Каскадное перекрытие русла реки боновыми заграждениями рекомендовано

Боновые заграждения для нефти: какими бывают боны

Что такое боновые заграждения

Боновые заграждения – это специализированные конструкции, применяемые в качестве стандартной практики для локализации или ограждения нефтяных разливов на твердой поверхности или в водах различных акваторий. Вариативность конструктивных решений позволяет расширить область применения бонов и позволяет применять некоторые их виды для безопасного перемещения нефтяных пятен, что обеспечивает повышенную безопасность объектам природы.

Что такое боновые заграждения?

Боновые заграждения для нефтепродуктов или боны – это специализированные конструкционные решения, активно применяемые в целях ограничения распространения аварий, связанных с аварийным разливом нефтяного пятна на твердой или водной поверхности.

С использование бонов различного типа можно эффективно локализовать загрязненные территории и осуществить организованную, безопасную транспортировку разлитого вещества до оптимально удобного места его сбора.

Применение бонов также допустимо при реализации ремонтных работ, а также в качестве сопровождающих материалов, эксплуатируемых в процессе реализации работы нефтеналивных судов, что позволяет предотвратить вероятность загрязнения различных акваторий и обеспечивает оперативность ликвидации неожиданно возникающих чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Виды боновых заграждений для нефтепродуктов

Среди наиболее часто встречаемых и востребованных видов боновых заграждений стоит выделить такие, как:

  • заградительные, постоянной плавучести – используются для оперативной локализации аварийных нефтяных разливов и представляют собой отдельные секции с верхними и нижними поплавковыми элементами;
  • надувные – обеспечивают возможность надежного предотвращения распространения нефтяного пятна по водной поверхности относительно небольших по территории акваторий;
  • постоянной плавучести с сорбирующим элементом – совмещают функцию локализации и сбора нефтяного загрязнения, благодаря наличию дополнительного элемента конструкции;
  • берегозащитные – создают отличные условия для предотвращения распространения нефтяного пятна в береговой зоне и на близлежащих территориях;
  • легкие/плоские – упрощенное конструкционное решение, представляющее собой комплекс из отдельных усиленных секций и используемые преимущественно для ограждения твердых или водных территорий при проведении ремонтных работ или реализации деятельности нефтеналивных судов;
  • специальные (болотные, зимние, огнеупорные) – конструкции узкой специализации, применяемые в ситуации, когда имеются дополнительные условия, препятствующие традиционной схеме устранения нефтяного загрязнения.

Материалы изготовления бонов

На сегодняшний день изготовление боновых заграждений для нефтепродуктов осуществляется из современных, высокопрочных и безопасных для использования материалов. Для изготовления внешней оболочки бонов применяется:

  • полимерно-тканевый материал;
  • нетканные материалы различного типа.

Дополнительно может применяться нефтестойкое ПВХ-покрытие.

В качестве наполнителя или сорбирующего компонента могут использоваться:

  • материал, изготовленный по технологии Meltbrow;
  • полипропиленовое микроволокно;
  • гидрофобное волокно различного типа;
  • дисперсные сорбенты;
  • древесное микроволокно.

Ключевые характеристики

При выборе боновых заграждений важно учитывать не только их вид, но еще и ключевые технические характеристики, определяющими в числе которых являются:

  • материал, используемый при изготовлении (ка внешней оболочки, так и наполнителя);
  • особенности эксплуатации (температурный режим, предназначение по местности);
  • тип соединения и наличие креплений;
  • показатели сорбционной емкости;
  • габаритные размеры (включая высоту надводной и подводной части);
  • масса конструкции;
  • допустимые виды транспортировки и утилизации отработанных изделий.

