Картины рыбинского музея заповедника

Рыбинский музей-заповедник. Картины Айвазовского

Рыбинский историко-художественный музей-заповедник

Государственное учреждение культуры в городе Рыбинске Ярославской области. Один из старейших и крупнейших музеев Верхней Волги. Основное здание музея — бывшая Хлебная биржа, построенная в 1912 году по проекту московского архитектора А. В. Иванова в «псевдорусском стиле»

Рыбинский музей-заповедник ведет свою историю с 17 (30) октября1910 г., когда в городе открыл свои двери естественнонаучный музей, располагавшийся в здании Коммерческого училища. Инициатором его создания была местная интеллигенция, объединенная в отделение Ярославского естественно-исторического общества (Н.Н.Розов, А.А.Михайлов, Л.А.Альбицкий, Б.Г.Верди и др.) К1913 г. в музее существовало 5 отделов: минералогический, геологический, зоологический, ботанический, антропологический, а его собрание насчитывало несколько тысяч предметов.

14 декабря1919 г. по инициативе Д.А.Ушакова, поддержанной А.А.Золотаревым, Л.А.Альбицким, А.В.Буровым и др., при содействии городского руководства в городе был основан еще один музей – художественно-исторический. Ядром его коллекции стали собрания окрестных дворянских усадеб, вскоре дополненные значительными поступлениями из хранилищ художественных произведений Москвы и особенно Петрограда. Первым профессионалом музейного дела в Рыбинске стала Е.В.Соснина-Пуцилло, пришедшая в музей вслед за своей коллекцией прикладного искусства, конфискованной у ее родственников Рыбинской ЧК. 5 января1927 г. естественнонаучный и художественно-исторический музеи были на правах отделов объединены в краеведческий, который в конце1929 г. занял часть здания Хлебного, или Мучного, гостиного двора.

1930-е гг. начались арестами сотрудников музея, обвиненных в приверженности «реакционной идеалистической идеологии» (А.А.Золотарев, Е.В.Соснина-Пуцилло, Л.А.Альбицкий) и списаниями многочисленных экспонатов, воспринятых как пережитки старины. К 1935 г. новый коллектив музея «перешел на новые рельсы культурной революции», став площадкой для рапортов о новых свершениях, отмечая революционные юбилеи, укрепляя материалистическое мировоззрение. Особое место в эти годы играл отдел природы, душою которого был художник, писатель и охотник Г.Лесовик. В то же время, в эти годы музей принял сотни единиц хранения из расформированных малых музеев, таких как Пошехонский, Мологский и др.

С началом Великой Отечественной войны музей был свернут, а экспонаты складированы и подготовлены к эвакуации. Но уже в мае1942 г. музей открыл для посетителей часть отделов.

С середины 1950-х гг. музей стал целенаправленно пополнять собрание работами современных художников. 10 февраля1959 г. ему был присвоен статус историко-художественного. Наряду с созданием экспозиций по современной жизни края, началось изучение современной коллекции и планомерная реставрация экспонатов. Появились экспозиции народного искусства, фарфора и стекла, иконописи.

В 1970-1980-е гг., когда музей возглавлял капитан 1 ранга И.Б.Рабинович, усилилась военно-патриотическая работа. В то же время активизировалась и выставочная деятельность музея. В традицию вошли регулярные персональные и коллективные выставки рыбинских художников. Рыбинские экспонаты, в свою очередь, стали нередкими гостями в столичных музеях.
16 января1989 г. музею был присвоен статус историко-художественного и архитектурного музея-заповедника.

В1990 г., с целью увековечения памяти известного физиолога, философа академика А. А. Ухтомского, был открыт его мемориальный дом-музей, ставший отделом музея основного.

В1992 г. городской администрацией было принято решение о передаче музею-заповеднику здания новой хлебной биржи (бывшая Новая хлебная биржа, 1910-1912 гг., архитектор А. В.Иванов). Одно из красивейших в г.Рыбинске, оно расположено на берегу реки Волги. Увенчанное фигурными кровлями с ажурными гребнями, облицованное поливной плиткой и изразцами, здание напоминает сказочные палаты, выстроенные, вместе с тем, по последнему слову техники начала XX века. Внутри оно сохранило значительную часть первоначальной отделки: кованые перила лестниц, лепнину потолков. Здание в короткий срок было приспособлено под музей, и 18 декабря1993 г. состоялось торжественное открытие новых экспозиций.

Читайте также:  Комплексная система наблюдений допускаемая на территории государственных природных заповедников

В 1995 г. появился еще один отдел – музей истории Мологского края, расположившийся в бывшей часовне Афанасьевского женского монастыря. Он посвящен истории земель, в середине ХХ века скрывшихся в водах Рыбинского водохранилища.

