Когда весь день крутили лебединое озеро

Содержание
  1. Когда весь день крутили лебединое озеро
  2. Страна ценителей балета
  3. «Озеро» и Августовский путч
  4. Почему именно «Лебединое»?
  5. «Зачем-то потребовалось крутить ни в чем не повинное «Лебединое озеро». Балет вне политики
  6. Ровно 30 лет назад, 19 августа 1991 года, советские люди, привыкшие встречать утро с просмотра телепередач, были озадачены: нервно переключая кнопки на пульте в поисках новостей и развлекательных программ, они всюду натыкались на балет «Лебединое озеро», заполонивший все телеканалы. Для людей, наученных опытом предшествующего десятилетия, это был знак: в стране что-то произошло
  7. «Узнали о путче в Аргентине»
  8. «Вся страна погрузилась в замешательство. «
  9. Недоумение Бессмертновой
  10. «Лебединое Озеро» как балет счастья и горести советского человека
  11. Принцы и принцессы
  12. До тошноты
  13. Похороны и перевороты
  14. Маленькие лебеди — большие времена

Когда весь день крутили лебединое озеро

Любой советский человек знал: если по телевизору внепланово транслируют «Лебединое озеро», значит, в стране случилось что-то экстраординарное. Обычно это была смерть очередного генсека. Эту странную традицию прекрасно описала в своей автобиографической книге главная прима советского и российского балета Майя Плисецкая.

Страна ценителей балета

Если бы иностранные исследователи могли наблюдать жизнь в Советском Союзе во всей ее полноте, они наверняка бы сделали вывод, что в этой стране обосновалась самая большая армия поклонников балета, а ее любимой постановкой является «Лебединое озеро». Сама Майя Плисецкая исполняла свои партии в этой великолепной сказке свыше 800 раз!
Великая балерина вспоминала, как правительство СССР превратило чудное произведение на музыку Чайковского в «обязаловку». На «Лебединое озеро» водили все иностранные делегации. Во времена Хрущева каждую сопровождал сам «дорогой Леонид Ильич». Однажды генсек даже пожаловался Плисецкой, что при воспоминании об очередном просмотре «Озера» у него тошнота к горлу подкатывает.
Многие иностранные гости испытывали схожие чувства. Американский дипломат Ллевел Томпсон за 6 пребывания в Союзе смотрел эту постановку 132 раза. А вот Фидель Кастро был так впечатлен вдохновенным танцем красавиц-балерин, что лично взошел на сцену и преподнес приме огромный букет роз.
Простые советские граждане его восторгов не разделяли. Они точно знали, что «Лебединое» — лишь красивая ширма для серьезный политических пертурбаций, происходящих в стране. В случае смерти очередного руководителя в государстве начиналась борьба за власть. Правительство не хотело, чтобы народ мог как-то в этом участвовать. Вот и включали в нужный момент по телевизору «Лебединое озеро».
Пока в стране все было более-менее стабильно, трансляция балета превратилась во что-то вроде поминальной песни. Им «отмечали» уход Брежнева, Андропова, Черненко. Новое звучание балет получил в 1991-ом.

«Озеро» и Августовский путч

О тех событиях вспоминал Леонид Кравченко, в прошлом глава Гостелерадио. Днем 19 августа начальник дирекции телепрограмм Виктор Осколков получил приказ втиснуть в дневную программу «Лебединое озеро». В это время события в Москве как раз накалялись.
В столице было объявлено чрезвычайное положение, прекращен выпуск самых популярных печатных изданий, запрещены любые митинги. Правительство постаралось максимально оградить граждан из других регионов от событий тех августовских дней, поэтому по телевизору транслировали только пресловутое «Лебединое озеро».
Таким образом народу перекрыли информационный кислород, боясь массовых волнений во всей стране. Лишь спустя несколько дней широкие массы узнали о путче. Весть произвела шокирующее действие. Впервые «поминальная песня» стала информационными шорами народа от самой настоящей попытки государственного переворота. Прекрасные лебеди танцевали на голубых экранах целых 3 дня.

Почему именно «Лебединое»?

