Когда крутили лебединое озеро по всем каналам

Содержание
  1. Когда крутили лебединое озеро по всем каналам
  2. Страна ценителей балета
  3. «Озеро» и Августовский путч
  4. Почему именно «Лебединое»?
  5. «Зачем-то потребовалось крутить ни в чем не повинное «Лебединое озеро». Балет вне политики
  6. Ровно 30 лет назад, 19 августа 1991 года, советские люди, привыкшие встречать утро с просмотра телепередач, были озадачены: нервно переключая кнопки на пульте в поисках новостей и развлекательных программ, они всюду натыкались на балет «Лебединое озеро», заполонивший все телеканалы. Для людей, наученных опытом предшествующего десятилетия, это был знак: в стране что-то произошло
  7. «Узнали о путче в Аргентине»
  8. «Вся страна погрузилась в замешательство. «
  9. Недоумение Бессмертновой
  10. Зачем в СССР во время трагических событий по ТВ «крутили» балет?
  11. Также вам может быть интересно
  12. Топ 5 читаемых
  13. Правила комментирования

Когда крутили лебединое озеро по всем каналам

Любой советский человек знал: если по телевизору внепланово транслируют «Лебединое озеро», значит, в стране случилось что-то экстраординарное. Обычно это была смерть очередного генсека. Эту странную традицию прекрасно описала в своей автобиографической книге главная прима советского и российского балета Майя Плисецкая.

Страна ценителей балета

Если бы иностранные исследователи могли наблюдать жизнь в Советском Союзе во всей ее полноте, они наверняка бы сделали вывод, что в этой стране обосновалась самая большая армия поклонников балета, а ее любимой постановкой является «Лебединое озеро». Сама Майя Плисецкая исполняла свои партии в этой великолепной сказке свыше 800 раз!
Великая балерина вспоминала, как правительство СССР превратило чудное произведение на музыку Чайковского в «обязаловку». На «Лебединое озеро» водили все иностранные делегации. Во времена Хрущева каждую сопровождал сам «дорогой Леонид Ильич». Однажды генсек даже пожаловался Плисецкой, что при воспоминании об очередном просмотре «Озера» у него тошнота к горлу подкатывает.
Многие иностранные гости испытывали схожие чувства. Американский дипломат Ллевел Томпсон за 6 пребывания в Союзе смотрел эту постановку 132 раза. А вот Фидель Кастро был так впечатлен вдохновенным танцем красавиц-балерин, что лично взошел на сцену и преподнес приме огромный букет роз.
Простые советские граждане его восторгов не разделяли. Они точно знали, что «Лебединое» — лишь красивая ширма для серьезный политических пертурбаций, происходящих в стране. В случае смерти очередного руководителя в государстве начиналась борьба за власть. Правительство не хотело, чтобы народ мог как-то в этом участвовать. Вот и включали в нужный момент по телевизору «Лебединое озеро».
Пока в стране все было более-менее стабильно, трансляция балета превратилась во что-то вроде поминальной песни. Им «отмечали» уход Брежнева, Андропова, Черненко. Новое звучание балет получил в 1991-ом.

«Озеро» и Августовский путч

О тех событиях вспоминал Леонид Кравченко, в прошлом глава Гостелерадио. Днем 19 августа начальник дирекции телепрограмм Виктор Осколков получил приказ втиснуть в дневную программу «Лебединое озеро». В это время события в Москве как раз накалялись.
В столице было объявлено чрезвычайное положение, прекращен выпуск самых популярных печатных изданий, запрещены любые митинги. Правительство постаралось максимально оградить граждан из других регионов от событий тех августовских дней, поэтому по телевизору транслировали только пресловутое «Лебединое озеро».
Таким образом народу перекрыли информационный кислород, боясь массовых волнений во всей стране. Лишь спустя несколько дней широкие массы узнали о путче. Весть произвела шокирующее действие. Впервые «поминальная песня» стала информационными шорами народа от самой настоящей попытки государственного переворота. Прекрасные лебеди танцевали на голубых экранах целых 3 дня.

Читайте также:  Эпизод с мухой почему он важен что понял мальчик васюткино озеро

Почему именно «Лебединое»?

