Опасный спуск по горной реке

Опасность горных рек

Реки – великий дар природы. Бурные порожистые реки всегда привлекали любителей путешествий. Одно из многих направлений туризма – сплав по горным рекам.

Мощность течения горной реки меняется по мере удаления от её истока. Если в верховьях река допускает пешие переправы вброд, то, наполнившись водами новых притоков, уже в среднем течении она становится трудной и опасной для переправы. Вода горных рек очень холодная: в верховьях температура колеблется от +4 °C до +7 °C, не прогреваясь даже на мелководье. Скорость течения достигает 10 м/с. При такой скорости течения горный поток может сбить человека с ног даже при глубине по колено. Дно горных рек обычно усеяно камнями, частично подвижными.

После таяния снега весной уровень воды в горных реках повышается по сравнению с обычными условиями. При этом могут быть разрушены переправы, смыты мосты.

При планировании переправы через горные реки необходимо:

  • изучить возможные переправы и узнать о наличии мостов;
  • до выхода на маршрут отработать технику наведения переправы;
  • получить информацию в местных органах от гидрометеослужбы о погодных условиях и возможности переправы.

Безопасность переправы зависит от выбора места, времени, способа. Следует тщательно соблюдать все правила страховки.

Максимальный уровень воды в горных реках, как правило, достигается во второй половине дня, минимальный – рано утром. Поэтому планировать переправу нужно на утренние часы, встав на ночевку в непосредственной близости от места переправы.

Всегда следует помнить: если нет возможности просто и надежно организовать переправу, лучше, затратив лишний день или два, дойти до моста или перебраться на другой берег в верховьях реки через ледник.

Существуют правила поведения при попадании в водоворот или сильное течение:

  1. Поддерживайте себя на поверхности воды и спокойно ориентируйтесь.
  2. Пересекайте течение реки поперек. Если течение закручивает вас по кругу, то старайтесь плыть по течению и в сторону, удаляясь от центра круга.
  3. Если вы оказались в самом центре водоворота, то наберите побольше воздуха в легкие и нырните. Под водой двигайтесь по течению, опережая его.
  4. Сильное течение наиболее опасно на мелководье: под водой могут оказаться каменные глыбы, коряги, затонувшие деревья. В этом случае необходимо сгруппироваться, энергично выпрямиться, совершая движения ногами вперед-вниз, повернуться навстречу течению, попытаться встать на дно и удержаться на месте.
  5. Бороться с течением, плыть против него имеет смысл лишь в тех случаях, если вам угрожает опасность быть занесенным в водопад, к плотине или турбинам гидроэлектростанции.
  6. В воде освободитесь от одежды. Сначала следует снять обувь, рубашку, затем расстегнуть ремень и пуговицы брюк и снять их с себя.

При составлении материала использовались открытые источники информации и сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru/

Материал подготовили методисты ГБОУ ГМЦ ДОгМ Третьякова Н.И., Михайлов С.В.

Источник

Что такое рафтинг? Плюсы и минусы сплавов по горным рекам

Как и где заняться рафтингом, о чем стоит знать заранее новичкам, а также достоинства и недостатки этого вида спорта.

Здесь и далее фото unsplash.com

Если ты хочешь отправиться в настоящее путешествие, не боишься бросить вызов водной стихии и обожаешь адреналин, то стоит обязательно попробовать рафтинг.

По какой реке можно сплавиться, какими бывают маршруты для рафтинга, и о чем стоит узнать, прежде чем бронировать тур? Сейчас подробно ответим на все эти вопросы.

Что такое рафтинг

Рафтинг — спортивный сплав по горным рекам и искусственным каналам на надувной лодке. Его популярность, вероятно, связана с тем, что рафтингом может заниматься практически любой человек, в том числе и новички.

Все, что требуется, чтобы присоединиться к команде — это 15 минут инструктажа, после чего ты начнешь скакать по бурным порогам или наслаждаться тишиной и спокойным течением реки.

Лодки для рафтинга называются рафты, и самые простые из них представляют собой большую надувную лодку. Они бывают разных размеров и могут вмещать от четырех до 18 человек. Современные модели выполнены так, чтобы не затонуть от попадающей внутрь воды, и достаточно прочны, чтобы подводные камни и другие препятствия не могли их повредить.

