Марина семенова балет лебединое озеро

Марина Семенова

Биография

Ее называли иконой русского балета, «Тальони ХХ века», роковой красавицей. Народная артистка СССР, учитель Майи Плисецкой, Николая Цискаридзе и целой плеяды талантливых артистов балета, Марина Тимофеевна Семенова прожила долгую и насыщенную жизнь, преодолев столетний рубеж. Она стала первой ласточкой советского балета, выступившей на легендарных подмостках парижского театра Гранд-Опера.

Детство и юность

Родилась будущая прима Большого театра в 1908 году в городе на Неве, в семье простых служащих с очень скромным достатком и обилием детей. Глава семейства умер, оставив овдовевшей жене шестерых отпрысков. И кто знает, как бы выжила семья, если бы на пути матери не встретился добрый и порядочный человек, за которого она вышла замуж. Бывший моряк, трудившийся на одном из заводов Петрограда, Николай Шелоумов стал отчимом маленькой Марины.

Балерина Марина Семенова

Первой незаурядные способности девочки заметила подруга матери Екатерина Карина, бывшая балерина, обучавшая детей азам танцевального искусства. Семенова вместе с сестрой Валерией посещала кружок Кариной, и та наметанным глазом мгновенно оценила ее невероятную гибкость, посоветовав родителям отдать дочь в балет.

Так 10-летняя Марина Семенова появилась на пороге хореографического техникума, в который после революции превратилась императорская театральная школа. Оглядев маленькую тщедушную девочку, придирчивые члены комиссии вынесли неутешительный вердикт: отказать.

Марина Семенова в молодости

И если бы не настойчивость одного из педагогов, артиста балета Виктора Семенова, заявившего, что «Семеновых в балете должно быть больше», Марина бы ушла домой ни с чем. Но ее приняли и определили в интернат при учебном заведении.

Хрупкая девочка попала в класс к замечательной наставнице, матери Галины Улановой, Марии Романовой. Женщина с первых же занятий поняла, что в ее руки попал алмаз, который при надлежащей огранке превратится в ценнейший бриллиант.

Марина Семенова

Вскоре понимание, что Марина Семенова – танцовщица от бога, пришло к бывшим строгим экзаменаторам, вначале отказавшим ей. Девочку перевели с 1-го класса стразу в 3-й. Новой наставницей Марины оказалась Агриппина Ваганова, которую юные балерины боялись как огня. Женщина славилась крутым и безжалостным нравом, наказывала за малейшие провинности.

Марина Семенова, порыдав на груди доброй Марии Романовой, отправилась в класс Вагановой и вскоре поняла, что Агриппина Яковлевна – это вторая мама. Позже именитая балерина так и называла Ваганову, с которой дружила до конца ее жизни.

Балет

Дебют гениальной артистки балета состоялся, когда ей едва исполнилось 13 лет. Танцовщица получила первую роль в балете «Волшебная флейта». Вторая партия досталась Марине Семеновой в балете «Сильвия»: девушке доверили роль Повелительницы дриад. Но первые две роли оказались лишь предисловием к настоящему сценическому дебюту. Ей доверили партию в балете «Дон-Кихот», где блистала прибывшая из Москвы прима Большого театра Викторина Кригер. Юная Марина оказалась не хуже именитой москвички.

Балерина Марина Семенова в 1925 году

Диплом любимой ученице Вагановой вручили в 1925-м. Специально для фаворитки наставница возобновила балет Делиба «Ручей». Партию феи Марина Семенова исполнила не на ученической сцене, а на подмостках бывшего Мариинского театра. Эта роль стала значимой вехой в биографии артистки, ведь после ее исполнения Семенову зачислили в труппу Ленинградского театра оперы и балета. На его подмостки балерина выходила 5 лет, с 1925-го по 1930-й.

Приход Марины Семеновой в бывшую «Мариинку» оказался триумфальным и поломал устоявшуюся традицию: артистка «перескочила» первую обязательную ступень всех новичков – миновала работу в кордебалете. О такой стремительной карьере в свое время не мечтала даже звездная Анна Павлова, блиставшая на этой сцене.

Марина Семенова в балете «Лебединое озеро»

Семеновой с первых дней доверили ведущие партии. В «Лебедином озере» она сыграла Одетту-Одиллию, в «Спящей красавице» – Аврору и Флорину, в «Баядерке» воплотила Никию. Партнером Марины на сцене, а затем и в супружеской жизни стал тот самый наставник и однофамилец Виктор Семенов.

