Как звали бога реки нил

Бог Хапи — символ Нила

Древний Египет известен богатой мифологией. Одним из наиболее почитаемых и любимых египтянами богов был Хапи. Его любили как в Нижнем, так и в Верхнем Египте. О нем мы сегодня и поговорим. Выясним, почему египтяне называли бога Хапи творцом зерна и какую силу он собой олицетворял.

Кто такой Хапи?

Это один из древнейших египетских богов. Информации о его рождении мало. Его отцом считают первобытный океан Нун, создавший большинство верховных египетских богов.

Хапи являлся покровителем наводнений. Именно он разливал великую реку Нил, насыщая земли плодородным илом. Также его называли «повелителем птиц и рыб болотных», «повелителем реки, несущей растения». Вполне понятно, за что египтяне прославляли бога Хапи. Дело в том, что африканская река Нил, протекая через весь Египет, во время разлива приносила живительную влагу египетской земле.

Хапи — заботливый, добрый и щедрый бог, который подавал воду и пищу. Именно за это его так любили древние египтяне. Кроме того, он следил за космическим балансом.

Египтяне отождествляли ежегодный разлив Нила с пришествием Хапи. Ведь он заботился о том, чтобы пашни дарили богатый урожай, а луга давали пищу скоту. Вот почему египтяне называли бога Хапи творцом зерна. В период разлива Нила ему приносили жертвы, а в реку бросали папирусы с перечислением даров.

Происхождение имени

Имя Хапи (или Хапей) до сих пор является загадкой для историков. Согласно одной из версий, так когда-то называли реку Нил. Однако при этом он был не богом самого Нила, а его плодородной силы. По другой версии, слово «хапи» переводится как «единственно текущий» (подразумевается течение Нила).

Повелитель реки

Хапи олицетворял собой Великий Нил. Эта река, согласно верованиям египтян, берет свое начало в загробном мире Дуат. Истоки ее охраняет змей. Именно у первых порогов реки, в пещере Хену, живет Хапи.

Божество часто изображали в паре с супругой. Чаще всего это была богиня Мерет (в переводе с древнеегипетского — «любимая»). При этом в Верхнем Египте Хапи имел другую жену — Нехбет (богиня власти фараона с головой коршуна). А вот жители Нижнего Египта предпочитали видеть бога в обществе богини Уто, которая покровительствовала одноименному городу в дельте Нила. Она изображалась в виде красной кобры.

Как выглядел Хапи?

Египтяне представляли его в образе мужчины с небольшим животом и выпирающими, почти женскими, грудями. Он имел кожу с синим или зеленым отливом. Оттенок его кожи олицетворял цвет речной воды, который менялся в зависимости от сезона. Статуэтки бога красили в голубой цвет, символизирующий божественное начало. Хапи был одет лишь в набедренную повязку. Его голову венчала тиара (головной убор древних царей). Символы на тиаре разнились. В руках у божества был сосуд с водой.

Интересный факт: порой Хапи выбирал личину гиппопотама.

Примечательно, что римские и греческие художники представляли бога в несколько ином виде. Его изображали крупным мужчиной с парой лишний килограммов, кудрями с бородой. Рядом с ним традиционно находились сфинкс, рог изобилия и 16 детей. Количество детей также имеет символичное значение — считалось, что на 16 локтей поднимался уровень воды во время разлива Нила.

Хапи Верхнего и Нижнего Египта

Верхний и Нижний Египет являли собой два разных царства. Долгое время они воевали между собой и лишь столетия спустя объединились. Примечательно, что причиной одной из самых масштабных войн стала любовь к гиппопотамам. Фараон одного царства приказал другому уничтожить бассейн с гиппопотамами, которых его оппонент очень любил. Эта война длилась не одно столетие.

Богов Верхнего и Нижнего Египта также часто изображали по-разному. Более того, давали им разные имена. Однако древнеегипетского бога Хапи чтили практически во всех египетских областях.

