Над кубанью над рекой ноты



15 кубанских народных песен

Тексты и ноты для хора

Фольклорные музыкальные сборники могут быть различными по своему назначению. Есть издания, которые представляют этнографический песенный материал, записанный музыковедами в. том виде, как он бытует в народе.
В других сборниках народная песня дается в творческой обработке композиторов и бывает обычно изложена в форме хоровой или песенной миниатюры. Такие обработки могут служить готовым материалом для разучивания в самодеятельных и профессиональных вокально-хоровых коллективах.

К сборникам этого рода принадлежит и настоящее издание.
Этнографический материал, объединенный в тематическом сборнике, представляет большой интерес для исследований? музыкального быта, стилистических черт, языка, а также может послужить источником для дальнейшей творческой обработки.
Среди этнографических изданий кубанского музыкального фольклора, опубликованных в последнее время, можно назвать «Песни Краснодарского края» А. Мосолова, под редакцией С. Аксюка («Советский композитор», М., 1959) и «Современные народные песни и песни участников художественной самодеятельности» (сборник третий, М., Музгиз, 1953) — из записей экспедиций Союза советских композиторов СССР.

«При подготовке песен к изданию, — писал композитор А. Мосолов в предисловии к сборнику «Песни Краснодарского края»; — я стремился полностью, без всяких изменений сохранить мелодии».
Отдельные песни из собраний А. Мосолова («Ой, орел, мой орел», «Чаечка», «Бежит Кубань, Кубань-река») послужили первоисточниками для хоровых обработок Г.Плотниченко, вошедших в этот сборник.
Другие песни записаны самим автором обработок в различных районах Краснодарского края.
География фольклорных экспедиций, в которых побывал композитор Г. Плотниченко, обширна: здесь и станица Калниболотская Новопокровского района, и приморский совхоз «Джемете», и город Славянск-на-Кубани.
В станицах Новопокровская, Новоминская, Раевская, Батуринская записаны интересные, самобытные народные песни «Дивчина-заря», «Синий вечер над рекой Кубанью», «Чужая сторона», «Зайди, солнце, за оконце», «Лэтила сорока».
Настоящее издание — это четвертый выпуск сборников кубанских народных песен в обработке Г. Плотниченко.
«Благодаря первым двум выпускам («Кубанские народные песни», Краснодарское книжное издательство, 1954, и «Пять кубанских народных песен», М., Музгиз, 1955) стали широко популярными такие обработки, как «Едет козак из дальнего края» и «Летят утки», воспевающие поэзию колхозного труда, суровая партизанская песня времен гражданской войны «Шумят вербы», старинная лирическая «Зоренька вечерняя».

Из сборника «10 кубанских народных песен в обработке Г. Плотниченко», изданного Краснодарским книжным издательством в 1966 г., большое распространение среди коллективов хоровой самодеятельности получили «Лети, моя песня», «То не тучи», «Горы закубанские», «Кукушечка» и др.
Кубанские песни, вошедшие в настоящий сборник, отражают различные периоды отечественной истории.
К числу современных народных песен относятся песни сегодняшних дней: например, «Ой, Кубань, ты Кубань», в которой выражается любовь к родному краю и воспевается радость созидательного труда; «У нас в бригаде праздник» — эта песня посвящена успехам хлеборобов Кубани, девичья-лирическая «Зайди, солнце, за оконце» и др.
Одним из самых интересных произведений современного кубанского фольклора,, вошедшего в этот сборник, является развернутая хоровая обработка песни «Ой, орел, мой орел», сделанная для смешанного состава а’капелла.
Автор обработки умело использует здесь приемы музыкальной драматургии.
Посредством постепенного полифонического обрастания главной темы подголосочными элементами музыкальное развитие достигает своего апогея в момент идейно-смысловой кульминации.