Экипаж

В спортивном рафтинге экипаж — это единая команда, они работают в унисон, чтобы маневрировать лодкой. Каждый из членов экипажа, как правило, является высококвалифицированным специалистом по рафтингу или опытным энтузиастом. Они все могут «читать» реку, что позволяет им автономно работать в команде и отбрасывает необходимость в гиде.

В коммерческих сплавах по воде экипаж обычно состоит из новичков и нуждается в опытном гиде или капитане, который управляет лодкой. Клиенты работают вместе, чтобы выполнить команды, выкрикиваемые лидером. В этом случае гид подобен водителю, а экипаж — двигателю.

Работа гида — это, прежде всего, безопасность его команды. Он обязан проинструктировать всех и научить ряду упражнений для понимания того, как вести себя в лодке и в воде, если упадешь за борт. Гид отвечает за «чтение» реки и определение наилучшего маршрута через пороги.

Опыт лидера имеет решающее значение для веселого, захватывающего, но безопасного опыта сплава по воде. Гиды по рафтингу — это уникальные люди, которые почти всегда обладают причудливой и веселой индивидуальностью.

Снаряжение

Снаряжение для рафтинга на воде для клиента включает в себя плавучие средства, гидрокостюмы, шлемы и весло. Для гида это также еще и плот, метательная веревка, коммуникационное устройство, свисток, речной нож, средство для поддержания плавучести на порогах, аптечка первой помощи и большое направляющее весло для дополнительного рычага.

Навигация, также известная как чтение реки — это навык, который требует большой практики. Река имеет много особенностей (объем воды, вертикальный спуск, препятствия, мусор, камни, подрезанные скалы, фильтры, отверстия, волны и многое другое), которые образуют пороги.

Работа гида состоит в том, чтобы перемещаться по реке, избегая опасностей и при этом используя все забавные особенности маршрута, которые делают сплав по реке таким увлекательным.

Плюсы и минусы рафтинга

Если ты подумываешь о том, чтобы попробовать этот спорт, то наверняка захочешь взвесить все «за» и «против».

Преимущества

  • Путешествие по дикой природе;
  • Настоящее приключение;
  • Новый, волнующий опыт;
  • Преодоление трудностей;
  • Выброс адреналина;
  • Знакомство с новыми людьми;
  • Возможность полюбоваться красивыми пейзажами с реки;
  • Возможность сделать клевые фото.

Недостатки

  • Дороговизна;
  • Необходимость уезжать далеко от дома;
  • Отдаленность от цивилизации большинства маршрутов;
  • Риск переохлаждения и получения травм;
  • Высокая опасность при несоблюдении мер безопасности.

Уровни сложности маршрутов

Хотя заняться рафтингом может каждый, но далеко не все маршруты подходят для первого раза, а на некоторые из них не стоит отправляться даже любителям, которые сплавлялись несколько раз. Маршрут оценивается по международной шкале от I до VI, с постепенно увеличивающейся сложностью и опасностью.

Размер и тип волн, удаленность, температура воды и характер реки (сплошные пороги или спокойный участок между порогами), географический рельеф (участок ущелья или равнинная, открытая местность) — все это определяет уровень сложности и то, кому подходит сплав на этом участке.

  • Уровень I: быстро текущая вода с небольшими волнами / рябью
  • Уровень II: легкий
  • Уровень III: трудный
  • Уровень IV: очень трудный
  • Уровень V: экстремальный, сплавляться может только опытная команда, высока вероятность травм, есть опасность для жизни
  • Уровень VI: сплав по этому участку почти точно означает смерть всех участников

Лучшие места для рафтинга

Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:

Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:

  • Республика Алтай (реки Катунь, Чуя, Башкаус, Аргут);
  • Адыгея (река Белая);
  • Республика Карелия (реки Охта, Чирка-Кемь, Шуя);
  • Якутия (реки Тимпон, Чульман).
Читайте также:  Разноцветная река каньо кристалес колумбия

Если ты планируешь отправиться в отпуск в Сочи, то неподалеку от курортного города можно заняться рафтингом по реке Мзымта.

Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.

Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.

Что стоит узнать, прежде чем заняться рафтингом по реке

Рафтинг — это отличный новый опыт, который подарит тебе незабываемые впечатления, однако важно убедиться, что твоя жизнь не окажется под угрозой во время сплава. Для этого, прежде чем прыгнуть в лодку, нужно узнать ответы на следующие вопросы.