В 1930-м начался постепенный перевод труппы в столицу. Марина и Виктор Семеновы перебрались на подмостки Большого театра в Москву. В начале сентября того же года имя будущей легенды советского балета впервые появилось на афишах. Артистка выступила в главной партии – Никии в «Баядерке» хореографии Мариуса Петипа.

Марина Семенова и Виктор Семенов

На выступления Марины Семеновой, мгновенно ставшей примой Большого, приходят высшие чины и члены правительства с супругами. Во многом благодаря танцовщице балет провозглашают одним из главных искусств Союза.

Бриллиантом российского балета похвалился Анатолий Луначарский в разговоре с Сергеем Дягилевым во время пребывания в Париже. Стефан Цвейг, увидевший Семенову впервые на сцене московского БТ, испытал сильнейшее потрясение. О гениальной балерине, сыгравшей партию Лебедя в спектакле «Лебединое озеро», он написал в мемуарах.

Марина Семенова и Михаил Габович

Прослышав о танцовщице, чье мастерство поражало всех искушенных балетоманов, премьер Парижской оперы и теоретик танца Серж Лифарь пригласил Марину Семенову выступить на сцене Гранд-Опера. Советские чиновники, скрепя сердце, одобрили гастроли, хотя Клим Ворошилов противился до последнего. Он был убежденным противником поездок советских артистов за рубеж, полагая, что там они и останутся. Переубедил Ворошилова Лазарь Каганович, тонкий ценитель балета и поклонник Семеновой.

Читайте также:  Рельеф озера со спутника

Триумф Марины Семеновой, выступившей на легендарных подмостках французской столицы в партии Жизель, был предсказуем. Ее партнером был сам Лифарь. Французские газеты захлебывались в похвале советской звезде, назвав ее Жизель «шедевром балетного искусства».

Марина Семенова на сцене

Триумфальное шествие Марины Семеновой оборвалось в 1937 году, когда в колесо репрессий и сталинских чисток попал второй муж балерины, посол в Турции Лев Карахан. После его расстрела артистке чудом удалось избежать участи супруга. Лишь мировая известность спасла ее от ареста и гибели. Путь на зарубежные гастроли для заслуженной артистки закрыли, но на сцену она продолжила выходить.

Награды и милость власти вернулись к приме Большого театра в годы войны. В 1941-м танцовщице вручили Сталинскую премию, а в победном 1945 году Марина Семенова вышла на сцену с коронным номером: исполнила вальс в спектакле «Иван Сусанин».

Марина Семенова и Лев Карахан

Танцевальная карьера Семеновой завершилась в 1952-м. С 1953-го и до 1997-го Марина Тимофеевна преподавала и работала репетитором в Большом. Среди ее учеников Майя Плисецкая, Римма Карельская, Марина Кондратьева, Надежда Павлова, Галина Степаненко, Николай Цискаридзе. С 1997 года легенда советского балетного искусства – профессор РАТИ. Семенова трудилась до 95 лет, а ее учеников называли «Семеновским полком».

Личная жизнь

Брак с бывшим наставником Виктором Семеновым у балерины закончился вскоре после переезда из Ленинграда в Москву. Заместитель наркома иностранных дел Лев Карахан был сражен царственной красотой балерины и ради нее оставил вторую жену и троих детей. Они жили в фактическом браке до расстрела Карахана.

Марина Семенова и Всеволод Аксенов

Единственную дочь Катю артистка родила от третьего мужа, актера Всеволода Аксенова. Дочь пошла по стопам знаменитой матери и тоже стала балериной. Служила в Большом театре.

Смерть

На выступление примы в парижском Гранд-Опера в далеком 1935 году пришел посмотреть цвет российской эмиграции. Проигнорировала приезд Семеновой лишь Матильда Кшесинская, объяснившая, что ей, жене князя, по статусу не пристало посещать выступление жены дипломата. Поговаривают, произведшая фурор во французской столице Марина Семенова запомнила демарш коллеги.

Марина Семенова в последние годы

Когда в декабре 1971 года Марина Тимофеевна услышала о кончине Кшесинской, не дотянувшей до 100-летнего юбилея, улыбнулась и пообещала, что непременно переживет Матильду.

Легендарная танцовщица исполнила обещание с лихвой: Семеновой не стало на 102-м году жизни. Она скончалась в июне 2010 года. Причиной смерти была старость. Похоронили легенду на 10-м участке Новодевичьего кладбища.

