- Как вы определите идею произведения васюткино озеро
- Анализ рассказа Васюткино озеро Астафьева 5 класс
- Образец 2
- Также читают:
- Картинка к сочинению Васюткино озеро — анализ
- Популярные сегодня темы
- Анализ “Васюткино озеро”
- сочинение по литературе 5 класса
- История создания
- Сюжет
- Проблематика
- «Васюткино озеро» (ГДЗ) вопросы-ответы
Как вы определите идею произведения васюткино озеро
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
1. Определите тему рассказа «Васюткино озеро».
Тема рассказа «Васюткино озеро» — в тяжелой критической ситуации, преодолевая трудности, всегда искать выход, использовать все возможности, не опускать руки.
2. Чему учила сына мать, провожая Васютку в тайгу?
Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.
А так же сказала от затесей далеко не отходить, чтобы не потеряться. «Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь» (Затесь — стёс, сделанный на дереве топором.)
3. Охарактеризуйте поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста ключевые слова, передающие состояние Васютки.
Мальчик не растерялся и поборол страх.
“Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”.
Итак, надо “взять себя в руки”.
развести огонь;
собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
запастись на ночь дровами;
хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.
4. Что помогло Васютке не пропасть в тайге?
Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя.
5. Какие моменты сюжета являются ключевыми в раскрытии характера героя?
Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.
— Момент осознания Васюткой того, что он потерялся. Сначала мальчика, как и любого другого человека, охватывает паника. Но затем он собирается с силами и начинает действовать. Он активизирует знания, полученные от отца, и умело ищет себе пищу, готовит ночлег.
— В момент, когда садилось солнце, Васютке было особенно страшно. Однажды он испугался устрашающего силуэта. Но затем, все же, сумел сохранить самообладание.
— В момент, когда мальчик сообщает рыбакам об озере, он проявляет свою искренность и открытость.
6. Назовите художественные средства, которые использует В.П. Астафьев в рассказе. В чём их роль?
Интересен и богат язык произведения. При помощи художественных средств автор показывает красоту природы.
Эпитеты:
(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;
(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;
(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;
(туман) молочный, клейкий, неподвижный;
(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;
(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.
Встречаются в рассказе сравнения:
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”
“густая, как смоль, темень начала редеть”
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”
“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”
7. Определите значение следующих слов: рассолодели от безделья; нету. фарту; осеннюю путину; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку. птицу; заполошной стаей закружились листья.
р ассолодели-размякли,обленились;
нету фарту — нет везения;
осенняя путина -осенняя распутица, грязь;
парнишкой помыкать- приказывать что-то сделать;
посадить на мушку- взять на прицел, прицелиться (в охоте);
заполошной стаей закружились. — внезапным сильным порывом ветра поднялось огромное облако листьев.
8. Сформулируйте идею произведения и запишите её. Как с ней связано название произведения?
Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.
Человек и природа неразрывно связаны между собой. Знание законов природы помогает человеку выжить, бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)
Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. Герой понял, что человек должен уметь ценить жизнь, быть настойчивым и в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы.
Источник
Анализ рассказа Васюткино озеро Астафьева 5 класс
Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения.
Жанр данного произведения – рассказ.
Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.
Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.
Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.
Завязкой произведения является тот момент, когда мальчишка заблудился, погнавшись за глухарем. Кульминация рассказа «Васюткино озеро» — это сюжет, где люди спасают отчаявшегося мальчика. Развязкой данного произведения выступает возвращение Васютки к матери и начало рыболовства в найденном им озере.
В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.
В рассказе «Васюткино озеро» В.П.Астафьев использует красочные описания природы побережья Енисея. Природа как будто оживает перед глазами читателя и завораживает его своими красотами.
Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.
Образец 2
Произведение под названием «Васюткино озеро» написано Виктором Петровичем Астафьевым. Произведение относится к жанру рассказа.
История написана в 1952 году, а опубликована через четыре года. Но идея и сюжет рассказа пришли к автору еще в школьные годы. Мальчик Витя, учащийся пятого класса, выполнял задание по русской литературе. В своем сочинении, которое было посвящено лету, которое уходит, он рассказал, как потерялся в тайге и вынужден был провести много времени один на один с лесной природой. Это заняло много-много дней. Мальчик вынужден был познакомиться с лесным озером, которое известно местным жителям. Благодаря этому водоему он смог добраться к реке, а потом попасть домой. Это сочинение было написано очень ярко и качественно для школьника, поэтому оно было оценено учителем и напечатано в ученическом журнале. Именно оно стало фундаментом для рассказа «Васюткино озеро» Астафьева.
