Метеор по реке это

Метеор — скоростной теплоход СССР, который опередил свое время

Гениальное изобретение Ростислава Алексеева – судно на подводных крыльях, получившее гордое название «Метеор» — в настоящее время не востребовано. А ведь было время, когда множество теплоходов такого типа плавали по морям и рекам по всему миру…

И корабль, и самолет

В 60-80-х годах прошлого века широкое распространение в СССР и многих странах социалистического содружества получили катера, получившие общее название «ракета».

Суда новой конструкции использовали принципиально новый принцип движения: на высокой скорости они были способны лететь над поверхностью воды благодаря особо сконструированным подводным крыльям. На низкой скорости они плыли как обычные корабли. Общее их название – суда на воздушной подушке.

К подобной серии относились теплоходы с романтическими названиями: «Буревестник», «Комета», «Спутник» и «Метеор». Скорость передвижения этих судов была довольно большой – до 150 км/ч. На борт они могли одновременно принять до 300 пассажиров.

История создания «Метеора»

Скорость передвижения по воде напрямую зависела от многих погодных факторов, которые люди стремились подчинить своим интересам. Значительно увеличить скорость кораблей мог только принципиально новый способ передвижения по воде, над разработкой которого советские инженеры усиленно работали уже с 1920-х годов. Проект первого речного судна, способного парить над водой, был разработан талантливым инженером-кораблестроителем Р. Алексеевым в 1940-х годах. Уже в 1957 году в СССР впервые в мире произвели пассажирское судно «Ракета», которое впоследствии модифицировали в самый известный и распространенный катер на подводных крыльях — «Метеор».

Первый экспериментальный «Метеор» спустили на воду в ноябре 1959 года. В массовом производстве он – с 1961 года; всего было выпущено более 400 катеров на Зеленодольском судостроительном заводе имени А. М. Горького.

Технические характеристики

Катер «Метеор» — это однопалубное пассажирское судно, изготовленное из дюраля. Считается самым красивым из всей линии благодаря удачному внешнему дизайну. Его длина достигает 35 метров при ширине 10 метров, что позволяет комфортно разместить в носовой части 26 мест, на корме – 44 места, в среднем салоне расположены 44 пассажирских кресла и буфет.

На катере установлены дизельные двигатели серии М-400 мощностью 1000 л.с. каждый. Работу силовой установки обеспечивают двигатель мощностью 12 л.с., генератор на 5,6 кВт и насос с компрессором. Приводят в движение катер два гребных винта.

Крыльевое устройство состоит из расположенных под кормовой и носовой частями несущих крыльев, а также двух закрылков.

Водоизмещение «Метеора» составляет до 53, 5 тонн.

Эксплуатационные характеристики

Максимальная скорость, которую способен развить катер, не превышает 75 км/ч. В автономном режиме «Метеор» способен преодолеть расстояние до 600 км. Катер обслуживают три члена экипажа. Количество пассажиров колеблется от 78 до 123 (в зависимости от модели).

Система управления, расположенная в ходовой рубке, осуществляет контроль над всеми механизмами катера.

Былая слава утеряна

Благодаря хорошей скорости и удобству для пассажиров катер «Метеор» стал незаменимым средством передвижения не только для граждан СССР – оставшиеся в эксплуатации экземпляры до сих пор популярны в странах Европы и СНГ.

Читайте также:  Мелкий рыхлый лед на реках 4 буквы

К большому сожалению, с 1991 года такой удобный катер больше не производится.

Источник

Катер Метеор: технические характеристики. Пассажирские суда на подводных крыльях

Катер «Метеор» — это речной пассажирский теплоход. Он представляет собой судно, работающее на подводных крыльях. Его разработал отечественный кораблестроитель Ростислав Алексеев.

История «Метеора»

Катер «Метеор» ведет свою историю с 1959 года. Именно тогда первое такое экспериментальное судно было спущено на воду. Ходовые испытания проходили почти три недели. В их рамках самый первый катер «Метеор» прошел расстояние от Горького до Феодосии. Судно было построено на заводе под названием «Красное Сормово».

В Феодосии «Метеор» зазимовал. В свой обратный путь он отправился уже только весной 1960 года. На этот раз ему потребовалось пять дней, чтобы доплыть от Феодосии до Горького. Испытания были признаны успешными всеми участниками.

Серийное производство

Характеристики судна всех устраивали, поэтому уже в 1961 году его отдали в серийное производство. Оно было налажено на судостроительном заводе имени Горького, который располагался в Зеленодольске. За 30 лет здесь было выпущено более 400 теплоходов из этой серии.

