Коломенское музей заповедник кладбище история

Коломенское

Некогда неподалеку от Москвы находилось село Дьяково, в котором стояла церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Здесь же находился большой овраг, называемый Голосовым, который считался местом, мягко говоря, таинственным. В 60-х годах прошлого века «нечистый» овраг стал частью столицы, но никаких построек здесь возведено так и не было: Дьяково включили в музей-заповедник «Коломенское».

Среди тех, кто посещает «Коломенское», не так уж и много людей, знающих историю Голосова оврага, а между тем еще сотню лет назад это место было весьма знаменитым, и многие москвичи отправлялись сюда не посмотреть старинную архитектуру, а пощекотать себе нервы, пройдясь по «порченому» оврагу.

Каменная лестница, ведущая к ложу оврага, имеет шестьдесят шесть ступенек. А дальше, по направлению к Москве-реке — еще восемнадцать, то есть три раза по шесть. Многие видят в этих повторяющихся шестерках нехороший знак.

Кстати, раньше здесь были огороды, крестьяне, неоднократно находившие на месте нынешней лестницы человеческие кости, называли это место «чертовым городком».

Голосовой овраг идет с запада на восток, как бы разделяя заповедник на две части: одну — «цивилизованную», с музеями, различными кафе и прочим, и вторую — «дикую», в которой лишь холмы, рощицы и старый фруктовый сад.

По дну оврага течет ручей, пополняющийся многочисленными родниками. Температура воды в них круглый год всего +4 градуса, и даже в самый мороз, по непонятной причине, эти родники не замерзают. Москвичи всегда считали, что родники — это следы коня Георгия Победоносца.

Тут же в овраге лежат два больших камня. Гладкий, расположившийся на склоне, называется Девий, а другой, словно покрытый «гусиной кожей», находящийся на дне оврага, именуется Гусем. Камни весьма большие — каждый весит более пяти тонн, и на поверхность выходит лишь небольшая их часть.

Легенда говорит, что это не просто камни, а останки змея, с которым бился Георгий Победоносец. Камням приписывают магические свойства: Гусь считается «мужским» камнем и может усиливать фертильные свойства посидевшего на нем мужчины, а Девий камень, как говорят, лечит женское бесплодие. Но камни и просто выполняют любые желания пришедших к ним. Поверье гласит, что необходимо загадать желание и прикоснуться к камню ладонью, а затем, для верности, можно повязать ленточку на ветви соседнего дерева. В камнях, как говорят, до сих пор живут древние финно-угорские боги, Дева и Гусь.

Может быть, именно поэтому в Голосовом овраге происходило столько необычных событий. В летописи XVII века говорится, что в 1621 году к воротам царского дворца в Коломенском выехал небольшой отряд татарских всадников. Стрельцы взяли их в плен, и те поведали, что принадлежат к войску хана Девлет-Гирея и при разгроме войска того, отступая, спустились в Голосов овраг, но заблудились там в тумане, а поднявшись через несколько десятков минут на поверхность, весьма удивились произошедшим вокруг переменам. Войска Девлет-Гирея нападали на Москву в 1571 году, и всадники на самом деле были одеты, как отмечает летописец, по обычаю пятидесятилетней давности. Царь Михаил Федорович, не доверяя словам захватчиков, приказал учинить дознание, но не было найдено ничего, что могло бы опровергнуть слова татар. Об их участи летопись, к сожалению, умалчивает. Интересно, что заблудились они в овраге как раз у камня Гусь: после того как его проехали, никаких ориентиров им уже не попадалось.

Эту историю вспомнили в 1831 году, когда в Голосовом овраге случилось весьма примечательное происшествие. В близлежащей деревне Садовники объявились двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, пропавшие без вести в 1810 году. Крестьяне, за это время ничуть не постаревшие, утверждали, что возвращались ночью из соседней деревни и решили пройти Голосовым оврагом, хотя тот и считается «нечистым». Был туман, крестьяне пошли через него и вскоре обнаружили некий «светящийся коридор», пройдя через который оказались в деревне, с удивлением обнаружив своих детей взрослыми, а жен постаревшими. В дело вмешалась полиция, и при проведении следственного эксперимента Кузьмин снова ушел в туман и исчез, а Бочкарев остался. Но жизнь ему после такого перенесения во времени стала немила, он начал пить и вскоре повесился.

Читайте также:  Астраханский заповедник список заповедников россии

Вообще же в документах полицейского управления Коломенской волости Московской губернии неоднократно фиксировались случаи исчезновения жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки. Некоторые крестьяне, понятно, пускались в бега, но часть исчезновений весьма странная, и объяснить ее можно, пожалуй, только мистическими причинами.

