Мост над рекой сестра

Мост через реку Сестру

Верно, каждому клинчанину знакомы открытки с видами дореволюционного города. В наши дни без них не обходится ни одна книга или статья краеведческой тематики. Но старинные открытки не ограничились одними лишь книжками да статьями, и стали завсегдатаями конференций, симпозиумов и концертов, украсив их стены и занавесы, а впоследствии вырвались из тесных помещений на уличный простор. Их можно видеть не только на витражах Торговых Рядов, но и на автобусных остановках, и даже на заборах многочисленных строек.

Старинный мост на почтовой карточке
На многих почтовых карточках В.А. Беликова изображён мост через реку Сестру. Самой старой является открытка 1904 г. «Видъ съ Москов. шоссе». Карточка за № 2 «Видъ отъ улицы Чайковскаго» является «обрезанным кадром» предыдущей. В противоположность ей, открытка «№ 33 Чайковская улица» – единственный снимок с правой стороны от зрителя. Мост является центром композиции карточек «Мостъ черезъ ръку Сестру» и «№ 18 Мостъ и Земская управа». Два варианта открыток «Поклонъ изъ г. Клина» с тремя и пятью различными видами также запечатлели пресловутый мост. И если изображение на первой дублирует карточку «Мостъ черезъ ръку Сестру», то на второй показан ракурс проезжей части моста, на открытках более не встречающийся. А если хорошо приглядеться, очертания моста видны на заднем плане карточки 1910 г. «г. Клинъ, Моск. губ. Общiй видъ». Открытка с таким же названием, но немного другим ракурсом съёмки выпущена издательством А.С. Суворина в 1916 г.
Таким образом, мост запечатлен на девяти старинных открытках. Такое же число составляют виды ж/д станции. Только Троицкий Собор удостоен большего количества почтовых карточек. Чем же мост через Сестру был так привлекателен для В.А. Беликова и А.С. Суворина, а также жителей уездного города?

Строительство Петербурго-Московского шоссе
В 1811 г. Ведомство путей сообщения составило проект развития сети шоссейных дорог с подразделением их на классы. К первому классу относилось Петербурго-Московское шоссе, постройка которого считалась первоочередной задачей. Однако война 1812 г. помешала осуществить задуманное. Лишь в 1817 г. начались строительные работы на участках от Петербурга к Чудову и в 1823 г. от Москвы к Клину. Строительство Московского шоссе с временными переправами через Волгу, Тверцу и Мсту закончилось в 1833 г. Оно было введено в постоянную эксплуатацию в 1834 г., полностью же работы завершены спустя два года.
На шоссейной дороге впервые в России осуществилось массовое строительство каменных малых мостов и труб, больших мостов с деревянными пролётными строениями на каменных устоях и «быках». Для этого в 1821 г. было создано Управление построением мостов на Московском шоссе, ставшее первой мостостроительной организацией в России. В 1823 году Управление возглавил инженер путей сообщения Казимир Яковлевич Рейхель – брат знаменитого медальера Якоба Рейхеля. Строительство велось по особо сочинённому Образцовому чертежу самым прочным образом, с целью послужить «опытом для отделки…прочих государственных дорог России».
Береговые устои клинского моста сложены из плотно пригнанных друг к другу гранитных блоков. Гранита завезли с таким большим запасом, что оставшиеся невостребованными глыбы пролежали за почтовым двором вплоть до 2014 г. Арочные фермы единственного пролёта моста набраны из дубовых брусьев и стянуты коваными стремянками. Концы арок покоились на опорных подушках из свинцовых пластин и войлока особой пропитки. На девять дубовых ферм был положен накат из брёвен и дощатый настил. Не стоит удивляться выбору материала: древесина сравнительно хорошо противостоит нагрузкам. Такая конструкция на протяжении ста лет надёжно гасила вибрации и выдерживала не только подводы ломовиков, но и первые, немногочисленные автомобили.
Под мостом, по правому берегу Сестры, была устроена гранитная панель. По высоте этой панели над уровнем воды можно сравнить, насколько за сто с лишним лет обмелела река. По левому берегу пустили дощатый настил, деревянные сваи которого сохранились до наших дней. Также долгое время река хранила фрагменты чугунной ограды моста. До тех пор, пока страну не захлестнула мания сбора металлолома, один из обломков ограды был хорошо виден на мелководье. Жарким летом 2010-го река обмелела настолько, что автору этих строк удалось сделать фото данного фрагмента.

