Конспект реки озера болота

Конспект урока по географии для 6 класса. Озёра и болота
план-конспект урока по географии (6 класс)

Методическая разработка по геогрфии для 6 класса

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_geografii_dlya_6kl._ozyora_i_bolota.docx 23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по географии

Тема: «Озера и болота».

Тема урока: Озера и болота.

Тип урока: урок изучения нового материала.

познакомиться с многообразием озер нашей планеты их происхождением, сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах;

развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся;

воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край

продолжать учить учеников работать с текстом и в группах, уметь составлять схемы, делать выводы.

По завершению урока обучающие должны:

Знать: что такое озеро; типы озерных котловин; сточные и бессточные, соленые и пресные озера;

Уметь: показывать озера на карте.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Урок направлен на формирование умений учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).

Жизнь воды многообразна:

Петь ручьем, лететь туманом,

Зацветать в озерах праздно

Выть и биться океаном.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, надеюсь на ваш хороший настрой на познавательный и интересный урок!

II. Актуализация знаний.

-Мы с вами продолжаем изучать объекты гидросферы, а вот что бы узнать тему урока, вы должны справится с заданием.

(Проверка домашнего задания по теме «Реки»)

-Ребята, вы получаете карточку с заданием, ответив правильно, вы получите букву, из темы нашего урока!

Что такое река? Назвать части реки на примере одной из рек (буква О)

Чем отличаются горные реки от равнинных?

Показать на карте пример горной и равнинной реки.

Перечислите типы питания рек? От чего зависит питание реки?

Какое питание у реки Амазонка? (буква Е)

Что такое режим реки? Что такое половодье? Что такое межень?

Какой режим реки у рек нашего района? (буква Р)

Что такое бассейн реки?

Назовите бассейн реки Обь, реки Волга. (буква А)

— Вот вы собрали буквы, соберите, пожалуйста, слово, которое является частью нашей темы урока.

-Правильно, тема нашего урока «Озера и болота».

(Вывешивает на доске).

-Прежде чем перейти к новой теме и узнать, что — то новое, давайте с вами узнаем, как мы знаем термины и определения изученного:

Игра «Капелька гидросферы».

(учитель бросает учащемуся синий мяч – «капельку» а он должен сказать определение)

-Ребята, вы сегодня пришли не просто в кабинет географии, а вы оказались в кабинете Лимнологии.

Лимнология — это наука, изучающая озера, мы с вами становимся учеными лимнологами.

III. Постановка учебных целей и задач.

-Раз мы с вами ученые, то должны поставить себе задачи и цели того что мы будем изучать, как вы думаете что мы должны узнать и изучить сегодня? С помощью слов подсказок сформулируйте цель урока:

(учащиеся ставят цели и задачи урока)

Учитель корректирует цели и задачи:

Мы должны изучить:

— познакомиться с понятие озеро и болото, с их многообразием на нашей планете

— Изучить происхождение озер и болот;

— выявить отличия озер

— научиться определять типы озер.

IV.Открытие нового знания.

Итак, приступаем к изучению, ребята, перед вами лежат исследовательские листы, в которых вы должны делать важные записи с сегодняшнего изучения.

-Ребята, а кто из вас видел озеро? Как вы думаете, что такое озеро?

На слайде появляется определение:

Озеро- скопление воды на суше в естественных углубления земной поверхности (запись в исследовательский лист)

  • Озера имеют условия для формирования (наличие воды, понижение в рельефе, для скапливания воды)
  • Озера бывают также разные по происхождению, по свойствам воды.
  • Озера могут образовывать болота.

-Ребята, а кто знает, как называются эти углубления? найдите на стр.92 учебника, как называются эти углубления.

Давайте же, рассмотрим с вами как образуются эти углубления — котловины на земной поверхности.

Учитель: В исследовательских листах имеется таблица «Типы озерных котловин». По ходу изучения заполняем таблицу.

