Как затонул ирбис на телецком озере

30-тонный корабль увидел свет после 27 лет покоя на дне Телецкого озера

Со дна Телецкого озера подняли теплоход , ходивший по глади озера под именем «Ирбис» и затонувший 27 лет назад.

Катера типа «Ярославец» затонул в 1993 году в заливе реки Камга Телецкого озера в 20-ти метрах от берега. Он покоился на глубине 10−17 метров.

Весит теплоход 30 тонн , в длину составляет 21 метр.

«Время идет , озеро уже начало постепенно переваривать то , что попало к нему. Несмотря на то , что судно в неплохом состоянии , сохранилась отслоившаяся краска , радовали глаз целые иллюминаторы , коррозия сделала свое дело и металл начал „плакать“ сталактитами из ржавчины», — рассказал дайвер и сотрудник Алтайского заповедника Роман Воробьев.

Водолазам пришлось работать в воде +9 градусов в темноте — свет к кораблю почти не доходит.

Поднимали судно с помощью системы грузоподъемных строп и понтонов. Всего использовали 10 понтонов общей грузоподъемностью 70 тонн.

«После начала подачи воздуха в боковые понтоны они начали надуваться и через несколько часов теплоход постепенно начал подниматься из воды после 27-и лет покоя в темноте Камгинского залива. К чести отечественного судостроения , надо сказать , что после осушения корпуса судна герметизации не потребовалось , металл корпуса хоть и пострадал от коррозии , но выдержал экстремальное испытание временем под водой. Течей обнаружено не было , после откачки воды проблем с плавучестью и остойчивостью тоже», — поделился Роман Воробьев.

Через день после подъема корабль отбуксировали в Артыбаш. Так завершилась более чем полувековая история т/х «Ирбис» ( теперь «Ковчег») в Алтайском заповеднике.

Источник

30-тонный корабль увидел свет после 27 лет покоя на дне Телецкого озера

Со дна Телецкого озера подняли теплоход , ходивший по глади озера под именем «Ирбис» и затонувший 27 лет назад.

Катера типа «Ярославец» затонул в 1993 году в заливе реки Камга Телецкого озера в 20-ти метрах от берега. Он покоился на глубине 10−17 метров.

Весит теплоход 30 тонн , в длину составляет 21 метр.

«Время идет , озеро уже начало постепенно переваривать то , что попало к нему. Несмотря на то , что судно в неплохом состоянии , сохранилась отслоившаяся краска , радовали глаз целые иллюминаторы , коррозия сделала свое дело и металл начал „плакать“ сталактитами из ржавчины», — рассказал дайвер и сотрудник Алтайского заповедника Роман Воробьев.

Читайте также:  Где на материке северная америка расположено наибольшее количество озер почему

Водолазам пришлось работать в воде +9 градусов в темноте — свет к кораблю почти не доходит.

Поднимали судно с помощью системы грузоподъемных строп и понтонов. Всего использовали 10 понтонов общей грузоподъемностью 70 тонн.

«После начала подачи воздуха в боковые понтоны они начали надуваться и через несколько часов теплоход постепенно начал подниматься из воды после 27-и лет покоя в темноте Камгинского залива. К чести отечественного судостроения , надо сказать , что после осушения корпуса судна герметизации не потребовалось , металл корпуса хоть и пострадал от коррозии , но выдержал экстремальное испытание временем под водой. Течей обнаружено не было , после откачки воды проблем с плавучестью и остойчивостью тоже», — поделился Роман Воробьев.

Через день после подъема корабль отбуксировали в Артыбаш. Так завершилась более чем полувековая история т/х «Ирбис» ( теперь «Ковчег») в Алтайском заповеднике.

Источник

«Телецкий Титаник»: Ученые показали фото затонувшего на Алтае корабля

— Свое последнее пристанище теплоход «Ирбис» нашел в Камгинском заливе, — рассказали сотрудники Алтайского биосферного заповедника Роман Воробьев и Татьяна Клименко. — Корабль находится на не очень крутом склоне, примерно 30-40 градусов, глубина на носу около 10 метров, у кормы примерно 17,5 метра.

Благодаря хорошей видимости и использованию дополнительного освещения ученые сделали интересные фотографии 20-метрового катера, затонувшего еще в 1993 году. «Судно все еще держится в неплохом состоянии, кое-где сохранилась краска, радуют глаз целые иллюминаторы, хоть иногда и с трещинами», — описывают они состояние «Телецкого Титаника».

По словам Романа Воробьева и Татьяны Клименко, обследование судна не входит в их научные интересы — это было небольшое отступление от основной работы. Обследовав устье реки, впадающей в Камгинский залив, ученые обнаружили, что дно покрыто зарослями трав. «Ложе Камгинского залива занимают однородные, обширные по площади подводные илистые пустыни. Доминирующей растительностью здесь является Рдест пронзеннолистный Potamogeton perfoliatus. Дно покрыто бактериально-водорослевой пленкой с жемчужными пузырьками, и испещрено отверстиями из которых иногда выходит газ», — так описали они результаты основного исследования.

Справка «РГ»

Телецкое озеро — озеро на северо-востоке Горного Алтая, расположено в Турочакском и Улаганском районах Республики Алтай. Входит в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Занимает шестое место в России среди самых глубоких озер, его максимальная глубина 325 метров.

Теплоход «Ирбис» — одновинтовой буксирный теплоход, предназначенный для буксировки малых судов, перевозки 10-15 тонн груза и до 12 пассажиров. Затонувший в Телецком озере теплоход был построен в 1969 году, затонул в Камгинском заливе в 1993 году.

