Копанское озеро за сосновым бором

Озеро Копанское: военная история берега

В 30 километрах от города Сосновый Бор в лесах Кингисеппского района спряталось одно из озер Котельского заказника — озеро Копанское, почти не тронутое цивилизацией. Считается, что это озеро имеет ледниковое происхождение, образовалось в доледниковых впадинах при таянии ледяных глыб. Глубина его разная — от 4 до 24 метров. Река Пейпия соединяет его с Финским заливом.

На живописном берегу этого озера расположился санаторий-профилакторий Ленинградской атомной станции, стоят домики теперь уже не работающих детских лагерей, немного поодаль — база отдыха сотрудников НИТИ. Природа этих мест привлекает не только своей красотой, чистотой воздуха, но и необыкновенной тишиной, изредка нарушаемой всплесками разыгравшейся в озере рыбы, а теперь еще и звуками ведущегося на берегу строительства деревянных домов.

А в начале 20 века на берегу этого красивейшего озера была построена пристрелочная станция для испытания торпед. Перед Великой Отечественной войной на берегу озера базировался военный городок, в котором шли научные исследования и секретные испытания.
Сегодня об этом напоминают лишь еле заметные очертания пристрелочной станции, частично сохранившейся под водой.

Необходимость создания пристрелочной станции на Балтике в начале 20 века была очевидна: прогресс торпедного оружия предъявлял повышенные требования к его доводке. Поэтому в конце 1903 года была создана комиссия по отбору места строительства новой пристрелочной станции. Предложений было много: на малом Транзундском рейде в бухте Койвисто, в Выборгском заливе и в бухте Царевна под Свеаборгом, в Кронштадте восточнее Военной гавани, на Шуваловских озерах, в Сестрорецком разливе и ряде других. Спустя несколько лет, в 1907 году, выбрали пресноводное озеро Копанское на южном берегу Финского залива, которое привлекало своей вытянутой с севера на юг формой, глубиной и прозрачностью воды. Удалось договориться и с владельцем озера герцогом Мекленбург-Стрелицким.
В конце 1907 года Обуховский завод получил заказ на строительство пристрелочной станции в виде деревянного строения на сваях, каменной электростанции с паровым котлом и динамо-машиной, специального вагона для перевозки торпед по железной дороге. Одновременно необходимо было возвести и жилые дома.
Как свидетельствуют документы, строительство началось в январе 1908 года, а в августе Обуховский завод уже испытал первую партию торпед. Для их перемещения в Копорский залив использовался миноносец «Взрыв», а от пристани, вынесенной далеко в залив из-за мелководья, торпеды предполагалось транспортировать по подвесной дороге, которая приводилась в действие электромоторами. Дублирующим средством являлась рельсовая колея, проложенная по специально установленной эстакаде. Однако дорога дала сбой, торпеды пришлось сбрасывать в воду «хвостами» вниз, а затем буксировать к берегу, и до станции их перекатывали, как бревна. Полученные повреждения сорвали сроки испытаний и приемку станции.
Затем пристрелочная станция была передана в ведение Морского министерства. Вновь созданная в 1909 году приемочная комиссия выявила ряд серьезных недостатков и предложила построить железную дорогу по южному берегу Финского залива, провести телефонную линию до Ораниенбаума для связи с Кронштадтом и Петербургом. Среди замечаний, в частности, значилось: «Всеми мерами оберегать озеро от загрязнений. Прекратить спуск жидких нечистот, устроив сливной бетонный колодец с насосом для опоражнивания».
15 июля 1910 года Копенская (именно так, через Е) пристрелочная станция была принята на баланс Морского министерства. Ее основным и главным назначением стала пристрелка торпед, поступавших с заводов Лесснера и Обуховского.
На специальной пристрелочной водной трассе производилась выверка и установка ходовых параметров механизма движения торпед, после чего они отправлялись на флот. Практически все российские боевые корабли были оснащены торпедами, прошедшими техническую обкатку на озере Копанское.