Язык написания произведения достаточно простой, но насыщенный образностью. Рассказывается о быте группы рыбаков в Сибири. Васютка, которому тринадцать лет, является сыном бригадира. Он делает попытки, соотнося свои силы и возможности, он помогал родителям, находя для них плоды кедрового дерева.
Однажды он берет в руки ружье, провиант и пошел в глубину дерева. Надеялся на хорошую добычу. Он заблудился. Он искал путь, как вернуться домой, но Васютка понял, что не стоит надеяться на помощь со стороны. Он надеялся лично. Он перестал быть рассудительным и спокойным, начал волноваться, пугаться и растерялся. Юноша рос в диких условиях, и слышал постоянно истории от старших, как необходимо чувствовать себя в таких ситуациях. Он применял советы закоренелых и опытных охотников. Благодаря им он смог побороть в себе боязнь, получить пищу, согреться и найти потерявшийся водоем со съедобной живностью. Он вспомнил информацию с географических часов и вышел к Енисею и нашел людей.
Главный герой – это Василий Шадрин, который является сельским школьником. Он смелый, озорной, и при этом хвастливый.
Одна из тем произведения – это трепет к родной земле и ее красоте. Замечательное произведение!
Также читают:
Картинка к сочинению Васюткино озеро — анализ
Популярные сегодня темы
Дорогой папа! Прости ты меня! Я тогда сбежала
Где-то там, на Урале, было озеро Светлое. Озеро находилось в горах, а главной его особенностью была прозрачная вода. Вода в нем была настолько прозрачной, что даже на самой максимальной глубине отчетливо виднелось
Произведение повествует о жизни города Глупова, раскрывая на примере взаимоотношений его правителей и городских жителей противоречия между народом и властью.
Главная тема комедии «Горе от ума» — противостояние идеологий «века минувшего» и «века нынешнего». Чтобы в полной мере раскрыть идею пьесы, Грибоедов наряду с главными героями ярко и правдиво изображает и второстепенные образы
Произведение «Мальчики» относится к целому циклу рассказов под названием «Братья Карамазовы». Главные герои – это Николай Красоткин и Илья Снегирев.
Источник
Анализ “Васюткино озеро”
сочинение по литературе 5 класса
История создания
С автобиографическим рассказом В. П. Астафьева “Васюткино озеро” связана интересная история. Когда будущий писатель учился в пятом классе, он однажды заблудился в тайге. Проблуждав один несколько дней, мальчик сумел выйти к людям. В самом начале учебного года учитель русского языка и литературы (известный сибирский поэт И. Д. Рождественский) дал ученикам задание: написать сочинение на тему “Как я провел лето”. Астафьев описал свои “приключения” в тайге. Рождественский отметил талант пятиклассника. Его рассказ был опубликован в школьном журнале под названием “Жив”.
В 1952 г. Астафьев вспомнил о первом литературном опыте и на основе школьного сочинения написал свой первый рассказ для детей – “Васюткино озеро”. Спустя четыре года произведение было опубликовано.
Сюжет
Тринадцатилетний сын бригадира рыболовецкой бригады каждое лето проводит на природе. Он помогает взрослым, собирая кедровые орехи и охотясь. Однажды мальчик увлекся погоней за глухарем и заблудился. Поначалу он поддался панике, так как прекрасно понимал, насколько опасно потеряться в бескрайних сибирских лесных просторах.
Главный герой все же был сыном таежника. Он начал вести себя спокойно и рассудительно, заботясь прежде всего о тепле, еде и ночлеге. За пять дней мальчик преодолел расстояние в шестьдесят километров и вышел на берег реки, где его и подобрали люди. Он не только сумел спастись, но и нашел в тайге неизвестное до этого озеро, богатое рыбой. В честь юного героя это озеро назвали его именем.
Главная идея рассказа заключается в том, что даже в самой трудной ситуации нельзя отчаиваться и сдаваться без борьбы. Одни из лучших человеческих качеств – мужество, смелость и находчивость.
Уже в самом начале произведения Васютка предстает перед читателем опытным таежным жителем, который является достойной сменой отца. Тринадцатилетний мальчик приехал в лес не на отдых. Он снабжает рыбаков орехами, каждый день уходя все дальше в леса. “С ружьем на плече и патронташем на поясе” Васютка похож на настоящего мужика-промысловика.