При этом конструкторское бюро не стояло на месте. Постоянно разрабатывались новые, усовершенствованные версии. Так, нижегородские конструкторы предложили делать «Метеор» на подводных крыльях. При этом применялись импортные двигатели и кондиционеры. История этого судна завершилась только в 2007 году, когда линию окончательно демонтировали, перестроив ее под теплоходы нового класса.

Изобретатель «Метеора»

По праву создателем катера «Метеор» считается кораблестроитель Ростислав Алексеев. Помимо судов на воздушных крыльях, его заслуга — появление в нашей стране экранопланов (высокоскоростных аппаратов, летящих в зоне действия аэродинамического экрана) и экранолетов (использующих экранный эффект для полетов).

Алексеев родился в Черниговской губернии еще в 1916 году. В 1933 году переехал с семьей в Горький, где и сложилась его успешная трудовая карьера. Окончил индустриальный институт, дипломную работу защищал по глиссерам на подводных крыльях. Начал работать инженером-кораблестроителем.

Во время Великой Отечественной войны ему были выделены ресурсы и люди для создания боевых катеров на подводных крыльях. В его идею поверило руководство советского военно-морского флота. Правда, их создание затянулось, поэтому они так и не успели принять участие непосредственно в военных действиях. Но полученные модели убедили скептиков в возможности реализации этого проекта.

Работа над «Метеором»

«Метеор» на подводных крыльях группа ученых начала разрабатывать под руководством Алексеева. Первоначально он получил символическое название «Ракета».

Мировой общественности об этом проекте стало известно в 1957 году. Корабль был презентован на международном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. После этого началось активное судостроение. Помимо катера «Метеор», технические характеристики которого оказались впечатляющими, были созданы проекты под названиями «Буревестник», «Волга», «Восход», «Спутник» и «Комета».

В 60-е годы Алексеев создал экраноплан для военно-морского флота и отдельный проект для воздушно-десантных войск. Если высота полета первого составляла всего несколько метров, то второй мог подниматься на высоту сравнимую с самолетами — до семи с половиной километров.

В 70-х Алексеев получил заказ на десантный экранолет «Орленок». В 1979 году корабль-экранолет впервые в мире был принят на вооружение военно-морского флота, как официальная боевая единица. Алексеев сам регулярно испытывал свои транспортные средства. В январе 1980 года при обкатке новой модели пассажирского гражданского экранолет, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде, он потерпел крушение. Алексеев выжил, но получил многочисленные травмы. Он был экстренно госпитализирован. Врачи боролись за его жизнь, были проведены две операции. Но 9 февраля он все-таки скончался. Ему было 63 года.

Читайте также:  Река якоть какая рыба есть

Судна на подводных крыльях

«Метеор» на подводных крыльях — яркий пример судов такого класса. Под корпусом у него расположены подводные крылья.

Среди преимуществ таких летательных аппаратов отмечают высокую скорость передвижения, низкое сопротивление при движении на крыльях, нечувствительность к качке и высокую проходимость.

При этом у них имеются и существенные недостатки. Их главный минус низкая экономичность, особенно по сравнению с тихоходными водоизмещающими судами, при этом при волнениях на воде у них начинаются проблемы. К тому же они не приспособлены к необорудованным стоянкам, а для движения им необходимы одновременно мощные и компактные двигатели.

Описание «Метеора»

«Метеор» — теплоход на подводных крыльях, который предназначен для скоростной перевозки пассажиров. Он работает на дизеле, сам является однопалубным. Используется исключительно в светлое время суток на судоходных реках. Также возможно его перемещение по пресным водохранилищам и озерам, но только в районах с преимущественно умеренным климатом. Управляется дистанционно, контроль за его движением осуществляется непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры находятся в трех салонах с удобными и мягкими креслами. Они располагаются в носовой, средней и кормовой частях судна. Всего помещается 114 пассажиров. Перемещение между частями судна осуществляется через палубу, с которой двери ведут в туалет, подсобные помещения и машинное отделение. В среднем салоне даже имеется буфет для желающих подкрепиться.

Крыльевое устройство включает в себя несущие крылья и закрылки. Их закрепляют на бортах и днищевых стойках.

Основными двигателями являются два дизельных. При этом для обслуживания силовой установки требуется комбинированный агрегат, состоящий из дизельного двигателя мощностью до 12 лошадиных сил. Механическая установка управляется из ходовой рубки и машинного отделения.

Электропитание теплохода

«Метеор» — теплоход, для которого основным источником электроэнергии считаются два ходовых генератора постоянного тока. Их мощность составляет один киловатт при стабильном и нормальном напряжении.

Также имеется автомат для одновременной работы аккумуляторных батарей и генератора. Существует также вспомогательный генератор, который используется непосредственно для питания потребителей.

