На границе между озером

Границы, которые я полюбил. «Калитка в ЕС» между Эстонией и Россией

От редакции: Этим материалом мы с автором Дмитрием Денисенко открываем новую регулярную рубрику. В ней будем рассказывать о необычных границах по всему миру. Необычных по абсолютно разным причинам: статусу, географии, природе или политическим особенностям. Границы — это вполне привычный аспект жизни любого путешественника, и, как бы вы к этому ни относились (от гоголь-борделловского «borders are scars on the face of the planet» до мнения Дмитрия), границы будут с нами еще долго. Впереди — разделенная Никосия, культовый закарпатский Чоп, Афганистан — Таджикистан и многое другое.

«Границы, которые я полюбил» — рубрика, в которой мы рассказываем о необычных государственных границах. Одна из наших любимых рубрик на сайте.

В сообществе путешественников границы обычно недолюбливают по вполне понятным причинам: это преграда, которую нужно преодолеть на пути, зачастую неудобная, долгая и дорогая. А некоторые из них и вовсе непреодолимы в силу разных причин. Но есть люди (в том числе и автор материала), которые относятся к границам с большим интересом и даже уважением. Ведь часто за довольно условными линиями на карте стоят кровавые войны, этнические конфликты, ассимиляция малых и не очень народов и другие темные делишки, которыми так славится человечество. Бывает, благодаря границам география обогащается новыми курьезными местами, а история — забавными казусами. К тому же граница сама по себе способна создавать новые реалии — уже через 20 лет жизнь по разные стороны от нее начинает заметно отличаться, а через сотню лет изменения становятся необратимыми.

Именно об этом и пойдет речь в серии статей — о необычных границах и интересных историях, которые ними скрываются. Первая часть — про необычный погранпереход между Эстонией и Россией. И нет, это не Нарва и Ивангород, а малоизвестный пункт между деревней Крупп в Псковской области и Саатсе, Эстония.

Пересечение границы всегда было для меня волнительным и даже торжественным процессом. Даже сейчас, имея за плечами опыт прохождения самых разных и необычных границ, я подхожу к окошку пограничника с небольшим трепетом и ожиданием чего-то необычного. Ведь сразу после него меня ждет другая страна. Мне в пограничье даже чудится что-то от машины времени или телепортации: и там и там все сразу меняется, и ты оказываешься в другой реальности. Да, она может быть очень похожа на ту, из которой ты туда попал, но и отличаться может кардинально.

Если есть выбор, то я всегда предпочту наземную границу — slow crossing (по аналогии со slow travel), когда можно своими глазами увидеть, как меняется действительность вокруг: медленно и плавно или резко и одномоментно. Поэтому и добираться до пограничного пункта я стараюсь пешком или на локальном транспорте. Именно так получается лучше всего прочувствовать, как меняется обстановка, атмосфера, язык, дорожные знаки, дома и прочие детали быта. К сожалению, пункты, идеальные для slow crossing, зачастую являются местными, что автоматически закрывает их для большинства туристов.

Читайте также:  Heart shaped lake озеро

Вообще погранпереходы (на юридическом языке «пункты пропуска через государственную границу») бывают трех типов:

  • Международные (официально — «многосторонние»), где пропускают граждан всех государств (с известными исключениями — израильтян все же не пустят в Пакистан, а армян — в Баку);
  • Межгосударственные (официально — «двусторонние»), только для граждан двух соседствующих стран;
  • Местные — право пересечения границы имеют только жители окрестных городов и сел; такие пункты обычно организуют там, где сильны связи между прилегающими регионами двух стран.

Еще переходы делятся на несколько типов по видам транспорта, на котором в них можно пересечь границу. Если с воздушными, водными и железнодорожными все понятно, то на земле все несколько сложнее. Большинство из них предназначено для автомобилей, но за редким исключением везде пускают и пешеходов, и велосипедистов. А вот некоторые небольшие пункты предназначены только для пешеходов и велосипедистов — там обычно колоритнее всего.

Но есть и необычные переходы, доступные для многих. Один из таких — пункт пропуска Крупп — Саатсе, российско-эстонский ламповый переходик совсем рядом с берегом Чудского озера. Местные его называют «калиткой в Евросоюз», потому что он является пешеходно-велосипедным. На машине проехать нельзя законодательно, да и физически это было бы трудновато — все строения пограничников расположены на уютной полянке.

