Лунный свет над фирвальдштетским озером

Людвиг ван Бетховен. Соната № 14 «Лунная»

Джульетта Гвиччарди… женщина, чей портрет Людвиг ван Бетховен хранил вместе с «Гейлигенштадским завещанием» и неотправленным письмом, адресованным «Бессмертной возлюбленной» (и не исключено, что этой загадочной возлюбленной была именно она).

В 1800 г. Джульетте было восемнадцать лет, и Бетховен давал уроки юной аристократке – но общение этих двоих скоро вышло за пределы взаимоотношений учителя и ученицы: «Мне стало отраднее жить… Эту перемену произвело очарование одной милой девушки», – признается композитор в письме к другу, связывая с Джульеттой «первые счастливые минуты за последние два года». Летом 1801 г., которое Бетховен вместе с Джульеттой проводит в имении ее родственников Брунсвиков, он уже не сомневается, что любим, что счастье возможно – даже благородное происхождение избранницы не казалось ему непреодолимым препятствием…

Но воображением девушки завладел Венцель Роберт фон Галленберг – композитор-аристократ, далеко не самая значительная фигура в музыке своей эпохи, но юная графиня Гвиччарди считала его гениальным, о чем не преминула сообщить своему учителю. Бетховена это привело в ярость, а вскоре Джульетта в письме сообщила ему о своем решении уйти «от гения, который уже победил, к гению который еще борется за признание»… Брак Джульетты с Галленбергом оказался не особенно счастливым, а с Бетховеном она вновь встретилась в 1821 г. – Джульетта обратилась к бывшему возлюбленному с просьбой о… финансовой помощи. «Она домогалась меня в слезах, но я презрел ее», – так описывал эту встречу Бетховен, однако, портрет этой женщины он хранил… Но все это будет потом, а тогда композитор тяжело переживал этот удар судьбы. Любовь к Джульетте Гвиччарди не сделала его счастливым, но подарила миру одно из прекраснейших произведений Людвига ван Бетховена – Сонату № 14 до-диез минор.

Соната известна под заглавием «Лунная». Сам композитор такого названия ей не давал – оно закрепилось за произведением с легкой руки немецкого писателя и музыкального критика Людвига Рельштаба, увидевшего в первой части ее «лунный свет над Фирвальдштетским озером». Парадоксальным образом это наименование прижилось, хотя встречало немало возражений – в частности, Антон Рубинштейн утверждал, что трагичность первой части и бурные чувства финала совершенно не соответствуют меланхоличности и «кроткому свету» пейзажа лунной ночи.

Соната № 14 была издана в 1802 г. вместе с Тринадцатой. Оба произведения были определены автором как «Sonata quasi una Fantasia». Это подразумевало отступление от традиционной, сложившейся структуры сонатного цикла, выстраиваемого по принципу контраста «быстро – медленно – быстро». Четырнадцатая соната развивается линейно – от медленного к быстрому.

Первая часть – Adagio sostenuto – написана в форме, сочетающей в себе черты двухчастности и сонатности. Основная тема кажется предельно простой, если рассматривать ее изолированно – но настойчивое повторение квинтового тона придает ей исключительную эмоциональную напряженность. Это чувство усиливается триольной фигурацией, на фоне которой проходит вся первая часть – как неотвязная мысль. Басовый голос по ритму почти совпадает с мелодической линией, тем самым усиливая ее, придавая значительность. Эти элементы развиваются в смене гармонического колорита, сопоставлении регистров, представляя целую гамму чувств: печаль, светлая мечта, решимость, «смертельное уныние» – по меткому выражению Александра Серова.

Вторую часть – Allegretto – Ференц Лист называл «цветком между двух бездн». Это грациозное скерцо с его полунасмешливыми-полуласковыми интонациями настолько контрастирует «бездне отчаяния» в первой части, что даже способно вызывать недоумение – как оно вообще могло здесь появиться («Позабывают сказать, что в этой сонате есть еще и скерцо», – говорил Александр Серов). Но ведь это так естественно для человека – искать прибежище в воспоминаниях и иллюзиях.

Третья часть – Presto agitato – прямо-таки взрывается страстью и гневом. Финал сравнивали с «потоком горящей лавы», «дикой ночной бурей» – но никакие природные явления, пусть даже самые грозные, не сравнятся с той душевной бурей, которая изливается в стремительных акцентированных арпеджио и хроматизмах. Важная роль ритмической фигурации и ритмическая остинатность роднят финал с первой частью – но сходство элементов фактуры сопровождается глубочайшей контрастностью эмоций. Темы финала родственны друг другу, контраста между ними нет – он и невозможен, когда все подчинено выражению одного чувства.

