Крупнейший речной порт ссср осетрово на реке лена

Порт Осетрово — ворота Якутии

Автор — Леонид Васильевич Багров. Глава книги «Река – моё призвание».
Осетрово, крупнейший речной порт нашей страны, расположен на Верхней Лене в северной части Иркутской области, в точке пересечения БАМа и реки Лены. По образному выражению сибиряков, порт Осетрово — ворота Якутии, и он, действительно, являлся многие десятилетия воротами на Крайний Север — богатейший регион не только Якутии, но и ряда районов Иркутской и Магаданской областей и даже Красноярского края. Начало порту положил приход к берегам Лены в районе поселка Усть-Кут железной дороги в 1957 году. Речная пристань Усть-Кут функционировала еще в XIX веке, когда золотоискатели и русские купцы ринулись за богатствами северных недр, пушниной, ценными породами рыбы, в изобилии водившейся в реках, текущих, как и Лена, к берегам Северного Ледовитого океана (Колыма, Яна, Индигирка, Оленек, Анабар).

Вся страна (я имею в виду СССР) отгружала полный набор материально-технических и продовольственных грузов, как говорили, «от иголки до экскаватора». Нескончаемый поток вагонов перерабатывали две железнодорожные станции — Усть-Кут и Лена. На Братском отделении Восточно-Сибирской дороги, от Вихоревки до Осетрово, подчас скапливалось до 5000 вагонов, и хотя ежесуточная разгрузка достигала 500 вагонов с сухими грузами и цистерн с нефтеналивом, напряжение в этом транспортном узле не спадало, что вызывало бесконечные визиты в Осетрово транспортных руководителей, членов правительства СССР и РСФСР и даже многих членов Политбюро ЦК КПСС. Естественно, мы, руководители Минречфлота РСФСР, совместно с заместителями министра путей сообщения, с мая по октябрь практически ежемесячно рассматривали конфликтные ситуации, неизбежно возникавшие при такой нагрузке на порт.
Порт и припортовые станции беспрерывно строились, расширяя свои производственные мощности: ежегодно вводились в эксплуатацию новые причалы с подъездными путями, открытые складские площадки для хранения и накопления судовых партий труб, железобетона, авто- и сельхозтехники, землеройных и добычных машин, а также разного рода крытые склады для промтоваров, склады-холодильники, особые склады для химических грузов и взрывчатых материалов и т.д. Транспортные строители безвыездно трудились там целыми строительно-монтажными поездами, специализирующимися по видам работ — по сооружению причалов, по укладке подъездных и подкрановых путей, общестроительным работам по сооружению жилья, клубов и других объектов инфраструктуры.

За период 1970–1990 годов были в основном завершены капитальные работы по созданию отдельных портовых комплексов — Первого грузового района, Второго грузового района, Восточного грузового порта и нефтебазы. В комплекс, как правило, входили: вертикальная причальная стенка с портальными кранами, подъездные железнодорожные пути и универсальные (или специализированные) складские площади, способные вместить до 500 тысяч тонн генеральных и нефтеналивных грузов. В пиковые периоды работ, особенно в третьей декаде каждого месяца, под погрузкой и выгрузкой одновременно находилось более 40 грузовых судов. Сформированные из груженых барж караваны отправлялись из порта на Север по часовому графику, каждые 45–50 минут — чаще было нельзя из-за необходимости соблюдать безопасные интервалы между караванами. Река Лена между Осетрово и Киренском напоминала оживленную московскую трассу с двусторонним движением.
Поднявшись на сопку, возвышавшуюся над портом и городом, можно было увидеть, как, подобно гигантскому крабу, живет этот огромный портовый механизм с его сотнями вагонов и тепловозов, портальных и автокранов, больших и малых грузовых судов, рейдовых буксиров и бесчисленным количеством внутрипортовой техники.
Все эти работавшие на достижение одной цели машины и механизмы должны были вписаться в продуманную до мелочей технологию перегрузочного процесса: вовремя, в нужном объеме и месте груз принять, передать, погрузить, выгрузить, сосчитать, оформить и отправить по назначению на Крайний Север. Коллектив Осетровского порта, а это более 3000 человек, под руководством энергичных и талантливых руководителей, сумевших разработать эту технологию, обеспечивал выполнение государственных заданий по приему, перегрузке и отправке рекой всего необходимого для нормальной жизни и работы в далеко не уютных районах Крайнего Севера.
Среди них особенно выделялись Василий Максимович Дубровский и Иван Федосеевич Мостовой. Эти две фамилии гремели по всей приленской тайге и заполярной тундре, ибо именно от них во многом зависело, сумеют ли коллективы портовиков и экипажи транспортного флота успеть доставить за короткую летнюю навигацию все нужное для жизни на севере. Кадровой рабочей силы на такие объемы работ, конечно, не хватало. Организованный в европейской части страны набор работников для этого региона обеспечивал, как правило, лишь неквалифицированный персонал. Приходилось работать с так называемым спецконтингентом — условно и досрочно освобожденными, бригадами из числа осужденных и отбывавших сроки в сибирских краях. И ведь справлялись, успевали обучить всех портовым работам, разместить в приличном жилье и включить в производственный процесс.

