Основные сведения, необходимые судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей
22.01.2019 23:13 — дата обновления страницы
Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года
Очистка форсунок
Купить очистители автомобильных деталей семейства КамАЗ и МАЗ
Промывки инжектора
Купить химию Лавр, очистители Лавр, промывки Лавр в Нижнем Тагиле
Мойка и очистка катеров
Купить в Калининграде химию для мойки водного транспорта, мойка катеров
Калибровка форсунок
Способы очистки днища пластикового катера и яхты своими руками, купить химию в Крыму
Ремонт и изготовление
Шлифовка, ремонт гребных винтов в Крыму, химия для очистки винтов, днища катера, полировка днища и винтов
О калибровке форсунок
Купить бензиновые и дизельные форсунки в ассортименте, замена форсунок по гарантии
Очистка инструмента
Глава III. Речная лоция
Речная терминология
В практике водителей моторных судов наиболее часто могут встречаться нижеследующие термины — специальные названия частей русла и элементов речного потока.
Акватория — участок водной поверхности естественного или искусственного водоема или водотока.
Берег — часть суши, примыкающая к реке, озеру, водохранилищу или морю. Всякая река имеет два берега — правый и левый. Чтобы определить каждый из них, нужно стать лицом по течению, реки: с правой стороны при этом будет правый берег, с левой -левый.
Бечевник — прибрежная полоса земли шириной 20 м (считая от воды) вдоль берегов рек и каналов.
Бровка — линия перехода берега реки или канала в береговой откос.
Высыпка — отложение наносов, образующееся в месте впадения в реку ручья или небольшой речки и у мест подхода к реке оврагов (рис. 20). Особенно крупные высыпки образуются в местах подхода к реке размываемых оврагов. Во время дождей и ливней стекающие по склонам оврага воды размывают грунт и выносят его в реку.
Рис. 20. Место, характерное для образования высыпки: 1 — размываемые склоны оврага; 2 — высыпка; 3 — кромочный плавучий знак, ограждающий отмель высыпку
Глубины в местах расположения высыпок бывают небольшими, поэтому следует остерегаться ударов корпусом или гребным винтом моторного судна об отмель.
Гарантированная глубина — наименьшая глубина, поддержание которой гарантируется службой пути на данном участке реки.
Гряда — скопление камней во всю ширину русла или часть ее. Грядой также называют каменистую косу. Течение на грядах неровное. При посадке судна на гряду возможен пролом корпуса. На р. Енисее гряды называют шиверами.
Заберег — узкая полоска тонкого льда, образующегося у берега реки в начале ее замерзания.
Закраина — узкая полоса воды, образующаяся между краем ледяного покрова и берегом реки в начале ее весеннего вскрытия.
Заплесок -отлогая полоса берега, непосредственно примыкающая к воде и при волнении заплескиваемая водой (откуда она и получила свое название).
Затон — защищенный от ледохода естественный или искусственный залив, служащий для зимней стоянки судов. В затонах устраивают судоремонтные заводы и мастерские.
Извилина — длинный пологий изгиб русла реки совместно с долиной. Длинная и крутая извилина русла совместно с долиной, у которой расстояние между началом и концом по сравнению с длиной мало, называется лукой. Длинный изгиб русла в пределах долины принято называть излучиной, а короткий и крутой — коленом.
Исток — место, где река берет свое начало. Истоком может служить ручей, ключ, болото, озеро или ледник. Иногда за исток считают место слияния двух рек (например, истоком Оби считается место слияния рек Бии и Катуни).
Коса — длинная подводная или надводная отмель, идущая от выпуклого берега под углом к нему вниз по течению. В большинстве случаев косы бывают песчаные. Часто от крупной косы отходят более мелкие косы, которые называются застругами, или закосками. При плавании в таких местах следует остерегаться ударов корпуса судна об отмель.
Огрудок — небольшое обособленное скопление камней, чаще всего около берега. Обычно огрудки расположены вдоль русла.
Одинец — камень больших размеров, лежащий отдельно в русле. Одинцы переносятся весенним ледоходом, донным льдом, попадают в русло при подмыве берегов и т. д. На мелководных участках они представляют серьезную опасность для моторных судов.