Выбор репертуара для массовых просмотров в судьбоносные для страны моменты пал на «Лебединое озеро» не случайно. Этот балет был действительно популярен в Союзе.
Прекрасная сказка о любви принца и девушки, обращенной в лебедя, оказывала на измученных серой советской действительностью граждан гипнотическое воздействие. Она уносила от бытовых проблем и нищеты в какие-то далекие волшебные дали. Полностью отрывала от действительности.
Этот эффект и использовало правительство, чтобы потихоньку — вдали от миллионов глаз — повернуть руль управления страной в нужную сторону. В прежние годы могла сыграть роль и история создания балета. Чайковский дописал его на поминальную неделю после Пасхи. В какой-то мере «Лебединое озеро» ассоциировалось с поминовением усопших, поэтому его показывали в дни смерти вождей.
Интересно, что первые постановки «Озера» 140 лет назад были провальными. Люди не шли на балет, очевидно, воспринимая его сюжет как слишком слащавый и сказочный. Потребовалось пережить Октябрьскую революцию и вкусить жизни в «самой лучшей стране», чтобы очаровательные лебеди нашли своего зрителя, жаждущего той самой сказки.

Источник

«Зачем-то потребовалось крутить ни в чем не повинное «Лебединое озеро». Балет вне политики

Ровно 30 лет назад, 19 августа 1991 года, советские люди, привыкшие встречать утро с просмотра телепередач, были озадачены: нервно переключая кнопки на пульте в поисках новостей и развлекательных программ, они всюду натыкались на балет «Лебединое озеро», заполонивший все телеканалы. Для людей, наученных опытом предшествующего десятилетия, это был знак: в стране что-то произошло

Так получилось, что самому знаменитому и любимому балету суждено было стать невольным спутником больших потрясений Советского Союза.

Читайте также:  С круглого озера до лунева

Действительно, историческое появление «Лебединого озера» на телеэкране произошло во время путча в августе 1991 года и в людской памяти навсегда связало бессмертное произведение с политическим фарсом. А между тем появление на телеэкране спектакля с Наталией Бессмертновой и Александром Богатыревым в главных партиях именно 19 августа было запланировано за две недели до путча, и совпадение трансляции с его первым днем оказалось случайным.

Балет был включен в передачу «Музыкальный телетеатр», который выходил каждый третий понедельник месяца. В тот понедельник, 19 августа 1991 года, его должны были показать до и после программы «Время», однако события смешали карты, и «Лебединое» три дня подряд — 19−22 августа — «плескалось» на экранах страны с утра до вечера, изредка уступая место невнятным новостям.

Так знаменитый балет в сознании людей невольно стал своего рода неофициальным символом августовского путча. Это тем более странно — ведь в сюжете нет ни единого намека на политику, а истории о трагичной любви еще с шекспировских времен притягательны для зрителей всех возрастов. И все же ярлык «самого политизированного балета» вот уже три десятилетия сопровождает «Лебединое озеро».

Особенно горьким и обидным для артистов были несправедливые упреки за их «участие» в несостоявшемся перевороте. А они даже не видели трансляции, потому что в это время балетная труппа Большого театра находилась на гастролях в Латинской Америке.

«Узнали о путче в Аргентине»

Автор этих строк в качестве пресс-секретаря сопровождала эти гастроли, которые продлились более полутора месяцев, стартовав 26 июля из Москвы.

«Туда, где почти не ступала нога советского человека, отправился на гастроли балет Большого театра СССР. И хотя это не лунный ландшафт, а всего-навсего одна из стран Латинской Америки, ни один самолет «Аэрофлота» пока не приземлялся на ее территории. Первым будет тот, что доставит в столицу Парагвая — город Асунсьон — артистов ГАБТа, которые 26 июля вылетели из Москвы», — так начиналась моя первая заметка о гастролях, выпущенная в ТАСС.

Маршрут по Латинской Америке включал четыре страны — Парагвай, Чили, Аргентину и Венесуэлу. Возглавил гастроли художественный руководитель балета ГАБТ Юрий Григорович. В качестве педагогов-репетиторов коллектив сопровождали две великие балерины — Марина Семенова и Галина Уланова. Всего же в турне отправились 147 артистов.

