Конфуций сиди спокойно на берегу реки

Конфуцианец

На площадке ПАРАД ИЛЛЮЗИЙ предложено домыслить картинку и зарифмовать сюжет http://www.stihi.ru/2016/12/16/7187

Сиди спокойно на берегу реки,
и мимо проплывет труп твоего врага
Конфуций

Расслабься — советовал мудрый Конфуций,
Законов судьбы превосходный знаток.
Я в полную мощь созерцательных функций
Смотрю на реки непрерывный поток,

Который бурлит и сбивается в пену,
А пена густая, белей творога.
Не надо никак проявлять нетерпенье,
И речка порадует трупом врага.

А солнце палит. И река пересохла,
Когда на вершинах исчезли снега.
Заметил ботинок — решительно ДОХЛЫЙ,
Однако не видел я трупа врага.

Полгода сидел у реки бестолково.
И пялился, как на ворота баран.
Придется теперь разрабатывать снова
Когда-то отложенный мстительный план.

Вот дурень — послушал совета: «не парься!»
Не следует жить по чужому уму,
Сейчас бы мне дядька Конфуций попался,
Досталась бы первая пуля ему.
*

Наверное, тот, кто читает все это,
Подумал: бредет под заплаткою враг.
О! Это идея для супер-сюжета,
Но я реалист.
Под заплаткой — башмак

Я гордилась знанием Конфуция
Но теперь немного смущена:
Надо же так было оконфузиться :
В волосах сплошная седина,
А пробел в познаньях обнаружила,
Не пришло на выручку чутье :
Думала, убойное оружие.
Оказалось, там фоторужье.

Источник

Об одной китайской мудрости

Существует один китайский афоризм, который формулируется примерно так:
«Сиди спокойно на берегу реки, и мимо проплывет труп твоего врага».
Иногда это изречение приписывают Конфуцию, но не имеет значения, кто его автор, имеет значение его смысл.

Когда у нас появляется враг и мы вступаем в конфронтацию с ним, мы попадаем в опасное положение. Наш враг также настраивается на борьбу с нами, готовится к схватке, выискивает способ нанести нам решающий удар. Ведя войну с врагом, мы усиливаем его, мобилизуем, «тренируем», заражаем еще большей ненавистью к себе. Если ненавистью заражены, противостоящие друг другу, коллективы людей, они преодолевают внутренние разногласия, сплачиваются, объединяются вокруг своего вождя, лидера. В результате начинается ожесточенная война, с непредсказуемым конечным результатом. Но и победа в войне не является, как правило, окончательной, проходит время, проигравшая сторона восстанавливается, накапливает силы и война возобновляется.

Возникает вопрос: а можно ли победить своего противника раз и навсегда, уничтожить его или нанести ему непоправимый урон, сделав неспособным к дальнейшему сопротивлению? Наверное, можно, но лишь, при определенных сопутствующих условиях. Почему, к примеру, оказалась возможной победа над гитлеровской Германией, во второй мировой войне? Потому что немецкий народ разочаровался в Гитлере и фашизме. Поначалу немцы верили в Гитлера, как в Бога, закрывали глаза на проводимую им политику, на оккупацию соседних государств, когда же английские бомбардировщики начали утюжить немецкие города, а на восточном фронте начались массовые потери, наступило прозрение. К моменту окончания войны, немецкий народ уже не был единым и, в основной массе, не хотел умирать за фюрера. Но, повторяю, такие победы возможны не всегда, а в тех случаях, когда одна из противоборствующих сторон разложилась внутренне, идеологически, утратила мотивацию к сопротивлению. В то же время, победить противника, который «внутренне здоров», целен, консолидирован, очень трудно, если вообще возможно.

Нельзя всегда быть победителем. Каждая новая победа, увеличивает вероятность будущего поражения, подготавливает его. Тот, кто борется и побеждает, рано или поздно потерпит поражение. Поэтому, если есть возможность избежать конфликта, поединка, войны, лучше эту возможность использовать. Н.С.Хрущев был борцом: активным, агрессивным, авторитарным и более молодые и зубастые политики свергли его, к счастью, сохранив ему жизнь. Л.И.Брежнев ни с кем не боролся, он «служил», во всем советовался с коллегами и умер главой страны.

Читайте также:  Байкал какая река берет начало

По-видимому, люди, избегающие конкуренции, конфликтов, принимающие жизнь такой, как она есть, обладают большой силой. У Лао Цзы есть такая мысль:
«Вот чем надо быть: надо быть, как вода. Нет препятствий – она течет; плотина – она остановится; прорвется плотина – она снова потечет; в четырехугольном сосуде она четырехугольная; в круглом она кругла. Оттого-то она нужней всего и сильней всего».
Приведенная фраза понятна не сразу, но если мы вспомним бравого солдата Швейка, из знаменитого романа Я.Гашека, ее смысл для нас прояснится. Не зная Лао Цзы, Швейк жил по его заветам, был «как вода», и все трудности отступали перед ним.

