Колыба рюрика ладожское озеро

Старая Ладога — первая столица Руси

В начале XII века древнерусский летописец записал: “И сиде старейший в Ладоге Рюрик”, — датируя это событие 862 годом.

Родился РЮРИК в 780 году, умер в 879.

РЮРИК в себе соединил две славяно-русские линии; по линии отца — князя славян-бодричей Годлава (или Годослава) и по линии матери, Умилы — дочери новгородского князя Гостомысла.

РЮРИК — потомок знаменитого новгородского князя Славена, создал новое государство — Русь.

В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство вошедшее в историю под названием Русь.

Вокруг стержня важного торгового пути «из варяг в греки» объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города.

Первой столицей Руси стал город Старая Ладога.

Старая Ладога – древнейший город и крепость, основанная в 753 году, уже в середине IX в. была важным торгово-ремесленным центром, упоминаемым в летописных источниках. В наследии Старой Ладоги сконцентрировано двенадцать веков русской истории и искусства. Здесь сохранились около 160 памятников архитектуры, искусства и археологии.

В 2002 году В. Путин подписал указ “О праздновании 1250-летия основания села Старая Ладога”, благодаря которому Старая Ладога получила статус экономической и культурной столицы Северной Руси.

Исторически сложилось так, что матерью русских городов является Старая Ладога. Именно здесь, в этом селении (а тогда это был город Ладога) рождалась российская государственность, здесь пролегали мировые торговые пути “из варяг в греки”, “из варяг в арабы”, здесь встречались великие культуры Востока и Запада и здесь наше нынешнее государство становилось Россией.

Именно здесь, по Волхову, по Ладоге северные народы торговали с югом — другого пути не было. И именно здесь зарождалась единая Россия. Указу Президента о праздновании 1250-летия Старой Ладоги предшествовал кропотливый труд историков и археологов, которые и доказали, что год основания Ладоги, определенный условно 753-м после исследования бревен, использовавшихся в строительстве города, можно назвать своеобразной точкой отсчета истории российской государственности.

Место для города было очень удобным — Ладога была поставлена на берегу могучего Волхова, неподалеку от его впадения в Ладожское озеро. По одной из легенд название реки связано с прекрасным и мужественным князем Волхвом, сыном великого князя ильменских славян Словеном. Нынешний Волхов в старину именовали иногда Волховой. На старославянском языке “Волхв” означает “Ольха” и, значит, Волхов можно перевести как “Ольховая река”. До сих пор прибрежные воды своенравной и порожистой реки, берущей начало в озере Ильмень, осыпают сережки этих деревьев. Волхвами наши предки-язычники называли также магов и чародеев, служивших своим многочисленным богам.

Среди богов встречались и женщины. Очень почитаемой была богиня плодородия Рожаница-Мать по имени Лада. Вот вам и еще одна из версий о происхождении имен озера, города, да и самой земли. Может быть, от корня “лад” проявилось это имя? Нашему славянскому уху оно привычно и любимо. Всегда приятнее жить в ладу с соседями, самим собой. В нашем обиходе часто встречаются слова “налаживать”, “ладить”, “ладушки”. А наши прабабушки к любимым мужьям обращались “Ладо”, а те своих возлюбленных, в свою очередь, называли “Ладами”.

Есть еще несколько слов о происхождении названия Ладоги. Они — в легендах и преданиях, которые и поныне живут на нашей земле и передаются из поколение в поколение. Легендами окутывают исторические события, конкретных людей. И каждый из нас волен выбрать ту или иную в зависимости от наших интересов, взглядов и даже сиюминутного состояния души. Много еще тайн скрывает от нас ладожская земля: о нашем происхождении, о том, почему наши предки назывались “росами” или “русами”. История часто переписывалась в угоду правящей власти. Очень может быть, что нас еще удивят открытия российских историков и их зарубежных коллег. Именно Ладога дала новое имя озеру Нево, которое финны именовали Русским морем. Сегодня на всех картах мира это Ладожское озеро. И уж совершенно точным является то, что с начала своего возникновения Ладога стала центром многих славянских и финских племен. В ней наши предки встретились со скандинавами и другими жителями Европы. Это были ремесленники, воины, купцы, путешественники, переселенцы. Славянскую Ладогу можно справедливо назвать городом интернациональной культуры, городом, где практически никогда не возникали конфликты на почве национальных предрассудков. О том, что здесь встретились разные народы и культуры, убедительно доказывают находки как частных лиц, так и археологических экспедиций. Находили монеты-ракушки, серебряные монеты арабского происхождения VII-го века, т. е. еще дорюриковского периода. О процветании кузнечно-ювелирного искусства поведали находки 70-х годов XX века. В раскопе были обнаружены корабельные заклепки, женские украшения, ювелирные молоточки, наковаленки, клещи, — все это говорит о жизни цивилизованного общества. И это — тоже до прихода Рюрика в Ладогу!

