Охранная зона возле реки сколько метров

Статья 65 Водного кодекса. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Читайте также:  Рыбалка на реке локчиме

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 65 ВК РФ

Вокруг водоохранных зон в последние годы возникло немало дискуссий, обусловленных их интенсивным освоением и повышенной рекреационной и материальной ценностью, а также неведением и незнанием природоохранного, природоресурсного (земельного, водного, лесного) и гражданского законодательства Российской Федерации.

В водоохранных зонах не исключаются земле-, водо- и иное природопользование, оно лишь ограничивается в целях, указанных в первой части комментируемой статьи (о береговой линии и береговой полосе см. часть шестую ст. 6 Кодекса; о среде обитания — Законы о животном мире и о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) .

См.: Заславская Л.А., Панкратов И.Ф., Улитин А.А. и др. Комментарий к Закону о животном мире // Законодательство и экономика. 1996. N 1, 2; Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.

Предоставление земельных участков в водоохранных зонах и контроль над их использованием имеют свои особенности. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном российским земельным законодательством по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти.

Государственный контроль над соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченным Правительством РФ государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются сплошные рубки, в них разрешается проведение выборочных рубок и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов (ст. 63 ВК РФ).

Проблемы установления и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос в поселениях, обострившиеся в последнее время, решаются с учетом ливневой канализации и наличия набережных в городах и иных поселениях (см. комментарий к п. 8 ст. 14 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).

В регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась (кроме того, границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Нормы Водного, Земельного кодексов РФ и иного федерального законодательства нацелены на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль уполномоченных государственных органов. Это касается не только сельскохозяйственных земель и земель, передаваемых в частную собственность, но и любых земель, если в их составе имеются водоохранные зоны.

Передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государство права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 13, 22, 41 и др. ВК РФ).

В комментируемый Федеральный закон перенесены нормы из соответствующего Постановления Правительства РФ 1996 г. о водоохранных зонах. При этом ширина водоохранных зон, как объясняется, уменьшена с учетом практики правоприменения и потребностей охраны водных объектов в условиях научно-технического прогресса и перехода к рыночным отношениям.

В части тринадцатой комментируемой статьи устанавливается постоянная ширина прибрежной защитной полосы с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос имеет актуальное значение в условиях сокращения рекреационных возможностей населения, приватизации ценных, особенно расположенных вдоль водоемов, земель и массовых нарушений земельного, водного и иного законодательства, допущенных в последние 15 лет. Только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды десятки исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается служба судебных приставов. Повышенная защита водоохранных зон присуща большинству мегаполисов мира.

Установленный в Кодексе режим использования и охраны территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос является более мягким, чем предусмотренный в Постановлении Правительства РФ 1996 г.

При землеустройстве в соответствии со статьей 68 ЗК РФ определяются границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур .

См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193; Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

Проводимое в ходе землеустройства межевание объекта землеустройства включает в себя установку границ объекта на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения .

См.: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве»; Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» / Под ред. Е.А. Галиновской. М.: Юстицинформ, 2006.

Источник

Водоохранная зона водного объекта

Сегодня предлагаем Вам разобраться в теме, с которой на практике в жизни может столкнуться каждый. Речь пойдёт о водоохранных зонах: о том, что это такое, как устанавливается, что можно там делать, а что нельзя. Водоёмов в России пруд пруди, поэтому знать это надо каждому, чтобы поездка на рыбалку или строительство домика на живописном берегу реки не обратилось привлечением к ответственности. Итак, начнём!

Что считается водоохранной зоной?

Водоохранной зоной признаётся территория, которая примыкает к границе какого-либо водного объекта (море, река, канал, озеро и т.д.) и на которой устанавливается особый режим её использования. Проще говоря, это часть суши, на которой заканчивается водный объект и начинается земля, имеющая определённую ширину вглубь берега.

Водоохранная зона относится к зонам с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Её назначение состоит в том, чтобы защитить водоём от засорений и загрязнений, сохранить благоприятную среду для водных и прибрежных обитателей.

Читайте также:  Углубление по которому текут реки постоянно называется

Отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной полосы

Наряду с понятием «водоохранная зона» существует понятие «прибрежной защитной полосы». Разберёмся, в чем состоит отличие между ними. На самом деле, прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, непосредственной прилегающей к границе водоёма. В некоторых случаях границы прибрежной защитной полосы могут совпадать с границами водоохранной зоны (например, для рек и ручьёв, длина которых меньше 10 км). На неё в полной мере распространяется особый режим, устанавливаемый для водоохранной зоны.

