Корабли с названиями рек

Виды кораблей: названия с фото

В настоящее время кораблем называют военное судно. Танкеры, балкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, контейнеровозы, ледоколы и прочие представители технического парка гражданских или торговых флотов в эту категорию не входят. Но когда-то, на заре судоходства, когда человечество еще заполняло на лоциях белые пространства неясными очертаниями новых островов и даже материков, любой парусник считался кораблем. На борту каждого из них были пушки, а команда состояла из отчаянных молодцев, готовых на все ради наживы и романтики дальних странствий. Тогда же, в эти неспокойные века, произошло деление на виды кораблей. Список с учетом современных дополнений получился бы очень длинным, поэтому стоит сосредоточиться на парусниках. Ну, может быть, добавить можно и некоторые гребные суда.

Галеры

Попасть на них – доля незавидная. Такое наказание в стародавние времена ждало отпетых преступников. И в Древнем Египте, и в Финкии, и в Элладе они уже были. Со временем появлялись другие виды кораблей, но галеры использовались до Средних веков. Главной движущей силой служили те самые каторжники, но помощь им иногда оказывали паруса, прямые или треугольные, установленные на двух-трех мачтах. По современным понятиям суда эти не были большими, их водоизмещение составляло всего 30-70 тонн, а длина редко превышала 30 метров, но в те далекие времена размеры кораблей вообще не были гигантскими. Гребцы сидели рядами, по оценке специалистов-историков, не более чем в три горизонтальных яруса. Вооружение галер представлено баллистами и носовыми таранами, в более поздние века эти боевые средства дополнялись и артиллерией. Ход, то есть скорость перемещения, контролировали надсмотрщики, задавая ритм особыми тамбуринами, а в случае необходимости и плетью.

Барки

Виды парусных кораблей нашим современникам известны мало, но кое-какие из них все же знакомы по регулярно проходящим парадам и международным регатам. В России сохранены барки «Седов» и «Крузенштерн». Эти корабли не только демонстрируют всему миру свою красоту, но и способствуют воспитанию молодых моряков, проходящих на них практику, в традициях Флота Российского.

Итак, барк (название вида происходит от фламандского слова «bark») представляет собой судно с числом мачт от трех до пяти. Все его паруса прямые, за исключением косоугольной оснастки бизани (кормовой мачты). Барки – суда довольно крупные, например «Крузенштерн» имеет длину около 115 метров, ширину 14 м, экипаж из 70 человек. Так как построен он в 1926 году, когда паровые двигатели уже были широко распространены, то в его конструкции присутствует и вспомогательная энергетическая установка мощностью почти в полторы тысячи киловатт, нагруженная на два гребных винта постоянного шага. Скорость судна и сегодня не кажется малой, под парусами ход этого барка достигает 17 узлов. Назначение типа, в общем-то, обычное для торгового флота XIX века – доставка смешанных грузов, почты и пассажиров по морским линиям.

Бригантина поднимает паруса

Фактически те же барки, но с двумя мачтами, называются бригантинами. Все виды кораблей различаются по своему назначению и судоходным качествам. Бригантины выделяются быстроходностью и легкостью. Парусная оснастка смешанная, на фоке (передней мачте) ветрила прямые, а на гроте косые. Любимое судно пиратов всех морей. В исторических источниках упоминаются бригантины с так называемым «бермудским гротом», то есть треугольным парусом, натянутым между ликтросом и передней шкаториной, но ни один из сохранившихся представителей вида не может им похвастаться. Впрочем, эти нюансы интересны только специалистам.

Фрегаты

По мере развития флота некоторые виды военных кораблей появлялись, другие исчезали, а третьи приобретали иной смысл. Примером может служить фрегат. Это понятие пережило более поздние типы, такие как броненосцы, дредноуты и даже линкоры. Правда современный фрегат примерно соответствует советскому понятию большого противолодочного корабля, но звучит короче и как-то красивее. В изначальном смысле оно означает трехмачтовое судно с одной артиллерийской палубой на 20-30 пушек. К слову «фрегат» начиная с XVII столетия долгое время добавляли прилагательное «дюнкеркский», означавшее преимущественное использование в отдельной зоне морского театра военных действий, примыкавшего к Па-де-Кале. Тип этот отличался быстроходностью. Затем, по мере увеличения радиуса автономности, их стали называть просто фрегатами. Водоизмещение – среднее для того времени, примерно 800-1000 т. Самый знаменитый русский фрегат назывался «Паллада», на нем в 1855 году была предпринята славная экспедиция к берегам Восточной Азии под командованием адмирала Е. В. Путятина.

