Мертвое озеро проклятье русалки

В мутном омуте: рецензия на фильм «Русалка. Озеро мертвых» (2018)

Поездка на дачу и неудавшийся мальчишник одной тёмной ночью привели Рому к роковой встрече с призраком утонувшей девушки. Возвратившись в город, парень начинает видеть странные и пугающие явления потусторонних сил. Невеста Ромы, Марина, не на шутку встревожена – и, чтобы спасти жениха от смерти, она решает вернуться к таинственному озеру и разгадать тайну обитающего там духа, пока знакомство с ним не кончилось смертельным исходом.

Про главную ошибку, допускаемую отечественными киноделами при создании каждой второй новой хоррор-ленты, уже написано больше сотни рецензий, и вновь повторять этот упрек в тексте, честное слово, очень не хочется. Но надо – потому что те самые первопроходцы тёмного жанра в России, кажется, совсем не учатся на своих же ошибках и продолжают выплясывать на тех же ржавых граблях. Итак, плотно сжав зубы, пишем в очередной раз несмываемое клеймо – «наши» совсем не понимают хоррор, как жанр. Всё, что мы видим — это неинтересное и неубедительное копирование без малейшей попытки понять специфику направления, посмотреть на отснятое не глазами классификатора, который немедленно припишет фильм к «ужасам» лишь за наличие мистической составляющей и пары-тройки убийств, а глазами зрителя, который должен заинтересоваться, проникнуться и испугаться.

Перед просмотром «Русалки» изо всех сил хочется надеяться на то, что режиссер Святослав Подгаевский учтёт ошибки своей же хитовой «Невесты», доставшиеся ей по наследству еще от «Пиковой дамы» (и по сей день – его лучшей ленты). Самые очевидные из этих ошибок – чересчур явные и бездумные заимствования из американских хорроров, неестественность персонажей и нарочитый перегиб с театральностью их поступков и диалогов. Вот только впечатление от увиденного заставляет желать, чтобы постановщик вернулся хотя бы на уровень той же неровной, но недурной «Невесты». Ведь новое его творение очень сложно за что-то хвалить и невозможно не поругать.

В наличии – всё те же вопиющие недоработки: все эти неловкие вступления (более неправдоподобного и унылого мальчишника я еще ни в одном фильме не видел!), все эти бессознательные паузы между фразами в диалогах, все эти неубедительные сюжетные ходы (почему когда девушка в одиночку исполняет опаснейший ритуал по изгнанию духа, её друзья даже не дежурят под дверью и вообще всеми силами игнорируют правило «держаться вместе»?). Ну и, конечно же, все неработающие скримеры. Фантазия создателей в плане нагнетания страха на зрителя ограничивается простым допущением – раз такая сцена пугала в американских ужастиках, то испугает и в нашем. Отсюда вытекают и непрописанные персонажи, за которых мы почему-то должны априори переживать, и скучнейшие приёмы с медленно поднимающейся с пола жуткой фигурой на фоне (нет, это ни разу не было хотя бы чуточку жутковато, а о настоящем испуге до мурашек и вовсе не может быть и речи), и дичайшие глупости сценария.

Зачем в сюжете никак не развивающийся конфликт работы и личной жизни Ромы, завязка которого подмигнула нам в начале и тут же испарилась? Почему русалка свободно перемещается по локациям озеро/дача/город, но при этом не может выбраться из наспех заколоченного подвала? Какую роль играет её назойливо повторяющийся вопрос «ты любишь меня?», если ответ утопленница всё равно трактует по собственной прихоти (к слову, этот недочет еще и вызывает очень неприятные ассоциации с недавней лентой «Правда или действие», исполненной еще более безобразно)?. Причем в формате короткометражек некоторые из эпизодов фильма были бы вполне неплохими, но не более того. А вот в текущем виде полновесной связанной ленты они вызывают не более, чем желание зевнуть и срочно проверить время, оставшееся до конца сеанса. У Подгаевского есть набор вторичных, но иногда – вполне работающих идей, вот только цельная картина из них никак не получается.

Бюджетность спецэффектов не просто бросается в глаза, она даже подчеркивается резкими монтажными склейками и затемнениями экрана столь резкими, что перед сеансом впору выводить предупреждение для эпилептиков. Яркий пример – сцена со стремительно затопляемым салоном машины. Когда герой, находящийся снаружи, разбивает стекло камнем (такая мысль почему-то посещает его только в тот момент, когда находящиеся внутри девушка и сестра уже начинают захлебываться), мы видим. Потоки воды из трещины в стекле? А вот и нет – экран затемняется, и камера быстренько переключается на следующий ракурс.