Труды археологов и историков убедительно доказывают, что именно от Ладоги двинулась Русь по водным артериям из “варяг в греки” и из “варяг в арабы”.

Ладога стояла и стоит на том же месте, на которое в первом веке от Рождества Христова указал как на место будущего города св. Апостол Андрей Первозванный, путешествовавший по нашим землям. С городом на Волхове связаны имена многих изгнанных норвежских королей; здесь они находили гостеприимство и возможность подготовки к возврату короны.

Доподлинно известно, что именно Рюрик заложит каменную крепость в Ладоге — мощное оборонительное сооружение. Крепость встала на мысе, где река Ладожка впадает в Волхов. До начала ХVIII века ее перестраивали и укрепляли. С XV века до середины XVIII века в ней существовал Георгиевский застенный мужской монастырь. Иноки монастыря были и воинами.

Последний раз Ладожская крепость принимала участие в военных действиях в 1701 году. А после победы России в Северной войне она утратила военное значение. Крепость покинул гарнизон, и о ней почти на два века забыли. Интерес к Старой Ладоге, к ее памятникам возник в конце XIX века. Русское археологическое общество начало обследование древних строений. Археологические работы проводятся в Старой Ладоге и поныне. Каждое лето в маленьком теперь поселке работает экспедиция под руководством профессора А.Н. Кирпичникова. И каждый год открываются новые страницы истории нашей первой столицы.

Урочище Сопки. Под самым большим курганом покоится родственник князя Рюрика — Олег. У нас он получил мистическую приставку — Вещий (может быть, она связана с его победами и с его прозорливостью). Он часто бывал на Ладоге. Сюда он пришел после победоносного завершения своего очередного, но, увы, последнего похода на Царьград. И здесь “принял смерть от коня своего”. Кудесники предрекли Олегу смерть не в бою и не от старости, а от любимого коня. Повелел князь отправить коня из Киева в Ладогу с приказом постоянно заботиться о любимом боевом соратнике, с которым участвовал не в одном сражении. Что было дальше, известно: по возвращении из похода, узнав, что конь умер, князь решил посмотреть на его останки, из черепа коня выползла змея и. “вскрикнул внезапно ужаленный князь”. Похоронили Олега Вещего на крутом берегу Волхова. Над местом захоронения поднялся огромный курган. Даже современные его размеры впечатляют. Рядом с этой могилой — еще несколько курганов, правда, меньших размеров. Там тоже лежат воины.

Умирая в 879 году, Рюрик поручил Олегу воспитание своего малолетнего сына Игоря до его совершеннолетия. Маленького Игоря Олег держал в Ладоге. 32 года правления Русью князя Игоря Ладога поставляла ему воинов, деньги, снаряжение. Уже в очень серьезном возрасте у Игоря и Ольги в Ладоге появился сын Святослав, будущий великий воин Руси , осиротевший в детстве (всем нам известна участь князя Игоря и имя его вдовы Ольги, которая на время стала правительницей Руси при своем малолетнем сыне). В Ладоге Ольга готовила сына к будущему славному княжению, делясь собственным государственным опытом, рассказывая о предшественниках — Олеге и Рюрике.

Неподалеку от могилы Олега начинаются лабиринты ладожских подземных ходов. Память народная утверждает, что в одной из дальних пещер на цепях в золотом гробу спит легендарный князь Рюрик. Что его пещера наполнена золотом и драгоценностями.

Источник

Старая Ладога — древняя столица Руси

В Волховском районе Ленинградской области расположено древнее село — Старая Ладога. До 1704 года, когда была построена Новая Ладога, оно называлось просто Ладогой. Ладога — первая столица Руси. В 2008 году мне довелось работать здесь в археологической экспедиции под руководством профессора Анатолия Николаевича Кирпичникова.