Читайте также:  Где находится река кеша

Каравеллы

«Она прошла как каравелла…» — поется в известной эстрадной песенке. Невредно изучить виды парусных кораблей, перед тем, как сочинять тексты к будущим хитам. Комплимент получился несколько двусмысленным. Не каждая девушка захочет быть сравненной с грузоподъемным, крупным и довольно тяжелым судном. К тому же у каравеллы нос высоко задран, в чем также можно углядеть нежелательный намек.

Впрочем, в основном у этого типа, безусловно, хорошие мореходные свойства. Знаменит он более всего тем, что Колумб совершил свою экспедицию к берегам Нового Света именно на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Внешне их можно отличить по упомянутым приподнятым бакам (носовым надстройкам), а также по парусной оснастке. Мачты три, фок с прямыми, а остальные – с латинскими (косыми) парусами.

Назначение – дальние морские и трансокеанские походы.

От слова «каравелла» морфологически происходит русское слово «корабль». Оно дало название и знаменитому французскому пассажирскому авиалайнеру, очень красивому.

Клиперы

Для быстрого плавания создаются все виды кораблей. Названия судов не всегда запоминаются, но есть исключения. Скажет кто-то слово «крейсер», и тут же все вокруг подумают что-то — одни «Аврора», другие «Варяг». По поводу клиперов вариант всего один – «Катти Сарк». Это судно с длинным и узким корпусом вошло в историю по нескольким причинам, но главным и важнейшим его качеством стала скорость. Доставлять чай из Китая, быстро привозить почту в дальние колонии и выполнять особо деликатные поручения королевы было уделом клиперов и их команд. И выполняли свою работу эти суда до самого появления пароходов, а в некоторых случаях и позже.

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

Шхуны

Есть виды больших кораблей, ставших «рабочими лошадками», предназначенными для перевозки самых разнообразных грузов. Среди них особое место занимают шхуны. Это многомачтовые суда, отличающиеся тем, что не менее двух их оснасток косоугольные. Они бывают марсельными, стаксельными, бермудскими или гафельными, в зависимости от того, какие именно мачты снабжены косыми парусами. При этом нужно учитывать, что грань между двухмачтовой брамсельной или марсельной шхуной и бригантиной очень условна. Тип этот известен с XVII столетия. Наибольшего распространения он достиг в торговом американском флоте, в частности Волк Ларсен, персонаж Джека Лондона, со своей командой охотится на морских котиков именно на шхуне. По сравнению с ней другие виды кораблей труднее управляются (Если верить Дж. Лондону этот процесс доступен даже одинокому моряку). Чаще всего шхуны были двух- и трехмачтовыми, но известны случаи, когда оснастка была куда многочисленнее. Своеобразный рекорд был поставлен в 1902 году, когда на воду спустили судно с семью мачтами («Томас Даблю Лоусон», верфи Куинси).

Читайте также:  Протяженность реки рио гранде

Другие виды кораблей

Фото парусников, прибывших на международную регату со всего света, публикуется в газетах, журналах и на страницах сайтов. Такой парад – всегда событие, красота этих судов несравнима ни с чем. Барки, бригантины, корветы, фрегаты, клиперы, кэчи, яхты представляют все виды кораблей, сохранившиеся, к счастью, до наших дней. Это зрелище отвлекает от повседневности и уносит зрителя в минувшие века, полные приключений и романтики дальних странствий. Настоящий моряк должен овладеть искусством парусной навигации, так считают во многих странах и у нас в том числе. Забравшись по вантам наверх, развернув паруса и вдохнув вольный ветер моря, можно занимать свои места у современных пультов управления сухогрузов, танкеров балкеровозов и круизных лайнеров. Такому моряку смело можно доверять судьбу груза и жизни пассажиров, он не подведет.

