Архип Куинджи Ладожское озеро
Архип Куинджи.Ладожское озеро. 1873г Холст, масло. 79,5 ; 62,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина «Ладожское озеро» вошла в трилогию художника о северной природе, к которой также относятся картины «На острове Валааме» (1873) и «Север» (1879)[7].
Летом 1872 года Архип Иванович отправляется на Валаам. Сразу после венчания с гречанкой русского происхождения Верой Шаповаловой (Кетчерджи).
Выбор место для свадебного путешествия был, конечно же, продиктован художественными стремлениями новоиспечённого супруга – многие пейзажисты того времени воспевали Валаам, посвящая острову замечательные картины. Пришла очередь и Куинджи отправится за своей порцией вдохновения в этот уединённый живописный уголок.
Вернувшись из поездки, мастер создаёт удивительную картину — «Ладожское озеро». Пейзажиста очень привлекал северный край. Голые каменистые просторы отличались величавостью и спокойствием в обрамлении прозрачной воды холодного озера.
Ракурс живописец выбрал очень удачный, чтобы суметь всё ухватить. Здесь и берег в валунах да камешках, и тёмная вода, и, конечно, же грандиозное небо, ведь без него сложно представить себе картину кисти Куинджи.
Самым любопытным моментом в картине, сразу же привлекающим внимание зрителя, являются каменистое дно, которое просвечивается сквозь воду. Очень интересный и красивый приём. И именно с этим удивительным изображением камней через призму прозрачной озёрной воды, связан большой скандал, который разжёг темпераментый и эмоциональный Куинджи.
На картине изображён песчано-каменистый берег озера, прибрежные камни постепенно уходят под прозрачную воду и живописно просвечивают сквозь неё. На озере видна лодка с рыбаками, а вдали белеет парус другой лодки. Линия горизонта находится довольно низко, примерно две трети картины занимает небо с облаками.
С этой картиной также связана следующая история. В 1883 году Куинджи обвинил в плагиате художника-мариниста Руфина Судковского (1850—1885), который был его соседом по квартире в то время, когда создавалось «Ладожское озеро».
Куинджи заявил, что картина Судковского «Мёртвый штиль» скопирована с его картины «Ладожское озеро». Заявление Куинджи было поддержано некоторыми художниками (Иваном Крамским, Василием Максимовым, Ефимом Волковым и Ильёй Репиным), которые написали письмо в газету «Новое время», утверждая, что картина Судковского «прямо заимствована» у Куинджи. С другой стороны, были и те, кто вступились за Судковского.
Мы восхищаемся невероятным озером, синим от собственной глубины и тёмным от сгущающихся над ним туч, по которому одинаково мерно двигаются и парусник, и простое судёнышко. Как же не впитать в себя красоту этих бескрайних просторов, необычайную прозрачность воздуха, выписанных в холодных тонах, которые делают этот сюжет отстранённо-величавым и сакрально-одиноким…как и сам Валаам…
Источник
Ладожское озеро (картина Куинджи)
«Ладожское озеро» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1873 году (по другим данным, в 1870 или 1871 году). Картина является частью собрания Государственного Русского музея (инв. ЖБ-843). Размер картины — 79,5 × 62,5 см.
История и описание
Картина «Ладожское озеро» вошла в трилогию художника о северной природе, к которой также относятся картины «На острове Валааме» (1873) и «Север» (1879).
Картина «Ладожское озеро» была написана во время одной из поездок Куинджи на остров Валаам, находящийся на Ладожском озере. Куинджи привлекала суровая живописность северной природы — скалистые берега, лесные чащи и прозрачная озёрная вода. На картине изображён песчано-каменистый берег озера, прибрежные камни постепенно уходят под прозрачную воду и живописно просвечивают сквозь неё. На озере видна лодка с рыбаками, а вдали белеет парус другой лодки. Линия горизонта находится довольно низко, примерно две трети картины занимает небо с облаками.
С этой картиной также связана следующая история. В 1883 году Куинджи обвинил в плагиате художника-мариниста Руфина Судковского (1850—1885), который был его соседом по квартире в то время, когда создавалось «Ладожское озеро». Куинджи заявил, что картина Судковского «Мёртвый штиль» скопирована с его картины «Ладожское озеро». Заявление Куинджи было поддержано некоторыми художниками (Иваном Крамским, Василием Максимовым, Ефимом Волковым и Ильёй Репиным), которые написали письмо в газету «Новое время», утверждая, что картина Судковского «прямо заимствована» у Куинджи. С другой стороны, были и те, кто вступились за Судковского.