Некоторые называют Голосов овраг Волосовым, утверждая, что его название происходит от древнего бога Волоса, или Велеса, властителя подземного мира. Имя Волос происходило от того, что этот бог был «волохатый», то есть мохнатый, покрытый волосами, и в коломенском овраге неоднократно видели волосатых людей, тех самых, что мы сегодня называем «снежными». Последний документально подтвержденный случай относится к 1926 году: милиционер Кирибаев, преследуя убежавшего подследственного, столкнулся в овраге с двух с половиной метровым «волосатым человеком», в которого начал стрелять, но на того это произвело мало впечатления. Окончилась эта история тем, что разбираться со встреченным «предрассудком» отправилось подрастающее поколение, что и было описано в известной публикации «Пионеры ловят лешего». Но ни лешего, ни кого-либо еще поймать так и не удалось. Вообще же свидетельства о встрече в Голосовом овраге с волосатыми людьми встречаются со времен Ивана Грозного.

Грозный вообще незримо присутствует в этих местах: говорят, что именно он заложил дьяковскую церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в память о своем венчании на царство. Так ли это — неизвестно, но легендарный археолог И. Стелецкий искал библиотеку Грозного в том числе и здесь. Более того, обнаружив, что холмистый участок между крутым обрывом и поймой Москвы-реки — искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, начал вести раскопки и на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но работу, увы, пришлось прервать: она велась на территории церковного кладбища, и жители села Дьякова написали жалобу.

А в 1980 году, в преддверии Московской Олимпиады, в церкви Усекновения главы проводились реставрационные работы, и руководивший ими сотрудник управления «Мособлстройреставрация» В. Поршнев обнаружил в центре храма, ближе к алтарной части, снятую белокаменную плиту пола, а под ней — утрамбованный песок. Когда же песок начали разгребать, то открылись ступени из белого камня, уходившие под острым углом вниз, в сторону западной стены. Над ступенями был свод из большемерного кирпича. Очистили тогда около полутора метров лестницы, и главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н. Свешников распорядился приварить металлическую дверь и навесить замки. Пока шли переговоры с руководством музея-заповедника «Коломенское» о продолжении работ, кто-то замки сшиб и за ночь сумел расчистить еще около четырех метров лестницы. Свешников с Поршневым, не получив средств на археологические работы и стремясь обезопасить свою находку, снова засыпали лестницу песком и вернули на место плиты пола.

Кстати, два рукотворных холма в «Чертовом городке», уже по данным современных исследований, имеют внутри существенные пустоты. Будет ли найдена в них библиотека Грозного или стоит искать ее в другом месте — мы поговорим в отдельной, посвященной библиотеке, главе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Коломенское музей заповедник кладбище история

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Читайте также:  Карадагский природный заповедник флора
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
Старинное кладбище в Коломенском [Nov. 16th, 2011|09:43 am]

[ Tags | кладбища, фото ]

В 70-е годы ХХ века с кладбища вырыли почти весь прах и уничтожили большинство могил. Чудом уцелели только некоторые отдельные захоронения или части памятников. Какие-то могилы восстановили родственники. Раньше это было большое кладбище, многие могилы там — послевоенные захоронения. Теперь уже не известно, осталось ли что-нибудь в земле.

Старинная часть кладбища:

У входа за церковную ограду встречает нас эта могила крестьянки и ее маленького ребенка.
Это единственная мраморная могила на кладбище. Давно уже вандалы сломали крест, но скорбные строки все также видны на надгробии:

Маленькие огонечки горят в иконной нише. Это свечи.

Источник

Derrik Forster

May 2022

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

«Коломенское кладбище»

Коломенское кладбище расположено в живописном уголке музея-заповедника Коломенское, находящегося на высоком берегу Москвы реки. Кладбище занимает вершину холма, возвышающегося над уровнем реки почти на 100 метров. В центре кладбища расположена церковь Усечения Главы Иоанна Предтечи, которая в настоящее время для прихожан закрыта. Однако, несмотря на запущенный внешний вид и «закрытость» церковь регулярно посещается священником, что было установлено в ходе наблюдения за кладбищем.
Как и большинство кладбищ, находящихся в черте города, Коломенское кладбище в настоящее время официально не функционирует. Однако нам удалось обнаружить несколько новых захоронений, в числе которых братская могила.
Основной интерес представляет собой часть кладбища, расположенная к востоку от церкви. Видимо, на территории велись раскопки, в результате которых на поверхности оказалось несколько каменных гробов «детского» размера. В процессе изучения истории захоронений на Коломенском кладбище, было установлено, что эти «саркофаги» предназначались для погребения «чумных», в частности — детей.

С этими потревоженными археологами захоронениями и связана «дурная» слава Коломенского кладбища. По свидетельствам опрошенных очевидцев, по ночам (особенно летом) над гробами наблюдается тусклое свечение, которое хорошо просматривается через решетчатый забор. Нередко слышны странные звуки, напоминающие детский плач или смех.
На поверхности гробов изображены знаки, смысл некоторых из которых до конца не ясен. Во-первых, с какой целью на детских могилах изображена «христова печать»?

