Конспект урока астафьев васюткино озеро 5 класс по фгос

Конспект урока литературы в 5 классе В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Материал будет интересен учителям литературы, работающим в 5 классе.

Скачать:

Вложение Размер
В.П.Астафьев «Васюткино озеро» 5 класс 21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе (ФГОС).

Базовый учебник В.Я.Коровиной

Литература 5 класс. М.: «Просвещение», 2010г.

Тема: «В.П.Астафьев. Васюткино озеро»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

  1. Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.
  2. Совершенствовать технику чтения.
  1. Развивать восприятие учащимися в качестве малой родины – края.
  2. Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты).
  1. Воспитывать любовь к родному краю, любовь к природе, родному языку.
  2. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.

Оборудование: портрет писателя, издания его произведений; иллюстрация кедра, кедровой шишки, кедрового ореха.

Предварительная работа : чтение рассказа, подготовка докладов учащихся о творческой биографии писателя, презентация в Power Pointe.

изложение нового материала

Оборудование : портрет В.П. Астафьева, издания его произведений.

Планируемые образовательные результаты

— умение понимать тему, идею литературного произведения;

— уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы;

— умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

— умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;

— развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;

— обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Виды деятельности: устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге; создание иллюстраций к рассказу.

Организационная структура урока.

  1. Вхождение в тему урока.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

— Ребята, какое произведение вы читали дома? (СЛАЙД 1)

— Почему память о В.П. Астафьеве нам дорога?

III. Основная часть.

1. Сообщение цели урока.

— Сегодня на уроке мы узнаем о детстве писателя, подробнее познакомимся с его произведением «Васюткино озеро», определим главную мысль произведения, уточним значение малознакомых и непонятных вам слов, выясним, почему автор так назвал свой рассказ.

2. Сообщение учащегося о детстве В.П. Астафьева (реализация индивидуального домашнего задания). (СЛАЙДЫ 2,3) http://www.astafiev.ru

В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что

по- сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

3. Слово учителя.

В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий (был составителем поездов, слесарем, подсобным рабочим). Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовый рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

— Судьба рассказа «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней послушаем.

Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике (с. 117) .
Запишем на доске и в тетрадях слово биография .
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?

— Как вы понимаете значение слова биография ?
— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография ?
Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным .

4. Сообщение учащегося.

Когда писатель учился в пятом классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». А летом он по настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через четыре дня самостоятельно вышел к Енисею. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В.П. Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей.

— Ребята, понравился вам рассказ?

— Что интересного вы в нем узнали?

— В рассказе вам встретились малознакомые и непонятные слова, давайте вместе разберем их значение.

5. Словарная работа. (СЛАЙД 4)

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», — говорит один из героев. Значит не везет.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь – зарубки на стволах деревьев.

Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

Тягун – подводное течение.

6. Анализ произведения.

— назовите героев рассказа (Васютка, мать, отец, дедушка, дядя Коляда)

— почему рыбаки из бригады отца приуныли? (найти ответ в тексте)

— как проходили дни у рыбаков? (найти ответ в тексте)

— чем занимался Васютка?

— зачем Васютка отправился в тайгу?

— что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать»)

— какой главный таежный закон? (идешь в тайгу — бери еду и спички)

— как Васютка шел по тайге?

— за чем он следил?

— какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря)

— в какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте)

— с кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь»)

— что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников?

— что значит Васютка «взял себя в руки»? (развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали)

— какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался через сухой валежник; чувствовал постоянный страх)

— в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею)

— к чему вышел мальчик? (к озеру)

— чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»)

— какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей)

— что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья)

— что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу)

— как Васютка спасся? (найти ответ в тексте)

IV. Заключительная часть.

1.Коррекционное упражнение «Узнай и назови одним словом» (СЛАЙД 5)

  • Неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес)
  • Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)
  • Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)
  • Молочный, клейкий, неподвижный (туман)
  • Далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)
  • Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)

— чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края)

— в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)

— почему автор так назвал свое произведение?

3. Оценивание ответов учащихся с комментированием.

4. Домашнее задание
— Подготовить ответы на 1—7-й вопросы (с. 146—147 учебника) .
— 12-е задание (с. 147) выполнить письменно.

Источник

Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
план-конспект урока (5 класс) на тему

данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро»

Скачать:

Вложение Размер
urok_literatury.doc 78 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФГОС

Тема урока: В.П. Астафьев. Васютка находит озеро.

Цели урока: Совершенствовать навыки анализа текса, развивать творческие особенности обучающихся, прививать любовь к чтению произведений В.П.Астафьева, развивать универсальные учебные действия обучающихся.

1. Дидактические – создать условия для понимания такой истины как возможность прислушиваться к советам взрослых.

2. Воспитательные – создать условия для понимания смысла жизни на основе рассказа.

3. Развивающие – работать над философским смыслом произведения.

Общеучебные умения, формируемые на уроке: слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Вид урока: комплексный.

  1. Словесные
  2. Наглядные
  3. Объяснительно-иллюстративные .
  4. Практические.
  5. Репродуктивные.
  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Проверка подготовленности к уроку

Обучающиеся готовятся к уроку. Знакомятся с листами оценки своей деятельности.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Блиц-опрос (по группам или по рядам).- А сейчас проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. Оценивается скорость ответа и его правильность. За каждый правильный ответ группа (ряд) получает жетончик.

  • На какой реке происходили события?
  • Назовите возраст Васютки.
  • Чем снабжал Васютка рыбаков?
  • Что такое затеси?
  • Какую птицу первой увидел Васютка?
  • Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
  • Сколько, по мнению Васютки, весил пойманный глухарь?
  • О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
  • Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он стрелял в воздух?
  • По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
  • Как звали Васюткину собаку?
  • Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
  • Работа в группах: вспомнить всех:
  • 1) птиц;
  • 2)животных;
  • 3) рыб.