В течение всего турне по Латинской Америке из каждой новой точки я передавала репортажи. Успех выступлений был огромный, принимали Большой балет на самом высоком уровне. В присутствии тамошних президентов прошло открытие гастролей в Парагвае, в Чили, в Аргентине. И тут грянуло 19 августа…

В этот день мы находились в аргентинской столице, в Буэнос-Айресе, — вспоминает заслуженный артист РСФСР Юрий Ветров, занимавший в то время пост заведующего балетной труппой ГАБТ. — Нас собрали (с нами же едут администраторы в погонах). Я задал вопрос: «Что происходит?» Они мне ответили: «Мы не знаем, что происходит. Мы не понимаем. Мы ждем информацию. И лучше на эту тему ни с кем не говорить». Ну, если они ничего не знают и не понимают, в посольстве ничего не знают, о чем тогда говорить? Все это создавало определенное напряжение. Конечно, был страх за близких и родных. И за всю страну

В Москве путч. Казалось бы, какие могут быть танцы, когда дома такое! Но контракт есть контракт, на следующий день — два спектакля. За кулисами не прекращается стихийный митинг. Разгоряченные, прямо со сцены в него включались отработавшие свою партию артисты. Но вот из Москвы стали поступать более обнадеживающие сообщения. Путч, похоже, захлебывался. Эти вести вдохнули в ребят такую силу, что второй спектакль прошел при оглушительной овации. А перед зданием театра в аргентинском городе Кордобе в эти самые мгновения бушевала манифестация в защиту свободы и демократии в СССР. И когда спектакль закончился, вся площадь была усыпана листовками. Я подняла одну — на память, знаю, что так сделали многие.

Поворотный момент в жизни Родины артисты Большого театра достойно пережили за границей. Учитывая создавшуюся ситуацию, наиболее оборотистые импресарио еще более настойчиво стали предлагать танцовщикам выгодные контракты. Но, к чести последних, никто не польстился на «райскую жизнь» в трудное для нашей страны время. Потому по завершении гастролей все 147 участников турне во главе с художественным руководителем Юрием Григоровичем возвратились домой.

«Вся страна погрузилась в замешательство. «

«Мы не видели трансляцию в августе 1991 года, но по тому, что показывали «Лебединое озеро» (запись 1983 года), поняли, что в стране какое-то замешательство, — вспоминает события 30-летней давности народная артистка РФ Мария Былова. — Почему пустили «Лебединое»? Во-первых, это спектакль в четырех картинах, двух актах. Он довольно-таки длительный. Мы безмолвствуем, мы в спектакле ничего не говорим. Есть время для каких-то раздумий, для каких-то решений. Вся страна погрузилась в какое-то замешательство».

Читайте также:  Плещеево озеро флот петра 1

По словам балерины, «произошло трагическое, но и просветительское событие». «В чем просветительское? В том, что люди, которые никогда не были в Большом театре и никогда не видели «Лебединое озеро», они хотя бы посмотрели хороший спектакль, гениальный спектакль Чайковского и Григоровича в хорошем исполнении», — сказала артистка.

Она подтвердила, что и сама участвовала в том спектакле. «Тогда я была в ранге первой солистки и в звании заслуженной артистки РСФСР и танцевала па-де-труа с Принцем в первом акте. А вот главные исполнители были великолепные. Народная артистка СССР Наталия Игоревна Бессмертнова и народный артист РСФСР Александр Юрьевич Богатырев вели этот спектакль. Чудесный был Злой гений — Борис Борисович Акимов, тоже народный артист СССР. Замечательный был спектакль, сильный, серьезный, гениальный — я бы так сказала. У Григоровича же вообще нет плохих спектаклей», — заявила Былова.

Недоумение Бессмертновой

Время проходит. Но как это ни печально, в сознании людей «Лебединое озеро» по-прежнему ассоциируется с трагической страницей отечественной истории.

По этому поводу еще 20 лет назад недоумевала Наталия Бессмертнова. Спустя 10 лет после известных событий балерина так вспоминала о них и отвечала на вопрос к ней:

«Вы, наверное, не следите за проявлением политических амбиций: исполнилось 10 лет ГКЧП, и опять по телевидению и в печати полоскали «Лебединое озеро» как символ тоталитарной власти и показывали отрывки из спектакля с вашим участием».

