Какие притоки у реки яузы

Какие притоки у реки яузы

Я́уза — малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина — 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

Содержание

Притоки

Притоки Яузы: правые — Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые — Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ на Яузе появляются суда «Мосводостока»-организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20—25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе.

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла, у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Читайте также:  Какие вещества загрязняют реки

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Правительство Москвы не уделяет должного внимания экологическому состоянию Яузы [источник не указан 393 дня] , несмотря на ставшие постояными случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера «Орион» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу.

Фауна

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе «Медведково») наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба — уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

Источник

Река Яуза на карте Москвы

Яуза одна из малых рек Москвы и Московской области, при этом является наибольшим притоком Москвы-реки. В древности по её течению формировался современный мегаполис.

Рекомендуем к прочтению: река Синичка.

Описание

Протяженность Яузы 48 километров (из них лишь 29 протекают по территории города), площадь бассейна 452 км ² . Вытекает река из небольшого ручья на высоте 145 метров в поселке Загорянский (Лосиный остров). Впадает Яуза в Москву-реку в центре города у Большого Устьинского моста. Через Москву-реку, Оку и Волгу относится к бассейну Каспийского моря.

Расход воды ближе к устью не превышает 6 м ³ /с.

Притоки

Вытекает река из небольших болот на Лосином острове, пересекает город Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, затем входит в Москву. На этом участке к Яузе присоединяется несколько десятков притоков.

Читайте также:  Занимается день монастырь над рекой ноты для хора

Самые крупные из них:

Река Яуза на карте Москвы расположена в районах Медведкова и Бабушкина, проходит через Окружную железную дорогу, проспект Мира. Далее течёт по Ярославскому, Казанскому и Курскому направлениях Московской железной дороги, Садовому кольцу.

Рекомендуем к прочтению: реки Сочи.

Происхождение названия

Первое упоминание о Яузе содержится в летописи, датируемой 1156 годом. Изначально водоём именовался Ауза. Предполагается, что название имеет балтийского происхождение.

Судоходство

В древности Яуза входила в состав важного транспортного пути на территории Руси. Речное русло соединяло два значимых для государства города, Москву и Владимир.

Сильное обмеление Яузы началось из-за того, что в 60-е и 70-е годы проводились дноуглубительные работы.

Ширина Яузы на разных участках колеблется от 25 до 65 метров. Сейчас река судоходна лишь в промежутке от устья до площади Преображенской. Даже маленькие катера могут преодолеть по руслу всего 10 километров.

План реконструкции Яузы

Строительство набережных на судоходном участке реки завершилось в 1940 году. Генеральный план (1935 год) предусматривал вхождение Яузы в Водное кольцо Москвы.

Должно было начаться строительство Северного канала (от Химкинского водохранилища до Яузы). Для шлюзования реки нужно было построить шесть низконапорных гидроузлов. Из них четыре на Яузе и шлюз с судоподъемником на Северном канале.

Скорее всего план реконструкции реки был рассчитан до 1960-х годов. Набережные от Росткинского акведука и Оленьего моста были сооружены в начале 1970-х годов.

Ширину русла между стенками набережной хотели увеличить 20-25 метров, что гораздо больше чем естественное русло реки. Однако сделали это лишь в месте постройки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом.

Для дополнительного наполнения Яузы был прорыт Головинский деривационный канал. Вода из Химкинского водохранилища поступает в Головинские пруды, а затем в Лихоборку (приток Яузы).

Сыромятнический гидроузел

Другое название: Яузский гидроузел. Был сооружен в 1940 году на расстоянии трёх километров от устья. Гидроузел состоит из однокамерного судоходного шлюза и плотины, находящейся у правого берега.

За плотиной гидроузла установлены боны для сбора мусора. Там же была стоянка судов «Московского водостока». Мусор с акватории Москвы-реки и Яузы перевозится на базу в Курьяново.

Сыромятнический гидроузел

Капитальный ремонт на гидроузле провели в 2005-2006 годах. Отремонтировали шлюз, и заменили затвор водосливной плотины. Капитальный ремонт стенок набережных проводили ещё в 2000 году.

На плотине гидроузла установлены светофоры над верхними воротами. Также горят над плотиной предупреждающие красные огни. Они облегчают видимость проходящим судам.

Спрямление русла Яузы

Русло Яузы в Медведково спрямили в 1970-х годах. К этому привели сложности при строительстве линии метрополитена между станциями «Бабушкинская»-«Медведково». Старое русло протекало параллельно будущей линии метро. Потому его изменили, а над рекой построили мост. Извилистая река мешала постройке жилого квартала к западу от Сухонской улицы.