Читайте также:  Скрытое озеро neo scavenger

Вид на Старую Ладогу с противоположного берега Волхова

Именно чувство родной старины наполняет вас при взгляде на Старую Ладогу. Что-то не припоминается в живописи ладожских мотивов, а между тем сколько прекрасного и типичного можно вывезти из этого забытого уголка — осколка старины, случайно сохранившегося среди окрестного мусора, и как легко и удобно это сделать.

Николай Рерих «По пути из варяг в греки»

Гостомысл и Рюрик

Многие историки полагают, что именно Ладога — первая столица Руси: Рюрик правил здесь в 862-865 годах, а потом перешел в Новгород, вернее, поселение недалеко от него, впоследствии названное Рюриковым городищем. В Ипатьевском списке Повести временных лет говорится: «И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик».

Старая Ладога вдохновила художника Николая Рериха на создание знаменитой картины «Заморские гости» (1901, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Крепость, изображенная в правом верхнем углу картины, соотносится некоторыми исследователями творчества художника с Любшей, открытой и исследованной археологами только во второй половине XX — начале XXI века

Согласно некоторым источникам — Иоакимовской летописи, Новгородским летописям XV века, «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» XVII века и других, Рюрик был внуком старейшины ильменских словен Гостомысла. По преданию, Гостомысл, сын Буривоя, был мудрым правителем и храбрым воином. Четыре сына Гостомысла умерли в младенчестве или погибли в боях; в живых остались только три дочери, которые были выданы замуж за правителей соседних стран. Оказавшись без наследников мужского пола, однажды во сне Гостомысл увидел, что из чрева его средней дочери Умилы выросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный град. Приглашенные растолковать сон ведуны решили, что следующим правителем станет сын Умилы Рюрик.

Панорама Ладожской крепости с кургана Вещего Олега

Гостомысл умер глубоким стариком в 860 (?) году. Его похоронили на Волотовом поле вблизи Великого Новгорода. Как пишет В.Н.Татищев, после смерти Гостомысла по зову «старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей» явились Рюрик с двумя братьями — Синеусом и Трувором. Рюрик сначала княжил в Ладоге, а затем перешел в Новгород, Трувор княжил в Изборске, а Синеус — в Белоозере.

Гостомысл не упоминается в древнейших русских летописях, русские источники упоминают его лишь начиная с XV-XVI веков, поэтому далеко не все исследователи считают его историческим лицом. Однако его имя упоминают Ксантенский и Фульдский анналы, согласно которым Гостомысл был вождем западнославянского племени венедов и погиб в 844 году в сражении против короля Людовика II Немецкого.

Гостомысл, современная картина

Много неясностей и с Рюриком. Ряд исследователей отождествляют Рюрика с «язвой христианства» конунгом Рёриком Ютландским (Hrørek, ум. до 882), состоявшим на службе у Каролингов, правителя Дорестада и ряда фризских земель в 841-873 годах. Сторонники антинорманской теории полагают, что Рюрик был выходцем с острова Рюген (ср. с островом Буян из русских сказок) и происходил из княжеского рода западнославянских племен ободритов, руян и поморян. Есть и те, кто считают Рюрика вымышленным персонажем.

Скульптура «Атакующий сокол», символ Старой Ладоги. Сокол — тотемный символ династии Рюриковичей, часто встречается в качестве геральдического символа в культуре восточных славян. Атакующий сокол, своим обликом напоминающий трезубец, изображен на гербе Старой Ладоги

Ладога или Новгород?

Разные списки «Повести временных лет» не дают однозначного ответа, где же княжил Рюрик после своего прихода на Русь. Так, Ипатьевская, Хлебниковская, Радзивиловская, Московская Академическая и другие летописи сообщают, что Рюрик сначала княжил в Ладоге, а спустя два года, после смерти Синеуса и Трувора, отправился к Ильмень-озеру, где заложил Новгород. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, Софийская I-я летопись, Московский летописный свод конца XV века, Воскресенская летопись, Тверской сборник, Никоновская летопись, Ермолинская летопись и другие источники утверждают, что Рюрик сел на княжение в Новгороде. В двух старейших пергаментных списках «Повести временных лет» — Лаврентьевском конца XIV века и сгоревшем Троицком начала XV века, текст поврежден и потому неясно, где именно правил Рюрик.

