Не пускайте рыжую на озеро проблемы произведения

Круг проблем по тексту «Не пускайте Рыжую на озеро» Е. В. Габовой «Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный…» (ЕГЭ по русскому)

Проблема проявления бездушия /чёрствости/

Проблема проявления бездушия/чёрствости не нова. Она стара как мир. Эту проблему Е. В. Габова рассматривает в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро» на примере жизни ученического коллектива. Класс Светы Сергеевой не был дружным. Нормальные друг с другом отношения им были нужны только для того, чтобы хорошо развлечься. Автор не пишет об их духовных запросах.

Они позволили себе изгнать из «своего круга» одноклассницу, презирая ее за внешность, манеру одеваться и за её увлечение музыкой и её желание развиваться.

Е. В. Габова отразила реальную действительность о том, как в подростках могут проявляться такие безнравственные, уродующие их души качества, как черствость и нетерпимость к людям.

В чём опасность неблаговидных поступков?

Известно, что опасность неблаговидных поступков реально существует. Опасность и для тех, кто их совершает, и для тех, на ком эти поступки отражаются.

В рассказе Е. В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» говорится о том, как подростки разрешили себе бездушное отношение к однокласснице. Они презирали её за внешность, за неприятный, по их мнению, голос, за её якобы недостойный их уровня образ жизни. Какими они будут в дальнейшем? Трудно сказать. Хотя рассказчик позднее почувствовал неблаговидность поведения товарищей и своего тоже. Он, слушая музыкальное исполнение одноклассницы, сидел, «не понимая, чего больше было в… сердце — восторга или стыда». А фразу «А я в своих глазах. » читатель может восполнить тем, что рассказчик растерял свой авторитет для себя.

Опасность неблаговидного поведения человека отражается на других людях. Систематическое бессердечное отношение к человеку может привести к печальным последствиям. Особенное опасение вызывает общее негативное отношение к какому-либо человеку. И очень редко происходит так, чтобы какой-либо более доброжелательный из коллектива подросток сумел бы дать отпор такому бездушию и встал бы на сторону обиженного.

Е. В. Габова утверждает, что хотя и в подростковом возрасте часто происходят неадекватные процессы, необходимо вырабатывать в себе терпимость и никогда не считать, что то, что совершается подростками, обойдется без серьезных последствий. Ведь часто подростки объясняют свои неблаговидные поступки шутливыми оправданиями. Принять истину, что вокруг нас в школьном коллективе находятся достойные люди, подростку просто необходимо.

Что значит быть нравственно стойким?

В нравственном отношении мир двигается не в лучшую сторону и надо быть стойким, чтобы не надломиться, чтобы не ожесточиться и не уподобиться людям, которые порой становятся безнравственными. Эту мысль хотела выразить автор рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро».

Е. В. Габова показала, как в безнравственном школьном коллективе девочка осталась нравственно стойкой. Образ семейной жизни Светланы был нелегким: без отца, кроме нее, ещё две сестрички. Она испытала унижение и презрение одноклассников. Но девушка не замкнулась и не желала мстить. Светлана, можно сказать, была одержимой в хорошем смысле этого слова: она настойчиво шла к своей цели, чтобы претворить в жизнь свою мечту — стать певицей. Она сумела выжить с клеймом изгоя и доказать себе и всем, что она достойный человек.

Одной из проблем, рассматриваемых Е. В. Габовой в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро», является проблема одиночества.

Читайте также:  Озеро чейбеккель как добраться на машине

В этом произведении читатель узнает о школьнице Светлане, над которой издевались одноклассники, и которая испытывала душевное одиночество. Рассказчик — её одноклассник — вспоминает, что вместе с классом «её ни на одной фотографии нет». Она приплывала на середину озера одна. Гуляла по лугам тоже одна. И у костра сидела одна, «когда все уже по палаткам расходились».

От душевного одиночества она спасалась пением. Так она развивала свои творческие данные, над которыми потешались её одноклассники.

Автор считает, что одиночество в юном возрасте тяготит человека, тем более если они вызваны отторжением от сверстников. Но сила характера девочки позволила ей преодолеть одиночество, но и стать «восходящей звездой».

Какова роль мечты на жизненном пути человека?

Светлана мечтала не об улучшении жизненных условий и отношений с одноклассниками, а об исполнении цели — стать знаменитой певицей. Хотя её классу неотступная мечта Светланы казалась больной фантазией. Одноклассники были убеждены, что ее мечта далека от действительности.

Но она упорно стремилась к претворению в жизнь самой заветной мечты. Именно сила желания, сила мечты помогла девушке выстоять. Если бы у нее не было мечты, её жизнь из-за такого тягостного окружающего его школьного мира могла бы закончиться трагически. Славно, что девушка не зациклилась на неудачах в отношениях с одноклассниками и чувствовала, что её мечта имеет под собой реальную основу.

Е. В. Габова доносит до читателя мысль о том, что мечта может столкнуться с жестокой обыденностью, но, если в нее поверить и отдать ей силы, становится могучей творящей силой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Проблемы и аргументы на ЕГЭ

1. Проблема взаимопонимания.

