- Урок литературного чтения Ю.Ярмыш «Озеро» план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок литературного чтения УМК «Гармония», 3 класс Тема: «Добрый клен», «Озеро», Ю.Ф. Ярмыш. план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения Ю.Ярмыш «Озеро»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Цель урока.
Формирование активной личности, чувства взаимопомощи, ответственности за собственный и коллективный результат.
Задачи урока.
· Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
· Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
· Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный,
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:
· Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
· Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
· Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Тема урока . Ю. Ярмыш. « Озеро ».
( Урок изучения нового произведения)
Формирование активной личности, чувства взаимопомощи, ответственности за собственный и коллективный результат.
- Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
- Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный,
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
- Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
- Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
- Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран,
Характеристика учебной деятельности учащихся
− Правильное выразительное чтение вслух.
− Формулирование основной мысли текста.
− извлечение информации из текста;
_ осуществление анализа и синтеза;
_ построение рассуждений.
− самостоятельное формулирование темы и цели урока;
− работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
_ Определять степень успешности своей работы,
− оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
− слушать и слышать других;
− договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
− оценивать поступки героев с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
_ высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений,
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний УУД.
III. Постановка цели урока.
IV. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
1. сведения о писателе
2. первичный показ текста.
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий.
Краткая беседа по выявлению усвоения содержания услышанного.
VI. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
VII. Физкультминутка для глаз.
VIII. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
1. осмысление авторской идеи;
2. творческая работа.
IX. Домашнее задание.
X. Рефлексия деятельности.
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников, достижение поставленной цели.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний УУД .
- — Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором Юрием Ярмышом и его произведением. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. разгадав загадку:
Смотрит солнце в зеркало,
Каждый лучик в зеркале
На волнах катается.
— Как вы думаете, про что это произведение?
— Хотите ли вы узнать, о каком озере идет речь?
- Постановка учебной задачи.
Поставьте цель урока. Закончите предложения:
Узнать… . (и расширить знания об озере)
Учиться….(отвечать на вопросы, аргументировать свои мнения)
Определить…. (идею произведения,)
Развивать…. ( речь, расширять словарный запас)
— Прочитайте эпиграф. 1 слайд. «Учитесь дружбой дорожить.»
— Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
- Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
Сведения о писателе.
Юрий Феодосьевич Ярмыш – известный украинский писатель родился 25 мая 1935 года в семье учителей. От родителей мальчик узнал много интересного о прошлом нашего народа, о героизме украинских казаков в борьбе за свободу. Юрий Ярмыш всегда с нетерпением ждал лета, ведь во время каникул он мог посещать своего дядю – пограничника, который служил в Закарпатье. С той местности можно было видеть самые высокие горные вершины Карпат. В тот период Юрий написал свои первые стихи. Но стал сказочником, а не поэтом. Его перу принадлежат многие поэтические сказки – о борьбе добра и зла, о честности и трудолюбии, верности родной земле, об увлекательных приключениях. Друзья называют Юрия Ярмыша украинским Андерсеном .( слайд 2, 3.)
6.Обсуждение и решение проблемы.
1) работа с текстом до чтения
— Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
— Чувствуется отношение автора к слову?)
2) словарная работа
— Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу
Топко – вязкая, мягкая земля.
Мелеет – уменьшается глубина.
Обмельчало – ушла вода.
Чтение с остановками:
«Поворачивайте в другую сторону.»
-Как вы думаете послушались Ручейки Озера? Почему?
— Как вы думаете долго радовалось озеро? Почему?
Дочитывают до конца.
-Перечитайте текст вполголоса.
-Какое настроение вызывает?
— К какому жанру относится произведение, и почему?
— Кого Ю.Ярмыш выбрал главными героями этой сказки?
-Почему озеро поссорилось с Ручейками.
-К какому исходу привело Озеро с Ручейками?
-Присущи ли черты Озера людям?
Портрет (4 слайд)
Составление «Синквейна»( 5 слайд)
3.Сердится, ссорится, мельчает.
4.Одинокое, ему нужна забота.
Почему вы взяли это предложение?
Как вы думаете, почему я взяла это предложение?
В сказке добро всегда побеждает зло. Закончите эту сказку. Придумайте концовку .Составьте 2-3 предложения.
-Какая из пословиц больше всего подойдет к нашему произведению? ( 6 слайд)
-Нет друга ищи, а нашел береги.
— Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
— К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
— Жизнь дана на добрые дела.
7. Решение учебной задачи .(рефлексия)
-Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту?
— Какова главная мысль этого произведения? (Делайте добро другим и дорожите дружбой тех, кто рядом с вами.) Продолжите фразу: (7 слайд)
Сегодня на уроке…..
Урок дал мне для жизни…..
Задание на дом: 1.составить тонкие и толстые вопросы к произведению «Озеро»
2.Узнайте какое озеро в России самое чистое?
3.Нарисовать обложку к произведению «Озеро» или иллюстрацию к странице.