В.М.Васнецов. Призвание варягов

Согласно археологическим данным, самые древние культурные слои в Великом Новгороде датируются рубежом IX-X веков, в то время как в Ладоге — 730 годом и ранее. Официальная дата основания Новгорода — 859 год, а Ладоги — 753 год. В стратегическом отношении столица в Новгороде оказалась выгоднее, нежели в Ладоге, которая находилась близ Ладожского озера и враг мог незамеченным подобраться практически к самым стенам крепости. Двор Рюрика располагался близ Новгорода — в Рюриковом Городище, где обнаружены многочисленные артефакты IX-X веков скандинавского происхождения и которое оставалось княжеской резиденцией вплоть до XVI века.

Рюриково Городище в Великом Новгороде

По одной из версий, Рюрик умер в 879 году в Новгороде. Но вот в Приозерске (в прошлом — Корела) мне довелось видеть камень с высеченной надписью, что Рюрик умер в Кореле.

Памятный камень, сообщающий о смерти Рюрика в Кореле в 879 году

Следующим правителем был Олег, прозванный Вещим, князь Новгородский в 879-912 годах, Великий князь Киевский в 882-912 годах. Согласно Новгородской летописи, он погребен близ Старой Ладоги в огромном кургане. Однако в Повести временных лет сообщается, что он захоронен в Киеве на горе Щековице. В 1820 году курган Вещего Олега был вскрыт методом «колодца». В нем обнаружили только дротик, древесные угли и похожий на задвижку замка кусок железа. Самих заупокойных вещей ни в этом, ни во многих других курганах обнаружено не было.

Курган Вещего Олега в урочище Сопки близ Старой Ладоги Памятник Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге. Установлен 12 сентября 2015 года, скульптор Олег Шоров

Происхождение названия «Ладога»

По одной из версий, название «Ладога» возникло по впадающей в Волхов реке Ладожке. У места их слияния была поставлена крепость, которую иногда называют «замком Рюрика». Затем это название распространилось на все Ладожское озеро. Скорей всего, название реки произошло от финского гидронима Alode-jogi (joki), что означает «Нижняя река». По другой версии, скандинавы называли этот город Альдейгья, в дальнейшем — Альдейгьюборг, которое со временем трансформировалось в слово «Ладога». Ладожское озеро именовалось в те времена Альдек, Альда, Альдаген, Альдога.

Река Ладожка (Елена) у стен Ладожской крепости

В прошлом уровень воды в Ладожском озере и, соответственно, в Волхове и Ладожке был выше, чем сейчас.

История Старой Ладоги

Старая Ладога стоит на берегу Волхова, на перекрестии нескольких торговых путей. Через неё шли пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», а также путь из Швеции через Приладожье в Приуралье.

Территория вокруг Старой Ладоги была освоена еще в IV-II тыс. до н.э., в эпоху неолита и раннего металла. Жизнь здесь не замирала никогда. С первых веков нашей эры в этих краях селились финно-угры, затем балты, славяне, скандинавы. Так, в Любшанской крепости, расположенной на другом берегу Волхова почти напротив Старой Ладоги, были обнаружены следы чудских насельников III-IV веков (датировка по радиоуглеродному анализу, а также отдельным находкам эпохи раннего железного века).

Климентовская и Воротная башни Ладожской крепости

Согласно данным дендрохронологии, возраст первых построек в Ладоге датируется 753 годом и ранее, вплоть до 700 года. По-видимому, их воздвигли выходцы из Северной Европы, скандинавы, о чем свидетельствуют предметы материальной культуры, обнаруженные в ходе археологических раскопок. Интересные открытия принес археологический сезон 2010 года: под культурным слоем одного из раскопов были обнаружены следы древней пашни, которая датируется VI веком (радиоуглерод). Есть определенные основания предполагать, что уже в V веке здесь жили люди.

В 760-е годы в Южное Приладожье пришли ильменские словены. Пожар, уничтоживший Любшанскую крепость, свидетельствует, что их приход в эти места не был мирным.

Художественная реконструкция археологического раскопа. Музей-заповедник «Старая Ладога»

Поселение VIII-IX веков занимало территорию в 10-12 гектаров. Вокруг располагались курганные могильники. Один из них — норманнский в урочище Плакун, расположен на противоположном берегу Волхова. Второй — на этом же берегу, в урочище Сопки. Были и другие. Вероятно, эти хорошо заметные с воды курганы были объектом поклонения умершим предкам.

