Мост через реку которосль

Московский мост (Ярославль)

2 в каждую сторону

Эксплуатация Начало строительства Московский мост на Викискладе Координаты: 57°37′10.22″ с. ш. 39°53′09.99″ в. д.  /  57.619506° с. ш. 39.886108° в. д. (G) (O) (Я) 57.619506 , 39.886108

Московский мост — автомобильно-пешеходный мост через Которосль в городе Ярославле. Соединяет Кировский с Красноперекопским и Фрунзенским районами города, а Московский проспект с Богоявленской площадью.

История

В 1821 году на средства купца Порфирия Оловянишникова был сооружён первый деревянный мост через Которосль, протяжённостью 480 саженей [1] , который потом неоднократно перестраивался. Первая его реконструкция произошла в 1831—1832 годах — мост на деревянных сваях, часто разрушаемых ледоходом, был заменён. На его месте была насыпана земляная дамба с шоссейным полотном, длиной около 1200 метров и шириной 13 метров [1] , а переправа осуществлялась по наплавному мосту.

В 1853 году плавучий мост, оказавшийся неудобным в использовании и приводивший к задержке в перевозке грузов, был заменён деревянным, связывавшим дамбу и ярославский берег реки. Постройку его оплатили города Рыбинск и Ростов, заинтересованные в удобных транспортных связях с Ярославлем [1] .

А уже в 1873 году на месте деревянного был построен крытый железный мост по американскому проекту. Особенностью данной системы мостостроения было наличие одного пролёта, опиравшегося на береговые опоры. В народе новый мост назывался Американским. По одной из версий, такое именование произошло от названия проекта моста, по другой — от национальности проектрировщика Шпейера [2] .

В 1961—1962 годах американский мост был демонтирован, а на его месте построен современный железобетонный мост. В 2009 год-2010 гг. в рамках подготовки к празднованию тысячелетия Ярославля была проведена реконструкция моста: заменены пролеты, дорожное полотно, ограждения, освещение. Возле южного съезда с моста построена автомобильная развязка, связывающая Московский проспект с новым мостом через Которосль [3] .

Источник

Призрак моста

В Ярославле не могут решить, нужны ли пешеходные мосты через Которосль

В стратегию развития Ярославля до 2030 года, недавно принятую муниципалитетом, отдельным пунктом включено строительство системы пешеходных мостов через реку Которосль в центральной части города. Кроме того, предусмотрено проведение благоустройства пешеходной зоны на набережной Которосли. Однако, в мэрии и в муниципалитете «Ъ-Ярославль» не смогли сообщить, когда и какие мосты будут построены и где намечено благоустройство. Эксперты предполагают, что строительство моста, как и некоторые другие детали стратегии, могут остаться лишь на бумаге – как формальность, и не воплотятся в жизнь, поскольку на это требуются значительные средства. Градозащитники же считают, что новых мостов строить не нужно, потому что они изменят сложившийся ландшафт.

Фото: Леонид Гунин, Коммерсантъ

Фото: Леонид Гунин, Коммерсантъ

В утвержденную муниципалитетом Ярославля стратегию социально-экономического развития города на период 2021–2030 годов включено строительство пешеходных мостов через реку Которосль.

«В городе будет построена система пешеходных мостов через реку Которосль (ориентировочно в районе строящегося многофункционального офисного центра на пересечении Московского проспекта и улицы Малой Пролетарской)»,— говорится в стратегии.

Читайте также:  Города который находится на реке енисей

Также, согласно документу, вдоль Волги и Которосли будет создана благоустроенная пешеходная зона.

«Будут организованы пешеходные зоны вдоль рек Волги и Которосли, проведено озеленение и благоустройство прибрежных территорий и закончено формирование облика этих главных водных артерий города, что позволит создать ландшафтно-пешеходный каркас города, объединяющий центры обслуживания, историко-культурные центры и другие значимые объекты»,— отмечено в стратегии.

Однако, ни в мэрии города, ни в муниципалитете «Ъ-Ярославль» не смогли рассказать, какие построят мосты и где, а также в каком месте набережной Которосли планируется благоустройство.

«Стратегия, это «скелет», сейчас постепенно ее будут наполнять содержимым»,— прокомментировали «Ъ-Ярославль» в пресс-службе мэрии, уточнив, что возведение пешеходного моста предусмотрено, но его параметры и место размещения еще точно не определены.

В стратегии Ярославля предусмотрено строительство третьего моста через Волгу и новой окружной дороги

Также, в мэрии сообщили, что в настоящее время разрабатывается концепция благоустройства Которосльной набережной, прилегающей к территории бывшей гостиницы «Чайка», но проекта концепции пока тоже нет.