(фото: Юрий Шестернин)

База секретных испытаний

В тридцатых годах двадцатого века рядом с пристрелочной станцией появился военный городок, где разместились летчики эскадрильи боевых гидросамолетов МБР-2 (морской ближний разведчик), катерники торпедных катеров, базировавшихся в бухте Пейпия, и специалисты сверхсекретного научного учреждения — Осттехбюро.
Невиданные для того времени исследования и эксперименты проводили на озере военные ученые и инженеры. Здесь изучались глубинные бомбы и различное боевое снаряжение военно-морского флота. Впервые в мире велись опыты использования в боевых условиях систем радиоуправления торпедными катерами с борта самолета. Без экипажа, подчиняясь только командам с воздуха, выходили в море такие катера. Они могли успешно вести бой сразу с несколькими кораблями противника, легко уклоняясь от самого плотного артиллерийского огня. К сожалению, эти эксперименты не удалось завершить к началу войны.
Фантастическими для своего времени были и опыты конструктора В. И. Левкова — изобретателя первых судов на воздушной подушке. На четверть века опередил этот гениальный советский инженер западных конструкторов. На отмелях озера Копанское и бухты Пейпия перед войной проходили обкатку сразу несколько различных типов невиданных катеров. Только нелепая случайность (внезапная авария) помешала накануне войны запустить такие летающие катера в производство и в дальнейшем использовать их уникальные качества в сражениях с врагом на море и суше.

Читайте также:  Красивые бассейны у озера

Морской ближний разведчик

МБР-2 был первым самолетом, созданным под руководством Г. М. Бериева. Потребность в самолетах такого типа была велика, но дефицитный алюминий использовался исключительно при создании тяжелых бомбардировщиков. В связи с этим было принято решение сделать МБР деревянным. Были выполнены новые расчеты аэродинамичности и прочности всех конструкций и силовых систем крыла и лодки, создан практически новый проект МБР. В таком виде самолет получил название МБР-2. Самолет оказался технологичным и недорогим в производстве, обладал неплохими летно-техническими данными.

Двигатель от МБР-2 на берегу озера

Гидросамолет МБР-2 представлял собой летающую лодку смешанной конструкции. Для передвижения по площадке, спуска на воду и подъема на берег самолет устанавливали на две тележки: основную и хвостовую. В зимнее время самолет оборудовался лыжными шасси. Экипаж состоял из трех человек: пилота, штурмана-наблюдателя, борттехника.
Управление самолетом было двухштурвальным и включало правый легкосъемный и левый перекидной штурвалы. МБР оснащался фотооборудованием и приемопередающей станцией. Для связи экипажа все три кабины соединялись переговорным аппаратом. Самолет имел донный и плавучий якоря, «кошку» и прочее необходимое морское оборудование.
Опытный экземпляр был построен в декабре 1931 года. Однако в серийное производство в 1933 году он запущен только в пассажирском варианте МП-1.
В сентябре 1934 года были проведены государственные испытания эталона МБР-2, в ходе которых выявились дефекты — вибрация хвостового оперения на определенных режимах полета. После устранения замечаний самолет в модификации разведчика был запущен в серию.
В 1936 году проводились испытания модифицированного самолета с двигателем М-34НБ, получившего обозначение МБР-2бис. Машина обладала недостаточной продольной устойчивостью при планировании. Одним из серьезных недостатков был плохой обзор, крепление капотов двигателя и обтекателя винта. Было рекомендовано устранить дефекты и использовать самолет в двух вариантах: как ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Эта модификация стала основной и была принята на вооружение авиации Военно-Морского Флота. Всего было построено 1365 летающих лодок МБР-2 всех модификаций.
В первые дни войны авиаотряд, размещавшийся на озере Копанском, стал 58-й эскадрильей 15 разведывательного авиаполка ВМФ, защищавшей небо над Балтикой в самый тяжелый период обороны Ленинграда в августе 1941 года.
Сохранившиеся документы (журнал боевых действий) свидетельствуют: «. 22 июня 1941 года. 00 часов 02 минуты. Получен приказ: привести в боевую готовность береговую оборону на озере Копанское. Самолеты опустили на воду. Объявлен сбор личного состава. 04-30. Объявлено о начале военных действий против нашей страны. 15-42. На командный пункт доложили, что в море обнаружена подводная лодка противника. 20-37. Самолеты врага замечены в районе Шепелевского маяка, атака на Кронштадт. 23 июня. Шесть самолетов эскадрильи вылетели на уничтожение подлодки врага. Цель уничтожена. 28 июня. На озере К. произвели посадку 11 самолетов 43 эскадрильи. Самолеты рассредоточены по озеру, приняты меры по маскировке. 30 июня. Два МБР-2 сбиты в районе острова Гогланд. 3 июля. Погиб командир 43 эскадрильи капитан И. Я. Вахтерман. 6 августа. 09-53. Объявлена воздушная тревога. Группа «МЕ-110» противника прошла над озером. Из боевого донесения командира 43-й эскадрильи капитана Кичигина: «По аэродрому нанесен удар 20-ю самолетами врага. Налет продолжался 28 минут. Сожжены 7 МБР-2. Два подбитых самолета затонули. Один подлежит ремонту». 29 августа. Получен приказ: прикрыть с воздуха караван судов, идущих из Таллина в Кронштадт. 31 августа. 02-40. Противник открыл огонь по северному берегу озера. Началось перебазирование эскадрильи на Горавалдайское озеро. 05-30. Выключен коммутатор. Особая группа приступила к уничтожению аэродромных сооружений. »
Так же, как и аэродром, была уничтожена уникальная научно-техническая база на озере Копанское. Когда фашистские войска в августе 1941 года приблизились к озеру, все сооружения были взорваны нашими отступающими частями.

