Лебединое озеро коршун имя

Коршуна для «Лебединого озера» Александр Цвариани нашел на телеканале Animal Planet

В наступившем году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал артист челябинского балета Александр Цвариани.

…Как-то будучи на гастролях в Шотландии, Александр Цвариани зашел с друзьями в бар, где им захотелось запеть песни на грузинском языке. В конце вечера стали расплачиваться, но владелец бара в ответ сказал: «Для вас сегодня все бесплатно!» Оказалось, что, пока они пели, бар заполнила публика! Люди шли послушать столь диковинное красивое многоголосье. Так веселые грузинские парни сделали выручку шотландскому бармену…

Ползком из-за кулис

Спеть на грузинском Александр может и сейчас. Более того, он и думает-то до сих пор на грузинском…

Чем для человека из России ассоциируется Грузия? С гостеприимством и обильным застольем, красивым многоголосным пением и чистым горным воздухом. Для Александра Цвариани Грузия — это дом, в котором он вырос. Это его родственники и друзья. Их во дворе вместе с ним было трое: один занимался греблей, другой окончил художественное училище.

Грузинские мальчишки умеют, кажется, все: бороться, петь, танцевать. Таким и был маленький Саша, который и в футбол во дворе гонял, и фехтованием занимался, и даже сдал на кандидата в мастера спорта по плаванию. В десять лет поступил в хореографическое училище. Со временем нагрузки увеличивались. И ему сказали: выбирай что-то одно. И плавание пришлось бросить. Как раз из-за балета.

— Когда родилась любовь к театру?

— Когда? Да я в театре с младенчества был. Как только ходить начал, меня родители стали таскать на работу. Папа Тамаз Геронтиевич Цвариани работал травматологом-массажистом в Тбилисском театре оперы и балета. Там он и познакомился с моей будущей мамой, Тамарой Федоровной, солисткой балета этого же театра.

И если ни та, ни другая бабушка не могли со мной остаться дома, то я весь день проводил на репетициях, на спектаклях, за кулисами, в зрительном зале, в гримерке, в костюмерной, по коридорам болтался…

В 18 лет окончил училище. Успел поработать в других театрах, в том числе в уфимском. В Челябинском театре оперы и балета главным балетмейстером была Эмма Тимиргазина, до этого работавшая педагогом в Уфе и, конечно, знавшая меня как артиста. Вот она-то меня и пригласила в Челябинск. Это был 1995 год. Мне было 20 лет…

Что не может Зигфрид

— Помните первое впечатление о Челябинске?

— Когда подъезжал на поезде к городу, увидел трубы чадящие, смог, серость, грязь… Страшновато стало: «А надо ли?»
То были «лихие» 90-е, когда по большому счету никому и ничего не надо было, никто не следил ни за чистотой, ни за порядками.

Все успокоилось в театре, где был прекрасный коллектив, встретивший меня очень доброжелательно. В театре царил энтузиазм, шли интересные постановки, все это увлекло, и я стал привыкать к новому городу и к новой жизни. И так вот и застрял. (Улыбается.)

— Вернемся к грузинскому периоду. Вы учились у великого Вахтанга Чабукиани. Сейчас с высоты вашего опыта вы можете сравнить грузинскую и русскую балетную школу?

— Грузинская балетная школа достаточно специфичная. Изначально она зарождалась с примесью итальянских мотивов, ведь первым педагогом в Грузии была итальянка. Со временем это переплеталось с советской балетной школой. Отличия, конечно же, есть: они в технике исполнения, в стилистике, в пластике. Чабукиани как педагог считал первостепенной задачей для артиста создание образа. А уже потом техника исполнения. Нельзя сказать, что есть принципиальные отличия, просто есть нюансы, по которым можно было определить, представителем какой балетной школы ты являлся. Сейчас эти отличия нивелируются. Для всех представителей Тбилисского хореографического училища был важен акцент на прыжок, на вращение, если речь идет о технике, и на дуэтный танец. Так что грузинские артисты балета всегда были хорошими партнерами и хорошими актерами.

— Хороший актер. А что вы понимаете под этим?

