В Гидрометцентре рассказали, когда на Волге в Твери начнётся ледоход
Ледоход в этом году начнётся немного раньше положенного срока.
На реках Тверской области постепенно начинается развитие весенних процессов. Уровень воды в Волге в черте Твери уже опустился до отметок ниже средних многолетних значений и составляет 148 сантиметра над нулём поста. В ближайшее время прогнозируют начало ледохода.
В Гидрометцентре России составили прогноз об ожидаемом характере весеннего половодья на 2022 года на реках Российской Федерации. Согласно данным гидрологов, ждать его жителям Твери осталось совсем недолго.
«В первой декаде апреля (до 2-5 дней раньше нормы) ожидается вскрытие рек востока Новгородской и Ленинградской областей, Волги выше Твери, Оки ниже устья р. Мокша и Суры ниже Алатыря», — говорится в прогнозе.
Отметим, что в черте Твери лёд на Волге уже постепенно сходит, и причиной тому тёплые воды с ТЭЦ-3. Обильного ледохода при этом не наблюдается, так как он просто тает. Однако когда Волга вскроется ото льда выше по течению, в Калининском и Старицком районах, то течение принесёт льдины с верховья реки в городскую черту.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Привет из прошлого: ледоход на Волге
Читатель «Реального времени» делится воспоминаниями о том, как вскрытие рек ото льда еще 70 лет назад было настоящим представлением для казанцев
В прошлые времена было одно примечательное событие, которое повторялось каждый год. Ледоход на Волге. Читатель «Реального времени» Валерий Грязнов поделился своими воспоминаниями и восстановил по архивным и историческим фото как для прошлых поколений происходило одно из захватывающих зрелищ — освобождение рек ото льда.
Дальнее Устье
В Казани, в отличие от многих других городов, стоящих на крупных реках, для того, чтобы увидеть это яркое зрелище, непременно нужно было приехать в одно единственное место — Дальнее Устье (так тогда назывался речной порт нашего города). Почему порт имел такое необычное имя? Устье — потому что в этом месте было устье реки Казанки, здесь Казанка впадала в Волгу. Почему Дальнее? А потому, что было еще и Ближнее Устье — место, где речной порт оказывался на короткий срок во время весеннего половодья. Об этом нужно рассказать отдельно.
Дальнее Устье представляло собой одну единственную улицу, идущую прямо вдоль берега Волги. Улица была необычная, дома стояли только на одной ее стороне. Вот они хорошо видны на дореволюционной открытке. Это были гостиницы, рестораны, торговые заведения.
Дальнее Устье существовало с незапамятных времен, задолго до появления пароходов на Волге, а исчезло, ушло под воду в 1957 году с приходом Куйбышевского моря (как его тогда называли).
Трамвай № 1
В начале XX века появился новый общественный транспорт — трамвай. Он пришел на смену конке, первая линия трамвая в нашем городе была открыта 20 ноября 1899 г. На трамвае маршрута № 1 можно было добраться из города на Дальнее Устье. До самого закрытия старого порта в 1957 году этот трамвай исправно возил сюда пассажиров, и это был единственный трамвайный маршрут! Никакой другой общественный транспорт сюда не ходил.
Вот вид улицы во встречном направлении — на снимке виден трамвай, здесь у него была остановка. Одноэтажное здание — кассовый зал для продажи билетов на пароходы, а там, вдали видна дозорная вышка. Эту вышку построили довольно поздно, в середине тридцатых годов, поэтому ее можно увидеть далеко не на всех фотографиях. Ее поставили возле того места, где дорога, дошедшая до Волги, поворачивает налево и идет дальше вдоль реки. Вот как раз возле этой вышки и было то место, откуда казанцы могли любоваться зрелищем.
Вышка
Назначение? Можно высказать предположение — что это диспетчерский пункт — для наблюдения сверху за движением судов. Почему так поздно начали строить? Как обходились без нее раньше? Дело в том, что с момента появления первых пароходов на Волге все они принадлежали только частному капиталу. Первое акционерное общество «По Волге» было создано в 1843 году. Вскоре появились другие пароходные общества «Кавказ и Меркурий», «Самолет» и множество маленьких пароходств. Все они конкурировали между собой, и у каждого из них в Казани была своя пристань. Но после революции в 1918 году все пароходы были национализированы. Спустя короткое время было организовано одно огромное пароходство. На всех спасательных кругах в советское время можно было прочитать четыре буквы ВОРП, что означало «Волжское объединенное речное пароходство». Тогда считалось совершенно очевидным, что одно крупное предприятие в 10 раз лучше, чем 10 мелких. Символом торжества этой идеи была эта вышка. Эпоха колхозного строительства
С балкона вышки было сделано много отличных видовых фотографий. Вот как выглядела Волга зимой.
Виден зимний санный путь через Волгу. Он шел из Верхнего Услона прямо к тому месту, где летом стояла пристань паромной переправы. Стоит напомнить, что в былые годы почтовый тракт на Москву проходил через Верхний Услон.