Первоначальная идея изменить русло Яузы появилась ещё в 1930-е годы. Согласно плану реконструкции Москвы в 1935 году Яузу хотели внести в «водное кольцо» и сделать судоходной. В тот период велось укрепление берегов, строились набережные, которые сейчас расположены в центре города. Но до конца проект так и не был доведён.

Старое русло Яузы протекало по улице Сухонской (между домами №5 и №7), далее направлялось к северу (до современной улицы Молодцова) и еще несколько сотен метров протекало вдоль улицы. Недалеко от проезда Шокальского (дом №18) река резко поворачивала на восток и северо-восток к бывшей деревне Ватутино.

Читайте также:  Какие города находится на реке кубань

Дноуглубительные работы

Когда-то в Яузу сваливали снег. Также в реке постоянно углубляли дно. Летом 2008 года после длительного перерыва работы по углублению дна возобновили, продолжались они до октября.

  • Яуза. Интересные факты. Ростокинский акведук

    В течение двух месяцев расчистили участок от правого берега на Рубцовской набережной до Госпитального моста. На место расчистки привлекли плавающий кран и два буксира. Подобные очистительные работы проводились каждый год.

    Несколько лет назад Яуза вошла в государственную программу возрождения малых рек Подмосковья. Подрядчикам было достаточно полтора месяца, чтобы возродить угасающий водоём, начиная с устья на Яузе. Она стала живой, резвой речкой, к тому же несколько увеличилась её ширина и глубина. Благодаря работам по углублению русла, на некоторых участках глубина сейчас достигает двух метров.

    Экология

    Экологическое состояние Яузы и её притока Сукромки резко ухудшилось за последние годы. Русла сильно занесло илом, появилось много водорослей, даже кустов и деревьев.

    Ещё одной причиной загрязнений являются промышленные предприятия, в зоне которых находятся реки. В воду сливаются нефтепродукты и другие органические примеси. Экологи утверждают, что без вмешательства властей не обойтись. Река мелеет, вода в ней очень грязная, купаться опасно для здоровья.

    Было проведено очищение 10-километрового участка реки от иловых отложений. На берегах вырублены кустарники, сухостои и поваленные деревья. В воду выпускают молодняк рыбы.

    Фауна

    Относительно естественное русло Яузы осталось в Главном ботаническом саду и Лосином острове около Сокольников. В парках ниже Лосиного острова водится очень много водоплавающих уток.

    Река почти не замерзает и на зиму к ней слетаются московские и подмосковные птицы. Иногда зимой наблюдают непривычных для города птиц: лебедей, индийских и серых гусей, канадских казарок.

    Из рыб в верхнем течении Яузы водятся окуни и плотва, попадается уклейка, щука и жерех.

  • СПЛАВ ПО ЯУЗЕ, техноген, самая грязная река

    Строения

    Половина русла Яузы протекает в черте огромного мегаполиса. Вдоль русла был построен жилой район и промышленные предприятия.

    Для транспортного соединения между районами города на Яузе реконструировали старые мосты.

    Мосты через Яузу

    В черте Москвы на Яузе сооружены 14 автодорожных, 6 железнодорожных моста, 2 метромоста, 1 трамвайный и ещё два пешеходных моста.

    Самые большие из них:

    • Преображенский метромост.
    • Глебовский. Длина Глебовского моста составляет 28 метров.
    • Малый Устьинский.
    • Матросский мост.

    Остальные три моста автодорожные, самый старый из которых (Устьинский) был открыт в 1938 году. Предполагается, что в ближайшее время через Яузу перекинут ещё несколько мостов.

    Тоннели под Яузой

    Лефортовский тоннель под одноименным парком и рекой Яузой имеет протяженность около 4 км. Это наиболее протяженный тоннель в Москве и один из наибольших в Европе.

    Тоннель разделён на семь автомобильных полос: три полосы для движения на север, четыре идут в южном направлении. Входит в состав Московского третьего транспортного кольца.

    Другие метро тоннели:

    • Арбатско-Покровская линия. На перегоне межу станциями Бауманская и Электрозаводская.
    • Люблинско-Дмитриевская линия. На перегоне между станциями Чкаловская и Римская.

    На карте

    Река Яуза на карте Москвы расположена в самом центре. На правом берегу находится Главный ботанический сад Российской академии наук. На левобережье Парк Московского дома офицеров. Вдоль берегов были многочисленные деревни, которые сейчас входят в состав столицы, как районы города.

    Власти проводят очистительные работы на русле реки и вдоль берегов. Большая часть территории пригодна для активного отдыха и прогулок всей семьей. Однако предстоит много работы, потому что участки рядом с промышленной зоной все ещё завалены кучами бытового мусора.

    Источник

  • Поделиться с друзьями
    Байкал24