Кратеры потухших вулканов

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Маленькие на картах не обозначаются.

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Маленькие на картах не обозначаются.

  1. Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Самое большое в мире озеро – Каспийское — имеет океаническое происхождение – его ложе сложено земной корой океанического типа. Уровень воды -27 м ниже уровня моря.;

2. Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как вы думаете, а в России есть такие озера). — Самое глубокое озеро – Байкал.

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником. (Онежское. Ладожское)

4. Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки, Примером является Сарезское озеро на Памире.

5. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.)

6. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму.

7. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Маленькие на картах не обозначаются. (Много на Урале, Кавказе).

— А еще на земле есть искусственные озера, как они называютя, найдите в тексте учебника стр.92 (водохранилище)

— Уважаемые лимнологи в мире среди озер есть рекордсмены: сейчас наши коллеги поделятся с нами информацией про эти озера:

Озеро Байкал – Хмелева Диана

Озеро Байкал — величайшее на нашей планете. Оно неразрывно связанно с Россией и является одним из ее символов. Расположенное рядом с центром Азии, озеро Байкал известно далеко за пределами этого континента.

Котловина Байкала образована тектоническими процессами: озеро лежит в глубокой впадине, окруженной со всех сторон горными хребтами. Байкал – древнейшее озеро Земли. Ему около 25 миллионов лет. В течение всего этого времени берега Байкала расходились со средней скоростью 2 см. в год, и в отдаленном будущем Байкал может превратиться в настоящий океан. Байкал является глубочайшим озером Земли. Его максимальная глубина составляет 1642 метров. Это позволяет Байкалу при сравнительно небольшой площади поверхности (31500 км 2 .) заключать 20% общемировых запасов пресной воды: 23 тыс. км 3 . Примерно столько же содержат все пять Великих озер Северной Америки. Для того чтобы наполнить пустую котловину Байкала, потребовался бы объем воды, которые все реки планеты вносят в мировой океан за 300 дней. А другому «Великому Великану», реке Амазонке, потребовалось бы для этого питать Байкал в течение четырех лет.

В Байкал впадает 336 рек, однако основную роль в водном балансе озера играет Селенга , вносящая в котловину 50 % годового притока воды. При этом озеро дает жизнь лишь одной реке – Ангаре ,

Вода в Байкале темно-синего цвета и настолько прозрачна, что в июне, когда прозрачность достигает максимума, можно наблюдать сорокаметровые глубины невооруженным глазом.

И еще один рекордсмен это Каспийское море

Каспийское море – Панина А.

Каспийское море — один из самых удивительных замкнутых водоемов на Земле.На протяжении веков море сменило более 70 названий. Современное произошло от каспиев — племен, населяющих центральную и юго-восточную часть Закавказья 2 тысячи лет до н.э.

Площадь, объем и глубина Каспийского моря — не постоянны и напрямую зависят от уровня воды. В среднем площадь водоема равна 371 000 км², объем — 78 648 км³ (44% всех мировых запасов озерных вод).

Средняя глубина Каспия составляет 208 м, самой мелководной считается северная часть моря. Максимальная глубина — 1025 м, отмечена в Южно-Каспийской впадине. По глубине Каспий уступает только Байкалу и Танганьике.

По сути Каспийское море является крупнейшим в мире озером, но имеет ряд морских признаков. К ним относятся: большая водная масса водоема, сильные штормы с высокими волнами, приливы и отливы. Но Каспий не имеет естественной связи с Мировым океаном, что не дает возможность называть его морем. В то же время благодаря Волге и искусственно созданным каналам такая связь появилась. Соленость Каспия в 3 раза ниже привычной морской, что не позволяет отнести водоем к морям.

В Каспийское море впадают 130 рек, расположенные в основном в его северной части. Самые крупные из них: Волга, Терек, Сулак, Самур и Урал

Споры о том, называть ли водоем морем или озером ученые ведут до сих пор. Уровень Каспийского моря постепенно снижается. Большую часть воды в Каспий доставляет Волга. 90% черной икры добывается именно в Каспийском море. Среди них и самая дорогая — икра белуги-альбиноса «Алмас» (2 тыс.$ за 100 г).

