Лядов волшебное озеро кратко

Лядов волшебное озеро кратко

сказочная картинка для оркестра, соч. 58 (Изд. 1909)

Если долго смотреть на воду, будь то огромные волны моря или мелкая рябь озера, то начинает казаться, что кто-то рисует на воде своей невидимой кистью. Этот рисунок невозможно уловить и запомнить, он все время меняется. Там можно увидеть все, что угодно – таинственные лица потусторонних существ, вьющиеся волосы девушек или рыбий глаз, подглядывающий за тобой прямо из глубины.

Человек не может жить в воде, но сидя на берегу, особенно в сумерках, очень верится в то, что там, на дне тоже своя жизнь. И она так же прекрасна, как и среди людей, и даже еще прекрасней, потому что непостижима для простого смертного. Лишь только легендарный Садко отважился спуститься на дно к Царю Морскому, да и то потом оказалось, что все ему просто приснилось.

Быть может, так же, сидя в сумерках на берегу, Анатолию Лядову привиделась волшебная жизнь озера. В его четырехтактном эскизном наброске сохранился рисунок лесного озера в окрестностях деревни Полыновки, с камышами и елями на берегу, который, вероятно, послужил прототипом для написания музыки. Если бы он был художником, он бы нанес эти великолепные краски на холст. Но у композитора своя палитра. Он рисует звуками – голосами и инструментами, и именно палитра оркестра как нельзя лучше воплотила этот сказочный замысел. Когда Лядова просили сыграть это произведение на рояле, он отговаривался: «что там играть – одна фигурация. » Но все же когда играл, то так, что в каждом звуке рояля словно слышались тембры разных инструментов.

Точного программного (литературного) содержания в партитуре нет, как в «Кикиморе» или «Бабе-Яге». Но известно высказывание самого композитора о нем: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине! А главное – без людей – без их просьб и жалоб – одна мертвая природа – холодная, злая, но фантастичная, как в сказке».

В этом высказывании композитора таится небольшое противоречие: с одной стороны он говорит, что природа мертвая, холодная и злая, с другой – он сам же ее «оживляет», наделяет волшебным даром. И музыка у него получилась такая же – живая и волшебная. Известный критик и музыковед, современник Лядова, Б.Асафьев определил сущность этого произведения как «лирический симфонический пейзаж». Что такое, в данном случае, лирика? Быть может, та мягкость настроения и прозрачность музыкальной ткани, которая пронизывает все произведение. А может быть, это то удовольствие, с которым работал автор над партитурой? «Какое мое «Волшебное озеро» хорошее! Играю – и упиваюсь. В таком роде я еще не сочинял», — признался как-то Лядов Асафьеву без тени хвастовства, ведь по природе он был человеком скромным, и даже застенчивым.

В этом произведении воплотилась давняя мечта композитора. Как известно, Лядов задумывал написать оперу «Зорюшка», но так и не сделал этого. Материал, который стал «озером» предназначался для сцены с русалками, эскизы которой были написаны в начале 90-х годов XIX века. Таким образом, замысел композитора воплотился без малого через двадцать лет. И автор, безусловно чувствовал удовлетворение каждым тактом и каждой деталью, чего он всегда искал в произведениях других композиторов, но не всегда находил, особенно в крупных формах.

Читайте также:  2 гис озеро карачи

Примечательно одно из писем Лядова к Беляеву, сохранившееся в автографе, где речь идет о музыке А. Скрябина, его современника:

«Господи, да куда же делась музыка? Со всех кусков, со всех щелей ползут декаденты. Помогите, святые угодники! Караул! Я убит, избит, как Дон-Кихот пастухами. После Скрябина Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом. Кажется, сейчас я с ума сойду. Куда бежать от такой музыки?»