Читайте также:  Земельные участки кривое озеро

Сонату № 14 исполнители и слушатели полюбили еще при жизни автора – настолько, что Бетховена в последующие годы даже несколько раздражала ее популярность: «Я написал вещи и получше», – говорил композитор. С веками любовь к этому произведению не ослабевает. Среди известных исполнителей Сонаты № 14 – Гленн Гульд, Вильгельм Кемпф, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Даниэль Баренбойм.

Источник

Музыка в миноре. Зачем Бетховен опускал голову в ледяную воду

250 лет назад родился один из самых популярных композиторов в мире, чье имя знают даже те, кто не слушает классику. «АиФ» вспоминает самые известные произведения Бетховена, которые почти два века будоражат сердца любителей музыки.

«Лунная соната», 1801 г.

Интересно, как бы отреагировал Бетховен, узнав, что его Сонату для фортепиано № 14 до-диез минор (с комментарием: «В духе фантазии») окрестили «Лунной»? Ну с чего вдруг? Он же посвятил ее юной графине: красавице Джульетте Гвиччарди. Давал уроки игры на фортепиано и влюбился. Был счастлив, строил планы на будущее. Чувства как будто были взаимными, да и родители девушки привечали Людвига.

Однако Джульетта неожиданно увлеклась графом Венцелем Галленбергом, композитором-любителем с более толстым кошельком, и вышла за него замуж. Бетховен не мог простить предательства: его, гения, предпочли какой-то бездарности! Тем не менее посвящение на титульном листе сонаты сделал бывшей возлюбленной. Но именно поэтому первая часть сонаты не лирическая, а скорее трагическая. После смерти композитора его друг, критик Людвиг Рельштаб, назвал эту часть «Лунной»: музыка ассоциировалась у него с лунным светом над Фирвальдштетским озером.

«К Элизе», 1810 г.

Эта фортепианная пьеса по популярности не уступает «Лунной сонате», даже соперничает с ней за звание самого известного произведения Бетховена. Автор назвал ее Багатель № 25 ля минор. «F ü r Elise» было лишь подзаголовком. Пьеса-багатель — простое произведение, и действительно, все, кто обучается игре на фортепиано, непременно играют «К Элизе». Обнаружил запись пьесы музыковед Людвиг Ноль, изучавший биографию Бетховена после его смерти. Кто же та дама, удостоившаяся посвящения великого сочинителя: «Элизе на долгую память»?

Историки и критики выдвигали разные версии. Но на сегодня большинство из них склоняются к выводу канадской исследовательницы Риты Стеблин: это Элиза Баренсфельд, ученица Терезы Малфатти, которая, в свою очередь, занималась у Бетховена. У Элизы был прекрасный голос, она рано начала давать концерты…

Считается, что именно в фортепианной музыке Бетховен выражал чувства. Это своего рода лирически-музыкальный дневник композитора. Пьеса «К Элизе» была опубликована только через 40 лет после смерти Бетховена, но стала одной из самых любимых у исполнителей. Существует масса оригинальных обработок пьесы, в том числе современными группами.

«Патетическая соната», 1798-1799 гг.

Соната для фортепиано № 8 до минор. Музыковеды называли ее «эстетическим манифестом», «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Говорят, прежде ни одно фортепианное произведение не вызывало у слушателей и критиков столь бурных споров. Кто-то готов был принять новаторский стиль (в то время даже активное применение педали было редкостью), кто-то считал, что нельзя так выставлять свои чувства, и называл сонату вульгарной.

Но как мог композитор не выразить чувства?! Ему не было 30 лет, когда он начал стремительно глохнуть, а врачи лишь разводили руками. Потом исследователи жизни и творчества Бетховена напишут: каждый раз, приступая к сочинению нового произведения, композитор опускал голову в ледяную воду. Как знать… Сильнее удара для композитора и придумать было невозможно. Бетховен был близок к самоубийству, после «Патетической сонаты» и вовсе хотел прекратить сочинительство. Однако нашел в себе силы жить и работать дальше.

Соната посвящена князю Карлу Лихновскому, австрийскому меценату, покровителю Бетховена на протяжении многих лет. Князь оплатил первую публикацию композитора в 1795 году, позже в течение семи лет выплачивал ему годовое содержание. К сожалению, закончились отношения после скандала: в гостях у князя Бетховен отказался играть перед офицерами французской армии.