В разработке нефтяных месторождения Каспийского моря принимают участие компании из 21 страны.

Эти два озера находятся на территории нашей страны, мы должны эти гордиться, давайте полюбуемся их великолепием.

(физминутка ролик «Гляжу в озера синие»)

— Учитель: Озеро – первоисточник

Учитель: — Как использует озера человек? (ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).

Люди используют воду из озера в жизни и хозяйственной деятельности.

— А как вы думаете, почему она не заканчивается?

— Чем же питаются озера?

(осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

-Обратите внимание на то, что реки могут впадать в озера и вытекать .

Учитель: Сейчас вы самостоятельно работаете по маршрутному листу и заполняете. Изобразите на ней сточные и бессточные озера стрелками. Найдите на карте несколько примеров и запишите.

Учитель: У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера.

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают)

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.

Учитель: — А теперь работа с атласом, найдите озера с разной окраской .

— Что означает эта окраска?

Учитель: Правильно, все озера по солености можно разделить на две группы: пресные и соленые.

(Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые — розовым).

— Вот два озера (учитель дает розовый овал и голубой), как вы думаете, какое из этих озер будет соленым какое пресным. (учащиеся должны подставить к схеме сточное, бессточное озеро правильный овал.

Озера (по солености):

Пресные – озера с соленостью до 1% 0, например Онежское.

Солоноватые – озера с соленостью от 1% 0 до 35% 0

Соленые — озеро с соленостью более 35% 0 , например оз.Баскунчак, Эльтон.

Мертвое море-озеро расположено на 400 метров ниже уровня Мирового океана. Оно является самым соленым водным ресурсом планеты. Его соленость составляет 270-310% 0. Утонуть в таком озере невозможно.

Ребята со временем озера могут обмелеть и реки принести в них много ила и песка, озеро начнет зарастать и образуется болото.

-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

-опасное место для жизни людей.

-болото – место обитания птиц;

-на болотах образуется торф;

-на болотах растут ценные ягоды;

-болота дают начало многим рекам;

-на болотах идет очистка воды.

— на доске два озера: розовое и голубое, у вас на партах приклеены капельки, тоже розовые и голубые, если кто считает что урок сегодня был интересен и у него все получилось, приклеит пресные капельки в пресное озеро, а кто считает, что столкнулся с затруднениями и ,что то не получалось приклеит розовую капельку соленую в розовое озеро.

Домашнее задание :п.35, стр.92-93, заполнить до конца маршрутные листы, описать озеро по плану на выбор.

Источник

Урок по географии в 8-м классе на тему: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты России»

Разделы: География

Цели:

  • Совершенствовать знания учащихся о водах России.
  • Вспомнить виды вод суши на территории страны, главные речные системы, распределение рек по бассейнам океанов, роль рек в освоении территории и развитии экономики страны.
  • Изучить особенности важнейших озер и их происхождение, особенности болот, ледников, подземных вод и многолетней мерзлоты.
  • Повторить и закрепить знания учащихся об особенностях рек России; их значение, питание, режим.
  • Совершенствовать навыки работы с картами атласа, со страницами учебника;
  • Совершенствовать навыки составления по образцу опорного конспекта с дальнейшим его озвучиванием.
  • Развивать самостоятельность, внимание, аккуратность при работе с опорным конспектом.
  • Развивать и совершенствовать речь и мышление учащихся
  • Развивать познавательный интерес к предмету
  • Воспитывать бережное и внимательное отношение к природе.
  • Воспитывать умение работы в коллективе, группе, взаимоконтроль, самоконтроль.
  • Оборудование:

  • Физическая карта России.
  • Учебник географии И.И. Бариновой для 8 класса.
  • Атласы.
  • Опорные конспекты.
  • Картины с природой.
  • Таблицы: Внутренние воды.
  • Строение реки.
    Виды режима рек.
    Источники питания рек.

