Корабли на реках весна

Зримая мощь: какие новейшие корабли представят на Главном морском параде

В День ВМФ России, 31 июля, в Санкт-Петербурге пройдет Главный военно-морской парад. В нем примут участие более 40 кораблей и подводных лодок, 42 самолета и вертолета и более 3,5 тыс. военнослужащих. Они будут представлять все флоты — от Балтийского до Тихоокеанского. В том, какие новинки и проверенные временем вооружения увидят зрители церемонии, какими они обладают возможностями, разбирались «Известия».

Подводные новинки

В строю Главного военно-морского парада в этом году будет особо выделяться одна из самых совершенных атомных подводных лодок российского флота — К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». Это головной корабль серии. А следом за ним будет построено не менее десяти ударных лодок проекта 885М «Ясень-М».

На сегодняшний день это наименее шумные субмарины во всем ВМФ. Они могут как уничтожать подводные лодки противника, так и наносить удары по надводным кораблям и наземным целям. Десять торпедных аппаратов калибра 533 мм расположены в бортах корабля группами по пять. Такое решение освобождает носовую часть корпуса для размещения уникальной шарообразной антенны гидроакустического комплекса «Иртыш-Амфора». Он «слышит» любой подводный объект на расстоянии в десятки километров.

Атомная подводная лодка К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» во время церемонии поднятия Андреевского флага в Северодвинске

Помимо торпед и ракет-торпед, лодка несет универсальную пусковую установку усиленного ракетного комплекса «Калибр», которая в восьми ячейках несет боеприпасы разного типа: противокорабельные сверхзвуковые «Ониксы», крылатые «Калибры» для стрельбы по кораблям и наземным целям, а также перспективные гиперзвуковые ракеты «Циркон». Всего боезапас «Ясеня» может достигать 32 единиц.

«Ясени» усилили ударный потенциал флота, а после получения ракет «Циркон» станут единственными в мире подводными лодками, оснащенными гиперзвуковым оружием.

Второй подводный атомоход парада — К-156 «Вепрь» проекта 971. Это ударная субмарина постройки середины 1990-х годов, одна из лучших лодок позднего СССР. По своим возможностям она сопоставима с лучшими американскими субмаринами типа «Лос-Анджелес». В 2020 году «Вепрь» прошел модернизацию и получил крылатые ракеты «Калибр», которые может применять из четырех торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Кроме того, на лодке установлены два 650-мм торпедных аппарата с дальнобойными торпедами и универсальными дальними ракет-торпедами. Несколько лодок проекта 971 модернизируются северодвинским ПО «Севмаш» и в ближайшие пару лет поступят в ВМФ России с обновленными возможностями. В сочетании с остальными подводными силами корабли проекта 971 составят костяк ударных сил российского флота.

В парадном строю будут и две неатомные субмарины — Б-585 «Санкт-Петербург» проекта 677 и Б-602 «Магадан» проекта 06363. Обе разработаны питерским ЦКБ МТ «Рубин». И если «Магадан» — представитель наиболее совершенного проекта неатомных подлодок предыдущего поколения, то «Санкт-Петербург» относится к следующему поколению.

Малошумный многорежимный единый ходовой электродвигатель, революционная для нашего ВМФ полуторакорпусная архитектура конструкции, уникальный гидроакустический комплекс и самое совершенное торпедное вооружение обеспечивают «Санкт-Петербургу» выдающиеся возможности в дуэльной ситуации с любой другой субмариной.

Субмарина Б-585 «Санкт-Петербург» проекта 677

Лодки обоих проектов могут применять крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ» и наносить удары по наземным целям на дальности до 2,5 тыс. км, а также поражать корабли противника на расстоянии, превышающем возможности торпедного оружия.

Обе серии находятся сейчас в процессе строительства. Это позволяет обновить неатомные подводные силы флота, на плечи которых ложатся как задачи по защите районов базирования атомных «стратегов», так и операции против наземных целей.

