Очертания человека на реке

Воря – река в самом сердце России

Река Воря (Московская область) берет своё начало у деревни Думино. Едва наметившееся русло теряется в болоте за озером Озерецким, а затем снова выходит на поверхность, неся свои быстрые воды в Клязьму.

Отличительные особенности и характеристики

Воря – река, которая славится своей ледяной водой. Температура ее даже в самые жаркие дни прогревается всего на 5-7 градусов выше нуля. Объясняется этот феномен просто: на всем протяжении русла Ворю подпитывают холодные подземные ключи.

Общая протяженность речного рукава составляет около ста метров, а ширина, за исключением отдельных участков, не превышает четырех. В районе железнодорожного моста, проходящего в черте города Красноармейска, русло расширяется до 10-12 метров.

Несмотря на то что в реку впадает множество мелких притоков, она не отличается особой глубиной. Лишь в дни весеннего половодья уровень воды может подняться до трёх метров. Тем не менее Воря очень популярна у любителей байдарочных походов, а обилие в здешних местах рыбы неизменно влечет людей, мечтающих посидеть на берегу с удочкой и насладиться неплохим уловом.

Откуда пошло название реки

Иногда можно услышать, что Воря получила своё имя от слова «вор». Произошло это в те времена, когда речка служила водным торговым путём для древних русичей. Проходившие здесь купеческие суда нередко подвергались нападениям разбойников, обитавших в прибрежных лесах. Эту версию опровергают ученые, доказавшие, что в этих местах задолго до появления славян селились балтские племена.

Название реке дали за ее извилистое русло. В переводе с литовского vorian звучит как «изменчивая». Есть и другой вариант. Некоторые краеведы считают, что в основе имени реки лежит угро-финский топоним vuori, обозначающий «гора» или «лес».

Историческая справка

Основная территория, которую охватывает река Воря, – Московская область. История освоения людьми этих мест уходит корнями в глубокую древность. В речных долинах можно встретить курганы, возраст которых насчитывает несколько тысячелетий. В русских грамотах первые упоминания об одном из старейших поселений близ реки относятся к 1327 году. Село Воря-Богородское существовало уже при князе Иване Калите. В XVI–XVII вв. оно получило статус Московского уездного стана, куда вошли земли среднего Поворья.

Воря – река, которая раньше была пригодна для судоходства и входила в систему торговых путей, соединявших притоки Клязьмы и Москвы-реки с водотоками, впадающими в Волгу. В лесах, вплотную подступающих к берегам, с давних пор обитало множество диких животных и птиц. Заливные луга использовались местным населением под обустройство огородов, выпаса скота и заготовки кормов для сельскохозяйственных животных. Чистые воды были полны рыбой и раками, речную гладь украшали своим цветением лилии и кувшинки.

Достопримечательности

Интересна многовековая история деревень на реке Воря. До войны, как, впрочем, и сейчас, одним из значимых мест была усадьба Абрамцево, до революции принадлежащая семействам Аксаковых и Мамонтовых. В 1918–1932 гг. усадьба по решению Народного комитета по просвещению была переведена в статус музея. Затем здесь организовали дом отдыха для деятелей искусства. В разные годы в Абрамцеве побывали композитор Тихон Хренников, режиссер Григорий Александров с супругой актрисой Любовью Орловой и многие другие известные личности тех лет. Здесь создавали свои шедевры художники Нестеров, Коровин, Поленов.

Воря – река, которая во время войны была одним из оборонных рубежей на подступах к Москве. По берегам и сегодня можно увидеть поросшие травой солдатские окопы. В военное лихолетье музейные экспонаты из усадьбы эвакуировали, а в её стенах обустроили госпиталь. В 1947 году Абрамцево перешло в ведение Академии наук СССР, и уже через три года вновь организованный музей распахнул двери для первых посетителей.

В советские годы близ деревни Быково и в районе Абрамцева были сделаны запруды, благоустроенные подступы к которым стали излюбленным местом отдыха для городских жителей. Силами работников завода «Электроизолит» построена плотина, высажены деревья и кустарники, украсившие извилистые берега Вори.

Экологические катаклизмы

Первые плотины, поддерживающие высокий уровень воды, были построены здесь несколько веков назад. В XIX-XX веках система плотин значительно расширилась, что нанесло реке непоправимый ущерб. Отдельные луга оказались заболоченными, в зону затопления попали прибрежные насаждения, которые, падая в русло, создавали непреодолимые препятствия для прохода рыбы и речных животных. Возрастающая с каждым годом заиленность дна наряду со сбросом промышленных отходов превратили некогда чистейший полноводный канал в захламленную речушку.