    • Схемы типов озер с примерами.
    • Карточки озер с заданиями.
    • Индивидуальные опорные конспекты для работы на уроке.
    • Индивидуальные задания.

    1. Орг. момент.

    2. Сообщение целей урока.

    Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над темой “Внутренние воды России”.

    Давайте вспомним, что включает в себя понятие “Внутренние воды”.

    Реки
    Озера
    Болота
    Ледники
    Многолетняя мерзлота

    Подземные воды
    Каналы
    Пруды
    Водохранилища.

    Какое из этих понятий мы уже изучили? (реки)

    А сейчас мы попробуем воспроизвести все то, что уже знаем о реках. А дальше будем изучать остальные виды внутренних вод.

    3. Проверка домашнего задания.

    У каждого из вас лежит опорный конспект, где вы сегодня будете работать. Запишите там свою фамилию, имя. Вы видите, что на этом конспекте есть строки “Баллы” и “Оценка”. За вашу сегодняшнею работу вы будете получать баллы и выставлять их себе в эту строку, а в конце урока мы ваши баллы суммируем и получится оценка за этот урок. Поэтому я вам желаю успехов в сегодняшней работе.

    А. Работа у доски. Установите соответствие. Показать реки на карте. Объяснить свой выбор.

    Установите соответствие. Показать примеры рек на карте. Объяснить свой выбор.

    Режим питания. Определение.
    Половодье Самый низкий уровень воды в реке.
    Межень Река освобождается ото льда
    Паводок Ежегодно повторяющийся длительны подъем воды
    Ледостав Кратковременный подъем уровня воды
    Ледоход Установление ледового покрова.

    1. Причины половодья? (весеннее таяние снегов на равнине или летнее таяние снежников в горах)

    2. Самая многоводная река страны? (Енисей)

    2 ученик: Установите соответствие между типом реки и самой рекой.

    Объясните свой выбор. Охарактеризуйте равнинные и горные реки.

    Тип реки Пример
    Равнинная Волга
    Горная Лена
    Смешанная Обь
    Кубань
    Анадырь
    Енисей

    1. Река России, протекающая по границе с Китаем?

    2. Что такое река? (Постоянный водоток, текущий в выработанном русле)

    3 ученик. Реши задачу. Вычисли падение и уклон реки Баргузин, если известно , что длина реки 480 км, Истоки находятся на высоте 2000 м, а впадает эта река в озеро Байкал на высоте 456 м над уровнем моря.

    Памятка: Вспомни, что такое падение реки (превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах); что такое уклон реки (отношение падения реки к ее длине). Запиши эти формулы. И только после этого решай задачу.

    Решение: Падение = Высота истока – высота устья.
    2000 – 456 = 1544 метра.
    Уклон = Падение: длина.
    1544: 480 км = 3,2 м/км.

    1. Назови источники питания рек. (Дождевое, снеговое, ледниковое, подземное, смешанное)

    2. Какое питание имеет большая часть рек нашей страны? (Смешанное).

    4 ученик: На рисунке обозначить строение реки. Магнитная доска.

    1. Исток
    2. Устье
    3. Приток
    4. Правый берег
    5. Левый приток
    6. Верхнее течение
    7. Нижнее течение.

    Дополнительные вопросы: Дать определение каждому названию.

    Б. Все учащиеся выполняют у себя в опорном конспекте задание номер 1, где на рисунке вы должны поставить нужные цифры, обозначающие строение реки.

    На это задание у вас 30 секунд.

    В. Проверка выполненных заданий.

    1. Все учащиеся проверяют задание №1, поменявшись с соседом, берут в руки ручку другого цвета и возле правильного ответа ставят +. Затем считают плюсы и их количество записывают в строку “Баллы”. Правильные ответы этого задания проверяет ученик 4, выполнявший это задание на магнитной доске.