Но кто же, все-таки, сокрушит нашего врага, «превратит его в труп», «бросит в реку», если мы уклонимся от борьбы?
Если речь идет о противоборстве коллективов, все просто и понятно – наши враги сами будут убивать друг друга. Энергия ненависти, как скоро она появилась и накопилась (под влиянием идеологии, пропаганды, глупых мыслей и разговоров) не может исчезнуть бесследно, раствориться в воздухе. Она живет в пораженных злобой, агрессией сердцах и настоятельно требует выхода. Если внешний враг активен, нападает или оказывает сопротивление, все идет прекрасно, энергия ненависти течет туда, куда нужно. Напротив, когда на внешнем фронте, по разным причинам, наступает долгое перемирие, затишье, возникает проблема. Тогда для выхода энергии ненависти нужен другой канал, другой враг. Если такого канала, такого врага не находится, носители ненависти могут, либо умереть, либо развязать войну друг с другом.

У человека, зараженного ненавистью и не имеющего возможности ее проявить, излить, неизбежно поднимется кровяное давление, а затем с ним случится инфаркт или инсульт. (И тогда появится «труп, проплывающий по реке»). Ощущая непреодолимую потребность избавиться от распирающей его энергии ненависти, одержимый ею человек вынужден искать конфликт с посторонними людьми или даже со своими вчерашними соратниками. Такие случаи мы и наблюдаем сейчас в Украине, где бывшие друзья по майдану сражаются друг с другом, одни в рядах активистов, другие в рядах нацгвардии. Огнестрельного оружия они, к счастью, пока не применяют, но кто знает, что будет завтра. С целью направить энергию ненависти в безопасное русло, мудрые депутаты Верховной Рады придумали закон о декоммунизации, благодаря которому, тысячи, кипящих ненавистью граждан, крушат памятники, переименовывают города и улицы, получая большое наслаждение и спасая своё здоровье. Конечно, памятники и улицы рано или поздно закончатся, но к тому времени ситуация может измениться или можно будет придумать другой закон. Я бы посоветовал депутатам Рады принять закон о борьбе с символами русского мира: медведями, валенками, матрешками, блинами, балалайками, березками. Хотя нет, с березками не нужно, жалко. Можно также объявить войну романам Л.Толстого, симфониям П.Чайковского, стихам С.Есенина, фильмам Э.Рязанова и другим подобным вещам, составляющим культурный пласт русского мира. В противном случае, при отсутствии серьезного внешнего конфликта, неизбежна внутренняя война.

Таким образом, если мы, следуя китайской мудрости, сможем уклониться от борьбы со своими врагами, они, вполне возможно, перебьют друг друга, либо погибнут от болезней сердца и сосудов.

Источник

Что сказал ЭТИМ Конфуций?

Мудрец сидел на земляном полу сложенной из тростника хижины, курил бамбуковую трубку и ждал, пока в небольшом чайнике заварится чай, улыбаясь каким-то своим внутренним мыслям, когда на тропинке послышались легкие шаги. Мудрец вздохнул. Листок сакуры, сорванный с дерева неосторожным порывом ветра, еще не успел коснуться земли, как прославленный воин, чье лицо было отмечено многочисленными шрамами, заглянул в хижину.
— Здесь живет великий мудрец? – спросил воин.
— Здесь, — согласился мудрец. – Заходи.
Воин протиснулся в дверь хижины, и стало видно, что он прославлен даже больше, чем это можно было предположить при поверхностном осмотре. Отсутствие одного уха и трех пальцев на правой руке – верный признак доблести самурая.
— Я – Тагава, — сказал самурай. – Всю жизнь я верно служил своему князю, пролил ради него много крови и всегда чтил кодекс бушидо.
— Понимаю, — сказал мудрец. – И в чем проблема?

Читайте также:  Молодой рекой розенбаум без устали плыви

— Какая проблема?
— А, — сказал мудрец и немного оживился. – То есть, у тебя нет никакой проблемы, которую ты хотел бы со мной обсудить, и ты пришел просто поболтать о жизни? Я не против, да и чай вот-вот будет готов…
— Но не все так просто в моей жизни, — сообщил Тагава.
— Ага, — вздохнул мудрец. – Значит, у тебя таки есть проблема?
— У меня есть враг, — сказал Тагава. – Он сделал мне много плохого, и больше всего в жизни я хочу ему отомстить. Но мне все время что-то мешает. Каждый раз, когда я собираюсь выступить в боевой поход, что-то случается. То восстание в дальних провинциях, которое срочно надо подавить, то князь затевает междоусобицу с соседями, в которой я непременно должен участвовать. Однажды я уже почти добрался до своего врага, но ему удалось ускользнуть в самый последний момент.
— Значит, ты жаждешь отмщения? – уточнил мудрец.
— Да, — сказал Тагава. – И чем раньше, тем лучше.
— Мудрость говорит, что жаждущий отмщения должен придти на берег великой реки, устроиться там поудобнее и ждать, пока течение пронесет мимо труп его врага.
— Э… Должен признаться, довольно неожиданное предложение, — сказал Тагава. – Всю жизнь я жил по принципу: если хочешь отмщения – проберись в дом своего врага под покровом ночи и убей его, а дом сожги.
— Ну и куда это тебя привело? – поинтересовался мудрец.
— Куда?
— Сюда, — сказал мудрец. – Или это не ты сейчас сидишь передо мной и спрашиваешь моего совета?
— Верно, — согласился самурай. – То есть, ты рекомендуешь мне сменить подход?
— Можно и так сказать, — согласился мудрец.
— Но позволь спросить, на берегу какой именно реки мне следует ждать?
— В данном контексте это не столь важно, — сказал мудрец.
— То есть, мне надо выбрать любую реку, достаточно большую и быструю для того, чтобы течение могло пронести мимо меня труп? И все?
— Ну, типа того, — сказал мудрец. – Если ты вообще понимаешь, что я пытаюсь тебе сказать.
— Неподалеку от твоей хижины течет река, — сказал самурай. – Она подойдет?
— А ты действительно спешишь, — заметил мудрец и снова вздохнул. – Да, вполне подойдет.
— Тогда я пошел, — сказал самурай.
— Что, даже чаю не выпьешь?
— Некогда, — сказал Тагава и вручил мудрецу небольшой мешочек с золотом. – Это в знак благодарности…
— Раз ты все решил, иди по тропинке, начинающейся сразу за моим домом, — посоветовал мудрец. – Она выведет тебя к реке, да и место там вполне подходящее для ожидания.