Так, например, в рассказе Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» раскрывается проблема отсутствия понимания между людьми. Автор повествует об отношении школьников к их однокласснице Свете Сергеевой. Девушка выглядела не так, как все: одевалась очень скромно (семья Светы была малообеспеченной), была очень бледная. «Они не любили её именно за то, что она рыжая». Одноклассники не общались с ней, не хотели брать её с собой в походы, не хотели заниматься с ней в паре на уроках физкультуры. Из-за этого Света была очень замкнутой и застенчивой. Школьники не понимали, что у каждого человека свои особенности, что каждый человек уникален.

2. Проблема свободы личности в тоталитарном государстве.

В аллегорической новелле Франка Павлоффа «Коричневое утро» представлен яркий пример тоталитарного государства. Всё началось с запрета правительства заводить питомцев любого цвета, кроме коричневого, а завершилось тем, что любая мысль о возможности обладать собственным мнением, собственной точкой зрения и собственным «я», выделяющимся из безликой серой массы «мы», была вытравлена, выжжена из умов и сознания людей. Жёсткий контроль за мыслями и словами граждан дошёл до абсурда. Люди боялись говорить о чём-либо, не добавляя слова «коричневый». Оспаривать и осуждать решение правительства – то есть высказывать своё мнение – значило быть изменником, преступником. Этот пример убеждает в том, что свобода личности в тоталитарном государстве невозможна.

3. Проблема тщеславия (или эгоизма).

В рассказе А.Алексина «Раздел имущества» поднимается проблема людского тщеславия (или эгоизма). Автор повествует о том, как мать Веры отреагировала на то, что ее дочь Вера посвятила сочинение на тему «Главный человек в моей жизни» бабушке. Мама героини случайно прочла сочинение и после этого устроила скандал. Она говорила на повышенных тонах, нарушив свой всегда спокойный вид, потому что самолюбие было задето. Мать хотела, чтобы дочь именно её считала своей «спасительницей» (девочка долго и безнадежно болела, но выздоровела во многом благодаря бабушке). Именно после этого мама, зная, как дорога дочери бабушка, зная, что смысл жизни бабушки заключается во внучке, выпроводила свекровь из дома. Часто тщеславные и эгоистичные люди причиняют другим страдания во имя собственных амбиций и жажды славы.

Читайте также:  Сарезское озеро запрудное озеро

4. Проблема ответственности людей друг перед другом.

В рассказе А. Алексина «Раздел имущества» поднимается проблема ответственности людей друг перед другом. Автор повествует о том, как мать, безответственно приняв решение разъехаться с бабушкой, нанесла урон здоровью своей дочери Веры. Внучка считала бабушку «спасительницей», «второй мамой», ведь именно бабушка посвятила ей часть своей жизни, помогла преодолеть страшную болезнь. Мать Веры не осознавала всей ответственности перед больным ребенком, и поэтому случилась катастрофа: состояние девочки ухудшилось. Часто люди не осознают всей ответственности друг перед другом.

5. Проблема роли детских воспоминаний.

Так, например, в рассказе Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» повествуется о рыжей девочке, которую презирал весь класс. Во время классных походов Света брала напрокат лодку, плыла на середину озера и «завывала», мешая этим рыбачить своим одноклассникам. В финале произведения рассказывается о том, как рассказчик пошел на оперу, где увидел ту самую «Рыжуху». Но она была уже не тем изгоем, что раньше, а восходящей звездой театра. Рассказчику стало неловко за то, что он презирал ее в школьные годы. Теперь, когда все восхищались пением Светланы, он не понимал, чего больше было в его сердце- восторга или стыда. Этот пример показывает, как детские воспоминания могут волновать взрослых людей, наполняя душу чувствами.

6. Проблема отсутствия доброты (проблема взаимоотношений среди подростков).

Так, например, в рассказе Елены Габовой «Двойка по поведению» показано отсутствие доброты в отношениях между шестиклассниками. Задира и известный в школе хулиган Валера, влюбившись в одноклассницу Таню, ревнует ее к тихоне Соловьеву и из ревности силой загоняет девочку в мужской туалет и при всех заставляет целоваться с Соловьевым (который нравится Тане). Девочка испытала не только стыд и обиду, но и унижение, страх. В данной ситуации, показано отсутствие доброты среди подростков. Вероятно, Валере самому не хватало доброты и любви, раз он так жестоко обходился с ровесниками, и жестокость, наверно, сформировалась именно из-за отсутствия доброты в жизни мальчика.

7. Проблема социального неравенства.

В современном мире проблема социального неравенства достаточно актуальна. Так, знакомясь с новыми людьми, мы в первую очередь заостряем внимание на внешнем виде собеседника, ведь, как говорится «встречают по одежке». Именно к этой проблеме обращается Е. Габова в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро».