Надежда Михеева
При подготовке использованы публикации интернет-изданий
и исторические материалы Cосновоборского городского музея

Источник

Копанское озеро

К опанское озеро расположено в Ленинградской области на берегу Финского залива близ Копорской губы. Это место находится в 90 км на запад от Северной столицы. С заливом озеро соединяется небольшой рекой Пейпия. Водоем является частью целой системы озер. На юг за Копанским озером следует Глубокое и дальше — Бабинское. Берега водоемов отличаются красивыми видами, стройными соснами и уникальным, почти белым песком.

Читайте также:  Где располагается озеро титикака

История происхождения и описание Копанского озера

Озера, как и другие водоемы этой системы, представляет из себя вытянутую чашу длиной 7 км и шириной всего лишь 2 км. При этом озеро весьма глубокое — в некоторых местах до дна целых 24 метра. Общая площадь зеркала воды этого водоема — 9,5 км2. Берега у озера песчаные и преимущественно пологие, серьезных обрывов нет. Вместе с тем само дно озера уходит на глубину очень быстро.

Светлый, почти белый песок дна и берегов прекрасно гармонирует с водной гладью и статными лесами, которые окружают водоем. Леса вокруг водоема принадлежат к южно-таежному типу. Здесь можно встретить дубы, березы, лиственницы и очень много сосен. Именно статные сосны на берегах создают прекрасные и величественные пейзажи. Благодаря высокой стене деревьев по периметру, озеро остается спокойным в любую непогоду.

Этот водоем, как и соседние, имеет ледниковое происхождение. Несколько миллионов лет назад ледники здесь то наступали, то отступали. Поэтому в земле образовались провалы благодаря движению льдов. Ледниковое происхождение имеют и другие озера этой системы, а также сам финский залив и Ладожское озеро. Эти водоемы являются свидетелями таяния древнего ледникового щита.

Озеро находится на территории государственного заказника «Котельский» в природоохранной зоне. Общая территория заказника — 12 тыс. гектаров, на которых находятся нетронутые леса и озера. В водоеме водится множество видов рыб: окунь, карась, щука, плотва, красноперка. Здесь даже можно встретить форель и угря. Прибрежные леса богаты лосями, кабанами, волками, енотами, лисами.