  1. Как давно компания, с которой ты собрался сплавляться, занимается рафтингом?
  2. Насколько опытен ваш гид?
  3. Соответствуют ли спасательные жилеты, которые вы наденете, стандартам безопасности? Если они повреждены, это должно тебя насторожить.
  4. В каком состоянии находятся шлемы? Они должны прочно сидеть на голове в течение всего сплава, поэтому недопустимо, чтобы ремни на них были оборваны.
  5. Внушает ли доверие речное снаряжение и надувное судно?
  6. Имеет ли гид квалификацию в области базовой первой помощи и СЛР (сердечно-легочная реанимация)?
  7. Есть ли у компании аптечка первой помощи, аварийно-восстановительный комплект и спасательные сумки?
  8. Насколько полным является инструктаж по безопасности? Если ты что-то не понял, не бойся задать гиду уточняющий вопрос.
  9. Во сколько закончится ваш сплав? Важно, чтобы вы успели закончить по крайней мере за час до наступления темноты.

Примечание: обязательно сообщи гиду о любых имеющихся у тебя серьезных заболеваниях и состояниях, а также том, как хорошо ты умеешь плавать.

На что обратить внимание во время сплава

1. На реке всегда носи спасательный жилет и убедись, что он плотно прилегает к телу. Даже если ты хороший пловец, пренебрегать этой мерой безопасности нельзя.

2. Помни, что шлемы в основном предназначены для того, чтобы уберечь тебя от весел восторженных товарищей по рафтингу и очень редко — в качестве защиты от камней на реке. Однако, поскольку такая опасность есть, не снимай шлем до окончания сплава и убедись, что он надежно закреплен на твоей голове.

3. Не привязывай / не обматывай веревкой запястья, руки, ноги или шею! Это может быть опасно, если ты упадешь в воду.

4. Не ставь ноги на страховочный трос снаружи рафта во время гребли. Так ты можешь пострадать, если ударишься о валун.

5. В случае, если рафт вот-вот ударится о валун, не пытайся остановить двухтонный импульс надувного судна своим легким веслом, ногой или руками, поскольку так можно получить травму.

6. Прекрати водные бои и другие забавные занятия перед порогами и убедись, что личное защитное снаряжение — спасательный жилет и шлем — плотно прилегают к телу.

7. Если ты упал в воду, не паникуй и расслабься: спасательный жилет немедленно поднимет тебя на поверхность. Существует около 90% вероятности, что ты всплывешь прямо рядом с рафтом. Хватайся за него. Помни, что надувное судно — это твой самый большой спасательный жилет на реке.

В случае, если ты окажешься вдали от рафта, ляг на спину, направив ноги вниз по течению. Не пытайся резко встать, так как можешь зацепиться ногой за камень или другое подводное препятствие. Внимательно слушай своего гида, даже если его указания противоречат твоим инстинктам — плыви туда и так, как он скажет.

8. Получай удовольствие! Если ты сплавляешься вместе с опытным гидом и четко следуешь его инструкциями, не забывая о мерах безопасности, то рафтинг принесет массу ярких впечатлений, и ты наверняка захочешь повторить!

Источник

Опасность переправ через горные реки

Опасность переправ через горные реки обусловлена их быст­рым течением, низкой температурой воды, неровностями дна. Даже при уровне воды немногим выше колен поток может сбить чело­века с ног и причинить ему тяжелые травмы.

При многоснежной весне и жарком лете уровень воды в гор­ных реках сильно повышается по сравнению с обычными услови­ями. Водными потоками могут быть разрушены растяжки тросов между берегами, и переправа по ним может оказаться вообще не­возможной.

Меры предосторожности состоят в следующем. При планиро­вании похода группе следует наряду с разработкой тактики про­хождения перевалов тщательно изучить возможные, переправы и до выхода на маршрут отрабатывать технику их наведения.

Организация переправ входит в технический арсенал пешеход­ных равнинных и горных походов. Недаром этот элемент присут­ствует на всех соревнованиях по технике туризма. Перед выходом на маршрут необходимо в КСС и местных органах гидрометеос­лужбы получить информацию о наличии мостов и возможности переправ.

