В честь 145-летия балета: «Лебединое озеро» – русский шедевр на все времена
Балет «Лебединое озеро» знают и любят во всем мире. Чарующую музыку Петра Ильича Чайковского (1840-1893) узнают по первым же тактам, а проникновенные «лебединые сцены», созданные хореографом Львом Ивановичем Ивановым (1834-1901), признаны подлинным шедевром мирового балетного искусства. Сегодня балет «Лебединое озеро» украшает репертуар почти всех отечественных и зарубежных театров. Молодые исполнители всех стран и национальностей мечтают танцевать в «Лебедином озере» главные партии, а зрители вновь и вновь стремятся увидеть на сцене своих любимых героев.
Первое представление «Лебединого озера» состоялось в Москве, на сцене Большого театра 20 февраля 1877 года. И сегодня, 145 лет спустя, трудно поверить, что вначале сценическая судьба этого самого популярного балета классического наследия складывалась трудно и драматично…
Петр Ильич Чайковский с юношеских лет слыл поклонником и знатоком не только драматического и оперного театра, но и балета. Ему не нравилось пренебрежительное отношение к балетной музыке. В письме к С.И. Танееву Чайковский писал: «Я решительно не понимаю, каким образом в выражении «балетная музыка» может заключаться что-либо порицательное! Ведь балетная музыка не всегда же дурна: бывает и хорошая».[1] Чайковский восхищался музыкой А. Адана к балету «Жизель» и позднее балетом «Сильвия» Л. Делиба.
Весной 1875 года, когда дирекция Московских Императорских театров заказала Чайковскому музыку к балету, композитор охотно взялся за эту
работу. Тщательно изучив множество балетных партитур, Чайковский чувствовал себя готовым к этому виду творчества. А в письме к Н.А. Римскому-Корсакову признавался, что ему «давно хотелось попробовать себя в этом жанре».[2]
Одетта – Ольга Спесивцева
Название балета, его идеи, образы и основные сюжетные линии предложил сам П.И. Чайковский. Образ прекрасной девушки-лебедя как олицетворение идеальной возлюбленной, ее чистоты нравственного совершенства давно жил в воображении композитора. Известно, что летом 1871 года в имении своей сестры А.И. Давыдовой, Каменка, Чайковский сочинил одноактный балет для племянников под названием «Озеро лебедей». После того как инспектор репертуара Московских и Императорских театров, драматург Владимир Петрович Бегичев[3] (1838-1891) и Василий Федорович Гельцер[4] (1840-1905) написали первоначальный вариант литературного сценария (либретто), летом 1875 года Чайковский приступил к созданию музыки к балету «Лебединое озеро».
Первоначальное либретто «Лебединого озера» много и справедливо критиковали. Оно было перегружено несущественными деталями и чрезмерно растянутым и к тому же содержало множество непонятных для зрителя мест. Но в те времена на запутанность многих балетных либретто не обращали никакого внимания, поскольку сюжет рассматривали только как повод для разнообразных танцев, а музыку лишь – как их ритмическую канву.
Гениальность и подлинное новаторство Чайковского заключались в том, что применив в русской балетной музыке принцип симфонизма (или целостного и сквозного развития основных тем), он насытил партитуру балета «Лебединое озеро» таким глубоким содержанием и философско-нравственными смыслами, которые превратили произведение русского композитора в неувядаемый шедевр. Темы любви и верности, зла и коварства, измены и раскаяния, прощения и искупления раскрыты молодым композитором с такой художественной силой, которая никого не может оставить равнодушным. Опережая свое время, Чайковский предвосхищал и подготавливал новый этап в развитии балетного искусства, когда хореографы будут стремиться, чтобы каждый танец в балетном спектакле был содержательным и действенным, раскрывающим внутренний мир героев, их мысли, переживания и взаимоотношения. Именно это композитор вложил в партитуру своего первого балета!
Одетта – Марина Семенова
Однако во время постановки «Лебединого озера» Чайковскому пришлось столкнуться с хореографом, который не способен был понять, оценить и воплотить замысел великого русского композитора. Первую постановку «Лебединого озера» осуществлял иностранный балетмейстер Вацлав Рейзингер, которого, несмотря на его полную бесталанность, дирекция Императорских театров держала на службе почти девять лет, с 1871 по 1879 год. Чтобы подтвердить сказанное, достаточно привести несколько характеристик, которые дали Рейзингеру его современники. Так, историк московского балета Д.И. Мухин писал о способностях В. Рейзингера: «Рейзингер оказался очень плохим балетмейстером Танцовщицы сами сочиняли себе вариации, и все танцы в балете ставились общими силами».[5] Мухину вторил и обозреватель «Театрального альманаха» за 1875 год: «Балетмейстером Большого театра состоит бездарнейший г. Рейзингер».[6] Как раз в 1875 году с этим «бездарнейшим господином Рейзингером» и началось вынужденное сотрудничество Чайковского.