В Мучном гостином дворе (большая часть которого закрыта на ремонт), располагается часть музейного выставочного комплекса. Это здание представляет собой каре двухэтажных лавок конца XVIII века. До начала ХХ века оно имело в первом этаже открытые аркады, которые сейчас предполагается восстановить при реставрации здания.

Информация о музее:

    АДРЕС: Волжская наб., 2, Центральный район, Центральный микрорайон, Рыбинск
  • ТЕЛЕФОНЫ: +7 (4855) 28-40-04 (заказ экскурсий)
    +7 (4855) 28-39-94 (администратор)
    +7 (4855) 22-21-90 (приемная)
    факс (4855) 28-38-89
    e-mail:RMZ@rybmuseum.ru САЙТ: rybmuseum.ru КАК ДОБРАТЬСЯ: Местонахождение: центральная часть города, транспортная развязка между Зачеремушным, Заволжским и Центральным районами города. 300 м. от Речного вокзала на Набережной реки Волги. Проезд троллейбусами 1, 4, 5, 6 до остановки «площадь Соборная».

Музей Мологского края
Адрес: г. Рыбинск, Преображенский переулок, д. 6а, тел. +7 (4855) 20-17-93.
Проезд троллейбусами 1, 4, 5, 6 до остановки «ул. Стоялая».

Мемориальный дом-музей академика А.А.Ухтомского
Адрес: г. Рыбинск, ул. Ухтомского, д. 45, тел. +7 (4855) 26-24-96.
Проезд троллейбусами 1, 4, 5 до остановки «Полиграфзавод». ВРЕМЯ РАБОТЫ: ежедневно, 9:00–17:00
ЗАКРЫТ: понедельник БИЛЕТЫ: 50–250 руб.

Источник

Рыбинский музей

Картинная галерея

Картинная галерея Рыбинского музея-заповедника располагается в бывшем операционном зале Хлебной купеческой биржи, в прошлом, предназначенном для проведения купеческих торгов.

В Картинной галерее представлена лишь небольшая часть художественных коллекций музея, насчитывающих свыше 9 тысяч произведений иконописи, живописи, графики, скульптуры, мебели, тканей, художественной бронзы, керамики, фарфора и стекла.

Художественное собрание сформировалось, в основном, в 1920-е гг. за счет поступлений из окрестных усадеб и из Государственных музейных фондов.

В экспозиции находятся лучшие произведения из наиболее полно представленных в музейном собрании усадебных картинных галерей: Мусиных-Пушкиных, Тишининых, Лихачёвых, Михалковых, среди которых есть работы известных русских художников 18 в. – И.Вишнякова «Портреты Н.Тишинина, К.Тишининой», Ф.Рокотова «Портрет Е.А.Мусиной-Пушкиной», Е.Камяженкова «Портреты Я.Лихачева, В.Лихачева» и др. Искусство 1-ой половины 19 века представлено академическими пейзажами Ф.Матвеева «Вид в Италии», «Водопад», жанровой и портретной живописью В.Лучанинова «Благословение ополченца», Д.Доу «Портрет Александра I», Ш.Митуара «Портрет госпожи Альбрехт» и др. Значительную часть собрания составляют произведения художников-передвижников 2-й половины 19 века – жанровая живопись А.Корзухина «Девочка», В.Маковского «Два малоросса», А.Попова «Спор», отражающая остро-социальные проблемы своего времени, реалистические пейзажи И.Шишкина, Г.Мясоедова, Н.Пимоненко, раскрывающие неброскую красоту русской и украинской природы. Небольшой раздел русского искусства конца 19 – начала 20 веков представлен известными работами З.Серебряковой «Автопортрет с дочерьми», П.Кончаловского «Хлебы на фоне подноса», С.Жуковского «Подснежники», И.Бродского «Фейерверк» и другими. Дополняют экспозицию бронзолитейная скульптура П.Клодта «Юноша, укрощающий коня», Е.Лансере «Киргизский табун на водопое», произведения декоративно-прикладного искусства – мебель, выполненная русскими и зарубежными мастерами 18–19 веков, а также коллекция русского фарфора 18-19 веков.

Источник

Рыбинский музей

Картинная галерея

Картинная галерея Рыбинского музея-заповедника располагается в бывшем операционном зале Хлебной купеческой биржи, в прошлом, предназначенном для проведения купеческих торгов.