Дорога с обеих сторон обставлена вешками, чтобы путники в метель не сбились с пути.
А вот вид с той же вышки, но уже не поперек, а вдоль по Волге. Справа, где видна вмерзшая в лед пристань, в Волгу впадает Казанка. А вдали находится знаменитый Аракчинский затон. Туда поздней осенью на зимовку уводили с Дальнего Устья пристани и ставили на ремонт пароходы.
Аракчинский затон
Затон — это место, отгороженное от основного фарватера речной косой или специально насыпанной дамбой. Оно используется для того, чтобы спрятать там пристани и пароходы на время весеннего ледохода. Как правило, в затонах были организованы мастерские для ремонта судов в зимнее время. Возле Казани было несколько затонов. Самый ближний из них был Аракчинский.
Ледоход на фото из семейного архива
Именно сюда каждый год приезжали казанцы, чтобы посмотреть на ледоход. Слева видна наблюдательная вышка, справа на другом берегу остров Маркиз. Апрель 1939 года. Удивительно низкий уровень воды в Волге во время ледохода был в том году.
Дальнее Устье, 1939 год. Мы видим трамвай маршрута № 1 на остановке. Но тут следует сделать одно уточнение — снимок сделан дней на 15 позже предыдущего. Это уже не апрель, а май, и люди идут на пароход. Судя по снимкам, можно сделать такое предположение, что в 1939 году весной уровень Волги был низким, и пристани с самого начала были поставлены на Дальнее Устье.
Существует много фотографий старого трамвая, но как он выглядел внутри сейчас можно увидеть, пожалуй, только в кино. Вот такие жесткие деревянные скамейки. Моя мама и ее племянница Галя едут смотреть ледоход. Апрель 1939 года.
Они же и Галин папа стоят возле самой кромки берега, совсем рядом проплывают льдины. Вдали виден контур водокачки, что сразу позволяет сориентироваться на местности. Вид вверх по Волге, слева мы видим услонский песок. Апрель 1939 года.
Вид сверху с крутой горки. Мамина сестра Лидия (мама Гали) и справа незнакомый мальчишка. Ему просто любопытно. Апрель 1939 года.
Это мой отец, сами фотографы редко попадают в кадр. На заднем плане та самая вышка в полный рост. Апрель 1939 года.
Это уже другая весна. Праздник ледохода в 1941 году — звучит как оксюморон (то есть сочетание несочетаемого). Моя мама возле огромного настоящего якоря. Справа речные бакены, сложеные в стопку. Слева видна вышка, на балконе кто-то сидит.
Люди разбрелись по всему берегу. Вдали видна большая группа, которая добралась до того мыса, за которым невидимое отсюда место, где Казанка впадает в Волгу. А так бы хотелось на него посмотреть! Апрель 1941 года.
На этой фотографии отчетливо виден мыс и люди на нем. Насколько я помню, летом пройти вдоль берега уже было нельзя, все было заставлено пристанями. И вот вопрос — почему никто из фотографов не догадался сходить туда в те дни и сфотографировать это историческое место? Апрель 1941 года.
Вот еще один вид — вверх по Волге. В кадре видна водокачка, и сразу все вопросы «где это?» отпадают. Апрель 1941 года.
Соседний кадр. Негативы хранятся в виде пленки, разрезанной на куски по три кадра. Второй кадр. Отца снимал кто-то другой, поэтому фото невысокого качества. Апрель 1941 года.
Третий кадр из этого куска пленки. Портрет отца крупным планом. Апрель 1941 года.
Вот ледоход 1951 года. Вода в этом году стоит очень высоко, подошла почти к самому основанию вышки. Вдали виден остров Маркиз. Апрель 1941 года.
Здесь мы все стоим на широкой площадке по другую сторону от вышки. Рядом слева — поленница дров, характерная примета того времени. Можно с уверенностью сказать, что это бревна, которые плыли по Волге. Их выловили, вытащили на берег, распилили. Они пойдут на дрова. Апрель 1951 года.
Вот мы стоим на самой горе и смотрим на Волгу. Могу предположить, что за нашей спиной кассовый павильон, который мы уже видели на предыдущих снимках. Апрель 1951 года.
Соседний кадр. Мы на том же месте, а сейчас спустимся на берег. Апрель 1951 года.
Мы стоим на каменистом волжском берегу возле самой воды, мимо нас проплывают льдины. Апрель 1951 года.
И наконец, мы на фоне ледохода. Съемка против света, поэтому лица в тени. На том берегу, справа услонский песок; слева, чуть подальше остров Маркиз. Апрель 1951 года.
Все опубликованные фотографии были сделаны на узкую 35-миллиметровую пленку зеркальной фотокамерой «Спорт».
