Немецкий аэродром на окуловом озере

Немецкий аэродром в нашем тылу у Архангельска

В войну в 150 км от Архангельска, в нашем тылу, был немецкий аэродром.
Я решил посмотреть, есть ли что новое об этом, пошерстил в интернете. Увы, никаких официальных источников, а по форумам гуляет одна и та же история:
в зависимости от силы воображения авторов, в нашем тылу была сеть тайных немецких аэродромов, от двух (у р. Мегра и у оз. Окулова) до десятков, от Кольского до Казахстана. причём авторы безграмотно путают тайгу с тундрой и не представляют себе, что такое моховые болота.

В этой истории правда только то, что аэродром есть. На космоснимках его отлично видно даже сейчас.

Для начала, щи отдельно, а мухи отдельно.
Кажется, в 87-м, мы работали в том районе. Я со своим отрядом сплавлялся по Майде, а Лёня Р. — по Мегре. Он и рассказал, что в излучине Мегры, у оз. Окулова (Это одно место, а не два! Вот оно, Окулово — к СВ от полосы) видели следы расчищенной полосы и там — эти стальные листы, которыми укрепляют грунт на аэродромах. Местные рассказали им, что в войну видели там немцев. Позднее была статья в «Северном комсомольце»: в нашем тылу действовал немецкий аэродром. Официальной реакции не последовало.
Видимо, это был аэродром подскока, для того, чтоб бомбовозы могли заправляться на обратную дорогу после бомбёжки Архангельска. Горючее доставлять туда они могли только самолётами.

Теперь о самолётах. Я не помню точно, сколько Франций может поместиться в Архангельской области, но это не Псковская и не Новгородская, где поисковики раскапывают места побоищ.
Примерно об ту пору в «Огоньке» была реклама проекта, что-то типа «Спитфайру — взлёт!». Предприимчивый англичанин обещал по цветному телевизору всем, кто сообщит места, где лежат английские самолёты. Он хотел их вывозить и реставрировать.
Кто мог знать, где лежат самолёты? Мы и вертолётчики, что нас возили. Может, и местные кое-что знали. На нашей площади рассказывали о четырёх-пяти самолётах, включая один МИГ-17. Естественно, все у болот или на болотах, потому что в тайге и паровоза не увидишь. И вот, приезжал человек от этого проекта и расспрашивал. Но про это прослышали вояки (мы с ними рядом жили), сказали, что все самолёты принадлежат им и даже вывезли штуки три на подвеске вертолётом. Самолёты валялись в посёлке, пацаны отломали всё что отламывается (у нас дома был масляный бачок от Харрикейна), остальное разбили, а потом самолёты куда-то дели.
Если поисковики и нашли тот самолёт около оз. Окулово, это значило, что немцы могли прилететь с аэродрома в радиусе 400 километров. Сбили его рядом с полосой, видимо, только потому, что он на неё нежданно вылетел, а рядом как раз были немецкие истребители. Но летело их два, и где второй? И неужели они ничего не передали по рации?

И аэро-, и космосъёмка там была давно, и поисковикам ничего не надо было делать; да кто б им ещё разрешил и за какие деньги делать АФС при Советской Власти? Всё секретно. Им бы и снимки не дали.
А таких белых пятен на снимках миллион. Бочки, если там и были, небось утащили местные (полезная вещь!), а анализ стали полос — хоть убей не верю.
Немцы неудачно выбрали место для полосы. Сосновый бор-беломошник (видите светлый крапчатый фототон между рекой и озером?), значит грунт — песок, рельеф пологий. Видимо, они сбросили парашютистов, которые подготовили полосу. Но они не учли, что здесь дорог нет, дороги — это реки, и даже сено косят по лугам иной раз вдоль реки за 50-70 км от деревни а потом возят на лодках. На озере явно ловили рыбу. Даже при том, что мужики были на войне, немцев должны были очень быстро обнаружить.