Жители Верхнего Египта украшали его тиару изображениями лотосов, лилий или даже крокодилов. В Верхнем Египте этих хищников было очень много.

Тиара Хапи Нижнего Египта была украшена папирусом и изображениями лягушек. Именно они являлись символами этой области.

Хапи и Себек

Эти два божества очень похожи, несмотря на явные различия во внешности. Ведь если Хапи был похож на человека, то Себек являл собой божество с головой крокодила. Более древние культы рисовали его и вовсе в крокодильем теле. Правда, встречаются подобные изображения редко.

Себек является одним из самых древних богов Египта. Он повелевал водой и управлял разливом Нила. То есть практически конкурировал с Хапи. Именно поэтому эти божества ни в одной из египетских областей не обладали одинаковой властью. Там, где почитали крокодила, не было места богу Хапи. В этих областях Себек не только терял свою значительность. Он превращался в более неуправляемое, непредсказуемое и коварное божество.

Читайте также:  Реки которые расположены на территории россии

Историки считают, что древние люди отождествляли с богами наиболее опасных существ. Сегодня крокодилы убивают сотни людей в год, а в древности, вероятно, жертв хищников было значительно больше. Магический способ защиты от риска быть съеденным крокодилом — это сделать его божеством. В Среднем Египте даже был построен огромный храмовый комплекс, посвященный Себеку. В нем нашли тысячи мумифицированных крокодилов, которых египтяне содержали в качестве священных домашних животных.

Заключение

Сегодня мы выяснили, за что египтяне прославляли бога Хапи. Это божество является одним из самых интересных персонажей мифологии Страны Пирамид. Хапи — самый добрый и щедрый из огромного пантеона греческих богов, которые, судя по древним папирусам, не особенно заботились о простых смертных.

Источник

Как звали бога реки нил

Главная

  • Древняя цивилизация Африки. Южная Аравия
    • Древнии культуры тропической Африки
    • Цивилизвции древней Южной Аравии
    • Боги Африки и африканских переселенцев
  • Древняя цивилизация Египта
    • Цивилизация Мероэ
    • Культура древнего Египта
    • Боги древнего Египта
    • ПИРАМИДЫ ГИЗЫ
  • Древние цивилизации Месопотамии
    • Месопотамия в эпоху господства Аккада и Ура
    • Вавилония во II тысячилетии до н.е.
    • Ассирия в III и II тысячилетиях до н. е.
    • Вавилония в XII-VII вв. до н. е. и Ассирийская дер
    • Гибель Ассирии и Нововавилонская держава
    • Культура древней Месопотамии
    • Боги Древней Месопотамии
    • Ближний Восток
  • Цивилизвции древней Малой Азии
    • Древние города Малой Азии
  • Цивилизации древнего Ирана
    • Приход Мидийских и Персидских племен в Иран
    • Мидия
    • Економика и социальные институты
    • Иран в Парфянское время
    • Боги Ирана
    • Древнии города Ирана
  • Древняя цивилизации Закавказья
  • Цивилизация Скифов
    • Боги Скифов
  • Древние цивилизации Афганистана
  • Древне-Индийская цивилизация
    • Хараппская цивилизация
    • Индия в епоху Маурьев
    • Кушанская и Гуптская Империи
    • Основные черты культурного розвития
    • Индийские боги и богини
    • Дрение города Индии
  • Древние цивилизации Юго-Восточной Азии
  • Древне-Китайская цивилизация
    • Империи Цинь и Хань
    • Китайские боги
    • Древнии города Китая
  • Древне-Японская цивилизация
    • Японские боги
  • Древне-Греческая цивилизация
    • Архаическая Греция
    • Культура Архаической епохи
    • Культура класического периода
    • Кризис класического полиса
    • Походи Александра Македонского
    • Алфавитный указатель богов и героев
  • Еллинистическая цивилизация
    • Еллинистическая Культура
  • Древне-Римская цивилизация
    • Ранний Рим
    • Образование Римской державы. Кризис республики
    • Падение сенатской республики
    • Падение империи
    • Боги и божества римской мифологии
  • Цивилизации древней Америки
    • Теотихуанкан
    • Цивилизации Майя
      • Боги майя
    • Цивилизации Ацтеков
      • боги ацтеков
    • Цивилизации Южной Америки
  • Цивилизация Древней Руси
    • Происхождение древних славян
      • Народная одежда
    • Киевская Русь
    • Крещение Руси
    • Культура Руси
    • Славянские боги
    • Славянское жилище VIII—X вв
    • Древняя ведическая Русь
    • Древнерусское славянское оружие
  • Арийская цивилизация
  • Древнии города планеты
  • Эпона Викингов
  • Сарматы
  • Вьетнамские боги
  • Шумерская цивилизация
  • СЛЕДЫ БОГОВ
  • Интиресные статьи о цивилизациях

