Канал соединяющий две реки

Судоходные каналы: расположение, описание, характеристики

Для перемещения грузовых и пассажирских судов по воде кратчайшим путем, с целью снижения временных, трудовых и материальных затрат, прокладывались искусственные водные магистрали — каналы. Сегодня действующие гидротехнические сооружения оказывают значительное влияние на развитие коммерческого судоходства и экономики стран, которым они принадлежат. В статье мы рассмотрим некоторые важнейшие судоходные каналы мира.

Беломорско-Балтийский канал

Один из самых протяженных судоходных путей расположился в России, в частности на территории Республики Карелия, и зовется он Беломорско-Балтийским. Канал соединил Белое море в границах города Беломорск и Онежское озеро в районе деревни Повенец и позволяет судам двигаться дальше в Балтийское море.

Судоходная магистраль растянулась на 227 км при минимальной глубине фарватера 4 метра и ширине 36 метров. При ее строительстве было возведено более 120 гидротехнических сооружений, в том числе 19 – шлюзовых.

История возведения Беломорско-Балтийского канала весьма трагична, ведь строился он силами заключенных, число которых, по некоторым оценкам, достигало 280 тысяч. Водная трасса прокладывалась с использованием только ручного труда и была сдана в эксплуатацию менее чем за два года в августе 1933.

Волго-Донской судоходный канал

От Волгограда до Калача-на-Дону протянулся один из каналов России — Волго-Донской имени В. И. Ленина. Он соединил две крупнейшие реки — Волгу и Дон. Русло простирается примерно на 101 км, из которых 45 километров приходится на водохранилища. Минимальная глубина судоходного канала составила 3,5 метра.

Для полного преодоления водного пути из Волги в Дон кораблям приходится столкнуться с прохождением тринадцати шлюзных сооружений. Они представляют собой Волжскую и Донскую шлюзовые лестницы. Высота первой достигает 88 метров и включает в себя девять однокамерных однониточных шлюзов, а вторая поднимается на 44,5 метров и состоит из четырех шлюзов аналогичной конструкции.

Габариты шлюзовых камер — 145×18 метров. Расстояние между шлюзами колеблется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. Канал проложен по Береславскому, Варваровскому и Карповскому искусственным водохранилищам. Время прохождения водной акватории судами составляет 10-12 часов.

Панамский канал

О местонахождении очередного судоходного канала можно смело догадаться по его названию – это Панамский канал, который распростерся на территории небольшой и удивительной по своей красоте страны, расположенной сразу в двух частях света, — Панаме. Канал признан одной из ее важнейших достопримечательностей. Кроме того, он позиционируется как уникальный памятник настойчивости и героизму людей, его построивших.

Судоходный канал создавался для сокращения протяженности морских путей, следуя по которым, приходилось огибать Южноамериканский континент.

С учетом рельефа местности искусственное русло проложено не по прямой, а изгибается, поэтому его длина составляет 81,5 километров. Около 65 километров построили по суше, а остальные 16,4 км для возможности судов добраться к большим глубинам проложены по дну Панамской и Лимонской бухт. Общая ширина — 150 м, в шлюзовых камерах она составляет 33 м, а глубина — 12 м. 12 июня 1920 года канал был официально открыт.

Коринфский канал

Наименьшей протяженностью характеризуется самый узкий судоходный канал в мире — Коринфский. Он расположен на территории знаменитой Эллады и был возведен на Коринфском перешейке для соединения двух морей — Эгейского и Ионического. Канал дал возможность сократить морской путь на 400 км за счет отмены необходимости обходить полуостров Пелопоннес. В тоже время искусственное русло отделило вышеназванный полуостров от материка.

Читайте также:  Где искать сазана на реке весной

Коринфский канал был построен за 12 лет, в период с 1881 по 1893 год. В строительстве было задействовано около двух с половиной тысяч рабочих, которых набирали по всей Греции. Длина водного маршрута, проложенного сквозь материк и имеющего сходство с глубоким каньоном, приближается к шести километрам, а высота отвесных стен достигает 76 м. Ширина канала на уровне моря составляет 25 метров, а на морском дне — 21 м.

Спустя столетие после завершения строительства он несколько потерял свое экономическое значение из-за своей ширины. Указанному факту способствовали и размывы стен, возможность оползней, а также строительство больших океанских судов, ширина которых превышает 20 метров. Последнее делает невозможным их проход по каналу. В настоящее время самый узкий судоходный канал превратился в туристический аттракцион для круизных лайнеров и небольших катеров.

Суэцкий канал

Завораживающее зрелище – по безжизненной пустыне медленно плывут гигантские корабли и танкеры! А все это благодаря Суэцкому каналу, который соединил Красное и Средиземное море и условно разделил два материка Африку и Евразию. Водная магистраль расположилась на территории современного Египта, к западу от Синайского полуострова. Ее протяженность составляет 160 км, ширина в нижних точках варьируется в пределах 45-60 метров, а по глади воды достигает 350 м.