Бывший главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович рассказал, что территория поймы реки Которосль, согласно генеральному плану города, была предназначена для создания городского парка. Площадь территории составляла 195 га.

«Часть этой площади уже занята частными стоянками дорогих яхт, часть застраивается жилыми домами. Но все же большая часть территории еще свободна»,— пояснил «Ъ-Ярославль» господин Бобович.

Он рассказал, что пару лет назад несколько местных молодых архитекторов создали проект благоустройства набережной Которосли в районе от Медвежьего оврага до КЗЦ «Миллениума», однако мэрия города его не приняла.

«Проект делался в рамках работ известного московского КБ «Стрелка». К сожалению, мэрия проигнорировала этот проект, хотя в других российских городах, проекты, выполняемые под эгидой «Стрелки» успешно реализуются»,— уточнил архитектор.

Господин Бобович отметил, что пешеходные мосты через Которосль нужны, а место их расположения должно согласовываться с проектами парков вдоль реки. По его мнению, в стратегии Ярославля уделено достаточно большое внимание благоустройству Которосли, однако он не верит в то, что стратегия будет воплощена в жизнь.

«Разработку стратегии требуют российские законы, а вот за ее исполнение никто не несет ответственности. В Стратегии значится очень много важных для города дел. Их выполнение требует значительных затрат. Таких средств в бюджете города сейчас нет. Надо искать источники, привлекать бизнес, включаться в федеральные программы»,— говорит Аркадий Бобович.

Член правления Ярославской организации Союза архитекторов России, градозащитник Ольга Мазанова считает, что пешеходные мосты через Которосль в Ярославле не нужно строить. По ее мнению, достаточно уже имеющихся автомобильных. Градозащитник уверена, что любые новые мосты в пойме реки Которосль приведут к изменению панорам и ландшафта, что уже произошло в 2006 году при строительстве так называемого «косого» моста через Которосль.

«Это вообще нонсенс. Во всем мире отводят транспортные магистрали из рекреационных зон. В Ярославле наоборот транзитный транспорт сюда загнали. Теперь Котросльная набережная, зона отдыха горожан, стала ущербной, я считаю. Надо идти километры вдоль трассы, чтобы попасть на набережную. Теперь это зона шумового дискомфорта. В пойме располагаются спортплощадки, а спортсмены дышат выхлопными газами»,— рассказала «Ъ-Ярославль» градозащитник.

По ее мнению, необходимо благоустраивать парковую зону от устья реки Которосль до рекреации у фабрики «Красный Перекоп».

Читайте также:  Реки сибири список восточная сибирь

«Можно за основу взять проекты архитекторов-градостроителей предыдущих эпох. Там много ценного, но есть и неприемлемые идеи. Благоустраивать территорию необходимо корректно по отношению к историческим панорамам»,— уточнила госпожа Мазанова, добавив, что возможно, в стратегию Ярославля была внесена идея пешеходного моста в районе проектируемого IT-парка, застройщиком которого является компания «Тензор».

О том, что «Тензор» построит на месте бывшей гостиницы «Чайка» IT-парк стало известно летом 2017 года. В IT-Компании «Тензор» «Ъ-Ярославль» сообщили, что к строительству пешеходного моста через Которосль они отношения не имеют.

«Мы не планируем, и не занимается строительством этого объекта, в наших планах его нет. Мы строим только IT-парк»,— пояснили «Ъ-Ярославль» в пресс-службе компании.

Председатель муниципалитета Ярославля Артур Ефремов сообщил, что пока еще не видел детального плана строительства пешеходного моста через Которосль.

«Мэрия внесла в стратегию данный пункт. Мы стратегию приняли. Но мы пока еще детального плана не видели по его реализации. У меня те же самые вопросы, где мэрия его планирует построить. Ни чертежей, ни планов я пока не видел. Строительство моста заложено в стратегию до 2030 года, поэтому сейчас это только на бумаге, так называемая «хотелка»»,— рассказал «Ъ-Ярославль» председатель муниципалитета.

Источник

Московский мост (Ярославль)

Мост через реку Которосль (Американский мост) — автомобильно-пешеходный мост через Которосль в городе Ярославле. Соединяет центр города с южными (Красноперекопским и Фрунзенским) районами, а Московским проспектом с Богоявленской площадью. Является самым старым мостом в Ярославле.

История

Вид моста через Которосль

Мост 1873 г. Мост 1962 г. Мост 2010 г.

Потребность в строительстве моста через Которосль, связывающего Ярославль с дорогой на Москву, остро существовала с 17 века, когда город развился в крупный торговый и ремесленный центр. В «Путеводителе по Ярославской губернии», изданном в 1859 году, написано, что

«Весенний разлив Волги и Которосли, затопляющий недель на шесть всё низовье по берегам этих рек на большом пространстве, всегда производил величайшие затруднения в переправе через этот залив, особенно во времена ледохода. Не говоря о временах отдаленных, даже в первой половине XVIII столетия переправа здесь производилась на лодках и паромах».