Читайте также:  Где находится река замбези материк

Особо хочу сказать об Иване Федосеевиче Мостовом. Еще студентом Новосибирского института инженеров водного транспорта он не только изучал, но и участвовал в разработке новых технологий перегрузки грузов из вагонов в суда на причалах Осетровского порта. Получив назначение в этот порт, он сразу выдвинулся в лидеры — сначала был сменным помощником на причале, затем начальником грузового района, буквально через две навигации дорос до заместителя начальника порта, а с 1971 года — до руководителя порта.

Мне приходилось ежегодно бывать в Осетровском порту с поручениями министра и коллегии Минречфлота, встречаться с железнодорожниками, партийными и советскими руководителями Иркутской области и Якутской АССР, которые высоко оценивали работу порта и пароходства в целом. И.Ф. Мостовой внес много нового в технологические схемы разгрузки вагонов, размещения грузов на складах и трюмах судов, пакетирования тарно-штучных и даже непакетопригодных грузов, что обеспечивало солидную экономию. Правительство РСФСР за комплекс мероприятий по совершенствованию технологии перегрузки трудоемких грузов из железнодорожных вагонов в речные суда удостоило И.Ф. Мостового и его соратников премии Совета Министров РСФСР.

Напряженный творческий труд, конечно, не только приносил огромное удовлетворение, но и отразился на состоянии его здоровья. Прямо на работе, после очередного диспетчерского совещания с ним случился сердечный приступ. После выздоровления коллегия Минречфлота РСФСР рекомендовала ему сменить работу и выдвинула его кандидатуру на пост руководителя Главного управления речного транспорта Молдавской ССР, где он успешно проработал около 5 лет. Но малые объемы перевозок на Днестре его не удовлетворяли, и по согласованию с ЦК КПСС и Ростовским обкомом КПСС И.Ф. Мостовой был утвержден в должности начальника Волго-Донского речного пароходства — одного из важнейших в европейской части страны.

Нельзя не упомянуть о присвоении И.Ф. Мостовому воинского звания вице-адмирала Военно-Морского Флота России. Дело в том, что в те годы в Азово-Черноморском бассейне работали на заграничных перевозках теплоходы смешанного
«река–море» плавания шести речных пароходств: Волжского, Северо-Западного, Беломоро-Онежского, Западного, Волго-Донского и Волготанкера, которые зачастую по-разному трактовали свои задачи во время участия в оборонных мероприятиях, которые регулярно проводились под патронажем Главкома Военно-Морского Флота страны, дважды Героя Советского Союза Адмирала Флота СССР С.Г. Горшкова. Он и предложил Минречфлоту назначить, по согласованию со штабом ВМФ страны, единого координатора этого направления деятельности шести речных пароходств. Выбор пал на Волго-Донское пароходство, расположенное ближе к штабу флота в Севастополе. Членом военного совета Черноморского флота (с присвоением ему звания вице-адмирала ВМФ СССР) был утвержден И.Ф. Мостовой. Сейчас И.Ф. Мостовой на заслуженном отдыхе, живет с супругой Надеждой Филипповной и внуками в Ростове-на-Дону, выращивает отличный виноград, и могу с уверенностью утверждать — он у него не пропадает.