Открытие канала во второй половине ноября 1869 года позволило морским судам двигаться между Европой и Азией более коротким путем, минуя обход Африканского континента. Изюминкой канала является то, что он простирается по ровному рельефу местности, где нет необходимости возведения шлюзов, поэтому морская вода свободно перемещается по нему.

Среднегерманский канал

Свой судоходный путь существует и в Германии. Он носит название Среднегерманский канал и является важной полноводной артерией, соединяя Рейн через водотоки Дортмунд-Эмс и Рейн-Херне с крупными реками государства, в числе которых Везер, Эльба, Эмс, Одер, а также несколько озер.

Длина Среднегерманского канала — 325,7 км. Он популярен крайне живописными прибрежными видами, которые притягивают сюда большое количество людей. Помимо окрестностей ценители зеленого ландшафта могут также наслаждаться красотой мостов и экзотическими строениями, предназначенными для переправы судов. Наиболее популярны на канале Минденский и Магдебургский протоки, которые и по сей день притягивают к себе толпы туристов и ценителей прекрасного.

Источник

10 самых известных судоходных каналов мира

При путешествиях между материками водный транспорт просто незаменим. Но и при наличии альтернативы он остаётся самым экономичным способом перемещения грузов.

К сожалению, вода прокладывает свои дороги там, где угодно природе, а не человеку. Это удлиняет пути, порой существенно.

Что же делать, если человеку хочется спрямить водную дорогу или «срезать угол» трассы? Рыть канал Познакомимся с десятью самыми известными судоходными каналами.

10. Среднегерманский канал (Германия)

  • Длина: 326 км
  • Соединяет: реки Рейн и Одер

Сложный комплекс гидротехнических сооружений, строительство которого началось после окончания II Мировой войны, состоит из множества шлюзов, дамб и отдельных каналов, связывающих притоки больших водных артерий.

Пересекая практически всю Германию, Среднегерманский канал обеспечивает транспортную связность практически всей Европы от Атлантики до Чёрного моря.

Длиннейший из каналов Германии — длина 326 км — канал проходит по живописным местам и является популярным маршрутом водных экскурсий.

Кроме многочисленных исторических достопримечательностей, во множестве расположенных по берегам канала, туристов восхищают также «водные мосты» — судоходные акведуки. Ощущение того, что ты буквально «проплываешь над рекой», оставляет незабываемые впечатления.

Читайте также:  Серебряная река где находится

9. Хьюстонский судоходный канал (США)

  • Длина: 80 км
  • Соединяет:штат Техас и Мексиканский залив

Исторически это был всего лишь один из рукавов реки Буффало-бай, впадающей в Мексиканский залив.

В начале XIX века предприниматели Август и Джон Аллены дальновидно предположили, что земли вдоль реки могут быть удобны для строительства поселений и скупили побережья реки.

Постепенно вдоль Буффало-бай вырос оживлённый город, быстро ставший центром торговли и промышленности. И встала проблема: океанские корабли могли парковаться в Мексиканском заливе — но промышленные предприятия и торговые терминалы было бы желательно выстроить вдоль уже разросшегося города.

С 1855 по 1914 год продолжались работы по расширению и углублению устья реки, укреплению её берегов. В результате, в 1914 году был торжественно открыт «Хьюстонский судоходный канал», который фактически связывает сухопутную территорию (центр штата Техас) с акваторией Мексиканского залива.

8. Кильский канал (Германия)

  • Длина: 98 км
  • Соединяет: Кильская бухта и река Эльба

В 1887 году правительство кайзера Вильгельма II вполне практично и быстро принялось за сооружение судоходного канала, призванного соединить бассейны Балтийского и Северного морей. Ранее эту функцию выполнял Айдер-канал длиной (вместе с руслом реки Айдер) 175 км.

Кильский канал, открытый в 1895 году, обеспечивал более короткий путь — всего 98 км. Более того, его параметры обеспечивали проводку тяжёлых морских судов, что было незаменимо для растущего военно-морского флота Германии.

С обеих сторон канал оканчивается системой шлюзов, позволяющих независимую проводку судов малого и большого тоннажа, что увеличивает пропускную способность комплекса.

7. Волго-Донской канал (Россия)

  • Длина: 101 км
  • Соединяет:реки Волга и Дон

Ещё в XVI веке турецкий султан Селим II предпринял попытку в военных целях прорыть канал между двумя великими реками. Попытка не удалась, на тот момент турки не располагали ни временем, ни техническими возможностями для такого мероприятия.

Великий реформатор Пётр I также осознавал важность прямого водного пути для военного дела. По его указу строительство даже было начато, но Северные войны не дали возможности его даже развить.

Лишь в конце 40-х годов XX века удалось разработать осуществимые проекты Волго-Донского канала и начать их реализацию. Открытый в 1962 году гидротехнический комплекс соединяет бассейны Чёрного, Азовского и Каспийского морей.

6. Канал Рейн-Майн-Дунай (Германия)

  • Длина: 171 км
  • Соединяет:река Рейн и Дунай

Карл Великий (VIII век н.э.) в 793 году начал сооружение того, что спустя 1200 лет (в 1992 году) обеспечило речное судоходство от берегов Атлантики до Чёрного моря — обеспечивая также выход к Северному морю.