Партитуру первого действия балета «Лебединое озеро» Чайковский закончил и передал в Большой театр в декабре 1875 года. А 12 апреля 1876 года, Чайковский завершил работу над тремя оставшимися актами. В это время в театре уже шли репетиции. Побывав на некоторых из них, проницательный композитор не мог не заметить растерянности и беспомощности Рейзингера, столкнувшегося с его новаторской партитурой. Это не предвещало ничего хорошего.
Когда через десять месяцев, 20 февраля 1877 года, на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера «Лебединого озера», она принесла Чайковскому и его единомышленникам горькое разочарование. Балет, поставленный хореографом Рейзингером, признавали неудачным и зрители-балетоманы, и критики-ретрограды, и поклонники музыки Чайковского, но причины неудачи видели по-разному.
Балетоманы, специалисты-консерваторы, посещавшие спектакли ради развлечений и ярких зрелищ, и привыкшие к легкой и бравурной музыке Ц. Пуни и Л. Минкуса, находили музыку «слишком серьезной», «ученой» и «неудобной для танцев». А поклонники таланта Чайковского приходили на спектакль, чтобы услышать музыку композитора с ее чарующими интонациями раздольной русской народной песни.
Одетта – Галина Уланова, Зигфрид – Константин Сергеев
В развернувшейся в прессе острой полемике культурные запросы передовой русской публики отстаивали прогрессивные критики – Николай Дмитриевич Кашкин[7] (1839-1920) и Герман Августович Ларош (1845-1904). Отмечая неудачность первой постановки «Лебединого озера» и чрезвычайную убогость хореографической фантазии балетмейстера Рейзингера, Ларош восхищался балетной музыкой Чайковского. «С легкостью, которой никто бы не предположил у ученого автора стольких симфоний, квартетов и увертюр, Чайковский подметил особенности балетного стиля и снова выказал ту гибкость, которая составляет одно из драгоценнейших достояний творческого таланта». «Его музыка – вполне балетная музыка, но вместе с тем вполне хорошая и интересная для серьезного музыканта»[8], – писал критик. Прекрасный знаток балетного искусства, Ларош утверждал: «По музыке «Лебединое озеро» – это лучший балет, который я когда-нибудь слышал…Музыка одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льется, как из рога изобилия»[9]. Призывая дирекцию Императорских театров поставить балет «Лебединое озеро» в Петербурге, где в то время работали талантливые хореографы и танцевали выдающиеся артисты, он утверждал: если постановку «Лебединого озера» осуществит хореограф, тонко чувствующий музыку Чайковского, то балет ждет «блистательное будущее».
Слова Лароша оказались пророческими. Всеобщее признание и всемирная слава придут к «Лебединому озеру» после хореографического воплощения, конгениального музыке Чайковского. И произойдет это в Петербурге семнадцать лет спустя.
Принц Зигфрид – Сергей Скворцов, Одетта – Ксения Пухловская. Германия, Нюрнберг, январь 2022 года
После огромного успеха балетов Чайковского «Спящая красавица»[10] (1890) и «Щелкунчик»[11] (1892) идея возрождения «Лебединого озера» витала в воздухе. Ее поддерживали многие: первый издатель всех произведений Чайковского Петр Иванович Юргенсон, директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожский, балетмейстер Мариус Иванович Петипа, композитор Риккардо (Ричард) Евгеньевич Дриго, младший брат композитора, либреттист Модест Ильич Чайковский, друзья и единомышленники композитора Герман Августович Ларош и Николай Дмитриевич Кашкин. Но решающая творческая роль в возрождении первого балета Чайковского по праву принадлежит хореографу Льву Ивановичу Иванову. Самый музыкальный хореограф своего времени, обладающий абсолютным слухом, Иванов достиг в своей постановке «Лебединого озера» образного слияния музыки и хореографии, впечатляющего зрительного выражения в танце лирико-поэтического содержания партитуры Чайковского. Недаром его гениальные открытия во втором, «лебедином акте» до сих пор сохраняются в самых различных редакциях балета.