— Умение создать точный, целостный образ. И линия этого образа должна просматриваться на протяжении всего спектакля. Это гораздо интереснее, нежели просто исполнять необходимую моторику. И если ты несешь этот образ, публика простит тебе и какие-то технические недочеты.

Когда мы учились, от нас требовали проникновения до самой глубины образа. Каждая партия перемалывалась до мельчайших деталей. Продумывалось все — жесты, стилистика, мы разбирали, что может позволить себе Базиль в «Дон Кихоте», а что не может Зигфрид в «Лебедином озере». Эти спектакли абсолютно разные и по пластике, и по образу.

— Кто он, наиболее характерный для вас герой?

— Наверное, сам герой… Это классические гротесковые партии, где есть драматургия. Например, граф Альберт в «Жизели». Я считаю, что это самый сложный мужской спектакль. Причем сложен не только физически, но и эмоционально. Главное в нем — не пе-ре-иг-рать!

Вообще мне очень повезло с педагогами — и в Тбилиси, и в Челябинске. Сюда в разное время приезжали такие мэтры, что просто дух захватывало! Вспомните: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Георгий Алексидзе, Герман Прибылов! Бывали здесь и современные мастера балета. И жили-то они не по одному дню, а месяцами, пока ставились спектакли.

И у нас самих работали прекрасные педагоги: Ирина Сараметова, Евгений Попов, Сергей Чадов. Одна из самых замечательных страниц в истории челябинского балета, несомненно, связана с именем Александра Мунтагирова. Это был руководитель от бога. Уверен: после того, как его «ушли», в театре произошла настоящая катастрофа.

— Как вы сами создаете образ?

— Изучаю все! Мне интересна каждая деталь, каждый оттенок в моем герое. И я ищу их везде, где только можно: в фильмах, телепередачах, книгах, во мнениях других людей. Тяжело было найти источники для создания образа Модеста в балете «Анюта», поставленном по рассказу Чехова «Анна на шее». Нужно было показать человека, которого автор почти не описывает, а по сути, даже и не придумал.

Можете не поверить, но при создании образа Ротбарта в «Лебедином озере» мне очень помог телеканал Animal Planet, по которому шла передача о хищных птицах. Ротбарт — это вроде бы как коршун. Злой гений. Я с жадностью вглядывался в экран, где птица словно проводила мастер-класс по повороту головы, особому взмаху крыла.

Читайте также:  Расстояние от минусинска до озера беле

— Что сегодня утеряно в российском балете?

— Многое! Сегодня он скатился до цирка, до техники, и то далеко не у всех.

— Это происходит от недостатка талантливых педагогов?

— Это происходит от безразличия. Перестали требовать.

— В хореографической школе?

— Уже и в театре! Раньше не допускались никакие отступления, соблюдались все каноны. Например, пятая позиция в классическом танце… Если тебе предстоит танцевать графа Альберта, но ты не умеешь делать двойной кабриоль, то танцевать его ты однозначно не будешь! А сегодня во многих театрах играющий Альберта выходит на сцену и, не смущаясь, делает одинарный кабриоль.

К сожалению, хореография замерла еще лет 20-25 назад, а сегодняшние постановки — это лишь ловкая компиляция из давно сложившихся шаблонов.

Зачем два «Онегина»

— Каков, на ваш взгляд, сегодняшний челябинский зритель?

— Зрителя надо воспитывать. А этим никто не занимается. Сегодня в угоду посещаемости идет акцент на зрелищность. Но академический театр, в первую очередь, должен демонстрировать лучшие спектакли классического наследия и лишь потом обращаться к развлекательному шоу.

И уж никак нельзя грубо нарушать стилистику, эпохальность костюмов, включать светомузыку там, где она не нужна. Пожалуйста, пусть будет два «Евгения Онегина», но коль скоро мы ставим этот спектакль на сцене академического театра, то он и должен идти в классическом варианте. Потому что на него дети ходят, это школьная программа! И на таких спектаклях воспитывается любовь к опере. Есть созданные годами каноны, которые нарушать уж точно не нам.