Читайте также:  Соль илецк главный вход на озера

Урочища Сопки (по левому берегу) и Плакун (справа) Вид с кургана Вещего Олега на урочище Сопки и Волхов

Основным занятием населения была торговля и связанные с ней ремесла. Еще в 780-х годах было налажено производство бус-глазков по арабской низкотемпературной технологии — первых русских денег. В Х веке за такой «глазок» можно было купить раба или рабыню. На берегах Волхова шел интенсивный обмен: из Скандинавии поставляли пушнину, которую местные жители продавали за серебряные дирхемы арабам. Об этом свидетельствуют многочисленные находки арабских монет и даже целых кладов, самый ранний из которых датируется 786 годом.

Древние бусы, находки Староладожской археологической экспедиции, археологический сезон 2008 года Находки в Старой Ладоге, археологический сезон 2008 года Игральная доска. Находки Староладожской археологической экспедиции, 2008 год

В первой трети IX века Ладога становится центром крупного раннегосударственного образования (Русский каганат, Ладожская Русь), которое наряду с Хазарией было крупнейшим евразийским экономическим партнером, ведя торговлю по Великому Волжскому («из варяг в хазары») и Днепровскому («из варяг в греки») путям. Вокруг Ладоги возникли пункты для досмотра грузов и взимания дани, а также укрепленные поселения — «городки», одним из которых была уже упоминавшаяся Любшанская крепость, а другим — укрепления в районе деревни Дубовики (ныне микрорайон Новые Дубовики в Волхове). При Рюрике и Олеге экономические связи Ладоги значительно расширяются.

Атакующий сокол — уникальная находка Староладожской археологической экспедиции, сезон 2008 года, слой второй половины X века

При Рюрике в Старой Ладоге для защиты от набегов варягов и контроля над торговыми путями, на мысу, образованном слиянием Ладожки и Волхова, была построена деревянная крепость. В 882 году Олег «нача городы ставить», то есть каменную крепость. Её остатки были обнаружены археологами. Она стала первым каменным сооружением Руси. Вероятно, строили её иностранные мастера и она могла быть похожа на каролингские замки того времени.

В Земляном городе, примыкающем к крепости с юга, в слоях IX-X веков были обнаружены остатки больших купеческих домов. В 2008 году я как раз работала на раскопках одного из них, так называемого «дома викингов». Дом был не менее 17 метров в длину и 10 метров в ширину, ориентированный по линии запад-восток. Состоял из центрального отапливаемого помещения и примыкающей к нему по периметру галереи.

Стены основной части дома имели каркасно-столбовую конструкцию. Она набиралась из горизонтально положенных бревен или плах диаметром 20-25 см, входивших в пазы столбов диаметром до 45 см. Расстояние между столбами составляло 2,88 — 3,07 метров по длинной стороне и 3,8 метра по торцевой стороне. На этих столбах держалась двухскатная кровля. В западной части центрального помещения находился очаг прямоугольной формы размером 1,2 х 3,6 метра, сложенный из крупных известковых плит. Пол был набран из корабельных досок во вторичном использовании. Площадь отапливаемого помещения составляла приблизительно 104 кв.м. (8 х 13 метров).

С четырех сторон теплое помещение было окружено галереей, шириной в 1 метр с трех сторон и 3 метра с торцевой. Общая площадь дома составляла около 175 кв.м.

Большой дом IX-X веков в Старой Ладоге, раскоп 2008 года. Фрагмент центрального отапливаемого помещения и галереи Большой дом IX-X веков в Старой Ладоге, раскоп 2008 года

Летом 2018 года я побывала в музее живой истории эпохи викингов Бьоркагард в Березове (Ленинградская область) и смогла увидеть реконструкцию дома, подобный которому мне пришлось копать 10 лет назад.

Реконструкция большого дома в музее живой истории эпохи викингов Бьоркагард в Берёзово (в процессе строительства)

Норвежский ярл Эйрик, напавший в 997 году на Ладогу, разрушил каменную крепость и веерообразно окружавший её посад. Возникла угроза постоянных набегов со стороны шведов, датчан и норвежцев. Поэтому в 1000 году на месте уничтоженной крепости начинается строительство новой деревоземляной крепости.

В 1019 году Ярослав Мудрый взял в жены принцессу Ингигерду (в крещении Ирина), дочь шведского короля Олафа Шётконунга. Ладога и прилегающие к ней территории перешли в её владение. С тех пор эти земли стали называть Ингерманландией (земли Ингигерды). В низовьях Волхова образовалось занимавшее обширные территории русско-норманское ярлство, в задачи которого входила оборона северных рубежей Руси. После смерти Ирины в 1050 году шведы отказались возвращать Ингерманландию и её пришлось отбивать силой. С этого времени территория стала спорной, шведы и подчиненные им народности (в частности, финны) не раз совершали набеги на Ладогу.