Еще в марте 1886 года издатель Юргенсон писал П.И. Чайковскому, что Всеволожский просит достать ему партитуру «Лебединого озера». Директор Императорских театров Всеволожский намеревался лучший акт из балета показать летом в Красном Селе под Петербургом. Отвечая на это письмо, композитор указывал: «Из четырех действий нужно выбрать второе (курсив П. Чайковского). Оно самое лучшее во всех отношениях. Итак, не забудь: второе»[12].
Выполняя обязанности второго балетмейстера Мариинского театра, Иванов в то время возглавлял постановку всех спектаклей в Красном Селе в двух верстах от Петербурга. И хотя предполагаемая постановка «Лебединого озера» не состоялась, слова любимого композитора вдохновили Иванова на тщательное изучение партитуры первого балета Чайковского и творческие поиски танцевальных образов, соответствующих его музыке и усиливающих их эмоциональное воздействие на зрителей.
6 ноября 1893 года в Петербурге в возрасте 53 лет внезапно скончался Петр Ильич Чайковский. Преждевременная смерть композитора потрясла русское общество. На похоронах Чайковского от балетного сообщества присутствовал и Лев Иванович Иванов. Когда возникла мысль провести траурные спектакли, весь сбор от которых направить на сооружение памятника Чайковскому, Иванов напомнил дирекции о несостоявшейся красносельской постановке второго акта «Лебединого озера». Выбор лучшего второго акта самим композитором, теперь воспринимался всеми как завещание. В такой ситуации дирекция не могла оставаться безучастной. Было издано распоряжение о подготовке концерта памяти Чайковского с постановкой «Лебединого озера».
Главный балетмейстер Мариинского театра, М.И. Петипа, в то время был болен. Это открывало возможность Иванову самостоятельно и единолично воплотить музыку Чайковского, реализовать свои творческие замыслы и новаторский метод, совершив целый ряд открытий в области хореографического искусства. Начал Иванов с постановки второго действия, построив его как волнующий рассказ-исповедь главной героини, прекрасной и нежной девушки-лебедя Одетты. Для этого Иванов разработал знаменитые ансамбли лебедей, или «лебединую сюиту», утверждая самый новый принцип взаимоотношений кордебалета и главных героев. Кордебалет лебедей в постановке Иванова – это не просто пластическое украшение, на фоне которого зарождается любовь Одетты и принца Зигфрида. Танцы девушек-лебедей раскрывают мысли и чувства героини, ее переживания и различные душевные состояния: застенчивость и взволнованность, тревогу и беспокойство, чувство первой, трепетной любви и надежды на освобождение от колдовства Злого Гения.
Пятый международный фестиваль балета в Кремле. Одетта – Хи Сео, Зигфрид – Тиаго Суарес. Государственный Кремлевский дворец, Москва, 2016
Поэтическое содержание и психологическая углубленность образов рождались в постановке Иванова не только оригинальным использованием традиционных приемов, движении и поз, но и созданием новых. Так, в партии Одетты, Иванов впервые использовал знаменитую позу героини перед началом адажио с Зигфридом. Опустившись на поджатую ногу, Одетта склоняла корпус и голову, скрытую сложенными руками, на другую, вытянутую вперед ногу. Эта поза выражала мольбу девушки-лебедя выслушать ее рассказ-исповедь, стать другом и избавителем. Через тридцать лет другой новатор, М.М. Фокин использует эту позу при постановке хореографической миниатюры «Умирающий лебедь», но уже в другом контексте.
Второй акт балета «Лебединое озеро» в хореографии Иванова впервые был показан 17 февраля 1894 года, в Петербурге на сцене Мариинского театра на концерте, посвященном памяти П.И. Чайковского. Дирижировал оркестром Дриго, высоко ценивший творчество Чайковского и добровольно работавший с Ивановым при постановке второго акта «Лебединого озера». Балет имел огромный успех у зрителей и единодушное признание у критиков, назвавших балет «хореографической поэмой». Успех постановки Л.И. Ивановым второго акта «Лебединого озера» принес ему славу крупнейшего реформатора мирового хореографического искусства и предопределил дальнейшую блестящую сценическую судьбу балетного первенца П.И. Чайковского.
