Когда можно кататься на коньках по реке

Можно ли кататься на санках и коньках на водоёмах?

Сосногорский участок Центра ГИМС МЧС

России по Республике Коми

БЕСЕДА

«МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ»

(для детей школьного возраста)

Сосногорск

С приходом зимы и наступлением морозов реки, озера, пруды, т.е. все водоемы покрываются льдом. И многие из вас даже не подозревают, что любое пребывание человека на льду таит для него опасность.

Структура, прочность и толщина льда изменяются на протяжении поздней осени, зимы и ранней весны. Осенний лёд становится прочным только после того, как установятся непрерывные морозные дни.

Первый лёд очень коварен. Кажется, что он уже прочен, даже выдерживает у берега тяжесть человека, но стоит сделать несколько шагов, как неожиданно раздаётся треск – и Вы оказываетесь в воде. Нельзя выходить на лёд до наступления первых заморозков.

Какой же лёд является безопасным? Что надо знать при переходе по льду?

Безопасным для перехода пешехода является лёд с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 сантиметром. С появлением первого ледяного покрова на реках, озерах и прудах нельзя его использовать для катания на коньках, лыжах и для переправ. Это связано с тем, что молодой лед тонкий, непрочный и тяжести человека не выдерживает. При оттепели, изморози и дожде лед обычно покрывается водой, а затем замерзает, в особенности после снегопада. При этом лед по цвету становится матовым или белым, а иногда приобретает и желтоватый цвет. Если лед трещит и прогибается под тяжестью человека, такой лед, ребята, является непрочным, а значит опасным для жизни.

При переходе по льду необходимо пользоваться ледовыми переправами. В местах где ледовые переправы отсутствуют, при переходе следует обязательно проверять прочность льда с помощью палки, но ни в коем случае ногой (можно сразу провалиться). Если после двух-трёх ударов палкой вода не показывается, лёд достаточно крепок. Если же вдруг начала появляться влага, надо немедленно поворачивать к берегу, но не торопиться и стараться идти, не отрывая ступни ото льда (скользящим шагом). При движении ударяют палкой впереди и по обе стороны от себя по нескольку раз в одно и тоже место. При групповом переходе расстояние между пешеходами должно быть не менее 6-6 метров.

При переходе водоёма по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжнёй. Следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Если имеются рюкзак и ранец необходимо их взять на одно плечо. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его характером.

Можно ли кататься на санках и коньках на водоёмах?

Желательно пользоваться специально оборудованными площадками для катания. Будьте внимательны и осторожны при катании на санках или лыжах с крутого берега – внизу может оказаться прорубь, майна или полынья.

Опасно кататься на коньках за пределами специально оборудованного катка – вы можете не заметить запорошенных снегом трещин или проломов.

Пользоваться площадками для катания на водоёмах разрешается только после тщательной проверки прочности льда. Толщина льда должна быть не менее 12 см, а при массовом катании – не менее 25 сантиметров. И уж совсем недопустимо без присмотра взрослых кататься детям одним, и случай в Озъяге тому подтверждение.

Как можно определить, что лед прочный?

По внешним признакам: прочный лед имеет прозрачный вид с синеватым или зеленоватым оттенком. Крепкий лед имеет ровную, гладкую поверхность, без трещин.

Толщина льда на водоема не везде одинакова. Тонкий лед находится: у берегов, в районе перекатов и стремнин, в местах слияния рек, на изгибах, излучинах, около вмерзших предметов, подземных источников, в местах слива в водоемы теплых вод и канализационных стоков. Крайне опасным и ненадежным является лед под снегом и сугробами. Опасность представляют собой полыньи, проруби, трещины, лунки, которые покрыты тонким слоем льда. Этот лед проламывается при наступлении на него, и человек неожиданно может оказаться в холодной воде.

Источник

На коньках по рекам

Навстречу несется почти идеально гладкое зеркало реки, кое-где испорченное замерзшими лунками рыбаков и покрытое россыпями белых ежиков инея, впереди садится солнце и виднеются силуэты далеких домиков. Лезвия коньков с сухим звуком врезаются в лед, оставляя за мной ёлочку белых росчерков. Еду быстро, при этом, как ни странно, почти не напрягаюсь. Коньки, лёд, скорость, свобода — таким получилось начало этого зимнего сезона. Еще месяц назад я и не думал, что вдруг окажусь столь ярым фанатом этого вида спорта и способа перемещения. Но, давайте по порядку…

Красоты ради текст я разбавлю картинками и роликами с разных покатушек, и они не всегда будут иметь непосредственное отношение к содержанию близлежащих абзацев.