Современное состояние водной артерии

Хозяйственная деятельность человека отрицательно сказалась на внешнем облике речных берегов и качестве воды. В 2005 году здесь проводились очистные работы. С этой целью пришлось открыть одну из плотин. В результате река значительно обмелела, что дало возможность лёгкой добычи окрестным и приезжим рыбакам. Местные жители еще помнят, что каких-то тридцать лет назад из Вори можно было брать воду для питья. В последние годы на некоторых участках невозможно даже купаться.

Рыба в реке Воря, несмотря на варварское истребление сетями и электрическими удочками, всё ещё водится. Любителей рыбалки радует возросшая численность щуки, плотвы, леща, голавля, окуня. По берегам устраивают свои гнездовища цапли, появились плотины, возводимые трудолюбивыми бобрами. Однако и сегодня требуется приложение усилий по очистке заболоченных протоков, восстановлению и охране зеленых насаждений вдоль береговой линии. Очень хочется верить, что Воря – река, которая и в будущем будет дарить людям прохладу своих кристальных вод.

Читайте также:  Загрязнение мирового океана реками

Источник

Очертания человека на реке

§ 10. Ориентирование и выбор курса.

Ориентированием, или ориентировкой, в речном судовождении называют глазомерное определение местонахождения судна относительно берегов, береговых знаков обстановки и предметов, а также относительно плавучих знаков судоходной обстановки, находящихся на своих штатных местах.

Определяя место судна, судоводитель одновременно выбирает курс, которым судно должно идти. Кроме ориентирования, определения курса, он все время проверяет правильность движения судна.

Чем уже фарватер, чем больше перекатов и изгибов имеет река, чем сильнее и неправильнее течение, тем сложнее судоводителю ориентироваться, выбирать и проверять курс судна.


Рис. 26. Схема использования береговых знаков судоходной обстановки:

1 — перевальный знак; 2— створный знак; 3—-судно на правильном курсе; 4 — судно сошло с правильного курса; 5 — судно на траверзе перевального знака; б —каменистый перекат; 7 —судно на линии створа; 8 — ходовой знак

Граница фарватера и направление движения судна могут быть определены по судоходным плавучим и береговым знакам (рис. 26), но эти искусственные ориентиры на больших расстояниях на судоходных реках обычно отсутствуют.

При плохой видимости судоходные знаки трудно различимы с судна, а ночью на них могут не гореть сигнальные огни. Кроме того, плавучие судоходные знаки — бакены, буи, вехи — иногда сносятся со своих штатных мест проходящими мимо судами и плотами, а также течением, особенно во время прибыли воды и шторма.

Поэтому плавание в речных условиях осуществляется не только по судоходным знакам, но и при помощи ориентирования по различным приметам на берегу, в русле, на поверхности воды.

Ориентирование, основанное на твердом знании речной общей и специальной лоции, позволяет безопасно вести судно. Если на реке отсутствует судоходная обстановка, такое ориентирование и выбор курса являются единственными при управлении судном.

Ориентирование и выбор курса — раздел общей речной лоции, рассматривающей ряд факторов (берега, поверхность воды, волнообразование и т. д. ).

Сопоставляя и сверяя эти факторы по различным приметам, можно судить о глубине, подводных препятствиях, неправильностях течения, местонахождении судна, а затем выбрать безопасный и наикратчайший фарватер для следования судна, задать ему курс и проверить правильность движения судна.

На больших озерах, водохранилищах ориентирование осуществляется по навигационным приборам и картам.

2. Определение фарватера по берегам.

Берега реки и их контуры — основа ориентирования при выборе курса. Для судов с осадкой, близкой к гарантированной глубине, фарватер в русле реки в зависимости от очертаний русла в плане проходит, как правило, по стрежню, т. е. в плесе вдоль вогнутого берега и по корыту на перекатах.

На прямых участках стрежень обычно проходит по середине русла, переваливая в изгибах русла от одного берега к другому.

Разнообразные подводные препятствия и неправильности течения могут изменять это закономерное расположение фарватера по стрежню.

Определение фарватера в выборе курса осуществляется визуально: на глаз определяется расстояние между судном и искусственным или естественным ориентирами, расстояние от берега до судна прямо по курсу или за кормой судна и т. д.