Статистика
Контакты

Древняя цивилизация Египта / Боги древнего Египта :Хапи
Бог Верхнего и Нижнего Нила, его приливов, приносящих плодородие, бог изобилия, отец богов. Давал продовольствие и воду для людей и жертвоприношений богам. Разлив Нила называли приходом Хапи, который регулировал уровень воды в реке. Своими поклонниками почитался больше, чем Ра.

Генеалогия. Муж богини царской власти Нехбет.

Местоположение. Как бог изобилия связан с Осирисом.

Атрибут. Ростки папируса (символ Северного Нила) и лотос (символ Южного Нила).

Иконография. Изображался в виде бородатого мужчины с синим или зеленым телом и с женской грудью (как бог, дающий питание), с повязкой рыбака на бедрах и пучком камыша на голове часто с ростками папируса и лотоса.
Хапи — добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. Он заботится о том, чтобы берега не засыхали, чтобы пашни давали обильные урожаи, а на лугах была точная трава для скота. Поэтому Хапи — один из самых любимых богов, и благодарные египтяне воздают ему великие почести.

Он одет в набедренную повязку рыбака а на голове носит водяные растения — чаще всего папирус. Статуэтки Хапи обычно окрашивали в голубой цвет — цвет неба и божества, или в зеленый — цвет воскресающей после разлива Нила природы.

Река Нил по-древнеегипетски тоже называется Хапи. Египтяне называй Нил и просто — «Рекой», или «Великой Рекой» Великая Река берёт начало в Загробном Царстве-Дуате; её исток охраняет змеи. Бог Хапи живёт в ущелье Гебель-Силсилэ у первых порогов Реки.Эта река и ее Бог являлись для египтян источником неиссякаемой энергии. Нил — река, дающая жизнь жителям Египта. Его воды не только орошали посевы, но и удобряли землю во время широких разливов. Вот почему однажды Нил стал не просто рекой, но божеством, которому поклонялись и у которого просили помощи в голодные годы.

Представители этого знака — натуры очень страстные и импульсивные. Девиз всей их жизни — лучше сделать и не жалеть, чем не сделать и жалеть. Им подходят любые профессии, где не надо сидеть целый день на рабочем месте, можно перемещаться и легко менять род деятельности.

Сверхъестественная способность людей Нила — это дар целительства. Если попробуете, то сможете снимать руками головную боль и избавлять от сглаза и негативной энерии. Обычно рядом с вами люди чувствуют себя хорошо и спокойно. Ваше биополе несет в себе огромный положительный заряд.

Характер: жизнерадостный и терпеливый. Вы легко адаптируетесь к любой среде. Вы очень проницательны, поэтому к вам тянутся люди. Ваши советы — всегда попадают в самое ядрышко.
Вы всегда оказываетесь там, где нужна ваша помощь. Но осторожнее! Из-за этого вами часто пользуются. Предательства вы не прощаете, впадаете в ярость и действуете импульсивно. Ваши суждения безапелляционны.

Источник

Бог реки Нил

Нил был богом реки Египет в Северной Африке.

Neilos — это греческое название реки Нил. Единственная другая река Северной Африки, которую, как известно, персонифицировали греки, — это Хремет в западной Ливии.

