Лебединое озеро балет одилия

Одетта и Одиллия

Содержание

Одетта

Одетта — главная героиня [1] балета «Лебединое озеро» (нем. Schwanensee ) на музыку П. И. Чайковского [2] , созданного по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной принцессе, превращённой в белого лебедя колдуном — рыцарем Ротбартом (нем. Von Rothbart ), которую спасает принц Зигфрид (нем. Siegfried ).

Чары Злого Гения действуют днём, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей (англ. The Swan Queen ). По легенде, слёзы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклинание может сломать только верная любовь молодого человека, но, если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем. Во время охоты на озере молодой принц (англ. Prince Siegfried ) увидел магическое преображение лебедя в девушку и без памяти влюбился, поражённый неземной красотой. Одетта рассказывает ему свою историю, он клянётся в вечной любви и приглашает в свой замок на королевский бал, чтобы представить матери, владетельной принцессе, как свою невесту. Всю ночь они мечтают и танцуют, пока рассвет не превращает Одетту в лебедя.

Владетельная принцесса, мать Зигфрида устроила бал в своём замке, на который пригласила невест для своего сына, влюблённого в прекрасного белого лебедя… Самые первые красавицы танцуют перед ним. В балете происходит чередование танцев: Невест, Друзей принца, Испанской, Неаполитанской, Венгерской принцесс; Мазурки и конечно же вариации обаятельного шута.

У Петра Ильича Чайковского в каждом номере звучит музыкальное соло. Например, в танце Русской принцессы — тема играется на скрипке, иногда в концертном исполнении номера эту тему играет виолончель.

Партию Одетты и белое адажио может исполнять только прима-балерина (фр. Étoile ), обладающая чистотой линий и возвышенностью образа. В роли Одетты блистали Диана Вишнёва, Галина Уланова, Ульяна Лопаткина , Сильви Гиллем (фр. Sylvie Guillem ), Елена Рябинкина, Светлана Захарова и Наталья Макарова [3] [4]

Одиллия

Начало Второго акта, выход Одиллии и Ротбардта

Одиллия — персонаж в балете «Лебединое озеро». Дочь злого волшебника Ротбардта Одиллия в образе чёрного лебедя обольщает принца Зигфрида, притворившись Одеттой, и он признаётся ей в любви. В этот момент Одетта бьёт крылом в окно замка (столь ответственную партию дублёрши Одетты обычно доверяют артистке кордебалета). Ротбардт ликует, Одиллия злобно смеётся, Зигфрид устремляется к озеру. [5] Конец второго акта [1].

Источник

Жемчужины балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского

04.03.2017 Оставьте комментарий Просмотры: 29 735

“Лебединое озеро”. Балет-симфония

Первая премьера “Лебединого озера”

В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов.

И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха. Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности

В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.

Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.

В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе

В 1877 году в Большом театре состоялась премьера «Лебединого озера». За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным.

Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.

Главные персонажи балета “Лебединое озеро”

Расцвет

Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 году петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто.

Мариус Петипа и Лев Иванов

Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.

В 1901 году «Лебединое озеро» было вновь поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей.

Александр Горский

С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.

Читайте также:  Кемпинг на озере тургояк 2021

Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.

Классическая версия балета “Лебединое озеро” состоит из двух действий и четырех картин

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

«Белое» адажио

Зигфрид, Одетта, кордебалет

Адажио (итал. adagio, «медленно», «спокойно») — танцевальная композиция, исполняемая в медленном темпе, одна из важнейших в сюжете балета.

Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.

Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.

Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.

“Лебединое озеро”. “Белое» адажио”

Помимо хореографических нововведений, Лев Иванов реформировал и сам балетный костюм, избавив всех «лебедей» от прикреплённых к спине декоративных крыльев, с которыми они выступали в первой версии балета. Лебединая грация и стать с тех пор выражается исключительно в танце и лишь напоминает движения птиц, не копируя их.

Одетта. Художник – Валерий Косоруков

В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.

Балетная фигура, наиболее часто встречающаяся в этом адажио, — арабеск (фр. arabesque, «арабский»).

Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

Танцы лебедей и вариация Одетты

Одетта, кордебалет

Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.

“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты

Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.

При этом каждый танец может существовать сам по себе.

Лебеди маленькие и большие

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год

Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.

Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.

Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров

«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.

Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.

Одетта

Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год

Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.

В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.

Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.

“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III

«Чёрное» па-де-де

Зигфрид и Одиллия

Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.

Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год

Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.

Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.

До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.

“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де

Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.

Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.

Структура па-де-де

32 фуэте Одиллии

Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.

Читайте также:  Сдам квартиру медвежьи озера

В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.