И что ж там было, с этим аэродромом? Его захватили? Долго ли его использовали немцы?Молчание.
На одном сайте мне попалась информация, которая может это прояснить. Немцев увидел местный мужик, дезертир, который скрывался в лесу. Он вышел в деревню и сообщил уполномоченному НКВД. Опер не стал заморачиваться, дезертира расстрелял, а информации «не поверил». А оно ему надо? После чего желающих доказывать, что там немцы, в деревне не нашлось.
Ну и что вы хотите, чтоб сейчас, у нас, написали, что наши доблестные органы просрали у себя под носом целый вражеский аэродром?!

Источник

Журнал «ПАРТНЕР»

Как немцы строили тайные аэродромы на советском Севере

Самолеты люфтваффе взлетали из архангельской тайги

Юрий Переверзев (Аугсбург)

Триумфальное шествие немецко-фашистских войск, захвативших летом и осенью 1941 г. огромные территории на западе Советского Союза, неожиданно для Гитлера закончилось крупным поражением под Москвой. Разработанный до мельчайших деталей план парада вермахта на Красной площади был сорван.

Однако руководство вермахта не теряло веру в окончательную победу немецкого оружия. Генерал-фельдмаршал фон Бок, виновный, по мнению Гитлера, в поражении под Москвой (он командовал группой армий «Центр»), предложил дополнить существующую тактику борьбы с противником новым направлением. Он считал необходимым создать в советском тылу немецкие опорные пункты – аэродромы «подскока», на которых бомбардировщики люфтваффе могли бы дозаправляться для полетов вглубь территории противника. Первым шагом, необходимым для реализации этого плана, являлась организация аэродромов в глухих малонаселенных восточных районах Архангельской области и Республики Коми. Затем надо было расширить эту операцию на другие области советского Севера.

Читайте также:  Два дна у какого озера

Гитлеру идея понравилась, и он утвердил план конкретной операции, получивший название «Тайга». Предполагалось, что скрытые в тайге аэродромы «подскока» станут плацдармом для «коренного поворота» в войне. Они будут служить для дозаправки немецких самолетов, прилетающих туда из Финляндии или Норвегии и направляющихся для нанесения ударов по крупным промышленным районам СССР, в первую очередь, по Москве и Уралу, где в это время активно поднималась промышленность, эвакуированная из западных районов СССР.

К проведению операции немцы готовились тщательно. В концлагерях советских военнопленных агенты гестапо и абвера выискивали уроженцев Пинежья (района Архангельской области с центром в поселке Пинега), побережья рек Мезень и Печора. Используя полученные сведения, офицеры вермахта выбирали оптимальные места для размещения тайных аэродромов. Тогда же им стало ясно, что скрыто соорудить аэродромы и начать их функционирование в архангельских лесах можно только в зимнее время, в период, когда реки и озера покрыты панцирем льда более чем полуметровой толщины. Они были вполне пригодны для создания взлетно-посадочных полос для приема тяжелых машин с грузами, необходимыми для строительства уже наземных аэродромов. В другой сезон создание таких взлетно-посадочных полос потребовало бы вырубки просек в тайге, что демаскировало бы объекты ввиду возможного их обнаружения местными жителями. Но пока гитлеровские офицеры «колдовали» над картами, зима 1941-1942 гг. закончилась.

К реализации плана «Тайга» немцы вернулись летом 1942 г. К этому времени ленд-лиз уже набирал силу. Однако во втором полугодии 1941 года основным путем поставок американского и английского вооружений в Советский Союз был северный морской маршрут, идущий вокруг Скандинавии. Он был самый коротким, но и самым опасным. По нему доставлялось около 40% объемов ленд-лиза, причем 15% отправленных из США, Англии или Канады грузов не доходили до Мурманска и Архангельска. «Заслуга» в потере кораблей с грузами, предназначенными для воюющего Советского Союза, принадлежала немецкой авиации и флоту.