(Спойлер: в статье есть пара видеороликов, если лень читать — сразу переходите к просмотру.)

Предыстория

С коньками мое знакомство началось в 2007 году. И было оно, надо сказать, очень поверхностным. Сначала меня на каток вытащила одна подруга с затаенной целью поржать над тем, как я буду изображать корову на льду. Однако, такого удовольствия я ей не доставил (подробности — ниже).

Тезиков (Первомайский) мост

Потом еще пару раз выходили на лед в различных компаниях, но ни разу я не получил от мероприятия должного удовлетворения: каток плохой, прокатные коньки мокрые, неудобные, драные и с веревочками вместо шнурков; прежде, чем их взять, нужно отстоять очередь в окошко, потом отстоять очередь в раздевалку, чтобы сдать лишние вещи и обувь, переобуться; страшно устают ноги; после катания нужно снова отстоять две очереди, за все это еще и заплатить денег… В общем, все это в сумме никакого энтузиазма у меня не вызывало.

Читайте также:  Как называется древний торговый путь проходивший по рекам

Тамбовское море

Вы спросите, а как, вообще, так вышло, что я встал на коньки уже в столь немалом возрасте, и что я делал в детстве? А очень просто: виноваты родители, в частности, маменька, которая, сама умея кататься, ни разу не попыталась меня научить. А я в силу моей инертности, шел по проторенным путям, на которые меня наставил дед, и пути эти были, в основном, лыжно-велосипедными.

Бокинская церковь

Ну, и еще один момент, который (помимо всех вышеперечисленных минусов катания на коньках) сильно снижал мой интерес: отсутствие свободы. Ведь коньки намертво привязывают тебя к катку и толпам катающихся. Спрашивается, зачем мне это нужно, если у меня есть лыжи, на которых я могу в полном одиночестве бороздить бескрайние снежные просторы?

Однако, несколько раз мне приходилось наблюдать тот удивительный период, когда река уже замерзла, но лед еще не покрыт снегом и пригоден для катания, и я предполагал, что это именно тот момент, когда коньки начинают себя оправдывать. Именно в ожидании подобного случая я и купил себе коньки, и было это года 3 назад. Коньки самые дешевые — Nordway Chicago.

Вид с борта НЛО

После покупки были опробованы один раз, после чего валялись без дела, ожидая своего часа, так и не вызвав у меня никакого энтузиазма. Даже присутствовало легкое разочарование от бессмысленной траты на ненужную импульсивную покупку.

Тамбовское море, закат

Но покупка оказалась очень даже оправданной, а выяснилось это только в ноябре 2014 года…

Как я стал фанатом коньков

К концу ноября начались морозы без малейших намеков на снег. Сильных ветров не наблюдалось, река вскоре оказалась покрыта зеркальной ледяной гладью, и от мысли, что по этой глади можно нестись как угодно далеко и сколь угодно быстро, захватывало дух.

Почти идеальная гладь

Первый раз я встал на коньки 18 ноября, когда все нормальные люди содрогались при одной мысли, что можно выйти на лед (ведь провалится!), а на Тамбовском море можно было видеть лишь нескольких самых отмороженных рыбаков. Особые смельчаки осторожно гуляли по льду, не удаляясь больше, чем на пару метров от берега.

В СМИ, как водится, показывали репортажи об опасностях тонкого льда и показных тренировках спасателей. Я же, рассудив, что лед, выдержавший рыбаков, выдержит и меня, и что, даже если он и провалится, уж как-нибудь я выберусь, чай не впервой, нашел томившиеся в ожидании коньки и поехал.

Самый большой каток области к вашим услугам!

Скорость я научился набирать быстро, а вот двигаться с приемлемыми энерготратами, поначалу, не получалось, поэтому мое катание выглядело как эдакий пунктир: участок — широкой елочкой, со стуком ударяющихся о лед лезвий и нарастающим свистом ветра в ушах, полминуты-минута — пауза на нормализацию дыхания и сердцебиения.

Но скольжение по идеальному льду было столь захватывающим процессом, что кататься не надоедало, техника быстро наработалась, и оказалось, что на движение с той же скоростью можно тратить в несколько раз меньше энергии.

Закрытый пирс на о. Эльдорадо

После этого было множество выездов разной степени дальности, катание на коньках за кайтом, встреча с лисой, разгон рыбных косяков, но об этом чуть позже, а пока я предлагаю вам задаться одним философским вопросом…

Нужны ли мне коньки?

