Картины природы берега реки

в живописи и литературе

Абрахам Шторк.
«Посещение Петром I Голландии. Показательный бой на реке Эй в честь Петра I 1 сентября 1697 года».

1. Естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в разработанном им русле.
Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. (С. Аксаков. Детские годы Багрова-внука.)

2. в значении наречия рекой. Широким потоком, обильно, в большом количестве.
Жизнь закипела и потекла рекой. (И. Гончаров. Обломов.)

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1984 год.

Адам Пейнакер.
«Барка на реке при закате солнца».
Около 1654.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

✫ Русла многих старых и новых рек управляются и удерживаются Алатырём в голографически обозначенных каналах, подобно крови в сосудах. Реки, впадая в водоём, продолжают ещё долго течь, не смешиваясь с другой водой и не выходя из своих границ. В наше время система управления реками не работает как в ДРЕВНОСТИ, создавая много проблем людям, живущим на их берегах. ✫

В. Пятибрат. «Глубинная книга».

Адольф Вильям Бугро.
«Переход речки вброд».
1869.
Частная коллекция.

Русские же деревни чаще всего лепятся к рекам. Так же располагались и наши древнейшие поселения, из которых образовались позже первые русские города, все без единого исключения обосновавшиеся на реках. Река снабжала наших предков рыбой, пернатой дичью, самым лучшим бобровым мехом, обеспечивала добычливую охоту на диких копытных у бродов, звериных водопоев, речных обрывов, давала воду для приготовления пищи, омовений, полива садов и огородов, корм домашней водоплавающей птице и луговую траву для скота. И еще одно, очень важное, никаких дорог через леса в те времена не было, и река предоставляла легкий, идеально гладкий путь: летом по воде, зимой по льду. Река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах…

На реках и речных водоразделах издревле обменивались товарами соседи, по рекам шла и международная торговля, которая приносила доходы от пошлин, взимаемых с иноземных купцов. Реки давали выход к морям, на дальние внешние рынки. И наконец, особый разговор — о значении рек в военном деле. Имею в виду не только речные обрывы, на которых стояли феодальные замки и укрепленные города. У водных преград возводились системы Киевско-Переяславских крепостей, позже-феноменальные каменные Новгородско-Псковские крепостные линии. Наши предки умели также великолепно использовать привычную для них природную среду — реки, озера и болота — в открытых сражениях.

Наши далекие предки обожествляли реку, и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеста (нимф) зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н. э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники. В другом средневековом русском сочинении сказано: «наша язычники клали требы озерам и рекам, ради немощи очныя умывались в кладезях и повергали сребреники». После крещения Руси долго еще свершались у рек языческие народные празднества. Из Стоглава: «сходились мужи и жены и девицы на ночное плещеванье и безчинный говор и на бесовские песни и на плясанье и скаканье»; «тогда к реце идут с великим кричанием, аки беси и умываются водою». В житии преподобного Нифонта есть некоторые подробности праздника: «бесы в виде человеческом, ови бьяху в бубны, друзии же в козице и в сопели сопяху, инии же возложиша на лица своя скураты и идяху на глумление человеком и, мнози, оставивше церковь, течаху на позоры», то есть на это зрелище…

Читайте также:  Как болота влияют на реки

Так вот, Павел Шафарик поразил меня одной своей фразой, которой предшествовало утверждение, что в праславянском языке река называлась «руса» («rusa»). Он писал: «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, означающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян». И далее словацкий ученый привел двадцать топонимов, производных от корня «рус», в землях «русских, русняков (украинцев), поляков, чехов, словянов (словаков), босняков, сербов и болгаров».

Попутно ищу в своих заготовках карточку с интересной выпиской из трудов знаменитого русского историка прошлого века: «Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукапов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или, Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге» (Иловайский Д. Разыскания о начале Руси. М., 1882, с.70-71).

Владимир Чивилихин. «Память». Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985 год. Том 4.

Алберт Саверейс.
«Река Лейе».
Около 1935.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

По дну долины протекала полноводная речка, напрочь забывшая о том, что когда-то была ручейком и весело прыгала по камням. Она неторопливо и неслышно катила свои воды, и в ее молчании ощущалась грозная сила.

Клиффорд Саймак. «Могильник». Москва, «Эксмо». 2015 год.

Александр Витальевич Оболенский.
«Серебро реки».
2003.

Вера в то, что река нуждается в человеческих жизнях, существует со времён язычества и до сих пор сохраняет силу во многих местах континентальной Европы, а также в Великобритании.