    2. Ответы 1 и 2 учеников, выполнявших задание у доски. Баллы ставят себе в опорный конспект.

    3. Проверка решения задачи. Баллы – в конспект.

    Г. Дополнительный материал. “Стихийные явления, связанные с водой”. – Подготовленный ученик. 2 минуты. + Видео.

    ? Какое природное явление связано с водой? Послушайте сообщение, подготовленное вашим товарищем и посмотрите видеофильм об этом бедствии.

    Стихийные явления, связанные с водой.

    Стихийные явления — это такие природные явления, которые проявляются как мощные разрушительные силы, не подвластные человеку и опасные для его жизни, здоровья, деятельности.

    С водой связаны оползни, сели, лавины, эрозия, наводнения, цунами. Все эти стихийные бедствия возникают и независимо от человека и под его влиянием. Человек в процессе своей хозяйственной деятельности (освоение труднодоступных территорий, разработка месторождений полезных ископаемых, осушение болот, строительство и т. п.) бесцеремонно вторгается: естественные процессы, нарушая природное равновесие и провоцируя стихийные бедствия.

    Речные наводнения известны издревле. Естественной личиной наводнений является быстрое поступление больших объемов воды в результате половодья в период таяния снега, паводков из-за обильных и затяжных линией. Есть реки, где снеготаяние или таяние ледников совпадает с периодом дождей, что особенно опасно.

    Наводнение на реке — грозное явление. Обычно спокойные реки быстро разбухают, становятся могучими водными потоками. Вода мчится с чудовищной силой: “стремительная, коварная, страшная, с водоворотами, клокотанием и ревом, разрушая все на своем пути. Она сокрушает мосты, смывает дома, опрокидывает автомобили, останавливает поезда, размывает дороги, парализует жизнь на огромных территориях”. Чаше всего страдают от наводнений жители речных долин. При большой воде необходимо эвакуировать население, скот. Иногда из зоны затопления приходится вывозить и материальные ценности, например, дорогое и сложное оборудование.

    Речные наводнения могут иметь продолжительность от нескольких часов до трех недель. На реках нашей страны наводнения происходили часто, порою носили катастрофический характер и приводили к огромным бедствиям. От волжских наводнений сильно страдал Нижний Новгород, наносился ущерб Твери, Рыбинску, Казани, Самаре, Астрахани. Вода в Волге иногда поднималась до 13 м. Впервые уровень поднятия воды из-за наводнения отмечен Петром I во время его поездки по Волге. В 1722 году он посетил монастырь у Макарьева, расспрашивал о катастрофическом наводнении 1709 года и уточнил уровень поднятия воды. С тех пор в России стали следить за наводнениями.

    Известны всем невские наводнения. С 1703 по 1968 год зарегистрировано 227 наводнений с подъемами уровня воды выше полутора метров. Катастрофическим было наводнение 19 ноября 1824 года, когда вода поднялась на 421 см. Через 100 лет, в сентябре 1924 года, в 10 часов утра начался быстрый подъем воды, а в 19 часов 15 минут вода достигла уровня 369 см. Причина невских наводнений кроется в прохождении циклонов и нагоне воды ветром из Финского залива.

    Небывалый подъем воды в бассейне Верхней Волги, включая Москву-реку, наблюдался в 1908 г. Он произошел вследствие бурного таяния снежного покрова, толщина которого превышала нормальную в два раза. К тому же в апреле начались сильные дожди, и в результате были уничтожены озимые посевы, разрушены дома, без крова остались 50 тыс. человек. В Москве затопило многие улицы вблизи Москвы-реки, подвалы и первые этажи домов; людей из залитых жилищ спасали на лодках.

    Наводнения – одно из наиболее опасных стихийных явлений, часто повторяющихся. Подсчитано, что за последние 100 лет жертвами наводнений стали свыше 9 млн. человек. На северных реках причиной наводнений бывают ледяные заторы, образующиеся во время ледохода. Катастрофические наводнения часты летом на Амуре из-за обильных муссонных дождей.