Изображение справа — Бог Реки Нил, греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ РЕКИ НИЛ
Родители Океан и Тетис
Бог чего Реки Нил
Дом Река Нил в Египте
Свита Карпос
Греческое имя Транслитерация Латиница Английский перевод Перевод
Νειλος Neilos Nilus River Nile Река Нил

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1] Океан & Тетис (Hesiod Theogony 337, Hyginus Preface)

Дети

[1] Мем­фи­да, Анхи­ноя (Apollodorus 2.10, 2.11)
[2] Аниппа (Plutarch Greek & Roman Parallel Stories 38)
[3] Хиона (от Kallirhoe) (Servius on Virgil’s Aeneid 4.250)
[4] Возможно Кали­ад­на, Полик­со

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧНОГО БОГА НИЛ

Гесиод. Теогония. 337. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«От Оке­а­на ж с Тефи­ей пошли быст­ро­теч­ные дети,
Реки Нил и Алфей с Эрида­ном глу­бо­ко­пу­чин­ным. [в длинном списке рек]»

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

«От Океана и Тефии [родились] – Океаниды… Того же происхождения реки: Стримон, Нил, Евфрат, Танаис, Инд, Кефис, Исмен, Аксен, Ахелой, Симоис, Инах, Алфей, Фермодонт, Скамандр, Тигр, Меандр, Оронт».

ДЕТИ РЕЧНОГО БОГА НИЛ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 10 (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Воца­рив­шись над егип­тя­на­ми, Эпаф женил­ся на Мем­фи­де, доче­ри Нила, и осно­вал город Мем­фис, назван­ный так по ее име­ни. У него роди­лась дочь Ливия, име­нем кото­рой назва­на стра­на Ливия».

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 11 (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Бел же, остав­шись в Егип­те, воца­рил­ся там и женил­ся на Анхи­ное, доче­ри Нила: от это­го бра­ка роди­лись близ­не­цы Еги­пет и Данай».

Овидий. Метаморфозы. Книга 5. 187. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[При дворе Кефея, царя Эфиопии, был человек по имени]
Тот­час Нилей, что солгал, семи­реч­ным буд­то бы Нилом,
Он порож­ден, на щите обо­зна­чив­ший семь его устий, —
Часть из них сереб­ром, дру­гую же золо­том, — мол­вил»

Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 38 / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2; (анонимные авторы 2 в. н. э.):

«Бусирис, сын Посейдона и Аниппы, дочери Нила, притворяясь гостеприимным, приносил в жертву всех, кто проходил мимо… Так повествует Агафон Самосский».

НИЛ БОГ РЕКИ НИЛ

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Мемнон. (перевод М. Л. Гаспарова). Данаиды. 25). [Речь Афродиты]. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 284):

«Я знаю и хвалю то племя славное
Из эфиопских мест, где семиустый Нил
Питает волны вихревыми ливнями
Оттоле, где от Солнца огнеокого
В нагорьях тает снег; и вся цветущая
Земля Египта, этой орошенная
Святой волной, дарит плоды Деметрины».

Геродот. История. Книга 2. 21. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«[Об истоке реки Нил]
Вто­рое тол­ко­ва­ние еще нера­зум­нее и, так ска­зать, уди­ви­тель­нее пер­во­го. Оно гла­сит: подъ­ем и спад [воды Нила] про­ис­хо­дит отто­го, что Нил выте­ка­ет из Оке­а­на, а этот Оке­ан обте­ка­ет всю зем­лю кру­гом».

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 24. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ста­туи всех рек дела­ют­ся из бело­го мра­мо­ра; ста­тую же Нила, так как он течет в море из стра­ны эфи­о­пов, они счи­та­ют нуж­ным делать из чер­но­го мра­мо­ра».

