Молочные реки кисельные берега что это такое

Молочные реки и кисельные берега

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое «Молочные реки и кисельные берега» в других словарях:

МОЛОЧНЫЕ РЕКИ И КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА — что Неисчерпаемое, почти сказочное изобилие всего желаемого, требуемого. Часто подразумевается идеал, о котором можно только мечтать, но невозможно достичь его в действительности. Имеется в виду ситуация (Р), характеризующаяся говорящим как сытая … Фразеологический словарь русского языка

Молочные реки и кисельные берега — Разг. 1. Сказочное изобилие; символ достатка и благополучия. 2. Символ несбыточного, невероятного. БМС 1998, 490; ФСРЯ, 389; ЗС 1996, 183, 341; ФМ 2002, 381; БТС, 71, 554; Мокиенко 1986, 20, 215, 233 … Большой словарь русских поговорок

молочные реки и кисельные берега — нар. поэт. О сытой, привольной жизни … Словарь многих выражений

МОЛОЧНЫЕ РЕКИ КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА — что Неисчерпаемое, почти сказочное изобилие всего желаемого, требуемого. Часто подразумевается идеал, о котором можно только мечтать, но невозможно достичь его в действительности. Имеется в виду ситуация (Р), характеризующаяся говорящим как сытая … Фразеологический словарь русского языка

МОЛОЧНЫЕ РЕКИ С КИСЕЛЬНЫМИ БЕРЕГАМИ — что Неисчерпаемое, почти сказочное изобилие всего желаемого, требуемого. Часто подразумевается идеал, о котором можно только мечтать, но невозможно достичь его в действительности. Имеется в виду ситуация (Р), характеризующаяся говорящим как сытая … Фразеологический словарь русского языка

молочные реки, кисельные берега — сущ., кол во синонимов: 8 • богатство (51) • земной рай (6) • золотые горы (4) … Словарь синонимов

Берега кисельные, реки сытовые. — (молочные). См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

берег — а; предлож. о береге, на берегу; мн. берега, ов; м. 1. Край суши, прилегающий к водоёму. Б. реки, озера, моря. Крутой, пологий б. Идти, ехать берегом (по суше вдоль реки, озера, моря и т.п.). / обычно мн.: берега, ов. чего и с опр. (с названием… … Энциклопедический словарь

берег — а; предлож., о бе/реге, на берегу/; мн. берега/, о/в; м. см. тж. бережок, береговой 1) а) Край суши, прилегающий к водоёму. Бе/рег реки, озера, моря. Крутой, пологий бе/ … Словарь многих выражений

Галилео (программа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Галилео. Галилео Жанр научно популярная развлекательная программа Режиссёр(ы) Кирилл Гаврилов, Елена Калиберда Редактор(ы) Дмитрий Самородов Производство Телеформат ( … Википедия

Источник

Молочные реки и кисельные берега: значение фразеологизма

В статье рассмотрено значение фразеологизма «молочные реки и кисельные берега». Рассказано о том, как и когда появилось это выражение, в каких сказках и других источниках мировой литературы его можно его встретить. Будут приведены примеры из текстов.

Происхождение

«Молочные реки и кисельные берега» — это довольно известное выражение, которое своим происхождением обязано русскому фольклору. Например, в русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое» рассказывается о давнем, необыкновенном, изобильном времени:

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною.

Характерно, что своеобразными «маркерами» того времени являются не только эти реки и берега, но и царь Горох. Этот персонаж олицетворяет собой далекую давность лет, буквально означающую — было неизвестно когда, но очень давно.

Читайте также:  Как ловить леща на фидер на реке волге

Таким образом, молочные реки и кисельные берега символизируют изобильность и достаток — такой, что и трудиться не стоит, все само в руки придет. Кроме того, подразумевается, что благополучие и беззаботность, поскольку реки волшебные, никогда не иссякнут. А в контексте вышеупомянутой сказки — время такое было когда-то очень давно, было, но прошло.

«Василиса Премудрая и Морской царь»

Правда, в фольклорных источниках упоминается это выражение в различных вариациях. В Сказке о Морском царе и Василисе Премудрой героиня превращает коней в медовую реку и кисельные берега — ведь народные сказки бытовали в устном варианте, если рассказчику не по вкусу было молоко, мог заменить его на мед.

Кстати, обратите внимание, что речь идет не о привычном нам продукте пчеловодства — густом меде, в котором порой ложка стоит (такой в виде реки представить будет сложно), а о русском национальном напитке — меде. Это безалкогольный или алкогольный напиток на основе меда. Был известен и готовился, впрочем, не только на Руси, но и почти во всей старой Европе. Видов напитка существует довольно много: мед, медовуха, сбитень и пр. Но в сказке упомянут мог быть и не мед, а, например, сыта — вода, просто подслащенная медом.