Всеволожский, внимательно изучив текст первоначального либретто, вступил в переговоры с младшим братом композитора, Модестом Ильичем Чайковским по поводу переделки сценария для новой постановки всего балета. Ларош в это время вел переговоры с Бегичевым и Гельцером, которые, как выяснилось, официально не претендовали на авторские права. Получив переделанный вариант либретто, Иванов и Дриго приступили к музыкальной редакции «Лебединого озера», поскольку изменения в сценарии неизбежно влекли за собой ряд изменений в партитуре. Используя при этом ряд фортепианных произведений П.И. Чайковского, Дриго тонко осуществил их оркестровку, подняв в ряде мест до уровня партитуры Чайковского.
Принц Зигфрид – Сергей Скворцов. Мексика, Толука, октябрь 2018 года
К этому времени (после продолжительной болезни) к исполнению своих обязанностей приступил главный балетмейстер Мариинского театра Петипа. 76-летний хореограф «спешил теперь заявить о своей творческой состоятельности: он ревниво хотел затмить недавний успех второго балетмейстера в его новой встрече с музыкой Чайковского»[13] при постановке второго акта «Лебединого озера». Каким бы честолюбивым ни был Петипа, однако он вынужден был признать очевидный успех Л.И. Иванова. Взявшись за постановку первого и третьего актов, рисующих быт замка, Петипа оставил неприкосновенным второй «лебединый акт». Утратив возможность самостоятельно воплотить весь балет Чайковского, Иванов получил право на постановку последнего, четвертого акта, который возвращает зрителей на берег Лебединого озера.
По мнению историков балета, «хореографические находки Петипа уступали новаторской удаче Льва Ивановича во втором акте»[14], «рядом с ним безупречный академизм Петипа выглядел суховато-консервативным»[15]. Однако разница стилей двух хореографов, в данном случае не противоречила смыслу произведения. Роскошным картинам празднования совершеннолетия принца и пышного бала, на котором блистала коварная Одиллия, сообщница Злого Гения, Ротбарта, противостояли лирико-трагедийные «лебединые» сцены Иванова, воспевающие духовное богатство Одетты, ее неиссякаемое стремление к свободе и готовность отстаивать свое человеческое достоинство ценою жизни.
Премьера «Лебединого озера» в хореографии Л.И. Иванова и М.И. Петипа состоялась 15 января 1895 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Это было поистине второе рождение балета, давшее ему бессмертие.
Партию Одетты на премьере танцевала виртуозная итальянская балерина Пьерина Леньяни, впервые исполнившая в России 32 фуэте. Однако в тесном сотрудничестве с хореографом Ивановым, которого справедливо называли «душою русского балета», Леньяни сумела проявить себя в «Лебедином озере» и как талантливая лирическая танцовщица. Историк балета В.М. Красовская так писала об исполнении Леньяни: «Эффектность была забыта ради чувства, блеск виртуозных пассажей растворился в матовой напевности общего танцевального контекста»[16].
Впоследствии пленительный образ Одетты, обогащали своими актерскими находками и пластическими нюансами такие прославленные русские танцовщицы, как А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, О.А. Спесивцева, Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская, М.М. Плисецкая, Е.Л. Рябинкина, Н.И. Бессмертнова, Е.С. Максимова, Л.И. Семеняка и многие другие.
За пределами нашей страны второй акт «Лебединого озера» в хореографии Л.И. Иванова был показан весной 1908 года во время гастролей А.П. Павловой. Турне захватило Стокгольм, Копенгаген, Прагу и Берлин. 30 октября 1911 года балет «Лебединое озеро» впервые увидели в Лондоне в исполнении труппы «Русский балет Дягилева». В том же 1911 году прославленный московский танцовщик М.М. Мордкин во время гастролей своей труппы «Русский балет звезд» в США познакомил с балетом «Лебединое озеро» зрителей многих американских городов. И повсюду балет имел грандиозный успех. В последующие десятилетия балет «Лебединое озеро» завоевал сценические площадки ведущих театров Старого и Нового Света.
В XXI веке балет «Лебединое озеро» по-прежнему остается одним из самых популярных балетов мирового классического репертуара. Все солисты зарубежных трупп мечтают хотя бы раз станцевать главные партии в балете «Лебединое озеро» на родине П.И. Чайковского и Л.И. Иванова. Осуществить такую возможность стало возможным благодаря Международному фестивалю балета в Кремле, который, начиная с 2012 года, ежегодно проводится в Москве, на сцене Государственного Кремлевского Дворца. Во время этого фестиваля приглашенные зарубежные артисты танцуют главные партии в разных спектаклях театра «Кремлевский балет». Однако эмблемой Международного фестиваля балета в Кремле недаром стал прекрасный силуэт Одетты-лебедя: программу фестиваля неизменно открывает балет «Лебединое озеро».