Отвечу за всех: коньки нужны, если только по какой-то причине вы не лишены самой возможности на них встать (например, нет ноги или страдаете нарушениями ЦНС).

И здесь я совершенно категоричен, даже более категоричен, чем с лыжами. Почему более? А вот почему:

  • коньки стоят очень дешево (гораздо дешевле лыж)
  • занимают мало места при хранении
  • от времени не портятся

Из вышесказанного следует, что если вы уже достигли того возраста, когда нога больше не растет, и не собираетесь заниматься коньками профессионально, то на всю оставшуюся жизнь вам, скорее всего, хватит 1 или 2 пар.

Ой, смотрите, ПУЗЫРИ.

Очень похожие вещи я писал, рассуждая о нужности/ненужности собственных лыж. Но я повторюсь. Возможно, именно эти строки убедят кого-то пойти в магазин и потратить довольно небольшую сумму на потрясающий спортивный снаряд и средство передвижения.

С гордостью отмечу, что есть, как минимум, 4 человека, которые обзавелись собственными коньками во многом (а кое-кто и исключительно) под моим влиянием. По крайней мере, один из этих 4 глубоко проникся идеей коньков и научился сносно кататься уже в этом сезоне.

Сгустки инея

Как обычно, кто-то возразит, что стоит ли тратить деньги на покупку своих коньков ради нескольких покатушек в год, если их всегда можно взять в прокате? Конечно можно, но…

Один сеанс катания на прокатных коньках (а это примерно 2 часа по времени, не меньше) обойдется в 200 рублей.

Еще немного инея

Какой смысл брать в аренду мокрые и обшарпанные коньки за 100 рублей в час, если можно заполучить свои собственные за сумму от 1000 рублей (т.е. 5 раз покататься = свои коньки)?

И самый главный аргумент. Для меня он стал решающим, ибо именно ради этого, а не ради хождения на каток, я несколько лет назад обзавелся собственными коньками: возможность фрирайда.

Нашествие белых ёжиков

Только при своих коньках можно дождаться замерзания реки и тронуться в дальний (10-20-30 км) путь с привалом и, возможно, костром, не будучи лимитированным временными рамками и размером стадиона. И здесь прокатные коньки не применимы вообще, т.к. когда появляется первый лед, катки на стадионах все равно еще не залиты и коньки в прокат не дают.

Читайте также:  Где находится река галька

Только на своих коньках можно выехать покататься в 10 вечера или в 2 ночи. Или в 7 утра.

Представляете, несколько дней или даже недель вам совершенно бесплатно будет предоставлен неограниченный вход на огромный, нет, гигантский многокилометровый каток!

Где-то рядом с Бокино

Реклама могла бы выглядеть примерно так:

“Ограниченное предложение! Только сегодня и еще несколько дней! Самый большой каток области принимает всех желающих! Общая площадь — десятки квадратных километров, протяженность — десятки линейных километров! Широкие пространства и сложные конфигурации трасс! Неограниченный вход в любое время суток (можно с ночевкой)! Дрова и места для пикников — в любых количествах!”

Сколько бы вы заплатили за такое счастье, если бы его предоставляли за деньги? То-то же!

Легко ли научиться: лыжи и коньки?

Еще 7 лет назад, впервые встав на коньки, я был удивлен тем, что я поехал на них сразу же, и уже через несколько минут катания смог набрать приличную скорость.

Нет, это не потому, что я обладаю сверхспособностью к освоению новых моторных навыков (а было бы неплохо), все гораздо прозаичнее: сказался многолетний опыт катания на лыжах. Лыжные и коньковые навыки во многом сходны.

И снова каток зовет нас

Отсюда вывод: если вы нормально катаетесь на лыжах, то можете быть уверены, что на коньках вы кое-как кататься уже умеете, даже если никогда не пробовали. Остается только практиковаться, получать удовольствие и совершенствовать имеющийся навык. Но коровой на льду вам побыть уже не удастся, смиритесь.

Перед Бокино

Кстати, на примере своем и своих знакомых обнаружил, что лыжные навыки неплохо помогают при освоении коньков, а вот коньковые навыки при освоении лыж — не особо.

Если же с лыжами у вас все плохо, то и с коньками, скорее всего, тоже, и здесь все зависит от ваших способностей и проведенного на льду времени. Главное — не потерять энтузиазм в самом начале, когда еще ничего не получается. Как только “корова на льду” останется позади — дела пойдут как по маслу!