Спустя много лет после окончания войны выяснилось, что немецкие субмарины базировались не только в Норвегии и на Шпицбергене, но и на советском Севере. В то время интерес к Арктике приобрел для нацистской Германии стратегический характер. Прежде всего из-за возможности контроля над Северным морским путем – кратчайшим маршрутом снабжения Красной армии союзниками. Кроме того, это позволяло в перспективе наладить переброску боевых кораблей и подводных лодок рейха в Тихий океан, превратив военный союз Германии с Японией из эфемерного в реальный.

Для обеспечения подводного флота рейха на Новой Земле, на Земле Франца-Иосифа и даже в устье Лены немцами были созданы тайные метеостанции и базы. Немецкие субмарины безраздельно хозяйничали в советском Заполярье. Например, в июле-августе 1942 г. лодка U-601 уничтожила полярную станцию на острове Южный Новой Земли, затем потопила пароход «Крестьянин» и караван с рабочими порта Нарьян-Мар, а также атаковала в районе Новой Земли советские тральщики и сторожевики.

Примером тайной базы служит случайно обнаруженный в 1975 г. летчиками санитарной авиации на одном из необитаемых островов в устье Лены склад с аккуратно сложенными трехсотлитровыми бочками для солярки и керосина (больше пятисот бочек), на которых было выштамповано «Krigsmarine», свастика и дата – 1940. За площадкой с бочками находился бетонированный спуск к воде, по которому была проложена рельсовая колея, заканчивающаяся на бетонированном причале с вмурованными в него причальными кнехтами. Всё это было сделано с немецкой тщательностью.

Несмотря на приближающийся крах, очевидный для большинства немецких военачальников, все заполярные базы рейха функционировали до апреля 1945 г.

Тайные базы немецких подлодок сыграли свою роль и в реализации плана «Тайга». К лету 1942 г. немецкое командование сосредоточило в Норвегии огромные материальные и людские резервы для борьбы с конвоями союзников. Часть этих сил было решено бросить на осуществление плана «Тайга». С этой целью в район Карского моря был направлен тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» с гидропланами «Арадо-196» на борту. На гидропланы были нанесены камуфляж и маркировка, принятые в советских ВВС. Их спускали с борта крейсера на воду. Белыми полярными ночами на минимальной высоте они уходили на юг к заранее намеченным рекам и озерам в глубине Пинежского района. В обезлюдевших во время войны северных лесах «Арадо» высаживали спецподразделения егерей, выгружали баки с горючим, радиостанции, продукты и, конечно, оружие для солдат, остававшихся для обслуживания прибывающих самолетов и охраны аэродромов.

Заправка гидросамолетов горючим и их загрузка для новых вылетов осуществлялась не только с «Адмирала Шеера», но и с субмарин, которые служили своеобразными танкерами, доставлявшими горючее для приводнившихся около них гидропланов.

Одновременно с началом полетов гидропланов в архангельские леса люфтваффе обрушила удары на Кировскую железную дорогу, на Мурманск, Молотовск и Архангельск. При этом немецкие бомбардировщики надвигались не с запада или северо-запада, а с востока. Тогда это объяснялось советским военным руководством как просто уловка противника, чтобы сбить с толку противовоздушную оборону города. Но это был первый эпизод, который должен был заставить задуматься, с каких же аэродромов летели бомбардировщики бомбить Архангельск?

Конечно, основной целью немецкой авиации было нарушение снабжения советских войск. Но второй, тоже немаловажной целью, являлось стремление отвлечь внимание советской разведки от подготовки немцами бомбардировок удаленных от фронта советских промышленных объектов. Немецкое командование знало, что Красная армия испытывает острую нехватку зенитных орудий и не имеет возможности обеспечивать прикрытие районов, до которых ни один вражеский самолет реально не мог долететь.