4.Придумать свой вариант сказки?
5.Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда вы или кто-то вели себя так же как озеро?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: — обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: .
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.
«Для чего руки нужны?» Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема «К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы».Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн.
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч.
ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » — писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно.
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме «Знакомство с учебником «Литературное чтение» 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России».
Источник
Урок литературного чтения УМК «Гармония», 3 класс Тема: «Добрый клен», «Озеро», Ю.Ф. Ярмыш.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект открытого урока литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
УМК «Гармония», 3 класс
Тема : «Добрый клен», «Озеро», Ю.Ф. Ярмыш.
Цель: совершенствование навыка смыслового чтения, определение главной мысли произведения.
Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: целепологание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что ещё неизвестно, прогнозирование результата.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановке вопросов к тексту, поиске и сборе информации.
Личностные: воспитание нравственных черт характера, ознакомление с нормами морали через принятие нагрузки художественного произведения, воспитание взаимоуважения, умения работать дружно, согласовано.
— Поздоровайтесь с нашими гостями. Проверьте все ли готово к уроку ( учебник, словарик качеств характера, ручка, дневник, творческие тетради.)
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
— Как называется раздел, который мы изучаем?
— С какими произведениями мы уже познакомились? Прочитайте или назовите главную мысль сказки «Два брата».
— Подумайте, почему у народов Эстонии и Латвии есть сказки с одинаковыми сюжетами и моралью?
— У вас было творческое задание, придумать сказку, построенную по схеме народов Прибалтики. Познакомьте нас со своей «пробой пера». (2-3 ученика)
— На кого из героев своих сказок вы хотите быть похожи? Почему?
Постановка целей урока. Мотивация.
— Скажите, что вам известно о Г.Х. Андерсене? Какие сказки он написал? Если вы знаете такое большое количество его сказок, наверное они интересные и понравились вам. Да?
— А верите ли вы в то, что есть еще один Андерсен ? Хотите познакомиться?
В 1935 году в городе Днепродзержинске в Украине родился Юрий Федосеевич Ярмыш. Своё творчество Юрий Федосеевич начинал со стихотворений. Когда ему было 15 лет его стихотворения опубликовались в журналах и газетах города Киева. Но потом он перешёл на прозу и больше всего любил писать сказки. Ярмыш много путешествовал, он побывал в Англии, Канаде, США, на Балканах, несколько раз был в Индии. Как сказочник Юрий Федосеевич известен не только в нашей стране, но и за рубежом. У него более 50 сборников сказок и все они переведены на 15 языков мира, их любят взрослые и дети многих стран. Коллеги – писатели и поэты называют его «украинский Андерсен».
— Дети, вы хотите почитать сказки «украинского Андерсена» — Юрия Ярмыша?
— Тема нашего урока: Сказки Ю. Ярмыша «Добрый клён», «Озеро».
— Назовите, какие отрицательные качества затрагивались в прибалтийских сказках?
— Как вы думаете, зло, жадность, зависть – это все отрицательные качества, которые могут быть у человека или нет?
— О чем хотите узнать на сегодняшнем уроке?
Познакомимся с новыми произведениями, будем правильно и выразительно читать, находить главную мысль произведения, давать характеристику героям и оценку их поступкам.
Мы будем учиться доброте и щедрости одних героев и постараемся не быть похожими на других, узнаем, как важно уметь дорожить дружбой.
Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.
1.Работа по учебнику стр. 49.
— Прочитайте название первого произведения.
— Предположите, о чем оно? Перед чтением, выясним лексическое значение некоторых слов.
Плющ, ползучий, оплели, хилый.
Плющ – вьющееся растение, которое в длину может достигать до 20 метров. Он часто в природе вьется по растениям. Растет в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму, на территории России и даже у нас в Понырях встречается разновидность плюща. Вы все его видели, просто не знаете название. Мы обязательно весной во время экскурсии рассмотрим это растение. Плющ цветет с августа по сентябрь.
Ползучий – передвигающийся ползком; ползающий; стелющийся по земле, расползающийся: ползучие растения.
Оплетать – обвивать, чем- либо гибким; переплетаясь, покрывать собою( о ветвях, стеблях).
Хилый – тот, кто слаб, немощен, болезненный.
2. Первичное чтение.
— Прочитайте самостоятельно «жужжащим чтением», будьте, пожалуйста, внимательными и вдумчивыми читателями. Приступаем.
— Оправдались чьи-либо предположения?
— Можно ли отношения героев назвать дружбой?
3. Проверка первичного восприятия.
— Назовите героев сказки.
— Расскажите, каким изображен Плющ в начале истории? Как его называет автор? Докажите словами текста. А в конце?
— Каким, показан Клен в начале? А затем? Докажите.
— Найдите в тексте слова – им. Существительные, которыми автор называет Плющ. /приятель, сосед/
— Приятель – это друг? / близкий, дружески расположенный знакомый/
— Каким приятелем Юрий Ярмыш называет Плющ? /ползучий приятель/
— С кем, с чем у вас ассоциируется слово ползучий?