Источник

Блог Сочи Все о яхтах и водном транспорте

География в названиях кораблей

Парусные корабли и география связаны тесными узами. С тех пор как возникла эта наука, она питалась в основном и в первую очередь сведениями, полученными от моряков парусного флота. В процессе познания мира названия обнаруженных земель и островов, завоеванных стран и народов стали появляться на бортах кораблей.

В открытие и исследование мира большой вклад внесли русские мореплаватели, особенно военные моряки. На карте Земли за 200 лет активных плаваний наших кораблей появилось более 4000 русских названий. Но это было потом, а вначале, при создании русского флота Петром I, его география была более «домашней»:

  • Финский и Ботнический заливы — на северо-западе,
  • Белое море — на севере,
  • Азовское и Каспийское моря — на юге.

Посмотрим, как же отражалась география в названиях кораблей Петра I.

Вначале это были названия судов, купленных за границей или построенных у себя. Широко представлена Англия: «Оксфорд», «Британия», «Лондон», «Стратфорд», «Портсмут», « Девоншир»,- дань «королеве морей» — стране, у которой Петр учился кораблестроению и кораблевождению. Аналогичное название «Амстердам». Из русских городов судостроительных центров всего только два: «Астрахань» и «Воронеж».

Нашли отражение в именах кораблей названии Двух русских столиц: «Москва» и «Петербург», а также название всей империи — «Россия». Среди названий много северных озер и рек: «Ладога», «Онега», «Двина», «Сясь», «Славянка», «Нева», «Тоска», «Ижора», «Охта» и др.

Очень много почетных имен кораблей, снизанных с военной географией, с победами Петра I на суше и море: «Азов», «Полтава», «Выборг», «Нарва», «Шлиссельбург», «Ревель», «Лесное», «Гянгут», «Дербент», «Гогланд». И, наконец, несколько названий русских крепостей и земель, прибалтийских н немецких городов: «Иван-город», «Кроншлот», «Ингерманланд», «Копорье», «Ямбург», «Дерпт», «Рига», «Пернов», «Фридрихштадт». Вот и вся география! Как видим, русский флот в то время еще недалеко ушел от своего дома — это Пруссия, Финляндия, Прибалтика, Дагестан и Приазовье. Окраинные земли и страны и самая далекая из них — Англия.

Хотя Петр I в начале XVIII в. и «прорубил» морское окно в Европу, русские моряки до 1769 г. редко заглядывали сквозь него дальше Дании и Швеции; иногда добирались до Англии.

О состоянии тогдашних географических сведений в русском обществе можно судить по вопросу Екатерины II, обращенному к иностранной коллегии: «Имеют ли грузинские владения порты на Каспийском или Черном море? Тифлис стоит на одних картах на Черном, на других на Каспийском, а в иных на середине земли».

Первым прорывом русских кораблей сквозь узкие ворота Английского канала было плавание Балтийской эскадры адмирала Г. А. Спиридова из Кронштадта в Средиземное море вокруг Европы (Архипелагская экспедиция, 1769 г.). По поводу этого плавания Екатерина шутила: «Гибралтар нашим морякам казался концом света». Но прошло лишь несколько лет, и география наших моряков значительно расширилась, что тотчас же нашло отражение и в названиях кораблей.

После успешных действий русского флота в Архипелаге и на Средиземном море, а также настойчивого отвоевывания земель на юге страны в именах кораблей появились турецкие и греческие названия — свидетельства плаваний, битв и побед русского флота, а также триумфов русской армии. Вот несколько названий из средиземноморской географии: «Чесма», «Санторин», «Андро», «Парос», «Ауза», «Делос», «Лемнос», «Накция» и венчает их «Архипелаг». Рядом с ними география юго-западной Украины, Валахии, Молдавии и других подвластных туркам земель, где русские войска и флот одержали боевые или дипломатические победы: «Килия», «Нагул», «Ларга», «Фокшаны», «Хотин», «Яссы», «Бухарест» и многие другие.