Читайте также:  Река от китая до пакистана

Петербургский побратим клинского моста
Чугунные перила клинского моста были полным аналогом ограждения каменного моста через Таракановку у Нарвских ворот Санкт-Петербурга, построенного в 1830-х годах. К сожалению, до нашего времени этот мост не сохранился, будучи засыпанным с соответствующим участком реки в 1920-х. Но в наши дни точно такие же перила можно видеть на 2-ом Садовом мосту, расположенном в Центральном районе Санкт-Петербурга. Однако это новодел 1961 г., хотя и выполненный в точном соответствии с оригиналом. Чугунная ограда и клинского, и петербургских мостов изготовлена по проекту архитектора Василия Петровича Стасова, развивавшего в своих творениях идеи русского ампира.
Как известно, стиль ампир основан на древнеримских архитектурных образцах, демонстрирующих величие и военную мощь государства, прославляющих его победы. Символическим отражением триумфа являлось включение в декор различных трофеев: изображений знамён, шлемов, стрел и прочей военной арматуры.
В обрамлении мостового ограждения перекрещены меч в ножнах, стрела и фасции – перетянутые ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Во времена Римской империи фасции символизировали право магистрата силой добиваться исполнения своих решений, а воткнутый в них ликторский топорик – право карать виновных. Центральную часть композиции занимает шлем с перьями, венок победителя и Анкил – щит бога войны Марса. На щите в окружении змей голова Горгоны Медузы, считавшаяся в античности защитным талисманом. По низу ограждения пущен греческий орнамент. И здесь не обошлось без глубокого смысла: верховенство Рима над Эллинами в древности плавно перешло в верховенство Третьего Рима – Российской империи над Элладой XIX столетия – Францией. К 20-летнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 г. и было приурочено это произведение мастеров-литейщиков.

События XX века: от разрушения до возрождения
К началу XX века мост изрядно обветшал: между опорой и дубовой аркой проросла берёзка, местами заметны следы ремонта кладки и отметины дождевых потоков. Осенью 1912 г. на мосту запечатлён германский грузовик NAG архаичной конструкции: с карбидными фарами, открытой кабиной, деревянными колёсами с литыми шинами. В то время проходил испытательный пробег грузовых автомобилей, и Военное министерство опасалось, что не ремонтировавшиеся с момента постройки мосты не выдержат вес тяжёлой техники. По старинному обычаю, который неукоснительно соблюдается и в наши дни, половину проезжей части тут же перекрыли.
Определённый на вековое стояние, мост вполне бы мог дойти до наших дней в первозданном виде, если бы не война. При отступлении 1941 г. он был взорван. Гранитные блоки и сейчас можно видеть в русле реки. Вскоре после освобождения города инженерные войска навели временную переправу, а пару лет спустя мост был реконструирован: разрушенные взрывом устои нарастили до необходимой высоты бетоном-монолитом, а взамен прежнего, деревянного, водрузили железобетонный пролёт.
Мост через Сестру соединяет не только два берега реки, но и прошлое с настоящим. Он представляет собой причудливый конгломерат, напластование технологических и архитектурных решений разных столетий: гранитные береговые устои XIX-го, железобетонный пролёт и асфальт XX-го, светодиодные фонари XXI-го. Несмотря на более чем 180-летний возраст, мост продолжает и в наши дни верой и правдой служить людям.

Читайте также:  Паром на реке пахра

Примечание: Сокращённая версия статьи опубликована в газете «Серп и Молот» от 29 января 2019 г., с.14

Источник

Подвесной мост через Сестру в деревне Липино

Через несколько километров от деревни Слободка, ниже по реке Сестра, расположилась деревня Липино. В этой деревне, так же имеется подвесной мост через Сестру. На одной стороне, которого, ты еще в Московской области, а на другой уже в Тверской.
Вот его координаты —

Рядом с мостом, в старом, покосившимся домике расположилось отделение почтовой связи. Которое, на удивление, работало. А вот мост, наклонившийся на левую сторону, вызывал опасение. Посередине моста были прибиты доски, чтобы ноги не соскальзывали вниз, перила моста просели, и чтобы держаться ща них, нужно очень сильно наклониться.

Перебраться по этому мостику на противоположный берег я не решился, хотя, думаю, что при желании это можно было бы сделать. Хотя и прошел по нему метров десять.

Вид на речку Сестра, отсюда так же обалденный. Как же везет, тому кто живет рядом, да и работникам почты, я думаю, есть на что посмотреть в обеденный перерыв.

