Мероприятие по теме реки

Внеклассное мероприятие «День Рек»
занимательные факты по биологии (7 класс) на тему

Внеклассное мероприятие «День Рек»

Скачать:

Вложение Размер
ogbou_den_rek2.docx 479 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск

Классный час : «Международный день рек»

Подготовил: классный руководитель 7Б класса

Классный час : «Международный день рек»

Цель:: расширение представлений и знаний учащихся о значении рек для жизни человека и животных.

14 марта – Международный день рек

«Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь». «Странное высказывание», — подумаете вы. А между тем ничего незаурядного в нём нет и в помине. В данной цитате не стоит искать скрытого смысла – вся суть на поверхности, если внимательнее вчитаться. Но не буду томить вас: преграды, заставляющие течь реки вспять, — хорошо всем известные плотины, порождение человеческих рук. Каждый год 14 марта участники антиплотинного мирового движения пытаются привлечь внимание населения всей планеты к довольно острой природной проблеме, добиваясь в промежутках между знаменательными датами определенных шагов по снижению уровня нанесения вреда естественным водам Земли.

История «Дня действий в защиту рек, воды и жизни»

Необычный праздник, который вернее будет назвать акцией в защиту природы от пагубного, разрушительного воздействия человечества, появился более 10 лет назад, в 1998 году, благодаря американскому экологическому сообществу под названием «Международная сеть рек». Учреждению интернациональной даты предшествовала конференция в Бразилии, участники которой оказали поддержку выдвинувшей идею организации. Уже в первый день в двух десятках мировых держав, таких, как Россия, США, Таиланд, Австралия и пр. прошло полсотни демонстраций в знак протеста против вмешательства властей в естественный земной ландшафт, коим являются сооружения металлических и бетонных конструкций, задерживающих первозданное течение рек.

В целом людей, проявивших живое участие в попытке спасти матушку-природу, оказалось не так уж и мало: 10000 человек. К великой радости активистов движения эта цифра всего год спустя возросла в 10 раз. Сегодня акции протеста продолжают совершаться в раз и навсегда назначенный день.

Москва — река в России. Протекает по территории Московской и немного Смоленской области. Берет свое начало на Смоленско-Московской возвышенности, впадает в Оку. Длина реки 473 км., площадь бассейна 17 600 кв. км.

На Москве-реке стоят города: Москва, Можайск, Звенигород, Красногорск, Дзержинский, Лыткарино, Жуковский, Раменское, Бронницы, Воскресенск, Коломна.

Крупные притоки: Руза, Яуза, Истра, Коломна, Пахра, Городня. Водохранилища: Можайское, Рузское, Озернинское, Истринское.

Питание реки снеговое, дождевое и грунтовое.

Дон — река в Европейской части России. Протекает по территории Тульской, Липецкой, Воронежской, Волгоградской и Ростовской области. Свое начало берёт на склоне Среднерусской возвышенности рядом с городом Новомосковск, впадает в Таганрогский залив Азовского моря. Длина реки 1870 км, площадь бассейна 422 000 кв.км.

Кубань — река в России на Северном Кавказе, берущая свое начало в горах Карачаево-Черкесской Республики.

Географические сведения. Длина 870 км, площадь бассейна 58 тыс. км². Протекает по территории Карачаево-Черкесии , Ставропольского края , Краснодарского края (662 км) и Адыгеи . При впадении в Азовское море река образует крупную заболоченную, но высокопродуктивную кубанскую дельту площадью около 4300 км². Общий сток Кубани в Азовское море составляет около 11,0 км³ в год.

Ход классного часа

II .Основная часть.

1.Загадка. Введение в тему.

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит(река0

Я и тучка, и туман.

И стеклянной быть могу (Вода).

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на классном часе?

— Верно, сегодня мы поведём беседу о волшебной воде. Почему волшебной, спросите вы? Да потому, что вода бывает разной, непостоянной и порой действительно волшебной. (Звучит фонограмма – журчание воды). Попробуем во всём разобраться.

Вода бежит в ручейке, плещется в океане, становится холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот она, какая разная!

— Ребята, что это такое? (Демонстрация глобуса)

— Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего. Голубым цветом на нём изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.

2.Чтение стихотворения о воде.