Здесь нашли применение многие исконно русские приемы развития музыкального материала — от народной подголосочной полифонии, скупого, но выразительного унисонного хорового звучания до
хоральной фактуры изложения на основе национального мелодико-гармонического языка.
Данная обработка предназначена для исполнения хором академического направления.
В некоторых современных кубанских песнях отражаются исторические события времен Великой Отечественной войны и эпохи гражданской войны. Эти песни по своему идейному и эмоциональному содержанию имеют значение музыкальных памятников героической истории советского народа.
Выразительна и трогательна лирика хоровой песни «Накатывал с моря соленый прибой», которая красочно рисует сцену прощания девушки и моряка, отплывающего с экипажем эсминца на фронт.
В этой обработке Г. Плотниченко подчеркнул жанровую особенность фольклора этого типа, введя характерные музыкальные интонации, бытовавшие в матросских песнях.
Песня может исполняться как смешанным академическим составом хора, так и в варианте для однородных женских голосов.

В форме развернутого хорового полотна выполнена обработка песни времен гражданской войны «Заклубились в степи ветры буйные».
Можно безошибочно определить жанрово-исполнительскую направленность этого произведения — обработка сделана для народного хора. Отсутствие высоко звучащих женских голосов и насыщение хоровой фактуры звучанием густых тембров альтовой партии, плотность звуковой ткани смешанного состава хора вполне соответствует характеру музыкально-образного строя этой задушевной кубанской народной песни.
Неустойчивая переменность лада, элементы фригийского минора, полифоническая структура многоголосия и другие приемы, применяемые композитором, по-новому раскрывают выразительные возможности кубанского народного песнетворчества.
Великолепно выполнена композитором обработка современной народной песни «Чаечка», в которой применяются элементы народных ладов, подголосочной и контрастной полифонии, метро-ритмическая переменность, интересные сочетания темброво-регистровых красок в хоровых голосах.

В сборник вошли также и обработки старинных казачьих песен, бытующих на Кубани: задушевно-лирическая «Дивчина-заря», выполненная для смешанного состава а’ капелла с солистами, и «Лэти-ла сорока», которую можно отнести к жанру семейно-бытовых песен.
Тонко и выразительно подчеркнут народный юмор в обработке старинной шуточной казачьей
песни «Пчелочка златая», написанной для мужского, хора и солиста с инструментальным сопровождением. Здесь, как и в предыдущем песенном образце, сохраняется своеобразие народной лексики, издавна бытовавшей на Кубани.
В этой обработке автор пользуется своеобразным приемом драматизации песни, противопоставляя хоровой массе певца-солиста. Игривый, задорный характер придает песне аккомпанемент, в котором проявляются черты народно-инструментальных наигрышей.

Читайте также:  Пов мои реки ночью

Сравнивая первооснову кубанских народных песен, записанных и расшифрованных композитором с уже завершенными, развернутыми обработками для хора, невольно обращаешь внимание на тот что, обрабатывая песню, автор бережно сохраняет музыкально-образное зерно первоисточника, умело развивает индивидуальные черты и общие характерные интонационно-ладовые особенности кубанской народной песни.