Опечек — небольшой подводный галечный бугор на дне реки. Опечки обычно образуются при весенних ледоходах, когда лед, Упираясь в дно, нагромождает под водой бугры гальки.
Осередок — наносное отложение в русле, обтекаемое течением со всех сторон и не имеющее растительности. Обычно осередки образуются в мелководный период и могут быть надводными и подводными. Подводные осередки более опасны для судоходства, так как они скрыты под водой и неопытному судоводителю трудно определить место их нахождения.
Некоторые надводные осередки со временем покрываются растительностью и превращаются в острова.
Перевал — участок реки, где судовой ход переходит от одного берега к другому. Перевалы бывают длинными и короткими, прямыми и извилистыми, глубоководными и мелководными.
Песок -низкий и отлогий песчаный берег, имеющий выпуклое очертание и не покрытый растительностью. Когда течение направляется в сторону такого берега, то вода начинает его подмывать и он из отлогого превращается в обрывистый. В таких случаях обычно говорят и называют его обрезным песком.
Печина — выступ берега или мелкое место в реке, сложенное из плотной неразмываемой глины.
Плес — участок реки между двумя перекатами. Плесом называют также участок реки, имеющий на всем своем протяжении одинаковые судоходные условия.
Побочень — песчаная отмель у вогнутого берега.
Порог — каменистый участок русла с большим уклоном. Течение на порогах быстрое и неровное, судовой ход обычно извилист и стеснен камнями. Пороги являются наиболее трудными и опасными для судоходства участками. Некоторые из них совершенно непроходимы для судов и разделяют реку на два самостоятельных участка.
Рейд — водное пространство, удобное для стоянки судов. Каждая пристань и каждый порт имеют свои рейды, на которых останавливаются суда в ожидании загрузки, разгрузки, формирования состава.
Снежница — мягкая, пропитанная водой снеговидная масса образовавшаяся на реке после снегопада. Появление снежницы предвещает скорый ледостав.
Урез воды — граница между берегом и поверхностью воды в спокойном состоянии, т. е. линия, где кончается берег и начинается вода.
Уровень воды в реке — принято различать высокий и низкий Высокий уровень на реках обычно бывает весной во время паводка и осенью с наступлением осенних дождей. Низкий уровень в большинстве случаев наступает в жаркие летние месяцы, когда выпадает мало осадков. Время, когда на реке держатся низкие уровни, называют межень, а уровни — меженными.
Устье- место, где река впадает в море, озеро или другую реку Некоторые из наших северных рек впадают в длинные широкие) морские заливы, которые называются губами (например, Обская губа). Устья других рек, впадающих в море, имеют большое количество проток, постепенно расходящихся по течению в обе стороны от основного русла, взаимно пересекающихся и образующих множество островов.
Рис. 21. Яр: 1 — нижнее плечо яра; 2 — ходовой знак (показывает, что яр чистый и возле него возможно безопасное движение судов); 3 — верхнее плечо яра; 4 — урез воды; 5-заплесок- 6-обрезнои песок; 7 — кромочные плавучие знаки, ограждающие левобережную кромку судового хода; в -песчаная коса; 9 — заструги (закоски)
Приустьевой участок в этом случае напоминает треугольник и называется дельтой. Такое устье имеют, например, Волга, Северная Двина, Лена. Широкое устье реки, впадающей в море, не имеющее приливов, называется лиманом. От моря лиманы отделены мелями, между которыми остаются лишь узкие проливы, дающие выход в море речным водам. Устья в виде лиманов в основном имеют реки, впадающие в Черное море (Днепр, Днестр, Буг). В судоходном отношение лиманы более благоприятны, чем дельты.
Шуга — мелкий, рыхлый, в виде кусочков лед сероватого цвета, образующийся из снежницы или всплывшего донного льда. Густота шуги зависит от температуры наружного воздуха. По мере снижения температуры количество шуги увеличивается, из нее образуются льдины, дающие начало осеннему ледоходу. С появлением на реке шуги заканчивается движение судов.