XII век отмечен подъемом каменного строительства в Старой Ладоге. Она становится одним из крупнейших военно-оборонительных и торгово-ремесленных центров Северной Руси. В 1114 году князь Мстислав Великий и ладожский посадник Павел закладывают новую, каменную крепость. Высота её стен достигала 8 метров, толщина составляла около 3 метров. Стены, сложенные из известнякового плитняка, скрепленного цементирующим раствором, стояли «на присыпе» — насыпном грунте. Часть стен того времени сохранилась до наших дней. Поскольку это было до распространения огнестрельного оружия, толщина стен крепости того времени была невелика: около 3 метров. Внутри стены находилась забутовка.

Стена Ладожской крепости, обращенная к Волхову с полуразрушенной Тайничной башней. Сохранилась «торговая арка» для подъема воды и грузов. XII век

Во второй четверти XII века власть в городе переходит новгородцам. Как и в Новгороде, в Ладоге появились городские районы — «концы». К 1500 году их насчитывалось шесть, названных по близлежащим церквям: крепость, Никольский, Климентовский, Спасский, Симеоновский и Богородицкий. С этого времени Ладога переориентируется с евразийской на балтийскую торговлю, осуществляя торговлю со странами Северной и Западной Европы.

Во второй четверти XII века была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы — первый каменный храм в Старой Ладоге. Существовал ли в то время одноименный женский монастырь, неизвестно. В XII веке строится также Никольский собор, остатки которого были обнаружены под существующим ныне собором Николая Чудотворца XVII века в Никольском монастыре.

Успенский собор, XII век, Старая Ладога

В 1153 году в Ладоге была заложена каменная церковь Климента Папы Римского, в 1161 году — церковь Спаса Нерукотворного образа. Обе они были разрушены в Смутное время, затем восстановлены и в XVIII веке перенесены в Новую Ладогу.

Полуразрушенные церкви Спаса Нерукотворного образа и церковь Климента Папы Римского в Новой Ладоге

В мае 1164 года шведы снова напали на Ладогу. Они прибыли сюда на 55 судах. Несмотря на десятикратное превышение сил нападавших над гарнизоном крепости, защитники Ладоги и подоспевшие им на подмогу новгородцы смогли захватить 43 корабля противника. Так бесславно закончился этот поход на Русь.

В память об этом событии был возведен изящный четырехстолпный храм Святого Георгия, яркий образец древнерусской домонгольской архитектуры. Внутри сохранились фрески XII века, в том числе — «Чудо Георгия о Змие». В июле 1240 года 19-летний князь Александр Ярославич по дороге к устью Ижоры молился в этом храме и освятил свой меч перед битвой со шведами и их союзниками. После победы в той битве князь Александр получил прозвище «Невский».

Летняя церковь Святого Георгия (конец XII века) и теплая деревянная церковь Димитрия Солунского (1901 год) в Ладожской крепости Фреска «Чудо Георгия о Змие», фотокопия в церкви Димитрия Солунского Георгиевская церковь в Ладожской крепости

На обратном пути, в Никольском монастыре, основанном, по преданию, Александром Невским, отпевали погибших.

Панорама Никольского монастыря с берега Волхова

Площадь Ладожского посада составляла к тому времени 14-15 гектаров. Вплоть до XIV века Ладога оставалась самым северным торговым и портовым городом Руси, защищая северные рубежи Новгородской республики. В 1313 году шведам удалось ненадолго захватить Ладогу. Следующий штурм крепости произошел в 1338 году.

В конце XIV — начале XV веков в Ладоге начинается активное строительство новых монастырей, поновление и расширение старых: Иоанна Предтечи на Малышевой горе, Успенского, Симеоновского, Васильевского, Никольского. В устье Волхова, где Петром I в начале XVIII века будет заложена Новая Ладога, строится Николо-Медведский (Николо-Медведовский) монастырь.

Восстановленный участок крепостной стены и восстановленная угловая Стрелочная башня

В конце XV века Ладога вместе с Новгородом вошла в состав Московского царства. В 1495 году в связи с распространением огнестрельного оружия крепость была перестроена с учетом новых реалий. Из огромных валунов были возведены пять башен (Климентовская, Воротная, Тайничная, Стрелочная и Раскатная), которые были облицованы тесаным камнем и плитняком. Толщина их стен в основании достигала 9 метров. Башни имели несколько ярусов боя. В плане крепость была в виде вытянутого пятиугольника, повторяя первоначальную планировку.