Источник
Куинджи ладожское озеро где находится
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
Ладожское озеро
Пост. в 1930 из Общества им. А. И. Куинджи, Ленинград
Куинджи неоднократно варьировал найденные им и не встречавшиеся ранее в русском искусстве мотивы, привлекавшие его, прежде всего, красочным своеобразием природы. О том, какое значение придавал он своим живописным находкам, свидетельствует история, связанная с картиной „Ладожское озеро“. В этом произведении тонко запечатлен момент штилевой тишины перед грозой, нависшей над величественным озером, когда недвижная вода так прозрачна, что виден каждый камень на дне.
Появившаяся в 1883 году картина Р. Г. Судковского „Тишь на море“, где повторялся тот же впервые открытый Куинджи эффект прозрачной воды, была оценена в одной из статей как новое слово в искусстве. Это заставило Куинджи настоять на публикации опровержения. Для наглядности художник разыскал владельца картины и свез к нему издателя газеты „Новое время“ А. С. Суворина, поместившего в тот же день заметку, подтверждающую, что „первенство в обработке мотива действительно принадлежит г. Куинджи Он говорил, – пишет далее Суворин, – что заимствования в живописи всего легче, труден первый шаг Надо много и долго работать, прежде чем найдешь надлежащие краски, прежде чем сумеешь выразить то, что существенно в природе . Таким образом, один действительно творит двигает искусство, другой идет следом“ .
В этих словах Куинджи, глубоко и серьезно работавшего над каждым своим произведением, добивавшегося благодаря исключительной наблюдательности и точному видению градаций цвета максимального приближения к реально существующим краскам природы, чувствуется окрепшее у художника с годами осознание своих новаторских возможностей.
Куинджи любил „Ладожское озеро“, которое он выкупил у владельца, и оно украшало его квартиру. Произведение отличают цельность и насыщенность цвета, определяющего эмоциональное и смысловое содержание образа. Написанное в сизо-серой гамме, затянутое у горизонта сплошными темными тучами, голубеющее вверху небо гармонически связано с темной синевой отражающей его воды, разработанной у берега в тонкой гамме серо-зеленого. Убедительно переданное состояние напряженной тишины усиливает поэтичность образа. В этом плане интересно замечание Крамского в письме Суворину: « прошу Вас мысленно выбросить из картины Судковского вот это: „Ах, камни в воде!“, и Вы увидите, что картина исчезла потому, что то, что осталось, – более чем ординарно. Выбросьте эту же прелестную саму по себе деталь из картины Куинджи – и Вы все-таки почувствуете какой-то величавый мотив. Точно музыка».
Общий лирико-романтический строй произведения, трактовка неба с клубящимися в вышине облаками, написанными тонкими переходами тонов, – все это заставляет вспомнить пейзажи Ф. А. Васильева. Это редкий случай близости двух выдающихся мастеров романтического пейзажа, каждый из которых шел своим особым путем. Если Васильеву были свойственны взволнованные лирические интонации, то Куинджи оказались органичнее эпические ноты. Изображение просвечивающих сквозь воду камней у песчаного каменистого берега встречается и в поздних этюдах мастера, где он достигает большего цветового обобщения.
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 8-9.
Источник
Ладожское озеро картина Куинджи
«Ладожское озеро» — известная картина великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи (1841/1842—1910). Картина была написана в 1873 году. Холст, масло. Размеры: 79,5 × 62,5 см. Находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург. На картине, как уже понятно из названия, изображён пейзаж Ладожского озера. Куинджи написал картину во время поездки на остров Валаам. «Ладожское озеро» входит в серию работ Куинджи, посвящённых северной природе. В трилогию серии входят, помимо данной работы, также картины «На острове Валааме» и «Север».
На картине Архип Куинджи изобразил пейзаж суровой северной природы. Каменистый берег Ладожского озера постепенно уходит в воду. Помимо камней, на берегу можно увидеть несколько обломков брёвен. Камни красиво просвечивают сквозь прозрачные воды озера. Пейзаж довольно скудный, но при этом невероятно красивый и впечатляющий. Его грандиозность подчёркивают небо и облака. Специально для того, чтобы изобразить всю мощь неба, Куинджи изобразил низкий горизонт, а две трети всей картины отдал именно небу и облакам. Помимо северной природы, живописец также изобразил и морские судна. Здесь мы можем увидеть лодку рыбаков, а также парус ещё одной лодки вдалеке.
Архип Иванович Куинджи является признанным пейзажистом, превзойти мастерство которого очень сложно. Гениальность этого художника заключалась не только в том, что он мог писать красивые и реалистичные пейзажи. Любой более-менее талантливый и опытный художник может изобразить пейзаж с такой же реалистичностью. Ценность его картин заключается в том, что Куинджи очень тонко чувствовал свет, атмосферу, настроение окружающей среды. Удивительным образом он переносил свои ощущения на картину, так что зритель явственно может почувствовать спокойствие природы или возбуждение от разыгравшейся непогоды, запахи трав или звуки моря, шелест листвы, пение птиц в роще. Именно благодаря своей способности чувствовать характер и настроение окружающей среды его картины сегодня считаются настоящими шедеврами русской и мировой живописи. Сам Архип Иванович Куинджи считается одним из величайших живописцев, имя которого навсегда вписано золотыми буквами в историю мирового искусства.