Читайте также:  Озеро изобилия на большом пальце

Из актёрского состава более-менее стараются лишь ведущий Ефим Петрунин и уже знакомый нам по прошлым фильмам Подгаевского Игорь Хрипунов – оба вполне аутентичны и даже симпатичны в своих ролях, да и с жанром явно знакомы не понаслышке. Остальные же артисты либо ничуть не более правдоподобны, чем исполнители ролей в мыльных операх на «России-1», либо и вовсе не стараются. Особенно большие вопросы возникают к ответственным за кастинг после эпизодов с другом главного героя, которого изобразил Никита Еленев – его «актёром» уж точно назвать язык не повернется.

Из «Русалки» мог получится занимательный второсортный ужастик, на который можно смело выделить один субботний вечер — еще «Пиковая дама» показала и доказала, что Подгаевский «могёт», если постарается. Вот только этот блин вышел комом. Такое не то, что за рубеж продавать – и в отечественных кинотеатрах-то крутить стыдно. Напугать фильм способен только самых впечатлительных детсадовцев, а заинтриговать или удивить даже их не выйдет. В таком направлении русский хоррор не стремится ввысь, к жанровым звёздам, а напротив, всё глубже выкапывает себе могилу. Поэтому постараемся забыть эту ленту, как неудачный пример, и понадеемся, что он станет для отечественных киноужасов переломным — а дальше пускай будет лучше.

Источник

Русалка. Озеро мертвых: Ей нужна твоя любовь…

Даже не знаю, понравился ли мне отечественный фильм ужасов или нет? Вроде все в нем есть и задумка, и динамика, и любви немного, и отчаяния, и внезапных моментов… Но все же чего-то мне явно не хватило, и даже наоборот, каких-то явно притянутых событий на мой вкус было слишком много.

В общем, впечатления от фильма неоднозначные. Постараюсь по ходу отзыва обосновать свои сомнения и рассказать что понравилось, а что не особо. Как обычно начнем с короткого описания сюжета.

Начинается все с небольшого рассказа, такой себе легенды о русалках. В старину по ночам настоятельно не рекомендовалось ходить около рек и озер. Ведь там живут русалки, в которых превратились утопленницы. Если признаешься такой девице в любви, то она на дно утащит и погубит. Если откажешь в благосклонности, то будет всячески мучить и преследовать.

Тут же действие переносится на небольшой сельский причал, где стоит молодой мужчина. К нему подходит девушка, но ее возлюбленный уже душой угодил в плен к русалке, о чем говорят его бездумные глаза. Девушке удается спасти своего любимого, но только ценой своей жизни. Ее русалка забирает.

Щедрый подарок и неудачный мальчишник

В наше время: Рома и Марина собираются скоро пожениться. Кстати, парень занимается плаванием видимо на профессиональном уровне, ну или около того, а вот его девушка совершенно не умеет плавать. В аккурат к свадьбе отец Ромы сделал ему щедрый подарок: домик, в котором они жили когда-то очень давно. Роман хочет дом продать, но Марина настаивает, что его стоит отремонтировать и использовать, ну скажем, под дачу.

Вместе с друзьями Рома едет на ночь глядя в этот домик в деревне. С виду дом вроде бы нормальный, но внутри заброшенный и печальный. И тут оказывается, что ребята решили устроить парню сюрприз: мальчишник со стриптизершами. Однако Роме этот праздник не по душе, и он идет к реке прогуляться. Здесь-то его и поджидает русалка, которая буквально очаровывает его.

Утром Рому находят друзья на берегу в странном состоянии. А тот твердит все о какой-то девушке, которую никто кроме него не видел. Один из друзей подбирает здесь же старинный гребень и передает его Роману. Жизнь идет своим чередом, у Ромы на носу отборочный тур, но тут начинают происходить поистине необычные события.

Немного про русалок

Очень понравилось, что в качестве основной страшилки взяли именно русалок. Есть в них что-то такое наше, что само по себе ложиться на душу. Наверное, так у меня проявляется ностальгия по юности, когда я запоем читала Гоголя. Так что же за русалка такая, откуда она взялась и почему такая злая?

Читайте также:  Как туристы на озеро байкал

Собственно, русалки согласно преданиям никогда не отличались добрым нравом. Ими становились погибшие или же самоубившиеся девушки (в основном утопленницы), а также некрещенные младенцы и женщины, умершие при родах. Русалки любят расчесывать свои длинные и всегда распущенные волосы и у каждой есть гребень.