Кубанские песни Г. Плотниченко, вошедшие в настоящий сборник, разнообразны по характеру, исполнительской манере и по степени трудности. Они адресованы коллективам не только разного исполнительского направления, но и рассчитаны на различные составы участников.
Сюда вошли обработки для однородных женских или мужских голосов, для смешанных хоров и даже для сольного исполнения в сопровождении фортепиано («Бежит Кубань, Кубань-река»).
В отличие от предыдущих изданий, в этот сборник помещены обработки, рассчитанные как на исполнительский уровень начинающих певцов, так и на хоры, имеющие высоко профессиональную творческую подготовку.
Начинающие самодеятельные хоры могут исполнять произведения I и II степени трудности (т. е. очень легкие и легкие)., написанные с инструментальным сопровождением, а также несложные
а’капелльные обработки: «Где солнце закатилось», «Чужая сторона», «У нас в бригаде праздник», «Ой, Кубань, ты Кубань», «Дивчина-заря» и др.
Для этих обработок характерна легкость и прозрачность хоровой фактуры, простота и естественность голосоведения.
Следует оговориться, что написать прости — это, пожалуй, едва ли не самая сложная задача для композитора, требующая не только ясного понимания самой природы народного песнетворчества, но и огромного, творчески напряженного труда, тщательного отбора вариантов.
К произведениям средней трудности и к более сложным обработкам, требующим от исполнителей профессионально-хоровых навыков (т. е. к обработкам III и IV степени трудности), можно отнести а’капелльные хоры «Накатывал с моря соленый прибой», «Чаечка», «Заклубились в степи ветры буйные», «Ой, орел, мой орел», а также хоры с сопровождением «Синий вечер над рекой Кубанью», «Пчелочка златая».
Литературная правка стихотворного текста, выполненная кубанским поэтом В. Подкопаевым, сделана тонко, с сохранением образного строя народной поэзии.
Собранные в глубоких недрах народной жизни, согретые вдохновением одаренного композитора, обогащенные его мастерством, народные песни Кубанского края совершат свой необычный круговорот для того, чтобы вновь вернуться в народные коллективы, по-новому зазвучать там, как бы получая свое второе рождение.
Г. КОВАЛЕВ,
доцент кафедры хорового дирижировании Кубанского государственного университета

Источник

Ноты для хора — Поет Кубанский казачий хор — В. Захарченко

В нотное издание включено 107 народных песен из репертуара Государственного Кубанского казачьего хора.

Составил сборник народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Международной премии Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного, доктор искусствоведения, профессор В.Г. Захарченко.

Песенник рассчитан на руководителей профессиональных и самодеятельных народных хоров и ансамблей, студентов средних и высших музыкальных учреждений, любителей народной песни.


В.Г. Захарченко
Народные песни Кубани
из репертуара Государственного Кубанского казачьего хора
Выпуск 1
тексты и напевы песен
«Краснодарское книжное издательство», 1987г.

В июне 1987 года Государственному Кубанскому казачьему хору, исполняется 50 лет. Художественный руководитель хора народный артист РСФСР композитор В. Г. Захарченко составил книгу, в которую вошло более 150 наиболее популярных песен, долгое время исполняемых коллективом. К песням помещены ноты, примечания и указатель мест, в которых проводилась запись песен.

Скачать ноты для хора

Спасибо Анне за сборник!


В.Г. Захарченко
Поет Кубанский казачий хор

Выпуск 1
Народные песни, записанные в станицах Краснодарского края в обработке для народного хора
“Эдви”, 2002г.