Учитель. Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Ученик 1. В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В дом туманом к нам вползает.

Ученик 2. Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся

Средь высоких стройных елей.

Рушится потоком селей.

Ученик 3. На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Ученик 4. Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Учитель. Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без воды нам не прожить!

В озере её найдёте

И в сыром лесном болоте,

Наша спутница вода!

4. Отгадывание загадок.

Облака, облака, всё летят куда – то,

Облака, облака, белые, как вата,

Поскорей их разгадать нужно нам, ребята!

— Из чего состоят облака?

— Да, из капелек воды.

— На капельках написаны загадки о воде. Вы, ребята, берёте капельки, читаете загадку и все вместе отгадываете.

1.Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (дождь)

2.Пушистая вата плывёт куда – то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. ( туча)

3. Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег)

4.Я вода, да по воде же и плаваю. (лёд)

5.На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (град)

Утром умирает. (роса)

7.Растёт она вниз головой.

Растёт не летом, а зимой.

Но солнце её припечёт-

Она заплачет и умрёт. (сосулька)

8.Молоко над речкой плыло

Ничего не видно было.

Стало видно далеко. ( туман)

5. Значение воды для всего живого.

— Ответьте на вопрос: где используют воду?

-А что значит вода для всего живого, для вас?

— Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. Посмотрите на этот слайд, на нём показано содержание воды в организме человека, начиная с первых дней жизни и заканчивая пожилым возрастом.

Вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды. .

8. Знаете ли вы, что…

1.Сколько океанов и морей на нашей планете?

Океанов – 4, а с недавнего времени — 5, морей – 54

2. Самое большое озеро на Земле…Каспийское море.

3. Самое глубокое озеро…Байкал.

4. Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер равен 9 см.

5. Самый сильный дождь шёл целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

6. Великий снегопад продолжался 24 часа на Серебряном озере в США с 14 – 15 апреля 1921 года.

III . Вывод. Подведение итогов.

Реки – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. В результате деятельности человека в реках Сена, Волга, Дунай и многих других купаться нельзя. В реке Амур столько минеральных удобрений, что тело после купания покрываются сыпью. В организме рыбы происходят мутации (изменения): увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. Чистой воды становится всё меньше и меньше. От загрязнения воды страдает всё живое.

— Ребята, как нужно охранять воду?

— Почему воду можно назвать волшебницей?

— Реки украшают нашу природу. Берегите еих от загрязнения! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

Источник

Комплект сценариев образовательных мероприятий Тема: «Большие реки России»

Комплект сценариев образовательных мероприятий

Тема: «Большие реки России»

Возраст: Старший дошкольный возраст (5-6лет)

Актуальность: В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта необходимо изменить требования к методическим разработкам, к образовательной среде.

Познакомить детей с необъятными широтами великой страны – Россия; дать понятие, что Россия самая могучая, красивая страна, с множеством красивых рек; систематизировать знания детей о реках России; совершенствовать умения вступать в диалог — рассуждение с взрослыми и сверстниками в процессе отгадывания загадок; расширять умения описывать серии картинки – фотографии, похожие друг на друга; закрепить умение детей работать с технологией «синквейн» и моделью-алгоритмом.

Развивать познавательный интерес к природе России – большим и малым рекам; развивать умение анализировать, делать гипотезы, выводы;

Формировать глубокие чувства к природе родных мест, желание любоваться ею, прославлять ее; воспитывать потребность проявлять интерес к охране за природными богатствами России – реками.

Материал и оборудование:

аудиозапись «Журчание воды»; гимнастические палки – весла; удочка с приманкой; географическая карта, где вдоль рек расположены фотографии; серии фотографий – картинок с изображением рек: Волга, Урал, Обь, Енисей, Лена (фото-галерея); макет для эксперимента «Почему река течет и наполняется, что ее питает»: на поддоне с конечным желобком и прикрепленными берегами (или из пластилина, или из пенопласта) реки с

притоками; магнитофон с аудио – материалом: припевы песен о реках Волга, Урал, Обь, Лена; художественное слово: загадки, пословицы, легенда о реке Енисей, строки стихотворения о реке.

Воспитатель обращается к детям:

— Ребята послушайте, что это? Что вы слышите?

— Да это журчание воды. Давайте узнаем, откуда это? Нам нужна лодка.