Тем не менее каждый балетмейстер почему-то считает хорошим тоном хоть что-то изменить в «Лебедином озере». Зачем?! Что можно здесь придумать нового?

— Но ведь театр — это живой организм. В каких-то направлениях он все же может развиваться?

— Конечно, может! Пожалуйста, экспериментируйте, но академические спектакли, коих, к сожалению, очень мало, должны доминировать!

— Часто приходится спорить с режиссером или балетмейстером?

— Умный режиссер или балетмейстер никогда не скажет артисту: «Делай только так, как я сказал!» Он всегда прислушается к мнению артиста.

— Вы можете хлопнуть дверью?

— Вы удобный артист?

— А когда и где был удобен человек, имеющий свою точку зрения?

Мне нравится фраза: «Набрали верных, а требуют, как с умных». Она в точности отражает современную действительность. Не может артист не иметь своей точки зрения. И как только эту точку зрения начинают душить, в человеке убивают и артиста. Увы, но в современном российском театре артист перестал быть личностью. Ему всячески помогали скатиться до уровня модели, на которую надели платье и отправили на подиум. Не знаю, это время такое, что ли? Если так, то хочется верить, что оно когда-то все же пройдет…

Александр Цвариани. Солист балета Челябинского театра оперы и балета имени Глинки. С труппой театра гастролировал в Тайване, Англии, США, Китае. Заслуженный артист РФ.

Источник

Лебединое озеро

Балет в четырёх действиях

Композитор: П.И. Чайковский

Либретто: В.Бегичев, В.Гальцер, М. Чайковский

Первая постановка: Москва, Большой театр, 20 февраля 1877 года.

Действующие лица:

Одетта – королева девушек-лебедей
Принц Зигфрид – юноша ищущий девушку, которую он мог бы полюбить
Бенно – его друг
Королева – мать принца
Ротбард – злой волшебник, превративший девушек в лебедей.
Одиллия – его дочь, похожая на Одетту
Наставник
Церемониймейстер, герольд, друзья принца, придворные кавалеры, лакеи, придворные дамы и пажи в свите принцессы, невесты, поселяне, поселянки, лебеди.

Действие первое

Сад перед замком владетельной принцессы. На лужайке веселится молодежь. Забавные пляски шута сменяются танцами девушек и их кавалеров.
Владетельная принцесса сообщает своему сыну принцу Зигфриду, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Слова ее не находят отклика в душе Зигфрида: он не знает девушки, которая была бы близка его сердцу.
Наступают сумерки. Молодежь расходится. Зигфрид грустит: ему жаль расстаться с привольной жизнью в кругу друзей и в то же время в мечтах ему представляется образ девушки, которую он мог бы полюбить. Но где она, эта девушка?
Разговоры друзей не занимают Зигфрида. Лишь стая плывущих по озеру лебедей привлекает его внимание. Зигфрид направляется вслед за ними.

Действие второе

Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, около которого высятся развалины мрачного замка.
Выйдя на берег, лебеди кружатся в медленном хороводе. Внимание Зигфрида привлекает прекрасный белый лебедь, внезапно превращающийся в девушку. Девушка раскрывает Зигфриду тайну тяготеющих над ней и ее подругами чар: злой волшебник превратил их в лебедей, и лишь ночью, около этих развалин, могут они принимать свой человеческий облик. Тронутый скорбным рассказом девушки-лебеди Одетты, Зигфрид готов убить колдуна. Одетта отвечает, что этим он не рассеет чар. Только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с нее злое заклятие. Зигфрид, охваченный чувством любви к Одетте, дает ей клятву вечной верности.
Беседу Одетты и Зигфрида подслушал обитающий в развалинах замка Злой гений.
Наступает рассвет. Девушки снова должны превратиться в лебедей. Зигфрид уверен в силе и неизменности своего чувства — он освободит Одетту от власти чародея.