Читайте также:  Деревни нижегородской области на реке волга

Источник

Осетрово (порт)

1,6 млн тонн,
18 тыс. пассажиров

ОАО,
доля государства — 51 %

самоходный (47 ед.),
несамоходный (44 ед.),
плавучие краны (4 ед.)

Ленский транспортный узел

Осетровский речной порт
Осетрово
местонахождение
Дополнительные сведения
наличие собственного флота
56.785 , 105.768611 56°47′06″ с. ш. 105°46′07″ в. д.  /  56.785° с. ш. 105.768611° в. д. (G) (O)

Осетро́во, Осетро́вский речно́й по́рт — речной порт (до 1958 г. — пристань Осетрово) на реке Лене, крупнейший речной порт в СССР и России [1] . Расположен в городе Усть-Куте Иркутской области преимущественно на левом берегу (кроме ремонтно-эксплуатационной базы).

Общая протяжённость грузовых причалов свыше 1500 м. Располагает значительной крытой складской площадью. Имеется пассажирский вокзал. Порт награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971).

Содержание

Расположение

Осетровский речной порт расположен в городе Усть-Куте Иркутской области на левом берегу реки Лены (кроме РЭБ).

Работает в едином технологическом процессе со станцией Лена (Усть-Кут).

Описание

Период навигации, обусловленный резко континентальным климатом, составляет 125—170 суток [1] . Годовой объём грузооборота — 600 тыс. тонн. Мощности предприятия позволяют перевезти за одну навигацию 18 тысяч пассажиров и 1700000 тонн груза.

Общая протяжённость грузовых причалов превышает 1500 м. На 2009 год мощности распределены по двум районам:

  • Западный грузовой район — специализируется на переработке технических грузов, тяжеловесов массой до 160 т (грузоподъёмность крупнейшего в порту крана «Деррик»), металлолома, леса.
  • Северный грузовой район — специализируется на перегрузке среднетоннажных и крупнотоннажных контейнеров.

Имеет в распоряжении собственный флот

  • 7 ед. — самоходный;
  • 14 ед. — несамоходный;
  • 4 плавучих крана.

Имеет развитую железнодорожную инфраструктуру, ремонтно-эксплуатационную базу флота. В распоряжении находятся причалы, крытые и открытые склады, плавучие и портальные краны, автопогрузчики, перегружатели.

Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалово, вниз — до посёлка Пеледуй (с 2009). Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье», а также прогулочными судами.

Для обслуживания пассажиров в центре города имеется речной вокзал «Осетрово» (в обиходной речи в Усть-Куте также встречается «водный вокзал»).

Значение

Осетрово — единственный объект Ленского бассейна, сообщающийся с железной дорогой, вследствие чего его называют «воротами на север».

Основная роль порта — обслуживание северного завоза. В 1970—80-х годах обеспечивал перевалку и отправление речным транспортом до 80 % грузов, предназначенных для северных районов Иркутской области, Якутии и прибрежных арктических районов от Хатанги до Колымы.

В 2006—2009 годах стал основным местом перевалки грузов для строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» на участках, проходивших по территориям Иркутской области и Якутии.

Порт города Усть-Кута является предприятием, обеспечивающим работой около 1 тысячи человек.

Большую социальную значимость имеют пассажирские перевозки через Осетрово из-за полного отсутствия иных путей сообщения на участках Жигалово — Усть-Кут (выше по течению) и Алексеевск — Пеледуй (ниже).