Такому богатству фауны место обязано не только своим расположением, но и военным. Дело в том, что в начале прошлого века стали активно разрабатываться подводные технологии. Военным понадобилось тихое и спокойное место, рядом с Санкт-Петербургом в Финском заливе, где можно было бы проводить испытания торпед и другие подводные эксперименты. Скрытое от посторонних глаз Копанское озеро подходило для этого идеально.

В 1908 году здесь была основана пристрелочная, торпедная станция. Территория вокруг была засекречена и стала охраняться. Пристрелочная станция представляла собой небольшую площадку на сваях с железнодорожным вагоном наверху и электростанцией. С помощью оборудования внутри станции проводилась проверка работоспособности торпед. На берегу рядом была установлена пристань, здесь размещался небольшой флот.

Затем на берегу была построена железная дорога, которая соединила финский залив и озеро. После революции военная база на Копанском озере осталась. Здесь даже был опробован первый в мире катер на воздушной подушке. Рядом с озером, около деревни Пейпия, был построен аэродром для нового вида техники — гидросамолетов или «летающих лодок». В 1941 году все постройки были уничтожены Красной армией при отступлении.

После войны территория озера и рядом с ним стала природоохранной. Здесь выстроили санаторий для сотрудников Ленинградской атомной электростанции, который работает до сих пор. Большое количество сосен делают воздух здесь весьма полезным. Также здесь действовал пионерский лагерь, который затем был закрыт. В нынешнее время на озере постепенно стали оборудоваться места для рыбалки и базы отдыха.

Копанское озеро отличается прежде всего зеркальной гладью воды, которая остается спокойной даже в непогоду. Статные сосны, обрамляющие берега, делают пейзаж еще более законченным и строгим. Северный и восточный берег — более низкие и заболоченные. Большинство баз и мест для отдыха находится на западном и южном берегу. Так как берега песчаные и пологие, то здесь можно удобно расположиться в любом месте.

На западе озера располагается одно из красивейших мест – широкий песчаный участок берега, который называют Журавлиной косой. Здесь также произрастают редкие сосны и березы, что защищает берег от ветра. Благодаря мягкому песку и пологому дну, место очень удобно для купания, загара и просто отдыха. Часть Журавлиной косы выходит песчаным рукавом вглубь озера, откуда открывается прекраснейший вид на всю водную гладь.

Копанское озеро знаменито и среди грибников. Благодаря влажным, суглинистым почвам в округе, здесь произрастает множество грибов: лисички, маслята, подберезовики, подосиновики, грузди. Здесь очень часто можно встретить короля грибов — боровика или белый гриб. Часть прибрежных территорий является охотничьими угодьями, где разрешен отлов медведей, волков, лис, кабанов и бобров.

Как добраться до Копанского озера

Копанское озеро имеет довольно разветвленную и комфортную инфраструктуру. С севера, запада и юга его обрамляют различные автомобильные дороги. До поселков рядом ходят рейсовые автобусы. Сюда можно доехать от Санкт-Петербурга, Кингсеппа и поселка Сосновый бор. Добраться можно как до баз отдыха на берегу, так и просто до пляжей. Дорога от Санкт-Петербурга займет около 2 часов, от Кингсеппа можно доехать за полчаса.

Читайте также:  География озера иссык куль

На общественном транспорте можно доехать с помощью автобусов № 401 от метро «Автово» или № 402 от метро «Парнас». На электричке можно доехать от крупного Балтийского вокзала до поселка Сосновый бор. А от него уже идут автобусы № 75, 83 и 85. Чтобы доехать от Кингсеппа, нужно воспользоваться автобусами № 56 и 75 до деревни Пейпия. Общественный транспорт к озеру не подходит, понадобится пройти пешком около 1 км.