Несмотря на несвойственную возрасту “лесную мудрость”, Васютка все же остается обычным ребенком. Страстное желание добыть первого в своей жизни глухаря заставляет его забыть обо всем и углубиться в тайгу. После безуспешных поисков затесей (специальных отметок на деревьях) мальчиком постепенно овладевает панический страх. От взрослых он слышал немало рассказов о тех, кто заблудился в тайге и погиб.
С наступлением темноты врожденный
Инстинкт — наиболее развитая форма врождённого поведения животных и человека, возникающая в ответ на внешние и внутренние раздражители и направленная на удовлетворение основных биологических потребностей.
Васютка разводит костер, жарит глухаря, готовит место для ночлега. Даже остатки еды он заботливо подвешивает в мешке на дереве. Все последующие дни мальчик ведет себя, как настоящий мужчина, поставивший перед собой твердую цель. Он бережет патроны, еду и спички, пытается определить правильное направление пути.
Благодаря усвоенным с малых лет знаниям главному герою удается добраться до Енисея. Только при виде людей мужество изменяет измученному ребенку: “За-заблудился я-а, совсем заблудился-а…”.
Проблематика
Главная проблема рассказа – выживание человека в экстремальных условиях.
Васютка в рассказе (как и сам автор в реальной истории из своего детства) спасается благодаря хладнокровию и стойкости. Только таким образом удавалось выживать многим поколениям сибирских охотников и рыбаков.
В начале 90-х гг. Астафьев пролетел на вертолете над местами, где заблудился в детстве. Писатель был вынужден признаться, что, вероятно, в той ситуации ему помог сам Бог: “В этой тайге самому спастись, да еще будучи мальчишкой, – невозможно…”.
Источник
«Васюткино озеро» (ГДЗ) вопросы-ответы
Определите тему рассказа «Васюткино озеро».
Тема рассказа «Васюткино озеро» — в тяжелой критической ситуации, преодолевая трудности, всегда искать выход, использовать все возможности, не опускать руки.
Чему учила сына мать, провожая Васютку в тайгу?
Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.
А так же сказала от затесей далеко не отходить, чтобы не потеряться. «Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь» (Затесь — стёс, сделанный на дереве топором.)
Охарактеризуйте поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста ключевые слова, передающие состояние Васютки.
Мальчик не растерялся и поборол страх.
“Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”.
Итак, надо “взять себя в руки”.
развести огонь;
собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
запастись на ночь дровами;
хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.
Что помогло Васютке не пропасть в тайге?
Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя.
Какие моменты сюжета являются ключевыми в раскрытии характера героя?
Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.
— Момент осознания Васюткой того, что он потерялся. Сначала мальчика, как и любого другого человека, охватывает паника. Но затем он собирается с силами и начинает действовать. Он активизирует знания, полученные от отца, и умело ищет себе пищу, готовит ночлег.
— В момент, когда садилось солнце, Васютке было особенно страшно. Однажды он испугался устрашающего силуэта. Но затем, все же, сумел сохранить самообладание.
— В момент, когда мальчик сообщает рыбакам об озере, он проявляет свою искренность и открытость.
Назовите художественные средства, которые использует В.П. Астафьев в рассказе. В чём их роль?
Интересен и богат язык произведения. При помощи художественных средств автор показывает красоту природы.
Эпитеты:
(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;
(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;
(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;
(туман) молочный, клейкий, неподвижный;
(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;
(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.
Встречаются в рассказе сравнения:
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”
“густая, как смоль, темень начала редеть”
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”
“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”
Определите значение следующих слов: рассолодели от безделья; нету. фарту; осеннюю путину; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку. птицу; заполошной стаей закружились листья.
рассолодели-размякли,обленились;
нету фарту — нет везения;
осенняя путина -осенняя распутица, грязь;
парнишкой помыкать- приказывать что-то сделать;
посадить на мушку- взять на прицел, прицелиться (в охоте);
заполошной стаей закружились. — внезапным сильным порывом ветра поднялось огромное облако листьев.
Сформулируйте идею произведения и запишите её. Как с ней связано название произведения?
Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.
Человек и природа неразрывно связаны между собой. Знание законов природы помогает человеку выжить, бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)
Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. Герой понял, что человек должен уметь ценить жизнь, быть настойчивым и в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы.
Источник