На иртыше моей реке на гитаре

А РЕКА ТЕЧЕТ

Шансон под гитару
_ _
Группа “Любэ”
_ _
Текст песни, аккорды, разбор
_ _
_ _
Музыка И. Матвиенко
_ _
Слова И. Матвиенко, М. Андреев
_ _

_ _ рекомендуемый рисунок:

(в тональности Em)

_
Em
Сядем с отцом, сядем вдвоём
_ Am7
На крылечке до утра, до утра.
Поговорим о том о сём:
_ Em
Та-да-дым, та-ду-дам, та-ду-да.

Em
А за рекой тают огни,
_ Am7
Тишина – не видать, не слыхать.
_ H7 Em
Тают огни, как светлячки – благодать.

Припев:
_ Am
_ А река течёт,
_ По дну катает камушки.
_ Em
_ Да напечёт
_ Нам бабушка оладушек.
_ Am
_ С присказками
_ Русскими и чудными
_ Em
_ Будут они
_ C H7
_ С костяникой очень вкусные.
_ Em
_ А река течёт…

_ Em
Мой солнечный дед был балагур.
_ Am
Та-да-дым, та-ду-дам, та-ду-да.
H7
Солнечный дед выиграл войну
_ Em H7
И вернулся домой в орденах.

Em
Сядем с отцом тихо споём
_ Am
Про коня, что ходит по полям.
_ H7
Сыном я был, стану отцом
_ Em
В деда лицом.

Припев:
_ Am
_ А река течёт,
_ По дну катает камушки.
_ Em
_ Да напечёт
_ Нам бабушка оладушек.

_ Am
_ Будут они
_ Русскими и грустными,
_ Em
_ Будут они
_ С костяникой очень вкусные.

Am
А река течёт,
_ H7
И новый поворот…
_ Em
И в венах кровь моя течёт,
_ C
И дедов, и отцов.
_ Am H7 Em
А река течёт, а река течёт.
Em
А река течёт…

Разбор песни “А река течет” – Любэ

(в тональности Dm)

Dm
Сядем с отцом, сядем вдвоём
_ Gm
На крылечке до утра, до утра.
Поговорим о том о сём:
_ Dm
Та-да-дым, та-ду-дам, та-ду-да.

Dm
А за рекой тают огни,
_ Gm
Тишина – не видать, не слыхать.
_ A7 Dm
Тают огни, как светлячки – благодать.

Припев:
_ Gm
_ А река течёт,
_ По дну катает камушки.
_ Dm
_ Да напечёт
_ Нам бабушка оладушек.
_ Gm
_ С присказками
_ Русскими и чудными
_ Dm
_ Будут они
_ B A7
_ С костяникой очень вкусные.
_ Dm
_ А река течёт…

_ Dm
Мой солнечный дед был балагур.
_ Gm
Та-да-дым, та-ду-дам, та-ду-да.
A7
Солнечный дед выиграл войну
_ Dm A7
И вернулся домой в орденах.

Dm
Сядем с отцом тихо споём
_ Gm
Про коня, что ходит по полям.
_ A7
Сыном я был, стану отцом
_ Dm
В деда лицом.

Припев:
_ Gm
_ А река течёт,
_ По дну катает камушки.
_ Dm
_ Да напечёт
_ Нам бабушка оладушек.

_ Gm
_ Будут они
_ Русскими и грустными,
_ Dm
_ Будут они
_ С костяникой очень вкусные.

Gm
А река течёт,
_ A7
И новый поворот…
_ Dm
И в венах кровь моя течёт,
_ B
И дедов, и отцов.
_ Gm A7 Dm
А река течёт, а река течёт.
Dm
А река течёт…

Источник

uritsk

Страница путешественника

Первые два дня путешествия по Обь-Иртышской речной линии — полностью ходовые. Теплоход идёт 1200 километров от Омска до Тобольска без остановок — сначала по Омской, а затем — Тюменской области. Ходовые дни — это замечательно. Полный релакс, единение с природой, с рекой и теплоходом, который на время путешествия становится твоим плавучим домом. А разлившийся паводком Иртыш всё так же петляет среди поймы — кругом заливные луга, попадаются деревеньки, но по мере продвижения на север природа незаметно меняется: лесостепные ландшафты остаются южнее, берега всё больше покрыты лесом, часто правый берег падает к реке живописнейшими обрывами, невероятным образом нависающими над неширокой рекой. А потом отступит круча — и снова петляет себе Иртыш среди пойменных лугов.