Филострат Старший. Картины. Книга 1. 5. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«[Якобы описание древнегреческой картины в Неаполе] Около Нила играют «мальчики с локоток»; это – дети такого роста, какой мы слышим в их имени. За многое любит их Нил, а больше всего он радуется на них за то, что в них заключается символ, как велик его разлив, благодаря которому он несет плодородие для египтян. Они появляются и как бы выходят из лона его вод, эти младенцы, и нежные и улыбающиеся; и мне кажется, что им свойственно также болтать и шутить. Одни из них сидят у него на плечах, другие цепляются ему за волосы; иные заснули у него на руках, а те весело скачут у него на груди. Он протягивает им цветы, одни вынимая из складок одежды на своей груди, другие – из-под локтя рук, для того, чтоб они сплели для себя венки из этих цветов и спали на них, беспечальные, овеваемые святым ароматом. А дети взбираются один на другого вместе со своими погремушками. Такое-то ложе у этой реки. Крокодилы и гиппопотамы, которых иные художники всегда рисуют при Ниле, лежат здесь спокойно в глубоких пучинах его вод, чтобы не внушать страха детям. Художник показал нам, о мальчик, здесь Нил как символ богатства водой и земными плодами: Нил, покрывши Египет водою, дал возможность ему стать плодородной землею – ведь равнины впитали его плодоносные воды. А там, в Эфиопии, откуда начинается Нил, над ним стоит демон как некий правитель; он посылает оттуда его воды такими, какие нужны для каждого времени года. Он так нарисован, что головой упирается в небо, ногою стоит на истоках, склонясь благосклонно, как бог Посейдон. На него смотрит Нил и просит, чтоб у него было побольше этих младенцев.
[Младенцы — это Карпосы, боги плодов земли]»

Филострат Старший. Картины. Книга 1. 7. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«Мемнона [из Эфиопии], сына Эос-Зари… Смотри, какой он огромный лежит на земле, какая у него копна волос, завившихся кольцами; я думаю, он вырастил их у нильских вод; ведь на Ниле у устья живут египтяне, а у истоков его – эфиопы».

Овидий. Метаморфозы. Книга 2. 254. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Когда Фаэтон, управляя колесницей солнца, поджег землю]
Нил на край све­та бежал, пере­пу­ган, и голо­ву спря­тал,
Так и доныне она все скры­та, а семь его устий
В зной­ном лежа­ли пес­ке — семь полых долин без пото­ков».

Овидий. Героиды. 14. 107. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Тел­ке безум­ной вернет обли­чье воз­люб­лен­ной бога
Нил, через семь рука­вов воды несу­щий в моря.
[Зевс превратил Ио в телицу, чтобы спрятать ее от гнева Геры. Но она сошла с ума из-за овода, которого богиня послала мучить ее, и отправилась в Египет, где ее облик наконец был восстановлен]»

Стаций. Фиваида. Книга 4. 706. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 43) (римский эпос 1 в. н. э.):

«Так убывающий Нил, в огромных скрываясь вертепах,
ликом восточной зимы заставляет луга заливные
твердыми стать, и холмы, оставлены влагой, дымятся,
и ожидает отца растрескавшийся Египет,
чтобы — в плеске воды — полям по просьбам фаросцев
дал он питанье и год к изобильным подвел урожаям».

Стаций. Фиваида. Книга 8. 359. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 43) (римский эпос 1 в. н. э.):

«Нил удаленный, когда впивает он устьем великим
яства небес супротивных и снег, от Зари приходящий, —
русло свое разделив, так семь по простершимся пашням
паводков в море несет, — и тогда Нереиды в глубины
скрыться спешат, опасаясь попасть в опресненные воды».

СОЗВЕЗДИЕ РЕКИ

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 32. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

«[Созвездие] Эридан. Одни говорят, что это — Нил, но, по словам многих, это — Океан. Те, которые говорят, что это — Нил, утверждают, что это наиболее справедливо вследствие его величины и приносимой им пользы, и особенно потому, что под созвездием находится некая звезда, сверкающая ярче прочих, которую называют Канопус. Канопом же называется и остров, омываемый Нилом».

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Источник

Читайте также:  Ты неси меня река кавер женский
Поделиться с друзьями
Байкал24