Читайте также:  Как достать электрокул на озере суигэцу

Дважды план «Тайга» оказывался на грани провала, но советские разведывательные органы отвергали любое предположение о возможности появления врага в тыловых архангельских лесах. Они не поверили показаниям пойманного дезертира Красной армии, некоего Порохина, уроженца Пинежья, рассказавшего, что, скрываясь от призыва, осенью 1942 г. он решил схорониться в глухих лесах и там неожиданно натолкнулся на немцев, строивших аэродром. Немцы его заметили, но ему удалось скрыться и добраться до ближайшей деревни, где он и поведал об увиденном местному начальству. Порохин был задержан и, так как его сведения считались выдумкой, отправлен в ГУЛАГ, где и погиб. А немцы, не поймав Порохина, эвакуировали на всякий случай аэродром, обнаруженный пинежаниным.

Во-вторых, не было проанализировано следующее обстоятельство: два истребителя Пе-3, вылетевшие 5 ноября 1942 г. с аэродрома «Ягодник» недалеко от поселка Поной для прикрытия советского морского транспорта, идущего в Архангельск, на свою базу не вернулись, а ведь их полет проходил через глубокий тыл. Забегая вперед, следует рассказать, что в 1989 г. там, в обмелевшем болотце вблизи Окулова озера, были обнаружены обломки одного из невернувшихся двухмоторных самолетов, а в его кабине были найдены останки трех членов экипажа. При этом оба борта самолета были усеяны пробоинами диаметром не менее 30 мм. Эти пробоины могли быть сделаны лишь пулеметами немецких самолетов, которые баражировали в глубоком советском тылу.

Справедливости ради следует упомянуть об единственном зафиксированном сообщении, обнаруженном в архиве Министерства обороны РФ: в разведсводке штаба 2-й стрелковой дивизии от 29 августа 1942 г. есть такие строки: «Посадочная площадка для самолетов используется немцами для посадки самолета «Фокке-Вульф», который, по словам жителей, производит здесь ежедневную посадку». На это сообщение тогда не обратили внимание.

К ноябрю 1942 г. сеть тайных немецких лесных аэродромов была полностью готова и только битва за Сталинград, а затем поражение вермахта изменили планы Гитлера: проект «Тайга» был временно прикрыт. О нем фюрер вспомнил лишь осенью 1944 г. и приказал восстановить тайные таежные аэродромы. И снова туда были заброшены егеря с необходимыми ресурсами. Однако спасать рейх им уже не пришлось: в сентябре 1944 г. вышла из войны и капитулировала Финляндия, а в октябре того же года от немцев была освобождена северная Норвегия. Таким образом, аэродромы, созданные в северных районах СССР, оказались недосягаемыми для немецкой авиации. Находящихся на них егерей гитлеровцы едва успели вывезти. Так хорошо задуманный нацистами план «Тайга» бесславно завершился.

Источник

Немецкий аэродром на окуловом озере

Вот ещё выдержка из книги «Арктические тайны третьего рейха»:

«И тайный аэродром действительно был найден в районе Окулова озера, где поисковики обнаружили взлетную полосу, а справа и слева от нее — жилые и хозяйственные сооружения. Их осмотр показал, что кое-где даже сохранились явные свидетельства длительного немецкого присутствия.
Так, например, в жилом блоке была найдена когда-то элегантная пилотка — «флигермютце» и запачканный краской летный китель. А в ремонтном — части от станков с немецкой символикой и запасные детали к радиостанции FUG-10. Неподалеку так же были складированы бочки из-под авиационного бензина». http://www.tinlib.ru/istorija/arkticheskie_tainy_tret..

Тайная операция Фюрера
Неподалеку от Архангельска еще в 90-е годы поисковики обнаружили сбитый немецкий самолет «Юнкерс-88». Подняв его остатки из болота, историки стали более внимательно изучать окрестности, и вскоре нашли в одном из глухих участков на севере Пинежского района инвентарь гитлеровской армии. Канистры с маркировкой времен Второй мировой войны позволили предположить, что на берегу сравнительно небольшого озера располагался секретный аэродром люфтваффе.