Читайте также:  Уровень реки лена график

Идти по реке в высокую воду необычайно интересно! Но и сейчас, в половодье, фарватер в среднем течении Иртыша до Тобольска очень узок и извилист. Местами теплоход делает совершенно причудливые зигзаги, а залитые вокруг берега и затопленные боковые протоки создают порой совершенно невероятное ощущение — кругом вода, и непривычному глазу порой издалека даже непонятно, куда пойдёт теплоход — где берег, где остров, где главное русло, а где просто залитая паводком протока. Невероятное зрелище — разгулявшийся в начале июня Иртыш!

1. Узкое место. Сейчас пройдём левее красного бакена, затем вдоль берега правее чёрно-белого полосатого и сразу за ним круто повернём налево — так, что третий, береговой, знак останется справа по борту.

3. Невероятный зигзаг! И не найдёшь, кажется, этот узкий путь среди разлившихся лабиринтов высокой воды. Хотя — это туристу, конечно, так кажется. Экипажи судов ходят здесь десятки лет и как свои пять пальцев знают каждый километр реки, каждый её поворот.

6. Прямо по курсу показался посёлок Кайсы, на берегу которого издалека видны ярко-красные крыши сельской церкви и гостевого дома подворья Свято-Никольского монастыря (сам монастырь расположен в деревне Большекулачье, совсем недалеко от Омска).

9. И снова невероятные разливы.

11. Правый берег Иртыша всё чаще вздымается крутыми обрывами.

12. Очень живописные здесь места. Залитые разгулявшейся рекой луга сменяются покрытыми лесом высокими обрывами. И так снова и снова.

13. В этой татарской деревне (то ли Ильчебага, то ли Эбаргуль) вода вплотную подошла к домам.

15. Ниже по реке на несколько километров вдоль правого берега протянулись живописные красновато-коричнивые обрывы (яры). Деревня, расположенная на высоком берегу, так и называется — Красноярка.

17. Деревенские посиделки на берегу. А хлопцу в левой части кадра, при виде теплохода на радостях сорвавшего майку, уже совсем-совсем хорошо. Понятно в принципе — суббота, выходной, да и пятничные дрожжи ещё совсем свежие. :))

18. В Красноярке вместе с привычными уже глазу коровами на берегу реки радостно резвился и довольно упитанный хряк.

19. Буйство красок свежей зелени.

20. Теплоход приближается к крупному селу Усть-Ишим, райцентру Омской области.

21. Слева проходим устье реки Ишим — самого длинного притока Иртыша (2450 километров). Ишим большую часть своего пути протекает по территории Казахстана, по степным засушливым районам и бессточным областям, — поэтому, несмотря на свою длину, водность его совсем невелика. Название Ишим, как говорят, происходит от имени сына татарского хана Качума, который утонул в реке. В Казахстане реку называют Есиль. И, кстати, именно на его берегах в верхнем течении стоит нынешняя столица Казахстана город Астана (очень любопытный город между прочим).

Читайте также:  Картины маслом река кама

22. Усть-Ишим затопило очень сильно. С борта теплохода хорошо видны дамбы из мешков и грунта, которыми пытались защитить город от наводнения.

24. Но несмотря на дамбы, очень многие дома затопило. Такие наводнения здесь происходят примерно раз в 10 лет.

25. Путейский катер на обстановочном участке в Усть-Ишиме.

26. Великолепны поросшие лесом холмистые берега.

27. Этюд из речной глубинки. :))

28. Паромная переправа в районе села Никольское.

29. Чем дальше — тем больше лесов по берегам. Отсюда уже не так далеко до границы Омской и Тюменской области.

30. Правобережный лесистый крутояр сопровождает здесь реку практически постоянно. Русло реки то приближается к обрывистому берегу.

31. . то чуть отходит от него, петляя по пойме. Но только для того, чтобы на следующем крутом повороте высокий правый берег снова оказался у тебя прямо над головой.

32. Обгоняем состав из буксира и двух барж.

33. Река здесь извилистая, узкая, течение сильное. Буксиру с двумя баржами весьма непросто уходить в сторону от фарватера, пропуская более быстрый пассажирский теплоход. Надо очень тонко чувствовать и сам буксир, и, главное, инерцию двух барж на хвосте. Настоящее судоводительское искусство!

34. В районе села Скородум высоченный коричневый яр сопровождает реку на протяжении нескольких километров. Иртыш тут неширок, и высоченный берег очень близко — настолько близко, что кажется, будто обрыв буквально нависает над теплоходом! Очень красивое место!

36. Фото на память.

37. Ласточкины гнёзда.

38. Едва крутояр скрывается за кормой, как начинаются петли — три подряд невероятно крутых речных колена. В этом месте Иртыш петляет настолько сильно, что с палубы теплохода виден не только тот участок, по которому идёт наше судно, но и два соседних — излучина впереди, и излучена позади.