Источник
Волга в весенний ледоход в Саратове 2013-2021
ВОЛГА И ЕЁ ВЕСЕННИЙ ЛЕДОХОД В САРАТОВЕ ЗА 2013-2021 г.г.
Как же всё-таки бывает интересно с помощью таких космоснимков своей территории окунутся в наше недавнее прошлое.
Вроде бы всё это происходило здесь, там где ты живёшь и ты это тоже прожил, пережил и испытал и многое помнишь, но они позволяют тебе многое вновь увидеть из того, что было рядом, но в силу разных причин ты это не заметил, потому что смотрел совсем с другого ракурса и с другой позиции.
По крайней мере именно такие мысли не покидают меня после многочасовой ежедневной работы на этой неделе с интернет-ресурсом Европейского космического агентства Sentinel Hab.
Мне многие задают вопрос где и как можно всё это увидеть ?
Повторяю прямую ссылку на этот открытый интернет-ресурс — , кликните на неё и вы попадёте на их сайт и на ту территорию Саратовского региона, которой занимался я.
А дальше выбирайте свой регион, который интересен вам и разбирайтесь с меню, оно на английском языке и дальше «плавайте» в этом мировом «океане».
Я лично разобрался довольно быстро и. чуть не утонул в огромном количестве открытой и доступной информации с различных космических аппаратов и их разных спектральных каналов.
При чём, одно дело просто бесцельно просматривать эти снимки, и совсем другое озадачиться какой-то проблемой !
Сегодня я продемонстрирую вам, как и обещал много разных временных «сцен» того, как на нашей матушке-Волге проходит весенний ледоход от времени его подготовки и до момента завершения, когда и река и её острова и протоки освобождаются ото льда и снега.
Только скажу за ранее, год на год не приходится и каждая зима и каждая весна бывают совершенно разными по их состоянию и количеству накопленного снега и льда на реке и естественно, и начало ледохода и его длительность также может быть разной.
И если вчера в свой публикации ВЕСНА 2021 г. КАК ВОЛГА ОСВОБОЖДАЛАСЬ ОТО ЛЬДА В САРАТОВЕ я вам продемонстрировал несколько временных «сцен» по вскрытию и прохождению ледохода на Волге весной этого завершающего 2021 года — , то сегодня я подобрал уже 28 таких временных «сцен» за весенние периоды с 2013 по 2021 годы.
И естественно наличие такого большого количества «сцен» из разных годов я располагал и группировал для сравнения между собой не по хронологии, а по неким этапам прохождения самого ледохода.
Повторю ещё раз, что это за рассматриваемая мной территория.
Это Саратовский участок Волги между нашими тремя мостами от с.Пристанное на севере до с. Увек на юге во время подготовки и прохождения весеннего ледохода по нашей могучей реке.
Все фрагменты космоснимков я вновь сгруппировал по четыре в одном кадре каждого фото и выстроил из них некий суммарный ряд Волжского весеннего ледохода 2013-21 годов.
На каждом фрагменте сверху слева зелёным цветом указан день, месяц и год съёмки.
Хочу сразу оговориться, что это не все из найденных мной фрагментов за этот период времени я здесь демонстрирую в этом большом наборе.
Зима и весна 2020 года были особенными не только на Волге, но и в Центральной России и Волга замерзала всего на очень недолгое время и вскрылась также очень рано и поэтому я взял и включил в этот набор из того года только несколько последних временных фрагментов завершения ледохода.
Я планирую и обещаю подготовить отдельную публикацию по зиме 2019/2020 г.г. в нашем регионе и по состоянию Волги и за тоже время и по её зимне-весеннему ледоходу.
И ещё одно небольшое добавление и пояснение.
Я уже писал, что Европеское космическое агентство на этом же своём интернет-ресурсе приводит и архивы космоснимков с других летательных аппаратов и вы можете не уходя с выбранной вами территории подгружать их, выбирая необходимые вам снимки и разные каналы по времени за разные годы, сопоставляя потом полученные результаты и добавляя необходимые или отсутствующие.
Я воспользовался космоснимками с аппарата Landsat 8 и они сыграли большую роль в используемом мной наборе фото, так как позволили увеличить рассматриваемый мной период времени до 2013 года (у ЕКА они начинаются обычно с начала 2016 г.).
Чтобы их можно было различить от снимков ЕКА я пометил снимки Landsat 8 латинской буквой «L» перед указанием времени съёмки на том или ином используемом мной фрагменте.
Более подробные комментарии ко всем моим фото вы можете увидеть на отдельных кадрах в приложении.
Я не претендую на то, что мне удалось правильно и верно собрать некие набор кадров этапов прохождения Волжского ледохода на нашем Саратовском участке и буду рад любым вашим комментариям, замечаниям и дополнениям.
И традиционно даю всем всё тот же совет : разворачивайте каждое фото на весь экран, а не рассматриваете небольшое изображение.
Интересного вам знакомства с этими снимками и воспоминаний о наших Волжских ледоходах.
Источник