Охрана природы озера байкала

Экология Байкала. Государственные меры по защите озера // Карнышев А .Д. Байкал таинственный.

Вы здесь

Оглавление

Экология Байкала

Мировая практика последних десятилетий показывает, что чем бо­лее «дика» природа в определенных местах, тем больше она нуждается в защите, чтобы сохранить свою чистоту и девственность. Естественно, речь идет о правовой регламентации посещения данных местностей. Но не только о ней. Нужны не только законы, но и неформальный авторитет ландшафтов, флоры и фауны, чтобы люди с благоговейной осторожностью находились в таких зонах, соблюдая все правила при­родопользования. В Байкальском регионе «просторов» дикой природы и тайги — не менее 90%. Поэтому здесь тайга должна быть «в законе», а закон не в букве, а в привычках, обычаях, традициях — в активном сознании людей.

Государственные мероприятия, направленные на защиту Байкала

Определенные нормативные и (законодательные) акты о сбереже­нии окружающей среды наблюдались в России и в царское и в со­ветское время. Но они редко были «привязаны к конкретным мест­ностям». Одним из продуктивных по «документальной» и, отчасти, реальной, защите стал для Байкала период перестройки, т.е. середина и конец 80-х годов. В это время принимается ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по Байкалу, соответственно по обе­им сторонам Байкала активизируются партийные и советские органы в решении данных вопросов. Например, в 1987 году прошел совмест­ный партийно — хозяйственный актив Иркутской области и Бурятской АССР по рассмотрению конкретных направлений решения стоящих задач Байкальского региона. Реальными, весомыми шагами защиты Байкала стали созданные в 1986 году Прибайкальский и Забайкаль­ский национальные парки, Байкало-Ленский заповедник. Разрушение СССР в начале 1990-х годов уничтожило и многие намеченные благие намерения обезопасить Байкал.

Стоит вспомнить некоторые основные мероприятия из постанов­ления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по обеспе­чению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987 1995 годах», которые оказались или нереализованными совсем или реализованными в минимальном объеме:

• прекратить к 1995 году производство целлюлозы на БЦБК (III);

• осуществить строительство, реконструкцию и расширение сооружений для очистки сточных вод на десятках предприятий в прибайкальских городах, поселках, на железнодорожных станциях, а так же строительство и реконструкцию установок для очистки выбро­сов в атмосферный воздух на многих промышленных предприятиях (к примеру, оснащенность заводов и фабрик, работающих на тер­ритории Бурятии газопылеулавливающим оборудованием составляло чуть больше 29%);

• построить значительное число складов для хранения минераль­ных удобрений и ядохимикатов;

• реализовать меры по упорядочению судоходства и перевозки грузов по озеру, приема на береговые очистные сооружения нефтесо-держащих вод с судов;

• сократить до минимума с 1989 года транспортировку нефтепро­дуктов по озеру Байкал;

• прекратить буксировку по озеру древесины в плотах и органи­зовать ее перевозку на специальных судах (построить для этого 17 барж грузоподъемностью 3тысячи тонн);

• запретить рубки леса главного пользования в прибрежной за­щитной полосе;

• обеспечить лесную противопожарную службу специальными машинами и оборудованием в объеме полной их потребности, чтобы свести к минимуму ущерб, наносимый лесным ресурсам пожарами.

Многие названные меры в связи с разными причинами и в первую очередь с развалом СССР и вхождением России в экономический кризис так и остались на бумаге. Но все же новые власти суверенной страны не оставляли своих пусть и ирожективных планов защиты Байкала. Этого требовала и российская общественность и ответствен­ность перед мировым сообществом.