Принцип действия конструкции боновых заграждений

В зависимости от вида боновые заграждения для нефтепродуктов имеют определенный принцип действия и выполняют ряд важнейших функций, среди которых:

  • сдерживание и локализация нефтяного пятна, предполагающая окружение загрязненных территорий и предотвращение распространения нефти или нефтепродуктов по водной или твердой поверхности, а также повышение толщины загрязняющего слоя с целью облегчения его сбора;
  • корректировка направления движения нефтяного пятна, что может являться способом защиты природных объектов или решением, необходимым для направления загрязнения к пункту его сбора с последующей откачкой, например, с применением специализированных насосов и пр. технических решений;
  • защита важных объектов, экологически или экономически важных, или уязвимых территорий, к числу которых принято относить входы в гавань, водозаборные станции, плантации морского фермерства и территории заповедника.
Читайте также:  Лучшие воблеры на щуку на малых реках

Ключевые преимущества использования бонов

Среди ключевых преимуществ использования боновых заграждений для нефтепродуктов следует отметить такие, как:

  • неприхотливость подготовительных процессов и простота применения;
  • удобство эксплуатации и возможность быстрой смены локации;
  • широкий ассортимент предложений под различные потребности;
  • высокая эффективность использования;
  • выгодное финансовое вложение;
  • возможность обеспечения качественной и надежной экологической безопасности;
  • доступность методов транспортировки и утилизации отработанных изделий.

Подводя итог

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать простой, но вполне понятный и однозначно верный вывод: использование боновых заграждений – это оптимально выгодное и рационально эффективное решение, позволяющее минимизировать все риски и добиться максимально положительного результата по устранению последствий аварийного разлива нефти в различных условиях.

В зависимости от особенностей ситуации необходимо подбирать конкретный тип бонов, под имеющиеся потребности. Сорбционные изделия различного типа представлены в широком модельном ряде от компании-производителя Лессорб.

Позаботьтесь об экологической безопасности региона, в которым осуществляется деятельность, связанная с нефтепродуктами. Заблаговременное приобретение всего необходимого для оперативной локализации и устранения последствий ЧС гарантирует не только качественную подготовку, но еще и успешность решения неожиданно возникшей проблемы.

Источник

Расчёт боновых заграждений

Содержание

Действия при ликвидации разливов

При ликвидации нефтяных разливов нужно действовать максимально оперативно. Как только нефть или нефтепродукты попали в окружающую среду, ей начал наноситься ущерб. Если мы хотим минимизировать этот непоправимый ущерб, то существует множество инструментов и алгоритмов действий. Одним из них является расчёт боновых заграждений и их установка. Сначала мы опишем схему действий при ликвидации разливов и опишем применяемое оборудование. Затем растолкуем принцип выбора инструментов.

Планирование

На различных объектах ликвидаторам аварийных разливов необходимо действовать по-разному в зависимости от типа объекта. Если можно сразу оценить масштаб аварии, то это позволит выбрать правильный алгоритм. Рассмотрите две ситуации, для каждой из них план будет свой. Как только небольшой разлив произошёл на большой реке, продукты могут распространится на большие расстояния. Огромный разлив произошёл на локальной территории, и рядом нет средств для его дальнейшего распространения.

Виды объектов

  • без проточных водоёмов
  • небольшая река
  • крупная река

На каждом из этих объектов план действий будет различаться из-за особенностей дальнейшего распространения загрязнения. Если разлив произошёл на территории без проточных водоёмов (нет рек, ручьёв, подземных вод), то спасатели будут устранять типичный разлив на суше. Или допустим, что рядом с разливом есть небольшая река и нефтепродукты попали или могут в неё попасть. Тогда действия будут дополнены работами на воде. Если рядом есть крупная река, то это самая сложная ситуация.

Типы боновых заграждений

  • боны постоянной плавучести
  • сорбирующие боны
  • направляющие боны
  • береговые боны

Если нужно локализовать разлив на воде, который характеризуют две последние ситуации, то используются различные инструменты. Боны постоянной плавучести получили своё название прямо из сферы применения. Они никогда не тонут и используются для ограждения поверхности воды на какой-либо территории. Например, ими можно оградить нефтяной танкер в процессе заправки его ёмкостей в порту. Это защищает окружающую среду от возможного попадания нефти при аварии.