Этот символ объединяет в себе Крест, Посох, Копье и Смерть. С Крестом всё ясно — символ искупления Спасителем грехов человеческих (у магов — закрывающий символ). Копье — это легендарное Копье Ланкина, которым был убит на кресте Иисус. Названо в честь стражника, сжалившегося над распятым и убившим его. Посох — спорный элемент. Считается или символом дома Господнего на Земле (церкви), или символом власти и т.д. и т.п. Смерть на этих фотографиях плохо видна, но она изображается в виде черепа с перекрещенными костями в основании креста.
В целом символ предназначен для успокоения усопшего и использовался для защиты могил от любого влияния, как снаружи, так и изнутри.
Но что ЭТО за символы?

1. О «гробах». Они не гробы и совсем не детские. На самом деле это типичные надгробия XVIII — 1-й пол. XIX вв. Надгробные памятники привычного нам вида стали использоваться позднее. Если поискать — найдете эпитафию, хотя она-то как раз и стирается первой.
2. «Христова печать» — ее использование в полном виде как раз характерно для православия дониконовского розлива и использование ее в крайне архаизированной похоронной обрядности представляется правомерным. К тому же этот случай не уникален. Любой неплохо сохранившийся некрополь вас в этом убедит.
3. Загадочные символы — отсылка в видению Иезекииля — долина с костями, кои соберутся в кучу и воскреснут. В общем тоже стандартнейший сюжет.

Posted on Jun. 21st, 2011 at 08:45 am | Link | Leave a comment | Share | Flag

Источник

Коломенское музей заповедник кладбище история

«Коломенское кладбище»

Коломенское кладбище расположено в живописном уголке музея-заповедника Коломенское, находящегося на высоком берегу Москвы реки. Кладбище занимает вершину холма, возвышающегося над уровнем реки почти на 100 метров. В центре кладбища расположена церковь Усечения Главы Иоанна Предтечи, которая в настоящее время для прихожан закрыта. Однако, несмотря на запущенный внешний вид и «закрытость» церковь регулярно посещается священником, что было установлено в ходе наблюдения за кладбищем.
Как и большинство кладбищ, находящихся в черте города, Коломенское кладбище в настоящее время официально не функционирует. Однако нам удалось обнаружить несколько новых захоронений, в числе которых братская могила.
Основной интерес представляет собой часть кладбища, расположенная к востоку от церкви. Видимо, на территории велись раскопки, в результате которых на поверхности оказалось несколько каменных гробов «детского» размера. В процессе изучения истории захоронений на Коломенском кладбище, было установлено, что эти «саркофаги» предназначались для погребения «чумных», в частности — детей.

Комментарии по почте

1. О «гробах». Они не гробы и совсем не детские. На самом деле это типичные надгробия XVIII — 1-й пол. XIX вв. Надгробные памятники привычного нам вида стали использоваться позднее. Если поискать — найдете эпитафию, хотя она-то как раз и стирается первой.
2. «Христова печать» — ее использование в полном виде как раз характерно для православия дониконовского розлива и использование ее в крайне архаизированной похоронной обрядности представляется правомерным. К тому же этот случай не уникален. Любой неплохо сохранившийся некрополь вас в этом убедит.
3. Загадочные символы — отсылка в видению Иезекииля — долина с костями, кои соберутся в кучу и воскреснут. В общем тоже стандартнейший сюжет.

С этими потревоженными археологами захоронениями и связана «дурная» слава Коломенского кладбища. По свидетельствам опрошенных очевидцев, по ночам (особенно летом) над гробами наблюдается тусклое свечение, которое хорошо просматривается через решетчатый забор. Нередко слышны странные звуки, напоминающие детский плач или смех.
На поверхности гробов изображены знаки, смысл некоторых из которых до конца не ясен. Во-первых, с какой целью на детских могилах изображена «христова печать»?

Этот символ объединяет в себе Крест, Посох, Копье и Смерть. С Крестом всё ясно — символ искупления Спасителем грехов человеческих (у магов — закрывающий символ). Копье — это легендарное Копье Ланкина, которым был убит на кресте Иисус. Названо в честь стражника, сжалившегося над распятым и убившим его. Посох — спорный элемент. Считается или символом дома Господнего на Земле (церкви), или символом власти и т.д. и т.п. Смерть на этих фотографиях плохо видна, но она изображается в виде черепа с перекрещенными костями в основании креста.
В целом символ предназначен для успокоения усопшего и использовался для защиты могил от любого влияния, как снаружи, так и изнутри.
Но что ЭТО за символы?

Можно предположить, что это символ воскресения. Если это «воскресение для жизни вечной», то странно, что на рисунке явно изображены кости, тянущиеся из-под земли вверх. Ближе к истине кажется предположение, что это рисунок «ко дню Страшного Суда», когда мертвые должны восстать из могил и т.д. Но тоже не ясно — неужели наши не такие уж и далекие предки (15 век) настолько буквально воспринимали слова Писания?
Пока что точного ответа у нас нет. Не смогли нам его дать и служители Православной Церкви, к которым мы обратились за консультацией.

Источник

Читайте также:  Коломенское музей заповедник история создания
Поделиться с друзьями
Байкал24