При необходимости переправы безопасность ее зависит от вы­бора места, времени, способа и тщательного соблюдения всех пра­вил страховки.

Лихачество здесь недопустимо!

Максимальный уровень воды в горных реках, как правило, до­стигается во второй половине дня, минимальный — рано утром. Поэтому планировать переправу нужно на утренние часы, встав на ночевку в непосредственной близости от места переправы.

Следует всегда помнить, что, если нет возможности просто, и надежно организовать переправу, лучше, затратив лишний день или два, дойти до моста или перебраться на другой берег в верхо­вьях реки через ледник.

Опыт показывает, что на организацию навесной переправы сред­не подготовленная группа тратит практически целый день.

8.4. Водные путешествия

Основные опасности в водном туризме связаны с Пребыванием на воде, с преодолением при сплаве естественных и искусственных препятствий. Поэтому туристам-водникам, прежде всего, необхо­димо хорошо плавать (это умение обязательно, кстати, для всех туристов) и неукоснительно соблюдать незыблемое правило: на воде всегда находиться в надежном, застегнутом спасательном жилете. Емкость его должна быть не менее 16 л. Обязательно пользова­ние страховкой. Пренебрежение этим правилом приводит к несча*-стным случаям. Порой «технически подготовленные» водники не пользуются страховочным снаряжением, считая, что река на дан­ном участке не настолько сложная. Это очень опасная ошибка.

При прохождении сложных и неизвестных участков нужно сначала их разведать. Часто туристы, переоценив свой опыт, пре­небрегают разведкой. Экономия десяти минут оборачивается по­терей часов на ремонт судна или дней на спасательные работы и транспортировку пострадавших.

Другое важное правило — не расслабляться, находясь на воде, быть внимательными, готовыми к любым неожиданностям.

Распространенной причиной аварий является, например, не­правильное определение окончания сложного участка. Пройдя каскад сложных порогов, группа считает свою задачу выполнен­ной, расслабляется и не готова к успешному преодолению неожи­данно возникшего нового препятствия. Поэтому нельзя расслаб­ляться, пока судно надежно не зачалено.

Время сплава также имеет значение. При сплаве после 17-18 часов сказывается утомление дня, появляется усталость, рас­сеивается внимания, реакция притупляется. Это может привести к аварии. Кроме того, в этом случае времени на поисковые работы до наступления темноты, скорее, всего, не хватит.

Бесспорно, что турист, блестяще владеющий техникой уп­равления судном, менее подвержен опасностям в водном похо­де, чем больше совершается технических ошибок, тем выше риск. Однако при правильно выбранной тактике похода, при хорошо организованной разведке и страховке, при хорошем снаряжении технические ошибки участников не приводят к опасным ситуациям.

Большинство водных походов совершается по рекам. Но мно­гие туристы путешествуют также по озерам,и водохранилищам.

В этом случае надо помнить, что погода может измениться за полчаса.

Признаки ее ухудшения не всегда уловимы. Поэтому на от­крытых водоемах рекомендуется плавать на удалении не более 1 км от берега и при малейших признаках ухудшения погоды как можно быстрее плыть к берегу.

При дальнейшем ухудшении поГоды — высаживаться на бе­рег, временно прекращая плавание.

Ряд возможных опасностей в водном туризме связан с приме­нением техники других видов туризма, например с элементами горной техники и переправ.

Разведка препятствий на реке, аварийный сход с маршрута, поисковые работы могут, потребовать от группы знакомства с тех­никой передвижения по крутым травянистым склонам, по круп­ным и мелким осыпям, по скалам. Особенно опасно, когда плохое владение скальной техникой совмещается со спешкой. Это часто происходит после аварии, когда бегущий по скалам, догоняя пе­ревернувшееся судно, сам оказывается пострадавшим.

При подходах к началу сплава приходится преодолевать вброд не один приток. При этом туристы-водники, привыкшие к воде и не боящиеся ее, часто проявляют излишнюю смелость. Поэтому возможны несчастные случаи от незнания техники переправ.

Читайте также:  Угрюм река что стало с ибрагимом

Рюкзак туриста-водника — самый тяжелый, так как необхо­димо нести на себе средства сплава, страховочное снаряжение и т. д. Обычно вес рюкзака для мужчин составляет 40-50 кг. С та­ким рюкзаком приходится по тайге, по горам идти 100-150 км до начала маршрута. При этом возможно получение потертостей спи­ны и плеч из-за плохой подгонки рюкзака.