Читайте также:  Название реки на африке

Если авария уже произошла, то могут применяться сорбирующие боны, которые поглощают нефть и нефтепродукты. Они так же плавают на поверхности воды, но ещё и сорбируют попавшую на них нефть. Часто они применяются вдоль береговой линии, чтобы оградить её от попадания нефти. Если скиммеры не участвуют в локализации нефтяных пятен, то также могут применяться боны на открытой воде. Направляющие боны располагаются клином и направляют пятно к скиммеру в его основании.

Вдоль береговой линии или в портах по пути движения кораблей могут устанавливаться береговые боны. По конструкции это аналог бонов постоянной плавучести, но в нём могут быть отсеки для сорбента. С одного или двух боков есть карманы, куда закладываются сорбирующие носки, превращая бон в сорбирующий. Как только мы защищаем береговую линию от попадания нефтепродуктов , они всегда остаются на водной поверхности. Это облегчает дальнейший сбор загрязнений.

Варианты установки бонов

  • вдоль берега
  • направляющие линии
  • клин
  • кольцо

Мы подробнее расскажем про различные схемы установки боновых заграждений в другой нашей статье. Отметим, что в зависимости от размера загрязнения и его движения могут применяться различные способы установки. Для всех загрязнений на любых реках вдоль берега будут применяться береговые боновые заграждения. Если нужно сместить движущееся нефтяное пятно от центра реки к нефтесборщику, то используются направляющие линии. Они сдвигают нефтяное пятно ближе к скиммеру.

Если удобнее установить скиммер или нефтесборщик по центру реки, то применяется схема клин. Она выглядит как воронка, которая направляет пятно в узкое место, где его активно собирают. Клин из боновых заграждений фиксируется якорями и течение реки само продвигает нефтяное пятно к месту поглощения . Крайние точки клина обычно содержат специальные боны с лопастями, погружёнными в воду. Как только течение реки попадает на лопасти, оно сдвигает боны влево или вправо, натягивая клин.

Если используется центробежный нефтесборщик вместо дискового скиммера, то рационально окружить загрязнение в кольцо из бонов. Такой способ удаления нефти занимает больше времени и менее эффективен. Однако при отсутствии более современного оборудования приходится использовать то, что есть под рукой. Как только боны окружают пятно, оно уже не может выйти за замкнутый круг. Поэтому его также можно собрать с поверхности воды сорбирующими матами или подушками с торфяным сорбентом.

Источник

Локализация и сбор нефти с поверхности воды

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.8 Локализация и сбор нефти с поверхности воды

1.8.1 Локализация разлитой нефти на водной поверхности

После обнаружения места аварии приступают к ее локализации.

Процесс локализации нефтяного разлива предусматривает ограничение движения нефтяного пятна к береговым зонам бази­рования хозяйственных объектов, населенных пунктов и локали­зацию нефтяного пятна в месте, удобном для последующего сбора и транспортировки собранной нефти.

Для борьбы против распространения нефти наиболее часто используют заграждения. Для повышения эффективности заграж­дений они должны иметь следующие качества: следовать движе­нию поверхности воды; смещаться в сторону течения; не допускать подныривания нефти и ее перелива через них; сопротивляться силам потока воды и ветра; выдерживать химическое воздейст­вие нефти и перепада температур; быть удобными для хранения и легкими для транспортировки; быть легкими и надежными в эксплуатации.

Характер местности и скорость течения позволяют в каждом конкретном случае выбрать вид заграждения: расположенное на поверхности, оно позволит ограничить образование загрязняющей пленки нефти, собрать ее, сместить в область более спокойного те­чения, к приямку на берегу и ускорить очистку.

Читайте также:  Битва на реке калке доклад по истории

Существуют плавающие, локализирующие и импровизирован­ные заграждения.