39. Вот это судно, например, идёт по следующей петле Иртыша, отделённой от нашей лишь узким перешейком.

40. А позади виден буксир с баржами, который мы обогнали полчаса назад у обрыва. Они идут по той петле, которую мы уже прошли. Удивительно!

41. Деревня Паново.

43. «Юбилейный», тысячный километр реки Иртыш. Нулевой — это впадение Иртыша в Обь, а далее километраж Иртыша исчисляется вверх по течению от устья. То есть отсюда до Оби нам осталось ровно тысяча километров.

44. Просто пейзажи.

49. В районе посёлка Малая Бича на берегу Иртыша сохранились старые вагоны. Это — память о старой узкоколейной лесовозной железной дороге, которая действовала здесь с 1957 по 1996 год. По Малобичёвской узкоколейке вывозили заготовляемый в крупных лесных массивах лес к реке, откуда дальше шла транспортировка водным транспортом. Протяжённость дороги составляла почти 100 километров, при этом на самом заболоченном участке трассы над топью был построен уникальный 5-километровый деревянный мост. Последний состав с лесом прибыл по узкоколейке в Малую Бичу в 1996 году, после чего в последующие четыре года ветка была ликвидирована. Старые железнодорожные вагоны на берегу Иртыша — практически единственное, что напоминает о её существовании.

Читайте также:  Реки стекают с гор

50. А вот эти вагоны на фотографии Алексея «Стереометрии», моего старого знакомого, классного путешественника и известного геокэшера, ходившего на теплоходе по Иртышу в 2010 году. Заодно эти фотографии наглядно показывают, насколько высок сейчас уровень воды в Иртыше по сравнению с его обычным состоянием.

51. Проходим Малую Бичу — последний на нашем пути населённый пункт Омской области. Далее начинается Тюменская область.

52. Ещё буквально несколько лет назад теплоходы Обь-Иртышской линии останавливались во многих населённых пунктах Омской области — Таре, Усть-Ишиме, Малой Биче. Сейчас дебаркадеры здесь не ставят, и все поселения Омской области теплоходы минуют транзитом. Остановки и основной пассажиропоток — дальше, от Тобольска и севернее.

54. Неожиданно из-за поворота реки показался пассажирский теплоход «Заря» — серии советских глиссирующих судов с водомётным движителем. В прежние годы такие суда активно использовались на пассажирских маршрутах по малым рекам, но сегодня увидеть действующую «Зарю» на этом участке Иртыша было удивительно.

55. Оказалось причиной всему — паводок. Из-за половодья затопило дорогу, проходящую вдоль берега Иртыша, и все левобережные деревни Тюменской области оказались отрезаны от большой земли. Чтобы восстановить транспортную доступность, пришлось в экстренном порядке открывать речное сообщение по Иртышу от Тобольска до Абаула. Так подзабытый в последние годы водный транспорт снова пришёл людям на выручку. Кстати говоря, судно «Заря» речники со стажем ласково называют между собой «Речной автобус». 🙂

57. Редкий встречный.

58. По берегам появляются хвойные леса. Тюменская область. Идём на север. Это уже совсем не лесостепи, которые мы видели в начале маршрута в Омской области.

59. И снова живописнейший крутояр!

62. Татарские деревни встречались на Иртыше в Омской области, немало их и в Тюменской. Проходим деревню Второсалинскую.

64. Та самая затопленная дорога вдоль Иртыша, из-за которой по реке открыли водное сообщение на «Заре».

65. Закат в облаках.

69. Солнце уже скрылось, но над горизонтом ещё долго виден красный вертикальный столб в том месте, куда оно зашло.

70. К ночи погода хмурится, начинает накрапывать дождь.

71. А наш теплоход в сгустившихся сумерках продолжает уверенно идти своим курсом, повторяя все крутые повороты Иртыша. Включат ненадолго прожектор, пошарят им по берегу в поисках отражательного створного знака, и снова всё вокруг окутывает синий полумрак.

Но даже в пасмурную погоду ночи уже ощутимо светлые — мы продолжаем путь на север и находимся сейчас лишь немного южнее широты Санкт-Петербурга (примерно на уровне Великого Новгорода). При движении на север интересно наблюдать, как каждая последующая ночь становится светлее предыдущей. Завтра утром будет первая остановка — нас ждёт Тобольск, древний сибирский город, расположенный на крутом правобережье чуть ниже того места, где Иртыш принимает Тобол, свой самый большой приток. А рано-рано утром перед Тобольском мы будем проходить красивый Абалакский Знаменский монастырь по правому берегу. Будет интересно встать пораньше!

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24