Рассуждать на тему, как именно учиться, и давать полезные советы я не буду, да и смешно было бы рассыпаться в советах, когда сам научился более или менее сносно кататься пару недель назад. Расскажу лучше о некоторых особо запомнившихся эпизодах этого конькобежного сезона.

Покатушка Тамбов-Бокино

Уже через пару дней после первых проб я предпринял вылазку до самого Бокино, накатав в оба конца аж 34 километра — больше, чем за все предыдущие выезды за всю жизнь. Изначально хотел доехать до Котовска, но не вышло.

Тригуляй

К поездке, к слову, я подготовился серьезно, т.к. не был уверен в прочности льда там, выше по течению, так что в карманах у меня имелись 2 отвертки, а на спине — герморюкзак со сменной одеждой. Возможность провалиться я рассматривал, скорее, как гипотетическую, но мало ли что. Оказаться мокрым в мороз посреди полей неприятно, но не опасно, если у тебя есть чем вытереться и во что переодеться.

Ж/д мост в Тригуляе

Вот где я, наконец-то, ощутил настоящую свободу! Ледяная гладь, местами изрезанная следами немногочисленных конькобежцев и продырявленная лунками, но, все-таки, кажущаяся бесконечной, быстро бежала навстречу. Под прозрачным льдом можно было рассматривать колышущиеся водяные растения, блестки разбегающихся рыбок и белые грибы вмерзших пузырей.

Окно в подводный мир

При ближайшем рассмотрении удалось даже обнаружить снующих по нижней стороне ледяного панциря циклопов. Пару раз я видел не просто отдельных рыбок, а целые косяки молодняка, шустро разбегавшиеся при моем приближении.

Бокино: конец пути

Путь мой закончился через километр после Бокинской церкви: река здесь замерзает только в самые лютые морозы. Был, конечно, соблазн, пройти пешком по берегу и продолжить путь в сторону Котовска, но быстро наступавшая темнота, по которой очень не хотелось бороздить незнакомые льды, убедила меня в том, что пора поворачивать.

Вечерело: закат над оз. Красным

И вот, что меня поразило: преодолев все эти километры я почти не устал. Удивительно! Оставалось только сожалеть, что за последние 30 лет я упустил кучу возможностей покататься по бесснежной реке безо всяких ограничений.

Как трещит лед

Об этом надо написать отдельно. Дело в том, что огромный ледяной пласт, покрывающий реку или Тамбовское море, не может быть монолитом. Как только начинается похолодание или потепление, он деформируется и идет трещинами. Трещины образуются с гулким звуком, нагоняющим ужас. Зачастую их образованию способствует вес движущегося человека, поэтому жуткие звуки раздаются прямо рядом, почти под ногами.

Иногда слышно, как хрустит, расходясь, ледяная корка. И это страшно. Страшно даже мне, при том, что я четко понимаю, что трещины проходят в толще льда, что они не расходятся и что они тут же смерзаются обратно. Каждый раз, когда это происходит, сердце слегка ёкает.

Разумеется, большинство граждан начинает в ужасе кричать, что лед ломается и на акваторию выходить нельзя. Иногда даже предупреждают об этом меня, неразумного. Слушать их очень забавно.

Катание на коньках как причина инфаркта

Как-то в конце ноября был случай, когда мы катались с одной подругой по ночному Тамбовскому морю, а поскольку она кататься не умеет, я периодически ее бросал, нарезая круги большого радиуса. Так вот, когда рядом с ней прошел очередной разлом, и она почувствовала, что лед слегка просел (а он, вероятно, действительно просел, на пару миллиметров), все ее существо переполнила паника, хороший вклад в которую внесло также ее неумение плавать.

Читайте также:  Реки юга тюменской области имеют развитую пойму

Миллиметры просадки, которые она почувствовала, показались ей уходом тверди из-под ног, а характерное потрескивание верхнего слоя она приняла за плеск растекающейся воды. Я, к сожалению, был далеко и не имел счастья слышать ее крики и наблюдать, как она, вспомнив инструкции по поведению на замерзших водоемах, уползала от “опасного места”, распластавшись всем телом по тонкому (всего-то сантиметров 15-17) льду.

Город в дымке

Если же не паниковать, то к треску и уханью, которые при перепадах температуры сопровождают тебя почти всю дорогу, привыкаешь. Но не до конца: где-то в глубине души при каждом разломе снова вспыхивает эта искорка первобытного страха.

И это добавляет приятного экстрима: где еще можно честно, от всей души, побояться, при этом пребывая в полной безопасности? Причем, побояться не за героя на экране, а реально за себя, любимого!