Читайте также:  Крупные озера австрии список

Нестерпимая боль и обида на судьбу, но в то же время надежда и вера в лучшее, вот что такое «Патетическая соната», пробирающая до мурашек. Да, у каждого свой путь, и все-таки человек способен сам творить судьбу: смириться с неизлечимым диагнозом и медленно двигаться к логическому концу. Или бороться за полноценную жизнь. Несмотря ни на что.

Начиная с «Патетической сонаты» Бетховен все чаще обращается к теме судьбы в музыке. Глухота стала причиной появления множества драматических сочинений. На нотах этой сонаты учились Брамс, Вагнер, Мусоргский. Многие режиссеры использовали ее в своих фильмах.

«Аппассионата», 1803-1806 гг.

«Прочтите „Бурю“ Шекспира», — говорил автор о Сонате для фортепиано № 23 фа минор. Посвящена она почитателю творчества, графу Францу Брунсвику, брату Терезы и Жозефины, которых любил Бетховен…

Невероятное по драматическому накалу сочинение. Борьба за жизнь, переживания из-за болезни, любовные неудачи, одиночество, разочарование в Наполеоне, ставшем императором, — вот чем наполнена трагическая «Аппассионата». С первого до последнего такта.

В СССР любили приводить цитату Ленина, записанную Горьким: «Ничего не знаю лучше „Appassionata“, готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка… Какие чудеса могут делать люди!» Тургенев написал раньше. И более художественно: «С самых первых тактов стремительно-страстного allegro… я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, который мгновенно охватывает душу, когда в нее нежданным налетом вторгается красота. Я не пошевельнулся ни одним членом до самого конца. Я не хотел и не смел вздохнуть».

Сам композитор считал № 23 своей лучшей сонатой. «Аппассионатой» ее спустя много лет назвал гамбургский издатель Август Кранц.

Симфония № 5, 1804-1808 гг.

«Так судьба стучится в дверь», — эту фразу Бетховена о четырех начальных тактах Симфонии № 5 до минор помнят все учившиеся в музыкальной школе. К слову, дополнительное название симфонии — «Schicksalssymphonie» (от немецкого «schicksals» — «судьба»). Впрочем, фрагмент этот настолько популяризирован в массовой культуре, что сегодня его, кажется, знают все: «тему судьбы» часто используют на ТВ, в рекламе, художественном и документальном кино.

Пятая Бетховена — одна из наиболее часто исполняемых симфоний во всем мире. Но как должны звучать знаменитые четыре такта? Аllegro, molto ritardando с ферматами. Единого мнения у дирижеров нет. И, может быть, это вовсе не плохо. Каждый слышит в музыке свою судьбу.

На первом издании симфонии было посвящение покровителям композитора: князю фон Лобковицу и графу Разумовскому. Сейчас понимаешь: хорошо, что все эти люди были вокруг Бетховена. Да, характер у него был непростой. Но, если бы не меценаты, прожил бы композитор 56 лет? Оставил бы нам такое богатое наследие?

Источник

Завещание всему человечеству

В этом году весь мир празднует 250-летие Людвига ван Бетховена. Его музыка окружает нас повсюду. Вокруг как мантру повторяют, что он великий композитор. В чем же его величие, почему мы слушаем его произведения до сих пор? «МНГ» попросила директора иммерсивного концерта «Beethoven!» Валентину Айшпор ответить на наивные вопросы о гениальном немце.

Самый известный портрет Бетховена был написан Карлом Штилером. Позирование для художника Бетховен считал наказанием, поэтому руки Штилер рисовал уже по памяти / wikimedia

Людвиг ван Бетховен жил в сложное историческое время. Войны, голод, разруха… Его жизнь не была безоблачна, погружаясь во мрак глухоты, он явил всем нам свет своего дара, свою музыку как завещание и послание всему человечеству.

Почему Бетховен на всех портретах такой суровый?

В юности Людвиг ван Бетховен был вполне жизнерадостным человеком. Одаренный абсолютным слухом мальчик блестяще концертировал с семи лет. В Вене учился у самих Гайдна и Сальери. Моцарт очень тепло отзывался о начинающем композиторе. И, если бы не внезапное ухудшение здоровья матери Бетховена (Людвиг незамедлительно вернулся в Бонн), возможно, мир получил бы сверхгения – Бетховена – ученика Моцарта.

Под влиянием жизненных обстоятельств, различных недугов полный больших надежд молодой человек превратился в непростого в повседневном общении человека. Всклокоченные волосы, заношенная одежда, бесконечный беспорядок в рабочем кабинете (говорят, среди его рабочих нот попадались остатки недоеденного обеда) – страх перед наступающей глухотой превратил его в человека несносного.