В Картинной галерее представлена лишь небольшая часть художественных коллекций музея, насчитывающих свыше 9 тысяч произведений иконописи, живописи, графики, скульптуры, мебели, тканей, художественной бронзы, керамики, фарфора и стекла.

Художественное собрание сформировалось, в основном, в 1920-е гг. за счет поступлений из окрестных усадеб и из Государственных музейных фондов.

Читайте также:  Когда был построен музей заповедник кижи

В экспозиции находятся лучшие произведения из наиболее полно представленных в музейном собрании усадебных картинных галерей: Мусиных-Пушкиных, Тишининых, Лихачёвых, Михалковых, среди которых есть работы известных русских художников 18 в. – И.Вишнякова «Портреты Н.Тишинина, К.Тишининой», Ф.Рокотова «Портрет Е.А.Мусиной-Пушкиной», Е.Камяженкова «Портреты Я.Лихачева, В.Лихачева» и др. Искусство 1-ой половины 19 века представлено академическими пейзажами Ф.Матвеева «Вид в Италии», «Водопад», жанровой и портретной живописью В.Лучанинова «Благословение ополченца», Д.Доу «Портрет Александра I», Ш.Митуара «Портрет госпожи Альбрехт» и др. Значительную часть собрания составляют произведения художников-передвижников 2-й половины 19 века – жанровая живопись А.Корзухина «Девочка», В.Маковского «Два малоросса», А.Попова «Спор», отражающая остро-социальные проблемы своего времени, реалистические пейзажи И.Шишкина, Г.Мясоедова, Н.Пимоненко, раскрывающие неброскую красоту русской и украинской природы. Небольшой раздел русского искусства конца 19 – начала 20 веков представлен известными работами З.Серебряковой «Автопортрет с дочерьми», П.Кончаловского «Хлебы на фоне подноса», С.Жуковского «Подснежники», И.Бродского «Фейерверк» и другими. Дополняют экспозицию бронзолитейная скульптура П.Клодта «Юноша, укрощающий коня», Е.Лансере «Киргизский табун на водопое», произведения декоративно-прикладного искусства – мебель, выполненная русскими и зарубежными мастерами 18–19 веков, а также коллекция русского фарфора 18-19 веков.

Источник

Работы художников Рыбинска выставляют в музее

Иконы, финифть и гобелены, живопись и графика.

В Рыбинске выставили работы местных художников. 200 произведений экспонированы в Рыбинском музее-заповеднике.

Интересны работы ювелира Андрея Чурилова — его оклады для икон занимают центральное место на выставке. По словам куратора выставки Натальи Костериной, Чурилов выставляется крайне редко — сейчас у рыбинцев есть возможность взглянуть на его работы.

Ирина Воробьева предоставила на выставку свои миниатюры в технике финифть. Ироничные ангелы Павла Гаврилова навевают рождественское настроение. Украсили выставку яркие гобелены с рыбинскими видами — их исполнила Валентина Ершова, преподаватель полиграфического колледжа.

Выставлены Николай Малафеев, Евгений Лимарев, Владимир и Галина Палкины, Виктор Горюнов, Татьяна Мануилова, Сергей и Майя Гусарины. Эти творцы десятилетиями пишут картины и экспонируют их в Рыбинском музее-заповеднике.

Представили работы и молодые художники: Анна Бадалян с ее рыбинскими пейзажами в технике батик, Игорь Герасимов с пейзажами, мультипликатор Елена Писаренко с уютным портретом спящей девочки.

Преподаватели художественной школы: Юлия Гайдук с ее пейзажными акварелями, Евгений Бахвалов с узнаваемыми картинами гуашью.

Есть и самоучки, которые берут уроки у маститых художников. Их работам нашлось место между картинами мэтров. «У нас нет задачи показывать лишь мэтров. Хотим отразить всю художественную жизнь Рыбинска», — говорит куратор.

На выставку отобрали самые новые работы авторов, все они написаны в 2020-21 годах.

— Получается срез того, чем живет сегодняшний творческий Рыбинск. Думаю, зрителям будет интересно увидеть, что волнует художников, что они пишут, — поясняет Наталья Костерина.

Выставка рыбинских художников действует с 30 октября по 5 декабря.

Источник

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РЫБИНСКОМУ МУЗЕЮ-ЗАПОВЕДНИКУ


Начало сайта Книга отзывов Наш адрес





Искусство второй половины XIX века

А.А.Попов. Тройка. 1860 г.