Действие третье

Торжественный бал в замке владетельной принцессы. На праздник собираются приглашенные. Появляются шесть девушек — из них Зигфрид должен выбрать себе невесту. Но нет самого Зигфрида. Гости смущены. Тогда шут начинает веселые пляски.
Наконец появляется Зигфрид. Однако он холодно отворачивается от девушек, ждущих, чтобы он выбрал среди них избранницу, — Зигфрид полон воспоминаний о прекрасной Одетте.
Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой гений. Он привел на бал свою дочь Одиллию, поразительно похожую на Одетту. Злой гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признание в любви.
Принц принимает Одиллию за Одетту и объявляет матери о своем решении жениться на ней. Колдун торжествует. Клятва нарушена, теперь Одетта и ее подруги погибнут. Со злобным смехом указав на появившуюся вдали Одетту, колдун исчезает вместе с Одиллией.
Зигфрид понимает, что он обманут и в отчаянии спешит к Лебединому озеру.

Действие четвертое

Берег Лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь. Потрясенная горем Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Девушки-лебеди тоскуют: их надежда на освобождение потеряна.
Вбегает Зигфрид. Он не нарушил свою клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту — к ней было обращено его любовное признание.
Злой гений в ярости вызывает против влюбленных силы природы. Начинается буря, сверкают молнии. Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем — и погибает. Его чары рушатся.
Одетта и Зигфрид, окруженные подругами Одетты, радостно встречают первые лучи восходящего солнца.

Читайте также:  Озеро свино витебской области

Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

Источник

Лебединое озеро коршун имя

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Краткое содержание балета Чайковского «Лебединое озеро» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Одетта принцесса, превращенная в белого лебедя Зигфрид молодой принц Одиллия дочь Ротбарта, черный лебедь Владетельная Княгиня мать Зигфрида Ротбарт злой волшебник Бенно друг принца Зигфрида Вольфганг наставник Зигфрида

Краткое содержание «Лебединого озера»

Действие балета начинается в старинном замке, во время празднования совершеннолетия наследника престола Зигфрида. Сюжет пропитан духом эпохи, этому во многом способствует обряд посвящения в рыцари, означающий, что наследник вступает во взрослую жизнь. Но он жаждет любви, и конечно среди гостей достаточное количество красоток, каждая из которых была бы счастлива оказаться рядом с ним. Принц же мечтает о светлом чувстве и как самый настоящий романтик, лелеет в душе образ идеальной возлюбленной.

Юный Зигфрид, благодаря вмешательству самой Судьбы, переносится на берег волшебного озера и знакомится с очаровательной девушкой, образ которой так долго преследовал его во снах и наяву. Ею оказывается Прекрасная Лебедь Одетта и пылкий юноша тотчас признается ей в своих чувствах и обещает хранить верность.

Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Обернувшись загадочным рыцарем и представ в замке принца с двойником Одетты, она заставляет влюбленного юношу, ослепленного эмоциями, нарушить все клятвы данные своей избраннице. Но даже пройдя через все преграды, влюбленным не суждено оказаться вместе, никто не в силах нарушить планы Судьбы, которая скрывает от Зигфрида его возлюбленную, оставляя его одного на берегу прекрасного волшебного озера.

Продолжительность спектакля
I — II Акт III — IV Акт
60 мин. 55 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Этот сказочный балет, невероятно популярный в наши дни, буквально провалился на первой премьере. Глубоко расстроенный автор заявил, что его оценят, но позже и время этого произведения еще впереди. Это «позже» наступило уже через 18 лет с блистательными постановками Льва Иванова и Мариуса Петипа.
  • Кстати, вы слышали поговорку про «девятого лебедя в пятом ряду»? Она обозначает артиста, не добившегося успеха в карьере, который вынужден постоянно довольствоваться второстепенными ролями и массовкой.
  • Роли Одетты и Одиллии исполняются одной балериной.
  • Майя Плисецкая в течение 30 лет исполняла партию Одетты-Одиллии на сцене Большого театра.