На собственном автомобиле необходимо двигаться из Санкт-Петербурга по трассе 41К-137 до поселка Сосновый бор, далее проехать по дороге вдоль Финского залива и свернуть к озеру. Путь этот будет весьма живописным. От Кингсеппа нужно двигаться по трассе Е-20 и затем свернуть на А-180 до поселка Котельского. Затем повернуть на указателе к поселку Ручьи. Эта дорога приведет напрямую к озеру.

Когда лучше посетить Копанское озеро

Копанское озеро красиво в любое время года. Каждый сезон здесь природа меняет краски и пейзажи, поэтому берега выглядят всегда по-новому. Популярнее всего озеро становится летом, когда можно с удовольствием купаться и загорать. Всегда спокойная в озере вода нагревается очень быстро, поэтому купаться здесь комфортно уже в конце мая. Пляжный сезон длится вплоть до начала сентября.

Осенью на озере открывается одновременно сезон охоты и сезон грибов. Круглый год водоем подходит для рыбалки. На берегах оборудованы удобные пирсы, с которых комфортно рыбачить. Большинство из них находятся в тихих местах, рядом с болотистой местностью. Поэтому рыбы здесь много, а купающихся совсем нет. Зимой на озере популярна подледная ловля. Лед здесь становится быстро, при этом он достаточно крепок.

Что нужно знать туристу при посещении Копанского озера

Посетить озеро можно самостоятельно, просто приехав дикарем на пляж. Лучше всего для этого подходит западный берег, особенно Журавлиная коса. Общественные пляжи есть также на севере и юге озера. Ко всем пляжам можно подъехать на машине, здесь оборудованы небольшие помещения для удобства, работают спасательные пункты. На пляжах можно жарить шашлыки, но только при условии наличия мангала.

Вокруг озера также оборудовано множество туристических баз и домов отдыха: Копанское, Голубое, Радуга, Юность и другие. Все они расположены в прибрежной зоне, поэтому из окон и с балконов номеров открываются шикарные виды. Гостям предлагается баня, беседки для шашлыков с мангалами, детские площадки и оборудованные, закрытые пляжи. Зимой здесь можно искупаться в проруби, покататься на лыжах.

Рыбалка на озере разрешена повсеместно, поэтому специальных разрешений не требуется. Однако ловить сетями или неводами рыбу запрещено. Большинство ловят рыбу на удочки или спиннинги со специально оборудованных пирсов или лодок. Лодку можно взять в аренду или приехать со своей. Для охоты на зверей необходимо открыть лицензию у егерей. Охотиться можно только осенью в традиционный сезон.

Что еще посмотреть в окрестностях Копанского озера

Рядом с озером расположено множество достопримечательностей. Многие из них связаны прежде всего с красивой и живописной природой. Это берега Финского залива на севере и урочище Копанское на юге. В 1,5 км от озера расположена гавань Пейпия, где также оборудованы комфортные пляжи. Добраться до гавани можно от озера пешком, на машине или даже на автобусе. Так за один день можно побывать сразу на двух водоемах.

В селе Систо-Палкино на дороге от Соснового бора располагается уникальная деревянная часовня Всех Святых. Небольшая часовня из соснового бруса представляет собой уникальный памятник русского зодчества, который был создан несколько веков назад и стоит до сих пор. Часовня расположена за селом, в лесу, что делает это место спокойным и уединенным. Так как постройка деревянная, то в здании царит уникальная атмосфера.

В селе Сосновый бор расположены также интересные православные храмы: иконы Неопалимая Купина, Никольский храм, церковь Пантелеймона. Все эти здания выстроены в нынешнее время и являются интересными представителями современной храмовой архитектуры с прямыми линиями и углами. Еще один деревянный храм классической постройки с куполами и плавными линиями встречает гостей на въезде в город.

Копанское озеро — прекрасное, уединенное и живописное место для отдыха, общения. Здесь можно качественно отдохнуть и в веселой компании, и в гордом одиночестве. В любом случае отдых будет интересен, насыщен впечатлениями и полностью безопасен. А уникальные, живописные фотографии и трофеи в виде ягод, грибов и рыбы оставят добрую память об этом уникальном месте надолго.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24