    Люди издавна искали способы защиты от наводнений: строили дамбы, водохранилища, насаждали лесные массивы на берегах, проводили отвод паводковых вод, спрямляли русла рек, углубляли дно.

    Стихийные явления, связанные с водами, требуют тщательного изучения и применения разнообразных средств защиты для предотвращения экономического ущерба и сохранения жизни и здоровья людей.

    Д. Пока дети все остальные слушают, 4 человека (из каждой группы по 1) выполняют задание:

    Определите, к бассейну какого океана, относится данное описание?

    1 группа: Определите особенности рек бассейна Северного Ледовитого океана.

    В опорном конспекте найдите задание №2 “Индивидуальное задание”, впишите туда номера ответов вашего задания, а при ответе назовите не цифры, а зачитайте характеристику рек этого бассейна. Количество правильных баллов поставите себе в колонку “Баллы”.

    2 группа: Определите особенности рек бассейна Тихого океана.

    В опорном конспекте найдите задание №2 “Индивидуальное задание”, впишите туда номера ответов вашего задания, а при ответе назовите не цифры, а зачитайте характеристику рек этого бассейна. Количество правильных баллов поставите себе в колонку “Баллы”.

    3 группа: Определите особенности рек бассейна Атлантического океана.

    В опорном конспекте найдите задание №2 “Индивидуальное задание”, впишите туда номера ответов вашего задания, а при ответе назовите не цифры, а зачитайте характеристику рек этого бассейна. Количество правильных баллов поставите себе в колонку “Баллы”.

    4 группа: Определите особенности рек бассейна внутреннего стока

    В опорном конспекте найдите задание №2 “Индивидуальное задание”, впишите туда номера ответов вашего задания, а при ответе назовите не цифры, а зачитайте характеристику рек этого бассейна. Количество правильных баллов поставите себе в колонку “Баллы”.

    Определите, к бассейну какого океана, относится данное описание? 8 класс.

    1. Бассейну Северного Ледовитого океана. 1, 7.

    2. Бассейну Тихого океана. 2, 5.

    3. Бассейну Атлантического океана. 3, 8.

    4. Бассейну внутреннего стока. 4, 6.

    1. Наклон земной поверхности в сторону этого океана определяет абсолютное преобладание площади этого бассейна над другими.

    2. Почти все реки бассейна относятся к горному типу, прокладывают русла в твердых породах, часто в мерзлых грунтах.

    3. Реки представлены бассейном Балтийского моря.

    4. К этому бассейну относятся реки, протекающие по территории России и Казахстана.

    5. К бассейну этого океана относится река, протекающая по границе с Китаем.

    6. Крупнейшая река этого бассейна занимает первое место в России по площади речного бассейна.

    7. В западной части бассейна широко представлены равнинные реки с широкими долинами, обширными поймами и небольшими скоростями течения. В восточной части бассейна распространены твердые кристаллические породы, поэтому реки, исключая нижнее течение, преимущественно горного типа.

    8. Площадь бассейна этого океана является наименьшей. В пределах бассейна преобладают реки равнинного типа. Исключение составляют реки Кавказа.

    Е. Мы с вами повторили тему “Реки”. А сейчас мы с вами закрепим полученные знания.

    Цифровой диктант. “Реки России”.

    Найдите у себя в опорных конспектах задание № 3 “Цифровой диктант”

    Напишите свой вариант.

    Я сейчас зачитываю предложения, ответы записаны на доске. Ваша задача найти правильный ответ и поставить цифру, которая стоит напротив этого ответа. Смотрите, не ошибитесь, так как цифры у вариантов свои. Не списывайте чужих ошибок.

    Источник

    Читайте также:  Озера на проспекте просвещения
    Поделиться с друзьями
    Байкал24