Карл Великий начал со строительства относительно небольшого Каролингского канала, который соединял притоки Дуная и Майна.

В XIX веке был построен Людвигов канал, но он оказался практически несудоходен, а во время II Мировой войны оказался практически разрушен.

Тем не менее, в 1960 году было начато строительство канала по пути, предложенному Карлом Великим, но исполненного по современным нормам судоходства.

Открытый в 992 году, канал Рейн-Майн-Дунай содержит 16 шлюзов и признан культурно-исторической ценностью.

5. Беломорско-Балтийский морской канал (Россия)

  • Длина: 227 км
  • Соединяет:Белое море (Арктика) и Онежское озеро (Балтика)

Упоминания о водном пути между Беломорьем и Балтикой встречались в источниках начиная с XV века. Пётр I очень интересовался идеей обустройства канала между этими бассейнами, но вплотную приступить к разработке проекта смогли только в XIX веке.

Советское правительство воспользовалось уже готовыми — но не реализованными — царскими проектами и решилось воплотить их в жизнь.

Читайте также:  Уход за голубикой река

В течение «первой пятилетки» (с 1931 по 1933 год) принудительным трудом многочисленных заключённых гидротехническое сооружение было сооружено.

К сожалению, быстрота сооружения канала не позволила обеспечить достаточные габариты судового хода. Крупные океанские суда и суда класса «река-море» испытывают трудности при проводке. Но Беломорско-Балтийский морской канал сохраняет уникальное значение как северный туристический маршрут.

4. Коринфский канал (Греция)

  • Длина: 6 км
  • Соединяет: Эгейское море и Ионическое море

Ещё в VII веке до нашей эры греки пытались обеспечить проход из моря Эгейского в Ионическое. Коринфский перешеек, соединяющий центральную часть Греции с полуостровом Пелопоннес, в самом узком месте имеет поперечник всего 6 км.

Но что-то всё время препятствовало затее. Даже Нерону в I веке н.э. пришлось бросить уже начатые работы, потому что в Риме против него созрело восстание и пришлось срочно возвращаться на родину.

Но после открытия в 1869 году Суэцкого канала вопрос транспортной эффективности встал как никогда остро, и греческое правительство настояло на завершении канала.

В 1893 году путь был открыт и сразу позволил сократить трансгреческий транзит на 400 км.

Сейчас Эгейское и Ионическое моря в Греции соединяет Коринфский канал длиной 6 км и глубиной 8 м. Ширина в 25 м позволяет пропускать почти все морские суда среднего класса.

3. Панамский канал (Панама)

  • Длина: 77 км
  • Соединяет: Карибское море и Тихий океан

Необходимость соединения Тихого и Атлантического океанов была очевидна всем путешественникам и торговцам ещё с VI века. Несмотря на то, что такое грандиозное сооружение в те времена было невозможно осуществить, король Испании Филипп II предусмотрительно наложил вето на проектирование.

В 1879 году Франция попробовала захватить инициативу и даже получила от правительства Колумбии концессию на строительство. Но работы шли ни шатко ни валко, и подрядчик разорился с международным скандалом.

В 1904 году за дело взялось правительство США. И открытие в 1914 году Панамского канала ознаменовало свершение одного из самых амбициозных в истории человечества проектов.

2. Суэцкий канал (Египет-Африка)

  • Длина: 160 км
  • Соединяет: Средиземное море и Красное море

Древние египтяне прекрасно осознавали важность кратчайших торговых путей. Первые упоминания о «канале фараонов», который соединял Красное море с Нилом, восходят к VIII веку до н.э..

Ко II веку до н.э. канал уже был достоверно судоходным. А в конце XVII века уже нашей Эры Наполеон Бонапарт во время египетского похода всерьёз интересовался восстановлением древнего канала и его продлением до Средиземного моря.

Полностью осуществить проект удалось лишь в 1869 году, и теперь судам не приходится по пути из Европы в Индию огибать Африканский континент.

Благоприятная архитектура Суэцкого канала (отсутствие шлюзов, значительная глубина и ширина) позволяет пропускать даже самые крупные морские суда, включая супертанкеры.

1. Великий канал (Китай)

  • Длина: 1782 км
  • Соединяет: река Хуанхэ и Янцзы

Поистине грандиозный комплекс гидротехнических сооружений соединяет водные артерии западные, северные и юго-восточные провинции Китая.

На протяжении 24 столетий кропотливо прорывались каналы, возводились дамбы и шлюзы, которые в результате создали систему водных путей, опутавшую почти весь Китай.

Длина основного русла составляет 1782 км, но с ответвлениями общая протяжённость системы составляет 2470 км. Перепады уровней соединяемых рек компенсируются 21 шлюзом. Небольшая (всего от 2 до 3 метров) глубина, тем не менее, вполне достаточна для речного судоходства.

С развитием сети железных дорог экономическое значение Великого канала несколько снизилось. Но он остаётся грандиозным историческим памятником, а также имеет ценность для туризма.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24