Котовское водохранилище и skiting

И не надо говорить, что катание на коньках будет skating, а не skiting, потому что это новое слово, образованное от skating+kiting, что как нельзя лучше отражает суть описываемого явления.

В один из выходных друг предложил съездить на Котовское водохранилище чтобы покататься там на коньках за кайтом. Понятно, что такое предложение я не мог не поддержать.

Котовское водохранилище

Бескрайняя акватория водохранилища манила ровным льдом, на морозе твердым как стекло, и кататься по нему, даже безо всяких кайтов, было наслаждением.

За рвущимся в небо кайтом мы носились втроем: владелец кайта на управлении, и мы с подругой Наташей, держась за веревочку. Скорость временами была просто сумасшедшей, по субъективным ощущениям — более 30 км/ч, и это было просто феерично. Описывать, пожалуй, не имеет смысла, смотрите лучше видеоклип под прекрасную ностальгическую музыку:

В процессе катания у нас отмерзли лица и все выступающие части тела, но это не испортило впечатления. Я же после мероприятия начал задумываться, уж не стоит ли мне приобрести себе кайт, чтобы гонять за ним на коньках и лыжах… Но это в будущем, пока что буду продолжать играться в воздушного змея.

Лунные покатушки и ночная лиса

Покататься днем возможность была не всегда. Но это не мешало, т.к. все совершенствующиеся конькобежные навыки требовали применения, и возникающий при этом эффект шила выгонял меня на лед иногда уже совсем затемно.

Вечерело

На радость ночным конькобежцам как раз приближалось полнолуние, так что при катании даже не требовался фонарик.

В один из таких морозных лунных вечеров я ехал по протоке, что соединяет основное русло с озером Красным (тем, для кого слова “озеро Красное”, “пролив Широкий”, “Гидра” — пустой звук, советую прочесть эту статью в целях повышения образованности (с)Печкин).

Вдруг мне послышался посторонний звук. Где-то сзади. Оглянулся. Собака? Кошка?

О! Надо же! Лисица!

Лиса бежала за мной. Я так на нее загляделся, что не справился с управлением и упал. Было немного страшно — мало ли, что взбредет на ум животному? Да и общеизвестные страшилки про бешеных лис не обошли меня стороной. Но на бешеную лиса была не похожа и страшно ей было ничуть не меньше моего, так что приближаться она не стала.

Я поехал дальше. А хвостатая попутчица продолжала следовать за мной, где-то выбегая на синий в лунном свете лед, где-то шурша по непроглядно черным прибрежным зарослям.

Кинул ей кусок печенья и стал ждать. Выждав полминуты, лисица выглянула из камышей и аккуратно подобрала гостинец. От меня это было метрах в 5.

Так я ее и подкармливал. Через некоторое время она осмелела и стала приближаться уже метра на 3 и, взяв еду, не убегать, а присаживаться на перекус тут же, прямо на виду. Возможно, сядь я, лиса подошла бы еще ближе и даже взяла бы еду из рук (а лис с рук мне как-то кормить приходилось). Но было холодно и менять позу, усаживаться, при этом шурша и отпугивая зверя, не хотелось.

Фото лисы нет, но есть фото озера

Процесс установления контакта захватывал. Но в конце концов, руки у меня окончательно отмерзли, а холод начал подбираться и к ногам, так что я высыпал остатки печений на снег, помахал лисе ручкой и, воодушевленный встречей, понесся к озеру Красному.

Выводы

Сезон конькового фрирайда в этом году удался на славу. Длился он почти 3 недели. Жаль, что теперь до следующей зимы кататься можно будет только на катках. Но даже это теперь меня не остановит, ведь я избавлен от трех главных неудобств:

  • очереди в пункт проката,
  • очереди в раздевалку,
  • необходимости платить деньги.

Коньки оказались одной из моих самых полезных покупок за последние несколько лет, в связи с чем, всем сомневающимся я советую последовать моему примеру. Достаточно одного такого сезона, как этот, чтобы покупка полностью себя оправдала.

На подходе к Тригуляевской церкви

Ну, и некий общий вывод, уже выходящий за коньковую тематику: не нужно стесняться пробовать делать то, что вы не делали в детстве, а теперь, вроде как, уже поздно. Учиться новому, особенно в части освоения двигательных навыков, не поздно никогда (ну, разумеется, пока соответствующие функции организма, в принципе, работают).

Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать о коньках на декабрь 2014 года.

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво. Посмотреть все записи автора ivvva

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24