По плечам яров определяется начало или конец прямого участка выпуклости или вогнутости берега, место прижимного течения и линия стрежня, направление фарватера и переход у плеч яра к вогнутому берегу, где глубина устойчивая.

Рынок гор — хороший ориентир — указывает, что река меняет направление, а также место поворота судна и фарватера особенно ночью, так как рынок гор хорошо выделяется на фоне местности.

Устья рек, речек, оврагов, ручьев ориентируют судоводителя в нахождении высыпки.

В ясные лунные ночи, ввиду того что вода имеет блестящую поверхность цвета песков, создается видимость, что берег и вода сливаются, а тени, падающие от берегов на воду, уменьшают ширину реки.

Наиболее благоприятны условия ориентирования бывают в лунную, с четкой облачностью погоду или в ясную звездную безлунную ночь.

Хорошими ориентирами, выделяющимися на фоне местности, являются отдельные деревья или группы их, места оползней на берегах, постройки населенных пунктов, гидротехнические сооружения и т. д. Используются эти ориентиры по-разному. По одним устанавливают место нахождения подводного препятствия в русле, по другим — точку поворота судна.

Зачастую створят два ориентира или два приметных места на берегу. Линию створа мысленно пересекают с направлением на предмет на судне и соответственно изменяя угол между этими линиями, определяют новый курс судна.

Ориентиры и приметные места — прицельные знаки, на которые рулевой ведет судно, определяя уклонение носа судна от заданного курса.

На длинных прямых участках фарватера судно ведут по двум отдельно расположенным ориентирам, образующим искусственный створ. При этом рулевой ведет судно, нацеливаясь флагштоком своего судна сразу на два предмета, что значительно точнее прицеливания на один предмет.

При отсутствии ориентиров впереди по ходу судна можно вести судно по ориентирам за кормой. Нужно выбрать за кормой два ориентира, обязательно створящихся между собой.

Этот способ особенно важен для судоводителя-любителя и часто применяется на практике. Высота любительского судна невелика, поэтому и дальность видимого горизонта небольшая.

Уже говорилось, что плавучие знаки обстановки поздно открываются взору судоводителя-любителя, а подчас и вовсе теряется их видимость впереди по курсу.

Ориентиры, находящиеся за кормой, используются и в том случае, если судно ведут против солнца, когда цвета бакенов и буев плохо различимы, при плохой видимости ночью.

Вести свое судно по ориентирам за кормой следует до тех пор, пока не откроется видимость на судоходные знаки и береговые ориентиры впереди. Иногда приходится прибегать к комбинированному ориентированию (одновременно впереди и за кормой).

Читайте также:  Амазонка положение реки относительно других природных объектов реки

По ориентирам за кормой можно также проверить правильность хода, если судоводитель сомневается в точности расстановки судоходной обстановки по своим штатным местам.

Нельзя забывать, что более заметные надводные части различных препятствий, как правило, отвлекают внимание от подводных опасностей.

3. Колебания уровня воды. Определение направления и скорости течения.

Уровень воды в реке не всегда одинаков. Во время прибыли (подъема) воды горизонт ее в середине русла несколько повышается, а во время убыли понижается в середине и повышается у берегов. Это объясняется тем, что дно русла около берегов создает сопротивление движению воды (рис. 27).


Рис. 27. Схема живого течения при убыли и при резкой прибыли воды

При резкой убыли воды все плавающие на реке предметы (бревна, мусор и т. д. ) втягиваются в среднюю ее часть, на прямом участке русла и ближе к вогнутому берегу на изгибе его.

Особенно хорошо это видно весной, когда разлившаяся река входит в русло и отдельные льдины и другие плавающие предметы движутся по воде, строго очерчивая лентообразный контур стрежня.

Во время подъема воды различные плавающие предметы движутся у берегов, соскальзывая с водной выпуклости, образо вавшейся в середине потока.

Заплесок подрезается течением, от чего он делается обрывистым, вода имеет мутновато-желтый или темный цвет. При убыли воды заплесок увеличивается и становится пологим.

Направление стрежня особенно ярко выражено там, где течение сильное, а его поверхность, волнистая от ветра, представляет собою светлую, ясно очерченную лентообразную полосу, местами прерывающуюся.

Направления и скорости течений могут быть определены судоводителем по контурам берегов исходя из того, что стрежень проходит близко к вогнутым берегам. Если берег обрезной, то течение в непосредственной близости от него особенно быстрое. Скорость течения тем больше, чем меньше ширина русла и чем больше его уклон.