Большие и малые

Самый крупный боевой надводный корабль парада — фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350. Их строят в Петербурге относительно большой серией. Они призваны стать ударным кулаком ВМФ на океанских просторах. У фрегата нет ограничений по типам возможных целей — это универсальная ракетная морская боевая машина с наиболее совершенным вооружением.

В состав ракетного комплекса фрегата уже осенью 2022 года могут поступить гиперзвуковые ракеты «Циркон». Именно с «Адмирала Горшкова» в 2020 году пусками по наземным и морским целям начались летные испытания этого оружия. Кроме них, фрегат может применять всю номенклатуру крылатых и аэробаллистических ракет комплекса «Калибр-НК» для поражения наземных, морских и подводных целей.

Читайте также:  Режим судоходства на международной реке устанавливается

Фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350

Также корабль оснащен зенитным ракетным комплексом зональной обороны «Редут» с дальностью действия до 120 км и двумя ракетно-артиллерийскими комплексами «Палаш», которые обеспечивают оборону от противокорабельных ракет. Фрегат может воевать и в одиночку, но в составе эскадры кораблей он, конечно, более эффективен. Современный российский флот может выделить ему соответствующее сопровождение.

Отдельное место в парадном строю отводится малым ракетным кораблям (МРК) «Зеленый Дол» и «Великий Устюг» проекта 21631 «Буян» и «Одинцово» проекта 22800 «Каракурт». Эти корабли объединяет комплекс «Калибр-НК» — каждый несет по восемь ракет «Калибр». Мощь залпа одного малого корабля эквивалентна удару ракетного дивизиона наземных комплексов «Искандер-М».

Особенным кораблем является «Одинцово». Это первый МРК, оснащенный самым современным зенитным комплексом самообороны «Панцирь-М», способным сбивать не только самолеты и вертолеты, но и противокорабельные ракеты, и беспилотники, и даже снаряды систем залпового огня.

Малый ракетный корабль «Одинцово» проекта 22800

Все корабли этих проектов относятся к классу «река-море». При необходимости они могут перемещаться между морскими акваториями в европейской части страны без выхода из российских территориальных вод — по внутренним водным артериям.

Большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711, как и атомные подводные лодки, пришел в Санкт-Петербург с Северного флота специально для участия в Главном морском параде России. Сейчас он по праву может называться флагманским кораблем морского десанта ВМФ.

БДК принят флотом в 2018 году, а его серийный собрат — «Петр Моргунов» — встал в строй два года назад. Он может доставить на дистанции до 4 тыс. миль до 40 единиц бронетехники, 400 десантников, пять вертолетов Ка-29 и Ка-52К и высадить эти силы на неподготовленное побережье.

В конце текущего десятилетия роль флагмана десантных сил российского флота «Иван Грен» уступит более совершенному универсальному десантному кораблю (УДК) «Иван Рогов» проекта 23900, строительство которого ведется с 2020 года. И тогда два «Ивана» вдвоем смогут высадить где угодно более 100 единиц техники и полторы тысячи десантников с обеспечением их высадки более чем 20 вертолетами огневой поддержки.

Источник

Военно-морской парад кораблей в честь Дня ВМФ в Санкт-Петербурге состоится 31 июля 2022 года

Легендарный город Санкт-Петербург отмечает День ВМФ в 2022 году масштабно, но с поправкой на текущие обстоятельства. В городе, как и в 2021 году, состоится Главный военно-морской парад. И именно здесь зрители смогут увидеть корабли с близкого расстояния – всего несколько десятков метров, будь то Кронштадт или акватория Невы.

Парад кораблей в Санкт-Петербурге в 2022 году: маршрут

В 2022 году празднования и парад на день ВМФ посвящены 326-летию военно-морского флота России и будут традиционно проходить как в Санкт-Петербурге, так и в Кронштадте.

Где пройдет и во сколько, где лучше всего смотреть парад в День ВМФ России

Корабли на парад в День ВМФ в Санкт-Петербурге приплывают со всей России. Это одно из самых зрелищных и патриотичных мероприятий в городе. Все набережные, начиная от Шмидта и до Литейного моста, вплотную заполнены зрителями.