В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».

В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.

“Лебединое озеро”. Балет-символ

К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает уже 140 лет. Лучшие традиции хореографической школы сохраняются, хотя каждый хореограф старается найти собственный подход к постановке.

Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.

Редактор Анастасия Троянова
Дизайнер Денис Запорожан
Иллюстратор Лера Базанкова
Анимация Алексей Дроздов
Программист Андрей Богачёв
Руководитель Александр Вершинин
Арт-директор Антон Степанов

Источник

Доклад «Одетта и Одиллия из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского»

Павлова Анастасия , студентка 1 курса ОССИ

Научный руководитель – Давлетова Розалия Рашитовна,

музыковед, преподаватель-методист, зам.директора по УР,

Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова

отличник культуры РС (Я)

Одетта и Одиллия из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского

Цель нашей работы: дать характеристику образов главных героинь балета «Лебединое озеро» Одетты и Одиллии.

— познакомиться с характеристикой балетного творчества композитора;

— Изучить историю создания, сюжет, драматургию балета «Лебединое озеро»;

— проанализировать балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского;

— дать характеристику главным героиням – Одетте и Одиллии.

— изучение теоретического материала;

— анализ музыкального произведения;

— обобщение изученного материала.

В работе были использованы труды таких авторов-музыковедов, как Розанова Ю., Цуккерман В., Альшванг А., Асафьев Б., Слонимский Ю.

Петр Ильич Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни.

В области балетной музыки Петр Ильич выступил как реформатор, превратив ее из подчиненного, вспомогательного элемента, который служил только сопровождением для танца, в сложный одухотворенный танец, выражающий различные психологические состояния в их развитии, движении, многообразии степеней и оттенков. П.И. Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику.

Первый балет Чайковского «Лебединое озеро» очертил границу между двумя эпохами в истории балетного искусства – уходящим веком романтического «большого балета» и новой эпохой симфонизации балета, насыщения его сквозным музыкально-сюжетным развитием. В сущности, композитор преобразовал традиционный «дивертисментный» балет, преобразив этот жанр мастерством зрелого композитора-симфониста.

Известный французский балетмейстер М. Петипа [1] и Л. Иванов [2] создали хореографическую интерпретацию этого произведения, сохранив в нем черты традиции романтического балета, и придав ему новый облик. Уникальное явление русской художественной культуры, «Лебединое озеро» собрало и впитало наследие балета 19 века и во многом определило развитие балетного искусства 20 века.

В основу сюжета «Лебединое озеро» легла старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе, превращенной злым волшебником в лебедя

Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора.

15 января 1895 г. в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась премьера, балета.

Создавая образы своих балетов Чайковский с мастерством художника-психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и реалистически отражает его в музыке; средствами своего искусства он раскрывает душевную жизнь людей и создает обобщенные образы героев, типичных для своей эпохи. Одними из таких запоминающихся ярких образов являются Одетта и Одиллия.

Одетта – главная героиня балета – зачарованная, трогательная и поэтическая девушка. Добрая фея Одетта живет на берегу загадочного озера. Днем она парит над землей в образе белоснежного лебедя и наслаждается свободой. Ночью же, приняв человеческий облик, весело танцует со своими подругами среди развалин старого замка. Однако Одетту невзлюбила злая мачеха, оказавшаяся колдуньей. Она стремится погубить падчерицу и преследует ее, обернувшись совой. Но Одетту защищает волшебная корона.

Чары Злого Гения действуют днем, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере ее окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей. По легенде, слезы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклятье может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но, если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем.

Прекрасная птица издавна была символом добра, благородства, верной любви. Образ белого лебедя привлекал романтиков. Он становился олицетворением недостижимого идеала.

Музыкальный портрет Одетты служит главной темой всего произведения. Впервые эта тема звучит в конце 1-го действия балета: мелодию, исполненную нежной красотой и печалью, исполняет гобой, которому аккомпанируют арфа и трепетно взволнованное тремоло струнных инструментов.

Музыкальный образ Одетты обладает очень большой цельностью, единством интонационной характеристики. Темы основаны на плавном поступенном мелодическом движении, нисходящем направлении мелодии, выразительном опевании опорных звуков, входящих в состав гармони, в некоторых моментах скрытых хроматизмов.

Читайте также:  Местоположение озера байкал координаты

Лучше всего Одетту характеризует единственная лейттема балета – «лебединая песня».