Плавающие заграждения, как правило, бывают гибкими. Их раз­личают по виду, размеру и конструкции. Они делятся на два типа: «барьер» или «занавес».

Заграждения типа «барьер» состоят из жесткого или полу­жесткого экрана, удерживаемого на поверхности воды с помощью плавающих поплавков. Для задержания нефти, прошедшей через барьер, ниже но течению целесообразно устраивать фильтр из двух рядов проволочной сетки с ячейками 10х10 или 15х15 см, кото­рые заполняют соломой, камышом. Можно применять сетчатые рукава, заполненные сорбентом.

Заграждения типа «занавес» могут быть из пенопластовых поплавков, заключенных в водонепроницаемую оболочку, или надувного типа, к которым крепят юбку из мягкого материала, за­груженного в нижней части балластом из цепей, рукавов или труб с песком (водой).

Варианты расстановки боновых заграждений (рисунок 1.19) выби­раются в зависимости от конкретных условий с учетом категорий рек и скорости течения реки VТ.Р. Эффективная работа заграждений зависит от правильности их анкеровки на берегу и воде. На малых, несудоходных реках может быть предложен вариант пол­ного перекрытия реки, а на больших, особенно судоходных, реках можно устанавливать разъемные секции небольшой длины, напри­мер, по схеме «Колос» или «Каскад». В этом случае анкеровка устраивается на берегу и акватории под водой.

Рисунок 1.19 — Рекомендуемые варианты расстановки боновых

а — сплошное заграждение на несудоходных реках с VТ.Р.£1,0 м/с; б стро­пильное заграждение на несудоходных реках с VТ.Р.£1,0 м/с; в схема «Колос» на судоходных реках VТ.Р.³1,0 м/с; г схема «Каскад» на судоходных реках с VТ.Р.>1,0 м/с.

Примыкание заграждений к берегу должно предотвращать по­ступление или подныривание нефти, для чего на мелкой воде и в прибрежной полосе устраивается траншея глубиной, достаточной для того, чтобы подводная часть заграждения свободно и без загиба опускалась до дна при самых низких горизонтах в период произ­водства работ. Траншея в зоне примыкания заграждения к берегу засыпается соломой, камышом или другими сорбентами.

В качестве импровизированных заграждений используют веще­ства природного происхождения: сосновую кору, камыш, солому, вылущенные початки кукурузы, опилки, измельченный торф, а также искусственные поглотители (перлит, вермикулит и др.).

Для локализационных работ на реках с большими скоростями применяют металлические боновые заграждения (БЗ). Для уста­новки металлических бонов необходимо проводить расчеты удер­живающей силы для каждого типа с учетом скорости течения и по ним осуществлять подборку якоря и тросов.

Возможна комбинация металлической рамы и бетонных блоков (камней). В этом случае для увеличения сопротивления сдвигу поверхностные якоря изготовляют с вертикальными ножами, за­глубленными в грунт, а их расчет проводят на силу трения метал­лической площадки о грунт и сопротивление грунта резанию. Кроме того, проверяют на устойчивость от опрокидывания.

Установка боновых заграждений перпендикулярно к течению может осуществляться при скорости течения реки до 0,35 м/с. При больших скоростях течения БЗ монтируется под углом к те­чению.

При ликвидации разливов нефти на реках для улавливания нефти необходимы боны, длина которых позволяет подвести нефть к одному из берегов.

Как показывает опыт, скорость перемещения нефтяного пят­на к берегу не должна превышать 0,3 м/с. При такой скоро­сти движения нефти к месту ее концентрации исключается риск образования турбулентного истечения нефти под боновым заграждением. Угол установки бонового заграждения А по отношению к направлению течения может быть определен как отношение желаемой скорости перемещения нефтяного пятна VН, равной 0,30 м/с, к скорости течения реки VТ.Р. (рисунок 1.20)

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24