Читайте также:  Соленые озера вологодской области

Ладожская крепость, реконструкция Воссозданная Раскатная башня

Несмотря на свою удаленность от Москвы, Ладога продолжала активно развиваться. В 1568 году в ней насчитывалось 126 дворов и свыше 1100 жителей. Площадь города составляла более 18 гектаров, около 70% которых занимали огороды. Основным занятием горожан были ремесло, торговля и рыболовство, подсобным — огородничество.

Сквер. Второй дом слева — бывший дом купца П.В. Калязина, ныне — Археологический музей. За ним — дом купца А.В. Калязина. Между ними проходит Варяжская улица, самая старая в России, появилась в IX-X веках

В 1570 году начинается темное для Ладоги время: опричнина, голод, эпидемии. Всего за два года, с 1570 по 1572 год, было утрачено более 2/3 дворов. Часть населения погибла, другая обнищала, третьи бежали в поисках лучших мест. В 1580, 1581, 1582 и 1583 годах шведский король Юхан III, посчитав Российское царство легкой добычей, появляется у стен Ладоги. И хотя он не смог взять сам город, вся округа была выжжена и уничтожена его войсками. Особенно досталось монастырям.

В 1584-1585 годах к югу от каменной крепости из дерева и земли был возведен Земляной город, имевший три бастиона. По-видимому, это была одна из первых крепостей бастионной системы в России. На четырехметровом земляном валу стоял дубовый частокол с тремя башнями: Наугольной, Бережной и Надвратной. Каменная цитадель была дополнительно укреплена.

Реконструкция Ладожской крепости в XVI веке Земляной город

Особенно тяжелым для Ладоги было Смутное время. В 1610 году её захватил французский отряд экспедиционного корпуса Якоба Делагарди. В январе 1614 году Ладогу занял шведский полк Йоспера Крууса. После заключения Столбовского мира в 1617 году Ладога отошла к России, но почти на столетие превратилась в порубежье — граница со Швецией прошла в 40 километрах от неё.

В 1617 году Ладога являла собой печальное зрелище: всего 35 жителей, 24 двора. Шесть существующих в то время монастырей были полностью разорены, разрушены храмы. Уцелели только Георгиевская и Успенская церкви. Исчезли и городские «концы». Фактически, город пришлось заселять и отстраивать заново. Ладожская крепость, стоявшая без кровли, начала гнить и разрушаться. В середине века был произведен её косметический ремонт, дыры в каменных стенах и башнях латали деревом.

Староладожская крепость в 2008 году, до реконструкции участка стены между Воротной и Стрелочной башнями

Постепенно в Ладоге возобновляется строительство. В 1695 году на Малышевой горе на месте предшествующих построек возводится пятиглавый каменный храм Иоанна Предтечи с приделом Параскевой Пятницы.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе

Напротив Ладожской крепости перестраивается Васильевский монастырь (ныне Васильевский погост) в селе Чернавино, упраздненный в 1764 году.

Васильевский погост в Чернавино: церковь святителя Василия Кесарийского (1686 год) и Спасо-Преображенская церковь (1871 год)

Во второй половине XVII века восстанавливается и перестраивается Никольский мужской монастырь. В 1668 году в нем был заново отстроен и освящен четырехстолпный собор святителя Николая Чудотворца.

Никольский мужской монастырь, вид с Васильевского погоста

В 1702 году, после неудачи под Нарвой, Петр решает взять крепость Нотебург (Орешек) на Ладожском озере. Укрепляется Ладожская крепость, реконструируется Земляной город. В августе из Ладоги по старому тракту в сторону Ладожского озера выдвинулось свыше 16000 солдат.

После взятия Шлиссельбурга и основания Санкт-Петербурга граница отодвинулась далеко на запад. Ладога потеряла свое военное и экономическое значение. В 1704 году в устье Волхова близ Николо-Медведского монастыря Петр I основал Новую Ладогу. Ладога, получившая приставку «Старая», потеряла статус города и утратила свой герб.