Совместное конструирование лодки из объемных модулей.

— А вот и весла. Садимся в нашу большую лодку.

— Мы отправляемся в путешествие. Чтобы она плыла ровно, нужно грести веслами всем одновременно. Давайте попробуем: и-и-и раз; и-и-и два. Поплыли!

Появляется географическая карта в свернутом виде

— Остановка! Суши весла. Эта остановка – «Загадочная». Чтобы узнать куда мы приплыли, нужно отгадать загадки:

Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится.

— Правильно – Река (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Волга). Как вы догадались? (дети объясняют, проговаривая свойства воды и рек: журчит, течет, берега, бережки, повороты, быстрая…)

— Это река под названием Волга. Теперь следующая загадка:

Мели и водовороты.

— Молодцы, правильно – Река (приоткрывается следующая часть карты с линией фотографий реки Урал). Это река под названием Урал. Какими словами в загадке об этой реке сказано? (дети вспоминают слова загадки). Слушайте следующую загадку.

Синяя сестрица, быстрая водица

Вдоль дружков, бережков в океан стремится.

— Вновь отгадали, молодцы! (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Обь). Это река под названием Обь. Посмотрите на нее. Правильно она описана в загадке? Следующая загадка:

Меж камней теснится.

— Правильно – Река (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Енисей). Это река под названием Енисей. Какими словами в загадке об Енисее сказано? (дети вспоминают слова загадки)

Среди Лесов, среди Полей

Протянулся синий Змей — до Морей.

— Молодцы, внимательно слушаете, поэтому и загадки правильно отгадываете (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Лена). Это река под названием Лена. С чем сравнили реку Лена в загадке?

— Молодцы, всю карту раскрыли. Теперь нам понятно, где мы будем путешествовать. Кто запомнил, по каким рекам проходит наше путешествие? (ответы детей)

— У рек есть берега, на которых растут деревья, появляются города.

— Садимся в лодку и продолжаем путешествие. Взяли весла и погребли. Звучит аудио – припев песни «Река Волга» 1

— Остановка – Фотогалерея рек России. Посмотрите, карта приготовила нам целую фотогалерею о своих реках. Вот эта река Волга.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо

Русская народная река.

— Кто знает, как величают реку Волга. (Отвечают на вопросы: Матушка, кормилица, щедрая, широкая, раздольная, величавая, своенравная)

— Молодцы! А теперь продолжаем наше путешествие. Садимся в лодки и поплывем к другой реке. А к какой вы узнаете, прослушав песню. (звучит аудио песни про Урал)

— Остановка — Рассказ. Посмотрите, как извивается река Урал, беря начало с вершины гор. Она делит Восток нашей страны от Азиатской части России. Как ее можно описать? (Описывают реку Урал по фотографиям: Река Урал длинная, извилистая. По берегам рек растут деревья. На ней построили города, рыбаки ловят рыбу, проплывают корабли)

— Молодцы! Мы уже проплыли половину нашей страны России. На следующем занятии мы продолжим наше увлекательное путешествие.

— Какая река вам понравилась больше всех? Почему?

— Чтобы вы хотели узнать о реках еще?

Вводная часть: Воспитатель обращается к детям:

— Ребята, вы помните, как мы с вами путешествовали по рекам? По каких большим рекам проходило наше путешествие?

— На чем же мы путешествовали? Значит, нам вновь понадобиться лодка? Приступаем к строительству пароходного судна.

Совместное конструирование парохода из строительных модулей.

— Садимся на корабль. (Звучит пароходный гудок).

Основная часть: Появляется географическая карта в свернутом виде

Посмотрим, куда поплывет наш пароход. Наш путь сегодня ляжет по Симбирской земле. Пора в путь! Усаживайтесь удобней. (звучит аудио конец песни про реку Обь)

— Остановка – «Игровая». Познакомьтесь с рекой Обь. (Рассматривание линию фотографий, расположенных на карте вдоль реки Обь). Она тихая и нежная, то широкая, то узкая, как ручеек.

-Давайте поиграем в игру «Синквейн». Послушайте условия игры. Ребята Вы глазами выберите себе фотографию и составьте нерифмованное стихотворение « синквейн » по предложенной схеме.