Этот аэродром командование вермахта намеревалось превратить в плацдарм для «коренного поворота» в Великой Отечественной войне. Скрытые в тайге аэродромы «подскока» должны были стать для люфтваффе базой для нанесения ударов по крупным промышленным районам СССР и, в первую очередь, по Москве и Уралу. К проведению операции немцы готовились с особым старанием. За действиями военных следил лично Гитлер, возлагавший на результат работы немецких диверсантов в архангельских лесах большие надежды.

НАХОДКА У ОЗЕРА

Фашистский аэродром был обнаружен на безымянном лесном озере всего в 150 километрах от Архангельска. Найденные поисковиками блиндажи, баки из-под бензина и истлевшие от времени предметы обихода немецких солдат вызвали шквал вопросов: когда, кто и зачем построил этот аэродром, какую еще никому неизвестную страницу истории Архангельской земли раскрывает столь невероятная находка?

На обработку архивных материалов, переосмысление сведений, известных ранее источников, ушло немало времени, но, наконец, можно приоткрыть для всех завесу тайны над секретной деятельностью Фашистов на Севере.

Началась эта история еще в конце 1941 года. Отброшенные от Москвы немецкие войска не потеряли веры в свою победу. Генерал фон Бок выдвинул «гениальное» предложение по спасению тысячелетнего рейха.

Его план заключался в создании на территории Архангельской области либо нынешнего Коми-Пермяцкого округа потайного аэродрома с запасами топлива, боеприпасов и всего необходимого для проведения «операции возмездия». Самолеты, прилетающие сюда из Финляндии или Норвегии, дозаправившись, получали возможность достигнуть Урала, где в это время активно обустраивалась эвакуированная русскими промышленность.

Читайте также:  Длина озера байкал 2000 км

Кое-какой опыт у немцев в этом деле был: тогда же, в конце 1941 — го, немецкие дипломаты летали в Токио уговаривать восточного союзника не медлить с открытием новых действий против СССР на Дальнем Востоке. Для ускорения этих перелетов подразделение СС устроило в степях современного Казахстана взлетную полосу для дозаправки своих самолетов. Своеобразный аэропорт и его истинно арийский персонал просуществовал в степи две недели, обслужил несколько рейсов и был благополучно эвакуирован, никем не замеченный. Когда после войны эта информация из архивов «Абвера» попала к Сталину, вождь пришел в бешенство, и многие головы из руководства Казахской ССР отправились заглаживать свою вину перед Родиной на лесоповалы.

ГИТЛЕР ПЛАН ОДОБРИЛ

Когда в Архангельск и Мурманск пошли конвои союзников, немцы расположили на Новой Земле и арктическом побережье СССР несколько тайных метеостанций для обеспечения подводного флота рейха. Эти метеостанции просуществовали почти до конца войны. Имея такой опыт, фашисты рассчитывали на успех и в архангельской тайге. Группа немецких офицеров (их имена история не сохранила) предложила Гитлеру разработку операции, названную, что не характерно для нацистских штабистов, русским словом «Тайга».

Операция «Тайга» включала в себя постройку нескольких аэродромов подскока в лесах восточной части Архангельской области и дальнейшее использование их для бомбардировок Уральской промышленной зоны. Гитлеру план понравился, операция мгновенно была одобрена, а соответствующие организации получили приказы. По концлагерям агенты гестапо и «Абвера» выискивали и допрашивали уроженцев Пинежья, Мезени, Печоры. Используя полученные под пытками у русских пленных сведения, колдовали над картами штабные офицеры, выбирая оптимальные места для скрытного расположения аэродромов. Но

Но в ходе подготовительной работы стало ясно, что тайно расположить и заставить работать аэродромы в архангельских лесах можно только в зимнее время, в период, когда реки и озера покрыты прочным панцирем льда. В другой же сезон обустройство аэродромов потребует вырубки и раскорчевки просек для взлетных полос, что не только очень трудоемко, но и демаскирует объекты. А зима 1941-1942 гг. тем временем кончалась, и немцам оставалось только поскрипывать зубами на недосягаемые военно-промышленные комплексы Урала и Сибири.