Яр -вогнутый, обрывистый берег реки (рис. 21). Верхняя по течению часть яра считается его началом и называется верхним плечом яра, а конец яра — нижним плечом. Высота яров бывает различной и может доходить до 10-15 м. Поскольку форма яров вогнутая, возле них почти всегда образуется прижимное течение, которое постоянно подмывает яр и вызывает его обвалы. Это должен учитывать каждый водитель моторного судна во время остановки у высоких яров с прижимным течением и во время движения вдоль них.
Яры бывают чистые и нечистые. Чистым яром называется такой, возле которого нет никаких подводных препятствий для судоходства (отмелей, карчей, камней и т. п.). Если у яра имеются подводные или надводные препятствия, то яр называется нечистым. Проходящие суда должны уклоняться от таких яров по возможности дальше.
Источник
Место где реки расходятся
Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта
03.06.2015 17:14 дата обновления страницы
Общая лоция внутренних водных путей
Дата создания сайта: 1 6 / 04 /20 07
Купить химию для катера Купить химию в ассортименте можно в интернет магазине shop.matrixplus.ru с доставкой в любой регион России.
Читать стати: Триста практических советов по катерам, яхтам, лодкам, водным судам. Найдете все советы, самоделки, доработки, рекомендации.
Речная терминология. Бассейном реки называется по верхность земли, с которой происходит поверхностный и подземный сток атмосферных осадков в реку. Бассейны смежных рек разделяются возвышенностями земной поверхности, наибольшие высоты которых образуют водораздел.
Совокупность рек данного бассейна, несущих воды в один водоем — озеро, море, называется речной системой, в которой различают главную реку и притоки. Главной рекой является наиболее многоводный поток данной речной системы, впадающий в конечный водоем.
Каждая главная река имеет притоки, которые подразделяются на притоки первого, второго и т. д. порядка. Например, река Ока является притоком первого порядка реки Волги, а приток реки Оки река Москва — притоком Волги второго порядка. Место, где река берет свое начало, называется истоком, а место впадения реки в другую реку, озеро или море называется устьем. Отдельные реки при впадении в море или озеро разветвляются на ряд рукавов значительно меньших размеров по сравнению с главной рекой; устья таких рек называются дельтами.
На своем протяжении река обычно подразделяется на три плеса, или течения, — верхнее, среднее и нижнее. Верхнему плесу свойственны малые глубины, стремительные и большие скорости течения, крутые изгибы и незначительная ширина русла.
Средний плес проходит обычно на равнине и характеризуется увеличением ширины русла, имеющего плавные излучины, ровным течением и небольшими скоростями.
Нижнее течение — тихое, затухающее; река имеет широкое русло и часто разветвляется на рукава с большим количеством песчаных наносов.
Река на всем своем протяжении имеет много извилин и поворотов.
Правым берегом считается берег, расположенный справа, если встать лицом по направлению течения, а противоположный- левым берегом.
На Волге правый берег принято называть горным, а левый — луговым.
Постоянно происходящее формирование речного русла создает излучины, извилины, луки, колена и др. (рис. 178).
Извилиной называется слабый изгиб русла реки совместно с долиной.
Излучиной принято называть плавно изогнутое русло значительного протяжения в пределах долины.
Лукой называется крутой изгиб реки, у которого расстояние между началом и концом по прямой в несколько раз меньше длины самого изгиба.
В половодье река разливается и выходит из коренных, наиболее возвышенных, берегов, ограничивающих речную долину, заливает пойменные или меженные берега — пониженную часть речной долины, ограниченную кряжами 1 — высокими незатопляемыми берегами. В период, когда горизонт воды в реке падает до самого низкого уровня, опасность для судоходства представляют песчаные наносы и остатки грунта, не поддающиеся размыву, из которых наиболее характерны:
гряда — узкая каменистая россыпь на дне реки по всей ее ширине; течение на грядах значительное и неровное; порог — камни или скалистые гряды в речном русле, образующие подпор и перепад воды с бурным течени ем;
одинец 2 — отдельные камни крупных размеров в русле реки;
о грудки — группа камней в русле реки, обычно вытянутых вдоль берега на небольшом расстоянии от него;
Рис. 178. Извилистый участок реки
карча — дерево или пень, упавшие в русло реки с подмываемого берега и находящиеся в плавучем полузатопленном состоянии или осевшие на дно реки;
топляки — обычно затонувшие или плавающие под водой бревна, причем иногда один конец топляка удерживается в грунте, а другой несколько наклонно выступает над поверхностью воды;
побочень 3 — небольшая песчаная отмель, обычно образующаяся у яра и у других вогнутых берегов;
печина — затопляемая или незатопляемая выступающая в русло глинистая неразмываемая часть берега около яра;
коса 4 — песчаная отмель значительных размеров, клинообразно вдающаяся в русло реки, образуется за выступом яров у выпуклых берегов и в ухвостьях островов.