  • От составителя
  • РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
    • Песни черноморских казаков без инструментального сопровождения
      • 1. Мы сыны Кубани славни
      • 2. А в тысяча симьсот дэвьяносто пэршому роци
      • 3. Там на Кубани
      • 4. Прощай, мий край, дэ я родывся
      • 5. Ой сив Хрыстос та й вэчеряты
      • 6. Добрый вэчир вам
      • 7. Нова радисть стала
      • 8. У нас на Кубани
      • 9. На сиянской горе
      • 10. Ой гук, матэ, гук
      • 11. Тэче Кубань аж у лыман
      • 12. Плач, Кубаню, край наш мылый
      • 13. Ой чого ж я сьогодня сумую
      • 14. Ой сив пугач на могылу
      • 15. Ой шо ж воно та й за ворон
      • 16. Ой стйить явирь
      • 17. Днипр широкый и глыбокий
      • 18. Ой Морозэ-Морозэнко
      • 19. Витры гуляют
      • 20. Ой, мамо, нэ можно нэлюба любыть
      • 21. А в поли могыла
      • 22. Ой горэ тий чайци
      • 23. Ой вышенькы-черешенькы
      • 24. Ой у поли-поли бэрэза стояла
      • 25. Ой гай маты
      • 26. Ишлы волы из дибровы
      • 27. Ой у саду зэлэному соловэй спивае
      • 28. Калына-малына вэрхы похылыла
      • 29. Уси горы зэлэниють
      • 30. Чорна хмара из дибровы
      • 31. Голуб сызый
      • 32. Ишов мымо двору
      • 33. Ой за морэм, морэм сыним
      • 34. Ой выдно, выдно, хто кого любэ
      • 35. Сонце нызэнько
      • 36. За гору сонце закотылось
      • 37. Ой ты козаче, та паночку мий
      • 38. Куда лэтиш, кукушечка
      • 39. Та на городи тры туполи
      • 40. Йихав козак за снопамы
      • 41. Ой я гуляю
      • 42. Ой там на товчку, на базари
      • 43. Хата моя рублэная
      • 44. Ой наплывае та чорна хмара
      • 45. Диду, диду, иды по калыну
      • 46. Горить, горить, сыри дрова
      • 47. Вэчир на двори
      • 48. Кохайтэся, чорни бровы
      • 49. Садок вышнэвый коло хаты
      • 50. Ой чого ж ты почорнило, зэлэное полэ
      • 51. Як умру, то поховайтэ
      • 52. Спы, Тарасэ, батько ридный
    • Песни черноморских казаков с сопровождением баяна
      • 53. За Кубанью огонь горыть
      • 54. Йихалы козаченькы
      • 55. По-над лугом шлях-дориженька
      • 56. За Сибиром сонце сходэ
      • 57. По любы ла Пэтруся
      • 58. Ходэ сорока
      • 59. Ой на нэби тучи набигають
      • 60. Як служив я в пана
      • 61. Ой хотя бы, Господы, та й повэчерило
      • 62. Йихалы казакы из Дону до дому
      • 63. Булы в мэнэ у комори гроши
      • 64. Ой мий мылый варэнычкив хоче
      • 65. Гай зэлэнэнькый
      • 66. Пряла бы я кудэлыцю
      • 67. Роспрягайтэ, хлопци, конэй
  • РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
    • Песни линейных казаков без инструментального сопровождения
      • 68. Похвалу принесу сладкому Иисусу (кант)
      • 69. О горе мне грешному сущу (кант)
      • 70. Восстани, восстани, от сна пробудись (псальм)
      • 71. Бедная птичка в клетке сидит (духовный стих)
      • 72. Ой да в восемьсот семьсят седьмом году
      • 73. За Кубанью за рекой казаки сражались
      • 74. Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон
      • 75. Ой да по-над лесом шлях-дороженька
      • 76. Не с-по лугу было по лужечку
      • 77. То не орел под облаками
      • 78. Стала заря заниматься
      • 79. Кабы мине крылушки
      • 80. Прости, страна
      • 81. Да забелели снеги ,
      • 82. Командирик молодой
      • 83. Да удовенька молода
      • 84. Ой ты груша моя
      • 85. Ой досточка та й дубовенькая
      • 86. Верея моя вереюшка
      • 87. Давно, давно я в своей мамаши не была
      • 88. Ох заюшка, камыш-травушка
      • 89. Ой ты озеро-водица
      • 90. Ой Кубань-река разливается
      • 91. Ой у утушки, да у серенькой
      • 92. Ой груша моя, зелёненькая
      • 93. Да заря моя зоречка
      • 94. Ой кумушки-голубушки, подружки мои
      • 95. Ой гульба моя, гульба
      • 96. Птичка-невеличка по полю летала
      • 97. Зоренька ясная, что ты притуманилась
      • 98. Звезда, прости, пора мне спать
      • 99. Умер бедняга в больнице военной
      • 100. Поехал казак на чужбину далёко
      • 101. В полном разгаре страда деревенская
      • 102. Выхожу один я на дорогу
      • 103. Сижу за решеткой в темнице сырой
      • 104. Буря мглою небо кроет
    • Песни линейных казаков с сопровождением баяна
      • 105. Комарики-мушки дробненькие
      • 106. Трава моя, трава
      • 107. Ты Кубань, ты наша родина
  • Примечания к записям песен
  • Указатель мест, в которых записывались песни
Читайте также:  Название реки на таймыре

Скачать ноты для хора


Песни Кубанского казачьего хор
а
сборник песен
составитель В.Г.Захарченко
«Краснодарское книжное издательство», 1978г.

