- «Снежные горы»: жемчужины творчества Тютчева
- Текст стихотворения
- Из истории создания произведения
- Судьба стиха
- Сюжет поэзии
- Философский характер текста
- Образы произведения
- Образ огня
- Образ воды
- Образ земли
- Образ льда
- Образ гор
- Художественные особенности стиха
- Снежные горы
- Другие редакции и варианты
- «Снежные горы» Ф. Тютчев
- Анализ стихотворения Тютчева «Снежные горы»
«Снежные горы»: жемчужины творчества Тютчева
Меню статьи:
Текст стихотворения
Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами,—
И задымилася гора
С своими черными лесами.
Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат ручьи.
И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил,—
Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.
Из истории создания произведения
Тютчевское наследие насчитывает приблизительно 50 стихов-переводов и 250 собственных произведений автора. «Снежные горы» – одна из жемчужин тютчевской лирики. Эта поэзия принадлежит к разряду пейзажно-философских текстов. Глубина содержания, наполненность вечно актуальными смыслами делает это произведение популярным и сегодня.
Тютчев – русский писатель, творчество которого изучается в школе. Поэтому с творениями автора знаком каждый образованный человек. Особой известной пользуется пейзажная и философская лирика автора. «Снежные горы» относят именно к таким стихам – на грани философских рефлексий и описаний природы.
Когда автор написал стих – это вопрос. Точную дату создания произведения выяснить так и не удалось. Предполагается, что Тютчев работал над этим текстов в промежутке с 1825-го по 1829-й годы. Писатель часто находился вдали от родины, служил в Германии, жил в Мюнхене. Одно известно точно: «Снежные горы» появились не от внезапного вдохновения. Причина написания именно такой поэзии – просьба Сергея Раича.
Стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза» – своеобразный канон изображения природы. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Хороший друг, учитель Тютчева, Раич издавал в России литературный журнал под названием «Галатея». Московское издание выходило каждый месяц. В 1830-м Раич публикует тютчевскую поэзию в этой периодике. В этой публикации произведение вышло под другим названием – «В горах».
Судьба стиха
Журнал Раича не пользовался популярностью. Эта деталь обусловила малое количество отзывов, которое получил тютчевский стих. С момента первой публикации прошло шесть лет, и произведения поэта взял к публикации «Современник». На тот период приходился пик славы этого журнала, поэтому и стих получил достаточно много отзывов. Публика пересмотрела свои взгляды на тютчевское произведение. Писатель приобрел новых почитателей.
Сюжет поэзии
Поэт обращается к описанию прекрасного зимнего полдня. Вокруг – горы, которые нависают над озерами. Зима – это время, когда природа погружается в сон. Тютчев – мастер-пейзажист. Писатель изображает солнечные лучи, которые, падая вниз, на горы, уподобляют озеру большому зеркалу. На вершинах гор берут начало холодные ручьи. Но пейзаж – это не далеко не центр повествования. На самом деле между строк автор спрятал глубоко философское содержание.
Философский характер текста
Писатель изображает два мира, на которые словно разделилась окружающая среда. Существует некий мир гор (верхний мир) и земли (нижний мир). Стоит подчеркнуть, что Тютчев часто употребляет этот прием.
Любимое художественное средство русского поэта – контраст. Поэтому и сюжет, и философское содержание поэзии выходит именно из контраста. Горные вершины, покрытые льдом, противостоят горячему, озаренному солнцем небу.
Тютчев строит свое произведение на контрасте холода и жара. Автор призывает смириться перед неприступной, всесильной энергией, перед природной стихией.
Критики расценивают тютчевскую философию как сложное и не всем понятное формирование. Эта философия зиждется на понимании поэтом природы. Для писателя, природа представляется особым миром, над которым не властны люди. Люди оказываются слабыми, сталкиваясь с вечной стихией и ее проявлениями. Вероятно, Тютчев придерживался герметической концепции, согласно с которой стихия – это извечное начало мира. Автор интересовался легендами, обрядами, сказками и теми образами, смыслами, которые в них закодированы. Образы из старинных сказаний тоже нашли свое место в тютчевской поэзии. Ключевую роль в анализируемом произведении сыграли такие образы, как мать-земля, океан, солнце, день и ночь, сон, смерть, судьба.
Образы произведения
Образ огня
Это не первое произведение, где русский поэт переосмысляет образ огня. Роль этого образа подчеркивается акцентом на эпитете «огневой». Автор ассоциирует огонь с непорочностью, девственной природой гор, наконец – с близостью к Господу.
В контексте русской культуры огонь – это также символ освобождения, очищения, победы светлых сил над силами тьмы. Огонь – это посредник между людьми и кончиной. Тютчев заставляет вспомнить об образах Чистилища: местная река (она же – дорога к аду) обычно изображается огненной.