История

Пристань Осетрово была основана в 1929 году на базе пристани Усть-Кут. Последняя, хоть и носила название села Усть-Кут, на самом деле находилась в 7 км от одноимённого села ниже по течению реки — в селе Осетрове. Недоразумение было исправлено при основании новой пристани. Однако в 1954 году село было присоединено к Усть-Куту, ставшему городом, при этом название пристани сохранилось.

Читайте также:  От чего происходит название реки ока

В 1930 году объём перевозимых через пристань грузов составил 10 тысяч тонн. Грузы в Осетрово доставлялись преимущественно санным путём с Ангары либо на малогабаритных судах с верховьев Лены. Перегрузка велась вручную при помощи тележек. К 1940 году грузооборот вырос в 4 раза и составил 41 тысячу тонн.

Очередной этап развития порта был предопределен строительством железнодорожного участка Тайшет — Лена (см. БАМ). Осетрово стало единственным местом на Лене, где возможна перевалка грузов с железной дороги на речные суда, и остаётся им до сегодняшнего дня.

В конце 1950 года было начато строительство новых портовых объектов. Ключевыми задачами порта стали: перевалка и перегрузка с железной дороги и обратно; транспортировка и получение грузов местного значения; букировка речных судов и пассажирские перевозки. В 1951 году в порт был доставлен первый портальный кран. В 1954 году территория порта вошла в состав вновь образованного города Усть-Кута.

В 1957 году основана Осетровская РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) флота, построен второй грузовой район [2] .

4 августа 1958 года пристань Осетрово переименована в Осетровский речной порт Ленского пароходства. В 1962 году отстроен Центральный грузовой район, сдано в эксплуатацию здание речного вокзала [2] . В 1970 завершено строительство Западного грузового района. В эти годы порт имел уже около 100 портовых кранов и стал крупнейшим в СССР. С 1964 года речной порт и железнодорожная станция Лена работают в едином технологическом процессе.

В 1971 году порт награждён орденом Трудового Красного Знамени. Грузооборот порта в течение предыдущих 20 лет возрос в 20 раз [1] .

В 1980-е годы порт продолжает развиваться, внедряются новые технологии, появляются новые грузовые районы.

В 1993 порт был акционирован, на его базе создано ОАО «Осетровский речной порт». Общий экономический упадок в стране сказался и на его работе. В 1990-х — начале 2000-х годов упал грузооборот, на предприятии были нередки задержки заработной платы, а местные СМИ сообщали об опасности рейдерских захватов и угрозе банкротства порта.

До конца 1990-х годов порт состоял из пяти грузовых районов, сложившихся естественным образом из-за специфики переваливаемых и отружаемых грузов: центрального, западного, восточного, северного и Ленского. В 1998—1999 годах по решению руководства ОАО «Осетровский речной порт» произошло укрупнение грузовых районов в целях экономии.

Осенью 2009 года прекратилась процедура банкротства [3] , проводившаяся в отношение порта в течение 2000-х.

Экономика

Информация в этом разделе устарела.

Осетровский речной порт является акционерным обществом. Контрольным пакетом (51 %) владеет государство [4] .

28 октября 2009 года была завершена процедура банкротства в отношении ОАО «Осетровский речной порт». Кредиторам выплачено более 92 млн рублей основного долга, а также 86,6 млн рублей пени и штрафов. На сегодняшний день предприятие полностью рассчиталось с долгами. Заработная плата и налоги отчисляются своевременно [4] .

Предположительная дата очередного собрания акционеров и выборов генерального директора — март 2010.

Грузовые перевозки

По итогам навигации 2009 года план грузоперевалки по отношению к 2008 году выполнен на 115 %. Отгружено на воду 614 тыс. тонн грузов. Ожидают отправки железной дорогой 5 тысяч тонн.

Собственным флотом порта в 2009 году перевезено 173,3 тыс. тонн грузов (также выше прошлогодних показателей).

Пассажирские перевозки

По итогам навигации 2009 года через порт перевезено 15 300 человек.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24