  • В 1968г. новый сорт белой розы был назван «Лебединое озеро»
  • В своей версии известного балета, Мэттью Борн впервые заменил всех действующих балерин танцорами-мужчинами, что также принесло огромный успех и интерес публики. Данная версия снискала бурные овации на сценах США, Греции, Израиля, Турции, России, Нидерландов, Австралии, Италии, Кореи, Японии, Франции, Германии и Ирландии, а также была удостоена более 30 международных наград.
  • Американской публике балет «Лебединое озеро» впервые предстал в Театре Балета Сан-Франциско.
  • Британская постановка «Лебединого озера» Грэма Мёрфи в 2002 году основывалась на скандальном разрыве между Принцем Чарльзом и Принцессой Дианой.
  • Выход постановки Иванова и Петипа в 1894 году был отложен на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура.
  • Буквально за четыре года до того, как Чайковский получил этот заказ, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.

  • Работа над спектаклем длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор также сочинял еще и Третью симфонию в этот период.
  • Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
  • Первоначально для премьеры в 1876 году была выбрана прима Анна Собещанская, но она сильно поссорилась с композитором, поэтому эту роль предложили Полине Карпаковой. Как оказалось, причина возникшего конфликта в том, что приму не устраивало отсутствие в 3 акте хоть одного сольного танцевального номера. Есть сведения, что Собещанская даже отправилась специально к М. Петипа и попросила вставить соло на его музыку в это действие. Если балетмейстер выполнил ее просьбу, то композитор наотрез отказался вставлять фрагмент не своей музыки. Вскоре Чайковский предложил уладить конфликт и написал все же ей соло, чуть позже к нему добавились и вариации.

  • Смета на премьерный показ «Лебединого озера» была очень мала и составила около 6.800 рублей.
  • Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны он назвал «скучным и бедным».
  • В прессе похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.
  • Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать: сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Мазуеса, а также немецкая старинная легенда.
  • Лев Иванов во время работы над постановкой балета переосмыслил костюмы танцовщиц, убрал лебединые крылья, чтобы освободить их руки, предоставив им возможность двигаться. Также ему принадлежит уже легендарный « Танец маленьких лебедей» из второго акта.

  • Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно, даже 32 фуэте. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.
  • Многие жители бывшего СССР запомнили этот балет с весьма тревожными событиями в жизни страны, ведь во время августовского путча, произошедшего в 1991 году именно этот спектакль транслировали все телеканалы.
  • Во всеми любимом мультфильме «Ну, погоди!» (15 выпуск) показана пародия на Танец маленьких лебедей. Вообще, классическую музыку можно довольно часто услышать в мультфильмах. Более подробно можно познакомиться с этим в специальном разделе.
  • Билеты на «Лебединое озеро» .
Читайте также:  Идти на озеро по английски

Популярные номера из балета «Лебединое озеро»

История создания «Лебединого озера»

В 1875 году П.И. Чайковский получил очень неожиданный заказ от дирекции императорских театров. Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы в то время почти не работали в жанре балета, не считая Адана . Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ и решил попробовать свои силы. Композитору предложили для работы сценарий В. Бегичева и В. Гельцера. Примечательно, что в его основе преимущественно были различные сказки и легенды, в которых встречаются девушки, превращенные в лебедей. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».

Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу. Композитору пришлось изучать полностью танцы, их очередность, а также какая именно музыка должна быть написана для них. Ему даже пришлось подробно изучить несколько балетов, чтобы отчетливо понимать композицию и структуру. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты.

Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года потерпели фиаско.

Постановки

Долгожданная премьера «Лебединого озера» в феврале 1877 года была встречена публикой довольно прохладно, несмотря на огромную проделанную работу всей труппы. Знатоки того времени и вовсе признали это произведение неудачным и вскоре его сняли со сцены. Главными виновниками такой неудачной постановки были признаны в основном балетмейстер Венцель Рейзингер и Полина Карпакова, исполнявшая партию Одетты.