В Германии всё ещё существует поверье, что реки Заале и Шпрее требуют жертвы в Иванов день, и суеверные люди остерегаются в этот день купаться в этих реках.

Существует также поверье, что Неккар (ниже Гейдельбергского замка) требует одну жизнь в канун Иванова дня, другую – в Иванов день и третью – на следующий день. Если в эти дни суеверный человек услышит со стороны реки крик утопающего, он не обратит на него внимания, считая, что это водяной дух или фея пытается заманить его и отобрать у него жизнь.

«Энциклопедия суеверий». Москва. «Локид» — «Миф». 1995 год.

Алексей Данилович Кившенко.
«Пётр за рулём парусного ботика на Яузе реке».

Альберт Кейп?
«Закат на реке».
1650-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Генерал у реки».
1881-1882.
Частная коллекция.

Аркадий Александрович Рылов.
«Устье реки Орлинки».
1928.

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам.
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Читайте также:  Рыхлый лед на реке это

Арсений Иванович Мещерский.
«На реке».
1898.

Арт ван дер Нер.
«Зимний вид на реке».
Около 1645.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Арт ван дер Нер.
«Ночной вид на реке с рыбаками, развешивающими сети».
XVII век.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Архип Иванович Куинджи.
«Лунная ночь на реке».

«Битва на реке Воже».
Лицевой летописный свод.

Богдан Павлович Виллевальде.
«Переправа 51-го Донского казачьего полка через реку Тирсу в 1849 году».
1851.

Валентин Александрович Серов.
«Полоскание белья (На речке)».
1901.

Василий Васильевич Верещагин.
«Всадники, переплывающие реку».

Винсент Ван Гог.
«Речной пейзаж с гребными лодками».
1887.
Частная коллекция.

Он ясно увидел речку.

Бесчисленные синие колокольчики заливают нежным голубым маревом яркую траву берегов, поросших шиповником и черемухой; чудно пахнет цветами. Тишина, никого нет. А вот глубокий спокойный омут под широким обрывом. Там ветки мокнут в воде, глаза слепит мошкара, обнаженные, упавшие в воду корни струят воду жемчужным блеском.

Александр Грин. «Наказание».

Г. А. Качалов по рисунку М. И. Махаева.
«Перспектива реки Фонтанки от грота и западного дворца в полдень».
1753.

Гаспар Дюге.
«Равнина Лациума с рекой».
Между 1646-1651.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Гендрик Кобель.
«Катанье на коньках на замершей реке на фоне зимующих судов».
1771.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Джакомо Кваренги.
«Пейзаж с церквями у реки».
1790-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?».

Жиль-Мари Оппенор.
«Фонтан с речным божеством и тритоном».
До 1715.

Иван Константинович Айвазовский.
«Лодка на реке Нил с пирамидами Гизы».
1872.

Иван Константинович Айвазовский.
«Река Аракс и Арарат».
1875.
Частная коллекция.

Иван Константинович Айвазовский.
«Река Риони. Грузия.».
1870-е.
Государственная картинная галерея Армении, Ереван.

Илья Семёнович Остроухов.
«Речка в полдень».
1892.

Клод Жозеф Верне.
«Развалины у устья реки».
1748.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Источник

Вода на картинах художников: очарование стихии

Вода на картинах художников — одна из наиболее востребованных тем. И это неудивительно. Всматриваться в водное пространство люди любили во все времена. Созерцание пейзажа с водопадом, озером или горным ручьем успокаивает, избавляет от негативных эмоций. Поэтому на выставках и вернисажах зрители останавливаются у произведений, на которых изображена водная стихия.

Вода на картинах притягивает. Природный ландшафт довольно сложно изобразить на холсте реалистично. Художники-живописцы, которым это удается, всегда будут оставаться востребованными. Красивый пейзаж — это гарантированные положительные эмоции.

Вода на картинах — целая вселенная. Мастера кисти и карандаша создали множество живописных работ, на которых запечатлены тронувшие их душу пейзажи. И это не только море, в которое невозможно не влюбиться, но и небольшие пруды в загородном поместье, на берегу которых они осваивали искусство живописи, учились наблюдать за природой, любовались красками заката.

Давайте вместе посмотрим на картины с горными ручьями, грохочущими каскадами, тихой гладью лесных озер.