К полянке с двух сторон, российской и эстонской, подведены дороги, причем эстонская грунтовка по качеству будет лучше российского асфальта. В пункте осуществляют только пограничный контроль (то есть проверяют визы и штампуют паспорта), а таможенников здесь нет, поэтому разрешено проносить с собой только 23 килограмма багажа. Российские пограничники пускают только россиян и эстонцев, а эстонские полицейские — всех. Поэтому если среди ваших паспортов есть хоть один российский или эстонский — добро пожаловать сюда.

Основной контингент — местные жители, которые принадлежат к почти исчезнувшему народу — сету, абсолютное большинство которого проживает на эстонской стороне и которому посвящен милый музей в приграничном селе Саатсе. Сету — очень интересные люди, если упрощенно — это православные эстонцы, хотя сами себя таковыми не считают. При этом и русские их за своих не держат, а в царские времена даже называли полуверцами.

Границу переходят в основном для торговли. Эстонцы несут домой дешевую водку и сигареты, а россияне в том же направлении — грибы и прочие продукты собирательства и растениеводства. Лидируют лисички, которые массово растут в окрестных лесах. Дело в том, что за килограмм лисичек в Псковской области скупщики дают 100 рублей, а в Саатсе — 5–7 евро. Автор был свидетелем того, как тетеньки с российской стороны тащили огромные пакеты с лисичками и тут же продавали их прямо на выходе с погранпункта, отстояв очередь к машине эстонского коммерсанта.

В паспорта местным жителям не ставят штампов (иначе их пришлось бы менять каждый месяц), поэтому благодушный эстонский полицейский по привычке просто посмотрел в наши паспорта, улыбнулся и с приветствием отдал нам их обратно. Пришлось попросить его все же поставить штампы (и не зря: в районе Саатсеского сапога нас остановил патруль и проверил паспорта, убедившись в наличии отметки о въезде).

Читайте также:  Торфяные озера ленинградской области

А еще у россиян из окрестных сел почти поголовно два паспорта — российский и эстонский. Дело в том, что почти весь нынешний Печерский район Псковской области в 1920–1930-е годы принадлежал Эстонии, и местные жители были ее гражданами. Поэтому Эстония после обретения независимости в 1991 году активно раздавала паспорта местным жителям, которым для этого даже не надо было ездить в Эстонию, нужно было только подтвердить, что вы или ваши родственники жили в районе до 1940 года. Вскоре правила ужесточили, но тем не менее порядка 15 тысяч россиян, сами того не ожидая, в 2004 году стали гражданами ЕС после вхождения туда Эстонии.

Но, несмотря на все связи и переплетения между странами, смена атмосферы ощущается сразу: все вокруг резко становится аккуратным, прямо-таки скандинавским. Не зря эстонцы по происхождению ближе к финнам, чем к своим соседям из балтийских стран, это отражается и на уровне жизни, и на общей стилистике. Но воспевать идеальные дороги, экологичность и прочие прелести Эстонии нужно в отдельных статьях.

Как попасть на пограничный пункт Крупп — Саатсе?

Лучший вариант — на велосипеде из Пскова, будет достаточно среднего уровня подготовки (всего 40 километров езды), но ехать стоит осторожно, водители не всегда лояльны, а асфальт оставляет желать лучшего (автор даже потерпел крушение, после которого познакомился с суровым врачом псковского травмпункта). Из Пскова же пару раз в день ходит автобус до пограничной деревни Крупп. С эстонской стороны из села Саатсе есть автобус в город Пылва. Или же можно добраться на своем автомобиле, но его придется оставить на границе.

Источник

На стыке трех границ: там, где кончается Приморье и начинается Китай с Кореей

Фоторепортажи

На стыке трех границ: там, где кончается Приморье и начинается Китай с Кореей

Каждый из нас хоть раз мечтал оказаться одновременно на границе сразу нескольких стран. Жителям Приморья повезло, у них в крае таким уникальным местом был и остается поселок Хасан, который находится на стыке границ России, Китая и Северной Кореи. От Уссурийска до Хасана всего 247 км. По географическим меркам — немного, но контраст города и поселка налицо, и дело здесь не только в инфраструктуре. Природа района красива и уникальна. Здесь встречаются южные виды растений с северными, многие из них эндемики и занесены в Красную книгу. О том, какой он Хасан, в фоторепортаже корр. ИА UssurMedia.