Грунт кос — песок, гравий или галька, песчаные косы иногда называют песками;
заструги 5 — подводная часть косы или закоска. К крупным косам иногда примыкают относительно небольшие косы, называемые закосками, вдающиеся в русло реки острыми клиньями в направлении к фарватеру.
Заманиха 6 — подводная коса, далеко вдающаяся в русло реки, представляет опасность для судов, идущих снизу по течению и пользующихся тиховодами около песков 7;
о середок 8 — надводная или подводная отмель в русле реки, омываемая со всех сторон водой, не имеющая растительности;
остров 9 — осередок более значительных размеров, покрытый растительностью. У острова различают приверх — оконечность острова, обращенную против течения, и ухвостье — оконечность острова,» обращенную по течению;
яр 10 — обычно вогнутый, обрывистый и крутой, берег реки, подмываемый течением. Яры бывают чистые, не имеющие препятствий для судоходства в виде карчей, небольших камней, и нечистые, с препятствиями: камни, затонувшие деревья и т. д.;
плечо яра — участок яра, где он примыкает к пескам или прямолинейному берегу. Верхний по течению конец яДра 11 называется верхним плечом, а нижний-12 — нижним плечом;
бровка яра — линия пересечения верхней части поверхности обрыва яра с более пологой поверхностью берега;
рынок гор 13 — выступающая в сторону русла часть крутого высокого коренного берега, а также выступы в устьях широких оврагов и крутых берегах;
затон 14 — глубокий естественный или искусственный залив в пойменном берегу, приспособленный для зимнего отстоя и ремонта судов, а также для защиты их от ледохода;
затони на — небольшой залив, образованный песчаной косой;
плес — часть глубоководного русла, заключенная между двумя перекатами. Плесом также называют участок русла реки значительной протяженности с одинаковыми скоростями течения, шириной и грунтом.
При некоторых формах рельефа речного русла и соответствующих гидрологических условиях в речном потоке образуются местные неблагоприятные и даже опасные для судоходства течения: водовороты, навальные, затяжные и свальные течения. К водоворотам относятся также суводи и майданы.
Суводь (см. рис. 178, 15)-вращательное движение воды, образующееся за крутыми выступами берега. У суводи правого берега вращение воды наблюдается по часовой стрелке, а у суводи левого берега — против часовой стрелки. Суводи хорошо заметны днем в тихую погоду по вращательному движению воды. При движении через суводь суда испытывают рыскливость;
майдан — неправильные водовороты, возникающие при слиянии двух потоков воды. Водовороты в зависимости от силы течения того или другого потока перемещаются с одного места в другое. Майданы образуются также и над затонувшими в русле реки предметами (камнями, затонувшими судами, карчами и т. п.).
Навальное (прижимное) течение возникает под действием центробежной силы на изгибе русла, а также у вдающихся в русло реки различных сооружений — мостовых опор, дамб и т. п. Действие навального течения выражается сильным сносом судна в сторону берега или какого-либо объекта.
Рис. 179. Перекат: а — профиль переката; б- план переката. 1-верхние заструги; 2-нижние заструги; 3 и 4-пески; 5-гребень переката; 6- направление судового хода (фарватер); 7-подвалье переката; 8- корыто переката
Свальным течением называются течения, вызываемые поперечным уклоном водной поверхности и пересекающие ось фарватера под некоторым углом.
Такое течение наблюдается на . перекатах, расположенных на изгибах русла, при переходе стрежня от одного берега к другому.