Выбор репертуара для массовых просмотров в судьбоносные для страны моменты пал на «Лебединое озеро» не случайно. Этот балет был действительно популярен в Союзе.
Прекрасная сказка о любви принца и девушки, обращенной в лебедя, оказывала на измученных серой советской действительностью граждан гипнотическое воздействие. Она уносила от бытовых проблем и нищеты в какие-то далекие волшебные дали. Полностью отрывала от действительности.
Этот эффект и использовало правительство, чтобы потихоньку — вдали от миллионов глаз — повернуть руль управления страной в нужную сторону. В прежние годы могла сыграть роль и история создания балета. Чайковский дописал его на поминальную неделю после Пасхи. В какой-то мере «Лебединое озеро» ассоциировалось с поминовением усопших, поэтому его показывали в дни смерти вождей.
Интересно, что первые постановки «Озера» 140 лет назад были провальными. Люди не шли на балет, очевидно, воспринимая его сюжет как слишком слащавый и сказочный. Потребовалось пережить Октябрьскую революцию и вкусить жизни в «самой лучшей стране», чтобы очаровательные лебеди нашли своего зрителя, жаждущего той самой сказки.

Источник

«Зачем-то потребовалось крутить ни в чем не повинное «Лебединое озеро». Балет вне политики

Ровно 30 лет назад, 19 августа 1991 года, советские люди, привыкшие встречать утро с просмотра телепередач, были озадачены: нервно переключая кнопки на пульте в поисках новостей и развлекательных программ, они всюду натыкались на балет «Лебединое озеро», заполонивший все телеканалы. Для людей, наученных опытом предшествующего десятилетия, это был знак: в стране что-то произошло

Так получилось, что самому знаменитому и любимому балету суждено было стать невольным спутником больших потрясений Советского Союза.

Действительно, историческое появление «Лебединого озера» на телеэкране произошло во время путча в августе 1991 года и в людской памяти навсегда связало бессмертное произведение с политическим фарсом. А между тем появление на телеэкране спектакля с Наталией Бессмертновой и Александром Богатыревым в главных партиях именно 19 августа было запланировано за две недели до путча, и совпадение трансляции с его первым днем оказалось случайным.

Балет был включен в передачу «Музыкальный телетеатр», который выходил каждый третий понедельник месяца. В тот понедельник, 19 августа 1991 года, его должны были показать до и после программы «Время», однако события смешали карты, и «Лебединое» три дня подряд — 19−22 августа — «плескалось» на экранах страны с утра до вечера, изредка уступая место невнятным новостям.

Так знаменитый балет в сознании людей невольно стал своего рода неофициальным символом августовского путча. Это тем более странно — ведь в сюжете нет ни единого намека на политику, а истории о трагичной любви еще с шекспировских времен притягательны для зрителей всех возрастов. И все же ярлык «самого политизированного балета» вот уже три десятилетия сопровождает «Лебединое озеро».

Особенно горьким и обидным для артистов были несправедливые упреки за их «участие» в несостоявшемся перевороте. А они даже не видели трансляции, потому что в это время балетная труппа Большого театра находилась на гастролях в Латинской Америке.

«Узнали о путче в Аргентине»

Автор этих строк в качестве пресс-секретаря сопровождала эти гастроли, которые продлились более полутора месяцев, стартовав 26 июля из Москвы.

«Туда, где почти не ступала нога советского человека, отправился на гастроли балет Большого театра СССР. И хотя это не лунный ландшафт, а всего-навсего одна из стран Латинской Америки, ни один самолет «Аэрофлота» пока не приземлялся на ее территории. Первым будет тот, что доставит в столицу Парагвая — город Асунсьон — артистов ГАБТа, которые 26 июля вылетели из Москвы», — так начиналась моя первая заметка о гастролях, выпущенная в ТАСС.

Читайте также:  Озера челябинской области презентации

Маршрут по Латинской Америке включал четыре страны — Парагвай, Чили, Аргентину и Венесуэлу. Возглавил гастроли художественный руководитель балета ГАБТ Юрий Григорович. В качестве педагогов-репетиторов коллектив сопровождали две великие балерины — Марина Семенова и Галина Уланова. Всего же в турне отправились 147 артистов.