Одноклассники Светки Сергеевой, главной героини произведения, презирают ее за бедность: когда их ставят на уроке физкультуры в пару с Рыжухой, как они называют Свету, все без исключения делают это с такой брезгливостью, будто она прокаженная. Автор подчеркивает, что особую неприязнь у одноклассников Рыжей вызывают ее единственные потертые джинсы, растянутый изношенный свитер (ее семья трудно живет, поэтому одеваются они очень скромно). Именно по этой причине девочка является изгоем, ребята ни во что ее не ставят и не принимают в свой круг общения.

8. Проблема взросления.

Так, например, в произведении Е. Габовой «Двойка по поведению» рассказывается о шестикласснике Валерке Приходнове, которому впервые понравилась девочка, Таня Коданева. Валерка приревновал ее к Соловьеву, их однокласснику, но не знал, как показать, выразить это новое для него чувство, и не смог придумать ничего лучше того, чтобы затащить Таньку в мужской туалет, на глазах у всех мальчишек класса, столкнув ее лбом с Соловьевым, при этом крикнув: «Целуйтесь!». Тем самым Приходнов унизил девочку, опозорил перед товарищами. Оказывается, трудно быть взрослым. Так и Валерку одолели чувства любви и ревности, с которыми он не смог справиться.

9. Проблема подвига в мирной жизни.

Так, например, в рассказе А. Алексина «Раздел имущества» повествуется о жизни девочки Веры. С самого рождения у нее была родовая травма, которая замедляла ее развитие. Родители считали девочку больным ребенком, таскали ее по врачам, но не сильно надеялись на ее выздоровление. Верина бабушка Ася, наоборот, относилась к девочке как к здоровому полноценному ребенку и искренне верила во внучку. Она научила ее тому, на что родители Веры даже не надеялись. Ради внучки бабушка бросила работу и всю свою жизнь, и свободное время посвящала девочке, вскоре добившись ее выздоровления. Таким образом, бабушка совершила настоящий подвиг.

Читайте также:  Озеро рица абхазия презентация


10. Проблема влияния войны на судьбу человека.

Война — самое страшное, что может произойти в жизни каждого человека. Война — это не только огромное количество жертв, смерть близких людей. Война разрушает человеческие семьи и браки. Так, например, в рассказе Платонова «Возвращение» приезд Иванова домой к жене и детям заканчивается ссорой и уходом фронтовика из дома. Иванов узнает, что во время своего отсутствия, к его жене повадился ходить Семен Евсеич — человек, семью которого убили немцы. Мужчина был счастлив проводить время с детьми Любы и всячески помогал им. Это заставило Иванова ревновать, ведь он никак не ожидал, что во время отсутствия фронтовика о его семье будет заботиться кто-то посторонний. Автор затрагивает проблему изменения характера, ведь Иванов, вернувшись домой, стал смотреть на все по-новому, в том числе и на своих собственных детей. Он не мог поверить в то, что теперь в доме все заправляет его двенадцатилетний сын Петруша, а маленькая дочь Настя и вовсе не узнает отца. Война сделала Иванова более жестким, он не понимал, как важно было его возвращение домой к жене и детям. Что-то мешало Иванову чувствовать радость возвращения, вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей. Семья казалась фронтовику чужой, он привык к той жизни на войне, жесткой, без родных людей рядом. И лишь в конце рассказа искренняя любовь детей растопила лед в сердце Иванова; он, наконец, понял, как важна для него его семья. Этот пример показывает, как война ожесточает людей, лишает их умения строить отношения даже с родными людьми, умения радоваться простым человеческим радостям.

Автор: Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы.

Источник

Анализ произведения «Не пускайте Рыжую на озеро» Габовой.

«Не пускайте Рыжую на озеро» – произведение Габовой. Оно написано Еленой Васильевной как произведение о детях.

История создания

Писательница особое внимание уделяет детям. Они частые гости её произведение. Рассматриваемый рассказ является примером тому, как талантливый автор может создавать особый мир, в котором люди могут получить опыт, пусть это происходит и через жестокость.

Направление

Габова пишет в направлении реализма. «Не пускайте…» – яркое подтверждение написанным выше словам.

Произведение является рассказом. В нём динамично развивается сюжетная линия.

Света не любили одноклассники. Они над ней шутили. Их бесило в девочке всё: начиная от цвета волос, заканчивая тем, что во время рыбалки девочка уплывала на середину озера, где пела. Но вот Светлана стала актрисой. Она изменилась как со внешней, так и со внутренней стороны.

Главные герои и характеристики

Света Сергеева – героиня произведения. Она является девочкой, которая показана в процессе взросления.

Одноклассники Светы – люди жестокие, не понимающие тех людей, которые от них отличаются.

Проблематика

Непонимание другими, отсутствие друзей, перспективы – проблематика произведения.

Читать по теме:

Основная мысль

Не сдаваться – вот главная мысль произведения. Автор говорит о том, что порой очень сложно, но опускать руки не стоит.

Чему учит

Сложности могут окружать человека. Это нормально. Однако важно то, как с ними будет справляться человек. Оказывать помощь другим важно, но нужно всегда рассчитывать только на собственные силы.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24