Картина «Ладожское озеро» Куинджи
Любите проводить время интересно и познавательно? «НаВыставке» — всё про выставки России на ближайшие даты. Заходите на сайт, чтобы всегда быть в курсе предстоящих мероприятий.
Источник
Архип Куинджи. Ладожское озеро
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валааме» (1873). Эти пейзажи стоят на перепутье реалистического освоения природы и остаточного влияния романтико-академической стилистики.
По замечанию Константина Кавелина, этика — это «гигиена духа». Из такого убеждения проистекало нравственное вдохновение русского пейзажа, в том числе и пейзажей Куинджи.
О картине «На острове Валааме» Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». С живописной точки зрения картина безупречна. Ее образ вливается в поток сумеречных пейзажей, так характерных для саврасовско-васильевского направления, с единственной, но существенной оговоркой: образ лишен саврасовской душевности. Он скорее драматичен, нежели лиричен. Положение этой картины в русском пейзаже особенное. Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом.
В «Ладожском озере» отчетливая дань романтическому восприятию сказалась в искусственно высветленном, словно невидимым грозовым светом, переднем плане. Художник остался доволен картиной. Будучи проданной с выставки частному лицу, она могла бы затеряться. Но Куинджи спустя год выкупил ее у владельца. Полотно находилось в мастерской художника до его кончины. Картина действительно была хороша. Куинджи преодолел в ней перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков. Пейзаж исполнен изящно: тонкие световые оттенки, живописная цельность тонового письма снимают световые контрасты, сообщающие, как правило, драматическое ощущение.
Александр Пушкин.
Пора, мой друг, пopa…
1834.
Пора, мой друг, пopa! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
С картиной «Ладожское озеро» произошла удивительная и показательная история. Через 10 лет после ее создания, художник Судковский пишет картину «Мертвый штиль», где будет повторен найденный Куинджи мотив просвечивающегося сквозь воду каменистого дна. Разгневанный Куинджи настоял, чтобы А.С. Суворин, известный журналист и издатель, написал статью о защите авторского права. Хотя в своих общественных воззрениях Куинджи и был идеалистом, мечтающим преобразовать жизнь на началах братства и взаимопомощи, но, когда сталкивался с проявлениями несправедливости, он становился твердым и непреклонным.
Вот как описывает эту ситуацию М.П.Неведомский, современник и первый биограф А.И.Куинджи:
«Ладожское озеро» — это мотивов северной природы, где художник, передавая впечатление величаво-сурового покоя и тишины, между прочим, старается овладеть эффектом каменистого дна озера, просвечивающего сквозь воду.
По поводу этой вещи позднее, в 1883 году, разыгрался эпизод, в то время поднявший изрядный шум в художественном мире. Этот эпизод может быть образчиком той страстности, которой всегда был преисполнен Куинджи. В тот год, когда писалось «Ладожское озеро», соседом по квартире с Архипом Ивановичем был маринист Судковский. Лет через десять Судковский выставил картину «Мертвый штиль», где повторялся найденный Куинджи мотив просвечивающего сквозь воду каменистого дна… Куинджи объявил ее плагиатом. Он разошелся с Судковским, с которым до тех пор дружил, и настоял на том, чтобы Суворин (в газете которого появилась статья Вагнера, ставившая картину Судковского «рядом с лучшими произведениями Куинджи») написал статью в защиту авторского права на художественное открытие. Он даже свозил в этих видах Суворина на квартиру к собственнику картины (которому она, к слову сказать, досталась всего за 100 рублей)…
Другие газеты выступили на защиту Судковского. Художники Крамской, Максимов, Волков, Репин напечатали в «Новом времени» письмо в редакцию с заявлением, что картина Судковского «прямо заимствована» у Куинджи…
По существу, Куинджи мог быть и правым. Но во всей этой истории, в той горячности, с которою он отстаивал свое «первенство», сказался, конечно, прежде всего присущий ему «неистовый» темперамент.
В 1885 году Николай Мурашко устроил Судковскому выставку в Киеве. Выставка прошла тихо, работ продалось мало. Позже Мурашко в своей книге напишет: «Посетил Всемирную выставку в Антверпене, где экспозиция картин Судковского прошла с большим успехом, а одна из работ была оценена и приобретена за вдвое большую цену, чем за нее предлагали в Киеве».
Источник