В начале 19 века во времена губернаторства Михаила Голицына был устроен мост через Которосль на барках. В 1821 году на средства купца Порфирия Оловянишникова был сооружён первый деревянный мост, протяжённостью 480 саженей «через Которосль и на всем протяжении весеннего разлива ея». Но сооружение было узким, деревянные опоры моста часто рушились и его неоднократно приходилось перестраивать. Первая реконструкция произошла в 1831—1832 годах — мост на деревянных сваях, часто разрушаемых ледоходом, был заменён. На его месте была насыпана земляная дамба с тромбованным шоссейным полотном, длиной около 1200 метров и шириной 13 метров, обложенная крупным булыжником, а переправа осуществлялась по наплавному мосту. Для свободного протока воды весной в насыпи была предусмотрена арка «из крупного дикого камня» высотой 12 метров. Эта арку спроектировал и соорудил крепостной крестьянин Емельян Орлов, и она существует до сих пор.

В 1853 году плавучий мост, оказавшийся неудобным в использовании и приводивший к задержке в перевозке грузов, был заменён деревянным, связывавшим дамбу и ярославский берег реки. Постройку его оплатили города Рыбинск и Ростов, заинтересованные в удобных транспортных связях с Ярославлем.

Читайте также:  На берегу реки ждет меня любимая

А уже в 1873 году на месте деревянного был построен крытый железный мост. Особенностью данной системы мостостроения было наличие одного пролёта, опиравшегося на береговые опоры. Так как такая система называлась американской, то и мост получил в народе название Американский. Газета «Ярославские губернские ведомости», сообщая о столь важной городской новости, писала:

«Постройка моста через Которосль, начатая соборным молебствием 15 августа 1851 года, совсем уже окончена. 26 февраля, в день рождения Его Императорского Высочества, Благоверного Государя Великого Князя Александра Александровича, после литургии с благодарственным молебствием, совершенной в Спасо-Преображенском монастыре соборне преосвященнейшим архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением, предпринят был из монастыря крестный ход на реку и на середине нового моста в присутствии высших сановников города и при многочисленном стечении народа, покрывавшего берег и дамбу, совершён водосвятный молебен, в заключение которого, по окроплении моста святою водою, возглашено многолетие Государю Императору и Августейшему Дому.

За два дня перед открытием моста произведено было испытание прочности постройки наносными тяжестями, опыт оказался вполне удовлетворительным. Будущею весною предстоит ещё проба, естественная, при вскрытии Волги и Которосли, но заслуженная известность мостов американской системы, по которой сооружен мост ярославский, ручается за стойкость его и в предстоящей борьбе с наводнением. Стоит поздравить Ярославль с этой обновой! По громадности работ и укреплений – это твердыня, по лёгкости и красоте стиля – премилая игрушка, по ценности сооружений – одно из лучших украшений города».

В 1961—1962 годах железный мост был демонтирован, а на его месте построен современный железобетонный мост.

В 2009—2010 годах в рамках подготовки к празднованию тысячелетия Ярославля была проведена реконструкция моста: заменены пролеты, дорожное полотно, ограждения, освещение. Возле южного съезда с моста построена автомобильная развязка, связывающая Московский проспект с новым мостом через Которосль.

Источник

Мост через реку которосль

Ярославль — древний город запись закреплена

Знаете ли вы, почему Московский мост через Которосль
раньше назывался Американским?

В 1821 году на средства купца Порфирия Оловянишникова был сооружён первый деревянный мост через Которосль.
Позже сооружение претерпело ряд реконструкций.
В 1831—1832 годах была насыпана земляная дамба, обложенная крупным булыжником, а переправа осуществлялась по наплавному мосту.
Для весеннего протока воды в насыпи была предусмотрена арка из крупного камня (фото1), которую спроектировал и соорудил крепостной крестьянин Емельян Орлов, и она существует до сих пор .
В 1853 году плавучий мост был заменён деревянным, связывавшим дамбу (видна на фото 2) и ярославский берег реки.

А уже в 1873 году на месте деревянного был построен крытый железный мост (фото 3-5).
Особенностью этого проекта было наличие одного пролёта, опиравшегося на береговые опоры.
Поскольку такая система мостостроения называлась американской, то и мост получил в народе название «Американский».

Железный «Американский» мост был демонтирован в 1961-1962 гг. и построен железобетонный. Через автомобильный Московский мост до 70-х годов также проходили трамвайные пути 2-го маршрута (фото 6).

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24