Программа Дня ВМФ 2022

На данный момент программа выглядит следующим образом:

  • 10:00 — ориентировочно начало парада в Кронштадте;
  • 11:00 — начало морской части парада в акватории Невы;
  • 12:00 — начало авиационной части парада;
  • по завершении авиационной части — сухопутная с участием курсантов морских учебных заведений;
  • 21:00 — опера «Юнона и Авось»;
  • 22:30 — салют в акватории Невы с пляжа Петропавловской крепости.

Внимание: В прошлом году власти Петербурга объявили, что не пустят зрителей на набережные во время парада. Не исключено, что и в 2022-м будет так же. Коронавирусных ограничений почти не осталось, а вот сам коронавирус — остался. Кроме того, есть и вопросы безопасности, что актуально всегда.

Наконец, еще один момент. В 2021 году чиновники сделали шоу выпускников «Алые паруса» только для самих выпускников и сопровождающих их учителей. Из-за коронавируса. И это всем так понравилось, что в 2022-м опыт решили повторить. И всех «лишних» оставили за периметром. Будет ли так же с парадом? Вполне возможно.

Рейд на Неве

  • реплика первого линейного корабля российского флота «Полтава»;
  • шхуна «Леди Л»;
  • бриг «Россия»;
  • бриг «Триумф»;
  • шхуна «Надежда»;
  • гафельный куттер «Лукулл»;
  • противодиверсионный катер «П-468»;
  • противодиверсионный катер «П-471»;
  • противодиверсионный катер «Нахимовец»;
  • десантный катер «Иван Пасько» с ботиком Петра I («дедушкой русского флота»);
  • десантный катер «Д-67» с БМ «Тайфун»;
  • патрульный катер «Евгений Колесников» с женским экипажем;
  • патрульный катер «П-436»;
  • противодиверсионный катер «Юнармеец Татарстана»;
  • базовый тральщик «Павел Хенов»;
  • корабль противоминной обороны «Александр Обухов»;
  • ракетный катер «Чувашия»;
  • малый ракетный корабль «Великий Устюг»;
  • малый ракетный корабль «Зеленый Дол»;
  • корвет «Меркурий»;
  • фрегат «Александр Горшков»;
  • малый ракетный корабль «Одинцово»;
  • подводная лодка «Санкт-Петербург»;
  • катер погрануправления ФСБ РФ;
  • катер погрануправления ФСБ РФ;
  • катер «14М» МЧС РФ;
  • катер «Марлин» МЧС РФ.
Читайте также:  Река свияга тихий плес

Кронштадтский рейд

  • барк «Седов» (учебное судно Росрыболовства);
  • катер «Димитровград»;
  • малый ракетный корабль «Пассат»;
  • малый ракетный корабль «Советск»;
  • малый противолодочный корабль «Уренгой»;
  • малый противолодочный корабль «Казанец»;
  • сторожевой корабль «Ярослав Мудрый»;
  • сторожевой корабль «Пурга»;
  • учебный корабль «Перекоп»;
  • корвет «Стойкий»;
  • корвет «Сообразительный»;
  • большой десантный корабль «Иван Грен»;
  • атомный подводный ракетный крейсер «Северодвинск»;
  • подводная лодка «Магадан»;
  • атомная подводная лодка «Вепрь»;
  • корвет «Бойкий»;
  • парусные суда.

Авиация

С воздушной частью определенности больше. Точно известно, что в небе в 2022 году появятся:

  • вертолеты Ми-8 АМТШ;
  • Ка-27ПС;
  • Ка-29;
  • самолет-амфибия Бе-200;
  • самолет-амфибия Бе-12;
  • Ил-38;
  • Ту-134;
  • МиГ-29;
  • СУ-33СМ;
  • СУ-27Б;
  • МИГ-29К;
  • многоцелевой противолодочный ИЛ-38 «Новелла».