16 ноября 1994 года в г. Улан-Удэ по инициативе депутатов Народного Хурала Республики Бурятия состоялись выездные парламентские слушания Государственной Думы РФ по проекту закона «Об озере Байкал». «Ходившие» до этого с начала 90-х годов по комитетам сна­чала Верховного Совета, а затем ГД проекты закона были обобщены и вынесены на обсуждение заинтересованной общественности. Предло­жение о проведении данных слушаний было высказано Председателю ГД И.П.Рыбкину, который вначале возразил организаторам мероприя­тия, поскольку в Регламенте Госдумы в то время не было положения о выездных слушаниях. Но после наших обращений к руководителям партийных фракций ГД и с их согласия вопрос о слушаниях был ре­шен. В Бурятию на слушания приехали несколько депутатов ГД и ее сотрудники, представители правительства РФ, наши коллеги из со­седних территорий: председатель Читинской областной Думы, пред­седатель комитета по природопользованию и экологии Законодатель­ного собрания Иркутской области, заместитель главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. На слушаниях присутствовали также несколько представителей ГД, работники ап­паратов законодательных собраний Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынского округа, руководство Бурятского научного центра и Байкальского лимнологического института СО РАН и свыше 100 представителей властных структур и общественных движений Буря­тии. Можно сказать, что состоялся первый публичный разговор о том, каким быть закону о Байкале, как в нем учесть не только правовые нормы, но и интересы коренных жителей Прибайкалья.

Читайте также:  Байкал озеро где находится на алтае

Открыл парламентские слушания и сделал вступительное слово Председатель НХ М.И.Семенов. С докладом посчастливилось высту­пить автору данной книги, в то время зам. председателя НХ. Правда, в самом начале было подчеркнуто, что доклад основан на социологи­ческом опросе 761 жителя Прибайкалья из более чем 10 сел Кабан-ского и Прибайкальского районов. Это как бы делало выступление коллективным размышлением о судьбе родного Байкала. Очень крат­ко напишу об основных проблемах и заботах байкальцев (со стороны Бурятии) тех лет:

• более 80% респондентов тревожили перспективы священного моря,

• около 60% видели вредное влияние Селенгинского ЦКК на природу,

• большинство было против продажи земель в прибайкальских местностях в частную собственность,

• половина опрошенных считала, что в ситуации социально-экономического кризиса люди стали равнодушными к проблемам Байкала,

• свыше 60% респондентов считали, что «власти решают пробле­мы Байкала только на словах», но ничего по-настоящему не делают.

Существенным оказалось то, что, несмотря на публикацию проек­тов закона о Байкале в республиканской печати, более 70% опрошен­ных почти не имели о нем представления.

Парламентские слушания были нацелены и на то, чтобы привлечь внимание людей к правовым вопросам охраны Байкала, и на то, чтобы люди сами участвовали в разработке норм его безопасности. Подчер­кивая этот момент, председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию ГД Н.П.Астафьев сказал: «Какая будет польза от предложений и замечаний по проекту Закона «Об озере Байкал» от Калининградской области или от Карелии? Байкал прежде всего богатство народов, живущих около него. Нам нужен не всякий за­кон. Нам нужен такой закон, который бы сочетал вопросы экологии и экономики одновременно». В более чем 20 выступлениях участников парламентских слушаний было предложено свыше 100 по­правок к закону. Слушания способствовали тому, что ряд норм закона подверглись корректировкам и дополнению, в нем зримей и рельефней проявились исконные интересы жителей региона. В несколько измененном варианте закон был принят в 1999 году. «Затяжка» с его при­нятием была вызвана прежде всего тем, что далеко не все депутаты в то время понимали общероссийское и мировое значение Байкала и относились к проекту, как к документу, лоббируемому региональными властями. Существенную сумятицу вносило и наличие нескольких ва­риантов Закона, которые подготавливали разные «субъекты». Таких вариантов в то время насчитывалось не менее 15, и каж­дый из субъектов законодательной инициативы воинственно защищал свой приоритет.

В книге «Правовая охрана озера Байкал и байкальской природной территории» приведены, в частности, нормативные акты по вопросу обеспечения взаимосвязи экологии, охраны природной среды и соответ­ствующей организации экономики трех субъектов РФ — Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Среди них названы два закона, одно постановление НХ и ряд постановлений Правительства РБ, большинство из которых показаны в нашей книге. В качестве при­мера опубликованы также два положения о рекреационных местностях локального значения в Кабанском районе Бурятии. В Читинской об­ласти, по мнению юристов, с данной проблемой связан один закон «Об особо охраняемых и резервных природных территориях Читинской области». Нормативные акты Иркутской области представлены пятью постановлениями губернатора: о порядке любительского лова, об организации водного контроля, об экологическом контроле, о развитии БЦБК и об утверждении параметров особо защитных участков леса на территории Иркутской области.