Спустя почти двадцать лет дирекция императорских театров вновь обратила свое внимание на произведение Чайковского, чтобы поставить его в новом сезоне 1893-1894 годов. Таким образом уже новый сценарий спектакля разработал знаменитый Мариус Петипа, и буквально сразу же началась работа над ним, совместно с Чайковским. Но внезапная смерть композитора прервала эту работу, а сам балетмейстер был глубоко потрясен этим. Ученик и помощник Петипа поставил через год одну картину из балета, которая была очень восторженно встречена публикой. После такого успеха и высочайшей оценки критики, балетмейстер поручил Иванову работу над другими сценами, а сам Петипа вскоре смог вернуться к работе над «Лебединым озером». Бесспорно, благодаря стараниям двух постановщиков, сюжет спектакля невероятно обогатился. Иванов решил ввести Белую королеву лебедей, а Петипа предложил противопоставить ей Одиллию. Таким образом возникло «черное» па-де-де из второго акта.

Новая премьера состоялась в январе 1895 года в Санкт-Петербурге. Именно с этого момента, балет получил заслуженное признание как среди публики, так и среди музыкальных критиков, а эта версия была признана лучшей.

Невероятный восторг у публики вызвала постановка на сцене Венской оперы, состоявшаяся в 1964 году. Исполнителей партии Одетты – Марго Фонтейн и Зигфрида – Рудольфа Нуриева вызывали на «бис» восемьдесят девять раз! Любопытно, что режиссером спектакля выступил сам Нуриев. В его варианте все действие было сосредоточенно именно на принце.

Стоит отметить, что в основном все академические постановки балета брали за основу версию Л. Иванова и М. Петипа. Среди последующих работ стоит отметить постановку В.П. Бурмейстера в 1953 году. Он ввел в новых действующих лиц и немного изменил сюжетную линию. Также балетмейстер задумал изменить трагический финал и сделать его светлым. Вот только вопреки ожиданиям, такое новшество не сразу понравилось публике. Считалось, что именно трагический финал придает углубленность трактовки всего произведения.

Среди необычных трактовок следует отметить работу Джона Нормайера, для постановки в Гамбургском балете. Это уже Иллюзия, как Лебединое озеро, где главные герой превращается в Людвига II. Нет ничего, что напоминает о первоисточнике – озера, лебедей. Все что происходит вокруг – это не более, чем разыгравшаяся фантазия больного разума главного героя.

Также, достаточно смелой и оригинальной версией принято считать работу британского хореографа Мэтью Борна, поставленную в ноябре 1995 года. Если первоначально идея заменить всех балерин на мужчин вызвала неодобрение публики, со временем, эта версия получила огромный успех. Как признается сам Мэтью Борн, первое время мужчины выходили из зала, когда начинался танец Лебедя и Принца, но вскоре зрители поняли, что такое современная хореография и чем она отличается от классического балета. Удивительно, что именно эта версия попала в школьную программу Великобритании.

В постановке австралийского балетмейстера Грэма Мерфи, Одетта – это пациентка психиатрической клиники, а лебеди – плод ее фантазии.

Поражает работа китайского режиссера Чжао Мин. В его «Лебедином озере» танец приобретает иной смысл. Это уже ближе к акробатике, а некоторые па и вовсе кажутся просто нереальными, за гранью человеческих возможностей. Еще одна интересная постановка была исполнена во время открытия саммита мировых лидеров G20 в Китае. Там, балерины танцевали на глади озера Сиху, а все движения тут же были воспроизведены их голографическими копиями. Зрелище получилось захватывающим.

Среди экранизаций спектакля следует отметить фильм Герберта Раппопорта «Мастера русского балета», куда вошли фрагменты из постановки в Мариинском театре. Любопытно, что в картине «Мост Ватерлоо» некоторые номера спектакля были использованы, чтобы показать главную героиню – балерину Майру Лестер. Это легендарное произведение вдохновил и Даррена Аронофски, который снял психологический триллер «Черный лебедь». В нем показаны все интриги, которые происходят в театре вокруг распределения ролей.

Несмотря на первоначальную жесткую критику и оглушительный успех после, многочисленные изменения в сюжетах и сценах, одно остается в этом балете неизменно – прекрасная, очаровывающая с первых звуков вечная музыка П.И. Чайковского. Не случайно, именно «Лебединое озеро» признан самым известным балетом мира и является неким эталоном. Предлагаем вам насладиться этим шедевром прямо сейчас и посмотреть «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Билеты на «Лебединое озеро»

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Лебединое озеро»

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24