Партии

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета

  • 1925 — «Ручей» Л. Минкуса, хореография М. Петипа — Наила
  • 1925 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского — Повелительница дриад
  • 1925 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Флорина
  • 1926 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа — Никия
  • 1927 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Аврора
  • 1929 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа — Раймонда

Репертуар в Большом театре

  • 1930 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Одетта-Одиллия
  • 1930 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Аврора
  • 1931 — «Руслан и Людмила» М. Глинки, балетмейстер Р. Захаров — Лезгинка
  • 1934 — «Эсмеральда» Ч. Пуни, редакция В. Тихомирова — Эсмеральда
  • 1934 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа — Жизель
  • 1935 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Прелюд
  • 1936 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Мария
  • 1937 — «Руслан и Людмила» М. Глинки, балетмейстер Р. Захаров — Волшебная дева
  • 1938 — «Кавказский пленник» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Полина
  • 1939 — «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен — Маша
  • 1941 — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Р. Захаров — Панночка
  • 1945 — «Кармен» Ж. Бизе, балетмейстер Р. Захаров — Морено
  • 1946 — «Барышня-крестьянка» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Лиза
  • 1947 — «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров — Золушка
  • 1949 — «Медный всадник» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Царица бала

Источник

Марина Семенова, советская балерина: биография, личная жизнь, творчество

У Алексея Николаевича Толстого есть записи, в которых он рассказывал о чувствах зрителей после просмотра балета «Лебединое озеро». Он писал, что театральный зал гремел, кричал и неистовствовал, так возвышенно-прекрасно, так совершенно было русское искусство. Петр Ильич Чайковский и Марина Семенова создали в этот вечер праздник торжества и красоты.

Эта балерина стала звездой, озарившей искусством русскую сцену, и вполне справедливо то изречение, что двадцатый век в балете — это век Семеновой. Ей аплодировали простые люди и великие артисты: Немирович-Данченко и Прокофьев, Качалов и Стефан Цвейг. Увидев ее завораживающий танец, все они превращались в восторженных поклонников.

«Тальони двадцатого века», учительница Майи Плисецкой, Нины Тимофеевой, Марины Кондратьевой, Николая Цискаридзе Семенова Марина Тимофеевна прожила 102 года. Ее по праву можно назвать иконой русского балета.

Читайте также:  Оплата рыбалки на браславских озерах

Семенова Марина Тимофеевна. Биография

Родилась эта необычная девочка 12 июня 1908 года в Санкт-Петербурге, в многодетной семье, где отец был мелким служащим. После его преждевременной смерти мать будущей легенды балета осталась одна с малыми детьми на руках и вынужденно вновь вышла замуж, чтобы прокормить семью. Если бы не подруга матери Екатерина Карина, увлекшаяся балетом, Марина Семенова могла бы и не стать балериной.

Екатерина Карина вела свой детский балетный кружок и позвала туда маленькую Марину и ее сестру Валерию. Девочка сразу покорила всех пластикой и врожденной грацией. Подруга матери настояла, чтобы Марину отдали в Ленинградское хореографическое училище. Но в приемном отделении в худенькой девочке не увидели балерину и не приняли бы, если бы не солист Мариинского театра. Виктор Семенов, а это был он, услышав фамилию девочки заступился за свою однофамилицу, и вот таким образом Марина оказалась в интернате для балерин. Это был 1918 год, только отгремела революция, и жилось тогда всем несладко, особенно работникам искусства.

Встреча с педагогом Агриппиной Вагановой

Первый год девочка занималась в классе Марии Романовы, матери будущей звезды балета Галины Улановой. В интернате девочку любили не только педагоги, она имела озорной характер и зачастую пародировала преподавателей. Ее детские шалости вызывали смех у подружек, настолько точно и тонко она подмечала характер педагогов.

Но из-за одаренности девочку сразу перевели в третий класс, который вела знаменитая уже тогда балерина Агриппина Ваганова. Зная строгость и острый язык своей новой учительницы, Марина вначале расстроилась и даже плакала. Но на первом же уроке девочка была покорена артистичностью Агриппины Яковлевны. Именно Агриппина Яковлевна Ваганова не только приучила ее к ежедневному кропотливому труду, но еще научила любить работу. Постепенно из озорной девчушки Марина превратилась во вдумчивую, ответственную и наделенную особым даром балерину. Из любви к педагогу девочка старалась быть во всем первой, каждое движение выполняла лучше других, чтобы заслужить похвалу Агриппины Яковлевны.