Рабочий поселок Хасан появился в далеком 1959 году, кстати, сначала появилась железнодорожная станция Хасан с выходом на Северную Корею в 1951 году, и только спустя 8 лет образовалось поселение. Оба названия получены по одноимённому озеру, оказавшемуся в 1938 году в центре советско-японского вооруженного конфликта.

Посёлок — единственный российский населённый пункт на границе с КНДР. Вблизи расположено знаменитое озеро Хасан и пограничная река Туманная (Туманган). Граница между КНДР и Россией проходит по фарватеру реки, однако русло Туманной меняется после разлива в сторону России, тем самым уменьшая территорию страны и создавая угрозу наводнения в посёлке Хасан и на пограничной заставе Песчаная.

Многие чиновники очень любят называть Хасанский район жемчужиной Приморья, так сказать «золотой жилой» в туризме, а все благодаря уникальной природе.

Читайте также:  Озеро лаппелевское ленинградской области

Глубинка Хасана встречает пустыми дорогами, бескрайними лесами, глубоководными озерами, где водятся огромные змееголовы (рыба, это просто большая рыба). С середины июля в водной акватории еще красивее, здесь зацветают краснокнижные цветы лотосы. Кстати, в Хасане ими усыпаны буквально все озера, и это несмотря на то, что лотосы считаются редкими. Местные научились брать семена и расселять их на новые территории. Кто бы мог подумать, но факт остается фактом.

Население здесь почти 600 человек. Это самый южный поселок Дальнего Востока России. Здесь три магазина, школа, недавно в поселке начали отстраивать новые пятиэтажки, две из которых уже сданы в эксплуатацию, ФАП, почта, в общем, как в традиционном русском поселке.

Кстати, на заметку тем, кто уже запланировал путешествие в Хасан. О климате и погоде, которая может вас застать врасплох, стоит узнать заранее. Климат в Хасане муссонный, здесь чаще облачно, туманно и даже пасмурно, правда, если солнце жарит, то не щадит. Будьте готовы к сильным свежим ветрам, поэтому вместе купальником, стоит взять и куртку, пригодится.

В былые времена станция Хасан была крупнейшим железнодорожным узлом и культурным центром Хасанского района. Здесь шла большая перегрузка: передача вагонов в сторону Северной Кореи в сутки составляла до 300 и столько же обратно. В Россию шли товары народного потребления, отправляли уголь, нефтеналивные грузы, технику. Но с приходом перестройки ситуация изменилась. И только спустя десятилетия начало возобновляться железнодорожное сообщение с Китаем и КНДР, и потихоньку восстанавливаться поселковая инфраструктура. Но до прежнего уровня ещё далеко.

Примечательно, что буквально напротив местного озера каждый день хасанцы могут наблюдать китайскую вышку, почти окно в другую страну. Такой изюменке местные привыкли, а вот для туристов это в диковинку.

Рядом с поселком Хасан есть и море, но здесь на выбор: для тех, кто хочет отдохнуть с комфортом и не гонится за большими волнами, стоит выбрать базу отдыха, а вот если вы любите дикую природу, то вам к открытому морю, правда по бездорожью. 20-километровый песчаный пляж, берущий свое начало от самой границы с КНДР (река Туманная) и заканчивающийся кордоном морского заповедника на мысе Островок Фальшивый. Отдыхающие очень любят здесь фотографируются на выброшенных северокорейских шхунах. Из-за удаленности и качества проезда к пляжу он остается диким, но некоторых жителей не пугают трудности.

В общем, если вы ищете уникальную природу, не боитесь ветров и комаров и готовы жить не совсем в комфорте, то попробуйте открыть для себя новое место — Хасан.

Отметим, сегодня большое внимание уделяется экологии. Вопросы рационального, грамотного использования природных ресурсов — в числе безусловных общенациональных приоритетов, подчеркнул Владимир Путин в телеграмме, текст которой опубликован на сайте Кремля.

Президент перечислил целый комплекс серьезных задач, главные из которых — создание современной инфраструктуры для эффективного обращения с отходами производства и потребления, переход предприятий на новейшие перспективные технологии, совершенствование системы мониторинга качества воздуха, почвы и воды, формирование высокой экологической культуры в обществе.

«Россия и впредь будет всемерно поддерживать востребованные международные инициативы, направленные на улучшение состояния окружающей среды», — заключил Путин.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24