Отвечают на вопросы, формулируют собственное мнение, анализируют.

1. интерес к изучению литературы

Постановка учебной задачи.

-Откуда Васютка так много знает?

— А почему заблудился?

Но упорство Васютки должно быть вознаграждено. Но как? (ответ на этот вопрос найдём в течение урока)

— За что ругает себя Васютка?

— А как бы вы стали вести себя в данной ситуации?

— Какое решение принимает Васютка? О чем говорит такое решение?

— Васютка бодрится, но … легко ли ему?

— Когда Васютка окончательно понял, что заблудился?

— Как передает писатель состояние мальчика в этот момент?

— Что кроется в словах “Будь что будет”?

— “В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод”, — говорит Астафьев. Какие слова вспомнил Васютка, когда им овладело отчаяние? И Васютка стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

— Что сделал Васютка в первую очередь?

— Занятый хлопотами, Васютка немного успокоился. “Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой”. Тревога о чем?

— Что помогло Васютке провести первую ночь?

На фоне записи с пением птиц читается отрывок со слов: “Где это я?” — изумленно подумал Васютка до слов: “Тайга не откликалась”. — Васютка один, а вокруг… “Тайга, тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…” Почему тайга показалась мальчику “молчаливой, равнодушной…”? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Что пытается найти Васютка среди тайги?

— Куда решает идти Васютка и почему?

-Что заметил Васютка на исходе второго дня среди однообразного мха?

Приметой чего является трава в тайге?

На что надеялся Васятка?

Ответы и выводы детей подталкивают к пониманию того, что беда у Васютки случилась из-за невнимательного отношения к советам взрослых.

(В пылу охотничьего азарта погнался за глухарем, забыл о затесях ).

(Идти на юг к Енисею).

(Он пытается взять себя в руки, успокоить себя).

(“Но бодрости хватило ненадолго – затесей все не было…” — надежда сменяется отчаянием. “… с замирающим сердцем бежал он к дереву…” — вновь Васютка надеется на удачу. “В лесу сделалось совсем тихо…” — что теперь делать? “Уж несколько раз менял направление” — все – таки он не сдается).

(“Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета (обращение к словарю)”. “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”).

(“Открытие было простым и потрясающим”, “он вскрикнул и бросился бежать”, “он спотыкался, падал, вставал и снова бежал”. “Заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин (обращение к словарю) лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. “Будь что будет”, — отрешенно подумал он”).

(Равнодушие к своей жизни, к судьбе).

(Он вспомнил слова отца и дедушки: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!”).

(Развел огонь, приготовил из глухаря охотничье блюдо, собрал на ночь дрова, на ночлег устроился по-охотничьи).

(Заполярная тайга не страшна зверьем. И все-таки было жутко. Тревожила мысль о том, куда идти утром).

(Его знания и умения).

(… облака делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем).

(Полоску лиственника, лиственничный лес обычно тянется по берегам реки).

(На сервер, километров через сто тайга кончится, начнется тундра. А в южную сторону тайга тянется на тысячи километров).

(Тонкие стебли травы).

(Что это Енисей). (Лесное озеро, подернутое у берегов ряской (обращение к словарю).

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии..

Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.

Познавательные: сравнение, оценивание.

Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания.

Мы устали чуточку,

Поворот, наклон, прыжок,

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Коммуникативные : согласованность действий с партнерами.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Чтение 2 части рассказа.

Чтение вслух «по цепочке»

Чтение, составление высказывания о героях и их поступках, оформление своих мыслей

Закрепление изученного материала

— С кем автор сравнивает Васютку?

-Как зовут учительницу Васютки?

-Какой день для Васютки самый тяжёлый?

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Что вы можете сказать о главном герое?- Почему это озеро стали называть Васюткино озеро? Только потому, что его нашел Васютка? Тайга хлипких не любит. Васютка не такой. Поэтому природа не подвела мальчика, она дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям.

(Не только, а еще и в честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь).

1. интерес к изучению литературы

2 . осознание ценности литературы

1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Подготовиться к проекту.

1.Якунина Н.Н. В.П.Астафьев «Васюткино озеро» //Литература в школе.- 2010.- №5, с.38-40

2. В.П.Астафьев. Повесть о жизни // Т.1.-М.:Современный писатель,1993.

3.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник – хрестоматия для 5 класса, часть 2 – М., «Просвещение», 2012.

4.. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Анализ отрывков текста, рассказывающих о блуждании мальчика по тайге.

Конспект урока по литературе в 6-м классе на тему «Судьба героя» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

Урок по литературе для 6-го класса.

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса по теме » М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия. «- типичное произведение в духе классицизма».

Ода «На день восшествия. », «Вечернее размышление. ». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский с.

Конспекты уроков по литературе за курс 8 класса

Здесь представлены различные уроки по литературе для 8 класса.

План-конспект урока по литературе (внеклассное чтение) 5 класс К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»

Интерпретация сказки К.Д. Ушинский «слепая лошадь». При разработке урока использована технология «Педагогическая мастерская» .

Конспект урока по литературе в 6-Б классе II отделение. Внеклассное чтение по повести Э.Портер «Поллианна».

Урок литературы в 6 классе для детей с нарушениями слуха.Итоговый урок по повести Э.Портер «Поллианна», на котором дети решают какие уроки преподала им главная героиня повеси.

Конспект урока по литературе в 10-м классе

Цели урока: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.

Источник

Читайте также:  Где встречаются пойменные озера
Поделиться с друзьями
Байкал24