Источник

«Лебединое Озеро» как балет счастья и горести советского человека

«Лебединое озеро» занимает особое место в менталитете советского человека. Его включали по телевидению СССР в дни смерти генеральных секретарей, а в 1991 году он сопровождал события августовского путча, заняв собой все каналы телевещания. Лайф узнал историю постановки Петра Ильича Чайковского и выяснил, как у неё получилось стать спутником больших потрясений Советского Союза.

» _id=»5e013774f4352e43d95add26″ name=»c17e029d2341f11f28a23715e2279b74.jpg» height=»0″ src=»https://static.life.ru/posts/2016/08/892812/c17e029d2341f11f28a23715e2279b74.jpg» loading=»lazy»/>

Фото: © РИА Новости/Олег Макаров

Сегодня в это трудно поверить, но в конце 19 века, когда на сцене Большого театра состоялась премьера «Лебединого озера», его преследовал провал за провалом. Первые показы не находили отклика в душе зрителей, так что постановку принялись дополнять и переписывать. Классическая версия спектакля, привычная нашим современникам, сформировалась окончательно в 1895 году, спустя восемнадцать лет после премьеры в Большом.

Зрителям и критикам того времени «Лебединое озеро» часто казалось постановкой грустной и даже упаднической. Пройдёт ещё полвека, пока он не станет главной постановкой в истории Большого театра и всего советского балета, а затем не превратится в символ горестей и утрат, свободы и перемен.

Принцы и принцессы

«Лебединое озеро» — пересказ старинной немецкой легенды. Заколдованная принцесса-лебедь Одетта влюбляет в себя молодого принца Зигфрида. Его истинная любовь и верность должны помочь ей избавиться от лебединого проклятья колдуна Ротбарта и вернуть человеческий облик навсегда.

Дочь колдуна Одиллия мешает планам влюблённых и, притворившись на балу Одеттой, влюбляет в себя принца. Узнав о подлоге, Зигфрид бежит на озеро молить у возлюбленной прощения за ошибку, которая теперь может стоить ей жизни. Ротбарт предлагает принцу выполнить клятву, которую он дал на балу, и жениться на Одиллии. Принц выбирает смерть и прыгает вместе с любимой с обрыва. Освободившееся проклятье убивает Ротбарта. В самом финале балета лебеди смотрят, как влюблённые Зигфрид и Одетта возносятся к небесам.

Мистические мотивы, меланхоличные настроения и минорный тон балета — всё это помешало ему стать популярным на закате Российской империи. Постановку отвергали с такой яростью, что Чайковский был уверен, что если она и будет пользоваться успехом, то только после его смерти.

И он оказался прав. Советские культурологи в середине 1930-х проделают над символикой постановки впечатляющую работу, превратив её в героическое повествование и сделав максимально доступным для зрителя зрелищем. Мистицизм и трагичность «Лебединого озера» превратят в искренность и простоту, а все сложные для толкования советским зрителем сцены и мотивы уберут.

За время Великой Отечественной войны «Лебединое озеро» показали в Большом театре больше раз, чем за 70 лет, прошедших с премьеры. Театр обстреливали и бомбили, но балет продолжали ставить неделя за неделей. Бомбы рвались иногда прямо около входа, но зрители шли всё равно.

До тошноты

В сюжете «Лебединого озера» нет ни намёка на политику, а истории о трагичной любви ещё с шекспировских времён любимы зрителями любых возрастов. Это позволило после ряда поправок сделать из балета самую массовую постановку в СССР.

Читайте также:  Царицыно озеро расстояние от тихвина

Билетами на балет награждали передовиков производства, их вручали на партийных съездах, на показы в Большой театр водили каждую иностранную делегацию. Легендарная балерина Майя Плисецкая в своих мемуарах вспоминает, что танцевала свои партии в «Лебедином озере» более 800 раз.

По словам Плисецкой, каждую делегацию сопровождал Никита Сергеевич Хрущёв, который тоже к определённому моменту от балета сильно устал и жаловался балерине на то, что вынужден смотреть его чуть ли не каждую неделю.

Визит в СССР лидера кубинской революции, Первого секретаря ЦК КП Кубы, Председателя Совета министров Фиделя Кастро. Апрель-июнь 1963 год. Фидель Кастро побывал в Большом театре СССР на балете «Лебединое озеро». После спектакля он познакомился с артистами балета и примой театра, балериной Майей Плисецкой (в центре).