Читайте на моем сайте, так же другие интересные путешествия, а так же цикл статей о мостах.

Источник

Мост по дороге к санаторию «Белые ночи»

Общая длина: 104,3 м

Водная преграда: р. Малая Сестра

Назначение: Автомобильные, Пешеходные

Год открытия: 1978

Инженеры: Б.Э. Дворкин, С.А. Шульман

Ширина моста: 12,5 м

Мост по дороге к санаторию «Белые ночи» на карте

Характеристики моста

Двухпролетный вантовый мост переброшен через реку Малую Сестру в створе улицы Заречной в Сестрорецке.

Длина моста – 104,3 метра, ширина – 12,5 метров.

Конструкция представляет собой рамно-неразрезное железобетонное пролетное строение с пилоном над промежуточной опорой. В местах крепления вант к пролетному строению устроены монолитные железобетонные диафрагмы.

Тротуары отделены от проезжей части металлическим силовым ограждением барьерного типа. На мосту установлено 12 светильников. Перильное ограждение металлическое.

Читайте также:  Деревни у реки шерна

История моста

В период с марта 1977 года по декабрь 1978 года по проекту института «Ленгипроинжпроект» (ГИП — Б.Э. Дворкин) здесь был построен железобетонный двухпролетный рамный мост с пролетными строениями коробчатого типа. Строительство осуществлялось силами СУ-4 треста «Ленмостострой».

В процессе эксплуатации из-за трещин в бетоне пролетного строения на мосту было введено ограничение по неконтролируемому пропуску транспортных средств весом до 10 т.

В 1997 году состоялась реконструкция переправы по проекту ОАО «Трансмост». Мост был усилен с помощью вант с пилоном над промежуточной опорой.

Дополнительная информация

Река Малая Сестра (Сестра Заводская) — часть исторического русла реки Сестра. В 1721 году по распоряжению Петра I она была разгорожена плотиной для нужд оружейного завода. В XX веке, вплоть до 1987 года, по Заводской Сестре сбрасывалась вода после заводской гидроэлектростанции. Реконструкция плотины в 2005 году перекрыла массовый слив воды по реке, изменилось ее топонимическое название – теперь она стала называться Малая Сестра. Река вытекает из озера Сестрорецкий Разлив, впадает в Финский залив. Длина реки — 4,8 км.

Источник

Поход вдоль реки Сестра

Неделю назад в субботу 10 октября вместе с maydyk и vgromov прогулялся по границе Московской и Тверской области по маршруту: с. Пустынь — дер. Нижнево — дер. Высоково — дер. Быстрово — дер. Слободка — дер. Кувалдино — канал им. Москвы — ст. Большая Волга.
Идея такого маршрута зародилась достаточно давно после рассказа maydyk о своем давнем трехдневном походе в этих краях. Время шло и только в этим октябрем мы наконец выбрались по этому маршруту.
Большая часть похода проходила вдоль реки Сестры, сначала по правому берегу до моста в дер. Высоково, а потом по левому берегу до самого канала. Места очень живописные, деревушек было немного, передвигались в основном по полевым и лесным дорогам. Дойдя до канала осмотрели место пересечения канала и р. Сестра, а потом, так как времени до электрички еще было очень много, прогулялись неспеша вдоль канала до паромной переправы, а потом и до ст. Большая Волга.

Начинали мы свой маршрут от с. Пустынь, до куда доехали на утреннем автобусе из Дмитрова.

Храм Рождества Богородицы в с. Пустынь.

Осмотрев храм мы дошли по грейдеру по дер. Нижнево, откуда по правому берегу реки, сначала вдоль поля, а потом по лесной дороге дошли до подвесного моста в дер. Высоково.

Подвесной мост через р. Сестра в дер. Нижнево.

Виды на р. Сестра.

По дороге в дер. Высоково.

Напротив дер. Высоково мы перешли р. Сестра по подвесному мосту и продолжили наш путь уже по территории Конаковского района Тверской области.

Подвесной мост в дер. Высоково.

По дороге в дер. Быстрово.

Р. Крутец. Во отсутствие моста переходили эту речку вброд.

Подвестной мост в дер. Липино.

Церковь в с. Пантелеево.

Река Сестра перед пересечением с каналом им. Москвы.

Пересечение канала и р. Сестра.

По дороге вдоль канала.

Заградворота и паромная переправа через канал.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24