Она выражает преданную любовь и трагичную судьбу главной героини. Глубокий лиризм, поэтическая элегичность неповторимо индивидуальной темы создают образ скорбной, кроткой покорности.[1, с.283]

Наше восхищение портретом Одетты основывается на том, что в музыке живет образ девушки, которая сродни героиням Пушкина [3] , Тургенева [4] , Островского [5] . И «пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной души» (так Белинский описывал Татьяну) – органически присущи героине «Лебединого озера».

Одиллия – противоположный персонаж в балете «Лебединое озеро». Дочь злого волшебника Ротбардта, Одиллия в образе чёрного лебедя обольщает принца Зигфрида, притворившись Одеттой, и он признаётся ей в любви. В этот момент Одетта бьёт крылом в окно замка Ротбардт ликует, Одиллия злобно смеётся, Зигфрид устремляется к озеру.

Одиллия – обольстительная и холодная представляет собой мрачный образ злых сил и обольщения. Она воплощение зла и тьмы с характерной для нее чертой – демонической виртуозности.

Ее музыкальная характеристика напоминает темы рока в симфониях Чайковского.

Образ «обольщения» противопоставляется нежным ,лирическим темам Одетты. Они наиболее полно раскрываются в Pas de six из III действия. Первый танец классической сюиты рисует облик обольстительной и холодной Одиллии. В музыке танца преобладает виртуозное начало, насыщенная хроматизмами тема лишена задушевности и теплоты. Приближение катастрофы ощущается в заключительных вариациях сюиты и в ее коде, где быстрое кружение и нарастание звучности всего оркестра победно завершают сцену обольщения.

Сценический костюм и грим Одиллии для большей констрастности выполнен полностью в черном цвете.

Создавая образы своих балетов, Чайковский с мастерством художника-психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и реалистически отражает его в музыке; средствами своего искусства он раскрывает душевную жизнь людей и создает обобщенные образы героев, типичных для своей эпохи.

В содержании произведений и в творческом методе Чайковского можно найти общее с содержанием творчества великих писателей, его современников. Подобно Тургеневу, он в своих операх и балетах создал целый ряд поэтических женских образов, воспел любовь и верность русских женщин. Подобно Толстому, он показал душевную жизнь героев в развитии, в постоянном движении.

Успеху балета во многом способствовала согласованная работа композитора, балетмейстера Петипа и художника, которые вместе составили либретто. Они дополняли друг друга, добиваясь общей гармонии в спектакле. П.И. Чайковский писал музыку на уже детально разработанный Петипа балетмейстерско-режиссёрский сценарий балета, в котором была указана продолжительность танцев, и это не только не мешало, но помогло ему в работе.

В отличие от многих, Петипа никогда не отказывал балету в жанровой самостоятельности, не мог смириться с подсобной ролью танца в такого рода зрелищах. Напротив, он искал выход в развитии структурных форм хореографии на основе содержательной музыкальной драматургии, но именно совместная работа с Чайковским дала ему возможность целиком и полностью воплотить свои идеи и принципы в спектакле.

Принципы работы Петипа были идеальной почвой, предоставляющей свободу симфонических обобщений, как музыки, так и танца. Балетмейстер стал не просто коллегой Чайковского, а превратился в его единомышленника.

Образы Одетты и Одиллии раскрываются перед нами с помощью великолепных музыки и танца Чайковского и Петипа.

Такие контрастные и эмоционально наполненные, они способны без слов передать все свои чувства и переживания и пробудить их в нас.

Они навсегда останутся в истории как символ противоположности и борьбы добра со злом, а также невероятно интересными и индивидуальными личностями со своей историей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

10. Альшванг А.А. П.И. Чайковский. Издание третье – Москва: Музыка, 1970. – 801 с.

11. Асафьев Б.В. Избранные труды, том II . – Москва: Издательство академии наук СССР, 1952. – 372 с.

12. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. – Ленинград: Музыка, 1972 – 371 с.

13. Орлова Е.М. Очерки о русских композиторах XIX — начала XX века. – Москва: Музыка, 1982 – 141 с.

14. Розанова Ю. История Русской Музыки, том II c . 238-245.

15. Слонимский С.М. «Лебединое озеро» П. Чайковского. – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1962. – 239 с.

16. Цуккерман В.А. Выразительные средства лирики Чайковского. – Москва: Музыка, 1971. – 245 с.

[1] Мариус Иванович Петипа ( 1818 — 1910 ) – французский и российский солист балета , балетмейстер , театральный деятель и педагог .

[2] Лев Иванович Иванов – русский артист балета, балетмейстер, балетный педагог. Исполнял ведущие роли классического репертуара и характерные партии.

[3] Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

[4] Иван Сергеевич Тургенев (1818- 1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века

[5] Александр Николаевич Островский (1823- 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24