Но, видимо, бежать было некуда, действительно некуда. Наступало начало века, и само Время вступало в свои права. Хоть эскиз и был написан Лядовым еще в конце прошлого века, но в уже в 1903-04 году, то есть на пять лет раньше «озера» появилась «Божественна поэма» Скрябина. И «Волшебное озеро», как ни странно, тоже не лишено влияния Скрябинского языка. Кстати, в это же время (1903) была написана оркестровая картина Дебюсси «Море», (есть с чем сравнить).

Конечно, кажется, что сами образы волн, волшебства и фантастики требуют именно такого воплощения: короткие мотивы с отсутствием мелодической темы как таковой, гармония с альтерированными тонами (повышенными или пониженными относительно основного лада), прозрачная, легкая оркестровка, приглушенные тембры (con sordini) и струнных, и деревянных духовых, и все это при отсутствии медной духовой группы (труб, тромбонов и тубы), которые обычно играют громче, чем все вышеперечисленные. Все тихо, завороженно, фантастично. Лишь редкие “всплески” оживляют таинственный шелест волн. Но ведь фантастические образы Глинки – совсем иные! И Лядов не воспользовался впрямую языком и средствами родоначальника русской классики. На первый взгляд, музыка «Озера» скорее вызывает ассоциации со Скрябиным, нежели с кем-то еще, даже с Римским-Корсаковым. Таким образом, «волшебная палочка» в руках Лядова сыграла с ним злую шутку. Хотя, надо отметить, что это сходство касается только лишь самого музыкального языка. Сама эстетика Лядова полностью противоположна Скрябину. Если Скрябин выражает крайние эмоциональные состояния – экстатические, то Лядов напротив – спокоен и гармоничен. Его музыкальная «сказочная картинка» рисует краткий, но очень цельный и законченный музыкальный образ, как это вообще свойственно Лядову, достойному миниатюристу русской композиторской плеяды.

Источник

«Волшебное озеро» А. Лядова: черты импрессионизма

##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Аннотация

«Волшебное озеро» А. К. Лядова рассматривается как образец импрессионистской миниатюры в русской музыке. Некоторые сведения об истории создания «сказочной картинки», комментарии композитора, музыкальный материал позволяют проследить импрессионистские черты. Анализ тематического материала (микромотивы, мотивы, микротемы) показывает воплощение импрессионистской образности. Учитывая эстетическую направленность творчества композитора, замысел произведения, особенности его воплощения есть все основания считать миниатюру примером «русского варианта импрессионизма».

Ключевые слова: А. Лядов, музыка ХХ века, музыкальный импрессионизм, тематизм

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Авторское право

Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.

Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.

Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).

Лицензии

Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.

PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Читайте также:  Байкал самое глубочайшее озеро на земле

Критерии авторства, соавторство

Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.

1. Авторство основывается на следующих критериях:

1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.

2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.

3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.

4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.

2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.

3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.

4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.

5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.

6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.

7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.

8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.

9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.

Источник

Волшебное озеро (симфония)

К. Лядов. «Волшебное озеро». Закрытие XI Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств». Дирижёр — Ю. Темирканов

К. Лядов. «Волшебное озеро». Оркестр под управлением Евгения Светланова

«Волшебное озеро» (опус 62) — симфония композитора Анатолия Константиновича Лядова из цикла «сказочных картинок».

Подзаголовок, данный композитором: «Сказочная картинка» [1] .

Время создания: 1908 год [2] .

Содержание

Композитор [ править ]

Анатолий Константинович Лядов (1855—1914), много и плодотворно изучая русской фольклор, использовал его в своем творчестве, создав музыкальный цикл симфонических миниатюр русской народной сказки [3] . В этот цикл вошло несколько произведений: «Баба-Яга», « Волшебное озеро», «Кикимора», а также «Танец Амазонки», «Скорбная песнь» [4] — эти два последних произведения входят не в цикл русских сказок, а в цикл миниатюрных симфоний.

Композитор не писал больших многослойных произведений. Его излюбленной музыкальной формой стала небольшая инструментальная или вокальная пьеса.