Читайте также:  Причал у озера сделай сам

К слову, в своем «Гейлигенштадтском завещании» Бетховен говорит именно о болезни как причине такого дурного характера: «О вы, люди, считающие меня злонравным, упрямым или мизантропичным – как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. /…/ Вот уже шесть лет я пребывают в безнадежном состоянии, усугубленном невежественными врачами…»

Как глухой композитор мог сочинять музыку?

Вы можете напеть что-нибудь из Бетховена? Абсолютно. Даже если вы не музыкант и не меломан. «Та-та-та-таааа!» – наверняка вы пропели эти слоги, мысленно обращаясь к началу знаменитого голливудского фильма об очаровательном псе, названном в честь композитора. Сам музыкант говорил о начальных тактах своей Симфонии №5: «Так сама судьба стучится в дверь!»

Как бы то ни было, так называемый образ «поединка с судьбой» – теперь неотъемлемая часть бетховенского мифа.

В 26 лет у Бетховена постепенно начал пропадать слух. И в течение следующих двадцати лет этот недуг усугублялся, пока композитор полностью не оглох. Кроме того, его не переставая мучил звон в ушах – сопутствующий симптом его заболевания. В Музее Бетховена в Бонне есть такой отдел, где каждый желающий может поднести к уху слуховую трубку и услышать, как, по мнению исследователей, Бетховен слышал в тот или иной период своей жизни. Когда посетитель доходит до последнего аппарата – он не слышит там ничего. Потрясающий по силе воздействия «аттракцион».

Слух постепенно покидал Бетховена, но Музыка продолжала в нем жить и рвалась наружу. Именно в последний период творчества композитор сочинил свои величайшие произведения, в том числе Струнный квартет, оп. 131; «Торжественную мессу»; «Великую фугу», оп. 133 и Девятую симфонию.

Как же он сочинял? Бетховен пользовался специальной палочкой, прикрепленной одним концом к передней панели фортепьяно. Другой конец палочки он зажимал зубами, и звук, издаваемый инструментом, он чувствовал благодаря вибрации, которую эта палочка ему передавала.

Даже в детском саду на ксилофоне исполняют «К Элизе» Бетховена. Кто же такая Элиза?

Личная жизнь Бетховена всегда была полна слухов и пересудов. Он отчаянно оберегал ее от посторонних, но неоспоримым остается факт, что композитор часто влюблялся. До сих пор неразгаданной тайной остается личность Бессмертной возлюбленной (именно письмо к ней было найдено в ящике письменного стола композитора после его смерти). Существует даже целый список предполагаемых претенденток, но некоторые исследователи творчества считают, что Бетховен в своем письме обращался лишь к одной – Ее Величеству Музыке.

Фортепианная пьеса Людвига ван Бетховена «К Элизе» знакома практически каждому из нас. Известно, что изначально произведение называлось «Багатель № 25 ля минор». Но неразборчиво нацарапанное на титульном листе нот «К Элизе» породило множество догадок. Самые популярные из них – певица Элизабет Рекель, она была сестрой друга композитора; Элиза Баренсфельд, одна из учениц мастера. Современный писатель, журналист и историк Виктор Королев предполагает и доказывает в своих рабоетах, будто пассией композитора была русская императрица Елизавета Алексеевна (жена императора Александра I).

Почему «Лунная» соната Бетховена – лунная? Откуда такой интерес к космосу?

Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 имеет заголовок «Sonata quasi una fantasia». «Лунной» первую часть сонаты (Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, спустя пять лет после смерти автора. Он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером» (озеро еще называют Люцернским, оно находится в Швейцарии).

Гимн Европы ведь тоже Бетховен написал?

Почти двадцать лет он вынашивал замысел симфонии новой формы. Ею стала Девятая. Оратория «Ода к радости» на стихи Фридриха Шиллера произвела эффект разорвавшейся бомбы. Премьера симфонии сопровождалась шквалом оваций, композитор стоял спиной к залу и не слышал их, так как уже полностью потерял слух. Поначалу он решил, что это провал, пока одна из певиц не развернула композитора лицом к восторженной публике. «Ода к радости» действительно стала гимном единой Европы.

Премьера иммерсивного концерта «Beethoven!» состоялась этой весной, 11 марта, еще до пандемии. Он был подготовлен Клубом любителей немецкого языка gut geD-A-CHt НИУ «Высшая школа экономики» и Российской государственной библиотекой при поддержке культурного отдела Посольства Германии в Москве. Организаторы концерта надеются, что его можно будет вновь показать, когда будут сняты коронавирусные ограничения.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24