Дружба между ученицей и педагогом

Всю последующую жизнь Марина Семенова и Агриппина Ваганова дружили как мать и дочь. Став знаменитой, Семенова прислушивалась к мнению педагога, связь между ними не прекращалась никогда. Письма балерины к педагогу напоминают дневники. Обращалась Семенова к Вагановой либо по имени-отчеству либо же называя ее моя черненькая мамочка.

Агриппина Ваганова научила Марину Семенову всему — от балетной техники до мимики на лице, учила не слушать то, что говорят рядом, не обращать на это внимания, а делать свое дело.

В тринадцать лет Марина дебютировала на сцене в балете «Волшебная флейта», а настоящий триумф произошел, когда девочка пришла в Ленинградский театр оперы и балета. Там она выступила в балете «Дон Кихот».

Виктор Семенов

Закончив училище, Марина сразу поступила в труппу Мариинского театра, причем, видя талант девушки, ее сразу поставили на основные партии. Партнером балерины стал солист данного театра Виктор Семенов, тот самый, который настоял на том, чтобы девочку приняли в училище. Виктор стал для Марины настоящим ангелом-хранителем, он всячески опекал солистку. В итоге между ними вспыхнуло чувство, и они поженились.

В 1930 году Марина впервые выступила в Большом театре столицы, на премьеру пришел весь бомонд Москвы, однако они опасались, что питерская балерина окажется черезчур академичной. Но она сумела покорить скептически настроенную публику своей техникой, а главное, той страстью, которая от нее исходила. Это был балет «Баядерка», Марина вышла в обтягивающем тело лифе и в короткой юбке, длинные черные косы довершали образ. Публика была в восторге. После этого Марине Тимофеевне пришлось работать в Москве, хотя она скучала по Ленинграду. После «Баядерки» балерина предстала в новом для нее образе Флорины. Балет «Спящая красавица» она танцевала вместе в Виктором Семеновым. Он выступал в роли Голубой птицы, а партия Флорины была подготовкой перед ролью принцессы Авроры.

До Семеновой роль принцессы Авроры считалась пассивной, но Аврора-Семенова была совсем другой. Вокруг себя она сконцентрировала все действия, в итоге мечта Принца принцесса Аврора в ее исполнении смогла чувствовать, радоваться, любить, страдать.

Марина Семенова. Личная жизнь

Балерина быстро стала примой в Большом театре, выступала в разных спектаклях, особенно ей удавалась роль Одетты в балете «Лебединое озеро», который она танцевала двадцать пять лет, покорив не только отечественную сцену, но и зарубежную. В Париже ее видел знаменитый писатель Стефан Цвейг и был потрясен игрой советской балерины. Французам особенно запомнился балет «Жизель».

По всему Парижу висели афиши, призывающие прийти в «Гранд-опера», чтобы увидеть, как советская балерина выступит в балете «Жизель». Ее партнером становится Серж Лифарь, который, в свою очередь, приходит в полный восторг от Семеновой. Он говорил, что Марина постигла все тайны своего искусства, соединив все его составляющие с невероятным темпераментом и выразительностью.

Второй брак балерины

Брак с Виктором Семеновым продлился недолго, после переезда Марины в Москву, в 1930 году (ей исполнилось 22 года) она повстречалась со Львом Караханом — советским дипломатом. На тот момент Карахан был заместителем наркома иностранных дел, дважды был женат и имел троих детей. А Марина Семенова, балерина от бога, в этот период поражала всех не только талантом, но и внешним видом. Ее природную красоту дополняла царственная походка и осанка. Несмотря на немалую разницу в возрасте, они поженились в год знакомства.

Читайте также:  Места под палатки на ладожском озере

Но наступал 37-й год, и счастье супругов длилось недолго, Льва Карахана сняли с должности и арестовали как врага народа. А расстреляли мужа Семеновой через пять месяцев после ареста, так в 28 лет балерина стала вдовой. Талант Марины спас ее на этот раз, как жена врага народа, она стала «невыездной» и даже сидела под домашним арестом. Но имя балерины было настолько на слуху, что ее побоялись тронуть.

Третьим мужем Марины Семеновы стал Всеволод Аксенов — советский театральный актер, мастер художественного слова. От него у нее родилась дочь Екатерина, которая последует по стопам матери и станет балериной.