Государственный Кубанский казачий хор создан в 1969 году. В основу его деятельности был положен самобытный песенный и танцевальный фольклор кубанского казачества. Эта творческая ориентация определила оригинальный репертуар хора и народную манеру пения. Уже в 1971 году молодой коллектив стал дипломантом на международном фольклорном фестивале в г. Бургасе, в Болгарии. Но впереди хору еще предстояли поиски своего исполнительского почерка, своего художественного стиля.
В 1074 году Кубанский казачий хор возглавил фольклорист и композитор заслуженный деятель искусств РСФСР Виктор Захарченко. Им была определена собирательская и исследовательская работа по кубанскому песенному фольклору, записано огромное количество народных песен, лучшие из которых составили новую концертную программу хора. Научный подход к записи, изучению и отбору музыкального фольклора, бережное отношение к народной песне, стремление в процессе работы над ней выявить актерскую индивидуальность каждого певца — все это позволило коллективу обрести неповторимое исполнительское и творческое лицо.
В 1975 году на Всероссийском смотре профессиональных русских народных хоров, в котором принимали участие многие прославленные коллективы страны (Омский, Воронежский, Уральский, Сибирский, Оренбургский и другие народные хоры), Кубанский казачий хор занял первое место — вместе с Северным хором и Ансамблем песни и пляски донских казаков и был удостоен звания лауреата и диплома первой степени. Вот что писал журнал «Советская музыка» (1976, № 6) об успехе Кубанского хора на этом смотре: «Победа Государственного казачьего хора была неожиданной, но тем более впечатляющей. Выступление кубанцев отличалось своеобразием и даже, можно сказать, творческой дерзостью. Их концерт оказался не похожим ни на один из показанных на смотре. » Дипломантами Всероссийского смотра стали также солисты хора В. Мамай, А. Лизвинский, М: Мищенко, В. Сушков, В. Фролова и солист танцевальной группы В. Захаров.

Читайте также:  С вами списание реке

В настоящее время искусство Кубанского казачьего хора пользуется неизменным успехом в нашей стране и за рубежом. Кубанские народные песни в исполнении хора слышали труженики многих городов и станиц. Кубани, областей и республик страны: Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Сибири, Поволжья и Прибалтики. В 1976 году Кубанский казачий хор принял участие в торжественном концерте для делегатов и гостей XXV съезда КПСС. Успешно прошли гастроли хора весною 1976 года в городах ГДР.

К 60-летию Великого Октября коллектив подготовил новую программу, за создание которой был удостоен звания дипломанта краевого конкурса крайкома ВЛКСМ в области литературы и искусства имени Н. Островского.
Юбилею Великого Октября были посвящены гастроли Кубанского казачьего хора в Чехословакии и в Социалистической Республике Вьетнам. В ЧССР концерты хора состоялись в 20 городах страны: Праге, Брно, Остраве, Карловых Варах, Готвальдове и др. Кроме того, хор принял участие в праздновании юбилея газеты «Руде право», снимался в телефильме «В гостях у Карела Готта».
Поистине триумфальными были выступления Кубанского казачьего хора в СРВ: на 22 концертах хора побывало около 150 тысяч зрителей. Как и в других зарубежных поездках, артисты хора провели здесь много творческих встреч с рабочими, крестьянами и интеллигенцией страны. За успешно проведенные гастроли все артисты Кубанского казачьего хора указом правительства СРВ были награждены медалью «Дружба», а коллектив в целом — высшей правительственной наградой Вьетнама — орденом «Дружба».
Государственный Кубанский казачий хор является подлинно народным, поскольку основа его творчества — песенный фольклор. Репертуар хора отражает то удивительное жанровое и стилистическое многообразие, которым отмечена народная песенная культура Кубани. Многочисленные образы песенного фольклора кубанского казачества являются вариантами песен среднерусских и украинских — в этом сказалась естественная для всех окраинных районов России закономерность. Но варианты эти отмечены неповторимым художественным своеобразием, самобытностью.