Река рядом с домом мудреца протекала, прямо скажем, не великая. Если в округе долго не было дождей – а их уже довольно долго не было – в этом месте ее можно было перейти вброд, намокнув только по пояс. Тагава был несколько разочарован, но признавал, что труп по этой реке проплыть мог.
Тагава отстегнул свой верный меч, поправил висящий на поясе кинжал и уселся на землю. По его позе было понятно, что он может просидеть тут достаточно долго.
Ближе к вечеру, когда Солнце коснулось верхушек деревьев за лесом, а тени удлинились (удлиняющиеся тени – это вообще верный признак того, что сейчас что-то произойдет. Как только увидел, что тени удлиняются – жди неприятностей), на другом берегу реки послышался шум, и из кустов кто-то вышел.
Тагава сразу узнал этого человека.
— Йошида! – с ненавистью выкрикнул он.
— Тагава! – с не меньшей экспрессией констатировал Йошида. – Славно, славно.
Он отстегнул свой изогнутый меч, поправил висящий на поясе кинжал и уселся на землю. По его позе было понятно, что он может просидеть тут достаточно долго.
— Что ты тут делаешь, Йошида?
— Жду, пока по течению проплывет твой труп, что же еще.
— Странно, но я здесь с этой же целью, — сказал Тагава.
— Что ж, — сказал Йошида. – Посмотрим, кому больше повезет.
Они с трудом отвели друг от друга ненавидящие взгляды и уставились на воду. Оба в глубине души чувствовали, что происходит что-то неправильное.
— Забавная ситуация, — сказал Тагава после некоторого молчания. – Когда мудрец посоветовал мне ждать на берегу реки, я не знал, что выйдет именно так.
— Я тоже, — согласился Йошида. – Но мудрецу, несомненно, ведомо и то, что нам с тобой, прославленным воинам, совершенно незнакомо. Тонике материи и все такое…
— Что же он имел в виду, когда говорил о течении реки? – вопросил Тагава, нащупывая пальцами свой верный меч. – Может быть, он говорил о судьбе?
— Как бы там ни было, судьба свела нас здесь, — сказал Йошида. – Судьбе и решать, чей труп течение унесет вниз.
— Верно, — согласился Тагава.
— Но я всегда считал, что судьбе надо помогать, — сказал Йошида, поднимаясь во весь рост и кладя руку на рукоять меча.
— Давай поможем, — согласился Тагава и вытянул из ножен смертоносное лезвие.
Они встретились на середине реки, где вода замедляла их движения, и мечи запели песнь боя, высекая искры, особенно хорошо заметные в сгущающихся сумерках.

Читайте также:  Что такое мутность реки

Несколько минут спустя и двумя сотнями метров ниже по течение мудрец в очередной раз вздохнул и проводил взглядами два мертвых тела, медленно плывущие по воде. У Тагавы ударом меча было рассечено горло, а из груди Йошиды торчала рукоятка кинжала.
— До чего же тупой народ эти самураи, — вздохнул мудрец. – Нельзя же все так буквально воспринимать… Вымирающий вид, что тут говорить.
Мудрец выбил трубку и неторопливо пошел в сторону хижины, где под тростниковой подстилкой его ждали два мешочка с золотом, полученные этим днем от заклятых врагов.

На рассвете хозяин крокодиловой фермы, расположенной по течению еще ниже, принес мудрецу третий мешочек с золотом. Крокодилы были довольны и сыты.

2013-11-01 09:18:50 — Галина Петровна Яблонская
Да уж, мудрец умел давать хорошие советы. Сказали-же — ждать! Чего торопимся в этой жизни, куда спешим? Река все равно нас получит. Спасибо, Алевтина Петровна, поучительно.
2013-11-01 09:32:43 — пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
2013-11-01 09:40:38 — Инна Викторовна Полякова
Именно до такого итога доводит буквальное восприятие духовных истин.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24