В свою очередь, зарубежные зрители во всех уголках планеты мечтают увидеть балет «Лебединое озеро» на театральной сцене в исполнении мастеров русского хореографического искусства. Это стало возможным благодаря деятельности целого ряда негосударственных балетных театров и трупп, которые возникли в России в начале ХХ века. Продолжая традиции антреприз С.П. Дягилева, А.П. Павловой, А.Р. Больма, Б.Г. Романова, М.М. Мордкина и других корифеев русского балета начала ХХ столетия, современные негосударственные балетные театры России круглый год гастролируют по всему миру.
Приведу один, но очень показательный пример. Так, приглашенный ведущий солит целого ряда современных негосударственных театров России – Сергей Скворцов, за последние 10 лет станцевал партию принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро» больше 300 раз. Вдохновенным, виртуозным, артистичным Зигфридом Сергея Скворцова восхищались зрители 250 больших и малых городов, расположенных на территории 26 государств Европы, Азии, Северной и Латинской Америки. Среди этих стран Германия, Швейцария, Австрия, Голландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Италия, Испания, Португалия, Вьетнам, Китай, Тайвань, Южная Корея, Турция, Израиль, Арабские Эмираты, Мексика, Бразилия и другие.
Благодаря творческой деятельности нескольких поколений отечественных и зарубежных исполнителей сегодня балет «Лебединое озеро» стал восприниматься во всем мире как символ уникальности хореографического искусства, его проникновенной глубины и магической красоты.
[1] Чайковский П.И. – Танеев С.И. Письма. М., 1951. С.33.
[2] Чайковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х т. Т. I. М., 1900. С. 468.
[3] По воспоминаниям современников, В.П. Бегичев был глубоким знатоком сценического искусства. Его дом был своеобразным центром театральной и художественной жизни Москвы 60-70-х годов XIX века. Поклонник музыки Чайковского, Бегичев считается одним из инициаторов создания партитуры балета «Лебединое озеро».
[4] Чайковский и Гельцер познакомились в доме Бегичева. Лучший исполнитель Иванушки в балете «Конек-Горбунок», Гельцер был не только выдающимся танцовщиком и артистом, но и замечательным педагогом. Позднее Гельцер вел класс танцев в Московской консерватории, и в 1879 году он, по просьбе Чайковского, поставил танцы на премьере оперы «Евгений Онегин» в исполнении студентов Московской консерватории.
[5] Цит. По : Слонимский Ю.И. Слонимский и балетный театр его времени. М., 1956. С. 87.
[7] Кашкин осуществил фортепианное переложение музыки «Лебединого озера» по мере того, как Чайковский сочинял партитуру балета. Клавир вышел из печати до премьеры спектакля на сцене Большого театра. Это было первое издание Клавира балета русского композитора в России, что способствовало широкой популяризации музыки «Лебединого озера» среди музыкантов и меломанов.
[8] Ларош Г.А. собрание музыкально-критических статей. Т. II, ч. 1., М.; П., 1924. С. 167-168.
[9]Там же. С. 168, 167.
[10] Музыку к балетам «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П.И. Чайковскому предложил написать Иван Александрович Всеволожский, который в 1881-1899 годах возглавлял дирекцию императорских театров. Либретто балета «Спящая красавица» принадлежит Всеволожскому, постановка – хореографу Мариусу Ивановичу Петипа, выполнявшего обязанности главного балетмейстера Мариинского театра с 1869 по 1903 год.
[11] Сценарий балета «Щелкунчик» и подробный хореографический план на музыку П.И. Чайковского написал Петипа. Однако из-за его тяжелой болезни. Петипа постановку «Щелкунчика» поручили второму балетмейстеру, Льву Ивановичу Иванову. Вынужденный ставить большинство эпизодов этого балета в старых академических приемах хореографии Петипа, Иванов сумел использовать симфонические возможности музыки Чайковского в чудном вальсе снежных хлопьев, который вплотную подводил его к открытиям в «Лебедином озере». Недаром этот вальс восхитил и П.И. Чайковского, и ценителей балета, и критиков.
[12] Чайковский П.И. Переписка с П.И. Юргенсоном. В 2-х т. М., 1938-1952. Т. 2. С. 38.
[13] Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.; М., 1963. С.377.
Источник