«Гуси-лебеди»

А в этой русской народной сказке молочная река с кисельными берегами встречается совсем в ином контексте: она возникает на пути девочки, потерявшей маленького брата. Встречается дважды — и оба раза не как символ изобилия и благополучия, а как своеобразный пропуск в мир мертвых. Ведь овсяный кисель и молоко — традиционная «поминальная» и «похоронная» пища, в частности, на Русском Севере. Отказавшись отведать это угощение, героиня вступила в «межмирье», находящееся в особом пространстве — и не в мире живых, и не в мире мертвых. Там находится избушка Бабы-яги, в которой находится в плену мальчик, брат девочки.

А для того, чтобы вернуться в «мир живых», героине приходится вкусить и от кисельного берега и от молочной реки. Это своеобразная принесенная жертва предкам.

Яблоня с яблоками в русской народной сказке «Гуси-лебеди» олицетворяют жизненные силы, а хлеб и печь выступают как символ человеческого общества — садясь в печь, девочка и мальчик словно скрываются от вестников-птиц из мира мертвых среди людей.

В сказках других народов и в мифологии

В румынских народных сказках молочные реки были заключены в берега из мамалыги (так называлась круто заваренная каша из кукурузной муки).

А болгарская легенда рассказывает о том, как отрубил Святой Георгий головы трехголовому змею Лами, и потекли из этих мест молоко, пшеница и вино.

Интересна по содержанию словенская легенда: в ней повествуется, что давным-давно было такое благодатное время, когда вымя у коров было таким огромным, что не было никакого труда достать молока. Его было очень много, и женщины даже купали в нем детей и сами умывались. По причине такого изобилия люди совсем обленились, отчего Создатель рассердился на них и отнял эту свою милость. Но по просьбе кошки, которая очень любила молоко, оставил у коровы несколько сосков.

В средневековом эпосе армянского народа «Давид Сасунский» рассказывается о необыкновенном молочном источнике, бьющем на вершине горы. Согласно повествованию, испил Давид из этого источника, и силы его так возросли, что смог он вступить в бой с войсками Мелика.

Читайте также:  Беседа что такое река

Молочные реки можно назвать своеобразным символом «верхнего мира», если речь идет о мифологической традиции. Например, якутские мифы расскажут о верхних реках, олицетворяющих довольство и изобилие, и о нижних — грязных, которые заполнены кровью и смолой.

В Библии

А вот что можно прочесть в Библии, в Книге Исхода: Бог сказал Моисею, что выведет народ израильский из Египта и приведет его «в землю, кипящую млеком и медом» — то есть туда, где вечное изобилие и богатство.

Кстати, позже библейское выражение было с удовольствием подхвачено писателями. Вот, например, у М.Е. Салтыкова-Щедрина в сборнике «Благонамеренные речи» (очерк «Отец и сын», 1876) написано:

В то время… генеральский дом кипел млеком и медом.

Кроме того, в ветхозаветной апокрифической Книге Еноха и Коране упоминаются небесные благодатные реки из меда и молока.

В хозяйстве

Наконец, можно упомянуть традиционное угощение русской кухни — сытный молочный кисель или блюдо на основе овса, залитое молоком. Стоит упомянуть, что домашняя скотина, в частности, корова была основой крестьянского хозяйства. Но не во всех семьях она была.

Поэтому блюдо из молока и киселя, подаваемое гостям в качестве угощения, свидетельствовало о благосостоянии принимающего дома. Возможно, именно благодаря этой кулинарной традиции и появилось выражение «молочные реки и кисельные берега» — то есть все, что можно пожелать.

Источник

Молочные реки и кисельные берега: значение фразеологизма

В статье раскрывается значение фразеологизма «молочные реки и студенистые берега». В нем рассказывается, как и когда появилось это выражение, в каких сказках и других источниках мировой литературы можно найти. Будут представлены примеры из текстов.

Происхождение

«Молочные реки и банки киселей» — довольно известное выражение, родом из русского фольклора. Например, в русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое» рассказывается о долгом, необыкновенном, изобильном времени:

В те древние времена, когда мир Бога был полон гоблинов, ведьм и русалок, когда текли реки молока, берега были студенистыми, а жареные куропатки летали по полям, тогда жил царь по имени Горох с царицей Анастасией Прекрасной…

характерно, что не только эти реки и берега, но и Гороховый царь являются своеобразными «вехами» того времени. Этот персонаж олицетворяет далекую давность лет, что буквально означает: неизвестно когда, но давно.