Отличие заключается в том, что в пределах прибрежной защитной полосы устанавливаются дополнительные ограничения, которые не распространяются на остальную часть водоохранной зоны. В пределах прибрежной защитной полосы запрещается пахать земли, сваливать размытый грунт, пасти скот, организовывать детские лагеря и ванны. Ниже приведена картинка для наглядности:

Все водные объекты с водоохранной зоной

Из статьи 65 Водного кодекса следует, что водоёмами, вокруг которых устанавливается водоохранная зона, являются:

Не устанавливаются водоохранные зоны для:

  • озер и водохранилищ с акваторией менее 0,5 кв. км, не имеющих особо ценного рыбохозяйственного назначения;
  • прудов и обводненных карьеров;
  • ледников, снежников, родников, гейзеров, болот и озер внутри болот;
  • рек и их частей, помещенных в закрытые коллекторы;

Водоохранная зона не устанавливается либо для водоёмов, для которых это прямо указано в статье 65, либо для тех водных объектов, для которых не устанавливается береговая полоса (полоса земли вдоль границы водоёма водного объекта).

Порядок установления водоохранной зоны

Порядок установления водоохранных зон регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 29.04.2016) «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением водоохранной зоны занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:
• Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
• Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

Для установления границ водоохранной зоны органы осуществляют следующие действия:
1) Определяют ширину водоохранной зоны;
2) Описывают границы зоны, их координаты и опорные точки;
3) Фиксируют границы водоохранной зоны на картах;
4) Устанавливают границы водоохранной зоны на местности (размещают информационные знаки);
5)Представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ВЗ, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН границы водоохранной зоны считаются установленными.

Обозначение водоохранной зоны на местности

Органы, занимающиеся установлением границ водоохранной зоны, в обязательном порядке размещают на всем протяжении границ водоохранной зоны специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

  • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
  • в местах пересечения водных объектов дорогами;
  • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Требования к информационным знакам установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов». Информационное обозначение должно отвечать следующим параметрам: размер — 500×1000 мм, сделан из прочного материала, фон должен иметь синий цвет, надпись выравнивается по центру и наносится на знак печатными буквами белого цвета, которые должны быть видны в светлое время суток с расстояния 50 метров. Выглядит такой знак следующим образом:

Значение таких указателей заключается в том, чтобы оказавшиеся рядом люди не нарушали установленного законом режима для таких территорий. В противном случае они могут быть привлечены к административной ответственности (более подробно об этом далее).

Размеры водоохранных зон

Водоохранные зоны имеют определённые границы, которые устанавливаются в пределах тех размеров, которые закреплены в Водном кодексе. Размер зоны зависит от объекта, в отношении которого она устанавливается. Можно заметить следующую тенденцию: чем больше по размеру сам водоём, тем больше его водоохранная зона. Размеры водоохранной зоны в зависимости от объекта имеют следующие значения:

  • Для рек и ручьев:

1) до 10 км– 50 м. В данном случае границы водоохранной зоны буду совпадать с прибрежной защитной полосой;

2) 10 – 50 км — 100 м.

3) больше 50 км – 200 м.

  • Для озёр и водохранилищ – 50 м (для водохранилищ на водотоке – по ширине водотока).
  • Для моря – 500 м.
  • Для каналов — совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Полосы отвода каналов определяются в соответствии со строительными правилами и зависят от ряда факторов (пропускной способности канала, тип его устройства и пр.).

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер водоохранной зоны. Если водоём находится за пределами населённого пункта, то ширина водоохранной зоны отсчитывается от границы водного объекта, для морей – от линии максимального прилива. Если у водоёма есть набережная, то ширина отсчитывается от парапета набережной.

Если необходимо установить водоохранную зону в населённом пункте, то при определении её ширины, наоборот, приоритетной точкой отсчёта является парапет набережной, и только в случае её отсутствия ширина отсчитывается от границы водоёма.

Транспорт в водоохранной зоне: движение и стоянка автомобилей, мотоциклов, мопедов

Начнём рассказывать про ограничения на территории водоохранной зоны с того, какой режим установлен для нахождения в ней транспортных средств (далее — ТС).

В Водном кодексе сказано, что в границах водоохранных зон запрещено движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием. В ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога определяется как «обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». То есть по дорогам, которые расположены на территории водоохранной зоны, можно спокойно передвигаться, а машину без риска можно оставить на её обочине. По остальной территории передвигаться нельзя. Что же касается специально оборудованных мест, то обычно их очень мало, а найти достаточно трудно.

Исключением из правила являются специальные транспортные средства, которые могут ездить и останавливаться в водоохранной зоне. Разберёмся, какой транспорт можно считать в данном случае специальным.

Понятие специального транспортного средства установлено в пункте 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (постановление Правительства РФ от 10.09.09 N 720):

Читайте также:  Крупная река австралии с притоком

— это «транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)». Кроме того, Минприроды относит к таковым транспортные средства МЧС, «скорую помощь», транспортные средства правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов и иных спецслужб. При этом движение и стоянка перечисленных транспортных средств в водоохранной зоне допускается только при осуществлении ими своих полномочий.

