Маршрут по рассказу васюткино озеро

«Путешествие по Васюткиным тропинкам» (урок-игра по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (ФГОС). Урок обобщения, систематизации изученного материала, проводится в форме игры-состязания между двумя командами.

Скачать:

Вложение Размер
План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» 33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Путешествие по Васюткиным тропинкам

Цель: Пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; развивать творческие способности учащихся, универсальные учебные действия.

  1. Учить вдумчиво и внимательно читать текст, определять идею рассказа.
  2. Воспитывать любовь к родному краю, к природе и языку.
  3. Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности.
  4. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

  • Уметь понимать тему, идею литературного произведения;
  • Уметь пересказывать фрагменты текста, отвечать на вопросы.
  • Смысловое чтение;
  • Уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
  • Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом.
  • Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся;
  • Обогащение словарного запаса для свободного выражения чувств и мыслей в процессе речевого общения.
  1. Презентация
  2. Текст рассказа «Васюткино озеро».

Форма урока : работа в командах («Таежники», «Следопыты»): работа в парах («Литературоведы», «Биологи», «Географы», «Исследователи»).

1. Орг. момент. Мотивация к деятельности.

На слайде предложения:

…от затесей далеко не отходи – сгинешь.

…идешь в лес – бери еду, бери спички.

Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.

Из какого произведения эти предложения.? Каков их смысл? (это заповеди, по которым учили жить Васютку родители)

Правильно, ребята! Именно об этом рассказе известного во всем мире сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева мы будем сегодня говорить. В.П.Астафьев имеет две государственные премии СССР и 3 государственные премии России.

Урок-игра по рассказу Астафьева «Васюткино озеро»

Путешествие по Васюткиным тропинкам

ПРИРОДА – НЕ ТОЛЬКО

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, ОНА

И ВОСПИТАТЕЛЬ ДУШИ.

Как эти слова связаны с рассказом «Васюткино озеро»?

Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

Тайга закаляет характер героя, заставляет его переосмыслить свое отношение к родным, к людям

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы к нашему уроку. О чем вы могли бы порассуждать.

Русский художник Василий Иванович Суриков тоже родился в Красноярске. Он изображал сибирскую природу на своих полотнах, посвятил изображению природы многочисленные этюды, карандашные наброски и рисунки. Художник стремился воссоздать на своих картинах образ родной для него сибирской реки. «Сибирь под Енисеем – страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор…»

Рассматриваем с детьми репродукции картин Сурикова «Енисей», « Енисей у Красноярска». Учитель комментирует: «Енисей – могучий , неистовый богатырь, катит свои невысокие валы вдаль, кажется, тесно ему в своих берегах».

Прочитайте описание тайги и Енисея в рассказе В.П.Астафьева. подумайте, что объединяет произведения художника и писателя?

(Объединяющее начало-ощущение величия картины природы и в то же время неведомой опасности, притаившейся рядом).

Ребята, мы совершим путешествие в мир, созданный воображением писателя, обобщим все, что узнали, каждый из Вас определит, насколько он хорошо знает текст и героев рассказа.

В путешествие по тропинкам Васютки отправятся две команды:

« Таежники» и «Следопыты», оценивать ваши старания будет жюри. Капитаны, получите маршрутные листы, в них вы будете ставить баллы, полученные командой. В конце путешествия определим команду-победителя. В путь!

Васютка обладал большим багажом знаний. Проверим, каким багажом знаний обладаете вы.

1 Блиц-турнир «Ромашка» : на лепестках вопросы ромашки вопросы, на которые надо отвечать коротко, быстро, четко и правильно.

  1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
  2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?
  3. Что предвещает вечером смену погоды?
  4. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
  5. Почему у бригады рыбаков, по мнению дедушки Афанасия, рыба не ловилась?
  6. Что у Васютки было с собой, когда он заблудился?
  7. Кого испугался ночью в лесу Васютка?
  8. Как Васютка сумел заблудиться в лесу?
  9. Что сибирские охотники называли «драгоценным припасом»?
  10. Какой рацион питания был у Васютки, когда он блуждал по тайге?
  11. Кто доставил Васютку до родных мест?
  12. Какие чувства испытывает Васютка, когда осознал, что заблудился?

1.Голая сторона у ели-значит, в ту сторону север, где ветвей больше –юг

2.Лиственный лес растет вдоль реки.

3. Огненно-красный закат, кровянистое небо, середина озеро напоминает раскаленную сковородку ( ветер, дождь); звезды, месяц на небе: «Вызвездило- к холоду!»

4. Мешок завязать и повесить на сук.

5. Нету нам нынче фарту! Оскудел, батюшко Енисеюшко. Раньше жили, как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время – ерши да пескари переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.

6. Спички, краюшка хлеба, ружье.

8. Увидел глухаря, подстрелил его, побежал за раненой птицей, потеря затеси.

9. Порох и дробь

10. Краюшка хлеба, подбитая дичь-глухарь, утки, кедровые орехи, ягода.

11. Старшина рыбосборочного катера-бота «Игарец» дядя Коляда.

