История появления рассказа “Васюткино озеро” (работа со слайдом 6)
3. Этап открытия новых знаний.
1. Аналитическая беседа по прочитанному:
Чтение отрывка из рассказа (слайд 7)
“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!”
Учитель: Есть много географических мест, улиц, школ, названных именами некоторых людей. Что это за люди, что же такое они совершили? А в нашей местности имеются такие места, названные именами чем-то выдающихся людей.
(Да, вот наша школа носит имя выпускника Валерия Маскина, есть улицы, названные именами легендарных людей: улица Ворошилова, улица Чкалова, Чапаева и др.)
— А обыкновенный мальчик? Что такого он должен был совершить, чтобы его именем назвали озеро? (высказывания ребят) (слайд 8)
— Мы пойдем по пути Васютки, чтобы понять, что пережил мальчик, заблудившийся в тайге, но не раскисший, не растерявшийся, не потерявший веры в себя.
— Можно ли понять, как автор относится к главному герою, прочитав название рассказа? (Да, ласково, с любовью- “Васюткино”. Сразу понятно, любит своего героя.)
— Каким было занятие Васютки у рыбаков? (Снабжал их кедровыми орехами: “Охота ведь рыбакам пощелкать вечером”.)
— Как же он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?
(“Похожий на коренастого, крепкого мужичка”). Какие слова в этом портрете вселяют уверенность, что все с маленьким героем будет хорошо?
— Почему был заведен такой строгий порядок: “идешь в лес- бери еду, бери спички”?
(В тайге все может случиться.)
— А каким чувством веет от наказа матери? (Заботой, тревогой. “Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь”.)
— Что такое “затеси”? (Зарубки на деревьях). (слайд 9)
— Мы знаем, что тропинка в тайге начинается с затесей. Она появляется тогда, когда по ней пройдут многие люди, потрудятся, прошагав, приложив усилия.
— А как вы думаете, какой литературный прием применяет автор, когда пишет: “лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия”? (Сравнение)
— А у человека отчего бывают морщинки? (Они появляются, когда человек много поживет, многое увидит и испытает.) (слайд 10)
— Ребята, а только ли в тайге нужны “затеси”? Где еще?
(Затеси – ориентиры, они нужны в жизни, чтоб не потеряться, не сбиться с хорошей дороги.)
4. Художественное чтение отрывка “Как Васютка заблудился и его анализ”.
1. А теперь давайте посмотрим, почему сбился с пути Васютка?
(Он увлекся охотой за глухарем, забыл о затесях, потерял их.)
“Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно. тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий . полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим.
— Когда он окончательно понял, что заблудился. (Когда увидел попавшую в тенета муху.
И опять очень образное сравнение и использованный литературный прием –сравнение).
2. Чтение и анализ отрывка. (слайд 11, 12)
“Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник-паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет- убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”
— До каких пор длилось его оцепенение? (До тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох и бросился бежать.)
— Какие чувства испытал Васютка, поняв, что он окончательно заблудился? (Отчаяние. “Будь, что будет, — отрешенно подумал он.)
— Что он вспомнил, что заставило его действовать? (“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”)
— Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”. (слайд 13)
— Помните, когда вы читали рассказ, вы узнали, что Васютка все умел, знал, как вести себя в тайге, что делать. Еще бы! Ведь он внук и сын таежников, охотников, рыбаков. А как ему было страшно! Как он испугался корня-выворотня! Да и как было не испугаться такого чудовища!
— Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел? (Пропал бы, сразу пропал. Главное – не терять присутствия духа!)
3. Сравнение двух эпизодов. (слайды 14, 15)
— А теперь давайте посмотрим, как описана пробудившаяся тайга.
Чтение и анализ 1 эпизода.
Синички потрошили, попискивая
Белка пронеслась, всполошено цокая
Уставилась на Васютку
— Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов? (Глагол обозначает действие, движение, в данном случае с помощью глаголов автор показывает картину пробуждения тайги).
2 эпизод. Какой же увидел тайгу Васютка, забрвшись на высокое дерево? (Чтение отрывка : Тайга. Тайга. )
— Обратим внимание на эпитеты — красочные определения.
Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем.
— Здесь их очень много, потому что это описание. Писатель хотел подчеркнуть с их помощью величие природы.
4. — А теперь среди этих красочных определений найдите то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки? (слайд 16)
Васютка понял, что погибает. Пусть с тобой будет, что угодно, а она останется такая же холодная, величавая, вечная.
5. — Ребята, попробуйте словами изобразить внутреннее состояние Васютки в этот момент. (Словесное рисование внутреннего состояния героя)
6. Спасение Васютки.
— Васютка решил идти на север (“. в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра”.)
— Какие качества характера помогают мальчику выбираться из тайги? (Наблюдательность, смекалка, жизненный опыт его предков-таежников.)
— Как Васютка открыл озеро? (Идя на север, он увидел на своем пути воду, подумал, что вышел к Енисею, но это оказалось проточное озеро, да к тому же полное белой рыбы. Опять же помогла его наблюдательность, смекалка.)
— Какие чувства испытывает Васютка, когда обнаруживает, что то место, возле которого он ночевал, всего лишь небольшой залив, а озеро открылось перед ним потом. (Он очень обрадовался –это и путь к спасению и возможность помочь рыбакам. “Вот где рыбищи-то, наверно. Уж здесь не пришлось бы зря сетями воду цедить. Выбраться бы, рассказать бы.”)
7. Подведение итогов урока.
— Почему взрослые решили назвать озеро Васюткиным именем? (слайд 17)
— Ребята, как вы думаете, почему Васютка умеет так видеть и чувствовать красоту природы? (Он всегда с природой, в природе, он как бы растворен в ней, впитал от рождения с молоком матери любовь к тайге, любовь к природе.)
8. Домашнее задание. (слайд 18)
На выбор: нарисовать иллюстрации к рассказу или вспомнить и подготовить рассказ о событиях, происходивших с вами в лесу, с использованием образных слов и выражений из текста рассказа “Васюткино озеро”.
9. Рефлексия. Выберите начало фразы из рефлексивного экрана и скажите одним предложением о том, что узнали сегодня на уроке, как работали, оценили свою активность, эффективность работы своей группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (слайд 19)
Источник