Указанные правила распространяются не только на автомобили, но и на мотоциклы. В ПДД сказано, что «транспортное средство» – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Понятия «мотоцикл» и «мопед» также определяются как транспортные средства. Это необходимо помнить и иметь в виду, иначе есть возможность получить штраф.

В связи с этим в пределах водоохранных зон также не допускается размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.

Отдых в границах водоохранной зоны: палатка, костер

Специальных правил, регламентирующих этот вопрос, не установлено. Тем не менее, это не значит, что на территории водоохранной зоны можно делать всё, что душе угодно. Необходимо вспомнить про цели, ради которых она устанавливается – противодействие загрязнению водоёмов и сохранение благоприятной окружающей среды. Нужно соблюдать простые правила: увозить мусор, не выкидывать отходы в водоём, разжигать костры на отведённых площадках, палатки ставить аккуратно.

Строительство в водоохранной зоне: что можно строить, какие ограничения

Ещё один важный вопрос, на который стоит ответить – можно ли строить на территории водоохранной зоны? Если да, то есть ли ограничения на строительство? Давайте разбираться.

Водный кодекс не запрещает строительство на территории водоохранной зоны. Однако существуют некоторые ограничения на строительство. Для того чтобы строительство было законным, необходимо оборудовать строящийся объект очистными сооружениями, которые обеспечат защиту окружающей среде. К таким Водный кодекс относит канализации, ливнёвки, иные системы отведения (сброса) вод, очистные сооружения (септик), сооружения для сбора отходов производства и потребления. Указанные особенности распространяются и на расположенные на территории водоохранной зоны дачи, сады и огороды. До их оборудования надлежит использовать приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

При этом следует помнить, что строительство должно производиться таким образом, чтобы береговая полоса (20 метров от береговой линии, границы водного объекта) всегда оставалась общедоступной для граждан, так как водные объекты являются объектами общего пользования.

Никаких дополнительных разрешений или взаимодействий с государственными органами касательно территории водоохранной зоны не требуется.

Дополнительные запреты и ограничения в водоохранной зоне

Также п. 15 ст. 65 Водного кодекса установлены запреты на следующие виды деятельности:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, свалок различных видов отходов (производства, отравляющих и ядовитых веществ и т.д.);
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • размещение и применение хранилищ пестицидов и агрохимикатов,
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

На территории прибрежной защитной полосы как части водоохранной зоны, как уже было сказано, устанавливаются дополнительные ограничения.

Кроме того, дополнительные ограничения устанавливаются Лесным кодексом в случае, если на территории водоохранной зоны находится лес. В таком случае на территории водоохранной зоны запрещается:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Штрафы за нарушение правил в водоохранной зоне: виды, размеры, кто имеет право штрафовать

Особый режим в отношении территорий водоохранной зоны устанавливается не просто так. За его несоблюдение предусмотрена административная ответственность. Рассмотрим виды правонарушений, за которые привлекают к ответственности за нарушение законодательства о режиме водоохранной зоны:

1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (в том числе парковка в водоохранной зоне) (ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ)

  • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 8000 до 12 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 руб.

2. Уничтожение и повреждение информационных знаков, определяющих границы водоохранных зон (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ)

  • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц – от 5000 до 10000 руб.;
  • для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

3. Невыполнение требований по оборудованию объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов (статья 8.45 КоАП РФ)

  • для граждан – от 3000 до 4000 руб.;
  • для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 500 000 до 1 млн. руб.

Повторное нарушение в течение года карается ещё большими штрафами и возможностью приостановления деятельности. Также такое дело рассматривается в суде.

4. Повреждение сооружений водоохранного назначения (ст. 7.7 КоАП РФ)

  • для граждан – 1000 – 1500 руб.;
  • для должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб.

5. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ч 2 ст. 8.12 КоАП РФ)

  • для граждан – 3000 – 5000 руб.;
  • для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для ИП — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Протоколы об административном правонарушении по перечисленным выше административным делам вправе составлять сотрудники полиции. Рассматривают такие дела государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Избежать штрафов несложно, главное — быть внимательным к информационным знакам, очерчивающим границы водоохраной зоны, а также следовать правилам, которые были подробно описаны в нашей статье. Перед тем, как осуществлять строительство на земельном участке, необходимо удостовериться, что земельный участок не находится в водоохранной зоне, заказав выписку в Росреестре.

Заключение

В заключение скажем, что правил, регламентирующих режим водоохранной зоны, не так уж и много, а их знание может уберечь Вас от незапланированных финансовых потерь. Важно помнить, что соблюдая рассмотренные в статье правила, вы не только бережёте свой драгоценный рубль, но и сохраняете наше природное богатство для будущих поколений, что во времена тяжёлой экологической ситуации крайне важно.

Похожие статьи

Как часто в своей жизни вы слышали слово «скотомогильник»? Ни разу? Это неудивительно, поскольку в…

Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ введена новая глава 6.4 «Снос…

Что представляет собой охранная зона тепловых сетей? Теплоснабжение – часть инфраструктуры города и сельской местности.…

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24