Источник

Стало известно , зачем со дна Телецкого озера вдруг подняли затонувший корабль

30-тонный корабль «Ковчег» ( он же «Ирбис»), который подняли со дна Телецкого озера , мог стать источником экологической катастрофы , пишут «Вести Алтай». Достать на поверхность теплоход собственник должен был по решению суда.

Читайте также:  Как может образоваться озеро

Оставаясь на дне , затонувшее судно негативно влияет на состояние ихтиофауны , приводя к массовой гибели водных обитателей , тем самым создавая угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде , заключили транспортные прокуроры после проверки.

Собственник «Ковчега» добровольно поднимать судно не собирался , поэтому прокуроры подали в суд.

«В настоящее время судно , угрожавшее экологии одного из крупнейших озёр юга Западной Сибири отбуксировано к селу Артыбаш. А с собственника , помимо долгов и штрафов , теперь взыщут ещё и расходы по поднятию катера , однако уже в принудительном порядке», — сообщил ведущий судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Денис Горбачев.

Ранее сообщалось о том , как поднимали «Ковчег» со дна.

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Телецкий «Титаник»: со дна горного озера на Алтае подняли затонувший 30 лет назад корабль

Телецкое озеро на юге Западной Сибири привлекает своей первозданной красотой тысячи туристов, исследователей, экстремалов. Но ошибок не прощает. Много тайн, в том числе и печальных, хранит безмолвный водоем и лишь немногим удается заглянуть в подводные «уголки памяти».

Телецкое озеро. Фото: Роман Воробьев

Сотрудникам дайвинг-станции «Зазеркалье», которая существует на базе Алтайского биосферного заповедника, во время одного из погружений удалось обследовать покоившийся на почти 20-метровой глубине под слоем ила теплоход «Ирбис».

Корабль находился на дне озера почти 30 лет.

Теплоход «Ирбис». Фото: Роман Воробьев

Теплоход «Ирбис», оказывается, ходил по глади озера в течение трех десятилетий. Но в 1993 году затонул при загадочных обстоятельствах. Что тогда произошло — никто не знает, документы были утеряны.

Теплоход «Ирбис». Фото: архив Биосферного заповедника

«Находку мы сделали в 20 метрах от берега в заливе реки Камга Телецкого озера», — рассказывает Роман Воробьев. – «Он оказался погружен на глубину 10 м у носовой части и 17 метров у кормы. С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника, включая директора заповедника, Игоря Калмыкова, регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ».

Пробы воды показывали следы нефтепродуктов, неопасные для водоема и его биосферы. Однако то, что кораблю не место на дне чистейшего озера, стало понятно после первой «встречи» с ним.

Читайте также:  Битва на чудском озере сообщение 4 класс

И время «Ирбиса» покинуть акваторию Телецкого наступило. «Особо охраняемая природная территория должна оставаться неизменной как над, так и под водой», — заметили дайверы и организовали в начале сентября операцию по судоподъему местного «Титаника» со дна.

«Работы проводились профессионалами ООО «ВК Подводтех» (Казань) под руководством главного технолога компании Алексея Смирнова при поддержке и под наблюдением сотрудников Станции подводных исследований Алтайского заповедника», — подчеркнул Роман Воробьев.

Теплоход «Ирбис». Фото: Роман Воробьев

Сложность операции заключалась не столько в труднодоступности судна и его габаритах — 30 тонн железа длинной 21 метр, но и ответственностью перед озером. На территории водоема необходимо неукоснительное соблюдение экологических требований к работам в заповеднике:

«Запрещено размытие и перемещение грунта на дне, образование отходов в процессе работ, развертывание лагеря и какие-то либо работы на берегу – медведи, гуляющие в Прителецкой тайге, малопредсказуемы.

Для уменьшения влияния работ на флору и фауну озера все манипуляции мы производили в легком водолазном снаряжении в толще воды с минимальным взаимодействием с донными отложениями», — объясняет Роман Воробьев.

Операция проходила в непростых условиях. Учитывать важно было и наличие большого количества коряг вокруг, и сплетение тросов перед теплоходом. Да и температура за бортом +9°С. Кроме того, свет до теплохода почти не доносился, да и прозрачность воды в Камгинском заливе оставляла желать лучшего. «Если потревожить ил, то видимость мгновенно становится нулевой», — добавляет Воробьев.

Теплоход «Ирбис». Фото: Роман Воробьев

На первом этапе водолазными специалистами на берегу поселка Яйлю (центральная усадьба Алтайского заповедника) собрали плот площадью 36 м2, служивший водолазной станцией — с нее осуществлялось погружение. Разместили необходимое – генератор, компрессор, две палатки для хранения оборудования, переодевания и обогрева водолазов.

И уже после детального обследования дна, его профилирования, замеров толщины ила началась длительная и ответственная операция судоподъема.

«Поднимали мы теплоход с помощью системы грузоподъемных строп и судоподъемных понтонов. Всего было использовано 10 понтонов общей грузоподъемностью 70 тонн. Все оборудование было рассчитано с многократным запасом прочности», — рассказывает дайвер.

Теплоход «Ирбис». Фото: Роман Воробьев

На закрепление понтонов, выравнивание судна на грунте и начало подачи воздуха в боковые понтоны понадобилось несколько часов. Но долгожданный момент наступил — теплоход медленно начал подниматься из воды, из прошлого в будущее, после 27-ми лет покоя.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24