12.Сердце сжалось, на лбу выступила испарина, страх начал давить сильнее, увидел муху в паутине, оцепенение, отчаяние его охватило.

Получают задания » , читают их, разрабатывают план действий и реализовывают его. (Задания в конвертах, дети работают в парах).

Определить, какие художественные средства использует автор?

Слайд 11-задания, 12-ответы.

  • 1. «Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать»
  • 2. « шум ветра в вершинах бородатых елей»
  • 3. «Тайга тянулась во все стороны, молчаливая, равнодушная»
  • 4. «Показался маленький, похожий на ноготок, месяц»
  • 5. «голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох»

Слайд 13 –задание

Составьте связный текст:

1 команда: Расскажите, с какими животными, птицами и растениями встретился Васютка в тайге?

2. Команда: Какие реки и озера встретил Васютка, какая в них водится рыба?

Слайд 14-20- животные, птицы, растения сибирской тайги, о которых рассказывали ребята.

Ребята представляют схематично маршрут Васютки в соответствии с заданием:

Задание для 1 команды:

Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от избушки до ночевки на озере;

ОТВЕТ: Отправление – встреча с кедровкой – встреча с глухарем – «Заблудился!» — подготовка к ночи (разжигание огня, запасание дров на ночь, приготовление еды) — подготовка к походу на север – болото — выход к озеру – охота – ночевка на озере.

Задание для 2 команды:

Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от пробуждения на озере до возвращения туда с отцом

Ответ: Нахождение подбитой им утки – Васютка заметил лиственный лес – выход к реке – дождь- ночевка под дождем — берег Енисея – пароход – рыбацкий бот – дорога домой – встреча – возвращение на Васюткино озеро.

Устное словесное рисование одного из эпизодов:

1. Охота на глухаря

2. Ночевка в лесу

3. Встреча с лесным озером

4. Наконец-то Енисей!

Ребята, для подведения итогов путешествия сдайте маршрутные листы жюри.

Слайд 22 «Подумайте»

  1. В чем заключается главная мысль рассказа?
  2. Почему автор так назвал свой рассказ?
  3. Какие уроки дает природа герою и читателю?
  4. Чему научило вас это произведение?

На 3 вопрос отвечают исследователи.

Вывод: Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. (Имя ласковое, доброе, чувствуется особое отношение автора к герою). Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым выйти из отчаяния.

Васютка понял, что человек должен уметь ценить жизнь, родных и близких людей, быть настойчивым в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы. Автор показал, что необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край автор. Нужно изучать и знать природу, уметь ориентироваться, знать повадки животных.

Мальчик сделал свое маленькое открытие, и писатель пишет, что на земле много еще не открытых мест, так что и у вас, ребята, есть возможность в жизни сделать важное открытие.

Слайд 23-25 – иллюстрации ребят к рассказу.

Слайд 26 — Рефлексия.

Слайд 27-домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему «Над чем заставил вас поразмышлять рассказ В.П.Астафьева?»

Жюри объявляет итоги путешествия, определяет лучшую команду и вручает грамоту лучшему знатоку рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Какие уроки извлек Васютка из путешествия по тайге?

Источник

Путь Васютки из рассказа Васюткино озеро . Срочно. Зарание спасибо.

Погнавшись за подбитой птицей (глухарём), Васютка заблудился. Мальчик проявил смелость, находчивость, выдержку. Он не поддался панике и, чтобы не падать духом, начал разговаривать с собою вслух. Слыша собственный рассудительный голос, Васютка отгонял страх. Вспомнив слова отца и деда о том, что тайга хлипких не любит, он стал припоминать всё, что знал об охотничьей жизни. Он сумел покормить себя в тайге, так как мог подстрелить и приготовить глухаря и уток. Васютка не давал себе возможности впасть в отчаяние, неутомимо искал выход из создавшегося положения.
Одно из описаний помогает ощутить ужас создавшегося положения. Васютка, ещё до конца не понявший, что он заблудился, в тишине леса услышал жужжание. Оказалось, что это бьётся муха в паутине, сплетённой пауком над тушкой истлевшей птицы. Крупная муха, как ни старалась, не могла освободиться. Эта аналогия содержит мысль о том, что герой рассказа попал в трудное, почти безвыходное положение….

Но потом Васютка после двух дней скитания по лесу Васютка набрел на озеро в котором кристально-чистая вода и он решил пойти в ту же сторону, в которую течет вода. А дальше он пошел вверх по реке и нашел судно, которое доставило его домой. Вот такой путь Васютки домой.

Погнавшись за подбитой птицей (глухарём), Васютка заблудился. Мальчик проявил смелость, находчивость, выдержку. Он не поддался панике и, чтобы не падать духом, начал разговаривать с собою вслух. Слыша собственный рассудительный голос, Васютка отгонял страх. Вспомнив слова отца и деда о том, что тайга хлипких не любит, он стал припоминать всё, что знал об охотничьей жизни. Он сумел покормить себя в тайге, так как мог подстрелить и приготовить глухаря и уток. Васютка не давал себе возможности впасть в отчаяние, неутомимо искал выход из создавшегося положения.
Одно из описаний помогает ощутить ужас создавшегося положения. Васютка, ещё до конца не понявший, что он заблудился, в тишине леса услышал жужжание. Оказалось, что это бьётся муха в паутине, сплетённой пауком над тушкой истлевшей птицы. Крупная муха, как ни старалась, не могла освободиться. Эта аналогия содержит мысль о том, что герой рассказа попал в трудное, почти безвыходное положение….