Опасно надевание тяжелого рюкзака с земли в одиночку. Нуж­на помощь двух товарищей. Допустимо надевание рюкзака в оди­ночку, если он стоит на пне или камне. Снимать рюкзак тоже желательно при помощи товарища.

От частого контакта с водой, от работы веслами кисти рук ту­риста-водника покрываются трещинами. Вылечить их гораздо труднее, чем избежать. Уберечься можно, применяя регулярно силиконовые мази или жидкости с глицерином.

Преодоление естественных препятствий составляет сущность водного туризма. Но именно эти препятствия и представляют се­рьезную потенциальную опасность и для судов, на которых осу­ществляется сплав, и для здоровья и жизни членов экипажа.

Наиболее частыми препятствиями являются завалы и заломы. Это самые коварные препятствия, встречающиеся на маршрутах любой категории сложности. .

Завал из стволов деревьев перекрывает русло от берега до бере­га, поток фильтруется. Судно крепко ударяется в завал, о сучья рвутся оболочка, надувные емкости, спасательные жилеты, тури­ста затягивает вниз, под завал, иногда доходящий до дна.

Оказать быструю помощь потерпевшему бывает очень сложно.

Чтобы не оказаться в аварийной ситуации, необходимо быть

очень внимательным на маршруте. Если судно все-таки попало в

завал, нужно выпрыгнуть на препятствие, не думая о судне и

вещах. При этом облегченное судно не так сильно прижмет.

Залом — это завал, перекрывающий часть потока. Вдоль зало­ма идет струя чистой воды, создавая впечатление, что груда бре­вен лежит на берегу.

Но в действительности чистой порой остается всего лишь одна десятая часть потока, хотя с наплыва кажется, что проплыть можно свободно. Вода начинает тащить судно и бревна. Поток часто пе­ресилить не удается, и судно врезается в залом.

Увидев завал или залом, нужно организовать срочную чалку и тщательную разведку, а затем по необходимости проводку или обнос плавательного средства.

Водопады представляют опасность при не планируемом попа­дании в них вследствие потери группой ориентировки.

Тщательное ориентирование на реке — поэтапные разведки на подходе к водопаду — залог безаварийного преодоления таких препятствий.

Пороги и шиверы относятся к основным типам препятствий на водном туристском маршруте. Единственный локальный порог, если он не имеет габаритных непроходов, то при организованной разведке и страховке не представляет собой опасности для подго­товленных спортсменов.

Однако каскад порогов и шивер с небольшими быстротоками между ними весьма опасен, так как ошибка, совершенная в одной из ступе­ней, ведет за собой неоптимальный заход в следующую и т. д.

Кроме того, продолжительный сложный участок при разведке трудно запомнить, а при прохождении такого каскада возникает усталость внимания и реакции.

Наиболее распространенная авария — переворот судна либо на стоячих волнах, либо в результате навала на камень.

Потерпевшим лучше всего выбраться на перевернутое судно и с помощью весел и подручных средств подогнать его к берегу либо посадить на камень.

При грамотно организованной страховке на перевернувшееся судно будет передана веревка и потерпевших аварию «маятни­ком» причалят к берегу.

Другой тип аварии — столкновение судна с камнем. Когда в результате этого судно садиться на камень и снять его силами экипажа не удается, экипаж другого судна должен с берега наве­сти веревочную переправу и «маятником» эвакуировать потерпев­ших к берегу.

Если в результате столкновения с камнем судно получило се­рьезные повреждения, а экипаж оказался в «автономном» плава­нии (то есть в потоке отдельно от судна), то все будет зависеть от надежности спасательных жилетов и организованной страховки.

При отсутствии защитного снаряжения, в том числе шлемов, и при надежной или отсутствующей страховке возможны. несчаст­ные случаи, а также травмы головы, ребер и нижних конечностей.

Прижимы — распространенное, но обычно не очень опасное пре­пятствие: у большинства прижимов существует водная подушка и отбойное течение и только в тех случаях, когда поток, ударившись в скальную породу, уходит вниз, существует большая вероятность «припечатывания» судна к стене. Разведка и грамотное управле­ние судном гарантирует безопасное прохождение прижима.