Традиционные голландские водные пейзажи

Голландцы — признанные мастера водного пейзажа. Один из самых известных живописцев XVII века — Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob Isaakszoon van Ruisdael). Искусствоведы единодушно наградили его статусом универсального пейзажиста. Он сделал себе имя на написании разнообразных ландшафтов — заснеженные леса, озера, городские кварталы.

Особенно Рёйсдалу удавалось изображение водной глади и деревьев. Манера письма этого голландского художника характеризуется использованием разнообразных приемов, их миксом. Он любил экспериментировать, заказчики ценили умение Рёйсдала видеть красоту в привычных голландцам пейзажах.

Читайте также:  Реки внутреннего тянь шаня

Наиболее интересные его работы, на которых присутствует вода, — «Дубы у озера с водяными лилиями», «Горный ручей», «Лесной ручей», «Лесной пейзаж с мостом у водопада».

Давайте посмотрим на произведения еще одного голландского художника, который любил изображать водные просторы Нидерландов. Мейндерт Хоббема (Meindert Hobbema) унаследовал лучшие традиции голландской школы мастеров. Его работы реалистичны, в них нет нарочитого драматизма видов дикой природы. Он отказывается от романтического восприятия, стремится изображать типичные для Голландии того времени пейзажи: небольшие деревушки, утопающие в зелени. Особо ему удавались картины с водяными мельницами. Со временем эти сооружения стали национальным символом Нидерландов. Своя мельница была практически в каждом населенном пункте, где был хоть какой-то небольшой водоем: река, озеро, запруда.

Обратите внимание на его работу «Пасмурный день». Сколько в картине одновременно величия и умиротворяющего спокойствия. Небольшое озеро, могучие высокие деревья.

Водопадная симфония в живописи

Водопады — одно из самых величественных творений, созданных природой. Они завораживают своей энергетикой и потрясающей красотой. Поэтому не удивительно, что художники-пейзажисты не могут удержаться от желания передать свой восторг на холстах от созерцания бурлящих каскадов.

Какой самый знаменитый водопад в мире вы знаете? Наверняка, подумали про Ниагарский. Его мечтал увидеть и знаменитый русский маринист Иван Айвазовский. И эта мечта осуществилась, в конце своей жизни живописец совершил путешествие в далекую, но такую манящую Америку. Поездка семидесятилетнего художника была приурочена к 400-летию открытия континента Христофором Колумбом (Cristoforo Colombo).

Айвазовский очень творчески подошел к созданию картины «Ниагарский водопад» — несколько дней в разное время суток делал свои зарисовки, детально изучал природный объект с разных ракурсов. Рисовал эскизы на закате, в полуденный зной, поздним вечером при луне. Всего выполнил 23 рисунка с натуры. Айвазовский делал только ему одному понятные пометки, относящиеся к цветовой гамме. Также в поездке Иван Константинович много фотографировал.

Колоритное яркое зрелище завораживает с первых секунд просмотра. На картине мы видим небо, затянутое хмурыми облаками, через них пробиваются несмелые солнечные лучики. Струящийся свет падает на водную поверхность. Главная эффектная деталь этого произведения — радуга.

Рассматривая картину, мы наблюдаем как с высоченного скального утеса сходит бушующая водная лавина. На полотне нет деталей, которые мешают наслаждаться созерцанием потока. Композицию Айвазовский построил широко и свободно. Грандиозность природного явления подчеркивает катер, идущий по волнам и крохотные фигуры людей, стоящие на вершине скалы.

Полюбоваться на эту работу русского художника с армянскими корнями можно в Национальной картинной галерее в Ереване.

Фердинанд Ричард (Ferdinand Richardt) получил известность благодаря своим пейзажам. Датский живописец XIX века вместе с семьей эмигрировал в США. Художник-пейзажист впечатлился мощью и величием водопада, написал несколько работ. Одна из которых сейчас находится в резиденции Президента США.

Водопад, который можно часто видеть на картинах европейских художников XVII-XIX века, — природный объект, расположенный поблизости от Терни в Италии. Его писал француз Клод-Луи Шатле (Claude Louis Chatelet). Работа «Водопад около Терни» принесла ему большой успех в Версале, Шатле стал одним из придворных художников Марии-Антуанетты.

Китайцы считали, что картины с водопадными пейзажами приносят в дом гармонию и благополучие. На сайте Very Important Lot регулярно проводятся аукционы, на которых можно приобрести работы русских и зарубежных художников. Часто выставляются и картины с водопадами и лесными ручейками.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24