Если гребень украсть, то согласно преданиям, русалка должна выполнить желание, дабы его возвратить. И вот тут мы видим явную несостыковку фильма с легендами. Во-первых, гребень был не русалки, а матери Романа. Во-вторых, за гребень она не желания исполняла, а убивала.

При чем здесь озеро мертвых?

То, что влюбленная девица стала злобной русалкой, ничуть не удивляет. Русалки и без этого не особо добрые. Но почему она вот так вдруг напала на Романа? Вероятно, из-за того, что он полез купаться в реке среди ночи. Можно было бы сделать привязку к русальей неделе, тогда было бы еще интереснее.

Но причем тут озеро мертвых, если на этом моменте толком не остановились? Жаль, что не сделали акцент на прочих мужиках, которых погубила русалка, а ведь можно было добавить хотя бы на словах, тогда бы было и интереснее, и правдоподобнее. А так, название фильма ну никак не подтверждается.

Волосы русалки

А вот тот факт, что от русалки отделались, только уничтожив ее волосы, понравился очень. Собственно, почему волосы обладают какой-то магической силой, я пока могу лишь догадываться. Конечно, на ум приходит связь с космосом…. И это у обычного человека, что уже говорить о сущностях, которые уже по большей мере не принадлежат нашему миру?

Хотя, я бы назвали Лизу не русалкой, а скорее привидением с привязкой именно к воде. Но как-то уж слишком много у нее полномочий, возможно, Лиза убила уже очень много людей, но опять же об этом почти ни слова. Именно это и позволило ей в итоге действовать через воду и даже вне ее на дальних расстояниях.

Ритуал и поведение сестры

Привел в недоумение ритуал, который исполняла главная героиня. Они так громко и пафосно о нем говорили, как вроде и вправду знали, что надо делать. На самом же деле, это было чистая импровизация, они понятия не имели, что нужно делать и говорить. Потом лишь догадались, да и то не совсем.

А вот сестры Романа реально шокировала. Нет, я все понимаю, она брата любила, но отдать за него его девушку, с которой она тоже была в хороших отношениях, это как? Хорошо, хоть явился отец и отговорил ее от этого безумства. Все равно бы ничего не получилось, жертвы то не было, как в случае с матерью.

И что в итоге? Оба погибли. Вообще, эпизод достаточно глупый, я так и не поняла, зачем его нужно было вставлять, ради продления экранного времени? Страшного в нем нет ничего, шокирует разве что бесчеловечность человека, который еще минуту назад был человеком.

Красивый, но бессмысленный

В общем, фильм никакой. Может, конечно, в нем и есть страшные моменты, и даже довольно забавные эпизоды, например, мне понравилась сцена с затоплением автомобиля изнутри. Но в целом получилось как-то все глупо и натянуто, недоработано.

Это пример того, что даже на крутых спецэффектах и неплохой завязке далеко не уедешь. Полагаться лишь на то, что зритель будет захвачен полузатопленным подвалом, из которого лезет незнамо что? Ну может на кого-то это и производит впечатление, мне лично показалось чересчур.

Вывод: перед нами достаточно красивый, но проходной фильм ужасов, практически лишенный какого-либо смысла. Попытка хорошая, но пока не дотягивает даже до трилогии «Гоголь». В нашей славянской истории так много суеверий и всяких легенд, что американцы со своими давно отдыхают. Но почему-то в кино об этом мочат. Ну что ж, возможно, и мы когда-нибудь дождемся достойных ужасов отечественного производства, а пока оцените полный фильм.

Источник

Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мертвых»

Компетентный и знающий свое дело отечественный ужастик о монстре, прячущемся в воде, которому, однако, не хватает желания выделиться и удивить чем-то нестандартным

Накануне долгожданной свадьбы с красавицей Мариной Роман отправляется в старинный загородный дом своего отца, чтобы проститься подальше от лишних глаз с холостой жизнью. В разгар веселья на берегу местного озера Роман встречает таинственную девушку, одновременно притягательную и пугающую, и эта незнакомка занимает все мысли жениха, что очень скоро подрывает душевное и психическое здоровье молодого человека. Не готовая потерять любимого Марина берется разобраться, что же стало причиной недугов ее возлюбленного, и находит подтверждение страшной догадке: между женихом и невестой встала зловещая русалка, проклятая девушка, покончившая с собой от несчастной любви и теперь мстящая мужчинам, которые не способны избежать ее колдовских чар.