Одной из главных тенденций изменения русских и украинских песен в обиходе кубанского казачества является обретаемая ими в новых условиях метроритмическая и интонационная прямолинейность. Эта тенденция обусловлена была полувоенным укладом жизни казаков в прошлом, стремлением «героизировать» песню, насытить ее активной ритмикой, приспособить к условиям боевого похода.
В программе Государственного Кубанского казачьего хора специально оговаривается место записи каждой песни. Песни станиц Дядьковской, Кавказской, Казанской, Темиргоевской, Кирпильской, Некрасовской образуют щедрое многоцветье того букета, который мы называем кубанской народной песней. Песня— это сложный элемент культуры, она многолика.
Народная песня в исполнении Кубанского казачьего хора предстает перед нами наполненной живым человеческим дыханием и энергией, радостью или пронизанной людской болью. Здесь мы находим историческую песню времен русско-турецкой войны «Вечер тихий, непогожий», с элементами театрализации свадебную старинную песню с причитаниями невесты-сироты «Ой, ходила Катюша», шуточную песню «Ты ж мэнэ пидманула», сама хоровая аранжировка которой (перекличка групп хора) предполагает мимику, жест, веселое обыгрывание. Броскими плакатными приемами театрализации отмечено и исполнение строевой казачьей песни времен Великой Отечественной войны «По дороге пыль клубится».

Записи и обработки народных песен для Кубанского казачьего хора в последние годы сделаны его художественным руководителем В. Захарченко. В этой работе он исходит из убеждения, что куплетность народной песни освещена вековыми традициями народного музицирования, она способствует быстрому запоминанию и распространению песни в народе. Вот почему в его обработках в основном сохраняется строфическая структура песен, а устремленность развития достигается за счет тембрового и подголосочного расцвечивания, точно рассчитанных динамических нарастаний и спадов.
Репертуар Кубанского хора отражает и другую сторону его художественных поисков: пропаганду ярких современных авторских песен о кубанском крае, о трудовых героических буднях советского народа. Украшением концертных выступлений хора являются песни «Бежит река Кубаночка» Г. Плотниченко, «Песня о городе-герое Новороссийске» Г. Пономаренко, «Принимай, страна, наш кубанский хлеб» В. Захарченко, «Песня о Кочубее» В. Лаптева, «Кубаночка» Г. Селезнева и др.
Уверен, настоящий сборник доставит радость всем, кто любит подлинно народную песню, всем, кто любит и ценит искусство Государственного Кубанского казачьего хора.
В. КОМИССИНСКИЙ, кандидат искусствоведения.

Песни кубанских композиторов
Здравствуй, наша Кубань. Слова С. Хохлова, музыка Г. Пономаренко
Песня о родной земле. Сл. В. Бакалдина, муз. В. Лаптева
Еду над рекой Кубанью. Сл. В. Бакалдина, муз. В. Лаптева
Край моих отцов. Сл. П. Карпенко, муз. В. Захарченко
Девичья любовь. Сл. И. Бараевы, муз. С. Черновая
Казачья урожайная. Сл. И. Бараевы, муз. В. Захарченко
Кубанские народные песни
По степи кубанской. Обработка Г. Плотниченко
Как на горке, на горе крутой. Обр. Г. Плотниченко
Да забелели снеги. Обр. В. Захарченко
По дороге пыль клубится. Обр. В. Захарченко
Ой, во поле травушка горела. Обр. С. Черновая
Роспрягайтэ, хлопци, конэй. Обработка В. Захарченко

Скачать ноты для хора

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24