РЕЙД «АДМИРАЛА ШЕЕРА»

Но план «Тайга» забыт не был. К нему немцы вернулись летом 1942 года. Генеральный штаб решил подготовиться заранее к зимней кампании и «приготовить сани летом». В Норвегию гитлеровцы стянули огромные материальные и людские силы для борьбы с конвоями союзников, часть этих сил было решено бросить на осуществление плана «Тайга». В район Карского моря направили бесценное детище германской военной машины — тяжелый крейсер «Адмирал Шеер».

Советские историки долго потом будут спорить о цели рейда «Адмирала Шеера». За основную версию примут нарушение судоходства на всем протяжении Северного морского пути или нападение на Диксон. Истинную же цель визита крейсера в Арктику выяснить в то время не удалось. Все маневры немецкого корабля, которые связывали с попыткой поймать конвой союзников, согласно предположениям части современных исследователей, были отвлекающими. «Адмирал Шеер», а вернее, находившиеся на его борту гидропланы «Арадо-196», должны были начать практическое воплощение в жизнь операции «Тайга».

ЕГЕРЕЙ ДОСТАВЛЯЛИ НА ГИДРОПЛАНАХ

На гидропланы «Арадо» наносились камуфляж и маркировка, принятые в советских ВВС, белыми полярными ночами они поднимались со свинцовых вод Карского моря и на минимальной высоте уходили на юг к заранее выбранным речушкам и озерам в глубине Пинежского района. В обезлюдевших на время войны северных лесах «Арадо» высаживали спецподразделения егерей, цистерны с горючим, радиостанции и оружие, продукты и медикаменты для тех солдат, что останутся на следующие месяцы вдали от Фатерлянда обслуживать прибывающие самолеты и охранять аэродромы от незваных охотников. Самолеты с «Шеера» должны были только начать подготовку посадочных площадок, поскольку держать крейсер в море долго было бы слишком расточительно для ограниченной во всех ресурсах Германии.

С августа 1942 года люфтваффе обрушивает свои удары на Мурманск и Кировскую железную дорогу, от «зажигалок» заполыхал деревянный Архангельск. Русские должны были поверить, что активность немецкой авиации на Севере связана только с попытками немцев нарушить поступление американской тушенки на советско-германский фронт! Конечно, нельзя оспаривать тот факт, что бомбардировки северных портов и уничтожение стратегических грузов, хранящихся в них, было так же очень важно для немцев, но вторая задача — обеспечение баз для бомбардировки удаленных от фронта советских промышленных объектов, — являлась для фрицев основной. Испытывая острую недостачу в зенитных орудиях, ставка Верховного главнокомандующего не могла позволить себе роскошь обеспечивать прикрытие районов, до которых ни один вражеский самолет того времени просто не мог долететь. Даже несколько ударов немногочисленных немецких бомбардировщиков, совершенных прицельно, могли серьезно пошатнуть военно-промышленный потенциал СССР. На это и рассчитывали гитлеровцы. Из-за этого «сталинские соколы» бились с «асами Геринга» в небе над Кольским полуостровом, то отправляя врага в преисподнюю, то сами проваливаясь в последнее смертельное пике.

А в это время в землянках под Архангельском своего часа ждали специально отобранные для службы в егерях выходцы из лесных районов далекой немецкой Тюрингии.

ФРИЦЕВ ОБНАРУЖИЛ. ДЕЗЕРТИР

Ранней осенью 1942 года немецкие планы чуть было не рухнули. Уроженец Пинежья Николай Порохин, скрываясь от отправки на фронт, взял дробовик, запас сухарей и пошел хорониться в леса. Добравшись до заранее выбранного озера в глухом урочище, он неожиданно натолкнулся на немцев, строивших аэродром. Фаши

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24