Опасность водоворотов преувеличена рассказами местных жи­телей. На самом деле несчастные случае в туризме в результате попадания судна в водоворот не зарегистрированы.

«Бочки» — так туристы-водники называют сильно вспененные после слива участки воды. Кажется, что вода в них кипит. Судно, попав в «бочку», останавливается и частично погружается во вспе­ненную воду. Турист, попавший в «автономное» плавание, застрева­ет в «бочке», особенно если емкость спасательного жилета велика.

Выбраться из «бочки» удается с помощью веревки, брошенной товарищами с берега. Если бросить веревку некому, приходится для уменьшения плавучести подпускать спасательный жилет и подны­ривать под «бочку». Следует отметить, что такой способ опасен.

Резкий подъем уровня воды в результате таяния снегов или ливней, то есть паводок, вызывает повышение скорости потока, возрастание опасности всех препятствий, изменение лоции реки, что приводит к потере туристами ориентировки. Поэтому в периоды паводков туристские группы должны проявлять предельную осторожность, вплоть до схода с маршрута.

К искусственным препятствиям на реках относятся плоти­ны, мосты, молевой сплав. Плотины по возможной опасности пре­восходят водопады, так как в сливе часто торчат сваи, железная арматура, бетонные блоки. Поэтому даже на равнинной реке, если принято решение не обносить плотину, а преодолевать ее на суд­не, требуется самая тщательная разведка.

В районе мостов нередко попадаются сваи и другие части ста­рых мостов, арматура. Опасен навал на быки моста. Опасны низ­кие мосты, особенно в период подъема воды, последствия могут быть такие же, как при прохождении завалов.

В местах действующих или бывших паромных и подвесных переправ попадаются стальные тросы, не заметные с наплыва.

Плавание по порожистой реке, по которой проводят молевой сплав, весьма опасно. Даже одиночные рядом плывущие бревна отвлекают внимание при прохождении естественных препятствий и делают невозможной организацию страховки.

При молевом сплаве резко повышается вероятность возникно­вения завалов.

Искусственные препятствия бывают самыми разнообразными (кроме перечисленных, это могут быть низко провисшие над во­дой линии электропередачи, затонувший мост и т. д.). Поэтому даже на участках реки, не имеющих естественных (технических) препятствий, нельзя ослаблять внимание, особенно вблизи насе­ленных пунктов и дорог.

Организация пляжного отдыха, перемещения по воде на раз­личных средствах, рыбная ловля и подводная охота могут ока­заться предпочтительными условиями тура (табл. 5). Фактором, определяющим условия безопасного отдыха группы на воде, яв­ляется санитарное состояние как водного бассейна, так и его по­бережья.

Для оздоровления решающее значение имеет температурный режим водоемов: ,

■ комфортные условия купания — (+18-24 °С);

■ допустимые прохладные условия—(+16-17 °С);

■ теплые условия — (+25-26 °С).

При температурах воды ниже +16 °С водные процедуры при­нимают только те, кто приучил свой организм к низким темпе­ратурам.

8.5. Лыжные походы

Основными опасностями в лыжном турпоходе являются низ­кие температуры, неожиданные неблагоприятные погодные усло­вия (пурга, метель), а лыжные походы в горах — возможность схода лавин с горных склонов. Другие опасности связаны и с осо­бенностями организации ночлега в полевых условиях. Однако при правильной физической подготовке и соблюдении определенных правил любой, даже самый сложный поход становится действи­тельно безопасным.

Порядок движения — главнейшая заповедь туристов-лыжни­ков. Впереди идущий и замыкающий обязательно должны нахо­диться в пределах видимости друг друга. Это — как минимум, ибо даже соблюдение такого условия еще не гарантирует безопас­ности. Ведь на открытой равнине, например, пределы видимости могут измеряться чуть ли не километрами, а именно на открытых местах наиболее вероятны внезапные метели, резко сокращаю­щие видимость. Поэтому группа не должна растягиваться на ки­лометр или даже «всего» на сотни метров.

Руководителю лыжного похода ни при каких условиях не сле­дует допускать разбивки группы.

Иногда, например, кажется, что предстоящий путь однозна­чен, заблудиться невозможно, перемены погоды не ожидается, и туристы по двое по трое выходят на маршрут. Такая ситуация должна быть исключена во всех походах любой категории слож­ности. В противном случае возможны несчастные случаи.