Образ воды
Вода несет противоположные смыслы – по сравнению с огнем. Огонь – это интенсивность, агрессивность. Вода – наоборот, представлена источником жизни, постоянно динамичной энергией. Для поэта вода – это вечное движение. Эти смыслы выражаются с помощью олицетворения «спешат ручьи».
Образ земли
Поэт мыслит землю страдающей, издыхающей. Не удивительно, что человек тяготится жизнью на земле. На самом деле человеческая душа жаждет иной жизни. Нижний, земной мир наполняется болью, страданиями, тогда как мир верхний – это полное жизни, счастливое, радостное, приближенное к Творцу измерение.
Образ льда
Земля мучает людей постоянным зноем. Лед – это спасение от жары, которая заставляет страдать и медленно убивает. Полуденный зной больше не имеет значения в верхнем, холодном мире. Лед – это, таким образом, подарок человеку от Богу, надежда на спасение.
Образ гор
Образ горных вершин помогает поэту проиллюстрировать центральную идею произведения – существование двух измерений. Эти измерения существуют в природе. Верхний мир очень древний, ведь горы живут сотни и тысячи лет. Горы – это жители одновременно двух миров, ведь подножием эти гиганты касаются земли, а вершиной – небес.
С самого начала поэзии, когда образ гор только предстает перед взором читателя, поэт изображает их массивными великанами. Люди почитают горы, поклоняются горным вершинам, словно богам.
Писатель сравнивает людей с горами.
Человек на протяжении жизни стремится достичь вершины, мечтая о покорении гор. Так люди все выше и выше уходят в горы, покоряя новые и новые пики. Писатель объясняет это желание покинуть землю и постичь горы желанием проникнуть в тайны мира.
Человек таким образом касается невидимого доселе мира. На земле человек подвергается манипуляции страстями, что тоже причиняет боль и страдания. Поэтому люди стремятся вверх, в горний мир, чтобы навсегда забыть о мучительных страстях.
Художественные особенности стиха
Ключевая особенность произведения – это цветовые эпитеты. Автор использует колористику и цветопись в поэзии. В целом, тютчевский стих отличается образностью, заставляя работать воображение читателей. Именно воображение приводит в движение все эти цветовые эпитеты и образы. Писатель не забывает об оттенках лазури, о золотом цвете, о кристально-белом оттенке горных ледников. С цветописью тесно связана и мифология – еще одна характерная черта тютчевской поэзии. Образ природы в этой логике изображается как некая первозданная сущность.
Произведение Федора Тютчева под названием «Не то, что мните вы, природа» – пример лирики, отличающейся противоречием. Писатель пишет о природе как о великой силе, которая обладает собственной сущностью. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Существует несколько редакций тютчевского произведения. В первой редакции, в частности, автор использует заглавную букву для таких слов, как «гора», «озеро», камни», высь», «земля», «небо». Динамика произведения становится особенно заметной во второй строфе. В этом месте автор будто оживляет природу. В «Галатее» стих был издан с еще одним рядком, где изображалось стадо животных, пасущееся в горах. Но в «Современнике» эта фраза исчезает. Вероятно, писатель решил подчеркнуть, что природа – самодостаточна и отделена, отстранена от людей.
Источник
Снежные горы
Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами, —
И задымилася гора
С своими черными лесами.
Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат ручьи.
И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил, —
Горе́, как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.
Другие редакции и варианты
4 С своими черными тенями.
Между 4-5 Едва в трепещущих листах
Звонок пасущегося стада
Почти замолк на высотах
Галатея. 1830. Ч. XIII. № 13. С. 91; Изд. 1900. С. 96.
10 Наш мир, как бы лишенный сил,
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 11. Л. 3
12 Во мгле полдневной опочил, —
Галатея. 1830. Ч. XIII. № 13. С. 91.
14 Над усыпленною землей
Совр. 1854. Т. XLIV. С. 4 и след. изд.; Сушк. тетрадь.
КОММЕНТАРИИ:
Автографы (2) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 11. Л. 2–2 об. (беловой) и 3–3 об. (черновой).
Первая публикация — Галатея. 1830. Ч. XIII. № 13. С. 91, с подписью «Ф. Тютчев», цензурной пометой — «Марта 18 дня, 1830 г.». Затем — Совр. 1836. Т. III. Под № III. С. 7, под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии», с подписью «Ф. Т.»; Совр. 1854. Т. XLIV. С. 3–4; Изд. 1854. С. 2; Изд. 1868. С. 4–5; Изд. СПб., 1886. С. 9–10; Изд. 1900. С. 96–97.