В 1718 году из Суздаля в Староладожский Успенский монастырь перевели Евдокию Лопухину, опальную первую жену Петра I. В 1754 году узницей Успенского монастыря становится первая жена прадеда А.С.Пушкина Абрама Петровича Ганнибала, тоже Евдокия.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь

В XVIII веке Старая Ладога превратилась в тихое село с размеренным течением жизни. Вокруг неё возникло целое ожерелье усадеб и поместий. Благодаря стараниям героя войны 1812 года, помещика Алексея Романовича Томилова (1779-1848), Старая Ладога превратилась в один из центров искусств. В своей усадьбе «Успенское» в самом центре Старой Ладоги он собрал богатую коллекцию скульптуры и живописи. Гостями «Успенского» были многие творческие люди, среди которых — О.А.Кипренский, И.К.Айвазовский, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев. В 1917 году коллекция Томилова была передана его наследниками в Русский музей. Усадебный дом сгорел в 1928 году, уцелел лишь бывший служебный дом.

Строительство Николаевской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Москву, нанесло огромный урон экономике Старой Ладоги, которая оказалась в стороне от торгово-транспортных путей. Атмосферу того времени хорошо передает картина художника-передвижника Василия Максимовича Максимова (1844-1911), изобразившего свою тещу Надежду Константиновну Измайлову и увядающую усадьбу Любша близ Васильевского погоста и, казалось бы, навсегда забытой Любшанской крепости.

Василий Максимов. «Всё в прошлом», 1889. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В годы Великой Отечественной войны Старая Ладога становится прифронтовой: с 1941 по 1943 год линия фронта проходила всего в 15 километрах от неё. Село подвергалось постоянным немецким бомбардировкам. Местное население было эвакуировано. В Старой Ладоге располагались отдельные воинские формирования 54-й армии Волховского фронта. В Никольском монастыре были открыты авиационные мастерские по ремонту английских самолетов, поставляемых в СССР по лендлизу. В Успенском монастыре были организованы дом отдыха для летного состава 4-го гвардейского истребительного полка и различные службы. С весны 1942 года староладожские колхозы начали выращивать овощи для поставок в блокадный Ленинград.

Старая Ладога произвела на меня неизгладимое впечатление. До этого никогда не приходилось видеть на небольшой площади в весьма тихом месте такое скопление древних памятников. В археологической экспедиции в 2008 году, многое удалось «пощупать руками», прикоснуться к более чем тысячелетней истории.

На раскопе Дома викингов в Старой Ладоге в 2008 году

Вновь я приехала в Старую Ладогу в 2018 году, во время большого автопутешествия по Тверской, Новгородской, Ленинградской областям и Республике Карелия. Появился новый опыт, новые знания. За прошедшее время я побывала почти во всех крепостях Северо-Запада России. За спиной — тысячи километров российских дорог. Вся сложная, трагическая история нашей страны стала постепенно складываться в единую картину. Старая Ладога в этом плане дала мне очень многое. Древняя столица Руси. И этим все сказано.

Ладожская крепость

Литература:

  • Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога. Древняя столица Руси. СПб., 2013
  • Кирпичников А.Н., Губчевская Л.А.. Старая Ладога. История и достопримечательности. СПб., 2015
  • Рябинин Е.А. Отчет о полевых исследованиях Любшанского городища в 1999 году
  • Касаткин В.В. Ладожское озеро. Три крепости, два монастыря, один город. 2017

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2022. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Отели, транспорт, туры, кэшбек: Яндекс.Путешествия
  • Квартиры и дома: Суточно.ру
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

.
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Надо же…, точка пересечения. В 2008 году, в июле я тоже побывала в тех краях.

Я тоже была в то время. Может, видели меня на раскопе. Или на Ладожке, моющей керамику.

Красивое место. Я всегда удивляюсь, как раньше можно было без какой либо техники строить такие сооружения.

Строили долго, большое число людей. Плюс ненормированный рабочий день. Многие крепости выросли буквально на костях.

Очень красивые пейзажи. У нас в России есть поистине уникальные и красивые места, которые обязательно стоит посетить. Такие исторические уголки нашей страны куда более интересны чем пляжи Таиланда или Бали.

Да, в России очень красивые пейзажи. В Таиланде и Бали тоже очень красиво, но другая красота. Мне сейчас ближе Россия, хочется её глубже узнать, понять её народ. Жаль только, что во многих местах проблемы с инфраструктурой и очень тяжело добраться.

Спасибо за статью, очень интересно, познавательно. Видно что сайт делается с душой.
Спасибо, продолжайте писать.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24