Читайте также:  Судаковые воблеры для реки с берега

В названиях кораблей появляются имена крупных рек, имевших большое значение для судостроения (вырубка и сплав корабельного леса), а также пограничных рек: «Днепр», «Волхов», «Двина», «Ока», «Волга», «Свирь» и другие. Прибавляются и балтийские названия, свидетельства побед вблизи северной столицы: «Красная горка», «Лифляндия», «Свеаборг», «Эзель», «Дагерорт» и др.

Такие названия, как «Витебск», «Могилев», «Полоцк», «Орша» и т. д., четко очерчивают западную границу Российской империи. Не забыты Екатериной II города-судостроительные центры «Таганрог» и «Новопавловск» на юге, «Соломбала», «Холмо-горы» и «Город Архангельск» на севере. В именах кораблей впервые стали появляться названия окраинных, малоисследованных, осваиваемых земель: «Кола», «Новая Земля», «Охотск», «Тобол», «Якутск», «Ангара» и др., а также названия дальневосточных народов: «Алеут», «Камчадал» и др.

Как видим, в названиях кораблей эпохи Екатерины II отражены все четыре страны света, куда направляла свою экспансию крепнувшая Россия.

И как бы давая понять, что русский двуглавый орел смотрит во все страны света, два больших корабля были названы «Европа» и «Азия», а два чуть поменьше «Америка» и «Африка».

Последующее 50-летие — это эпоха русских кругосветных плаваний, открытий в Океании, на Дальнем Востоке, в Антарктиде. Но это же и эпоха борьбы русского государства и народа с нашествием Наполеона и с турецким господством на Черном, Эгейском и Адриатическом морях.

И как следствие этой борьбы — множество названий кораблей, отражающих турецкую, западноевропейскую и французскую географию. Названия кораблей, как вехи, обозначали славные походы и победы Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова, Грейга, Нахимова, Паскевича и других полководцев и флотоводцев.

К середине XIX в. Черное море стало «обживаться» русским флотом. Русские военные и коммерческие суда пересекали его вдоль и поперек, замелькали названия причерноморских стран, земель, рек, заливов, городов, поселков, портов и крепостей. Эти названия получали суда более низких рангов: пароходы, транспорты, шхуны и яхты. Вот типичные из них: «Колхида», «Бессарабия», «Бердянск», «Таганрог», «Казбек», «Тамань», «Прут», «Дунай», «Редут-Кале», «Эльбрус», «Аю-Даг», «Новороссийск», «Пицунда», «Салгир», «Туапсе», «Ореанда», «Алупка», «Лиман», «Буг», «Ингул», «Днепр», «Рени», «Одесса» и др.

Расширилась география названий и на Каспийском море. Здесь, помимо названий местностей и городов, кораблям стали давать названия покоренных народов: «Татарин», «Лезгин», «Киргиз», «Калмык». Аналогичные имена появились и у кораблей Беломорской и Сибирской флотилий: «Самоед», «Манжур», «Японец» и др. География названий достигла крайних восточных рубежей России — «Камчатка», «Колыма». Транспорты «Каледония» и «Америка» — некогда названия гордых линейных кораблей.

Только в одном Черноморском флоте с 1775 по 1860 г. использовано 230 географических названий.

Имена кораблей, а вместе с ними и их история, перешли на географические и морские карты мира. И в эпоху Великих географических открытий и в более позднее время исследований земли и океана моряки открывали новые берега, земли, острова и мели. Многим из них присваивалось имя своего судна. Так, столица Камчатки, город и порт Петропавловск обязаны своим именем названию судов второй экспедиции В. Беринга — «Св. Петр» и «Св. Павел». На карте мира есть и другие города, названия которых связаны с судами.

Особенно много различных названий на морских картах, связанных с именами судов, присвоено островам, мелям, банкам, рифам, мысам, камням и другим географическим объектам. Есть среди них немало и названий русских судов. Русские моряки во второй половине прошлого века совершили несколько десятков кругосветных плаваний, в результате которых названия русских судов заполнили морские карты мира. В 1970 г. на морских картах насчитывалось 112 названий русских судов, среди них, например, атолл Суворова в Тихом океане, залив Америка в Японском море, пролив и остров Аскольд в Японском море и многие другие.

*Научно-Популярное издание — 1989 г. Юрий Семенович Крючков «Имя на Борту»

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24