Печатается по Совр. 1836 г. См. «Другие редакции и варианты». С. 231.
Автограф беловой, ясный и четкий, особенность графики — прописные буквы в словах «Горы» (в названии стих.), «Гора», «Озеро», «Камней», «Божества», «Выси», «Землей», «Неба», поэт как бы мифологизирует картину: явления будто оживают в своей первозданной сущности. В черновом автографе (карандашом, с небрежно написанными словами, без знаков препинания, почти без разделения на строфы) эта особенность меньше выражена. В автографе отсутствуют красные строки в начале строф.
Датируется по цензурной помете в Галатее — не позднее марта 1830 г.
В Галатее напечатано слитно с «Утром в горах» (см. коммент. С. 323) под одним общим названием «В горах». Стихотворения действительно объединены горным пейзажем, хотя в первом изображается, видимо, утреннее время («Лазурь небесная смеется, / Ночной омытая грозой»), а во втором — полдень. Сходна в них и точка зрения автора; его взор скользит по вертикали: в первом стихотворении— от неба к земле, к долине и снова вверх, к вершинам гор; во втором стихотворении: от горных высот — вниз, в «дольний мир» и снова к высям гор, к небу. В Галатее еще сильнее контраст небесного света, огня и темной земли: отсюда в 4-й строке — образ «черными тенями» (в последующих изданиях, кроме Изд. 1900, «черными лесами»), который дополняется образами следующей строфы: «прохлада» листьев (вариант Галатеи), синева озера, образы камней, «родной глуби» земли, куда спешат ручьи. В варианте Галатеи природа «оживлена» (во 2-й строфе, исчезнувшей в последующих изданиях, кроме Изд. 1900) появлением картины пасущегося стада, с его «звонком», правда, почти замолкшим. Однако эта выразительная строфа исчезла в пушкинском издании. Смелые тютчевские образы этого стихотворения, его изысканная метафоричность — «перебирается прохлада», «Над издыхающей землей» — не были приняты в издании И.С. Тургенева и последующих. Вторая строфа в них отсутствовала, а в последней появился более обычный оборот — «Над усыпленною землей». Лишь в Изд. 1900 — возврат к варианту Галатеи.
Источник
«Снежные горы» Ф. Тютчев
Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами, –
И задымилася гора
С своими черными лесами.
Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат ручьи.
И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил, –
Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.
Не позднее 1829 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Снежные горы»
Точная дата написания стихотворения «Снежные горы» до сих пор остается невыясненной. Зачастую литературоведы приводят только возможные хронологические границы – от июня 1825 до 1829. Впервые текст в 1830 году опубликовал московский еженедельный журнал «Галатея», издаваемый Семеном Егоровичем Раичем (1792-1855). При этом напечатан он был под общим заголовком («В горах») и с общей пометкой («Сальцбург») вместе со сходным по тематике произведением – «Утро в горах». В «Снежных горах» перед читателем предстает полуденная пора. Поэт рисует полусонную природу. Солнечные лучи, падающие на землю, делают озеро похожим на стальное зеркало. С горных вершин спешат в долину ручьи. «Дольний мир» погрузился в «благовонную негу». Нередко тютчевская лирика строится на контрастах, что можно подтвердить и на примере рассматриваемого текста. В частности, речь идет о соседстве покрытых льдом вершин гор с «огневым» небом. Эпитет «огневой» в стихотворении играет важную роль. С его помощью в произведение вводится образ непорочности, чистоты, божественности. В русской культуре огонь зачастую символизирует очищение, торжество света над смертью и тьмой, играет роль посредника между божеством и человеком.
Для творчества Тютчева характерна связь движения с водой. Нет ничего сложного в толковании такого соотнесения. Вода воспринимается поэтом в качестве источника жизни, как следствие, и движения. Обратите внимание, что в рассматриваемом тексте по отношению к ручьям употреблено олицетворение: «спешат ручьи».
«Издыхающая земля» – пространство, в котором вынужден существовать человек. При этом его душа жаждет иного. В стихотворении «Снежные горы» мир вершин рисуется как полный жизни, выси сравниваются с божествами. Их обледенелость становится символом такой спасительной в полуденный зной прохлады. Положительное восприятие у читателей создается посредством использованных Тютчевым цветовых сочетаний: лазурь комбинируется с золотом солнца, также к ним добавляется кристально-белый. Горные пейзажи в лирике Федора Ивановича – способ проиллюстрировать идею двоемирия природы. Горы – древнейшая ее часть. Они одновременно укоренены в земле и возвышаются над ней. Стремление человеческой души к вершинам обусловлено желанием познать тайные бытийные начала, прикоснуться к иному миру, навсегда избавиться от влияния страстей.
Источник