Читайте также:  Рыбные места на ладожском озере с берега

Возможно, многим это уже не кажется увлекательным, а нам по-прежнему интересно наблюдать за тем, в каком направлении развивается (или хотя бы движется) отечественное кино. На наших глазах в последние 5-7-10 лет прошли волны «любви» ко всевозможным ремейкам, фильмам-событиям, романтическим комедиям, масштабным историческим постановкам, военным драмам, гламурным девичьим переживаниям, ну и к хоррору – отечественные ужасы сегодня снимают много и с удовольствием, причем многими работами вполне можно гордиться как создателям, так и зрителям.

Режиссер, сценарист и продюсер Святослав Подгаевский является своеобразным флагманом жанра – своими картинами «Пиковая дама» и «Невеста» ему удалось привлечь довольно внушительную для жанрового кино аудиторию, продемонстрировать необходимые навыки, умение работать с актерами и материалом. Но, как к идущему в авангарде, к нему и требования выше, и спрос строже – от новой его ленты «Русалка» даже преданные фанаты фильмов ужасов ждали если не прорыва, то заметного движения вперед, однако «квантового скачка» не получилось. Переход на новый уровень не состоялся, хотя лента сделана очень добротно, мастерски выдерживает все требования «хоррор-стандартов» и временами создает правильную пугающую атмосферу. Но вот души и выдумки в «Русалке» маловато.

Идея с привлечением в качестве монстров героев русского фольклора сама по себе весьма неплоха – если ее постмодернистски переосмыслить, то из Кощея, кикимор и прочих гусей-лебедей можно сделать страшил посерьезнее ведьмы из Блэр или Бабадука. Но взятая для старта русалка пока сработала на «троечку» – протянутые из воды когтистые пальцы выглядят здорово, но пугают на самом простом уровне, примерно как Баба-яга Георгия Милляра в сказках Александра Роу. Сегодня на большом экране хочется видеть что-то более впечатляющее, глубокое, но именно глубины, несмотря на озеро в названии, ленте и не хватает – незамысловатая проблема с всплывшей из ниоткуда соперницей достаточно просто и решается.

Вышесказанное вовсе не означает, что фильм плох, наоборот, Подгаевский, поддерживаемый продюсерами Иваном Капитоновым и Джаником Файзиевым, демонстрирует крепкую руку, умело использует наработанные приемы (обряд с зеркалами явно пришел из «Пиковой дамы», а укрытые полиэтиленом и тряпками дома – из «Невесты»), часто, правильно, точно по всем канонам пугает, но все его «фишки» рассчитаны на аудиторию девичью, легко берущуюся на испуг и не слишком сильно задумывающуюся о психологической подоплеке происходящего на экране. Какого-то серьезного «второго дна» у картины, впрочем, и нет – страх потерять любимого человека и самоотверженность лежат на самой поверхности истории. Авторы здесь даже не пытаются обострять игру.

К другим очевидным плюсам ленты обязательно нужно отнести актерский состав, дышащий свежестью и уверенностью, – герои Ефима Петрунина из «Гуляй, Вася!», Никиты Еленева из недавнего «Лета» и Виктории Агалаковой из уже неоднократно припомненной «Невесты» выглядят живыми людьми, а не функциями, на которых стоят номера, в каком порядке они погибнут от рук монстра, и это уже достаточный повод, чтобы фильм посмотреть. Как и в предыдущих лентах Подгаевского, хороша в «Русалке» работа оператора, декораторов, художников и осветителей – картинка получилась сочной и глубокой вне зависимости от локаций, чего бюджетным хоррорам частенько не хватает. Наконец, сложности работы в воде съемочной группой успешно разрешены, зритель буквально порами чувствует каждую каплю, каждую волну и каждый всплеск, показанные на экране.

В любом другом случае мы с радостью похвалили бы авторов фильма «Русалка. Озеро мертвых» за профессионализм, старание, желание раздвинуть рамки привычного и рассказать что-то действительно новое, но поскольку у руля проекта стоят люди, во-первых, себя уже в жанре зарекомендовавшие, а во-вторых, претендующие на дальнейшую работу в этом направлении, понадеемся, что некоторая академичность и прямолинейность ленты послужат трамплином в новые свершения. Создатели «Русалки» доказали, что в совершенстве овладели ремеслом – самое время отправиться в большое плавание по просторам, которые еще не изведаны и оттого более страшны.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24