Технические характеристики

Пассажирский теплоход «Метеор» обладает завидными техническими характеристиками. Порожнее водоизмещение составляет 36,4 тонны, а полное 53,4 тонны.

Длина судна 34,6 метра, ширина девять с половиной метров при размахе конструкции подводными крыльями. Высота при стоянке — 5,63 метра, при ходе на крыльях — 6,78 метра.

Осадка также различается при стоянке и ходе на крыльях. В первом случае 2,35 метра, во втором — 1,2 метра. Мощность варьируется от 1 800 до 2 200 лошадиных сил. Скорость катера «Метеор» максимально может достигать 77 километров в час, как правило, эксплуатируется на скорости 60-65 километров в час. Автономно судно может проплыть около 600 километров.

Один из минусов «Метеора» — расход топлива. Изначально он составлял около 225 литров в час, однако благодаря использованию новых современных двигателей сегодня его удается существенно сократить — примерно на 50 литров топлива в час.

Экипаж небольшой — всего три человека.

Страны распространения «Метеора»

В настоящее время серийное производство «Метеоров» прекращено, поэтому новых судов подобного типа больше не появляется. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, их использует речной флот РФ, также они распространены в других странах.

До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.

Читайте также:  Столиц на реке бык

Безопасное путешествие

Увлекательные речные путешествия и прогулки и сегодня организуют, используя «Метеор». Безопасность на теплоходе для пассажиров гарантируется специальной системой управления и регулярного тщательного технического обслуживания всех устройств и механизмов. Поэтому с уверенностью можно сказать, что, отправляясь в плавание на «Метеоре», вы ничем не рискуете.

Прокатиться на этом речном судне можно в разных уголках страны. Например, сегодня весьма популярны экскурсии из Санкт-Петербурга в Петергоф и обратно. Теплоход отправляется в путь по живописным местам Невы, туристы могут насладиться удивительными красотами Северной Пальмиры. Причем все сделано для удобства людей, необязательно даже тратить время в очереди в кассах, достаточно приобрести билет онлайн.

Этот скоростной речной теплоход порадует вас плавным ходом, который обеспечивают мощные и надежные современные двигатели. На борту каждого судна есть системы радионавигационного управления, связи и обязательно кондиционирования воздуха.

В трех комфортабельных салонах пассажиры защищены от любых капризов природы. В мягких креслах, которые принимают форму туриста, они могут полноценно отдохнуть, перекусить, воспользовавшись раскладывающимися деревянными столиками, спрятанными в подлокотниках.

Между креслами также установлены круглые столики из натуральной древесины, которые значительно больше. Они пригодятся, если в пути вы путешествуете дружной компанией.

Сервис для туристов

Стоит отметить, что сегодня эти транспортные средства в основном используют в туристических целях. Поэтому на них организуют максимально комфортное времяпрепровождения. Сервису уделяется огромное внимание.

Компании, организующие такие речные круизы, предоставляют полный спектр услуг, предусматривая все, что может понадобиться отдыхающему. Например, туристические услуги, которые включают в себя не только перевозку и размещение пассажиров, но и организацию полноценного питания, увлекательные развлекательные программы и познавательные экскурсии.

Воспользовавшись удобной формой по заказу билетов на эти речные теплоходы в сети интернет, вы не только сэкономите время, но и полноценно насладитесь незабываемым путешествием по великим рекам России.

Интересные факты про «Метеор»

Судну «Метеор» посвящено немало увлекательных и полезных фактов, которые не только расширят ваш кругозор, но и сделают поездку на этом теплоходе еще более увлекательной.

Большинство из них собраны в книге под названием «Крылатые суда России», в которой объединено все самое интересное про этот необычный вид водного транспорта.

Например, одним из капитанов судна «Метеор», которое передвигалось на подводных крыльях, был знаменитый Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Михаил Девятаев. Сражаясь против немецко-фашистских захватчиков, он попал в плен, но сумел освободиться и даже угнать вражеский бомбардировщик.

Успешный побег удалось осуществить в феврале 1945 года из концлагеря, расположенного на территории Германии.

А в 1960 году новое судно демонстрировали руководителю Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву. Присутствовавший при этом знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев был настолько впечатлен увиденным, что даже попросил у главного разработчика — Алексеева — разрешения на совместное управление судном.

Сегодня на смену «Метеору» пришло пассажирское судно «Лена», которое также производится на судостроительном заводе в Зеленодольске. В дальнейшем этот проект развивается на судостроительном заводе, расположенном в Хабаровске. Оно способно преодолевать расстояние в 650 километров. При этом развивает среднюю скорость до 70 километров в час. Способно вместить 100 пассажиров либо 50 при VIP-размещении. А экипаж всего 5 человек.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24