В течение всего турне по Латинской Америке из каждой новой точки я передавала репортажи. Успех выступлений был огромный, принимали Большой балет на самом высоком уровне. В присутствии тамошних президентов прошло открытие гастролей в Парагвае, в Чили, в Аргентине. И тут грянуло 19 августа…

В этот день мы находились в аргентинской столице, в Буэнос-Айресе, — вспоминает заслуженный артист РСФСР Юрий Ветров, занимавший в то время пост заведующего балетной труппой ГАБТ. — Нас собрали (с нами же едут администраторы в погонах). Я задал вопрос: «Что происходит?» Они мне ответили: «Мы не знаем, что происходит. Мы не понимаем. Мы ждем информацию. И лучше на эту тему ни с кем не говорить». Ну, если они ничего не знают и не понимают, в посольстве ничего не знают, о чем тогда говорить? Все это создавало определенное напряжение. Конечно, был страх за близких и родных. И за всю страну

В Москве путч. Казалось бы, какие могут быть танцы, когда дома такое! Но контракт есть контракт, на следующий день — два спектакля. За кулисами не прекращается стихийный митинг. Разгоряченные, прямо со сцены в него включались отработавшие свою партию артисты. Но вот из Москвы стали поступать более обнадеживающие сообщения. Путч, похоже, захлебывался. Эти вести вдохнули в ребят такую силу, что второй спектакль прошел при оглушительной овации. А перед зданием театра в аргентинском городе Кордобе в эти самые мгновения бушевала манифестация в защиту свободы и демократии в СССР. И когда спектакль закончился, вся площадь была усыпана листовками. Я подняла одну — на память, знаю, что так сделали многие.

Поворотный момент в жизни Родины артисты Большого театра достойно пережили за границей. Учитывая создавшуюся ситуацию, наиболее оборотистые импресарио еще более настойчиво стали предлагать танцовщикам выгодные контракты. Но, к чести последних, никто не польстился на «райскую жизнь» в трудное для нашей страны время. Потому по завершении гастролей все 147 участников турне во главе с художественным руководителем Юрием Григоровичем возвратились домой.

«Вся страна погрузилась в замешательство. «

«Мы не видели трансляцию в августе 1991 года, но по тому, что показывали «Лебединое озеро» (запись 1983 года), поняли, что в стране какое-то замешательство, — вспоминает события 30-летней давности народная артистка РФ Мария Былова. — Почему пустили «Лебединое»? Во-первых, это спектакль в четырех картинах, двух актах. Он довольно-таки длительный. Мы безмолвствуем, мы в спектакле ничего не говорим. Есть время для каких-то раздумий, для каких-то решений. Вся страна погрузилась в какое-то замешательство».

По словам балерины, «произошло трагическое, но и просветительское событие». «В чем просветительское? В том, что люди, которые никогда не были в Большом театре и никогда не видели «Лебединое озеро», они хотя бы посмотрели хороший спектакль, гениальный спектакль Чайковского и Григоровича в хорошем исполнении», — сказала артистка.

Читайте также:  Озера по выборгскому направлению

Она подтвердила, что и сама участвовала в том спектакле. «Тогда я была в ранге первой солистки и в звании заслуженной артистки РСФСР и танцевала па-де-труа с Принцем в первом акте. А вот главные исполнители были великолепные. Народная артистка СССР Наталия Игоревна Бессмертнова и народный артист РСФСР Александр Юрьевич Богатырев вели этот спектакль. Чудесный был Злой гений — Борис Борисович Акимов, тоже народный артист СССР. Замечательный был спектакль, сильный, серьезный, гениальный — я бы так сказала. У Григоровича же вообще нет плохих спектаклей», — заявила Былова.

Недоумение Бессмертновой

Время проходит. Но как это ни печально, в сознании людей «Лебединое озеро» по-прежнему ассоциируется с трагической страницей отечественной истории.

По этому поводу еще 20 лет назад недоумевала Наталия Бессмертнова. Спустя 10 лет после известных событий балерина так вспоминала о них и отвечала на вопрос к ней:

«Вы, наверное, не следите за проявлением политических амбиций: исполнилось 10 лет ГКЧП, и опять по телевидению и в печати полоскали «Лебединое озеро» как символ тоталитарной власти и показывали отрывки из спектакля с вашим участием».

Источник

Зачем в СССР во время трагических событий по ТВ «крутили» балет?

  • Почему в СССР во время трагических событий по телевизору «крутили» именно балет «Лебединое озеро»? А. Рымарчик, Гомель

Балет «Лебединое озеро» показывали по телевизору в дни траура и похорон генеральных секретарей ЦК КПСС Брежнева, Андропова, Черненко, а также во время августовского путча 1991 года. Власти хотели оградить граждан от информации, чтобы предотвратить массовые волнения. Но нужно было что-то показывать вместо новостей. Весёлые развлекательные передачи были бы неуместны во время траура. А вот балет с его торжественной музыкой приходился как нельзя кстати.

Выбор пал на «Лебединое озеро» неслучайно — этот балет был очень популярен в Советском Союзе и легко отвлекал от повседневных забот.

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24