Читайте также:  Озера с артиклем the или без

Различия в уровне и содержании актов говорят о том, что единого подхода к рассматриваемому вопросу нет, и существуют разные точки зрения на приоритетные аспекты и направления регулирования охраны природы в субъектах РФ. И этот момент показывает, что у регионов есть возможности взаимодействия с целью создания совместных нор­мативных актов для защиты Байкала и окружающей среды. Ведь кро­ме федеральных компетенций в экологии и природоохране существуют правомочия регионального и муниципального порядка, и о взаимодей­ствии по их реализации субъектам РФ придется договариваться.

Законы, решающие экологические проблемы

Законы в решении экологических проблем могут и должны сыграть решающую роль. Возьмем к примеру Японию, которая сегодня отли­чается своей экологичной экономикой. Но данная реалия пришла не сразу, а через множество законов, принятых в стране в 60-е — 70-е годы.

В целом экологическая деятельность соответствующих правительственных органов страны «восходящего солнца» уже в те годы регули­ровались следующими группами законов:

Об институционных преобразованиях:

• Закон о создании Управления по охране окружающей среды;

• Закон о создании на определенных предприятиях служб по борьбе с общественным ущербом;

• Закон о создании комиссии по урегулированию вопросов, связанных с общественным ущербом.

О защите атмосферного воздуха:

• Закон о безопасности на рудниках;

• Закон о борьбе с загрязнением воздуха. О защите водных бассейнов:

• Закон о системах канализации;

• Закон о борьбе с загрязнением вод;

• Закон о борьбе с загрязнением морей и океанов. О борьбе с загрязнением почв:

• Закон о регулировании применения химикалиев в сельском хозяйстве;

• Закон о борьбе с загрязнением сельскохозяйственных угодий.

О регулировании шумов:

• Закон о борьбе с шумами авиатранспорта в районах, прилежа­щих к аэродромам;

• Закон о регулировании шумов. О борьбе с оседанием грунта:

• Закон об использовании воды в промышленности;

• Закон о регулировании забора грунтовых вод для использова­ния в строительстве.

Об охране природы:

• Закон об охоте и охране птиц и зверей;

• Закон о естественных парках;

• Закон об охране окружающей природной среды.

О несении природоохранных расходов и мерах финансовой по­мощи:

• Закон о Корпорации по борьбе с общественным ущербом;

• Закон о несении предпринимателями расходов по борьбе с общественным ущербом;

• Закон о Корпорации оказания помощи мелким и средним предприятиям.

Уверенно можно говорить, что аналогичные группы «детальных» экологических законов очень нужны в нашей стране. И если федераль­ные структуры «не успевают» в подготовке соответствующих норма­тивных актов, данной работой должны заняться региональные власти (естественно, в пределах своих полномочий). А для Байкала, как уже говорилось, весьма нужны межрегиональные законы.

Если эффективность социального законодательства в первую оче­редь оценивается людьми, ради которых оно создано, то успешность действия экологических законов должны почувствовать на себе представители флоры и фауны, как все скопом, так и их отдельные виды. В этом плане живучесть и выживаемость безусловных лидеров и авторитетов тайги — байкальских медведей, как и бесчисленного количества живностей России — главнейший критерий успешности действия правовых природоохранных норм. Присмотр, пригляд, «прокурорский надзор» за ними должен осуществляться, прежде всего медведями и «иже с ними». Именно об этом мы хотели сказать, ставя соответствую­щие слова в заголовок раздела.

Волею судьбы и Бога Байкал стал главной ареной борьбы за охрану природы в России. Байкальская эпопея наглядно показала — стратегия бездумного освоения природы рождает сомнительные про­жектерские кампании. Потому что в ней отсутствует одно важнейшее условие — реальная забота о человеке и человечестве. И именно поэ­тому в борьбе и сотрудничестве за природу и Байкал нужно сделать все, чтобы любую экологическую опасность «не минимизировать, а исключить».

Читайте также:  Крепость на озере беле

Источник

Природа озера Байкал — уникальный уголок на земле

Природа озера Байкал всегда вызывала восхищение и восторг. Первые упоминания об удивительном месте появились более 100 лет до нашей эры. С давних времен берега населяли разные народы: эвенки, монголы, буряты, курыкане, русские. Для коренного населения прозрачные воды, высокие горы, быстрые реки и острова священны и почитаемы.