Прима Большого театра

До 1952 года танцевала на сцене Большого театра Марина Семенова. Балерина за весь период своего творчества успела воплотить образы Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Чайковского, Жизели в одноименном балете Адана, Раймонды в балете «Раймонда» Глазунова, Никии в «Баядерке» Минкуса, Маши в балете «Щелкунчик» Чайковского, Китри в «Дон Кихоте», Эсмеральды в «Соборе Парижской Богоматери» и во многих других спектаклях.

Она постоянно что-то придумывала. Так, для роли Золушки она решила надеть специальное платье с кринолином. Ее партнер по этому балету Леонид Жданов вспоминал, что когда она вышла в балете «Золушка» в шляпке, весь зал аплодировал стоя.

Педагогическая деятельность Марии Тимофеевны

Несмотря на то что Марина Тимофеевна Семенова была примой во всех балетных постановках, она еще решила танцевать в операх. Именно благодаря ей потом многие балерины стали вводиться в оперные спектакли. Эта женщина не сидела на месте, таким образом она приобретала зрителей.

Семенова Мария Тимофеевна умела покорять публику, ей было подвластно все. Однажды во время «Лебединого озера» балерина поскользнулась во время спектакля и упала. Лежа на одном бедре, Марина Семенова умудрилась поднять в одну сторону ноги и, с помощью рук изображая птицу, станцевала таким образом этот кусок в балете. Последний спектакль, где танцевала Марина Тимофеевна был «Иван Сусанин». Когда она вышла с «Вальсом», начались овации, весь зал встал и аплодировал, пока исполнялся вальс.

Ученики балерины

Как педагог Марина Тимофеевна учила не только танцевать, она в каждом раскрывала личность. Магия ее таланта преображала всех учеников и продолжала жить в тех образах, которые они создавали на сцене. Многие из ее учениц рассказывали, что балерина была необыкновенно женственной. В балете «Раймонда» она поворачивалась спиной к залу и продолжала танцевать. Это было необыкновенно красиво и величаво, Семенова умела себя подать, как скульптор, балерина оттачивала каждое танцевальное движение, ее линии всегда были отточены, красивы. Ее ученик Леонид Жданов говорил, что она научила его так чувствовать партнершу, как никто другой.

Николай Цискаридзе, придя в балетное училище, где преподавала Марина Тимофеевна, со временем понял систему, с которой она подходила к каждому подопечному. Сначала на новичка она не обращала (казалось бы) никакого внимания, затем для ученика наступало время похвалы, при этом она смотрела, как он ее воспринимает, а затем наступало время критики. После того как ученики выдерживали все эти этапы, начиналась настоящая работа.

Николай Цискаридзе

Цискаридзе рассказывал, что до восемнадцати лет его воспитывала и вырастила мама, а затем он стал абсолютным «продуктом» балерины. Марина Семенова учила его как надо есть, как надо одеваться, как надо ходить, как надо встать, как надо подать руку — это было не просто участие в судьбе артиста, это поддерживало, заставляло думать и двигаться дальше.

Балерина считает, что жизнь артиста очень трудна, и карьеру делать нелегко. Надо много работать, вовремя выступить и вовремя станцевать. Сцена как решето просеивает плевелы, публику никогда не обманешь, считает балерина.

Благотворительная деятельность

Незадолго до своего 95-летнего юбилея Марина Семенова переехала в Петербург в свою альма-матер, в хореографическое училище, ныне Академию русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Специально для нее ученики подготовили балет «Жизель», который прима театра по достоинству оценила.

По воспоминаниям Николая Цискаридзе, Марина Тимофеевна была очень хлебосольным и добрым человеком. В театре не было случайных людей для нее, она всегда все про всех знала и всем помогала, часто и материально. Цискаридзе видел это собственными глазами, а на его безмолвный вопрос Марина Тимофеевна отвечала, что эти люди не так много зарабатывают, и она должна им помочь. По сути, она занималась благотворительностью.

Столетний юбилей балерины

Столетний юбилей любимицы публики праздновали с размахом. В Большом театре собрались все ее друзья, родственники и, конечно же, ученики. Показывали отрывки из тех балетов, где в свое время блистала Марина Тимофеевна Семенова. Это и балет «Спящая красавица» Чайковского, и «Золушка» Прокофьева, и «Лебединое озеро», и «Раймонда» и так далее.

Артистическая судьба этой женщины оказалась на редкость удачной, в 1937 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, а спустя несколько лет, в 1951-м — звание народной артистки РСФСР.

Но главное — Марина Тимофеевна пользовалась неограниченной любовью зрителей. Один из критиков писал, что спектакли с ее участием превращались в праздник советского балета.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24