Читайте также:  Миссисипи река где находится как

Часто на маршруте возникает необходимость провести раз­ведку какого-то участка. Однако какой бы по длительности она ни предлагалась, — час или полдня, — следует отправлять не менее двух (а лучше трех) самых опытных участников. И непре­менно снаряжать их палаткой, спальными мешками и продукта­ми на 2-3 дня.

Даже самая неожиданная пурга предупреждает о своем при­ближении. Зная признаки перемены погоды, можно выиграть время для принятия экстренных мер. Если на чистом горизонте вдруг появилось темное облачко и, быстро приближаясь, не ме­нее быстро разворачивается, значит до начала пурги около часа или двух.

Если горизонт не настолько чист, чтобы на нем можно было «прочитать» приближение метели, но в спокойный воздух вдруг начинают врываться сильные порывы ветра, то уже через полча­са можно ожидать начала серьезной непогоды.

Когда внезапно возникает поземка, надо немедленно искать укрытие, ибо через 10 минут уже может накрыть пурга (хотя, конечно, поземка иногда продолжается час и более, но рисковать в таких случаях не стоит).

Группа, попавшая в пургу, должна обязательно держаться вме­сте. Если точно известно, что недалеко имеется укрытие (напри­мер, лес), надо пытаться пройти к нему. При этом непременно следует идти в связке (впереди идущий и замыкающий привязы­вают к себе веревку, которая пропускается через лямку рюкзака каждого участника).

В тех случаях, когда такого укрытия поблизости нет, необхо­димо немедленно, пока не наступила усталость от охлаждения, остановиться и начать устройство банка.

При этом важно, чтобы работой были заняты абсолютно все участники, так как бездеятельная остановка — первый шаг к не­счастью. Пусть часть туристов строит снежную стенку — строить стенку всей группой не целесообразно, так как при большом ко­личестве участников они будут мешать друг другу.

Остальные, не дожидаясь результатов их труда, ставят палат­ку, несмотря на то, что ее установка на ветру гораздо сложнее, чем за стенкой.

Движение группы на спуске также требует определенной осто­рожности. Даже на самом равнинном маршруте обязательно по­падаются подъемы и спуски. Любой спуск таит в себе опасности, если не соблюдать некоторых определенных правил.

Во-первых, перед спуском надо освободить руки от темляков палок, во-вторых, необходимо постоянно следить за тем, чтобы при спуске палки никогда не опережали ноги. В противном слу­чае при любом непроизвольном взмахе рукой (например, для удер­жания равновесия) лыжная палка, оказавшись впереди владель­ца, может наткнуться острым концом в склон, сугроб, куст (или в любой другой неожиданный предмет), а сам лыжник может на­ткнуться на другой ее конец грудью (в худшем варианте живо­том). В результате возможны тяжелые травмы.

Следует помнить, что на длинных необкатанных склонах не только нельзя разгоняться, наоборот, надо постоянно приторма­живать. Как бы легко ни шли лыжи (даже по неглубокому и безо­пасному снегу или по запорошенному насту), где-нибудь обязательно снежная целина прикрывает камень или корягу, которые также могут принести к травме.

Спускаться по длинному склону надо не поперек его, а вдоль, с периодической сменой направлений (то есть склон должен быть то справа, то слева от лыжника).

При этом очень удобен и безопасен такой прием: лыжные пал­ки складывают вместе и берут в обе руки (наподобие ледоруба) так, чтобы острые концы палок касались склона выше задников лыж. Таким образом, легко осуществляется торможение палка­ми, резко возрастает устойчивость лыжника.

Лавиноопасные склоны. О сходе лавин, причинах их образо­вания, мерах предосторожности и поведении при попадании в лавину уже говорилось в п. 8.2.1. Лыжнику надо знать еще не­сколько правил.

Старый снег состоит обычно из слоев самого различного харак­тера. В глубине такого пласта может оказаться слой рыхлого, рас­сыпчатого снега, состоящего из мелких ледяных (или почти ледя­ных) кристалликов, здесь сцепление настолько слабо, что лавина может быть вызвана не только продавливанием вышележащего слоя, но даже громким звуком.