Особенности побережья Байкала

Глубочайший пресноводный котлован окружен скалистыми утесами и горными вершинами:

  • На северо – востоке возвышается Баргузинский хребет.
  • С северо-запада наступают хребты: Приморский и Байкальский.
  • Юго-восточный берег охраняет гряда Хамар-Дабан.
  • На юго-западе природа Байкала воздвигла склоны Олхинского плато.

Стремительными потоками и шумными водопадами прорывают каменные глыбы малые ручьи и крупные реки: Верхняя Ангара, Турка, Баргузин, Снежная, Селенга. Они несут свои воды великому озеру. Вытекает лишь могучая Ангара и отдает свою силу Енисею.

Благодаря географическому расположению и суровым климатическим условиям природа озера Байкал – это альпийские луга и горные вершины, песчаные бухты и каменистые утесы. Побережье изобилует пещерами, гротами. На береговой линии расположились около 180 мысов, почти у каждого находятся заливы. Самым крупным и глубоким является Баргузинский залив с площадью – 725 км 2 и максимальной глубиной – 1284 м.

Природа создала в окрестностях озера особенный климат. Подобно морскому, он отличается большим количеством солнечных дней. Вода накапливает тепло в летнее время и отдает его в период холодов. Поэтому лето здесь прохладнее, чем в других частях региона, а зима – мягче. Уникальность климатических условий повлияла на то, что большинство представителей флоры и фауны этих мест эндемичны – таких нельзя встретить больше нигде на планете. В 1996 году природа озера Байкал была включена в перечень Всемирного наследия Юнеско.

Растительный и животный мир

Байкальская вода населена множеством живых организмов благодаря высокому содержанию кислорода. Мельчайшие беспозвоночные занимают 80 % водного объема. Каменистые уступы заполнены колониями экзотических губок. На дне заливов расположились личинки насекомых, среди которых больше 50 разновидностей ручейников.

Природа Байкала обеспечила комфортное проживание многочисленным видам рыб из 13 семейств. Но неконтролируемое рыболовство привело к уменьшению ценных запасов, и некоторые особи включены в список запрещенных к промышленному отлову:

  • большая и малая голомянка;
  • белый хариус;
  • сибирский осетр;
  • омуль;
  • даватчан;
  • байкальский налим и другие.

Неповторимая природа и неоднородность климата стали причинами для многообразия гнездящихся и мигрирующих птиц, которые облюбовали утесы, дельты рек, заливы:

В Прибайкалье водится несколько подвидов семейства орлов:

  • беркуты;
  • могильники;
  • степные;
  • орланы — долгохвосты;
  • орлы — карлики;
  • белоголовый (императорский) орел.

В число эндемик животного мира Байкала входят омуль, голомянка, рачок-эпишура, глубинная широколобка, уникальные губки и турбеллярии. Самой знаменитой считается байкальская нерпа – один из видов пресноводных тюленей. Крупное животное отлично ныряет, быстро плавает и может долго находиться под водой. На твердой поверхности передвигается медленно и неуклюже, но именно там выращивает своих детенышей. Самое известное и многочисленное лежбище нерп – Ушканьи острова.

Природа озера Байкал – это более 2000 разновидностей растений. Каменистое дно устилают водоросли, которые образуют фантастические подводные пейзажи. Берега заливов украшают заросли кувшинок и камыша. Богатством региона называют сибирский кедр и лиственницу. Багульник, чабрец, родиолу розовую и брусничный лист используют в лечебных целях. К эндемикам относят байкальские арсеньевию и сверцию, предбайкальский копеечник, баргузинскую овсяницу.

Охрана природы Байкала

Рациональное использование богатств, которые подарила природа Байкала, возможно при бережном отношении и создании охраняемых зон. В Прибайкалье находятся три государственных заповедника:

В регионе созданы заказники федерального и местного значения, в функции которых входит охрана природы, восстановления и сохранения экологического баланса:

  • Верхнеангарский;
  • Энхэлукский;
  • Фролихинский;
  • Прибайкальский;
  • Кабанский.

Прибайкальский и Забайкальский национальные парки имеют особую эстетическую, экологическую и историческую ценность. На их территории допускается создание зон для познавательного туризма и хозяйственной деятельности. На отдельных участках природа охраняется в особом режиме, сходном с заповедным.

Отправьте заявку на бронирование номеров с сайта

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24