( Схема синквейна .)

— Что делает река ?

— Составьте предложение о реке .

— Обобщение или ассоциация.

— Молодцы! Хорошо поиграли.

Легенда о реке Енисей 2:

Енисей — Великая река. Когда то, давным-давно, еще ручейком ушел Енисей из дома, из Саян, прогуляться по СреднеСибирскому плоскогорью. Пока бежал сил набирался, возмужал. Однажды встретил он в пути свою подругу Ангару, которая тоже убежала от своего отца Байкала. Дальше вместе они уже пошли по жизни.

Вдогонку им их родители отправили войска, но возможно боги решили, что нельзя мешать молодым и преследователей их превратили в камни! Так до сих пор они стоят застывшими. В нынешние времена в том месте организован заповедник «Столбы». Туда ходят люди отдыхать и полюбоваться на необычные исполины.

Потом у Енисея с Ангарой две дочки появилось, две Тунгуски. Все вместе ушли они для дальнейшего проживания к берегам Северного Великого Ледовитого Океана и там до сих пор живут счастливо.

— Остановка – «Экспериментальная». Посмотрите вот она река Енисей. Она течет по Сибирской земле. У нее очень много притоков. Они помогают ей быть полноводной. Давайте попробуем сделать реку с притоками на макете и посмотрим, как наполняется река и почему она течет, а не стоит на месте как озеро. Нужно заполнить вот эти дорожки. Чем нужно заполнить? Правильно, водой.

Дети под руководством воспитателя проводят эксперимент на макете:

Ставят цель – определить, как течет вода по реке, как и чем река наполняется.

Рассуждают и предполагают, что река наполняется за счет дождевой воды, таяния снега, льда, которая стекает с земли.

Делают действия: поливают лейкой сверху – дождь. Проводят наблюдение: углубления наполняются. Приподнимается одна сторона — вода начинает течение. Чем выше – тем быстрее. Через некоторое время вода вся вытекает в сосуд.

Делают вывод, что дождевой воды недостаточно. Нужен постоянный источник – это родник. Имитируют родник – из трубочки медленно выливается вода. Когда притоки добавляются к основной реке, то воды становится больше, и река становится глубже. Теперь продолжим подпитывают реки дождевой водой – река наполнялась и выходила из берегов.

Вывод: река начинает с родника, течет сверху вниз, наполняется дождевой водой и если ее много, то может выйти из берегов – река разливается. Молодцы.

— На полноводных реках строят гидроэлектростанции, которые обеспечивают свет в домах, на заводах, фабриках (показ слайда). Наше путешествие еще не закончилось. Берем свои весла и гребем к следующей реке (звучит припев песни о реке Лене)3.

— Остановка – «Рыболовная». В реках водятся много рыбы. Они бывают разных видов. Кто знает называния рыб? (Отвечают на вопросы: лещ, сом, карась…)

— Давайте поиграем в игру «К». Кто будет рыбаком? (п/и «Рыбалка»)

— Молодцы! Славно попутешествовали. А теперь нужно возвращаться. Берем свои весла и обратно домой!

— Люди во все времена были благодарны рекам. Придумывали добрые слова, которые превратились в пословицы и в поговорки (постепенно сворачивается карта):

Мелка река, да круты берега.

— Кто знает пословицы и поговорки о реках?

И за рекой люди живут.

Каждая река к морю течет.

Красна река берегами.

Около реки колодца не копают.

По которой реке плыть, ту и воду пить.

И большой реке слава до моря.

Волга — всем рекам мать.

— Вот мы и прибыли опять к нашей реке Волга. Спасибо вам за такое интересное путешествие.

Итоговая часть. Рефлексия:

— Понравилось ли вам наше путешествие?

— Что вам понравилось больше всего?

— О чем расскажите своим родным?

— Кто может нарисовать большую реку?

4

6

7

8 река Волга

1.Акименко В. М. Новые педагогические технологии : Учеб. -метод. Пособие Ростов н/Д., 2008.

2. Казаченко И. И. Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками//Управление ДОУ №8 2015

3. Ковинько Л. В. Секреты природы так интересны! – М.: Линка-Пресс2004.

Источник

Читайте также:  Снасть на леща с кормушкой на реке дон
Поделиться с друзьями
Байкал24