Музыкант Б. Асафьев сказал о нем: «…Лядов скромно отвел себе область миниатюры — фортепианной и оркестровой — и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нем действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике» [3] .

История создания [ править ]

Произведение «Волшебное озеро» относится к музыкальному циклу сказочных картинок на тему русского фольклора, созданному А. К. Лядовым в 1900-х годах. Как считает музыковед Л. Михеева, «Волшебное озеро» было задумано Лядовым еще в 1880-е годы, но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, отмеченное особым творческим подъемом [2] [5] .

Читайте также:  Высота фонтана на женевским озере

Тем не менее, есть мнение другого музыкального критика — Анны Булычевой, что первое произведение цикла — симфония «Баба-Яга» — появилось под влиянием сказок в редакции А. Н. Афанасьева и иллюстраций Ивана Билибина [6] . Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году именно как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная» и послужила отправной точкой для работы композитора на циклом [6] . Л.Михеева же считает, что иллюстрации И. Билибина лишь подтолкнули к осуществлению давно задуманного самим композитором [5] .

Однако «Волшебное озеро» не связано с какой-то определенной сказкой, хотя и вписывается в общий цикл. Известны слова самого композитора, рассказывающего, что вдохновением ему послужило вполне реальное лесное озеро: «Вот как оно было у меня с озером, — рассказывал композитор. — Знал я одно такое — ну, простое лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и кажущейся неподвижности! Начал я искать описания вот такого подходящего мне озера в русских народных сказках. Искал, искал, чтобы опереться. Но не любят русские сказки останавливать действие и ход сказа на описаниях явлений природы вот так, как нужно было мне для музыки: движения будто нет, а мысль — все время, и порой будто совсем уходит. Все останавливается, всякое шуршание. Нет, оказывается, что-то где-то копошится. Вдруг, скользнул ветер…» [2] [5] . В эскизах композитора, который был еще точным художником-рисовальщиком, рядом с нотными строками сохранился карандашный набросок озера с камышами и елями на берегу, возможно, воспроизводящий виденный когда-то пейзаж.

Б. Асафьев указывает это озеро даже более географически точно: в окрестностях села Волыновки [2] , то есть в северной части, ближе к Финляндии. Б. Асафьев вообще видит в этом небольшом произведении К.Лядова связь с финским эпосом «Калевала» [5] .

А. К. Лядов для «Волшебного озера» использовал фрагменты своей незаконченной оперы «Зорюшка» [5] .

Сам композитор с удовольствием отмечал, что «Волшебное озеро» вполне удовлетворяло его авторским амбициям, а этого он не утверждал про все свои произведения. «Ах, как я его люблю!» — сам же о нем писал композитор [1] . И еще одно высказывание, отнюдь не характерное для этого скромного и взыскательного музыканта: «Какое моё „Волшебное озеро“ хорошее! Играю — и упиваюсь. В таком роде я ещё не сочинял» [5] .

Сюжет [ править ]

Весь сюжет, собственно, сводится к звукам, словно услышанным композитором у озера: рябь, чуть бьется вода… Такая музыкальная картинка-зарисовка. Лядов сам определил сюжет: «Как оно картинно, чисто, со звёздами, и таинственно в глубине. А главное — без людей, без их просьб и жалоб — одна мёртвая природа, холодная, злая, но фантастичная, как в сказке» [1] [5] .

Состав оркестра [ править ]

2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, литавры, челеста, большой барабан, арфа, струнные [2] .

Оркестровка «Волшебного озера» — признается в музыковедении как одно из высших достижений оркестрового мастерства А. К. Лядова [1] .

Премьера [ править ]

Музыкальная пьеса была завершена в 1908 году.

Премьера «Волшебного озера» была представлена 21 февраля 1909 года в Большом зале Петербургской консерватории под управлением Н. Черепнина [7] . Рецензия на концерт появилась 26 февраля 1909 года [5] .

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24