Раздел «Искусство второй половины XIX века» содержит работы многих живописцев реалистического направления: от выполненной ещё в 1860 работы Андрея Андреевича Попова (1832 — 1896) «Тройка» , до датированной уже началом ХХ века картины молодого передвижника Лукиана Васильевича Попова «Где же истина?». Хотя крупнейшие представители демократического лагеря (В.Е.Маковский, А.И.Корзухин) представлены этюдными работами, эти скромные произведения хорошо характеризуют их творчество, призванное привлечь внимание к проблемам бедных людей, вызвать сочувствие к обездоленным.

И.И.Шишкин. Сосна на песке. 1884 г.

Новые черты проявляются и в таких жанрах живописи, как портрет и пейзаж. Своеобразный аскетизм живописи, подчеркнутое нежелание использовать какие-либо «внешние» приёмы героизации персонажа отличают обаятельный женский портрет кисти Кирилла Антоновича Горбунова (1822-1893).

В пейзаже второй половины XIX века преобладает тема красоты родных краёв. Среди выставленных работ встречаются и пейзажи других стран, даже если не считать таковыми многочисленные украинские виды, выполненные столь значительными как для России, так и для Украины мастерами, как Константин Дмитриевич Крыжицкий (1858 — 1911) и Владимир Донатович Орловский (1842-1914). Последний представлен сразу тремя картинами, среди которых выделяется величественный «Вид на Украине».

К.Е.Маковский. Дети господина Балашова. 1880 г.

Тремя работами представлен и знаменитый мастер русского пейзажа Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Особенно интересна «Сосна на песке». Образ могучего старого дерева, выросшего на бесплодном песке, при всей своей реальности становится своеобразным символом любви к жизни.

Известный маринист, создатель художественного музея на своей родине в Саратове Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) многие годы жизни провел за рубежом. Об этом свидетельствует не только тематика его пейзажей, но и их колорит, отличающийся тонкостью оттенков и цветовых переходов, особенно в небольших по размеру работах.

В скульптуре реализм второй половины XIX века представлен работой Евгения Александровича Лансере (1848-1886) «Киргизский косяк на отдыхе». Несмотря на обилие повествовательных деталей, эта скульптурная группа полна глубокого лиризма, с которым изображены юные пастухи и их лошади.

Некоторые известные мастера русского искусства представлены в музейном собрании произведениями, казалось бы, мало совместимыми с расхожим представлением об их творчестве. Знаменитый баталист Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) — уроженец не столь далекого от Рыбинска Череповца, выступает здесь как автор маленьких этюдов, сделанных в Крыму и Египте. А Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911), известный прежде всего «обличительными» произведениями, оказывается автором лиричного осеннего пейзажа.

А.А.Харламов. Подруги. 1892 г.

В экспозиции хорошо представлены пользовавшиеся огромным успехом в XIX веке мастера салонного искусства. Техническое мастерство и искренняя увлеченность «красивыми мотивами» по-прежнему подкупают в работах Константина Егоровича Маковского (1839-1915), прославившегося и как исторический живописец, и в качестве портретиста. Великолепный парадный портрет «Дети господина Балашова», изображает маленьких героев полотна, позирующих в зимнем саду, на большом кресле, застланном роскошным ковром. Произведения Алексея Алексеевича Харламова (1840-1925), большую часть жизни прожившего во Франции, отличаются более камерным характером, тонкостью цветового решения, прозрачностью мазка. К числу милых жанровых сценок, которым мастер был обязан своей громкой, но кратковременной славой 1870-х годов, относится и выполненная несколько позже картина «Подруги». До того, как оказаться в музее, она находилась в собрании рыбинского купца М.Н.Журавлева — известного предпринимателя и мецената.

Н.К.Пимоненко. Последний луч. 1900 г.

То же увлечение красотой запечатленного мотива характерно и для картины «Спящая девочка» кисти украинского художника Николая Дмитриевича Кузнецова (1850-1930). Автор сосредоточил внимание на передаче тихого утреннего настроения и многообразии цветовых оттенков светлого колорита.

Рыбинский музей обладает двумя полотнами другого украинского мастера — Николая Корнилиевича Пимоненко (1862 — 1912). Это едва ли не самые лиричные работы очень разнопланового художника. За «Пасхальную заутреню в Малороссии» (вместе еще с одной картиной) молодой живописец получил звание почетного вольного общника, а «Последний луч» — работа уже признанного мастера. При внешней разнице сюжетов в обоих полотнах доминирующую роль играет состояние природы. В «Пасхальной заутрене» оно выстраивает самые разнообразные чувства и эмоции участников праздника в единое настроение тихой радости, а «Последний луч» волшебно преображает обыденную сценку в прекрасный художественный образ.

Источник

Читайте также:  Все об одном заповеднике кемеровской области
Поделиться с друзьями
Байкал24