— Кто такой сосед? /человек, который живет рядом, находится вблизи,/
— Вы друг для друга являетесь соседями по …парте
-Как по вашему, должны жить соседи?
— Можно Плющ назвать соседом Клена?
— Докажите словами текста, что соседство Клена и Плюща не было по настоящему соседским?
— клен почувствовал, что новый сосед сжимает его, не дает расти;
— тонкие ветки Ростка мелкой листвой крепко оплели ствол;
— слушай, ты не даешь мне дышать;
4. Работа в парах.
— Сейчас вы будите работать со своими соседями, парами. Приготовьте словарики- характеристики качеств. Откройте тетради. Вам надо дать характеристику героям. 1 ряд – Плющу. 2 – Клёну. 3 — Мальчикам.
— Не забывайте, что вы работаете вдвоем согласовано, дружно, договоритесь, кто будет писать, кто отвечать. Как будите готовы просигнальте. Начали.
5. Выразительное чтение по ролям.
— Читают по ролям актеры и артисты. Подготовимся.
— Каким был Плющ в начале? Как передадим голосом, интонацией, темпом, тембром?
— Как прочитаем слова Клена при знакомстве с Ростком?
— Что изменится по ходу сказки?
— Чьи ещё слова есть? /автора/
— Молодцы! Умнички, мои! Похвалите себя.
— Вернемся к нашему важному вопросу: Можно ли отношения Плюща и Клена назвать дружбой?
— Что такое дружба? Где узнаем точное определение? Кто –то работает со словарем, а другие просматривают найденную дома информацию.
— Так, что такое дружба?
— Был ли наказан Плющ? Вы считаете, это справедливо?
— Что Плющ хотел сказать словами: «Тот, кто помогает мне, сам погибает»?
— Как вы думаете, он знал заранее, что Клен погибнет?
Плющ знал, что клен погибнет потому, что Значит в самом начале знакомства, при рождении дружбы плющ уже обманул клена. Должны так поступать настоящие друзья?
— Можно ошибиться в выборе друга? Оказывается можно! Будьте осторожны и внимательны в выборе друзей!
— Какая главная мысль сказки? /на добро отвечают добром/
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
6. Самостоятельная работа
— У нас есть еще одна сказка «Озеро». Прочитайте произведение самостоятельно и дайте ответ на вопрос:
— Почему авторы учебника поместили эти сказки в один урок? /герои сказок не умеют ценить дружбу/
— Подумайте, какие вопросы вы можете составить по содержанию?
/ герои сказки, почему озеро поссорилось с ручейками, почему ручейки послушались озеро, к чему привела ссора?/
— Почему названия растений и названия водных объектов написаны с большой буквы?
— Как вы думаете Юрий Ярмыш в своих сказках написал о растениях, озере и ручейках? /нет, о людях, под ними он подразумевает людей/
-Какой литературный прием использовал автор? /Олицетворение, когда изображаются животные или растения, которые думают, чувствуют.
— Чему хотел научить нас автор?
/ не может быть дружбы, если кто – то извлекает из неё пользу;
друзьям вместе должно быть хорошо;
на добро отвечают добром/
— Вот мы и разрешили главный вопрос6 Какой же должна быть настоящая дружба?
Дружба – должна быть доброй, верной, честной, бескорыстной. Она не должна основываться на корысти, на личной выгоде, лицемерии, на лжи и неискренности.
Нет друга — ищи, а нашёл — береги.
— Сказки, какого автора мы читали? Какая это сказка? А до сегодняшнего урока были сказки, какие? Народ, каких стран сохранил – это устное творчество?
— Часто даже в повседневной жизни мы используем в речи русские народные пословицы и поговорки. Смотрите, как интересно получилось!
Дружба – Украина, Россия, Эстония, Латвия…
— Каждый народ в своем творчестве издавна затрагивал тему – дружба, друзья. Как вы думаете в других странах, у других народов есть какие- то свои правила, законы, принципы настоящей дружбы?
— Я предлагаю подтвердить свои предположения, обратившись к содержанию нашего учебника. Каким еще народам важна эта тема и авторы включили их произведения в круг нашего чтения? И это, конечно не все произведения и не всех народов, эта тема во все времена важна и востребована.
— Послушайте стихотворение о дружбе и друзьях.
— У вас на столах лежит разрезной материал, рассмотрите его, прочитайте и выберите для себя, то важное и нужное, что поможет вам стать настоящими друзьями и научит дружить, и ценить дружбу.
Домашнее задание. /по выбору/
- Сочините сказку, героями, которой будут животные, проиллюстрируйте её и оформите, как книжку-малышку или раскладушку.
- Прочитайте в учебнике узбекскую сказку «Черепаха и скорпион» и напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему люди не всегда умеют дружить»
Источник