Нагон воды — повышение уровня воды в устье реки под действием ветра, дующего с моря, озера или океана в сторону реки;
придонная волна — образуется поперек русла за кормой идущего самоходного судна;
прорва (рис. 178,16)-узкая протока, образуется в пойменном берегу, где возникают сильные поперечные затяжные течения, направленные из главного русла реки в протоки, и особенно в прорвы, в период половодья в обход существующего русла;
слив воды — перелив воды через перекат. В случае, если направление слива воды не совпадает с корытом переката, образуется так называемое свальное течение;
стрежень — линия, идущая по наибольшим скоростям течения и совпадающая с наибольшими глубинами в русле реки;
тиховод — участок реки с малой скоростью течения, наблюдаемый обычно ниже большой косы;
урез воды — линия пересечения поверхности воды с берегом;
/фарватер (рис. 178,17) — судовой ход в русле реки;
— кристаллы льда, появляющиеся на поверхности воды в форме ледяных игл и пластинок в начале замерзания реки и плывущие по течению наподобие разлитого сала;
перекат (рис. 179)-часть русла реки, затрудненная для судоходства из-за мелководья. Он возникает из-за скопления песчаных отложений, идущих от одного берега к другому и состоящих из отдельных песчаных кос; фарватер на перекате обычно узкий и извилистый, с сильным и неправильным течением.
Перекаты бывают с твердым и каменистым грунтом; самая возвышенная и мелкая часть переката называется гребнем;
подвалье переката — располагается ниже гребня и является нижней частью гребня переката. Самой глубокой частью переката, по которой обычно проходит судовой ход, является корыто переката.
В зависимости от формы и сочетания элементов переката они обладают различными судоходными качествами. Наибольшее значение для судовождения имеет группировка перекатов по форме их подвалья.
В строении рельефа перекатов выделяют следующие элементы (рис. 179):
а) верхнюю и нижнюю плесовые лощины;
б) верхнюю и нижнюю косы, или пески;
в) вал, или седловину переката;
Перекат является частью речного русла, довольно труден для судоходства и влияет на глубину и направление фарватера. Обычно перекаты располагаются группами, образуя перекатные участки, чередующиеся с плесовыми участками, на которых встречаются перевалы. Чаще всего перекаты располагаются в местах перехода потока из одной извилины в другую.
Перекаты образуются преимущественно в тех частях русла, где берега низкие и легко размываются, а течение тихое и неправильное. Перекаты возникают также в местах крутых поворотов, при слиянии рек, при делении русла на рукава и в других случаях. Течение на перекатах в меженный период сильнее, чем во время половодья и паводков. Направление течений на перекате в половодье — параллельно берегам долины, а в межень зависит всецело от вида подвалья, его типа, формы и очертания близлежащего русла и др. Перекаты постоянно передвигаются вниз по течению, в результате чего в одних случаях они могут исчезнуть, а в других — возникнуть заново. Одним из наиболее важных элементов, влияющих на судоходные качества переката и определяющих способы проводки судна, является его подвалье.
По форме подвалий перекаты различают:
а) с ровным подвальем — наиболее удобный в судоходном отношении, когда судно следует снизу. Заводить судно на пере-кат следует так, чтобы диаметральная плоскость его была параллельна направлению струй течения на перекате;
б) с выпуклым подвальем — неблагоприятный перекат для проводки судов, так как течение на подвалье веерообразное и, чтобы провести судно, нужно определить направление главных струй течения и направить судно так, чтобы его диаметральная плоскость совпала с осью направления главных струй;
в) подвалье с раскосьем, — когда судовой ход проходит между ухвостьями верхней и нижних кос — перекат, удобный для проводки судов; 1
г) подвалье с двумя крупными застругами — самый неудобный перекат, так как фарватер искривлен, а течение на обеих косах, образующих подвалье, разное и поэтому при проводке судов следует учитывать направление течения на обеих косах;
д) подвалье под крутую косу — перекат считается удобным. При вводе судна на такое подвалье следует внимательно следить за тем, чтобы судно не зашло за ухвостье верхней косы. Судно нужно направлять строго по крутому корыту переката вблизи верхней косы;
е) с двойным подвальем — перекат затруднителен для проводки судов и при его прохождении следует соблюдать большую осторожность, чтобы во время определить момент прохождения первого подвалья и подготовиться к прохождению второго.
Форму подвалья каждого переката легко определить как в дневное время, так и в светлые ночи по цвету воды и по направлению струй течения.