Направление и скорость течения можно определить по различным видимым с судна береговым предметам: кустам, сваям, камням и т. д. При большой скорости течения вода поднимается выше этих предметов, образуя подпор.

Затопленные кусты под напором течения ритмично раскачиваются, вибрируют, а от жестких предметов — столбов, свай, мостовых опор — отходят в стороны волны. Чем больше скорость течения, тем острее угол волнообразования и выше волна. При небольшом течении виден слабый след ниже предмета.

Направление и примерную скорость течения определяют по плывущим по поверхности воды предметам, в том числе и специально для этого брошенным в воду, и по расположению угла плотиков, на которых установлены бакены. Чем сильнее течение, тем больше наклоняются буи и вехи.

4. Определение рельефа дна по поверхности воды.

По виду поверхности воды, как и по другим приметам, можно лишь приблизительно судить о глубинах и местонахождении подводных препятствий в русле. Только промерами и тралением можно установить глубину и характер дна, обычно отражаемых на навигационных и лоцманских картах.

Над мелкими местами — подводными осередками и косами— в тихую погоду поверхность воды бывает ровная и светловатая или имеет желтоватый оттенок, а над глубокими местами стрежня поверхность воды незначительно рябит и имеет темный цвет.

Рябь на поверхности воды над седловиной переката уменьшается сверху по течению вниз до гребня, а ниже подвалья рябь снова резко увеличивается.

Ночью для мелких мест характерен светлый оттенок, а для глубоких — темный. Чем больше разница в глубинах, тем резче отличаются отдельные места в русле по цвету и волнистости поверхности воды.

Над затонувшими подводными препятствиями и одинцами вода майданит, т. е. образуется майдан, и тем сильнее, чем меньше слой воды над препятствием, и, наоборот, если воды над подводным препятствием много, то майдан превращается в рябь, причем надо учитывать снос майдана или ряби течением и ветром.

Характер волнообразования на мелких и глубоких местах неодинаков. Волны при переходе с глубокого на мелкое место меняют свою форму: поднимаются, становятся круче и преломляются.

Особенно ясно это видно, если отмель обрезная, например над подвальем переката, где это может быть выражено характерным «рубцом» на поверхности воды. На мелких местах волна от ветра появляется раньше.

Различна картина ветрового волнообразования на поверхности воды при противоположных направлениях ветра.

При устойчивом ветре, совпадающем с направлением течения воды в реке, в местах, где течение невелико, на водной поверхности будет большее волнение, чем на стрежне, где волны будут еле заметны или отсутствовать совсем. Происходит это потому, что скорость ветра относительно воды над стрежнем меньше, чем в местах, где течение слабое.

И наоборот, при установившемся ветре, направленном против течения, на стрежне образуется большее волнообразование с крутыми волнами — толчея, а в местах со слабым течением у выпуклых берегов, в тиховодах будут незначительные волны.

На огрудках ветровая волна, идущая снизу, не только меняет свою форму, но и резко ломается, образуя волны с барашками, а пройдя огрудок, волна снова становится прежней.

5. Промер глубин и определение характера грунта дна.

Измерение глубины наиболее конкретно показывает положение судна в русле, а систематический промер глубины и определение характера грунта своевременно могут предупредить отклонение судна от курса и фарватера.

Глубину измеряют метрштоком (наметкой), т. е. шестом с метровыми отметками. Нижние деления шеста разби ваются контрастной окраской на более мелкие, через каждые 20 или 10 см.

Характер грунта определяется его прощупыванием метр-штоком. Плотно осевший песок, как правило, располагается в местах со слабым течением, в частности, у выпуклых берегов или под косой. Ил находится в местах, где течение слабое или вовсе отсутствует.

Читайте также:  Где находиться река куя

Это значит, что судно находится далеко от стрежня. Жидкий песок характерен для мест с большими скоростями течения и свидетельствует о перемещении донных наносов. Это значит, что судно находится на стрежне или близко от него.

Твердое дно, камни характерны для неразмываемых препятствий, поэтому если прощупываются камни, значит, судно может находиться на огрудках, гряде и нужно принять меры для предупреждения повреждения корпуса.

Иногда определение местоположения судна по характеру грунта в сильном тумане, когда невозможно применять другие способы ориентировки, может быть единственным способом, по которому можно установить, где находится судно: у выпуклого, вогнутого берега или на стрежне.

6. Определение глубины по растительности.