Откуда посмотреть парад ВМФ в 2022 году

Подавляющее большинство публики, которая не связана с ВМФ, выбирает, понятное дело, Неву, откуда и обзор лучше, и сам праздник более масштабный. В Кронштадте празднуют, как правило, те, кто проходит там службу и члены их семей, равно как и местные жители. Мы составили список мест, откуда вид лучше всего:

  • Стрелка Васильевского острова;
  • Каменноостровский проспект вблизи Троицкого моста;
  • ресторан «Летучий голландец» (Мытнинская набережная, 6);
  • Английская набережная ниже Благовещенского моста;
  • дворец Меншикова (Университетская набережная, 15);
  • Зоологический музей (Университетская набережная, 1-3);
  • Кунсткамера (Университетская набережная, 3);
  • парапеты и спуски к воде на Университетской набережной;
  • набережная лейтенанта Шмидта;
  • колоннада Исаакиевского собора.

Скорее всего, будут закрыты:

  • Петропавловская крепость и Заячий остров в целом;
  • Английская набережная между Благовещенским и Троицким мостами.

Доступ в Кронштадт в День ВМФ по традиции очень ограничен: въезд на собственном транспорте только по пропускам (и в этом году тоже). А пропуск получить (через МФЦ) могут только те, кто там прописан, зарегистрирован, живет или снимает жилье или имеет жилье. Причем основание на пропуск надо подтвердить соответствующим документом.

Если же на общественном транспорте, в том числе такси, то можно без пропуска, то есть в обычном порядке.

В Кронштадте традиционно можно посмотреть «местный» парад с берега форта «Константин», который находится от городка в пешей доступности. Вход на форт 31 июля будет бесплатным.

Источник

Путь из варяг в греки: описание маршрута и его значение

Водный путь «из варяг в греки» также назывался Варяжским или Восточным. Он соединял север (Балтийское море) и юг (Византию), до XII века оставаясь одним из самых важных и востребованных. Огромное значение путь имел для русских купцов, которые могли торговать с Константинополем и скандинавскими странами, хотя первоначально дорогой пользовались варяги для нападения на Европу.

Протяженность маршрута

Путь «из варяг в греки» пролегал только по водной поверхности: рекам, озерам и морям. В условиях IX—X вв. еков это было крайне удобно для тех, кто желал поскорее добраться из одной точки в другую.

Стоит сразу отметить, что названия «варяги» и «греки» не полностью соответствуют современным. Варяги на карте — это скандинавские жители, обычно наемные воины, греками же в Древней Руси были жители Византии, которые говорили на греческом языке. Путь «из варяг в греки» проходил по следующему маршруту:

  1. Он начинался на Скандинавском полуострове в одном из крупных торговых городов — Сигтуне или Бирке. Также он мог начинаться на острове Готланд или на южном берегу Балтийского моря — в Щецине, Старигарде, Винете или Ральсвике.
  2. Далее он проходил по Балтийскому (Варяжскому) морю и выходил через Финский залив.
  3. После этого корабли следовали по реке Неве в Ладожское озеро.
  4. Проплывали реку Волхов в озеро Ильмень, следовали по рекам Ловать и Днепр.
  5. Через Черное море корабли добирались до Константинополя (Царьграда), нынешнего Стамбула.

Таким же образом плыли в обратную сторону.

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Читайте также:  Реки омывающие берега россии

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

Несмотря на все трудности, водная дорога намного безопаснее и дешевле сухопутной: не нужно было кормить лошадей и менять их, для себя путешественники также ловили рыбу. Кроме того, на берегу многих купцов подстерегали разбойники, от которых было проще оторваться по рекам.

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:

  1. Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
  2. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.

Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.

Некоторое время Варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викингов вытеснили купцы со всех прилегающих земель. Впрочем, первыми купцами стали сами викинги, привозившие в Византию славянских рабов. В XI веке вдоль всего пути постепенно выстроились деревни и крепости, поселились люди, занимавшиеся обслуживанием кораблей и путешественников.

Привозные товары

С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

  1. Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
  2. Из Прибалтики шел янтарь.
  3. Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
  4. Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
  5. Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.

Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.

Стоит отметить, что с развитием торговли роль набегов не уменьшилась: даже после воцарения Рюрика славяне продолжили ходить в Константинополь за добычей.

Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.

Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24