При выходе на такой снег можно почувствовать, как огромный пласт как бы проседает под ногами с характерным громким вздо­хом. Это предупреждение, которым нельзя пренебрегать.

Снегом, переносимым ветром, на подветренной стороне склона часто образуются различные наддувы, в том числе так называ­емые карнизы, которые, как правило, очень слабо держатся на склоне и от любого сотрясения (даже громкого звука) готовы рухнуть, увлекая за собой снег со склона. Поэтому, если на твердом, насте лежит рыхлый сухой снег, выходить на него не следует.

Перед выходом на лавиноопасный склон надо выставить на­блюдателя в безопасном месте, для того чтобы вовремя был подан сигнал в случае схода лавины.

Все участники должны распустить лавинные шнуры, вынуть руки из темляков палок, ослабить лямки рюкзаков (или вообще нести рюкзак на одной лямке), ослабить лыжные крепления. Опас­ные участки следует проходить с большим расстоянием между участниками похода — 100 м и более.

Очень важно, чтобы у каждого участника имелись щупы-зон­ды и лавишйые лопатки или металлические пластинки. Зонды могут быть составлены из дюралевых трубок или собираться из специально переделанных лыжных палок.

К этому надо относиться серьезно — возможны случаи, когда все лавинное снаряжение окажется у тех, кто засыпан лавиной, те же, кто останутся наверху, не смогут оказать своевременную помощь пострадавшим.

Движение по замерзшим рекам. Довольно часто в таежных походах приходится двигаться по замерзшим рекам — так быст­рее, да и проще ориентироваться. Однако нельзя забывать о мерах предосторожности. Иногда на реках попадаются полыньи, но они обычно заметны — надо быть просто внимательным.

Часто поверх льда, но под снегом растекается тонкий слой воды; такие места можно обнаружить по более темному оттенку снега. Во многих случаях по такому снегу удается пройти, не замочив лыж, при этом каждый участник прокладывает свою лыжню и преодолевает опасное место как можно быстрее.

На реках дистанция между участниками должна быть несколько больше, чем обычно, а на сомнительных участках впереди иду­щий должен идти на страховке.

По-настоящему опасным бывает прибрежный лед, часто замет­но отличающийся от «фарватерного». Как правило, это бывает на быстрых реках в местах сужений, у сравнительно крутых бере­гов. Такой лед представляет собой несколько тонких корочек, разделенных слоями воздуха.

У берега корочки могут находиться на довольно-таки большом расстоянии друг от друга. По мере удаления от берега они сближа­ются, переходя в монолитный надежный лед. Иногда такбй много­слойный лед можно угадать по тому, что его уровень у берега намно­го выше, чем в двух трех (и даже более) метрах к середине реки.

Таких мест надо опасаться, особенно при съезде с берега на реку, так как выбраться их этих ледяных слоев часто бывает очень затруднительно — расстояние от верхнего до нижнего слоя может достигать 1-1,5 м.

Если кто-то из участников провалился под лед, к нему на по­мощь не должна бросаться вся группа — лед может не выдер­жать. Кому-то одному следует подползти как можно ближе к по­терпевшему и постараться кинуть ему веревку или сцепленные друг с другом лыжные палки или лыжу.

Аналогичных опасностей надо ожидать и при движении по озе­рам. Здесь, однако, добавляется еще один фактор риска — ветер.

При ветреной, даже не очень холодной погоде часты отморожения. Поэтому необходимо пользоваться противоветровой маской. Про­филактика отморожений и меры первой помощи рассмотрены выше. Организация биваков. Прежде всего, надо взять себе за пра­вило останавливаться на ночевку засветло. Лишь при выполне­нии такого условия можно гарантировать выбор безопасного ме­ста для бивака. Иначе бивак может оказаться в лавиноопасном месте. Поэтому совершенно необходимо заранее время дневного перехода планировать так, чтобы преодолевать опасные участки до темноты.

В самом крайнем случае, если группа вынуждена остановиться на ночлег в темноте из-за того, что уже само движение без види­мости по незнакомым склонам или даже по долине небезопасно, необходимо как можно раньше, — едва рассветет, — уйти с места ночлега в ту сторону, где менее опасно. Только попав в достаточ­но безопасное место, можно остановиться и организовать развед­ку для нахождения правильного пути.

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24