Но потом Васютка после двух дней скитания по лесу Васютка набрел на озеро в котором кристально-чистая вода и он решил пойти в ту же сторону, в которую течет вода. А дальше он пошел вверх по реке и нашел судно, которое доставило его домой. Вот такой путь Васютки домой.

Источник

Какой путь Васютки из рассказа «Васюткино озеро»?

Как сказал Васюткин дедушка, после того, как мальчик сумел выйти к Енисею, где его подобрал рыбацкий бот, а мальчик рассказал дома о всех своих приключениях —

Ведь действительно, когда в погоне за подраненным глухарём он заплутал, попытался вернутся назад по своим следам, но не найдя засечек, которые бы вывели на знакомые места, решил идти на юг, думая, что точно выйдет к Енисею. Но когда подросток понял, что заблудился окончательно, то в панике и испуге он действительно начал метаться в разные стороны.

Но когда Василий пришёл в себя, точно решил идти на север, так как тайга на юге тянулась на многие сотни километров. Выбрав правильное направление мальчик смог выбраться из тайги.

Если визуально представить, как Вася плутал по тайге, то я это вижу примерно так:

Можно составить карту пути Васютки, как шел по тайге и вышел к Енисею.

Путь Васютки, рисунок

Нарисуйте на левой части листа почти вертикально линию — реку, затем горизонтально (вправо) путь Васютки, далее чуть вверх и рисуем озеро, затем от озера еще чуть вверх и влево к реке. Так образно и просто мы сделали схему путешествия мальчика. Хотя на самом деле его путь был более сложным и долгим, но для рисунка пойдет.

Васютка вышел из дома и пошел по тайге, а заблудился у кедровника.

Затем он хотел идти на север, но потом передумал и пошел на юг.

Потом мальчик вышел к озеру, обогнул озеро и пошел вдоль речки, которая впадала в Енисей и смог вернуться домой.

А вот так схематично изобразили путь Васютки дети

Ответим на вопросы по рассказу «Васюткино озеро» (литература 5 класс Коровин).

  1. Рассказ называется «Васюткино озеро» потому, что главного героя звали Васютка. Однажды он заблудился и нашел неизвестное ранее озеро. Оно было полным полно рыбы и его назвали в честь мальчика.
  2. В рассказе автор описывает жизнь и работу рыбаков. Они собирались в группы и ходили по верховьях Енисея, там они ловили рыбу: делали ловушки и ставили сети. Они ловили осетра, налима, стерлядь, таймень.
  3. Когда Васютка погнался за глухарем он заблудился в тайге. В лесу ему помогли выжить знания и опыт, терпение и хладнокровие. Он сумел развести костер и приготовить. Благодаря своим знаниям он смог выйти к Енисею.
  4. Самым трудным моментом странствий Васютки по лесу было начало. С той самой минуты, как он понял, что потерялся, мальчика охватило волнение и испуг, с которым он в последствии справился.
  5. В тайге Васютке было страшно, он прислушивался к каждому шороху и шуму, его пугали тени, но он старался не поддаваться панике. Еще он разговаривал с белкой, ей он жаловался на проблемы и ругал дождь.
  6. Васютка первый нашел озеро полное рыбы, поэтому, а еще в знак благодарности, рыбаки решили назвать озеро в его честь. На тот момент в Енисее рыбы стало очень мало.
  7. Иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро» можно нарисовать самые разнообразные. Я бы нарисовала мальчика напротив озера.

8.В начале и конце рассказа автор повествует об озере, которое можно найти только на карте района.

Обогащаем свою речь:

  1. Мать Васютки настаивала, чтобы он взял с собой краюху хлеба. Она понимала, что может случиться непредвиденное. Отправляясь в тайгу, лучше взять с собой небольшой запас еды, он не будет лишним. Ее слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать» говорят о том, что она была опытной таежницей.
  2. Определение слов:

Холодная изморось — несильный леденящий дождь.

Стерлядь, осетр — большие и ценные рыбы.

Были и небылицы — правдивые и придуманные рассказы.

Затеси — метки, которые оставляют топором на деревьях, чтобы вернуться.

Белая рыба — ценная рыба, принадлежащая к семейству осетровых.

Шлюпка, бот — небольшое судно.

Рыбная тара — мешки или коробки под рыбу.

3.Мальчик уже давно брел по тайге, за это время он очень устал и притомился. Он брел дальше и когда совсем изнемог, то решил отдохнуть.

Источник

Читайте также:  На неровном берегу озера обитают никому неизвестные лягушки
Поделиться с друзьями
Байкал24