Фото: © РИА Новости/Василий Малышев

Среди «любителей» балета «Лебединое озеро» числился и американский посол в СССР Ллевелин Томпсон. Проведя в СССР шесть лет в шестидесятых, он посмотрел постановку 132 раза. По его воспоминаниям, беседуя во время антракта с верхушками государства, ему наиболее точно удавалось оценить политическую обстановку.

Но среди гостей Москвы у балета были и настоящие фанаты. Старожилы театра вспоминают, как однажды после финала одного из показов сам Фидель Кастро забрался на сцену и подарил балеринам огромный букет цветов.

Рядом с Большим театром, на Театральной площади вот уже несколько десятилетий высаживают два особых сорта тюльпанов под названиями «Большой театр» и «Галина Уланова». Их вывел известный голландский цветовод Теодор Лефебр когда, впечатлённый постановкой, вернулся домой из Москвы.

Похороны и перевороты

Зрители советского телевидения привыкли к телеконцертам по большим государственным праздникам. Так, на День милиции 10 ноября 1982-го они приготовились смотреть выступления звёзд эстрады и СССР, однако вместо концерта начался балет «Лебединое озеро». Праздничную программу отменили из-за смерти генерального секретаря Леонида Брежнева.

Почему работники телевидения выбрали из всей культурной коллекции Союза именно «Лебединое озеро»? Точно неизвестно. Возможно, роль сыграла популярность балета. Или кто-то вспомнил историю его написания, когда Чайковский заканчивал работу над балетом в неделю после Пасхи, так называемую Фомину неделю, на которую выпадает праздник поминания усопших Радоница.

В любом случае, из балета-любимчика «Лебединое озеро» превратилось в поминальную песню. Через два года его покажут по телевизору опять, на этот раз скончается генсек Юрий Андропов. Потом снова через год зрителям придётся смотреть балет по случаю смерти генсека Константина Черненко.

Но главное историческое появление «Лебединого озера» на экране было ещё впереди.

Фото: © РИА Новости/Сергей Субботин

Как вспоминает в интервью «Фонтанке» бывший глава Гостелерадио СССР Леонид Кравченко, в телепрограмме на 19 августа «Лебединое озеро» стояло ещё за две недели до событий путча. Каждый третий понедельник месяца на телевидении выходила передача «Музыкальный телетеатр». В передаче показывали телеверсии спектаклей и телефильмов, причём из-за особенностей рабочих графиков с СССР два, а иногда даже и три раза за день. Делалось это для того, чтобы премьеру фильма или спектакля могли застать даже те, кто работает в вечернюю или ночную смену.

В эфир балет запустил Виктор Осколков, глава дирекции телепрограмм Гостелерадио. В интервью он вспоминает, что получил звонок около полудня 19 августа, в котором выпускающий редактор попросил его поставить в эфир что-нибудь на технический перерыв в вещании с 12:45 до 15 часов. Балет был поставлен в программе на вечернее время, но прекрасно ложился в хронометраж перерыва. Балет запустили в эфир, лебеди принялись танцевать на каждом втором экране страны.

В момент, когда события путча достигли критической массы, вспоминает Кравченко, пришлось задействовать синхронизацию первого и второго каналов. Эта техническая деталь была отработана ещё в дни смерти Брежнева и позволяла работникам ТВ показывать одну программу по двум центральным каналам сразу. После синхронизации лебеди появлялись у каждого, кто включал телевизор с 19 по 22 августа.

В своих интервью Кравченко вспоминает, что в утверждённой им телепрограмме после «Лебединого озера» шёл телефильм под названием «Три дня и три ночи». Кто мог подумать, что балет действительно будет идти по телевизору три дня подряд, оставляя вопросы зрителей о судьбе страны безо всякого ответа.

Маленькие лебеди — большие времена

Написанная 140 лет назад постановка из провальной превратилась в самый популярный балет в стране, который пережил царей, генеральных секретарей и президентов. Стал символом скорби целого народа по его лидерам. Видел революции и государственные перевороты. И всё это оставаясь простой и грустной историей о заколдованной принцессе в образе лебедя, молодом принце и злом колдуне.

Балет «Лебединое озеро» можно посмотреть и сегодня. Государственный Кремлёвский дворец ставит его два раза в месяц с неизменным успехом.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24