Таким образом, молочные реки и берега киселя символизируют изобилие и достаток — так что работать не стоит, все попадет в ваши руки. Кроме того, подразумевается, что благополучие и беспечность, поскольку реки волшебны, никогда не иссякнут. А в контексте вышеупомянутой сказки — такое время было давно, было, но прошло.

«Василиса Премудрая и Морской царь»

правда, в фольклорных источниках это выражение упоминается в разных вариациях. В сказке о Морском царе и Василисе Премудрой героиня превращает коней в реку меда и желейных косяков — ведь народные сказки существовали в устном варианте, если рассказчик не любил молоко, он мог заменить его на мед.

Кстати, учтите, что речь идет не о привычном нам продукте пчеловодства — густом меде, в котором иногда бывает ложка (такую ​​речку сложно представить), а о русском национальном напитке — мед. Это безалкогольный алкогольный напиток на основе меда. Однако его знали и готовили не только в России, но и почти во всей старой Европе. Есть разные виды напитков: мед, медовуха, сбитень и др. но в сказке не могло быть упоминания о меде, а, например, о кормлении — воде, просто подслащенной медом.

Читайте также:  Усманка река на что ловиться

«Гуси-лебеди»

И в этой русской народной сказке молочная река с желейными берегами встречается в совершенно ином контексте: она появляется на пути девушки, потерявшей младшего брата. Это происходит дважды — и оба раза не как символ изобилия и благополучия, а как своего рода врата в мир мертвых. Ведь овсяный кисель и молоко — традиционные «поминальные» и «поминальные» продукты, особенно на севере России. Отказавшись от этого наслаждения, героиня попала в «межмирье», находящееся в особом пространстве — и не в мире живых, и не в мире мертвых. Есть хижина Бабы-Яги, в которой находится в плену мальчик, брат девушки.

А чтобы вернуться в «мир живых», героин должен вкусить как из желейного банка, так и из молочной реки. Это своего рода жертвоприношение предкам.

Яблоня с яблоками в русской народной сказке «Гуси-лебеди» олицетворяет жизненную силу, а хлеб и печь служат символом человеческого общества — сидя в духовке, девочка и мальчик словно прячутся от посланцев птиц из мира смертей среди людей.

В сказках других народов и в мифологии

В румынских народных сказках молочные реки замыкались в косяках мамалыги (так называлась крутая кукурузная каша).

Болгарская легенда рассказывает, как Святой Георгий отсек головы трехглавому змею Лами, и из этих мест потекло молоко, пшеница и вино.

Словенская легенда интересна своим содержанием: в ней рассказывается, что давным-давно был такой плодородный период, когда вымя коров было настолько большим, что добыть молоко не составляло труда. Его было много, и женщины даже купали своих младенцев и мылись. Из-за такого изобилия люди были совершенно ленивы, что разозлило на себя Творца и отняло у него эту милость. Но по просьбе кота, который очень любил молоко, он оставил корове несколько сосков.

Средневековый эпос армянского народа «Давид Сасунский» повествует о необыкновенном источнике молока, вытекающем с вершины горы. Согласно легенде, Давид пил из этого источника, и его сила увеличилась, так что он мог вступить в бой с войсками Мелика.

Молочные реки можно назвать своеобразным символом «верхнего мира», если говорить о мифологической традиции. Например, в якутских мифах рассказывается о верхних реках, олицетворяющих довольство и изобилие, а о нижних — грязных, наполненных кровью и дегтем.

В Библии

А вот что вы можете прочитать в Библии, в Книге Исход: Бог сказал Моисею, что выведет народ Израиля из Египта и приведет их «в землю, кипящую молоком и медом», то есть туда, где он находится.. вечное изобилие и богатство.

Кстати, позднее библейское выражение с радостью подхватили писатели. Например, у М.Е. Салтыкова-Щедрина в сборнике «Добрые речи» (очерк «Отец и сын», 1876 г.) написано:

В то время .. дом генерала кипел молоком и медом.

Кроме того, в апокрифической книге Еноха Ветхого Завета и в Коране упоминаются небесные реки благодати, сделанные из меда и молока.

В хозяйстве

Напоследок можно упомянуть традиционное блюдо русской кухни: сытный кисель или блюдо на овсяной основе с молоком. Стоит отметить, что крупный рогатый скот, особенно корова, составлял основу крестьянского хозяйства. Но не во всех семьях.

Таким образом, поданная гостям в подарок тарелка с молоком и киселем свидетельствовала о благополучии принимающего дома. Возможно, именно благодаря этой кулинарной традиции появилось выражение «реки молока и берега студня», то есть все, что только можно пожелать.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24