Различные водные растения на реках, озерах, водохранилищах и морях растут на определенной глубине. Это особенно ярко выражено, когда не изменен горизонт воды, отсутствуют ветер и волнение.

Растения пресноводных водоемов по этому признаку можно разбить на четыре группы:

Прибрежные растения (рис. 28, а), растущие на глубине до одного метра. Сюда относятся осока, стрелолист, рогаз (чакан) и др.


Рис. 28. Водоросли, характеризующие глубину

Камыши — камыш озерный, пли «куга», тростник, хвощ — растут на глубине до двух метров в озерах и водохранилищах с постоянным уровнем воды и на глубине до трех метров при колеблющемся горизонте воды (рис. 28, 6).

Водяные лилии — белые кувшинки (рис. 28, б), кубышки (рис. 28, г) — растут в водохранилищах и озерах на глубине до трех-четырех метров. Кубышка растет на более глубоких местах, чем белая кувшинка.

Сине-зеленые водоросли растут на глубине свыше четырех метров.

Судоводители крупного транспортного флота не пользуются способом определения глубин по растительности. Но для судоводителя маломерного судна, плавающего на мелководных реках и водоемах, где отсутствует судоходная обстановка, этот способ часто является основным и самым надежным для определения рельефа дна (не считая промера глубин).

На малых реках растительность располагается обычно так, что на поверхности воды по стрежню ее или мало, или совсем нет.

Над подвальями перекатов на поверхности воды растительности много в местах, где начинаются идущие от берега верхняя и нижняя косы перекатов, и ее совсем не видно на стрежне, так как она или отсутствует, или незначительное ее количество прижимается ко дну сильным течением.

В ночное время растительность полностью сливается с берегом и как бы является продолжением его. Только по стрежню может быть видна чистая полоса воды, указывающая на глубину.

§ 11. Проверка правильности курса.

Правильность курса проверяют по одному или сочетанию нескольких факторов.

1. По волнообразованию.

По придонной волне. Во время управления судном, движение которого лимитируется глубиной воды в реке, довольно точен способ проверки правильности хода по поперечной волне, идущей за кормой судна, — придонной волне.


Рис. 29. Проверка правильности курса: а — по придонной волне; б — по подниманию носовой части катера; в — по рысканию судна от мели

Рост волны с обеих сторон кормы свидетельствует об уменьшении глубины. Если волна растет с одной стороны кормы, это значит, что с этой стороны уменьшается глубина, отмель находится именно с этого борта (рис. 29, а).

По носовой волне. С уменьшением глубины носовая расходящаяся волна маломерного судна сливается с носовой поперечной волной, создавая одну одиночную волну.

По следу за кормой. След, остающийся за кормой судна в виде полосы, может показывать, как шло судно относительно стрежня и берегов.

2. По поведению судна.

По устойчивости судна на курсе. При подходе к мелким местам и проходе через перекаты, особенно через подвалье переката, судно отрыскивает от мелкого к глубокому месту. Вытесняемая судном вода сталкивает судно с мелкого места в сторону больших глубин.

По подниманию носовой части маломерного судна. Носовая часть маломерного судна поднимается при подходе к отмели (рис. 29, 6). Чем больше длина судна, тем менее заметно это явление.

3. По шуму.

По шуму придонной волны. С уменьшением глубины придонная волна не только увеличивается по высоте, но, вспениваясь, вызывает характерный шум.

Чем меньше глубина, тем сильнее шум придонной волны. Определение глубины по шуму придонной волны имеет особенно большое значение при плавании ночью. Усиление шума с одного из бортов у кормы показывает, что с этого борта глубина уменьшается.

С уменьшением глубины изменяется режим вращения винта и меняется шум, производимый двигателем и винтом. Изменение режима работы двигателя и движителя судоводитель легко воспринимает на слух после некоторой тренировки и опыта.

4. По характеру глубины и дна.

По измерению глубины. Уменьшение глубины фарватера обычно свидетельствует об отклонении судна от стрежня.

Измерение глубины особенно важно при плавании и маневрах у незнакомых берегов, ночью, для определения подвалья и корыта переката и т.д.

По характеру грунта дна (характер грунта определяется в соответствии с § 10 п. 5 выше по тексту).

Правильность хода судна нужно обязательно сверять с судоходной плавучей и береговой обстановкой (если она имеется в том месте, где движется судно) и естественными приметными ориентирами, которые вместе с перечисленными признаками успешно дополняют друг друга.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24